Русскому Вестнику: по вопросу об англиканской иерархии. [ответ на критическую заметку в январской книжке] Источник Нашу богословскую науку очень часто обвиняют в том, что она стоит слишком далеко от жизни, не хочет знать никаких современных запросов и представляет будто бы из себя лишь сухую и мертвую схоластику. Между теме, как только кто-либо из наших богословов осмелится коснуться вопроса живого и современного, тотчас же поднимаются против него ожесточенные крики и выступают сердитые критики с тяжкими обвинениями, что будто бы он подрывает установившийся церковный порядок, вредит интересам православия и т. д. и т.п. Подобные критики часто ничего не видят и не хотят знать, кроме своих, от детства унаследованных, предубеждений, и против всего, что сколько-нибудь не согласно с ними, считают своею непременною обязанности восставать и возражать во что бы то ни стало, но жалея резких слов и не обращая особенного внимания ни на истошный смысл того, что утверждает их противнику ни на степень основательности своих собственных возражений. Им нужно только возражать и как можно резче, а имеет ли их возражение какую либо научную цену и даже относится ли оно к рассматриваемому вопросу – это уж как будто их вовсе не касается. Внимание одного из подобных критиков мы имели несчастье привлечь на себя в „Русском Вестнике» своими статьями об англиканской иерархии. Много лет занимаясь изучением истории и сущности англиканства, мы сочли своим нравственным долгом приложить свой труд и свои познания к разъяснению того вопроса, который в нашей богословской науке оставался дотоле совершенно не исследованным и в последнее время стал, как известно, настойчиво выдвигаться на очередь, а именно – вопроса о действительности англиканской иерархии. Наша задача состояла в том, чтобы исследовать вопрос по возможности со всех сторон, с ночным беспристрастием выставляя на вид как положительный, так и отрицательные его стороны; а потому, касаясь в своем исследовании исторических судеб англиканской церкви, ее богослужебного строя и ее догматических учений, мы совсем не имели целью непременно защищать англиканскую иерархию или порицать ее, но прямо и решительно черное в не называли черным, а белое белым. Однако, таким беспристрастным отношением к делу мы не угодили анонимному критику Русского Вестника, который, по видимому, так предубежден против англиканской иерархии, что, забывая научным требования, желает, чтобы мы находили в ней только черное, и даже то, что бело в ней, непременно представляли бы черным. Что прикажете делать с подобным критиком? Приходится волей-неволей отписываться, конечно без всякой почти надежде убедить его самого, так как на него никакие убеждения не действуют, но единственно лишь для того, чтобы другим, не предубежденным читателям раскрыть истинный смысл его обвинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Британии идет выставка документальных свидетельств участия Англиканской церкви в работорговле 06.02.2023 В Британии идет выставка документальных свидетельств участия Англиканской церкви в работорговле – среди них есть Библия для рабов с вымаранными упоминаниями о свободе и исходе из рабства, сообщает theguardian. Помимо Библии для рабов, выставка представляет многие документы, проливающие свет на участие Англиканской церкви в финансировании трансатлантической работорговли и системы колониального управления. Выставка подлинных документов и артефактов, некоторые из которых видят свет впервые, проходит в Ламбетском дворце, где располагается национальная библиотека и архив церкви. Эта экспозиция фактически подводит первый итог широкомасштабной программы работ, запущенной церковью в 2019 году с целью «устранения прошлых ошибок» и изучения исторических связей церкви с работорговлей. «Степень причастности церкви к работорговле, выявленная нашими исследованиями, оказалась совершенно позорной, – говорит исполнительный директор Церковных комиссаров в Англии Гарет Мостин (Gareth Mostyn). – Экспонаты нашей итоговой выставки вызывают шок и горечь. Мы глубоко скорбим. Для выставки мы подобрали действительно впечатляющие документы, обнаруженные нами при расследовании истории церковной деятельности того периода. Цель нашей экспозиции – показать народу, что вся та неприглядная история рассказана нами без утаек и недомолвок, мы не скрываем ничего из наших находок». Выставка проходит одновременно с вестью об учреждении Англиканской церковью Британии фонда в 100 миллионов фунтов стерлингов, который, по уверениям ее представителей, пока не предназначен для компенсаций или репараций. Это не помешало критикам подчеркнуть, что эта сумма, если она все же пойдет на компенсации, ничтожна в сравнении с расчетной примерной прибылью в 1,3 млрд фунтов стерлингов от церковных вложений в работорговлю. «Невозможно собрать такую невообразимую сумму денег, чтобы полностью возместить ущерб», - признает Мостин.

