Котломуш, Кутлумуш (греч. Κουτλουμοσου) – греческий монастырь в честь Преображения Господня, основание которого относится разными исследователями к периоду с X по XIII вв. В 1393 г. патриарх Антоний провозгласил Кутлумуш патриаршим и ставропигиальным монастырем. Однако уже к середине XV в. монастырь пришел в упадок, а затем почти полностью выгорел в результате страшного пожара 1497 г. Восстановление монастыря совершилось при поддержке господарей дунайских княжеств, а позже – с помощью влиятельных греков. После нового пожара в 1767 г. монастырь был возрожден стараниями своего бывшего насельника, Александрийского патриарха Mamфeя III . В 1856 г. грамотой Константинопольского патриарха Кирилла VII в Кутлумуше был вновь введен общежительный устав. В монастыре – пятиглавый собор Преображения Господня (1540 г.), в котором сохранились фрески XVI в., и девять церквей. Среди монастырских реликвий – часть Животворяшего древа Креста Господня, частицы мощей; руки мч. Евстратия, левой стопы праведной Анны, матери Богородицы, главы прп. Алипия Столпника, руки сщмч. Харалампия, руки свт. Григория Богослова , главы св. Елевферия, глав вмц. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и др. святыни. В библиотеке Кутлумуша около 600 древних рукописей и 3500 книг. К началу XXI в. братия насчитывала около 30 монахов. Ксенофонт Ксенофонт, Ксеноф (греч. Ξενοφντος) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и расположенный на юго-западной стороне Святой Горы. В XII–XV вв. монастырь многократно приходил в упадок от набегов сарацин, крестовых походов, поборов турок, однако каждый раз возрождался и перестраивался. В 1545 г. он снова был отстроен стараниями влахийского господаря Матфея Бесараба и его бояр Дуки и Радулы, так как в это время в монастыре подвизались болгары и сербы. К концу XVII в. все славяне из Ксенофонта были вытеснены греками, в 1784 г. в нем был вновь введен общежительный устав. Монастырь имеет два собора в честь вмч. Георгия: старый (начала XVI в.) с сохранившимися фресками и новый – один из красивейших на Афоне (1809–1819 гг. постройки), а также восемь параклисов. Среди святынь монастыря – частицы мощей вмч. Марины, св. Модеста, вмч. Иакова Персиянина и др. В монастырской библиотеке сохранилось более 300 рукописей и 4000 старинных книг. К началу XXI в. в Ксенофонте подвизалось около 40 монахов. Ксенофонту принадлежит Благовещенский скит, основанный в 1760 г. Ксиропотам

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Не менее тесными были связи Московского Патриархата с вост. христ. Церквами, представителям к-рых также оказывалась регулярная финансовая поддержка. В Патриаршество И. правосл. греки перенесли в Россию ряд святынь. Весной 1642 г. архимандрит афонского Пантелеимонова мон-ря доставил мощи мч. Евстратия и кровь вмч. Пантелеимона . Грек предложил привезти в Россию длань свт. Григория Паламы , в 1647 г. был доставлен перст этого святого. В 1644 г. в Москву прибыла десница св. ап. Андрея Первозванного , в янв. 1647 г. К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий прислал частицу Животворящего Древа и частицу мощей вмц. Анастасии Узорешительницы. В 1648 г. бывш. митр. Навпакта и Арты Галактион передал царю Алексею Михайловичу серебряный крест с частицей Животворящего Древа, архимандрит из янинского Успенского мон-ря Иеремия вручил мощи прп. Евфимия , афонский Эсфигменский архим. Анфим - частицу главы св. Иоанна Предтечи . В том же году еп. Камбании Киприан передал в дар царю мощи свт. Иоанна Златоуста (И. принял Киприана с недоверием и потребовал представить свидетельство его епископского сана). В 1649 г. митр. г. Велла Даниил и Коринфский митр. Иоасаф привезли в Россию мощи сщмч. Петра Александрийского и «образ резной 12 праздников Владычных, обложен серебром, да в том же образе мощи св. апостола Павла да смирно». Прибывший в Москву осенью 1650 г. еп. г. Ларисса Иоасаф на приеме во дворце преподнес Алексею Михайловичу мощи вмч. Георгия Победоносца. Рус. власти проявляли интерес к греч. традиции. В 1649-1650 и 1651-1653 гг. в Молдавию, Валахию и на Восток для знакомства с греч. богослужебной практикой был отправлен Арсений (Суханов) , который получил от И. список вопросов к К-польскому патриарху. Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. Иосиф, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском мон-ре, Москва. 1707 г. В Патриаршество И.

