Мое поколение наконец-то решилось на мемуары. До него высказывались фронтовики, и боязно было опережать их в воспоминаниях. Теперь фронтовики уходят, их почти не осталось. Уходят уже и мои сверстники, им под 80. И вот собраны воспоминания их детских лет, совпавших с военным временем. Тексты бесхитростные и страшные. Сорок исповедей. Авторы – ученые и художники, журналисты и кинорежиссеры, медики и педагоги… Водитель трамвая, штукатур, летчик, библиотекарь… Да как же они сумели доучиться и получить законченное образование, если в военные, да и первые послевоенные годы со школьной скамьи целые выпуски мобилизовывались на военное производство и восстановительные работы? Доучились все-таки! Уже после Победы! Хотя и сохранили горькое ощущение непоправимости того, что сделала с ними война. «Ну, какие мы участники Победы! – исповедуется одна из них. – Мы были просто заложники войны!» Но все-таки поздравляет всех! Потому что участники! Участники Победы! Хотя поначалу и неприметные по малолетству. Среди них особенно заметны фигуры артистов, заслуживших всенародную известность: Элина Быстрицкая, Эдита Пьеха, Валентина Леонтьева, Евгений Леонов, Валерий Золотухин… Меньше, вернее, почти нет – поэтов и писателей. Может, оттого, что литераторы успели высказаться раньше и полнее тех, кто выкарабкивался к высшему образованию через фабрично-заводские училища и колхозные звенья. О войне с пронзительной силой написали поэты поколения «шестидесятников»: Соколов, Рождественский, Евтушенко… Прозаики Владимов, Аксенов… Но тут-то и сказывается авторский замысел Ларисы Машир: сквозь позднейший литературный блеск разглядеть первоначальный опыт – ранящий именно в первоначальной непосредственности. Трагедию Бабьего Яра Анатолий Кузнецов описал уже в зрелости, – после чего благоразумно удалился в эмиграцию, – а здесь воспроизводится первоначальная запись Анатолия – 12-летнего киевлянина, увидевшего, как гонят евреев в овраг, услышавшего их крик: «Это смерть!» «В телеге – немецкий солдат с кнутом. Другой солдат, с ружьем подмышкой, ведет из ворот бледного мальчишку…»

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

Я помню, что за летний день я успевал скроить и сшить 8 брюк с одним карманом – правым. А желающим заказать и с левым карманом ставилось условие – неси морковки и гороху… Такая вот у меня нескучная биография детдомовца! После 10 классов, пошел в Томский пединститут на исторический факультет, а потом было Фрунзенское военное авиационное училище летчиков, окончил с отличием. В итоге – 9 тысяч часов налета на 15 типах самолетов без царапины себе, людям и технике! Дина Левина. Из семейного архива журналиста Матвея Ганапольского. Воспоминания матери Но сначала вот это. «ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО. Вечернее сообщение. В течение 21 сентября наши войска вели бои с противником на всем фронте. После многодневных, ожесточенных боев наши войска оставили Киев…» А 28 сентября на афишных тумбах, стенах домов и заборах появились объявления на русском, украинском и немецком, которые начинались так: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи…» И далее подробно об угрозе расстрела. Следующий день – 29 сентября глазами 12-летнего свидетеля Толи Кузнецова, записавшего все увиденное в толстую тетрадь. В то утро, когда Толя наблюдал за всем происходящим со стороны, другой ребенок – Дина Левина в это самое время шла внутри скорбного шествия. После окончания Литературного института Толя стал писателем Анатолием Кузнецовым и написал роман-документ «Бабий Яр». Привожу с некоторыми сокращениями фрагмент из этой книги, из главы «Приказ». То самое 29 сентября. КУЗНЕЦОВ: «Конечно, я не мог пропустить такое невероятное зрелище – вывоз евреев из Киева. Дождавшись рассвета, я выскочил на улицу. Они выходили еще затемно, чтобы оказаться пораньше у поезда и занять места. С ревущими детьми, со стариками и больными, плача и переругиваясь, выползло на улицу еврейское население огородного колхоза… Меня потрясло, как много на свете больных и несчастных людей.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

