Отказывая в повиновении новому владельцу, крестьяне попутно заявляют жалобы на притеснения и обиды. Так, в Пензенской губ. Городищенск. у., в с. Павловском и М. Архангельском , кр-не д. т. с. Куракина, в 1819 г., жаловались губернатору, явившись «во множестве», что им делаются «разные обиды и притеснения», между тем как им неизвестно, кому они принадлежат после смерти бывшего их владельца А. Б. Куракина; управляющему «строжайше подтверждено наблюдать в управлении умеренность и определенность». В слободе Городищенской, земли Войска Донского, по разделу между наследниками умершей ген. Платовой в 1819 г., достались сыну Полковнику Кирсанову до 200 д. крестьян, которых он хотел переселить в другое имение, слободу Елангицкую, но крестьяне отказались следовать в новое имение, но в жалобе, поданной в 1818 г. на Выс. имя крестьяне сл. Городищенской, вместе, с крестьянами других слобод, в том числе ген. Орловой, указывали на притеснение «непомерными налогами» и господскими работами. Официальное исследование положения крестьян слобод Орловки, Несмияновки, Городищенской находит жалобу крестьян «ложной»: 1) крестьяне Орловки состояния достаточного, хотя некоторые из них были наказаны управителем сотником Медведевым, по приказанию ген. Орловой, но не без причин, а по винам их, а именно, один за впуск скотины в господский хлеб, другой за неявку в свое время на панщину, третий —698— за самовольную отлучку из слободы, четвертый за самовольную продажу пары быков. Хотя с некоторых и взыскивались деньги без приказания Орловой, но все потерпевшие удовлетворены; крестьяне, согласно закону 5 апр. 1797 г., употребляются в работу 3 дня. Несмотря на то, что официальное исследование не нашло возможности признать жалобы крестьян основательными в некоторых частях, тем не менее в других частях и официальное следствие удостоверяет правильность крестьянских жалоб. В сл. Сальской помещики привлекали к работам малолетних и престарелых. Правительство не вняло просьбам крестьян о переводе их в другие слободы; только Войсковая канцелярия предупредила низшие инстанции о соблюдении ук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—718— и Киеве, двух политических центрах, знал эту политику и в беседе с папским нунцием при польском дворе, архиепископом Рангони, он не только опробовал папскую политику, но не двусмысленными намеками, а очевидными для нунция делами, и прежде всего отречением от православия и принятием католичества, решительно принимал на себя выполнение главнейшей задачи Рима для достижения цели, папством преследуемой. 961 Климент VIII и Павел V нималейше не сомневались, что имеют дело с несчастным претендентом, а не с наглым самозванцем. Не только папа, поставленный вне возможности определить самоличность автора письма, но и папский нунций в Польше даже не приступал к исследованию, действительно ли появившийся претендентом сын Ивана IV Грозного; римское духовенство вполне удовлетворялось в этом случае взглядами и решениями светской власти с польским королем во главе – все признают претендента царевичем Димитрием, признает его таким и римская курия. Обращает на себя внимание язык письма: претендент на русский престол, человек, выдающий себя за «царевича великой России и наследником владений Московской монархии» пишет папе письмо на польском языке. Почему не на русском? Для папы, конечно, безразлично требовался латинский перевод, как русского, так и польского письма; но для Лжедимитрия было в высшей степени важно скрыть содержание письма и даже самый факт, переписки с папою от немногих русских, находившихся в то время в Кракове. К тому же из приближенных к Лжедимитрию лиц католического духовенства, большинство составляли поляки; о. Савицкий, например, мог в случае затруднения, даже помочь ему в изложении польской речи; между тем как перевод для папы русского письма на латинский язык затруднил бы, вероятно, даже того же о. Савицкого. Позже Лжедимитрий переписывался с Римом не на польском языке и второе его письмо к Папе, уже Павлу V, писано на латинском языке. Несомненно, что Лжедимитрий хотел ввести унию в —719— русской церкви. При многочисленных указаниях и на это намерение получает особую цену ответ Юрия Мнишка боярам. «Зачем, спрашивали Мнишка бояре, склонял Самозванца ко унии?» «Это угодно было покойному», ответил Мнишек, «помимо всякого с моей стороны совета. Он видел, что она существует в Польше и в Руси без малейшей отмены богослужения; поэтому пожелал и свое государство соединить с государствами христианскими, потому что это можно сделать без нарушения греческого богослужения и к великой радости всему христианству». Выгоды политические от введения унии действительно Самозванец мог получить, имея на своей стороне патриарха и видя значительный успех унии в польских владениях. Самозванец мог надеяться в России ввести без большого сопротивления унию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

