Архив Пн Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации 20 октября 2022 г. 17:50 20 октября 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошло заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Мероприятие открылось словом председателя комиссии митрополита Калужского и Боровского Климента . Архиерей рассказал о мероприятиях, проведенных в рамках работы комиссии со времени предыдущего заседания , представил повестку этого заседания, сделав акцент на основных вопросах, стоящих перед комиссией. О работе по общей для комиссии по богословию и богословскому образованию и комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации теме «Христианское мировоззрение и современные вызовы научного и технологического развития. Отношение Церкви к новым информационным технологиям» рассказали епископ Переславский и Угличский Феоктист и Е.Е. Жуковская. Собравшимся были представлены предназначенные для безвозмездного распространения специальные приложения к журналу «Юрист прихода», посвященные проблеме искусственного интеллекта, и проект сайта на русском и английском языках по этой тематике. Участники заседания обсудили возможность подготовки и издания коллективной монографии и сборника для широкой аудитории в рамках этого направления и уточнили планы по ближайшим мероприятиям. Руководитель рабочей группы «Этическое измерение присутствия священнослужителей и мирян в традиционных и новых медиа. Информационные вызовы и реакция Церкви» протоиерей Владимир Вигилянский выступил с предложением расширить некоторые разделы документа, подготовленного в рамках этого направления. Далее собравшиеся перешли к обсуждению документа о взаимоотношениях Церкви и музейного сообщества с учетом ранее внесенных изменений, который представил епископ Каскеленский Геннадий . Участники заседания предложили уточнить некоторые формулировки и внесли ряд предложений для обсуждения на следующих заседаниях комиссии.

http://patriarchia.ru/db/text/5969601.ht...

Разные источники подтверждают ссору между царем и его старшим сыном. Есть разные, популярные и менее популярные, версии того, почему это произошло. Вы эти версии знаете. Сын вступился за свою беременную супругу, царь как-то не так эту супругу отругал, она ходила в неподобающем женщине того времени виде… Я рассказываю вам разные версии, я не говорю, что это правда, в отличие от иностранцев. Это версии, истории, исторические анекдоты. Супруга в неподобающем виде, нерасчесанная, простоволосая, как-то не так одетая, заходила почему-то в мужскую половину, куда вообще нехорошо ходить, более того — в половину царя, это вообще строго охраняемая часть. Он ее страшно обругал, она пошла к сыну, сын из-за этого грубо обругал своего батюшку, батюшка разозлился, произошла размолвка, в ходе этой размолвки царь ударил сына палкой или кулаком. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Картина Ильи Репина, 1885 Надо сказать, что по меркам Средневековья на тот момент Иван Грозный был глубоко пожилым и, объективно, сильно больным человеком. Исследования его останков показали, что у него были жутчайшие отложения солей, удивительно даже, как он ходил сам. Ходил с трудом, в основном сидел, его водили под руку, помогали всячески, на лошадь он уже не забирался. Много времени проводил в ваннах, сидя, читая документы. Писал письма, играл в шахматы. Как в таком физическом состоянии он мог убить здорового мужчину ударом кулака в висок или даже палкой? Современники представить себе этого не могут, но тем не менее. Царевич умер, но не через полторы минуты, не на руках у царя, а совершенно в другом месте, через 10 дней, довольно далеко уехав от Москвы. На эту тему тоже есть много историй и версий, вплоть до того, что у него было воспаление легких. Упомянул Флетчер и о царевиче Дмитрии, которого тоже недруги пытались убить. Он пишет, что задолго до смерти Дмитрия сначала убили его кормилицу, потом подобрались непосредственно к нему. Как вы знаете, в деталях подловить проще всего. Несложно выяснить, что на самом деле кормилица царевича Ирина Тучкова была жива и здорова, прекрасно себя чувствовала на момент смерти Дмитрия. Даже ее имя официально зафиксировано в угличском следственном деле, когда писали свидетельские показания. Даже тут Флетчер что-то придумал.

http://pravmir.ru/ivan-groznyiy-i-inform...