http://pravenc.ru/text/578453.html

П. с. свою родовую икону св. Иоанна Предтечи, а Ф. Т. Третьяков - местночтимую чудотворную икону Божией Матери «Знамение». В 1845 г. А. С. Кульнева отдала в скит икону с крестом, в к-рый были вставлены частицы мощей младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, и преподобных Илии Муромца, Моисея Чудотворца, Арсения Новгородского и др. Иером. Леонид (Кавелин) прислал с Афона киот с мощами Афонских преподобномучеников Игнатия, Евфимия и Акакия из Иверского монастыря и икону св. Иоанна Предтечи древнего греч. письма из мон-ря Кастамонит . В ц. св. Иоанна Предтечи над царскими вратами был помещен вставленный в рамку крест с частицами Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей равноап. Марии Магдалины и др. святых (пожертвован в 1849 послушником И. А. Половцевым (впосл. архиеп. Ювеналий)). На престоле лежал сребропозлащенный крест с серебряным литым распятием, украшенный разноцветными камнями, в нем хранились частицы Животворящего древа Креста Господня, мантии прп. Сергия Радонежского, мощей вмц. Анастасии Узорешительницы, свт. Митрофана Воронежского (пожертвован в 1849 архим. прп. Антонием (Медведевым) ). Также в храме находился киот с мощами св. Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного, Варнавы, Варфоломея, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова; по сторонам киота находились финифтевые изображения этих святых (пожертвован в 1854 С. К. Нарышкиным). Скитская б-ка существовала отдельно от монастырской. Она пополнялась в т. ч. за счет переходящих к ней келейных б-к старцев Макария (до 1 тыс. рукописей и книг), Илариона и др. В нач. XX в. б-ка насчитывала более 30 тыс. рукописей, книг и периодических изданий на разных языках. В структуре библиотечного фонда выделялись отделения: 1-е (переводы, составленные схиархим. прп. Паисием (Величковским) и оптинскими монахами), 2-е (книги Свящ. Писания), 3-е (богослужебные книги), 4-е (творения св. отцов), 5-е (духовно-нравственная лит-ра), 6-е (историческая лит-ра), 7-е (духовные журналы) и 8-е (разные тексты, в т.