федра), церковной археологии, литургики, истории и обличения русского раскола, истории и обличения русского сектантства и церковно-славянского и русского языка с палеографией, вследствие чего студенты IV курса не имеют возможности выслушать ряда курсов, по уставу 1910 года или совсем не читавшихся в минувшем 1910–1911 учебном году или читавшихся небольшой части студентов в качестве групповых предметов (литургика, церковная археология, история и обличение русского раскола, история и обличение русского сектантства), а студенты III курса, при малом количестве лекций в текущем 1911–1912 учебном году, должны будут возместить опущенное усиленным трудом в следующий год, что, несомненно, может отразиться невыгодным образом на качестве их курсовых сочинений, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом: а) о дозволении применить к студентам настоящего IV курса требования, изложенные в новой редакции §§ 130 и 131 академического устава, лишь частию, по мере возможности, не обязывая их изучением всех предметов, только ныне признанных общеобязательными, по уставу же 1910 года отнесенных к разряду групповых, и б) о разрешении поручить преподавателям по 1-м кафедрам: патрологии – экстраординарному профессору И. В. Попову и Священного Писания Ветхого Завета – и. д. доцента священнику Д. В. Рождественскому прочесть в 1911–1912 учебном году студентам III курса вторые половины курсов по означенным предметам (взамен отсутствующих преподавателей по 2-м кафедрам), с назначением им трех лекций в неделю и производством, на основании § 87 устава духовных академий, дополнительного вознаграждения в размере жалованья доцента Академии. – 5) В виду нового примерного распределения учебных предметов по курсам, предложить и. д. Ректора Академии – профессору А.П. Шостьину и и. д. доцента священнику П.А. Флоренскому прочесть параллельные курсы педагогики и истории философии совместно студентам I и II курсов; ординарному профессору А. А. Спасскому – курс истории древней церкви совместно студентам I и III курсов; экстраординарному профессору И.В. Попову – курс патрологии (по 1-ой кафедре) – совместно сту-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам не удалось найти доказательств, даже намеков на отвлеченное искание вольности. Волнующиеся крестьяне почти всегда исходят в своих требованиях от каких-либо реальных нарушений их интересов. Только спору подлежит размер этих нарушений. Повод к волнениям подают общие условия существования крестьян в поместье того или другого владельца и в благоприятную минуту прорывается накоплявшееся недовольствие крестьян. В Воронежской губ., Коротоякском у., слободе Петровской, кн. Каткиной-Ростовской состояло 3.144 д., из них способных к работе в возрасте от 17–50 л. – 875 лиц. На оброке состояло 215 тягол, платили с тягла «неравно», смотря по состоянию от 10–55 р.; состоявшие на пашне обрабатывали для госпожи по 2 десятины сороковые, по одной десятине озимого и одной ярового, крестьянам представлялось по 4 дес. сороковых на тягло, 2 для озимого и 2 для ярового – это для тех из крестьян, кто имеет скот, безлошадным отводили по 2 дес.; прочие работы крестьяне исполняют 8 дня на господина, 3 дня на себя. В зимнее время крестьяне возили для продажи господский; хлеб в Острогожск и Бирючи. В случае ссор и обид для разбирательства их избираются судьи из лучших людей крестьянских; крестьяне по-цы подали жалобу на Высоч. имя об отягощении. В таких же условиях находящиеся крестьяне по-ка Сенявина, в Воронежской губ. вышли из повиновения в 1816 г. Крестьяне не обрабатывали в достаточном количестве помещичьей земли, у 151 тягла вм. 2-х оказалось только по одной лошади, у 5 тягол не оказалось ни одной, между тем работы рассчитывались так, как если бы каждое тягло имело по две лошади. Мало того, крестьяне были обязаны помещику за те продукты, которых у них нет, крестьяне охотно платили бы деньгами за требуемые с них продукты, если бы им дозволяли в праздное время нани- —694— маться в работы или ездить в город для продажи своих изделий. Управляющий имением, опекун капитан Полозов, оказался ненаходящимся на высоте своего положения, он таков, что, ему «ни сего, ни другого какого в управление вверять не должно».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Они выделяются среди студентов по успехам, усер- —384— дию, заботливому отношению к делу. В их работах нередко обнаруживается глубокая любознательность, серьезный интерес и способность к научным занятиям. Они аккуратны и исполнительны. Это и естественно. Они поступают в Академию уже дисциплинированными жизнию, давшими себе отчет в своих силах и в своем призвании. Они оставляют свои «места и едут в Академию на тяжелый труд, отрекаясь на целые годы от житейских удобств, от свободы и самостоятельности. 