http://drevo-info.ru/news/28755.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиепископ Йоркский готовится оставить службу через два года Высказываются предположения, что пост второго в церковной иерархии архиепископа Англиканской церкви займет женщина   ЛОНДОН. Архиепископ Йоркский, второй в иерархии архиепископ Англиканской церкви Британии, готовится оставить службу через два года, и многие уже надеются, что этот пост после темнокожего уроженца Уганды займет женщина, сообщает theguardian . Джон Сентаму ( John Sentamu ), темнокожий архиепископ Йоркский угандийского происхождения, объявил, что собирается уйти с этого поста в июне 2020 года, и многие церковные либералы ждут, что освободившуюся вакансию займет женщина. Архиепископ назначил точную дату своего ухода – за три дня до своего 71-го дня рождения, а до тех пор собирается пребывать на посту архиепископа, члена Палаты лордов и члена тайного совета. (По традиции Англиканской церкви, священнослужители в обязательном порядке выходят на пенсию по достижении 70 лет, хотя многие продолжают служить даже после официального выхода на пенсию). «Я решил объявить точную дату своего ухода заранее, чтобы дать ЦерквиАнглии как можно больше времени для молитв, благочестивых размышлений, осознания церковной ситуации и мудрых решений, а также время для подготовки моего преемника» – сказал архиепископ. «Я выражаю глубокую благодарность Ее Величеству Королеве за благосклонное позволение мне продолжать мою службу архиепископа Йоркского до июня 2020 года, чтобы дать мне возможность завершить тот труд, на который я был призван» – отметил Джон Сентаму в своем извещении об уходе. Джон Мугаби Сентаму, уроженец города Кампала в Уганде, является высшим иерархом от так называемого «темнокожего и этнического меньшинства» (ТЭМ) в Англиканской церкви страны. Он родился в 1949 году, окончил Университет Макерере, где изучал юриспруденцию, работал адвокатом и судьей. В 1974 году после критики диктаторского режима Иди Амина был арестован, недолго отсидел в тюрьме за свои политические убеждения, а в 1974 году нашел убежище в Великобритании. На новой родине он занялся изучением богословия в Кембриджском университете. В течение 13 лет был викарием церкви в городе Татсхилл, в 2002 году был назначен епископом Бирмингема, а в ноябре 2017 года возведен в сан архиепископа Йоркского.

http://sedmitza.ru/text/8416506.html

В конце 1551 года члены эти в количестве были разосланы наиболее влиятельным богословам англиканской церкви с тем, чтобы они представили отзывы о них. Вместе с тем в начале (2) мая 1552 года то же вероизложение было препровождено в тайный королевский совет. Последний, в свою очередь, препроводил его архиепископу Кранмеру, который вместе с Ридлеем, сделав снова незначительную переработку членов, отправил их Вилльяму Сесилю и Донону Чеку, влиятельным придворным покровителям реформации. Последние, в свою очередь, с дозволения короля передали члены придворным капелланам – Биллю, Гарли, Горну, Ноксу и Перну, которые, просмотрев указанное вероизложение, возвратили его снова Кранмеру, и последний 24-го ноября 1552 года представил его в Совет с тем, чтобы получить окончательную санкцию со стороны королевской власти, что и воспоследовало 19 июня 1553 года. В силу этой санкции члены были признаны общеобязательными символьными документами в англиканстве («Труды Киев, Дух. Акад.» 1906 г., стр. 233–235: А. Я. Рождественский, История символических и богослужебных книг англиканской церкви). Ввиду обнаруженного в 60-х годах XVI столетия недовольства XLII членами, в 1562 году, по приказанию королевы Елизаветы, был предпринят пересмотр их архиепископом Паркером вместе с епископами Коксом Элийским и Гестом Рочестерским. Результатом этого пересмотра было появление XXXIX членов, по общему содержанию почти тождественных с XLII членами. Совершив пересмотр членов, Паркер, в начале 1563 года, представил составленный им документ в конвокацию и затем на просмотр самой королеве. Елизавета, после тщательного пересмотра нового вероизложения вместе с тайным советом, согласилась вполне с содержанием его, но, по всей вероятности, опасаясь противодействия со стороны представителей еще сильного в ее царствование римского католицизма, долго медлила с окончательной санкцией представленного Паркером вероизложения. В 1566 году она даже отказалась утвердить внесенный в парламент билль об обязательности членов. Только в мае 1571 года после вторичного просмотра XXXIX членов новой конвокацией указанный документ был признан за обязательный для всей англиканской церкви («Труды Киев. Дух. Академии» 1906 г., 3, стр. 467–470: История символических и богослужебных книг).