Мы с мамой молчали, от ужаса потеряв дар речи. Раздетые до нижнего белья мы, держась с ней за руки, поднялись на самый верх тропинки. Теперь наша очередь. Когда начали стрелять в нас, мама потеряла сознание и упала. Наши руки расцепились, мы обе полетели вниз. Я не могу все это передать, нет таких слов. Боли не чувствовала, когда ногу прострелило. Помню, что не было сил кричать, я только звала: – Мама, мама… Немцы еще стреляли, вверху кричали и на нас падали тела, я стала задыхаться. К ночи стрельба закончилась, я стала выбираться. Кто-то недостреленный тоже пытался выбраться. В памяти осталась безумная картина – люди, люди, люди… много людей сваленных друг на друга. Маму я не нашла. Выкарабкаться из ямы было трудно, не за что было уцепиться. Под утро я, наконец, выбралась и направилась к ближним домам. Меня жалели, но говорили – «уходи, а то всех убьют». И я пришла в наш двор, где мы жили. Очень хорошие наши соседи-украинцы Щур – Галина и ее муж Андрей. Меня покормили, я пробыла у них немного, но оставаться там было нельзя, так как немцы прятавших тоже убивали. Я ушла и скиталась, где могла. Встретила однажды мою одноклассницу Валю Тарасенко, которая привела меня к себе и я пробыла у них несколько недель. Тоже очень хорошие люди. Их соседи меня видели, никто не выдал. Потом ушла из города и скиталась по селам под вымышленной фамилией. Мне выдали справку и с этим документом я жила. Хотелось найти партизан, но мои поиски закончились тем, что я попала в тюрьму. Там били, но потом выпустили… Как я смогла выжить, не понимаю. Я часто и много плакала, потому что в себе хранила страшную тайну моего спасения из ада и доверить ее никому не могла. Я вообще была абсолютно одна посреди войны и однажды на улице я попала в облаву – меня отправили в Германию… Шел 43й год. Мне было 15 лет. Но в 41-ом меня расстреляли вместе с мамой в Бабьем Яре». P.S. Свидетель – Дина Аркадьевна Левина скончалась летом 2012 года. Другой свидетель нашей истории – Анатолий Васильевич Кузнецов – ушел от нас в 1979 году. Из письма Татьяны Невской (г. Иваново)

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

Как далеко невнятное бормотание господина Филина отстоит от образца судебной речи, тщательно описанной А.Ф.Кони! В ответ на основательную критику нашим защитником «заключения» Кузнецовой, на основании которого и шьют дело РНЛ и о. Александру Шумскому, послышался просто невнятный лепет помощника прокурора. Это не преувеличение, уверен, что коллеги, присутствующие на заседании, подтвердят мое наблюдение. А тот факт, что прокурор намерен построить обвинение на таком «заключении», дает все основания утверждать, что в отношении «Русской народной линии» и отца Александра Шумского ведется политическое преследование, и что Красносельская прокуратура готова предпринять любые действия, в том числе и антиправовые, лишь бы закрыть РНЛ и упрятать за решетку патриотически настроенного священника. О государственном служении прокурора говорится в обстоятельной и крайне поучительной статье Анатолия Федоровича Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Великий прокурор задается вопросом, что надо, чтобы «уметь говорить публично, т.е. быть оратором». «Это уменье достигается выполнением ряда требований, лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий, по моим наблюдениям и личному опыту, три: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами, причем, конечно, к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы. (…) Наконец, сказал я, нужно не лгать. Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом: он говорит не то, что думает,- это ложь по отношению к другим; он думает не то, что чувствует,- это ложь самому себе, и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует. Присутствие каждого из этих видов лжи почти всегда чувствуется слушателями и отнимает у публичной речи ее силу и убедительность», - считает А.Кони. Совершенно очевидно, что господин Филин не соответствует ни одному из вышеперечисленных требований.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/08/ne...

