Святой Анатолий Оптинский: Мудрость в простоте Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа, 2013 Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа — память преподобного Анатолия Оптинского Небольшого роста, слегка сгорбленный отец Анатолий (Потапов) у всех, кому доводилось бывать в Оптиной Пустыни в начале XX в., оставлял впечатление радостное, светлое. Протоиерей Сергей Четвериков, побывав у старца несколько раз, отмечал в своих записках: «Около него создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев и в которой нет ни ханжества, ни истеричности… В нем чувствовался дух и сила первых оптинских старцев». На фотографиях тех лет его можно увидеть среди братии в обыкновенной поношенной ряске, без каких-либо признаков величия или особой аскетической сосредоточенности. Маленький, ясный с детской непосредственной улыбкой он воплощал в себе народность притекавших к нему из окрестных губерний орловских, тульских, белевских и калужских крестьян. В Оптиной батюшку так и прозвали — «Маленький», чтобы отличать его от о. Анатолия (Зерцалова) — начальника скита. Но с годами «Маленький» вырос в истинно всероссийского старца, утешавшего и укреплявшего народ перед ожидавшими Россию потрясениями. Невеста или «маму надо слушаться» Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету, но самые простые решения тому, кто увлечен, кажутся не приводящими к цели.

http://pravmir.ru/anatolij-optinskij-mud...

25 января/7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Явное действие Промысла Божия Преподобный Анатолий (Зерцалов) В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. Тесным путем Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году. Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала. Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

http://pravoslavie.ru/68212.html

преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов) (1853–12.05.1928) Письма преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов) Иеромонах, духовный наставник, старец Оптиной пустыни. Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик преподобных старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия (Гренкова). Пятьдесят лет старец Нектарий провёл в скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. О его жизненном пути – в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества – известно меньше, чем о его прославленных предшественниках. Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой старец не расставался всю жизнь. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца, был трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. Когда юноше исполнилось 20 лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь. В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Сначала юноша попал к скитоначальнику старцу Илариону, а тот отправил его к преподобному Амвросию. В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приёма приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту и стал духовным сыном преподобного старца Анатолия, а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

В Дивеево молитвенно помянули монахиню Серафиму (Булгакову) Нижний Новгород, 6 марта 2006 г . 4 марта 1991 года скончалась монахиня Серафима (София Александровна Булгакова) – одна из немногих дивеевских сестер, которым было суждено дожить до начала восстановления Серафимо-Дивеевского монастыря. На могиле матушки Серафимы были совершены панихида и лития об упокоении ее души, сообщает сайт Нижегородской и Арзамасской епархии . София Александровна Булгакова родилась 18 августа 1903 года в Москве в дворянской семье. Рождение ребенка было связано с трудностями, в связи с этим родители дали обет при благоприятном исходе посвятить ребенка служению Богу. Отец Александр Александрович, инженер по профессии, как человек, обладающий исключительной честностью, за несколько лет до революции был поставлен на пост управляющего Казенной палатой в Нижнем Новгороде. Это было второе лицо после губернатора. Мать была ученицей Станиславского, но при этом отличалась глубокой религиозностью. Ее духовными руководителями были оптинский старец Анатолий (Зерцалов) и нижегородские архиереи Лаврентий (Князев) и Петр (Зверев), причисленные впоследствии к лику новомучеников Российских. Вместе с матерью, покинувшей бренный мир в возрасте 35 лет, духовную школу проходили и дети. Соня по благословению священномученика Петра (Зверева) и по приглашению игумении в 1924 году приехала в Серафимо-Дивеевский монастырь, который в это время еще сохранял свой устав и церковные службы, но назывался трудовой артелью. В монастыре София Александровна проходила послушание в живописной мастерской и была пострижена в иночество. «Вся жизнь, все интересы, горе и радости сосредоточивались в монастыре. Жизни вне монастыря вроде бы и не существовало», – напишет она впоследствии. В 1927 году монастырь закрыли, сестер изгнали и продолжали преследовать и вне монастыря. Матушка Серафима с некоторыми сестрами перебралась в деревню Вертьяново. Несколько дней у них жила святая блаженная Мария Ивановна. Мать Серафима, находясь в монастыре, а затем и после его разгона, часто ходила к блаженной, которая предсказала ей всю жизнь. В 1930 году мать Серафима спросила Марию Ивановну: «Мария Ивановна, а я доживу до монастыря?» «Доживешь», – тихо ответила блаженная и крепко сжала ее руку.