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей 10 июля 1948 г. Доклад Представителя Румынской Церкви проф.-протоиерея П. Винтилеску: «Англиканская иерархия и ее действительность» Председательствует Святейший Патриарх Румынский Юстиниан Святейший Патриарх Юстиниан : Пленарное заседание Совещания Глав и Представителей Православных Автокефальных Церквей объявляю открытым. Слово для чтения доклада от Румынской Церкви проф.-протоиерея Винтилеску на тему: «Англиканская иерархия и ее действительность» предоставляется протопресвитеру Η. Φ. Колчицкому. «Англиканская иерархия и ее действительность» Протопресвитер Η. Φ. Колчицкий: читает представленный в письменном виде доклад. Вопрос о действительности англиканских рукоположении, практически разрешенный в отрицательном смысле Римско-католической Церковью 72 ,от которой англиканство откололось в XVI в., начал привлекать внимание Православной Церкви приблизительно лет сто тому назад. Возникнув в связи с отдельными, личными ходатайствами некоторых англиканских клириков, просивших о принятии их в лоно Православной Церкви и в число ее священнослужителей, вопрос о действительности этих рукоположении вскоре стал предметом оживленных исследований и богословских дискуссий и затем превратился в целую проблему, для разрешения которой были сделаны неоднократные и настойчивые обращения к Православной Церкви со стороны официальных и полуофициальных кругов Англиканской Епископальной Церкви 73 . До настоящего времени вопрос этот еще продолжает оставаться в первой стадии своего развития, в том виде, в котором он был уже разрешен около ста лет назад на практике Православной Церкви, именно, в отрицательном смысле. Поэтому все англиканские клирики, ходатайствовавшие о переходе их в Православие, были посвящаемы , вновь как в Греческой, так и в Русской Церкви 74 . Эта практика нашла себе одобрение и во мнении тех немногих православных богословов, которые занимались исследованием этого вопроса в прошлом и в начале нынешнего столетия 75 , а Синод Русской и Греческой Церквей 76 подтвердили своим авторитетом установившуюся практику. Разумеется, такое, разрешение вопроса нельзя считать произвольным, так как в теории ему соответствуют известные соображения и определенные основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Англиканской церкви Британии разразилась «катастрофа поколений» Приверженцами этой церкви считают себя лишь 2% молодежи, наиболее заметна убыль в рядах 45-54-летних   ЛОНДОН.В Англиканской церкви Британии разразилась «катастрофа поколений», причем заметней всего упала численность 45-54-летних, среди английской молодежи насчитывается лишь 2% ее приверженцев, сообщает theguardian . Одновременно среди английской молодежи резко выросло безверие – сегодня до 70% молодых людей моложе 24 лет относят себя к категории нерелигиозных. С 2002 года численность британцев, причисляющих себя к Англиканской церкви Британии, по данным социологического исследования взглядов населения Британии , сократилась вдвое, при рекордно низких показателях во всех возрастных группах за всю историю подобных исследований. Следует отметить, что численность постоянных прихожан, регулярно посещающих храмы, еще на порядок ниже . Тем временем давняя тенденция движения к светскому обществу заметно ускорилась в последние годы. Доля неверующих возросла с 41% в 2002 году до 52% в 2017 году. Годом ранее, в 2016 году, она составляла 53%, и пока неясно, означает ли это отклонение, что маятник двинулся обратно, либо это просто случайная флуктуация. Демографический разрыв, о котором свидетельствуют новые научные данные, воспринимается церковью как особенно тревожный фактор. Относительно молодые люди гораздо реже, чем пожилые возрастные группы, причисляют себя к Англиканской церкви , и при этом социологическая статистика показывает, что люди редко становятся приверженцами крупной церкви в пожилом возрасте. Это означает, что в процессе смены ближайших поколений доля прихожан Англиканской церкви Британии в общем населении страны очень скоро станет пренебрежимо малой .

