Батюшка о. Нектарий в прошлый раз (когда он ездил к нему на хутор) сказал мне замечательные слова (не помню — из Исаака Сирина или из Ефрема Сирина ): «Нет ничего пагубнее для монаха, как устраивать свою жизнь по своему смышлению». У батюшки о. Нектария особенная наблюдательность, он за долгие годы видел разные события и много наблюдал. Он рассказал мне об о. Венедикте. Отца Венедикта сделали одно время скитским библиотекарем. Когда он разбирал книги, ему на глаза попалась книжка или рукопись — слово епископа Калужского Григория. Там были два слова: первое — к монахам монастырским — о послушании, второе — к монахам скитским, где говорится о внутренней жизни. Отец Венедикт был в восторге от этих слов, особенно о послушании. Но вот проходит с полгода, приезжает в Оптину пустынь епископ и, обращаясь к Венедикту, говорит: «Хочу я ввести более монашеское направление в такой-то семинарии, и потому прошу Вас, примите на себя должность инспектора или ректора». На это о. Венедикт начал кланяться и говорить, что он не может. Долго уговаривал его епископ, но о. Венедикт все на своем стоял, все просил не назначать его, на колени становился. Епископ, наконец, сказал: «Невольник — не богомольник», — и уехал… Прошло еще время, может быть, несколько лет. Умерли о. Амвросий, о. Анатолий Зерцалов. Выбрали старцем о. Иосифа, о. Венедикта обошли. Он остался в тени. Посетили его скорби — какие и по какой причине, я этого не знаю. Во время этих скорбей он стал унывать. Не выдержал и написал своему родственнику в Св. Синод, что ему трудно и хотелось бы занять какую-нибудь должность и перевестись. Через некоторое время был получен указ из Св. Синода о назначении о. Венедикта архимандритом в Боровский монастырь. Здесь о. Венедикт моментально собрался и уехал в Боровск. И вот, чего он не хотел сделать за послушание, ту охотно сделал по самочинию. Тогда он отказался, но все равно ему пришлось исполнить. А может быть, и скорби на него потому нашли. Поэтому я по своей воле, самочинно, ничего не хочу делать. Правда, иногда проносятся помыслы — не уйти ли, не бежать ли от духовничества, не представиться ли дурачком. Но эти мысли пробегают в голове не серьезно. Я не останавливаюсь на них. А в душе у меня настроение все то же, я хочу жить по послушанию. Конечно, мне хотелось бы жить в уединении, соблюдать безмолвие, питаться чудными произведениями святых отцов. Но самочинно я не оставлю того, что мне назначено Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях. В ободрение скорбящих старец часто говаривал: Аще Господь, по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31). Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия. Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. " Замечания делай, - наставлял старец, - не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого " . Если чувствуешь, что гнев объял тебя. сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце. Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать. Часто старец приводил изречение апостола: " Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает " . Советы преподобного Анатолия (Зерцалова) Видно, что стараешься и желаешь спастись, - только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. ...Терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом, - что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека... Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною. Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно - об этом мы не знаем. Он - Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй. ...Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят. Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Советы преподобного Иосифа (Литовкина) Скорби - наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого. Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее. Что трудом приобретается, то и бывает полезно. Если видишь погрешность ближнего, которую: ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником... А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах». Наконец утвердился Павел Иванович в мысли идти в монастырь, но в какой, куда – здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», – подумал молодой военный и взял отпуск. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали. — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий...Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему. Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму». Дано было и послушание – жертвовать на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника. В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного полковника, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

«Долг игумена помочь новоначальному быть благостным. Милосердие доступно всем, это самое простое из того, в чем мы можем быть подобными Богу. Этот добрый навык должен развивать каждый приходящий в монастырь. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово " милость " означает не просто поступок, а особое душевное расположение — сопереживание, сострадание, сердечное желание помочь нуждающемуся. При подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. Не это ли пример истинного монашеского братства и сестричества?» — подытожил епископ Тихон, заметив, что связующим звеном в приобретении всех добродетелей является кротость, которая тоже появляется не сразу. О последней добродетели, упомянутой апостолом Павлом, — воздержании — владыка Тихон сказал, что без нее вообще нет монашества. Духом воздержания должна быть пропитана вся жизнь монаха, благо что сам уклад монастыря благоприятствует этому, а игумен должен первым подавать пример братии в ее стяжании. В завершение своего выступления докладчик поблагодарил за внимание участников круглого стола и напомнил, что на наместниках, игуменах и игумениях лежит особая ответственность за научение монашествующих добродетельной жизни. Помогая человеку с самого начала в духовном делании, не оставляя его наедине со страстями, проявляя к нему отеческую любовь и заботу, руководители монастырей сами приобретают добродетель игуменского служения. С развернутым комментарием к докладу владыки Тихона выступил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь . Развивая мысль о доступности добродетели милосердия для всех архимандрит Мелхиседек привел примеры оказания милости монашествующими разных обителей, а в качестве утешения предложил участникам круглого стола вспомнить изречения Оптинских старцев о монашестве, в том числе преподобного Анатолия (Зерцалова): «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая… неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно.