http://pravoslavie.ru/16513.html

Иисус и фарисеи. Художник Джеймс Тиссо Стереотипы господствуют во всех сферах человеческого мышления. Где-то верные, где-то случайные, они формируют своеобразный мейнстрим взглядов конкретной культурной общности. Так, Ньютоновская механика позволяет относительно точно смоделировать физическую модель мира и конструировать в связи с этим всевозможные инструменты и механизмы. Но квантовая механика открывает всю относительность ньютоновской системы. Она, собственно, не опровергает ее, но помогает взглянуть на мир гораздо шире, построить «объемную» модель там, где раньше это было невозможно. Сегодня я хочу поразмышлять о некоторых закономерностях мейнстрима Православия. Истоки недопонимания духовных реалий кроются в двойственной природе Церкви. Как во Христе Его современники могли видеть чувственно только Человека, а Бога познавали очами веры, так и в Церкви Христовой главнейшие моменты часто остаются в поле зрения лишь духовных очей. И поэтому часто дефицит духовного видения Бога Слова восполняется созерцанием Человека Иисуса. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения (Мф. 12, 39), – констатировал Спаситель, глядя на своих современников. Падшая человеческая природа такова, что никак не хочет гордый человек увериться в Божественном, пока не будет ему дано осязаемое доказательство. Поэтому человек или снисходительно смотрит на «религию», дозволяя ее существование для «плебса», или требует знамения. В Евангелии мы видим, что Христос не таких искал Себе поклонников. Чудеса Он творил лишь по необходимости, по крайней необходимости. И это крайне сложно понять современному шоу-поколению. Христос чудесно насыщает тысячи, когда нет другой возможности прокормить людей, исцеляет сущих в долгонедужии и в страшных заболеваниях, а не всех подряд, воскрешает лишь выборочно, движимый своей, Божественной, логикой. Нас всех иногда одолевает искушение. И тогда ищешь не святости, а чудес, не Бога, а старцев Почему милосердие Спасителя имеет определенные границы, вроде бы понятно. Он не хочет создавать себе зомби-учеников. Ему нужны свободные сердца, отданные Ему по любви, а не отдавшиеся за «чудесный крендель». Тем не менее всегда в храме есть люди, просящие: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (Мф. 12, 38). Те, которые так просят не от крайней нужды, не как кровоточивая 12 лет женщина, а, как праздные зеваки, искушают Христа. Отчасти нас всех иногда одолевает это искушение. И тогда ищешь не святости, а чудес от святости, не Бога, а старцев. У кого-то это превращается в настоящую болезнь, которая влечет человека все к новым и новым святыням, все к новым и новым святым. Такой человек начинает словно коллекционировать высказывания разных и не очень старцев, оперировать в общении неслыханными именами и невиданными «чудесами». Ко всем нам, превращающим веру Христову в битву экстрасенсов, спокойно обращается прп. Анатолий (Зерцалов) , истинный Оптинский старец: «Когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима».

http://pravoslavie.ru/111130.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Оптинский, Старший, прп. - житие Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. 17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия. С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

http://pravicon.com/info-1754

«Отдайте свое сердце Христу» В соборе прославленных старцев Оптиной Пустыни преподобный Варсонофий как бы соединяет первое поколение ее духовных наставников и последних старцев-исповедников. Вступивший на путь иночества по благословению преподобного Амвросия, ученик великих старцев – преподобных Анатолия (Зерцалова) и Нектария, он сам прошел все ступени оптинской духовной школы и воспитал монахов, которым пришлось свидетельствовать об истине Православия в годы большевистских гонений. Отцу Варсонофию не суждено было дожить до революции 1917 года, он видел только ее зарождение в событиях начала века и не без Промысла был поставлен в это время для окормления монашествующих и мирян как живое свидетельство того, что Господь «вчера и днесь и во веки Тот же». Близкий нам по времени, современник Толстого, этот святой был удостоен духовными дарованиями, не уступавшими плодам молитвенного подвига великих аскетов – подвижников первых веков христианства. Невидимая и видимая брань История преподобного Варсонофия выделяется на фоне судеб оптинских подвижников чрезвычайным напряжением. Пожалуй, ни один из старцев не прошел такого упорного «артиллерийского» обстрела, почти без передышки – от начала до самого конца. Битва за его душу была непрестанной и злейшей. Казалось бы, что значит одна душа, из-за чего такие бури и смятения? Мало ли на свете светских людей, военных, полковников, мало ли послушников, монахов и, наконец, священников? На каждом этапе жизни с момента решения главного вопроса: жить по обычаям мира или идти за Христом – будущий старец, отец Варсонофий был ненавистен тем незримым противникам, по действию которых возникают самые неожиданные препятствия и находят искушения и скорби от людей. Перечитывая его житие, даже трудно понять, как он, уже не молодой человек, выдержал весь этот натиск. Принято решение – оставить военную службу, вступить в обитель простым иноком, и тут же восстают преграды: друзья возгораются благой ревностью доставить ему повышение по службе – генеральский чин – и даже находят невесту. Он спешит закончить отношения с миром, чтобы поспеть к сроку, назначенному ему старцем Амвросием, – три месяца на все, – но тут же возникают неразрешимые финансовые затруднения, и тогда в его дела приходится вмешаться лаврскому старцу – преподобному Варнаве Гефсиманскому, с тем чтобы найти ему, полковнику Павлу Ивановичу Плиханкову, «откуп» от мира через своих духовных чад. Но вот он под сводами обители, рад радешенек и еще не может поверить, что выведен «из печи Вавилонской», – таким тяжким было для него пребывание в среде, ставшей совсем чужой. Ему 47 лет. Снят белый китель, скромный подрясник делает его незаметным среди скитской братии… Но какой тут покой? Время, проведенное в послушании, чуть не стоило Павлу Ивановичу жизни. Болезни, тяжелый физический труд и несравненно более тягостное – ополчение со стороны простых монахов по отношению к нему, невольно выделявшемуся навыками и привычками, усвоенными прежде.

