Виктор Афанасьев Природой утешается душа... Еще при жизни старца Амвросия помощником его по духовному окормлению братии стал скитоначальник иеромонах Анатолий (Зерцалов) . Он же постепенно входил в духовнические заботы и о шамординских сестрах. Ему и о. Иосифу старец Амвросий постепенно передавал эти дела. И не ошибся в них: оба стали великими старцами. Когда о. Анатолий учился в Калужской Духовной семинарии, то не имел много товарищей. „Он очень любил природу, – как вспоминали о нем, – и часто подолгу смотрел в вечернее небо, усеянное звездами или освещенное луной, любовался облаками... Любуется плывущими облаками и поражается премудростью Божиего творения“. В июле 1853 года он пришел в Скит Оптиной Пустыни, а скитоначальником и братским духовником стал в феврале 1874 года. Он был одним из первых учеников старца Амвросия. Отца Анатолия очень любили шамординские сестры. Им было трудно, нередко нападало на них уныние. Но вот приедет Батюшка, начнет трудиться с ними вместе, ведя духовный разговор, или, если праздник, пойдет с ними на прогулку, нередко и вместе с игуменьей. Как вспоминала шамординская насельница: „Во время этих прогулок они вели назидательные беседы. Иногда садились на лужайке, и сестры пели духовные гимны... Однажды они сидели таким образом на одном холмике, откуда открывался чудный вид; нежные бархатно-изумрудные луга расстилались перед их взорами, внизу серебряной лентой пробегала река... синел покрытый дымкою лес и величаво плыли облака... «А что бы сказала преподобная Сарра, которая 30 лет жила на берегу Нила и ни разу не выходила из пещеры, чтобы полюбоваться рекой?» – прервала молчание матушка София. «Конечно, всякий спасается своим путем, – отвечал о. Анатолий, – но я более сочувствую тем подвижникам, которые любили природу, например, преподобные Сергий, Савва Звенигородский, Антоний и Феодосий Печерские ... Все они выбирали самые красивые места для своих обителей, потому что природа возвышает дух человека». И в подтверждение своих слов велел сестрам петь: «Благослови, душе моя, Господа... вся премудростию сотворил еси...».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших (11 октября) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.