  ЖУРНАЛ 109 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 26.12.2012 (журнал 40). Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить. 2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Герману за многолетнее и плодотворное управление Волгоградской епархией, благодаря которому были открыты десятки приходов, построены новые храмы, увеличился штат духовенства, организована монашеская жизнь, на должном уровне происходит взаимодействие епархии с региональной властью и общественными объединениями, а также за несение обязанностей главы Волгоградской митрополии. 3. Определить для Преосвященного митрополита Германа местом пребывания на покое г. Волгоград с материальным содержанием от Волгоградского епархиального управления. 4. Преосвященным Волгоградским и Камышинским, главой Волгоградской митрополии, быть епископу Переславскому и Угличскому Феодору, с освобождением его от управления Переславской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. 5. Преосвященным Переславским и Угличским быть епископу Городищенскому Феоктисту, викарию Волгоградской епархии.   ЖУРНАЛ 110 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о необходимости иметь еще одну епархию в Краснодарском крае. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края — Сочинскую епархию, выделив ее из состава Екатеринодарской епархии. 2. Правящему архиерею Сочинской епархии иметь титул «Сочинский и Туапсинский». 3. Новообразованную Сочинскую епархию включить в состав Кубанской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5330863.ht...

В 1931 году ее арестовали за то, что она хранила в школьных шкафах богослужебные книги, спасая их от уничтожения. Когда вернулась из ссылки, ей запретили работать в школе. В 1943 году Ираида получила второй срок за то, что приютила в своем доме епископа. На допросах она не скрывала глубокую веру во Христа, за что получила еще 5 лет ссылки в Сыктывкаре. В планах епархии написать икону, молитву, тропарь, кондак, акафист каждому новомученику, чтобы его можно было поминать не только в храме, где он служил, но и по всей епархии. Составить и издать жизнеописание каждого святого, для начала разместив на сайте. Курирует эту работу иерей Максим Масловский, благочинный Любимского округа. Кроме того, мы подготовили и установили несколько памятных досок, где служили священники-новомученики. В храмах есть посвященные им стенды. Когда приближается их память, публикуем в местной прессе статьи о них, организуем интересные встречи с родственниками пострадавших за веру. К сожалению, нам известны только несколько могил новомучеников, потому что большинство из них умерли в лагерях, либо были расстреляны, а где похоронено тело — неизвестно. Например, Петр Зефиров в 1918 году был убит в Тутаеве возле тюрьмы. Мы пытаемся установить и увековечить место его захоронения. Собрано очень много писем и документов, посвященных теме новомучеников, для музея хватит, но у нас пока нет помещения. Кроме того, наше духовенство вместе со студентами магистратуры кафедры «Теология» провели несколько уроков, посвященных местным святым, исповедникам и новомученикам в 4-х и старших классах Ярославля и Тутаева. — Удается ли объяснить детям, в чем именно заключался подвиг новомучеников? На что делается упор — на мученическую кончину? — Это скорее вопрос уже педагогической интерпретации. Детям нужно просто говорить об исповедниках веры. Приводить яркие примеры из жизни. Важно, какие эти люди были сами по себе, а страдания и мучения это уже заключительный акт жизни. За веру умирали очень многие, но были и те из них, кто свято жил. Например, исповедница Угличская Ираида Тихова, о которой я уже говорил, была замечательной учительницей, всю жизнь заботилась о близких своих, и в то же время, крепко стояла в вере, несмотря на все перенесенные гонения. Детям это понятно. Материал о новомучениках рядом с нами. Есть храмы, где их крестили, дома, где они жили, документы, их вещи и письма — все это осталось. Живая история легче воспринимается и запоминается. У ребят эта тема вызывает живой интерес. И, может быть, те из них, кого воодушевит духовный подвиг этих пастырей, сами выберут в жизни священническое служение.

http://patriarchia.ru/db/text/5037965.ht...

