ВЫСТАВКИ 1977 Москва; 1985 Москва, с. 158; 1989–1990 Москва, 26; 2000(2), Москва, 115. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 10, 3574; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3. Кн. 1. С. 10–11, 4062. 106. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), середина XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), штоф (XIX в., Россия), холст (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур; ткачество, шитье, низание. 159х90 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 761 Инв. ТК-35 Кат. Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии – городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета «атласным» швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка – темно-коричневые, белки – белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы – «черенок», «ягодка с крестиком», «ягодка в несколько клеток», «разводная клетка»). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне – пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон – семь обвитых трунцалом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды – две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

221 См. напр.: Histoire abrégée de 1’eglise metropolitaino, d’Utrecht... par M. G. Dupac de Bollegarde, ancien comte de Lyon. Utrecht 1852. pp. 300–302, 317, 340 или Nippold. Die altkatholische Kirche des Erzbisthums Utrecht. Heidelberg 1872. s. 48. 224 Pontificale Romanum. Venetiis MDCCLXXII. pp. 58–67. Серединский. О богослужении западной церкви. Спб. 1856. Вып. IV стр. 165–167. 230 Scholasticus соб. значит ученый ритор, студент; но этим же именем обозначались и те, которые от школьной скамьи переходили к судебной практике. См. пятый канон собора Сардик. «scholasticus de foro»; Cod. Theod. III, 626, 7; Август. толк. на Ин.7:11 : «qui volunt supplicare imperatori, quaerunt aliquem scholasticum jurisperitum». Сократ сам пользуется этим словом в VI, 6 (Прим. Брайта). 232 Т. 1–2 Lipsiae. 1805. 8° Т. I описывает рукописи Синод. библиотеки собственно, а т. 2 – библиотеки Синод. Типографии. 233 Достаточно сказать, что второе издание указателя вышло почти втрое больше по объему, нежели первое, именно в указателе ризницы вышло страниц III + + 126 и для указателя библиотеки VIII + 292 + 40 + IV. 235 Не говоря о других, почивших и доселе здравствующих, ученых, достаточно указать для сего в пример на покойного Преосвященного Амфилохия, епископа Угличского. 236 См. стр. 15 протоколов Общества в вып. 2, т. I «Древностей Трудов Моск. Археолог. Общества». Москва, 1867 г. Сравни за тем там же стр. 131; т. III вып. 2 (М. 1871), стр. 145 и др., в Сборнике древнерусского искусства на 1866, в статье Г. Д. Филимонова и др. 237 См. напр., в изданиях: Сборник Общества древнеруск. искусства на 1866 г. в статье Г.Д. Филимонова ; – Древности. Труды Моск. Археологич. Общества, т. I вып. 2 (М. 1867) стр. 131 (в статье гр. А.С. Уварова); т. III вып. 2 (М. 1871 г.) стр. 145 (в статье И.Д. Мансветова ), стр. 179 (в статье архим. Амфилохия); т. IV вып. 1, стр. 7, 23, 166 и мн. др. В «Материалах археологич. Словаря», стр. 12, 46, 53 и др. 238 О первом и втором изданиях мы говорили. Третье издание указателя вышло в 1858-м же году. За тем и после было не одно издание его. Так мы имеем под руками вышедшее отдельно 5-е (пересмотренное и дополненное) издание указателя ризницы, напечатанное в Москве в 1883 году. Издание четвертое, также пересмотренное и дополненное по сравнению с третьим, в 4-ю долю листа, с XV таблицами фотолитографированных снимков замечательнейших предметов ризницы, вышло в Москве же, в 1863 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прибежали по набату из-за Волги горожане на царский двор, видят: толпа бьет Битяговских. У этой толпы прибежавшие горожане спрашивают, что случилось, и бывшая толпа отвечает: царевич играл в тычку ножом, с ним случилась падучая болезнь, он упал на нож и закололся. Спрашивается: за что же толпа била Битяговских? Ведь, если только била, то значит думала (хотя бы и неверно), что царевич зарезан Битяговскими, и не могла отвечать прибежавшим горожанам, что царевич закололся сам. Видимо показание горожан тут изменено. Следователи в иных случаях не задаются вопросом совсем, где был свидетель. Угличский избной староста Иван Муранов дает подробное показание: царевич