http://pravoslavie.ru/52845.html

Патриаршее поздравление по случаю 230-летия Калужской духовной школы 10 жовтня 2006 р. 17:28 Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Клименту, митрополиту Калужскому и Боровскому, ректору Калужской духовной семинарии Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ректор, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с 230-летним юбилеем Вашей духовной школы! Устроенная трудами митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина), Калужская духовная семинария попечением таких известных архипастырей как епископ Феофилакт (Русанов), епископ Евгений (Болховитинов), епископ Филарет (Амфитеатров), епископ Григорий (Постников) стала местом подготовки достойных делателей на ниве Христовой. Из ее стен вышли многие известные священнослужители и труженики Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), экзарх Грузии митрополит Иона (Васильевский), архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров), архиепископ Астраханский Тихон (Малинин), епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов), ректор СПбДА протопресвитер Иоанн Янышев, Оптинский старец преподобный Анатолий (Зерцалов), профессор Московского Университета протоиерей Николай Елеонский, профессора СПбДА И.А. Чистович, МДА М.И. Сабуров и КДА Н.Л. Зайцев. Будучи первым учебным заведением новообразованной Калужской губернии, Калужская духовная семинария также дала нашему Отечеству ревнителей освоения богозданного мира силами разума и научных знаний. Среди ее питомцев — ректор Петербургской Медико-хирургической академии Я.А. Чистович, профессор Петербургского университета В.Т. Покровский, профессора Московского Университета М.М. Троицкий и А.И. Чупров, писатель Борис Зайцев. В годы гонений сотни выпускников Вашей духовной школы своей исповеднической жизнью и мученической кончиной засвидетельствовали свою верность Христу и Его Святой Церкви. Сегодня, когда Русская Православная Церковь оказалась в центре процессов духовного, нравственного и культурного возрождения нашего Отечества, как никогда важной становится подготовка достойных пастырей Церкви — соработников и слуг Христовых, (1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-2, 9; 2 Кор. 5, 20), в полной мере усвоивших православное вероучение и основы духовной жизни, являющихся примером для пасомых, и готовых ответить на вызовы современности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203743...

ПИСЬМА ВЕЛИКИХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ. XIX век Под общей редакцией и с предисловием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Фрагменты из книги: ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19.   Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 Из предисловия: Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, которые принесли в Россию ученики преподобного старца Паисия Величковского. Под руководством их выросло целое поколение насельников скита. Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». В скиту Оптиной пустыни сложилась своя особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью. Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова — душеспасительными. Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня. В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/pi...

Письма великих оптинских старцев. Бесценное духовное наследство «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твое­го всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближ­него твоего, как самого себя». Мф. 22, 37-39 Письма великих оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 656 стр. В настоящем издании собраны письма четырех вели­ких преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия и иеросхимо­наха Анатолия (Зерцалова). Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, располо­женной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Основана эта обитель, вероятно, не ранее XV века и до 1820-х годов не пользовалась особой известностью. В от­дельные периоды своей истории Оптина пустынь находи­лась на грани закрытия. В 1724 г. она и была упразднена, но через 3 года восстановлена и оставлена за штатом. К 1773 г. в монастыре оставалось только двое монахов. Стараниями сначала митрополита Московского Плато­на (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Ам­фитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих изра­ненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников. Это необычное возрождение бедного провинциально­го монастыря связано с устройством при нем в 1821 г. по инициативе владыки Филарета (Амфитеатрова) Свято-Иоанно-Предтеченского скита, в котором поселились ду­ховные старцы, последователи преподобного Паисия Величковского. В декабре 1821 г. Калужский архиерей обратился к из­вестному старцу иеросхимонаху Афанасию, жившему вме­сте со своими учениками в Рославльских лесах, с письмом: «Преподобный отец Афанасий, Возлюбленный о Госпо­де брате! Брат ваш, а мой сын по духу, схимонах Вассиан возвестил мне, что вы имеете желание, для удобнейшего прохождения подвигов монашеской жизни, избрать себе и с единодушными вам братиями уединенное место при Введенской Оптиной пустыни. То же самое подтвердил и отец Моисей, бывший у меня проездом в Москву. Тако­вое желание ваше считая особенною милостию Божиею к моему недостоинству, я готов принять вас и других пус­тынножителей, которых вы с собою взять заблагорассу­дите, со своею моею любовию. Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жи­тия, по примеру древних св. отцов пустынножителей. Ке­льи для вас будут изготовлены, как скоро вы изъявите свое на то согласие. От монастырских послушаний вы со­вершенно будете свободны; уверяю вас пастырским сло­вом, что я употреблю все мое попечение, чтобы вас упокаивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании.

http://pravoslavie.ru/5923.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010