http://sedmitza.ru/text/8357557.html

Одним из замечательнейших явлений в истории христианства за минувшее столетие, без сомнения, должно быть признано знаменательное движение в епископальной церкви Англии и Америки к сближению и, если возможно, к соединению с православною церковью Востока. Это движение, развивавшееся в продолжение нескольких десятков лет, уже имеет теперь свою историю, так как выражалось и доселе выражается не только в богословской литературе, но и в целом ряде попыток со стороны обеих ветвей англиканства вступить, так или иначе, в прямые сношения с православными восточными церквами по вопросу о соединении 1 . Осязательных практических последствий это движение пока еще не имело и вопрос о соединении англиканской церкви с православною как был, так и доселе остается вопросом, но десятки лет, тем не менее, сделали свое дело и положение вопроса в настоящее время уже далеко не таково, каким оно было шестьдесят или семьдесят лет тому назад. В раннюю эпоху сношений стороны слишком мало знали друг друга, так что в начале сороковых годов, напр. Уильям Пальмер серьезно увлекался мыслью доказать, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Последующие годы и всё дальше и шире развивавшиеся сношения естественно вызвали потребность выяснить с возможно большею полнотною и обстоятельностью все те сходства и различия, какие существуют между этими вероисповеданиями, так как согласие вероучения должно составлять первое и необходимое условие церковного единения. В шестидесятых и семидесятых годах при сношениях англиканской и американской епископальной церкви с православными церквами Греции и России, с обеих сторон постоянно и настойчиво высказывается и нередко по возможности осуществляется мысль, что важнейшею задачей сношений, прежде всего, должно быть серьёзное взаимное изучение, только на основе которого эти сношения и могут привести к каким-либо существенным результатам, a потому в настоящее время, после разных, неоднократно бывавших исследований и конференций, ни один из самых искренних сторонников единения, конечно, уже не скажет, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Многолетняя эпоха сношений выдвинула целый ряд таких догматических пунктов, в которых символические книги и практика англиканства или явно уклоняются от православия, или выражаются не с достаточною определённостью. Отсюда и в настоящее время для сторонников церковного единения все еще остается не устранённою потребность трудиться над сравнительным выяснением вероучения православной и англиканской церквей, чтобы сделать, наконец, возможным прямой и решительный ответ по вопросу об их соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

А.И. Булгаков По поводу «Защиты» папского определения, составленной Английскими католическими епископами в конце 1897 года (смотр. ниже). Вопрос об Англиканской иерархии в последние пять лет является одним из самых крупных и важных вопросов, обсуждаемых представителями богословской науки. Труды, посвященные обсуждению его учеными и публицистами в Англии, Италии, Франции и России, столь многочисленны, что простое перечисление их может составить объемистую брошюру 1 . Причина такого внимания к названному вопросу заключается в том, что от такого или иного решения его зависит решение вопроса о сущности англиканства и его отношении к тем христианским вероисповеданиям, которые в церковной иерархии видят Божественное учреждение, непрерывно и преемственно долженствующее существовать в Церкви Христовой во все времена её существования, т. е. до скончания века, следовательно, такое учреждение, без которого невозможно самое бытие Церкви Христовой. Вопрос об Англиканской иерархии возник с самого начала её существования, т. е. с XVI века, когда необходимо было решить вопрос об отношении её к римскому католицизму; но, – как это ни удивительно, – он не был удовлетворительно разрешен в течение трех веков; да, можно сказать, не решен удовлетворительно и окончательно и до настоящего времени. Мы не имеем в виду излагать подробно историю попыток к решению его, а хотим познакомить читателей нашего журнала с положением и постановкой этого вопроса в настоящее время. Для всех представителей христианских вероисповеданий, заинтересованных в окончательном решении вопроса об Англиканской иерархии, вопрос этот распадается на две половины: историко-каноническую и догматическую. Первая может быть формулирована так: «Имеет ли современная Англиканская иерархия непосредственную связь с иерархией Апостольской?» или другими словами: «Сохранилось ли в ней Апостольское преемственно-непрерывное рукоположение?» Вторая половина вопроса представляется в таком виде: «Имеет ли современная Англиканская иерархия те необходимые свойства и качества, без которых невозможно существование иерархии по мысли её Божественного Основателя?» или: «Такова ли современная Англиканская иерархия, каковою она должна быть с точки зрения св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/k-vo...