упал, падучая его долго била, и в это время он накололся ножом. А где был свидетель? Сам он все это видел? Но свидетельскими показаниями установлено, что при царевиче были только дети, мамка кормилица и постельница. Отчего следователи не остановили тотчас этого рассказчика и не сказали ему, что он ничего не может знать, ибо ничего не видел? Полнейшая несоответственность некоторых показаний не обратила на себя внимание следователей. Григорий Феодорович Нагой показывает, что по набату он прискакал на двор царицы и видит: лежит царевич, «набрушился» на нож в падучей болезни. Не говоря уже о том, что вполне неестественно, чтобы упавшего в припадке с ножом ребенка оставили лежать на ноже, пока приехал Григорий Феодорович Нагой, но мы имеем, кроме этого, показание кормилицы, что она сейчас же схватила ребенка и взяла к себе на колени. Следовательно, прискакавший Нагой не мог видеть, как упал ребенок, и как все раньше было. Андрей Нагой выдал себя и следователей. Он прибежал по набату, стало быть, сам ничего не видел. Вот его показание 228 . «Царевич —164— ходил на заднем дворе и тешился с ребятами, играл чрез черту ножом...»; когда Андрей Александрович прибежал, то увидел: «царевич лежит у кормилицы на руках мертв, а что сказывают, что его зарезали, а он того не видал, кто его резал, а у царевича была падучая болезнь». Как ясно запутался свидетель.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1906, t. CIX, р. 801). Потоп. Переходим к потопу, где сходства между двумя преданиями, вавилонским и израильским очевидны и довольно многочисленны. Так как библейская история нам хорошо знакома, то здесь достаточно будет резюмировать вавилонский рассказ и цитировать из него некоторые строки. Этот рассказ является одним из эпизодов эпопеи о Гильгамеше; он напоминает первую половину XI-oй и предпоследнюю плитку этой большой поэмы (см. для перевода Иенсена, Mythen und Epen р. 230–247; Кондамина, в Bulletin de littérature ecclésiastique, août 1900; Дорма, Choix de textes..., p. 100–119; cf. p. 120–127). «Эпопея о Гильгамеше восходит к глубокой древности... Герой ее изображается на цилиндрах, восходящих к наиболее древним царствам нижней Халдеи; но нельзя сказать, представляют ли эти символические изображения пластическую передачу этой поэмы или же выражение несомненно ей предшествовавшего предания (Лягранж, Etudes sur les religions semimiques, 2-e ed. Paris, 1905, p. 342). Рассматриваемый эпизод был уже записан в 2000-м году до И. X. В сущности нам он был известен из фрагментов Бероза. Большая часть вавилонского оригинала была найдена Георгом Смитом в 1872 году в плитках библиотеки Ассурбанипала. На одной плитке, датированной царствованием Аммизадуга (XX век до И. X.), Шейль открыл один фрагмент другого вавилонского рассказа о потопе; это копия, представляющая текст более древний (см. Revue biblique internationale, Paris, 1898, p. 5). Утанапиштим, в другом месте называемый Атра-газпс (=Газиз атра=Ксизутрос), предупрежден богом Еа о будущем потопе и о принятии мер для избежания его. Возьми в корабль семена всего, что живет. Да будет корабль, который ты построишь, сделан по мерке пусть его ширина соответствует его длине! (1.27–30). —762— Утанапиштим следует этим предписаниям; он строит корабль по указанным меркам. Я влил во внутренность шесть шар смолы... Я нагрузил его всем серебром, которое имел, Я нагрузил его всем золотом, которое имел, Я нагрузил его всякими семенами всего живущего, Я приказал войти в корабль всему своему семейству и родственникам, Полевой скот, домашних животных, работников – все это я поместил туда, Я вошел в корабль и запер дверь...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лжедимитрий смотрит наглым плутом, который способен и обмануть, и ограбить. Не справедливо говорят, что Самозванец с полною доверенностью к подданным держал себя в Москве, не ограждаясь особыми мерами осторожности. Напротив, он сделал все возможное, что делают похитители престола для своей безопасности. При самом вступлении Самозванца в Москву более семидесяти семейств боярских было сослано в ссылку; 931 прежний патриарх Иов удален и замещен преданным Самозванцу греком Игнатием, без всякого совещания с духовенством. Масса говорит, что все прежние чиновники, дьяки, подьяки, конюшие, ключники, столники, повара и слуги удалены и замещены теми, кому царевич доверял. Правителей по всем областям, городам, и другим владениям сменили. 