6) По своему поведению они являются образцом для студенчества. Они живут скромною и тихою семейною жизнию, проводя ее в занятиях. Понятно, что к двадцатилетним юношам, поступающим в Академию прямо со школьной скамьи, нельзя и предъявлять тех требований, исполнение которых для пастыря является делом обязательным и естественным. в) Вот почему Совет должен констатировать, что студенты из семейных дьяконов и священников оказывают благотворное влияние на студенчество как в области научной, так и дисциплинарной. Усердно занимаясь, они привлекают к занятиям и своих светских товарищей, даже принуждают их к этому, в виду ежегодного конкурса на стипендии. – Подчиняясь дисциплине, они удерживают и других от ее нарушения. Они создают в академии тихую и вместе светлую атмосферу религиозной и научной жизни, далекую от эксцессов, знающую лишь тихие радости, молитву и любимый труд. А своим постоянным участием в службах при академическом храме и проповеданием слова Божия они, много содействуя благолепию академического богослужения, в то же время воздействуют благотворно в религиозном отношении на все население Сергиева посада, массами стекающееся в академический храм. Устанавливая все это и принимая во внимание, что насущною задачею Академии является приготовление лиц к служению на пастырском поприще, Совет Академии считает себя обязанным вновь просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о дозволении принимать семейных священнослужителей в число студентов и Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известен поступок импер. Феофила с живописцем Лазарем, которого он пытал и мучил, чтобы отклонить от его ремесла, а когда увидел, что тот все-таки не перестает заниматься своим делом, велел жечь ему руки раскаленным железом. Только ходатайство импер. Феодоры спасло его от верной смерти. Патр. Фотий в письме к болгарскому царю Михаилу в самых резких чертах изображает образ действий иконоборцев-императоров, говорит, что иконы Христовы при них подвергались всякого рода профанации: их волочили по площадям и улицам, попирали ногами, предавали наконец сожжению. Вопрос впрочем не в том, больше или меньше уничтожено было икон в это время, один ли только Лазарь был преследуем за свою профессию или многие из его собратий, и как было велико их число... Важность не в этих отдельных случаях преследования, прекратившихся с иконоборством, а в том положении дел, какое было создано этим явлением. Сгруппируем по возможности кратко главные его результаты. Для церковного искусства, конечно, это была пора не благоприятная. Не могло явиться много охотников заниматься ремеслом запрещенным: страх запрета не дает времени и средств посвятить себя делу с полным удобством; но —678— во всяком случае было бы преувеличенным мнением сказать, что во времена иконоборства произошла полная остановка или прекращение целой и такой значительной отрасли, как искусство церковное. Много ценных памятников христианской живописи, мозаики и особенно скульптуры погибло в это время, много книг с миниатюрами было истреблено. Об этом вандальском отношении говорят бесспорные свидетельства; но в общем потеря не была так важна и существенна, чтобы повлиять на судьбу церковного искусства вообще. Это не помешало, например, студийским монахам приготовлять в это же самое время отличные рукописи с миниатюрами, из которых некоторые сохранились и доселе. Могла быть задержана до известной степени частная предприимчивость, но вкус и любовь к искусству не потеряли ничего. Иконоборческие императоры не были вандалами по отношению к искусству вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По грамматической форме своей «Еврейские собственные имена представляют собой скрытые или явные сложные выражения, даже целые сокращённые предложения (большинство теофорических имён)» 1110 . Не трудно многие имена прямо разобрать, как имя, как глагольную форму. Так например, имя Иосиф ‏ нужно объяснить как причастие вида каль от глагола – прибавлять (ср. Быт.30:24 ). В большинстве еврейских имён грамматический анализ найдёт сочетание двух слов. Взаимное отношение слов в таких именах двоякое: или одно из них в отношении другого стоит in statu constructo, или оба они – in statu absoluto, как полноправные члены предложения – подлежащее и сказуемое. На каждой странице Ветхозаветной Библии встречается полное глубокого смысла имя «Израиль». Вместо странных и неосновательных переводов этого имени, нужно разобрать это имя – предложение, и смысл его будет точно установлен. – борется (и будет бороться) (сказуемое в imperf. каль) Бог (подлежащее). Есть среди еврейских имён и такие, которые даны не в первоначальном