В Северной Осетии молитвенно помянули убиенных 101 год назад терских казаков 20.04.2021 17:13:59 ВЛАДИКАВКАЗ 17 апреля 2021 года на Кургане памяти близ города Беслан в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А) состоялись мероприятия, посвященные памяти жертв геноцида Терского казачества. В ежегодном молитвенном поминовении приняли участие около тысячи человек — представители казачьих обществ со всего Северного Кавказа, православное духовенство, представители общественности и органов власти Северной Осетии, учащиеся казачьих кадетских классов и воспитанники патриотических клубов. День памяти впервые собрал вместе реестровых казаков Терского войскового казачьего общества во главе с Виталием Кузнецовым и казаков общественного Терского казачьего войска во главе с атаманом Анатолием Маковкиным. Делегации терцев прибыли из Ставропольского края, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ингушетии. Вместе с представителями казачества мероприятия посетили, в частности, главный федеральный инспектор по РСО-А Владимир Келехсаев, министр РСО-Алания по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев, руководитель Северо-Осетинского национального общества «Русь» Владимир Писаренко. Духовник Терского войскового казачьего общества, клирик Ставропольской епархии митрофорный протоиерей Павел Самойленко совершил литию по жертвам трагедии вековой давности и призвал казаков быть верными вере предков. По благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида Владикавказскую епархию на мероприятии представлял руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством иерей Василий Грибенченко. 101 год назад в эти дни терские казаки подверглись выселению из станиц Тарская, Сунженская, Воронцово-Дашковская и Тарский хутор. Из родных мест были изгнаны десятки тысяч терских казаков. Многие из них в ходе выселения были убиты. В 2001 году недалеко от Беслана в память о погибших и выселенных предках терскими казаками был насыпан курган, установлен православный крест и воздвигнут памятник. В дальнейшем здесь планируется построить часовню. Вместе с невинно убиенными предками казаки поминают жертв теракта в бесланской школе — возлагают цветы на кладбище «Город Ангелов». По материалам пресс-службы Владикавказской епархии Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/04/20/v-severnoy...

6 ноября в Красносельском районном суде Санкт-Петербурга состоялось первое предварительное судебное заседание , на котором научно-консультативное заключение научного сотрудника ИЛИ РАН И.Е.Кузнецовой было признано ничтожным и принято решение о назначении судебной экспертизы. 20 ноября состоялось второе предварительное заседание по данному гражданскому делу, на котором была назначена комплексная судебная психолого-социолого-лингвистическая экспертиза, на разрешение которой было поставлено три вопроса. Производство комплексной экспертизы было поручено экспертам Межрегионального бюро судебных экспертиз им. Сикорского. Дело было приостановлено до получения заключения экспертов. Определение суда в части приостановления производства по делу могло быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней путем подачи частной жалобы через районный суд. 23 ноября прокуратура Красносельского района Санкт-Петербурга направила заявление в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с отказом от собственного заявления в защиту «интересов неопределенного круга лиц» о признании экстремистским материалом статьи священника Александра Шумского «От " контрольной прогулки " до контрольного выстрела». 26 ноября в связи с тем, что отпали основания для проведения ранее назначенной судебной экспертизы, Красносельский районный суд принял решение возобновить производство по данному гражданскому делу. И вот наконец в этом деле поставлена точка. Однако во время второго предварительного заседания прокурор Красносельского района В.В.Балашов вручил главному редактору «Русской народной линии» Анатолию Дмитриевичу Степанову официальное предупреждение от Красносельского прокурора, который еще до решения суда определил, что статья отца Александра Шумского является экстремистской, а потому потребовал снять ее с сайта РНЛ. Кроме того, помощник прокурора Красносельского района В.А.Филин рекомендовал прокуратуре Центрального района Санкт-Петербурга (по месту регистрации РНЛ) возбудить против главного редактора РНЛ уголовное дело по статье 282 УК РФ за публикацию на сайте РНЛ статьи отца Александра Шумского.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/04/kr...