932 Придворные служители были назначены из поляков. Главой стрелецкого войска был преданный самозванцу Басманов, а подчиненные начальники и офицеры назначены по собственному выбору Самозванца. Начальником стрелецкого отряда, назначенного для охраны царя, поставлен был Микулин, —704— который готов быль по указанию Самозванца растерзать кого угодно. 933 Лжедимитрий оставил в Москве атамана Корелу с казаками; он мог служить и защищать его и вместе с тем служить шпионом и, кажется, иногда палачом. В новом дворце своем он устроил множество потаенных дверей и ходов, удвоил стражу дворцовую. Недоверяя русским, набрал из немцев 300 телохранителей, которые по очередно день и ночь охраняли его. Выезжал он в сопровождении конных телохранителей, имевших с собой, кроме холодного, оружия, заряженные пистолеты. 934 Авраамий Палицын пишет: «Кривоверия же рачитель расстрига, того же бояся, еже и над Борисовым родом содеяся, и во вхождении и исхождении дома царскаго и по граду всегда со многим воинством еждяше, спереди же и позади в бронях текуще с протазаны и алебарды, и со многими другими оружии, один же он токмо посреди сих; вельможи и бояре далече от него бяху – и бе страшно видети множество оружий блещащихся. Немец же и Литву хранители и стражи постави себе, и по всем крепостям царскаго дому». Вместе с тем в обширном виде развито было шпионство: доносы влекли за собою пытки и казни. У Лжедимитрия были везде шпионы, которые доносили о всяком неосторожном слове против него, как бы ничтожно оно не было. 935 Масса говорит: «Вообще доносили на многих людей. Некоторые большею частью монахи и духовные, хорошо знавшие государственные тайны, были невоздержны в речах, и те, на которых пало подозрение, или подвергались казни, или были удалены. Та же участь постигла многих простых людей и граждан московских. Обыкновенно ночью, тайно, пытали, убивали и казнили людей. На каждого, что-либо промолвившего на царя, доносили и обыкновенно лишали имущества и жизни». 936

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1866 г. апр. 35-го. Нечто хочу сообщить вам о раскольниках. Обращенные архиереи все не переходят в Преображенское кладбище, потому что оттуда унесены все иконы. Кладбище, где оставалось только 25 старух очищено. Когда комитет Человеколюб. общ. дал разрешение взять иконы, митроп. написал: «если это будет удобно». Для денег конечно неудобство этой резолюции было не велико. Алясин 998 теперь надеется, что иконы возвратят, а беспоповцы говорят, что Император, указывая на них министру, сказал: «а, это наши обиженные!» Из этого делают надежду возвращения и кладбища; ибо нас дескать четыре тысячи прихожан. Касательно половцев мы по цензуре получили указ. В компиляциях Попова 999 сказано, что многие раскольники были против приезда Кирилла в Россию из опасения, чтобы правительство не лишило их за это свободы богослужения, какая дана им. Главное управление цензуры замечает, что дело о правах поповцев еще рассматривается, а не решено, и подобное известие может подать ложное мнение раскольникам. Синод положил при новом издании исключить эти слова. Но тут важны два известия: 1) что стало быть есть секретное дозволение раскольничьим архиереям совершать службу, 2) что дело о формальном дозволении им совершать это богослужение еще не сдано в архив, а может возникнуть вновь. Вчера я получил от Куманина некоторое объяснение той смелости с какою Катков ратует с главным управлением цензуры. Государь, принимая московскую депутацию и благодаря ее за те заявления чувств какие были в Москве, вместе с тем прибавил: «я очень доволен и тем тоном каким описываются они в Московских Ведомостях». Это слышал и о. наместник. Государь будто сказал Валуеву: «там по закону веди дело как хочешь, а чтобы Моск. Вед. с Катковым были». Государыня послала —747— записку Валуеву, в которой пишет, чтобы он озаботился доставлять ей своевременно Моск. Вед. редактируемые Катковым, так как она привыкла их читать и им доверяет. Муравьев просил позволения у Государя, не взирая на лица, брать показания, дозволено, и когда Суворов жаловался, что его допрашивал Муравьев, Государь будто отвечал: «и я бы дал ответ, если бы он спросил меня, а твое дело показать пример».