http://patriarchia.ru/db/text/5874097.ht...

«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос». «В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное». «За битого двух небитых дают, да еще не берут». «Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…» О терпении в скорбях Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет». А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я». Преподобный Иосиф также учил терпению: «Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения». Старец Анатолий (Зерцалов) советовал: «Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи». «Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых». «Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее». «Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро» Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал: «Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь». Старец называл и плоды скорбей: «Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

http://pravoslavie.ru/61029.html

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей: – Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов! Другой своей духовной дочери, попросившей у него благословение на приобретение Евангелия и Псалтири, преподобный Анатолий посоветовал: – Купить купи, но, главное, неленостно исполняй послушание, смиряйся и все терпи. Это будет выше поста и молитвы. Значение смирения для успешного духовного роста христианина заключается и в том, что оно имеет свойство охранять душу от гордости. Сколько бы человек ни приобрел добродетелей и как бы близко ни приблизился к Богу, смирение не только не дает ему видеть свою святость, но, наоборот, еще более погружает в сознание собственной греховности. Схимонах Никодим, афонский подвижник XIX века, получил от Бога великий дар слез: он мог плакать по своему желанию столько, сколько хотел. Его духовник, заметив у него такую добродетель, спросил: – Давно ли ты имеешь этот дар? – Два года с половиною, – ответил схимонах Никодим, – с того времени, как я после беседы с тобой об этом даровании Божием сделал тебе поклон и испросил у тебя благословения искать этот дар Божий. А до того времени я три года с трудом понуждал себя к ежедневным слезам. На это признание духовник сказал ему: – Ты получил этот дар за послушание, а не за твои заслуги. Знай, что всякий дар Божий сохраняется смирением. Берегись от возношения, не осуждай никого и постоянно укоряй себя. Другие тоже имеют этот дар, но считают себя хуже всех. Святые отцы отмечали, что Бог дает христианину добродетели не за духовные подвиги, а за смиренномудрие. По мере же возрастания в человеке смирения Господь приумножает и Свои дары. Смирение – источник мира и радости

