ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, принесенные в Россию учениками преподобного старца Паисия Величковского. Под их руководством выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. " Читайте эти письма, - говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. - Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений " . Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова душеспасительными. Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня. В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

http://pravoslavie.ru/archiv/pismaoptsta...

Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), сотаинника преподобного Льва, наставника преподобного Илариона, преподобного Анатолия (Зерцалова) и самого прославленного Оптинского старца Амвросия. Последним днем земной жизни старца стал день предпразднства Рождества Божией Матери, к Которой старец питал глубокую сердечную веру и преданную любовь. Преподобный Лев как-то сказал о старцах Оптинских: «Отец Моисей и отец Антоний – великие люди, а Макарий – свят». Воспоминания современников о духовной помощи старца Макария и его собственные советы о духовной жизни звучат своевременно и назидательно и в наши дни. Корми жену и детей Один казенный крестьянин Крапивенского уезда Тульской губернии, по имени Петр, имевший жену и детей, при жизни старца Макария коротко знавший его, с давнего времени имел стремление к подвижнической жизни. Раз как-то он сильно увлекался помыслами оставить жену и детей, дабы ради спасения душевного проводить жизнь отшельническую. Но вот он увидел во сне покойного старца, который будто явился ему среди Оптинского скита, одетый в рясу; а на голове у него была простая монашеская шапка. Подошедши к Петру, старец крепко взял его за руку своими обеими руками и, держа так, сказал: «Петр! Оставь свое намерение. Корми жену и детей. Это тебе будет полезнее. Да смотри свою гордость!» (то есть чтобы не упускал из виду мнения о себе, что будто он жил благочестивее других). После этого сна день и ночь смущавшие Петра помыслы рассеялись как дым, и он уже спокойно проводил семейную жизнь . Макарий идет! «Был и еще замечательный случай. Один из людей образованного круга имел несчастие подвергнуться припадкам беснования. Родные его обратились за помощью к искуснейшим докторам. Те долго лечили больного дома, наконец послали его за границу к водам, но облегчения не было. Признаки беснования были очевидны, ибо припадки болезни совпадали с днями нарочитых церковных праздников, а конвульсии усиливались от прикосновения священных предметов: Святого Креста, Евангелия, богоявленской воды. В заключение всего больной не в состоянии был добровольно приступать к таинствам покаяния и причащения Святых Таин . Несмотря на то, родные его боялись или не хотели назвать болезнь страдальца своим именем.

http://pravoslavie.ru/73715.html

Тяжёлое испытание Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни: В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г. «В скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни телесной он и этого утешения лишен». Причины болезней Много причин у болезней. Преподобный Макарий наставлял: «Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!» В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения: « Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет». Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении для души: «Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу…» Преподобный Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас через болезни, которые посылаются к пользе душевной: «Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее…» Преподобный Иосиф наставлял: «Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи». Как больной может быть блаженнее здорового? Сравнивая здорового и больного человека, преподобный Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть блаженнее здорового: «Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого: то кого из них назвать блаженным или окаянным– здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды вгод, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая,– больше немая, то есть, ничего кажется нет на душе.

http://pravoslavie.ru/62117.html

Чем укрепляться в скорбях ? Как предотвратить их? Что делать, если одолевают скорби о детях? Оптинские старцы наставляли: «Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные». Скорби и радости тесно соединены друг с другом Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил радоваться скорбям: «В скорбях сокровенна есть милость Божия ! Если объимут тя скорби – радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царство вечное. (Если) будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы!» Преподобный Варсонофий говорил: «Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и так далее. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить». Старец наставлял: «Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь и скорбь – радость. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – вёдро; так и скорбь и радость сменяют одна другую». Удерживаться от ропота Если мы не в силах радоваться в скорбях, то постараемся, следуя наставлению преподобного Варсонофия, не скорбеть паче меры и удерживаться от ропота: «Если же еще по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нерв не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота». Преподобный Макарий учил, что малодушие и ропот только умножают и отягчают скорби: «Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные». Если же и от ропота не можем удержаться, то, по совету преподобного Амвросия, познаем свою немощь и смиримся :