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не говоря о догматическом обосновании спорного вопроса, мы впервые встречаемся здесь с попыткою критически отнестись к историческим свидетельствам об иконопочитании и привести в известность древнейшие священные изображения, как фактическое доказательство древне-церковной практики иконопочитания и как наглядное опровержение противоположного взгляда. – Такова историко-апологетическая сторона дела, выяснившаяся во время иконоборческих волнений. Какое влияние имели последние на ход самого церковного искусства, и какими последствиями они сопровождались в его дальнейших судьбах? По самому существу своему иконоборство было явлением, враждебным развитию церковного искусства, и если иконоборческие смуты имели некоторые последствия противоположного свойства и дали церковному искусству несколько иное направление, то это зависело не от самых принципов этого антихудожественного явления, а от условий и влияний сторонних, от того положения, которое создалось при встрече двух различных направлений в области христианской мысли. Иконоборство оспаривало самое право делать какие бы то ни было изображения священных предметов для религиозного употребления и таким образом осуждало на застой целую отрасль искусства церковного. Иконоборцы были фактическими врагами последнего, потому что —677— относились к его произведениям вандальски, истребляли повсюду иконы, уничтожали рукописи с миниатюрами, преследовали художников. Каковы бы ни были мотивы, известного эдикта Льва Исаврянина (726 года), он осуждал сначала на удаление из алтарей, а потом на совершенное изгнание из храмов всякого рода изображения, будут ли они исполнены кистью на доске, или мозаической работой на стенах, или вообще каким бы то ни было способом на церковных сосудах и алтарных завесах. Что императорское распоряжение не было мертвою буквой, но приводилось в исполнение, показывают самые факты. Так была ниспровергнута и разрушена знаменитая медная статуя Спасителя, находившаяся в Халке, над входными воротами константинопольского императорского дворца, причем произошло кровавое столкновение между исполнявшей поручение военною стражей и народною толпой, в которой особенным энтузиазмом отличились женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

деньги сии выплатить». Комитет Министров в постановлении своем от 5 дек. 1816 г. принял во внимание основательность просьбы крестьян и «полагал оставить крестьян в опекунском управлении»; свое постановление Комитет мотивировал тем, что «после открытого непомерного отягощения гр. Г-на крестьян его, не совместно было бы оставлять их в полном его повиновении». Благоприятное решение вопроса было обусловлено еще тем, что обнаружено было лихоимство бывшего Костромского губернатора и др. чиновников. Наконец в 1821 г., ознакомившись с делом, император положил передать имение гр. Г-на в казенное ведомство, и взыскивать с 738 д. 333.150 р. в течение 20 лет. Губернское начальство, как обнаружило следствие, имело недостаточно внимательное наблюдение за отношением помещика к крестьянам; правда, это было явлением постоянным, не всегда такие события доходили до сведения высших инстанций; но когда высшие правительственные инстанции убеждались в отсутствии надзора со стороны местной власти, в таких случаях дело не обходилось без строгих внушений и выговоров. Костромскому губернскому начальству Сенат напомнил: «пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче обуздывать тиранства, излишества, жестокость». Беспорядки, обнаруженные в имении гр. Г-на, были поставлены «в особое замечание Костромскому губернскому начальству». Но такие замечания и напоминания едва ли достигали цели; с одной, стороны потому, что администрация слишком тяготела к лихоимству, а с другой – потому, что чины администрации, дворяне более склонны отстаивать интересы помещиков: наконец, общее бесправное положение крепостной массы заранее обрекало ее на беззащитность. Злоупотребления помещичьей властью, крестьянские обиды и разорения проявлялись в бесконечном разнообразии форм и видов. После смерти помещика Воронежской губ., слободы Коробановой и дер. Новопетровки, надв. сов. Карабанова по раздельному акту имение досталось законным наследникам, жене, сестре и др., всего 8 лицам. Управляющий имением —688— один из сонаследников Казачков, вышел из границ дозволенного, расстраивал крестьянские имения «непомерным сбором оброка», «отобранием от некоторых семейств детей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—505— сы, отражать гневом любознательность вопрошающих 7, 48–49. 