Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать вслух одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню под заглавием «Ручей» : Как много ручейков текут так смирно, гладко И так журчат для сердца сладко, Лишь только оттого, что мало в них воды! А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: “Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки”. Это конь из басни “Обоз” : Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: ” И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней”. Глубокая христианская мысль заключена в басне “Сочинитель и Разбойник” , где Сочинитель, который… …тонкий разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен, И, как Сирена, был опасен, - получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…

http://azbyka.ru/fiction/evangelskij-smy...

(пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых) ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых) ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/389311.html

Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому из них обращаться. Оптинскими старцами были преподобные Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Копьёв (Зерцалов)), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов) , Нектарий, преподобноисп. Никон (Беляев) , а также игум. Феодосий и др. Оптинские старцы жили в И. П. с. и окормляли не только скитское, но и монастырское братство, а также принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели с ними переписку. Монашествующие регулярно посещали старцев для откровения помыслов и получения духовных наставлений. Женщин прп. Лев принимал в своей келье на пасеке, прп. Макарий выходил к ним к скитским воротам, последующие старцы принимали в «хибарке» с отдельным входом снаружи И. П. с. Большую роль сыграли оптинские старцы в деле возрождения жен. монашества в России. По их благословению во 2-й пол. XIX в. были основаны мн. жен. общины, старцы вели обширную переписку с настоятельницами и насельницами. Благодаря старцам И. П. с. стал одним из духовных центров России. Его посещали многочисленные паломники, приезжавшие в Оптину пуст. Среди них были члены имп. фамилии: вел. кн. Константин Константинович в 1887 и 1901 (с детьми) гг., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна в 1914 г. (во время ее посещения в И. П. с. были в виде исключения допущены женщины), вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович в 1916 г.; Московский митр. Иоанникий (Руднев) в 1887 г., Вологодский еп. Никон (Рождественский) в 1908 г., свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в 1915 г., мн. Калужские епископы и др.; обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , Е. Н. Погожев , С. А. Нилус , С. Н. Дурылин и др. В 1891 г. Леонтьев принял в скиту тайный постриг с именем Климент. Л. Н. Толстой в последний раз приехал в Оптину пуст. в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году. Старчество для оптинских иноков стало их церковным, общественным послушанием, служением. Они не только помогали обращавшимся к ним найти ориентиры в жиз­ни, но терпеливо, с великой любовью к своим чадам ду­ховным вели их к Дому Отчему. «Несть греха побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истинный приидти, — писал в од­ном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский. — Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся со­блюдать заповеди Божий; а в чем согрешишь, кайся и ис­правляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии». Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью.