Хочется увидеть безвременник кавказский — и он мягким сиреневым огоньком вспыхнул на чьей-то клумбе среди опавших листьев и еще свежей зеленой травы. Такие маленькие радости, слава Богу, еще способны приятно волновать. Это несколько утешает, особенно среди переживаний, о которых говорить не стоит, а забыть нельзя. Много приходится встречать такого, что по справедливости можно назвать вражьим делом, можно жалеть всех, попадающих в его сети, из которых так непросто выбраться. Конечно, все это из-за недостатка смирения и по немощности нашей молитвы. Но вернусь к дороге. Стелется кое-где дым. Это жгут кучи опавших листьев, ботву и хворост. Тихо и спокойно вокруг. В первый раз в этом году увидели пару снегирей, вроде бы рано им еще быть в наших краях. Синицы нас не удивляют, шныряют в кустах, звонко посвистывая. Совсем редкость: две-три ягоды малины заждались нас, высунувшись между досок забора. Впереди сияют купола Лавры. Если на душе мирно, если тепло от сознания, что идешь к Преподобному, если кругом такое " благорастворение воздухов " , такая щедрая напоенность каждого закутка теплым солнцем, такое разнообразие оттенков, такое ясное небо, то можно поверить святым, говорившим, что рай и ад начинаются здесь. Что ад — всем известно, а вот рай — это реже, этого еще дай Бог! И дает по Своей великой милости и предстательству преподобного Аввы. Вот мы уже в ограде. Как и следует, народу много. Идем в Смоленский храм. Обычно он закрыт, а по случаю ремонта Академического Покровского храма служат в Смоленском. Он много меньше закрытого Покровского, но в нем свояудивительная атмосфера: ребята, учащиеся Духовных школ, стоят вместе с народом, хор тут же. Все и всё рядом. Когда поют в алтаре и на клиросе, кажется, что весь мир погружен в море церковных песнопений, что ничего больше нет, кроме праздника в Лавре. Возглавлял службу владыка Анатолий (Кузнецов) [ 1 ]. Он постарел, изменился внешне, но глаза и голос остались прежними. Хорошо очень звучали стихиры Преподобному: " Мира мятеж, Преподобне, оставив...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Но политическая элита как-то спокойно отреагировала на нынешнюю ситуацию… — Можно, конечно, не обращать на них внимания. Но, я думаю, они сами не дадут этого сделать. Будут организовывать провокации, заварушки, маршировать с факелами и т.д. – словом, заниматься тем, что они только и умеют. Вот зарегистрируются, получат неприкосновенность – и танцуй губерния. Болезнь вылезла наружу. — А в чем, по-вашему, причина этой болезни? — Понимаете, каждому поколению надо давать прививку от фашизма, тоталитаризма. Многие, особенно молодые люди, могут подумать, что это не так страшно, даже привлекательно. Вот возьмите США, – как и мы, это страна-победительница. Но она не пережила и малой доли той катастрофы, которой стала для Украины фашистская оккупация. Для нас, как и для других оккупированных государств, это едва ли не самая большая трагедия со дня существования, поскольку привела к тотальному разорению, миллионам безвинных жертв, затронула буквально каждую семью. Однако в США антифашистская идеология присутствует повсюду. Даже в кинематографе за последние 20 лет сколько вышло выдающихся антифашистских фильмов – от «Списка Шинлера» Спилберга до «Бесславных ублюдков» Тарантино. Обращаются к этой проблематике великие режиссеры, чтобы ни у каких ублюдков, где бы они ни появлялись, не возникло желания быть славными, а у народов – доверять им власть. У нас, как вы понимаете, совсем иная картина: последние 20 лет гуманитарную политику власть отдавала на откуп националистам, которые только то и делали, что разрушали историческое самосознание народа, насаждали русофобию. Вот, скажем, Киев дал миру трех выдающихся писателей-антифашистов, чьи книги переведены на десятки языков мира, – Илью Эренбурга, Виктора Некрасова, Анатолия Кузнецова. У нас кто-то помнит об этих киевлянах? Может, их в школах изучают? — Думаю, что не изучают… — Возьмите классическую украинскую советскую литературу – Малышко, Сосюру, Стельмаха, Гончара и всех других, – она антифашистская, ее создавали фронтовики. Много ли у них сегодня последователей? В нашем Союзе писателей в фойе стоял бюст писателя-антифашиста, лучшего украинского публициста всех времен Ярослава Галана, и была премия его имени. Писатель был убит во Львове униатами в 1949 году. Так премию отменили, бюст куда-то выбросили. С глаз долой, из сердца вон. А вместо этого – героизация нацистов и их пособников, мол, они были патриотами и даже добрыми внутри.

http://pravmir.ru/vasilij-anisimov-v-soo...