230. См. Наставники и Предстоятели. Учение Христово: ничто не изречено с таким разумом, как учение Христово, – и ничего нельзя указать премудрее евангельских наставлений 10, 16, – научение (дисциплина) нравственное и догматическое – παευσις ϑικ τε κα δογματικ – одно относится к делам благочестия, другое – к правой вере. 21, 25. Ф Фанатики : неумеренные ревнители благочестия (буквально: освирепевшие из-за неукротимого благочестия) страшатся разговаривать с женщинами 4, 27. б. Фараон , за богоборство и преследование Израиля потопляется среди моря: это служит прообразом того, что и иудеи, преследовавшие Христа, потерпят тем большее наказание уже не по телу, а по душе 6, 1. 417–419, – образ диавола 13, 30. Фарисеи : их невежество в законе, честолюбие, сребролюбие, притворное уважение к ожидаемому Мессии и уничижение уже присутствующего Предтечи 1, 24. Филипп апостол. Был добронравен, иначе он не был бы избран Христом в апостолы, ибо Господь не избрал бы такого, кто не был бы вполне достоин этого 1, 43. Филипп и Нафанаил не были невеждами, но они были отличными знатоками знамений премудрого Моисея и пророков, – людьми многоучёными 1. 45 и 1, 46. а. Христос обращается с вопросом именно к Филиппу потому, что он был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству (ср. Ин.14:8 ). Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своих учеников в вере, – на это указует выражение «искушая» хотя «Сам знал, что намеревался делать». 6, 5–7. 423–424. Но Филипп оказывается неспособным возвыситься до представления о том, что Господь может всё совершить и притом весьма легко, но когда услыхал: «откуда купим?», то тотчас увлёкся этим искусительным вопросом и видит одно только средство – деньги, подумав, что это не может быть сделано иначе, как по общему и обычному у всех закону, т. е. чрез щедрую благотворительность 6, 7. Любознательный, но не очень способный к разумению,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. ets), позволили точно датировать походы ассирийских царей с IX-ro века до половины VII-ro века и, следовательно некоторые важные события из истории Израиля. Вот несколько достоверных дат, могущих служить вехами; 854. Битва при Каркаре. Ахав, царь Израиля, участвовал в ней (Монолит Салманассара II, кол. II, I. 91–92; Keilinschriftliche Bibliothak, Berlin, t. I, p. 172–173. 842. Дань, заплаченная Ииуем, царем Израиля, Салманассару II (черный обелиск Салманассара II, объяснительная легенда на одном из барельефов, Keilinschrif. Bibliomek, t. I, р. 150–151). Кроме того, из одного эстампажа, находящегося в Британском Музее, мы узнаем, что Ииуй платил эту дань во время похода Салманассара II против Азаила из Дамаска. А этот поход против Азаила произошел на восемнадцатом году царствования Салманассара II, т. е. в 842 году (черный обелиск, I. 97, 98, Keil Bibl., t. 1. р. 140–141). 734–732. Походы Теглатфалазара III против филистимлян и против Дамаска (Список Б Эпонимов). —770— 722/21. Взятие Самарии (Анналы Саргона). 701. Сеннахериб осаждает Иерусалим и берет дань с Езекии (Призма Тайлора, col III, I. 11–41, Keil Bibl. t. I. р. 94–97). 605. Битва при Гаргамише: восшествие на престол Навуходоносора. 587. Взятие Иерусалима, 19-й год царствования Навуходоносора по II кн. Царств, XXV, 8, 18-ый год по Uep. LII, 29 . 539. Взятие Вавилона Киром. Главным документом для вавилонской хронологии является плитка 33, 332 в Британском музее. Это – список царей Вавилонии, начиная с первой династии до ново-вавилонского периода. «Имена царей написаны колонками, по одному имени на каждой строчке: перед именем каждого царя – число, обозначающее в годах и месяцах продолжительность его царствования. В конце каждой династии колонка перерезана поперечной линией, и подсчет дает сумму лет продолжительности династии, число царей и наименование этой династии» (Книг). Эта важная плитка, испорченная с двух концов, представляет пробелы, которые могут быть заполнены по большей части другими документами, хотя не вполне (список первой династии, который совершенно исчез, известен из других мест).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010