http://pravenc.ru/text/577926.html

По окончании Тамбовской семинарии Александр был назначен учителем в Липецкое духовное училище. Во время тяжелой болезни, находясь при смерти, Александр дал Господу обет принять иночество – и выздоровел. Осенью 1839 он поступил послушником в Козельскую Введенскую Оптину пустынь в Калужской губ. Это было время возрождения старчества. Через послушание наставники-старцы вели своих духовных детей к спасению души. В 1842 Александр принял монашество с именем Амвросий, а через три года был рукоположен в иеромонахи. Более двадцати лет св. Амвросий прислуживал старцам Оптиной пустыни, совершенствуясь в послушании и духовной мудрости. В 1860 он принял на себя трудный подвиг старчества. За духовной помощью и наставлениями к св. Амвросию приходили люди всех сословий и званий со всей России. В Оптину пустынь приезжали В. С. Соловьев , Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Сила святого старца заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Св. Амвросий был удостоен от Господа дара прозорливости – часто он рассказывал пришедшим к нему паломникам, которых он видел впервые, о событиях из их жизни. По его благословению было создано несколько женских иноческих обителей, в т. ч. и особо любимый им Шамординский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Старец причислен к лику святых Собором Русской Православной церкви в 1988. В этом же году состоялось и обретение мощей св. Амвросия, старца Оптинского. Память прп. Амвросию отмечается 10/23 окт. и 3/16 окт. (обретение мощей). Амос см.: Фит. Анастасия Овчарница см.: Авраамий и Анастасия. Анастасия Узорешительница Народное название дня вмц. Анастасии, 22 дек./4 янв. Святая считалась покровительницей беременных, ей молились при родах. Ангел-Хранитель По словам Спасителя, Ангел-Хранитель дается каждому человеку при рождении. Он состоит при своем питомце неотлучно всю жизнь и принимает его душу при кончине. Имя святого покровителя дается при крещении по выбору людей, а Ангел-Хранитель дается Господом Богом. Русские называют день своих именин «днем Ангела», ассимилируя, таким образом, имя своего святого покровителя с Ангелом-Хранителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 2009 г. ведется работа по профилактике абортов. Во всех жен. консультациях Вел. Новгорода имеются стенды с информацией о местном отд-нии Об-ва православных врачей, куда могут обратиться за помощью беременные женщины, оказавшиеся в сложной ситуации. В Н. и С. е. работает телефон горячей линии по вопросам брака, семьи, воспитания детей. Клирики Борисоглебской ц. Вел. Новгорода осуществляют духовное окормление и совместно с прихожанами оказывают материальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, а также душевнобольным, которые проживают в социальных и медицинских учреждениях города. При храме существуют вещевой и продуктовый склады для помощи нуждающимся, консультируют юрист и психолог, трудятся социальные работники. Приход новгородского Покровского собора опекает детский приют «Теремок». При новгородской ц. во имя ап. Филиппа в 1999 г. начала работать группа милосердия, оказывающая помощь пациентам лечебных заведений и людям, освободившимся из мест заключения. В 2010 г. при Благовещенской ц. пос. Шимск возникла община милосердия, к-рая помогает больным и одиноким пожилым людям, а также опекает пациентов Шимской центральной районной больницы. При валдайском Троицком соборе, при ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Вел. Новгороде, при Ильинском соборе г. Сольцы имеются пункты сбора и распределения вещевой помощи. В солецком соборе с 2006 г. действует фонд помощи матерям, оказывающий им материальную поддержку в первое время после рождения ребенка. Епархия активно взаимодействует с правоохранительными и др. гос. структурами на основании соглашений о сотрудничестве с региональными подразделениями Мин-ва внутренних дел, Следственного комитета, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний. С 2011 г. Михаило-Клопский монастырь принимает алко- и наркозависимых в качестве трудников и оказывает им помощь в избавлении от зависимостей. В следственном изоляторе 1 Вел. Новгорода действует ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, в исправительной колонии строгого режима 7 в пос. Панковка Новгородского р-на открыта ц. во имя блгв. кн. Владимира Новгородского, в исправительной колонии строгого режима 9 близ пос. Парфино Парфинского р-на построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Синайской горе мастер передавал молитвенную работу Н., возводящую его, подобно Моисею, к «горнему миру». Гордиенко сравнивает этот художественный прием с гористым пейзажем как передачу «восходящих волн времени» ( Гордиенко. 2001. С. 214). Уже после первого причастия Н. удостоился явления ему Христа с ангелами; с увеличивающейся благодатной силой причащающийся Н. изгоняет нечистых своим дыханием (Л. 87), после чего к явившемуся Спасителю в мандорле он приближается с лобзанием, подобно ап. Фоме (Л. 81 об.-82), а затем взирает на Него, возносящегося в сопровождении ангелов (Л. 82 об., 111). Н. видит себя на небесном престоле (Л. 34 об.), ему открывается величие Божие как Собор всех святых: Христос на престоле и во славе, в молении ему (Деисус) на небесах, Матерь Божия, Предтеча, ангелы, а на земле святые разных чинов - апостолы, праотцы, диаконы, преподобные и св. жены (Л. 50). По мере духовного восхождения Н. удостаивается посещения Самой Богоматери и святых: вмц. Анастасии Узорешительницы (Л. 15 об.- 16), ап. Павла (Л. 50 об.). Он видит Богоматерь среди апостолов, Которой молятся они (Л. 67 об.) и Которая Сама с молитвой обращается к изображению Лика Божия (Л. 68 об.). В Житии Н. проиллюстрированы его истории о праведном Созомене (Л. 61-64) и Моисее Мурине (Л. 71-73). Степень духовного совершенствования Н. показана теми чудесными видениями, к-рые открываются ему на литургии и о к-рых он сообщает своему ученику и собеседнику, автору Жития. Н. видит, как огненные «ужи» (узы), сплетаемые ангелами, соединяют храм с небесами - светлая линия наподобие горы или волны восходит к сегменту, из к-рого спускаются в храм ангелы (Л. 114 об.); миниатюрист представляет основные этапы богослужения: ангелы с покровенными руками спускаются в храм, где диакон читает Апостол, на текст ему указывает ап. Павел, а святитель в алтаре ожидает у престола с Евангелием и потиром. Святитель поднимает потир с престола, над которым склоняется архангел; ангелы во главе с архангелом (сфера и мерило) несут Младенца-Христа, с плеча одного ангела спускается орарь. Ангелы полагают Младенца на дискос и покрывают звездицей (Л. 115), херувимы сопровождают архиерея (в полиставрии), несущего над главой дискос (Л. 115 об.), ангелы закалывают Младенца (Л. 116); первым причащается царь (Л. 116 об.), затем миряне (Л. 117), ангелы уносят Младенца на небо (Л. 117), и Н. вновь видит Христа во славе в окружении ангелов и архангелов (Л. 118).