http://pravenc.ru/rubrics/128879.html

Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех старцев 24 октября. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память преподобных Оптинских старцев. Канонизация собора Оптинских старцев, состоявшаяся 26 июля 1996 года, исполнила жизнь Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни новым возвышенным содержанием. Под молитвенным покровом новопрославленных угодников Божиих Оптина продолжала подниматься из руин, и день ото дня поток богомольцев в сию древнюю обитель увеличивался. У многих, посещавших монастырский некрополь — место погребения семи святых преподобных Оптинских старцев, неустанных молитвенников за обитель, Церковь и Отечество, — возникла мысль о том, чтобы святые мощи угодников Божиих покоились не под открытым небом, а в Божием храме, где было бы ощутимее их благодатное присутствие и молитвенный покров. В свое время глубокая любовь и почтение к старцам подвигли монастырскую братию установить на местах их погребения часовни, и было даже намерение устроить особое капитальное сооружение. Но страшное кровавое лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений старцев. В 1987 году Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания. Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе. И вот, лето 1998 года ознаменовалось радостным событием: строительство храма было благополучно завершено. 24 июня было получено благословение Его Святейшества на обретение святых мощей, а 7 июля, в день Рождества Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после молебна собору оптинских Старцев, работы на монастырском некрополе начались. Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех старцев: Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Но обстоятельства сложились так, что через два с половиной дня были обретены мощи всех семи старцев.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Скачать epub pdf Преподобный Нектарий (1856 – 29 апреля/12 мая 1928) Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в г. Ельце в бедной семье. В юности он потерял родителей и поступил на работу в лавку. В свободное время Николай ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 г. он пришел в Оптину пустынь и после разговора со старцем Амвросием остался в скиту. Николай был духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова) , также советовался с прп. Амвросием. В 1887г. он был пострижен в мантию, в 1894 г. посвящен в иеродиакона, в 1898 г. – в иеромонаха. В 1912 г. иером. Нектарий был соборно избран старцем Оптиной, которым он стал только за послушание братии. В 1923 г. старца арестовали. После выхода из тюрьмы и до смерти прп. Нектарий жил в с. Холмищи у крестьянина, куда к нему приезжали многочисленные духовные чада. Особенно чтили старца Нектария монашествующие и интеллигенция. «От его слов чувствуешь, будто огненный меч направляется к тебе, не в смысле гневном, а в смысле, раскрывающем совесть», – говорила духовная дочь преподобного. Указание пути ко спасению Творите добро ближнему, делайте внешнее, а когда оно будет в исправности, то и внутреннее образуется. Но, сделав добро, не гордитесь, а благодарите Господа: «Твоим благословением, Господи, совершил я это». Помните завет: «Без Мене не можете творити ничесоже» 73 . Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» 74 . Таким же образом достигается искреннее служение Богу всем сердцем. Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь – это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал. Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как принимать укоры и критику? Кто внимает обличению, тот приобретает разум. ( Притч. 15:32 ). Как хорошо обличенному показать раскаяние! ( Сир. 20:2 ). Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. ( Сир. 32:19 ). На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся. Русская пословица. Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Если поносить будут тебя, не противоречь ему, пока замолчит; потом, если, испытав себя, найдешь в себе то, что слышал от него, покайся, что ты согрешил, – и благодать Божия примет вас опять. Преподобный Исаия Отшельник († 370). На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смыть грязь. Грязью грязи не смоешь. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Обличения должны производить в нас печаль ради Бога, производящую неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ), а не печаль самолюбия. Когда кто-нибудь будет порицать несовершенства и недостатки твоих дел, смиренно познай справедливость этих порицаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. «Помолись, брат, о мне – скажи порицающему – да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею с должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять возложенное на меня дело общественного служения»… Когда будут порицать тебя свои и выставлять твои слабости в слух других, скажи им: «так, я точно таков, – но вам нет никакой пользы, что я именно таков и что вы будете поносить меня и смеяться пред другими: смеяться над немощью или слабостью безрассудно и бесчеловечно, лучше покрыть немощь, потому что моя немощь – ваша немощь, мой стыд – ваш стыд: ведь я член ваш, да и вы не без немощи; помолимся же, да исцелит Господь немощи наши».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (24.03.1824–07.02.1894) Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовник Шамординской женской обители. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года — приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину? Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Следовать воле Божией Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией: Сб. писем/ред. Г. Г. Гуличкина. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 336 с.: ил. – (Письма о духовной жизни). Настоящее издание включает письма преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Письма были подготовлены к печати и впервые изданы Оптиной пустынью в 1910 году. С этого времени они неоднократно переиздавались. Темы, затрагиваемые в письмах, не потеряли своей актуальности и сегодня. Несколькими словами, исполненными любви, сердечного тепла и духовного опыта, старец Анатолий умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой кончине, и не случайно современники называли его " истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих " . Един из тысячи «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается» Преподобный Амвросий Оптинский Оптинский старец преподобный Анатолий (в миру — Алексей Моисеевич Копьёв (Зерцалов) родился 24 марта 18 24 года в селе Бобыли Калужской губернии в семье диакона Моисея Копьёва. В святом крещении был назван Алексием, во имя святого Алексия, человека Божия. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу. Когда Алексию исполнилось пять лет, отец приступил к обучению сына грамоте. Алексий рос смышленым и способным ребенком и очень скоро выучил азбуку, после чего его стали учить чтению Часослова и Псалтири. Любознательный мальчик очень охотно учился, и книга была постоянным его спутником. В восемь лет родители отправили Алексия на обучение в Боровское духовное училище, откуда через четыре года он был переведен в Калужскую духовную семинарию. После окончания Калужской духовной семинарии, где он получил фамилию Зерцалов, будущий старец некоторое время служил в Казенной палате, но вскоре заболел чахоткой. В то времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексий дал обет: если исцелит его Господь, то он примет монашеский постриг.

http://pravoslavie.ru/6131.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Анатолий Оптинский: Бог живет в мирном сердце 4 мин., 07.02.2024 Преподобный Анатолий (1824–1894, память 7 февраля) — один из великих оптинских старцев. Писатель Константин Леонтьев называл его «огромным дитём». А его учитель, святой старец Амвросий Оптинский свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Отец Анатолий (в миру его звали Алексей Зерцалов) пришел в Оптину пустынь в возрасте 29 лет и остался там до конца своей жизни. Его первым духовным руководителем стал преподобный старец Макарий. Впоследствии отец Макарий передал его в духовное окормление другому великому оптинскому старцу, преподобному Амвросию. К последнему отец Анатолий относился с особым почтением и уважением. Даже возглавив в 1873 году скит Оптиной пустыни, то есть став формально начальником преподобного Амвросия, он не изменил своего отношения к старцу и продолжал до самой смерти преподобного, которого он пережил всего на три года, во время разговора с ним вставать на колени. Это немало удивляло посетителей, которые становились свидетелями их бесед друг с другом. Под духовным окормлением преподобного Амвросия отец Анатолий и сам стал опытным духовником. Он воспитал двух оптинских старцев: схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария. Хорошо знал и ценил отца Анатолия писатель Константин Леонтьев, часто бывавший в Оптиной пустыни. Вот что он писал о нем в письме своему другу, священнику И. Н. Фуделю: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно». Отец Анатолий уделял много внимания воспитанию в монахах таких добродетелей, как терпение и смирение. Он говорил: «Терпи все находящее — и спасешься! Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит. Где мир — там Бог». Он также предостерегал своих духовных чад от уныния, говоря, что настоящий монах всегда должен излучать радость. «Здоровы ли вы? Веселы ли вы? — писал отец Анатолий своим чадам. — Великий старец Аполлос говорил: монах всегда должен быть весел. А если не так — значит, он живет не по-монашески»

http://foma.ru/prepodobnyj-anatolij-opti...