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Некоторое время (с 1898 года) ему довелось быть настоятелем знаменитой Пятницкой церкви в Чернигове – памятнике древнерусского зодчества XII века. Почти одновременно со священническим служением началась и педагогическая деятельность отца Сергия. Более двадцати лет прослужил он законоучителем в различных учебных заведениях: сначала в Образцовой школе при Саратовском женском епархиальном училище (1898–1900), затем во 2-й Саратовской гимназии (1901) и, наконец, в Петровском Полтавском кадетском корпусе (1907–1919). Здесь он приобрел огромный опыт и в 1911 году стал председателем братства законоучителей, а в июне 1917 года был избран товарищем председателя Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, куда был делегирован как представитель Полтавской епархии. Лето отец Сергий с семьей обычно проводил в монастыре. В 1905 году, живя в Оптиной пустыни, он участвовал в подготовке собрания писем старцев Амвросия и Анатолия (Зерцалова) . Письма были изданы обителью в 1909 году 10 . «Знакомство с письмами о. Амвросия возбудило во мне желание составить его полное жизнеописание, что и было мною сделано летом 1911 года в той же Оптиной пустыни. Следующее лето я провел в Шамордине, заканчивая там и подготовляя к печати свое жизнеописание старца о. Амвросия» 11 . В память об этой работе настоятель Оптиной архимандрит Ксенофонт благословил отцу Сергию в подарок келейную исповедническую епитрахиль великого старца. От работы над оптинским материалом отец Сергий вполне закономерно перешел к работе над жизнеописанием старца Паисия Величковского , тем более что служить ему довелось в Полтаве, на родине старца. С 1913 года по благословению церковных властей отец Сергий занялся изучением материала в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Орла, Оптиной пустыни, Ново-Нямецкого монастыря в Бессарабии. Однако закончить работу удалось не скоро. В 1919–1920 годах вместе с Полтавским кадетским корпусом он эвакуировался за границу. Владикавказ, Кутаис, Боржом, Батум, потом Крым и, наконец, Константинополь. Некоторое время отец Сергий продолжал свою преподавательскую деятельность в корпусе, но вскоре – «по нервному расстройству», как он сам пишет 12 , – попросился на приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Но Господь не оставил Стефана безутешным. В келью старца Иосифа перешел старец Нектарий, духовный сын старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Стефан остался при нем келейником и перешел под его старческое руководство. Отец Нектарий жил замкнуто, говорил притчами, загадками, с оттенком юродства. По глубокому своему смирению он старцем себя не считал и часто повторял: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик». Также говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. Пострижение в мантию с именем Севастиан – в честь мученика Севастиана Медиоланского – Стефан принял в трагическом 1917-м, когда рухнуло многовековое великое государство Российское. В ожидании неизбежно грядущих изменений тихо и незаметно продолжали жить в обители иноки Оптинские. До них уже доходили известия о закрытии церквей и монастырей и конфискации их имущества. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Однако еще несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Оставшиеся здесь в большинстве своем пожилого возраста иноки жили, каждый день и каждый час ожидая изгнания, ареста, тюрьмы, смерти… Но твердо решили не уходить из монастыря. Старец Нектарий оставался жить со своими келейниками в старческой хибарке и, изнемогая под бременем скорбей, продолжал принимать народ. В марте 1923 года он был арестован и выслан за пределы губернии. Во время ареста, когда власть требовала, чтобы старец Нектарий отказался от приема посетителей, ему явились в видении все Оптинские старцы и сказали: «Если ты хочешь быть с нами, не отказывайся от духовных чад твоих». И он не отказался. Первое время старец жил в 45-ти верстах от Козельска в селе Плохино. Затем перебрался в село Холмищи Брянской губернии. А отец Севастиан вместе с Оптинской братией жил в Козельске и часто навещал старца в его изгнании. За два месяца до окончательного закрытия монастыря в конце пятой недели Великого поста, в 1923 году, инок Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. В 1927 году был рукоположен в иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/3971.html

Отвергать гомеопатию, ссылаясь на дурную репутацию ее основателя, так же неразумно, как отказываться от риса, выращенного в мусульманских странах или не пользоваться компасом, изобретенным язычниками Китая. В письмах Оптинского старца преп. Анатолия Зерцалова есть строки, где он сообщает, что во время эпидемии инфлюэнцы (гриппа) лечился гомеопатическим аконитом, и очень удачно. «Какова гомеопатия! — писал свят. Феофан Затворник. — Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!» Он же указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, — при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона. До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей. Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики — делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога. Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

http://pravmir.ru/doktora-i-lekarstva/

Последние 20 лет своей жизни ученый болел, чувствовал в себе некую таинственную силу, которая действовала через него. Он гордился этим, как своим высшим отличием от «простых смертных», и понятно, какая это была сила. К концу жизни Ницше пришел к полному отрицанию христианства, помрачился умом и 11 лет провел в лечебницах. Ум его, питаемый безмерной гордыней, был окутан диавольскими сетями. «Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Сегодня в обществе страсть накопления знаний становится для многих даже более захватывающей, чем страсть накопления богатства. И следует быть очень осторожными, питая ум — важно заботиться о душе. Господь указал людям нравственные пути, дал Закон, установил правила жизни. Только в том случае знания не служат человеческим страстям, когда ум людей вращается вокруг Бога. Тогда и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира. — Наверное, Владыко, чтобы к этому прийти, встать на правильный путь, Господь и попускает нам скорби? — «В скорбях сокровенна есть милость Божия!» — любил повторять преподобный Анатолий (Зерцалов) и учил радоваться скорбям. Скорби сокрушают прежде всего главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Без скорбей человек, как правило, не находит внутреннего мира и уравновешенности. Скорби проходят, принеся нам опыт, терпение, смирение и, что самое главное, умягчают сердце и возжигают в нем любовь... «Приимите все в жизни — и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие — как милость и истину путей Господних, — поучает в духовном завещании архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании...» А поэтому, не надеясь на свой ум и дарования, будем просить милости Божией, чтобы Он наставлял нас и давал силы следовать за Ним. — Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010