15 ноября. Первый раз со времени назначения в школу учительницы одна в школе. Как хорошо! Господи, как хорошо! Как мне благодарить Тебя за все благодеяния, а я еще колеблюсь – сбивают с толку. Нет и нет, не будет этого, а будет так, как было, есть и будет. Прочь все сомнения! все темные хитрые нашептывания! Бог и добрые люди еще, верно, не покинули меня. Вперед, по прямой дороге! Довольно, два месяца и так промучилась, проколебалась, прострадала, ведь это не жизнь, а пытка, но, может быть, и она необходима, чтобы не загордиться, не поднять нос кверху. Не мешает, не мешает! Зато как что-то хорошо теперь. Легко, уверенно, хорошо! Помоги, Господи, По­кров Царица Небесная, и впереди перенести все бури и искушения! Не отни­мите у меня этот дорогой талисман, который дает мне силы переносить все искушения, твердо стоять на избранном пути. 28 ноября. Сегодня одна в школе. Сижу – работаю, вспоминаю прошедший праздник великомученицы Екатерины. Как хорошо он прошел! Служил пер­вую литургию в сане архиепископа в нашем Котовском храме высокопреосвя­щенный Серафим. Помоги ему, Господи, с внешним повышением еще выше встать духовно! Покрый его всемогущим омофором, Пречистая Дево! Моли за него Господа, святая великомученица Екатерина, да подаст Он ему силы вещать вверенным людям правду святую, да оградит путь его от разбойников, ранящих душу человека! Помоги, помоги ему, Господи, во всем! 13 декабря. Сегодня возвратилась с уездной конференции. Писать, как там протекала работа, какие были заслушаны доклады, что-то не хочется – надоело. Учительство и работа среди населения на первом месте, а школа? – ну ребятки еще малы, пусть подрастут. Зимние каникулы с 11 декабря. Пер­вый год еще в это время придется недельку лишнюю прогулять. Пока была на съезде, коллега моих учеников отпустила. Сегодня ходила в деревни про­верять, по-моему ли? Устроила взрослых учиться. Взялся их учить крестья­нин-самородок с большим талантом по рисованию и музыке» ( Архив епископа Рыбинского и Угличского Вениамина (Лихоманова). Дневник исповедницы Ираиды Тиховой. ) . Воскресенский Василий Васильевич (1882 – после 1939). В 1908 г . закончил Казанскую духовную академию. Преподавал греческий язык в Угличском духовном училище. В 1918 г . после преобразования училища во 2-е высшее начальное училище состоял учителем и председателем педагогического сове­та. В 1922 г . был рукоположен в сан священника. Неоднократно подвергался арестам и заключениям в лагеря. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

Советская Россия (1917-1991 гг.) исторически стала в авангарде мирового развития. Если обратиться к величественному и наглядному символу-образу России открывается подлинное величие Родины, ее лицо. В статье Г.П. Федотова (1886-1951) «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли : «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам ( добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт .). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи – пусть нашей эпохи – только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь ». Как же ответим мы на вопрос: где лицо России? Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов. Оно в кроткой мудрости души народной. Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого. В сияющей новгородской иконе, в синих главах угличских церквей. В «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума». Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда. В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, «боронивших Русь от поганых». В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево». В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его. В одиноком трудовом послушании и «умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана… В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли… Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом – скажем твердо: и в будущем. В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России. Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!».