http://pravoslavie.ru/5923.html

Преподобный Исаакий (в миру – Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 года в семье почетного гражданина города Курска, именитого купца Ивана Васильевича и его жены Анны. В 1847 году Иван Иванович Антимонов поступил в Оптину пустынь, где в 1854 году был пострижен с именем Исаакий. Отец Исаакий духовно возрос под руководством преподобного старца Макария. После кончины настоятеля преподобного Моисея Господу было угодно возложить на смиренного Исаакия труд управления обителью. Преподобный исполнял это служение 32 года, до самой смерти, оставаясь преданным послушником своего духовного отца преподобного Амвросия. Без совета старца он не приступал ни к какому делу. Преподобный Исаакий отличался простотой, смирением и отеческой заботливостью в отношении к братии. Схиархимандрит Исаакий скончался 22 августа 1894 года. Преподобный Иосиф (в миру – Иван Евфимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Харьковской губернии. Рано оставшись сиротой, он испытал жизнь скорбную, полную трудов и лишений. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. Новый послушник вскоре был назначен келейником старца Амвросия и исполнял это послушание тридцать лет, до кончины своего аввы. В постриге он был наречен Иосифом. После кончины преподобного Анатолия отец Иосиф двенадцать лет был скитоначальником. Его отличало глубочайшее смирение и скромность. Он сподобился видения Царицы Небесной. Скончался иеросхимонах Иосиф 9 мая 1911 года. Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в дворянской семье под Оренбургом. Он закончил кадетский корпус и дослужился до чина полковника. Отклонив генеральское звание, он в 1891 году поступил в Оптину пустынь, где первые три года находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова) . В постриге он был наречен Варсонофием. Преподобный Варсонофий был истинным духовным воином и прозорливцем. Он предсказывал, что не за горами время, когда начнутся гонения на веру Христову и повторятся мучения первых христиан. В 1906 году отец Варсонофий был назначен братским духовником и скитоначальником. В конце жизни старцу довелось пережить клевету. В 1912 году он был переведен на должность настоятеля в Старо-Голутвин монастырь, где через год схиархимандрит Варсонофий скончался 1 апреля 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Юродствовавший о. Нектарий, бывало, насобирав всяческого хлама в виде камешков, стеклышек и бумажек, складывал их в шкафчик, показывал: " Это - мой музей! " Вот и мы побывали в " музее " преподобного. Говорят, незадолго до революции он цеплял на грудь красный бант. Чудной был человек! Приходивших к нему заставлял дуть в игрушечную свистульку-птичку или запускать волчок. Поди-ка вникни в суть такой процедуры! Сними ученость и серьез, которые всегда относительны и несмиренны? Будь как дети? ...Меж двумя коричневыми музейными домиками (отличными от белых келейных) стоит гигантский дуб, пожалуй что полутысячелетний. По детской непосредственности мы с друзьями-паломниками вместе попытались охватить его. Даже без одного воспротивившегося нам это удалось, заключив в объятия своей дюжиной и оградку вокруг дуба. Келлии здесь - одноэтажные опрятные и простые домики, построенные в Х?Х в. Поленницы из дров, сложенные на лужочке Скита любовно и аккуратно, напоминают башенки старинной крепости. Особо почитаемой в Скиту была и остается икона Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Иоанно-Предтеченский Скит, где жили старцы, и в одноименный храм на территории Скита свободный доступ бывал только три дня в году, на праздники, посвященные Иоанну Крестителю. Вообще же к старцам приходили с наружной стороны; келлии препп. Макария и Амвросия имели выходы прямо вовне Скита, чтобы всегда у прихожан имелась возможность попасть к старцам. Собор Оптинских Старцев 6 - 9 июня 1988 г., в год 1000-летия крещения Руси, Поместным Собором Русской Православной Церкви прославлены 14 Старцев Оптинских. Прежде иных как святой был канонизирован преп. Амвросий. А 26 июля 1996 г. канонизированы в лике местночтимых святых Оптинских Старцев: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Исаакий I, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий II. Все годы существования Оптиной, до 1918 г., прекращения деятельности обители большевистским произволом, в Пустыни осуществляли иноческий подвиг в течение длительных периодов по четыре, пять и шесть, а иногда семь и даже восемь Старцев. То есть духовное взаимоокормление, общение, преемственность были непременным условием старчества.

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/23/...

А Сергей Нилус в своей книге об Оптиной пустыни рассказал о событиях совсем недавнего времени. Скитоначальнику прп. Анатолию Старшему (Зерцалову) стало известно, что монахи видели, как по ночам в скит через калитку, ведущую в лес, заходила женщина и проходила прямо в келью отца Иоиля, сподвижника и помощника прп. Амвросия по постройке Шамординского монастыря. Пораженный обвинениями отец Иоиль уверил скитоначальника, что ни в чем не повинен. Да и калитка та всегда была заперта. Но вскоре прп. Анатолий и сам увидел эту женщину. В гневе позвал он к себе «провинившегося» монаха. Но тот снова все отрицал: «Батюшка! верьте Богу: невинен я! Это нас вражонок хочет спутать, это он злодействует». Тогда решили они, помолившись, посторожить возле калитки ночью. Отец Иоиль рассказывал Нилусу: «И пошли мы к той калитке, из которой, он видел, ходит ко мне ночью женщина. Стали в сторонке; ждем. Я дрожу, как в лихорадке, и творю молитву Иисусову. И что ж вы думаете? Около полуночи, смотрим, калитка в лес отворяется, и из нее выходит закутанная с головой женщина, выходит, направляется прямо к двери моей кельи, отворяет ее и скрывается за ней в моей келье». Монахи поспешили к келье, но дверь оказалась заперта. Открыли ее ключом. А в келье никого!.. Перекрестились тут они оба, окончательно удостоверившись, от кого было это наваждение . 3. Обманы блудного беса Как видим, лукавые духи по попущению Божию являлись в древности и до сих пор являются людям воочию и в любом обличье. Тем более могут бесы вмешиваться в помыслы человека, не только внушая грешные мысли, но и вступая с ним в диалоги от лица будто бы другого человека. Для обольщения каждого они выбирают те уловки, которые наиболее соблазнительны именно для него. Если стремящемуся к Богу они являются в виде света от икон или аромата ладана, то страстного человека они соблазняют, представляя предмет его страсти, чтобы взрастить осуждение, гнев, высокоумие, гордость, любодеяние и другие страсти. Святые отцы учат нас быть внимательными к нашим чувствам и мыслям, чтобы не попасться на подлоги нечистых духов

http://pravoslavie.ru/158166.html

Анатолия (Зерцалова) , о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря , в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил ) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита.

http://pravenc.ru/text/114352.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010