виде, а в усечённом. Некоторые —806— исследователи с решительностью и определённостью объясняют это явление естественной потребностью иметь имена по возможности краткие (вместо – ) 1111 . Рассмотрим некоторые имена, чтобы получить представление о характере еврейских имён. При этом мы встретимся, главным образом, с именами теофорическими, т. е. такими, в которых одной из составных частей является имя Божие. Это так и должно быть вследствие значительности религиозного элемента в жизни ветхозаветного человечества. Остановимся на первых страницах Библии, на первых именах человечества. Мы поймём из них, кто были первые люди, каково было начало истории религиозных чаяний человечества. Имя Адам – – может быть отнесено ко всякому человеку, но первого человека оно характеризует по преимуществу, оно отмечает его смиренное происхождение из земли ( Быт.2:7 ). Название первой жены Ева (собств. ) говорит о ней, как «матери всех живущих» ( Быт.3:20 ). Адам дал такое имя жене своей после того, как суд Божий над согрешившим человечеством был произнесён. В условиях этого страшного момента имя первой жены приобретает особую значимость. Грозным словом Божиим, всё, начиная с человека, было обречено на смерть, но первый человек верил, что не всё потеряно. Ещё можно жить в детях, в потомстве, в частности и в особенности, в «семени Жены». Так в наречении имени жены своей Адам засвидетельствовал веру свою в непреложность Божественных обетований. Верила и Ева и, родив старшего сына, думала, что он есть обетованный. Поэтому она назвала его , говоря: приобрела я () человека у Бога (по другим переводам и толкованиям – человека Бога) ( Быт.4:1 ). Но вере её суждено было потерпеть испытание: горько разочаровавшись в надеждах на старшего сына, она называет другого – (или ), выражая этими суетность, эфемерность, подобно ветерку, своей надежды (ibid). Но в третьем сыне снова загорается прежняя надежда, – в Сифе – – при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Северо-восточную часть тверской епархиальной территории в конце первой половины ХИШ в. составлял обширный Кашинский уезд, граничивший с несколькими тогдашними епархиями. Между 1740 – 1750 гг. в пределах Кашинского уезда в ведении Кашинского Дух. Правления было – 177 сел, разделенным на 11 станов. 657 С учреждением г. Калязина с уездом (1776 г.) для него из Кашинского уезда выделено 52 села, а с образованием г. Корчева с уездом в него выделено 36 сел; в Кашинском уезде оставалось 89 старых сел, из которых ныне 21 храм закрыт, 6 храмов приписаны к другим храмам, так что существует в Кашинском уезде 62 старинных самостоятельных прихода, кроме причисленных из Угличского и Краснохолмского уездов. При изменении границ, по случаю учреждения городов Калязина и Корчевы, к Калязинскому уезду присоединены два села – Кой и Васьянское от Угличского уезда из ведомства Ростовского Дух. Правления. В это же время из Кашинского и Переяславского уезда отошло 15 сел к Калязинскому уезду. Таким образом, по границам Кашинского уезда Тверская епархия во второй половине XVIII в. граничила с епархиями Новгородской, Ростовской и Переяславль-Залесской. Восстанавливая границы духовно-административного деления между Кашинским Дух. Правлением с одной стороны и Бежецким (Новгородской епархии), Угличским и Ростовским (Ростовской) и Переяславским (Переяславль-Залесской) Духовными Правлениями с другой по документам половины XVIII в., исследователь Кашинской старины, ныне покойный, И. Я. Кункин приходит к заключению, что они сойдутся с вероятными границами Тверского княжества, намеченными у г. Борзаковского в «Истории Тверского княжества» (стр. 51–56). 658 Ростовская епархия, лежавшая к северу и северо- востоку от Тверской епархии, в половине XVIII в. оставалась с старыми городами – Ростовом, Ярославлем, Романово-Борисоглебском, Угличем и Пошехоньем. Ее не коснулся раздел городов Синодальной области. Территория её с 768 церквами, 31 муж. и 5 женск. монастырями, 659 расположенная по бассейну излучины Волги с нижним и средним течением впадающих в нее рек Мологи, Шексны и частью Костромы, осталась прежней. На севере, как раньше, она граничила с Вологодской епархией, на востоке по левобережью Кострома с вновь образованной Костромской епархией, к юго-востоку с Суздальской, а на юге с Переяславль-Залесской. Тут на границах Переяславского и Кашинского уездов её граница сходилась с Тверской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Подобный чудесный случай был и с сыном капитанши С. Н. Тимирязевой, Дмитрием. Этого 10-летнего мальчика, по словам матери, привезли из пансиона домой почти полумертвым от холеры. Кисти рук его посинели, и ноги были сведены. Но мальчик выздоровел после того, как его помазали маслом из лампады Богоматери Споручницы грешных. Получали исцеление от сей иконы и взрослые. Д. И. Черняев, поручик Угличского егерьского полка, в июле 4 дня страдал холерой. Страдания были велики: все его тело потемнело, язык стал тупеть. Помощь докторов была бессильна облегчить страдания больного. Тогда он, оставив лекарства, стал пить св. воду и обтирать себя хлопчатой бумагой с елеем от иконы Споручницы грешных и вскоре выздоровел. А вот еще чудесный случай. 