http://pravoslavie.ru/61246.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память преподобного Нектария Оптинского, вспоминаем историка П.В.Павлова, писателя А.М.Жемчужникова, художника А.А.Пластова, танкиста И.Н.Бойко, авиаконструктора А.А.Туполева и хирурга М.И.Кузина 11.05.2019 439 Время на чтение 10 минут Святой преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье рабочих. Родители его умерли рано и Николай в молодом возрасте остался круглым сиротой. Несколько лет он работал в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 году Николай пришел в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь его принял преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов. Сам он в последствии любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии - в храм и в могилу. Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха. Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством. В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: " Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу " . И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в " хибарке " прежних старцев. Для каждого человека у старца был свой подход, порой он оставлял посетителя одного в тишине " хибарки " побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями. " Вся наша образованность от Писания " , - говорил о себе старец.

http://ruskline.ru/history/2015/05/12/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Нектарий Оптинский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Тихонов Николай Васильевич; 1853, г. Елец Орловской губ.- 12.05.1928, с. Холмищи Брянской губ. (ныне Калужской обл.)), прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев), иеросхимонах. Из семьи рабочего. Рано осиротел. С 11 лет работал в лавке купца, к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В 1873 г. старица Феоктиста благословила его пойти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Николай Тихонов посетил скитоначальника старца прп. Илариона (Пономарёва) и прп. Амвросия (Гренкова) и 27 апр. 1873 г. остался в скиту послушником. Здесь он исполнял послушания садовника, пономаря и ризничего. Был духовным сыном скитоначальника прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) . Много читал и занимался самообразованием. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. Рака с мощами прп. Нектария Оптинского во Введенском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2014 г. 14 марта 1887 г. принял постриг с именем Нектарий. 19 янв. 1894 г. был рукоположен во диакона, 21 окт. 1898 г.- во иерея. 20 лет жил в полузатворе, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Имел благословение старцев на юродство. В 1912 г. оптинская братия избрала Н. старцем и братским духовником. Он принимал посетителей и оказывал им духовную помощь. Был известен своей прозорливостью. В апр. 1920 г. Н. принял схиму. После закрытия мон-ря он 1 апр. 1923 г. был арестован и заключен в монастырский хлебный корпус, превращенный в тюрьму. Через неск. дней его перевели в тюрьму в Козельске, затем из-за болезни глаз - в больницу. Был освобожден 17 апр. того же года. Н. было запрещено оставаться в Калужской губ., и он поселился в с. Холмищи в доме крестьянина А. Е. Денежкина. Здесь Н. продолжил принимать духовных чад. В 1927 г. здоровье его резко ухудшилось, и 12 мая 1928 г. он скончался. Согласно воле старца, его погребли на местном кладбище в неск. верстах от с. Холмищи. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей Н. Рака с мощами была помещена в зап. части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анатолий I Оптинский, преподобный Анатолий Оптинский (в миру — Алексей Зерцалов; 1824-1894). Преп. Анатолия называют Первым или Старшим, чтобы не путать с жругими оптинским старцем — Анатолием (Потаповым). Преп. Анатолий жил в Оптине в пору её расцвета: его учителями были преп. Макарий и Амвросий. В одно с ним время в Оптине находились преп. Моисей, Антоний, Иларион. После смерти Амвросия (Анатолий преставился спустя три  года) он исполнял старческое служение вместе с преп. Иосифом. Об Анатолии рассказывают как о милостивом и сострадательном страрце, большом молитвеннике (старец Амвросий говорил о нем: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается»). Преп. Анатолий по мимо паломников и монахов Оптины окормлял монахинь Шамордино и других женских обителей. Преп. Анатолий родился в семье диакона. Закончив семинарию будущий старец не мог определится с местом служения (или вообще хотел уйти в иноки). Всегда отличаясь слабым здоровьем, ближе тридцати годам заболевает туберкулёзом. Он дает обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. В 29 лет он оказывается в Оптине. Сначала преп. Анатолий находился в ученичестве у старца Макария, который затем препоручает своего ученика старцу Амвросию (который очень постепенно и осторожно вводил его в старческое служение). О наставничестве страрцев есть примечательный случай. Анатолий практиковал Иисусову молитву. Свт. Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину, захотел увидеть монахов опытных в «искусстве искусств». Ему указали на Анатолия. Святитель высоко оценил успехи Анатолия. Тот пересказал этот отзыв старцу Макарию. Старец Макарий отреагировал своеобразно: побил палкой своего ученика с такими словами: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный… из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!». Старец объяснил это так: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?». Позднее сам преп. Анатолий учил: «сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них–то сокровенна есть милость Божия.» Еще он говорил: «Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ana...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Оптинский старец Анатолий “Старший” марта 1824 – †25 января/7 февраля 1894 Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился в семье диакона. Родители надеялись, что со временем он выберет путь служения Богу. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и в июле 1853 г. пришел он в Оптину Пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: “Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!”. С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника, а предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. 17 ноября 1862 г. брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия. Жизнь старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес… Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих и стал постепенно вводить его в старческий труд. В 1870 г. преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита, а с 1874 г. принял преподобный Анатолий должность скитоначальника и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер. Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником. Сам преподобный старец Амвросий свидетельствовал: “Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается”. Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: преподобный Анатолий начал угасать. 15 декабря 1893 г. он тайно принял схиму. 25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Оптинский старец Нектарий – †29 апреля/12 мая 1928 Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный отец наш Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия. Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения, но и она умерла рано. Несколько лет Николай работал в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги. В 1873 г. он пришел в Оптину Пустынь, неся в котомке одно лишь Евангелие. Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова) , а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию. Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь , в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: “Подождите, Николка проспится, всем пригодится”. Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 г. он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 г. был посвящен в иеродиакона и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха. В 1912 г. оптинская братия избрала его в старцы, и преподобный Нектарий только по послушанию согласился принять на себя старчество. После закрытия монастыря в 1923 г. преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной Пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виктор Афанасьев Живые зерна Отец Анатолий (Зерцалов) говорил: „Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая, – что говорю: легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая – это немногим известно“. „От пыли, кроме пыли, ничего быть не может, – сказал как-то о. Анатолий. – А от терпения – мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман раннего утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро воссияет... В терпении вашем стяжите души ваша! Старец Анатолий (Потапов) давал своим духовным чадам такую молитву: „Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго и злаго антихриста, близ грядущаго, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь“. „Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи помилуй!»“ – наставлял старец Нектарий. Батюшку Нектария спрашивают монахи: Как отвечать на допросе, когда спрашивают: монах ты или нет? Батюшка говорит: Отвечай: монах. Монашество – второе крещение... Отречься от монашества – отречься от второго крещения, а значит и от Христа. Отец Никон жалел мирян, даже тех, которые далеки были от Бога. – Не надо давать воли своим чувствам – надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам... Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей. Он же сказал: „Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо“. „Не в том сила, – сказал о. Никон, – чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть безплодными“. „Посмотрите: храмы Божии открыты, – говорил о. Никон, – богослужение совершается, разве это не зов Божий? Вы слышите благовест, призывающий в храм Божий на молитву, – разве это не зов Божий? В храме мы слышим проповедь , слово Божие, – разве это не зов Божий. Если нас постигают скорби и искушения, то и они являются для нас зовом Божиим“. Отец Никон сказал: „Монахи к смерти готовятся, всегда думают о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми, а миряне этого не знают и не придают значения немирствию“. Читать далее Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни/Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010