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Собор во имя Св. Троицы в С. Петербурге. Архит. В.П. Стасов. 1835 г. Фотография. Нач. XX в. (Архив ЦНЦ " Православная энциклопедия " ) Храмы военного духовенства разделялись на постоянные и походные. Первые возводились при полках (или меньших воинских соединениях), гарнизонах, крепостях, военно-учебных заведениях, госпиталях, тюрьмах, военных кладбищах. Среди походных церквей выделялись сухопутные и судовые. Возведение храмов поручалось комиссии по постройке казарм при Военном совете. В 1891 г. насчитывалось 407 военных и морских храмов. В 1900 г. военный министр А. Н. Куропаткин подал императору доклад с предложением выделить средства для постройки новых церквей при воинских частях, разработать тип военной церкви, ориентированный на большую вместимость и экономичность. Образец для военных храмов был утвержден 1 дек. 1901 г. Согласно ему, для церкви должно было строиться отдельное здание вместимостью 900 чел. для полкового храма или 400 чел. для батальонного. На нужды церковного строительства по военному ведомству в 1901 г. выделили 200 тыс. р., в 1902 и 1903 гг. по 450 тыс. р. Всего с 1901 по 1906 г. возвели 51 церковь. Одной из первых была заложена церковь 148-го пехотного Каспийского полка во имя вмц. Анастасии Узорешительницы в Нов. Петергофе (освящена 5 июня 1903). В 1902-1913 гг. был возведен кронштадтский Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца - грандиозный храм-памятник российским морякам. Молебен о начале строительства отслужил 1 сент. 1902 г. прав. прот. Иоанн Кронштадтский в присутствии главного командира кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова. В 1913 г. насчитывалось 603 военных храма, по морскому ведомству - 30 береговых церквей, 43 судовые церкви, в т. ч. при плавучей военной тюрьме в Севастополе. Каждая воинская часть и каждое военно-учебное заведение имели свой храмовый праздник и небесного покровителя. В военных церквах хранились боевые знамена, оружие и доспехи прославленных военачальников, была увековечена память погибших в сражениях воинов.

http://pravenc.ru/text/155073.html

Такой же карниз у четверика, а вот у трапезной он состоит из пояса сухариков, или дентикул. Трапезная - двухэтажная, с высокими оконными проёмами с полукруглыми завершениями на втором этаже и небольшими окнами - на первом. Апсида трёхчастная, она одной высоты с четвериком и трапезной, что нехарактерно для храмовой архитектуры. С трёх сторон её стены поддерживают контрфорсы. Но самой замечательной составляющей соборного ансамбля является колокольня. Это монументальное четырёхъярусное сооружение - яркий пример классицистического стиля в храмовом зодчестве. На массивный первый ярус, в котором расположены входной портал и притвор, поставлены три четверика, размеры которых уменьшаются с каждым ярусом. Самый верхний как бы вырастает из купола предыдущего яруса звона и служит скорее барабаном, на котором покоится глава довольно необычной формы. На куполе звонницы с четырёх сторон есть окна-люкарны с фронтонами. Все ярусы (кроме верхнего) колокольни имеют по четыре колонны тосканского ордера с каждой стороны и декоративные фронтоны над арочными проёмами. Карнизы оформлены поясом сухариков и более крупных дентикул. Главный престол собора находится в нижнем храме и освящён в честь праздника Рождества Христова. Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Одна из почитаемых святынь собора Рождества Христова - мощи священномученика Илариона (1886-1929 гг.). Этого человека называют выдающимся иерархом и одним из крупнейших церковных деятелей ХХ века. 24 июля 1998 года состоялось обретение мощей владыки Илариона. В 2000 году на Юбилейном Архирейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Из других святынь собора стоит упомянуть древнюю икону Священномученицы Параскевы Пятницы и икону с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, а также ковчег с частицами мощей различных святых: прп. Макария Калязинского, св. вмц. Анастасии Узорешительницы, прп.