Иерархия англиканская Иерархия англиканская , современная, происходит от Матфея Паркера (Matthew Parker) архиепископа Кентерберийского, рукоположенного по указу королевы Елизаветы в 1559 г. 17 декабря. Был он рукоположен четырьмя лицами: Уильямом Барлоу, бывшим еп. Чисестерским, Джон. Скори, бывшим еп. Герфордским,. Милоном (Miles) Ковердалем, бывшим еп. Екстерским, и Джоном Годжкинсом, еп. викарием (суффраганом) Тетфордским. Первый и последний по своему рукоположению (1536 г.) относятся к епископам. имеющим апостольское преемство рукоположения по римско-католическому чину, хотя и вопреки римско-католическим канонам; второй и третий рукоположены по новому англиканскому чину рукоположений, но архиепископом Т. Кранмером, который сам. рукоположен был по римско-католическому чину и согласно римско-католическим канонам, но который отлучен от церкви, как не повинующийся папской власти и действовавший вопреки римско-католическим канонам (вопреки mandatum aposmolicum). – Таким образом, вопрос о законности и действительности современной англиканской иерархии сводится к вопросу о том: сохранилось ли в ней преемственное апостольское рукоположение или последовательная передача благодати священства? И к вопросу о том: совершалась ли эта передача благодати священства согласно с практикою древней Церкви? С римско-католической точки зрения благодать священства, как дар неизгладимый, сохранилась у Кранмера, архиеп. Кентерберийского, и по католическому ритуалу передана Уильяму Барлоу и Джону Годжкинсу, которые рукополагали Матфея Паркера, а по новому чину рукоположений передана Дж. Скори и Милону Ковердалю, которые тоже рукополагали Матфея Паркера. Итак, с римско-католической точки зрения Матфея Паркера необходимо рассматривать, как лицо, получившее епископское рукоположение и имеющее благодать священства. – Другой вопрос – о законности и незаконности этого рукоположения. Рукополагателями М. Паркера, – родоначальника современной англиканской иерархии, – являются епископы (?), лишенные своих кафедр, и епископ-суффраган, по канонам не имеющий права самостоятельно действовать в качестве епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Мое знакомство с мр. Биркбеком началось с 1896 года. В этом году я начал печатать в книжках «Богословского Вестника» отдельными главами свое исследование: «Иерархия англиканской епископальной церкви». В марте месяце мною было получено из Лондона письмо, в котором мр. Биркбек сообщал мне, что К. И. Победоносцеву при личном свидании с ним в Петрограде в минувшем январе, обратил его внимание на первую главу моего исследования и дал ему только что вышедшую книжку «Богословского Вестника» для прочтения. По отзыву м-ра Биркбека «прекрасная историческая статья» моя «сильно его заинтересовала», и он просил меня высылать ему все дальнейшие главы моего «ученого труда, столь интересного для английских читателей». –Такое любезное письмо было для меня вдвойне приятным. Прежде всего, мне, конечно, было очень лестно, что моя работа встречает сочувственное внимание со стороны такого видного знатока и деятеля в англиканской церковной жизни, каким был уже тогда известен м-р Биркбек, и непосредственные сношения с которым были для меня в высшей степени важны в видах наиболее основательного исследования вопроса, составлявшего предмет моей ученой работы. С другой стороны, мне весьма интересно было узнать, что тот самый К. П. Победоносцев , который два года тому назад, по поводу моей статьи об иерархии старокатоликов, отзывался обо мне очень не лестно, как об исследователе, способном по своему легкомыслию причинить большой вред интересам православной церкви 2 , теперь сам же сочувственно пропагандирует мою работу, хотя её благожелательное отношение к англиканству было для него, без сомнения, ясно с первой же главы. Впоследствии я не раз имел возможность убедиться в том, что в данном случай сказывалось не столько отношение к моим работам по существу их, сколько не одинаковая степень сочувствия Константина Петровича к старокатоликам и к англиканам. Первых он вообще не долюбливал, находил их слишком самонадеянными и желающими поучать всех других, вследствие чего ни один из них не считал нужным побывать в России и непосредственно познакомиться с учением и жизнью православной восточной церкви. Англиканам же он ставил в особенную заслугу то обстоятельство, что их епископы и богословы ярко выражают свое сочувствие к восточной церкви не только теоретически, но и постоянным стремлением приезжать в Россию и лично изучать жизнь нашей церкви со всех сторон и в некоторых отношениях себе в назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010