Далее за довольно короткий срок я получил британскую визу. Паспорт с визой мне лично вручил британский посол, пригласив в свою резиденцию в Москве. К тому времени владыка уже был очень известен на Западе как миссионер и проповедник, выступал на радио и телевидении, его труды печатались на разных языках, поэтому его просьбу не обошли вниманием. Как оказалось, даже не согласие Синода и не виза были главной проблемой. Главной проблемой было убедить членов Сурожской епархии принять меня, человека из Советской России. Это был 1990 год, у западных людей всё еще не было доверия к людям из СССР, боялись «советских архиереев», поэтому владыке даже пришлось писать специальное письмо — обращение к своей пастве с просьбой, чтобы они меня приняли. Вот сокращенный текст этого письма:  «Еще за несколько лет до того, как, согласно Уставу Русской Православной Церкви, пришло для меня время подавать прошение об уходе на покой, я стал задумываться над будущим Сурожской епархии. Для того чтобы обеспечить ее духовную, церковную, нравственную и политическую независимость, нужно было найти епископа, который разделял бы с нами то прозрение в будущее, которое является нашим чаянием и устремлением... гармонично соединяя и старую русскую эмиграцию, и прибывающих все увеличивающимся потоком русских из Советского Союза, являющихся источником и оплотом русского православия и русской духовности, и, наконец, детей, родившихся на Западе, но воспитанных в вере их родителей. Такого человека оказалось невозможно найти в нашей среде, а также в Европе и в Америке. Я решил поэтому ознакомиться с епископатом Русской Церкви на родине, стремясь выбрать человека с широким кругозором, мужественного и уже обладающего опытом архиерейского служения, однако достаточно молодого, чтобы приспособиться к ему дотоле неведомой обстановке, который мог бы стать добрым пастырем для всех и имел бы нужную решительность для того, чтобы защитить нашу нравственную и политическую свободу. Я обрел его в лице епископа Уфимского и Стерлитамакского Анатолия. Я его знаю хорошо и доверяю ему безусловно, участвовал в его хиротонии и слышал о нем только положительные отзывы — и от других епископов, и от духовенства, и от мирян, и от тех, кто в нашей епархии его встречал. Я сначала обратился к нему самому, желая узнать, согласился ли бы он стать моим викарием, пока я еще управляю епархией, а затем стать и наследником моим на Сурожской кафедре. Уверившись в согласии епископа Анатолия, я обратился сначала в частном порядке, а затем и официально к членам Священного Синода, выразив свою готовность и впредь, до времени, окормлять нашу епархию при условии, что мне будет дан викарий, и не иной кто, как епископ Анатолий. После продолжительного обсуждения Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия II подтвердил данное членами Синода согласие и я получил телеграмму, возвещающую мне назначение владыки Анатолия викарием Сурожской епархии с правом наследия занимаемой мной кафедры. Разделите радость мою!»

http://patriarchia.ru/db/text/3142220.ht...

Ю.А. Григорьев, насколько знаю, на начальном этапе был привлечён к экспертизе в качестве наблюдателя. Но поскольку в качестве эксперта был привлечён его учитель в области судмедэкспертизы доктор медицинских наук В.Л. Попов, в участии еще одного судмедэксперта нужды не было. М.Н. Кузнецов – доктор юридических наук, а в юридической экспертизе нужды не было. – А.С.] 7. «Православные ревнители «подняли пургу» о том, что они подкуплены, что им доверять нельзя, и начали искать новые авторитеты. Как было ранее с генетиком Рогаевым и антропологом Звягиным». Непонятно каких ревнителей имеет в виду Анатолий Дмитриевич. Никто из известных православных деятелей, в том числе и независимых экспертов, не обвиняли экспертов следствия, что они подкуплены и им доверять нельзя. Напротив, экспертизы Виктора Звягина, его научные доклады на конференции в 1990-х годах являются основанием того, что «екатеринбургские останки» никак не могут быть царскими. Так, например, Звягин на конференции «Государственная легитимность» в 1993 году заявил, что скелет приписываемый Императору, принадлежит грузному полному человеку, страдавшему остеохондрозом и имевшему срощенные нижние позвонки и поэтому этот человек был ограничен в движении. Это никак не совпадает с образом жизни Императора, который занимался спортом и физическими упражнениями до последних дней своей жизни, о чем есть несомненные исторические свидетельства, фотографии, кинодокументы. А в своей экспертизе в 1998 году вместе с Александром Зубовым Виктор Звягин установил, что верхние правые два резца на черепе были полностью сточены. Произойти это могло только в течение более 10 лет, однако, как известно на некоторых фотографиях Царя, где он улыбается, видны все находящиеся на месте резцы, как верхние, так и нижние. Последняя фотография была снята в Севастополе в мае 1916 года, всего лишь за два года до гибели Царя-Мученика. [Действительно, доктор медицинских В.Н. Звягин был первоначально критиком экспертиз следствия, поэтому был любимцем у «ревнителей», его постоянно цитировали, но потом он изменил своё мнение и признал останки подлинными – и сразу ему было отказано в доверии. Я еще упоминал известного генетика доктора медицинских наук Е.Л. Рогаева, который на начальном этапе критиковал генетические экспертизы следствия, но затем тоже пришёл к выводу о подлинности останков. Вот о нём я конкретно слышал от одной авторитетной противницы подлинности останков (не буду называть ее имени, она уже отошла в мир иной), что Рогаева подкупил следователь Соловьёв, пообещав ему членство в Академии медицинских наук. – А.С.]

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ry...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010