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Квартиру тщательно обыскивали, ворошили белье, постели, но никто не знал, что ищут. В темном углу коридора стоял чемодан и корзина с вещами Маргариты Яковлевны. — Чьи это вещи? — спросил милиционер. — Нашей прислуги, которая уже ушла. Приоткрыли чемодан. — Аккуратность просто немецкая, — восхитился сыщик, — жалко такой порядок портить. — Да, она немка была, — подтвердила мама. — Так это вещи не ваши? Нечего их и перебирать, — решил сыщик и захлопнул чемодан. «Бог спас нас, — рассказывала впоследствии мама. — Если бы развязали стопочки белья, перевязанные ленточками, то нашли бы всю переписку с Германией тех немцев Поволжья, которые собирались бежать из СССР, как евреи бежали из Египта. Но на границе эти немцы были задержаны, а во главе их стоял пастор — дядя нашей Маргариты. И все письма шли к нему через Маргариту, а посылались на наш адрес, на имя Зои Вениаминовны Пестовой». Маму поместили сначала в камере Бутырской тюрьмы. Холодная, грязная, тесная и вонючая камера не так угнетала ее, как полное неведение о судьбе своей семьи и незнание, за что она арестована. На допросах ее спрашивали о родных, об образовании, об отношении к заводу, который она очень любила, так как была энтузиастка своего дела, спрашивали ее о знании немецкого языка, который она совсем не понимала. Зоя Вениаминовна со слезами умоляла сообщить ей о муже и детях, но получала такие ответы: — Муж — сидит, дети — в детдоме. — За что же!? — Скажите сами. Мама рыдала, терзалась сердцем и мысленно умоляла Пресвятую Деву заступиться за ее семью. Настрадалась моя бедная мамочка. Голодный паек и вши не так ее мучили, как безнравственное общество воров и скверные анекдоты женщин. Тогда Зоя Вениаминовна взяла инициативу в свои руки. «Я доказала им, как мелки и пошлы их интересы. Я показала этим падшим людям, как прекрасен мир, какая есть художественная литература, как интересна история. Я рассказывала без устали об убитом царевиче Димитрии, угличском чудотворце, о Борисе Годунове и Иоанне Грозном, о Петре I, и о «Братьях Карамазовых» Достоевского, и о Евангелии, и обо всем, что знала, чем горело мое сердце, — говорила мне мама. — Меня слушали, затаив дыхание. Сочувствуя этим темным людям, я легче переносила свое горе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из соседних районов приезжали еще жители в мологские леса за брусникой, ночевали в пустых деревнях и страшно боялись строителей-зеков, как их называли – «тюремщиков». Вряд ли стоило их бояться. Один из бывших «волгостроевцев» рассказывал: «Грамотные сидели люди, но такие скорей и погибали. Не могли перебороть несправедливость. Кормили плохо. Сколько их, бедных, схоронили здесь. До сотни в день гибло». Так рабским трудом заключенных Волгостроя НКВД СССР возводилась Рыбинская ГЭС и готовилось дно Рыбинского моря. 20 декабря 1940 года был официально упразднен город Молога – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, «в связи с предстоящим затоплением в районе строительства Рыбинского гидроузла». А 13 апреля 1941 года на Рыбинской ГЭС в Переборах был забетонирован последний пролет плотины, «и паводковые воды Волги, Мологи, Шексны, встретив на своем пути непреодолимую преграду, начали заливать русла, разливаться на пойму, затопляя Молого-Шекснинское междуречье...» «Лесные птицы и звери шаг за шагом отступают на более высокие места и бугры, – писала газета «Большая Волга» в репортаже «На Рыбинском море» от 19 мая 1941 года. – Но вода с флангов и тыла обходит беглецов. Мыши, ежи, горностаи, лисы, зайцы и даже лоси согнаны водой на вершины бугров и пытаются спастись вплавь или на оставшихся от рубки леса плавающих бревнах, вершинах и ветвях. Многие лесные великаны-лоси не раз попадали в весенний паводок и разлив Мологи и Шексны и обычно благополучно доплывали до берегов или останавливались на мелких местах до спада полых вод. Но сейчас звери не могут преодолеть небывалого, по размерам залитой площади, наводнения. Много лосей, прекратив попытки уйти вплавь, стоят по брюхо в воде на более мелких местах и напрасно ждут обычного спада воды. Некоторые из зверей спасаются на приготовленных к сплаву плотах и гонках, живя по нескольку недель. Голодные лоси объели всю кору с бревен плотов и, сознавая безвыходность своего положения, подпускают людей на лодках на 10–15 шагов...» Печальная картина библейского потопа – но зрелище не столь величественное, сколь жалкое. Не месяцы, а годы наполнялась водой огромная территория. Долгое время она представляла собой довольно некрасивую лужу, из которой тут и там торчали остатки строений, несрубленные деревья и кустарники. Только в 1955 году Рыбинская и Угличская ГЭС были сданы в эксплуатацию. Все это время здесь оставался Волголаг, и сотни тысяч заключенных продолжали трудиться на благо коммунизма, выполняя «великий сталинский план преобразования природы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