http://sobory.ru/article/?object=01124

Именно в христианском мире мы наблюдаем, как какие-то общие закономерности имеют свои особенные частные проявления, которые, не противореча общему закону, очень глубоко и полно его раскрывают. Это относится к христианскому искусству, оно, развиваясь, имеет какие-то закономерности и, одновременно, ярко проявляется в региональных, национальных формах. И в жизни, допустим, Русской Православной Церкви, находятся индивидуальные мастера, которые в согласии с церковными канонами полноценно проявляют данный от Бога талант. Это антиномия, можно сказать парадокс. С одной стороны мы говорим о некой закономерности, а с другой стороны, имеет место полноценное творческое раскрытие. - Какие мысли посещают вас в связи с десятилетием освящения Екатерининской церкви? - Не помню, кто сказал: если дело просуществовало пять лет, то устоит и дальше. Время бежит все быстрее... Первые годы тянулись дольше. Это характерно и для человеческой жизни. В детстве лето - целый мир, а потом годы летят один за другим. Может, в наших условиях, когда не имеем возможности быстро восстановить все убранство храма, время являлось нашим подспорьем. За несколько лет можно было силами самого прихода осуществить восстановление церкви. Первое время я очень переживал и в проповедях говорил, что, наверное, состояние наших душ такое корявое и что оно спроецировано на стены храма. Но потом постепенно на наших глазах эти стены стали облагораживаться. Есть надежда, что и с нами что-то хорошее происходит. - Церковный приход - это живой организм, который растет, развивается, может быть, болеет. Как изменялся ваш приход за эти годы? - О многом можно говорить, разные вещи происходят. Многие люди, которые прошли через наш приход, уехали или ушли заниматься каким-то другим делом. Например, часть прихожан перешла в Братство св. вмч. Анастасии Узорешительницы, что было хорошо для отдела по благотворительности СПб епархии, но из прихода они ушли. (Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы, духовник Братства и Председатель отдела по благотворительности, до назначения настоятелем служил в Екатерининской церкви. М.М.) С другой стороны, это естественный процесс. Появляются новые прихожане: кто-то - с курсов катехизации, которые я веду в Духовной Академии; кто-то из студентов Академии художеств приходит; кто-то каким-то чудесным, необъяснимым образом появляется, как-то узнав о храме, самые разные случаи бывают. Из новых прихожан кто-то приживается, кто-то - нет. Как учебное заведение - место временного пребывания студентов, так и приход оказывается, к сожалению, своеобразным училищем, после которого люди уходят в другие места, хотя нам, конечно, хочется стабильности.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/07/...

Никольская церковь расположена в центральной части небольшого городка Пыталово. Храм свободно располагается на небольшом участке территории, который по всему периметру окружен несколькими рядами деревьев. Сразу же напротив входа в храм, имеется небольшое, выстроенное из дерева здание сторожки. В 1927 году группа православных жителей поставила вопрос о возникновении в городе самостоятельного прихода, который был рассмотрен на Вилякском сборе, а вскоре утвержден Синодом Православной Латвийской церкви. Отец Сергий Ефимов стал настоятелем нового прихода. Для нужд временной церкви было арендовано старое здание, которое находилось во власти уездной управы. Подробнее... Себежский район [ править править код ] Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы (Идрица) [ править править код ] Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы Адрес: Псковская область, Себежский район, поселок Идрица, ул. Лесная, д. 12, территория учреждения ЯЛ 61/3 ФСИН России по Псковской области. Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы — небольшая кирпичная одноглавая церковь. Находится на территории колонии строгого режима. В 1995 в колонии устроена домовая часовня, отдельная церковь сооружена в 1999-2001 годах. Тюремные храмы — явление нынче уже привычное. Строят в зонах и часовни, организуют молельные комнаты. Даже маленький святой уголок с иконками и лампадой — утешение для заключенных. В 1995 на территории колонии строгого режима ЯЛ 61/3 в Идрице была устроена домовая часовня, отдельная кубическая кирпичная одноглавая церковь с притвором была сооружена в 1999-2001 годах. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Зародище) [ править править код ] Адрес: Псковская область, Себежский район, село Зародище Храм Николая Чудотворца находится в Псковской области, а именно в Себежском районе, в деревне под названием Зародище. Никольская церковь является памятником архитектуры, относящимся к XVII веку. В XV-XVII веках на территории современного Себежского района было образовано большое количество поселений, одним из которых стало Зародище. Свое необычное названием Зародище получило приблизительно в XVIII веке, а до этого момента село носило название Аннутово в честь единственной дочери местного шляхтича по фамилии Огинский.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010