21 июля жена капитана А. П. Ушакова, Мария Павловна, заявила о следующем. Приехав из Ярославля в Москву, она посетила Николо-Хамовнический храм и, увидев икону Богоматери Споручницы грешных, подумала, что она не древнего письма и поэтому от нее не могут совершаться чудеса. Все же она взяла масла из ее лампады и вернулась домой. Там с ней сделались страшные припадки холеры, продолжавшиеся с 12 часов ночи и до 5 часов утра. Тогда она выпила масла, взятого из лампады, и помазала им свое тело; в то же время она стала мысленно молиться пред иконой Богоматери Споручницы грешных и просить прощения за грех неверия. Владычица услышала ее молитву: больная тут же почувствовала облегчение и вскоре выздоровела. От иконы Богоматери Споручницы грешных получали исцеление не только холерные больные, но и одержимые припадочными и другими болезнями. Припадками страдала, напр., Евфимия Павлова (26-ти лет), крестьянка деревни Мироновой, прихода села Обухова Клинского уезда. Когда она узнала, что ее повезут в Москву к иконе Споручницы грешных, то до того перепугалась, что убежала в лес. Оттуда ее едва могли привести домой и уже связанную повезли в Москву. Когда оставалось всего версты 2 до Москвы, Евфимия начала плакать и рыдать. 23 июня ее привели в Николо-Хамовнический храм к образу Богоматери. Здесь она почувствовала себя как бы в огне. То же с ней повторилось и 24-го числа, но с 25 июня она почувствовала облегчение и скоро совершенно выздоровела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Ярославская версия исходит из того, что Юрий Всеволодович прибыл на Сить через Мышкин и Некоуз, а стан его, точнее - район расположения прибывавших войск, располагался от с. Станилово (от «стан») вниз по Сити, до с. Сторожевое, в относительно многолюдном т.н. Сицком ополье с центром в с. Покровское, где в то время существовал укрепленный городок – вероятно центр здешней волости. Современные варианты этой версии предполагают нападения «татар» как через верховья Сити, так и непосредственно с угличского направления и даже с низовий Сити, с Мологи - Волги (после взятия Ярославля). Находки оружия, как и захоронения погибших в бою, отмечены пока только у с. Покровского, почти все курганы оказались ещё финского происхождения. Местные предания носят противоречивый характер, культ князя Юрия знает его с другим отчеством и указывает место его захоронения (?!). В пользу какого-то боя говорит название деревни по соседству со Станиловом – Судбища – очевидное указание на одновременную гибель множества людей. Остается предположить, что и здесь также разыгрались события, возможно связанные с нашествием, поисками стана великого князя и даже Сицкой битвой, либо на память о ней наложились предания о иных военных событиях, а также существовании здесь удела князей Сицких, среди которых встречались тезки Юрия Всеволодовича, а также иных татарских нападений, династической войны XV в., интервенции и т.п. Можно предположить, что в районе Станилово – Судбища останавливался проезжавший с Волги великий князь, а затем располагалась застава, а то и заслон, оставленный контролировать подход к Сити через Некоуз, если допустить, что эта дорога уже существовала в то время. Однако, и при наличии ее, все же кажется маловероятным, что Юрий Всеволодович из Углича ездил в Ярославль. Для вызова войск оттуда достаточно было и гонца. На верховья Сити проще добираться не через Мышкин - Некоуз, а через с. Кой, по угличскому ответвлению белозерского тракта, что, скорее всего и имело место в действительности. В пользу погодинского (тверского) варианта в первую очередь говорит наличие в окрестностях с. Божонка как древнего административного центра густонаселенной округи, так и ясно выраженной, древней церковной традиции почитания здесь князя Юрия Всеволодовича в качестве местночтимого святого, наличие в Покровском храме этого села придела в его честь, на месте ранее существовавших аналогичных деревянных храма и придела. Возникновение культа связано с находкой останков князя, возвращавшимся из Белоозера ростовским епископом Кириллом. Комплекс местных преданий подкреплён находками предметов вооружения, двумя очень крупными чтимыми курганами (рядом с церковью в Божонке и на месте с. Могильцы) и огромным количеством незахороненных костных останков на берегах верховьев Сити.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010