во еп. Чебоксарского и Чувашского; с 9.09.1984 в сане архиепископа. Варнава (Накропин) с 7.03.1917 на покое (б. архиеп. Тобольский и Сибирский); † 13.04.1924. Варсонофий (Вихвелин) с 13.11.1913 еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; с 1922 г. еп. Никольский, вик. Вологодской епархии; с 1924 г. на покое; † 6.08.1934 в ссылке. Варсонофий (Гриневич) 30.12.1945 хирот. во еп. Гродненского и Барановичского; с 18.11.1948 еп. Семипалатинский и Павлодарский; с 31.10.1950 еп. Чкаловский и Бузулукский; с 16.11.1953 на покое; с 29.07.1954 еп. Калининский и Кашинский; с февр. 1956 г. в сане архиепископа; † 13.03.1958. Варсонофий (Лебедев) 8.01.1917 хирот. во еп. Кирилловского, вик. Новгородской епархии; расстрелян 15.09.1918. Варсонофий (Лузин) 12.04.1926 хирот. во еп. Спасского, вик. Казанской епархии; с 24.04.1929 управ. Иркутской епархией; с 25.07.1930 еп. Владивостокский; расстрелян 9.09.1937. Варсонофий (Судаков) 8.02.1991 хирот. во еп. Саранского и Мордовского. Варфоломей (Ващук) 24.02.1990 хирот. во еп. Волынского и Ровенского; с 10.04.1990 еп. Волынский и Луцкий; с 1992 г. еп. Николаевский и Вознесенский; с 1993 г. еп. Сумской и Ахтырский; с 27.07.1995 еп. Ровенский и Острожский; с 23.11.1995 в сане архиепископа. Варфоломей (Гондаровский) 26.05.1963 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; с 29.05.1963 еп. Саратовский и Волгоградский; с 22.12.1964 еп. Венский и Австрийский; с 7.07.1966 еп. Тульский и Белевский; с 20.03.1969 еп. Кишиневский и Молдавский; с 11.10.1972 еп. Ташкентский и Среднеазиатский; с 9.09.1973 в сане архиепископа; с сент. 1987 г. архиеп. Орловский и Брянский; † 21.03.1988. Варфоломей (Городцов) 18.05.1942 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 19.05.1942 в сане архиепископа; с 26.02.1943 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 10.07.1947 управ. Владивостокской епархией; с 24.04.1949 в сане митрополита; † 1.06.1956. Варфоломей (Ремов) 28.07.1921 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Московской епархии; с 9.07.1934 в сане архиепископа; 17.06.1935 приговорен к расстрелу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Миссионерская комиссия при Епархиальном совете города Москвы провела семинары для православной молодежи Ярославской митрополии 2 ноября 2012 г. 17:00 C 26 по 29 октября 2012 года ответственный секретарь Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, руководитель методического центра Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Шарафутдинов совместно со студентами провел в Ярославской митрополии в городах Ярославле и Рыбинске серию учебных и организационных мероприятий, посвященных молодежной и миссионерской работе. Инициатором и непосредственным участником миссионерских семинаров является епископ Рыбинский и Угличский Вениамин . Работа проводилась в течение трех дней. 26 октября была состоялась встреча молодежного движения Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, которое возникло при поддержке миссионерского факультета ПСТГУ и Молодежного объединения митрополии. Также состоялось совещание добровольческого молодежного движения «Добрые ручки». 27 октября организаторы провели молодежную конференцию для активистов Рыбинской епархии . 28 октября состоялся обучающий семинар по молодежной работе для начинающих миссионеров. 29 октября был проведен методический семинар для учащихся ЯГПУ им. Ушинского по проблемам организации детских православных лагерей. Целью всего комплекса мероприятий явилось развитие молодежного движения в Ярославской и Рыбинской епархиях. Участники семинаров приобрели навыки, необходимые в работе миссионера и молодежного лидера. Кроме того, активисты научились выстраивать систему координации между членами молодежного движения епархии. В этой поездке приняли участие студенты миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета. Работая на семинаре вместе со своими ярославскими коллегами, они смогли получить ценный образовательный и миссионерский опыт. Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010