Преподобный Нектарий (1857–1928) Преподобный Нектарий (Тихонов) был учеником скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия, а впоследствии архимандрита Агапита, широко образованного и духовно опытного монаха. В период его старчествования в Оптиной были еще старцы Варсонофий и Феодосий, а позже преподобный Анатолий (Потапов). В миру Николая (так звали старца до пострижения в монашество) хотели женить. За советом, жениться ли ему, Николай пошел к престарелой схимнице Феоктисте, духовной дочери святителя Тихона Задонского . Схимница, когда он пришел, сказала ему: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону, он тебе скажет, что делать». Николай пошел в Оптину, но он не знал, кто такой Иларион, и спросил одного монаха. Тот улыбнулся на простоту юноши и сказал: «Хорошо, покажу тебе Илариона, только уж не знаю, тот ли это, что нужен тебе» – и привел его к скитоначальнику преподобному Илариону. Николай рассказал о матушке Феоктисте, просил решения своей судьбы, но преподобный Иларион ответил: «Сам я ничего не могу сказать тебе, а пойди ты к батюшке Амвросию, и что он тебе скажет, так ты и сделай». В то время народу к старцу Амвросию шло столько, что приема у него ждали неделями, но Николая преподобный Амвросий принял сразу же и говорил с ним два часа. О чем была эта беседа, старец Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту и домой уже не возвращался ни на один день. Первое послушание, данное преподобному Нектарию в Оптиной, было ходить за цветами, а потом назначено ему было пономарить. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с красными опухшими, словно заспанными, глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, а тот отвечал, как было у него в обычае, в рифму: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скитоначальника, а на совет ходил к преподобному Амвросию. И отец Амвросий, и отец Анатолий вели Нектария строго истинным монашеским путем. Преподобный Нектарий так рассказывал о том старческом окормлении: «Вот, некоторые ропщут на старца, что он в положение не входит, не принимает, а не обернутся на себя и не подумают: а не грешны ли мы? Может быть, старец потому меня не принимает, что ждет моего покаяния и испытывает? Вот я, грешный, о себе скажу. Бывало, приду я к батюшке старцу Амвросию, а тот мне: „Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье, да молился!“ Больно мне станет, но я не ропщу, а иду к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А тот грозно встречает меня: „Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришел?“ Так и уйду я в келью. А там у меня большой, во весь рост, образ Спасителя; бывало, упаду я перед Ним и всю ночь плачу: „Господи, какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!“»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Анатолий Оптинский:«Аристократ» по долгу любви 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания 7 февраля, 2010 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания Преподобный Анатолий, старец Оптинский (старший) 25 января/7 февраля – день памяти одного из самых известных святых Оптиной Пустыни – преподобного Анатолия (старшего). Чем он запомнился, какая черта была наиболее яркой в его духовном облике и привлекала внимание тех, кто оставили о нем воспоминания? Не будет преувеличением сказать, что это смирение и послушливость. Присущая, вообще всем оптинским старцам, у о. Анатолия (Зерцалова) она проявилась так явно, что учителя ставили его в пример другим, уже не опасаясь того, что это может повредить ему самому… «Начальник» … Необычная картина предстала однажды перед взором одной из посетительниц старца Амвросия. Ожидая приема в его «хибарке», она с поспешностью направилась в келью, едва старец позвал к себе, но, не успев переступить порог, замерла в нерешительности: на коленях перед батюшкой, не меняя положения, стоял другой священник. А о. Амвросий, заметив ее замешательство, и весело посматривая на нее, произнес: «Рекомендую: мой начальник». Эпизод этот остался в памяти надолго. В том, другом священнике, она узнала начальника Иоанно-Предтечского скита, о. Анатолия. Были, видимо, у батюшки причины так, по-отечески, шутливо, «пробрать» гостью: дескать, смотри-смотри, как монахи живут, – начальствующий не пренебрегает послушанием и почтительностью,  – и прими к сведению. Это был уже итог, «плоды» оптинской духовной школы . А прежде и о. Анатолию пришлось немало потрудиться. Оба его наставника, о. Амвросий и о. Макарий, любя его и выделяя как способного к обучению, берегли, как зеницу ока, от горделивости и «самоцена».

http://pravmir.ru/anatoly-optinskij/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010