Великомученица Анастасия Узорешительница    Святая Анастасия была дочь знатного и богатого римлянина. Отец ее был язычник, мать – христианка. Отличаясь умом и красотою, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, возжгли в ее сердце любовь ко Христу и, ради Его, ко всем бедным и страждущим, в особенности же она сострадала заключенным в темницах. По кончине матери она была, против своей воли, отдана в замужество. Муж ее был человек жестокий и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: «Моли за меня Бога, за за любовь к Которому я страдаю до изнеможения». Старец ей ответил на это: «Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю». Вскоре после сего муж ее умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима но переходила из города в город, из страны в страну – доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить ее к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живую; но прежде чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г., память ее 22 декабря). Великомученица Екатерина и царица Августа    Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.    Многие богатые князья искали руки ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

1594 Dubois de Montpereux Fr. Voyage autor du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee. – Paris, 1843. – Vol. 6. – P. 164–173. 1595 Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – С. 35, (надгробный каменный крест с именами пресвитеров Стефана, Стефана и Христофора возле пустого склепа на юго-восточном участке некрополя); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – С. 20 (два известняковых креста около склепа на юго-восточном участке некрополя близ оборонительной стены); Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год. – С. 182, рис. 559; с .191, склепы 785; Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева//МАР. – СПб, 1899. – – С. 26 (склеп у самого затвора которого лежал «надгробный крест грубой работы из местного камня с высеченными вглубь крестами»); с.46–49, (склеп с огромным количеством костей и с монетами I–V вв. н.э., у входа в который лежал крест грубой работы (высота – 0,33, ширина – 0,23, толщина – 0,11 м) с надписью «Памятник св. муч. Анастасии», видимо, посвященный местной мученице или Анастасии узорешительнице; судя по характеру письма, VI–VII вв.); с.49–50, (в куче камней на городище в 1898 г. – стеллобразное известняковое надгробие (высота – 49,5, ширина – 0,16, толщина – 0,10 м) со следами отески для строительных целей; вверху вырезан равноконечный крест с расширяющимся перекрестьем внутри круга, под которым с обеих сторон стилизованные изображения двух деревьев без листьев, а между ними врезная, безупречной орфографии греческая надпись «Об упокоении рабы Божьей Евфросины...»); Извлечение ... в 1902 году. – С. 9 (надгробный крест, найденный внутри разграбленного склепа с тремя нишами-лежанками); Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет ... в 1905 году. – С. 75, 94, склепы 1951; Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России//ИАК. – 1909. – Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклетиану, – Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко,– Агапии, Хионии и Ирины (1304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, сама похоронила их тела. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах. Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклетиану. Расспросив Анастасию, Диоклетиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим Богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном Городе Никее († ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из акафистов святым больше всего душа к «нашим, тюремным» лежит — Анастасии Узорешительнице и Николаю Чудотворцу. Опытным путем в их помощи многие удостоверились. У иконы великомученицы Анастасии несколько раз лампадка сама зажигалась, я видела, и мурашки у меня по спине бежали. Мы, конечно, об этом на всю зону не трубим, но свои знают и верят, что не фантазии. Очень здесь эту икону любят, хотя она больше на детский рисунок похожа, чем на икону. А может, и поэтому. Ее здешняя осужденная еще в начале 90-х написала, когда икон не хватало. За 30 лет море слез перед ней было пролито, поменять ни у кого рука не поднимается. Благодаря молитвенному послушанию я среди осужденных супервоцерковленной считаюсь — незаслуженно, конечно. Как ни зайдут — я у аналоя стою. На атмосферу в храме это хорошо влияет, но каких усилий мне иногда стоит… Чаще, конечно, я на молитву с готовностью встаю, знаю, что, как лекарство, через десять минут подействует. Возня в голове уляжется и вся нечистая сторона тюремной жизни, все эти маты, интриги, пересуды, сожительницы — все мимо меня пойдет. У осужденных такой иммунитет «тонировкой вкруг» называется и ценится даже неверующими. Но бывает и так, что оставляет Господь самой побарахтаться. Особенно поначалу так было. Тогда даже не ветхий человек во мне просыпался, а целый неандерталец. Рисунок Екатерины Ватель Тот вечер, о котором хочу рассказать, как раз такой был. Не помню за что, наверное, как обычно, за осуждение, отошел от меня Господь и веру забрал. Смотрю — и храма своего не узнаю. Иконы я наши полюбила, а тут не иконы вокруг видятся, а как будто картинки поразвесили. Пришло время Псалтирь читать, девчонок, как всегда, на фабрике задержали, я одна в храме. Встала к аналою, через силу читать начала. Двенадцатая кафизма по очереди была: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз». Я это запомнила, потому что сразу подумала: нет там никого, никто не услышит. И такая злость на меня напала: взрослая тетка, 40 лет, чем занимаюсь? В тюрьму посадили, книжку сунули — утешайся, как будто так и надо! Могу не читать, никто не увидит, зачем читаю? Раздвоение во мне идет: себя ругаю (кому это все нужно, дурилку картонную из меня сделали) — и тут же злюсь, что ленивая, что Бога предаю. Мясорубка внутри работает, душу на фарш перекручивает. «Ангелов нет, святых нет, всё театр» — а другая половина ума на святых ропщет, что оставили. От злости слезы по щекам текут. Боюсь, как бы Псалтирью в стену не запустить. Нет, думаю, из вредности одну кафизму все равно дочитаю.

http://foma.ru/zelenye-platochki-istorij...

Тихо, смиренно, но мужественно и стойко прожила святая Анастасия короткую, как утренняя заря, жизнь… Но вот уже 1700 лет перед её иконой горят свечи, читаются акафисты, служатся молебны. Её житие входит в нашу жизнь примером служения Богу и ближнему. Как хорошо, что есть святые, которых мы можем попросить о сокровенном и перед иконой которых мы не стыдимся собственных слёз. Ведь чем серьёзней испытание, тем способнее мы к молитвенной науке. Святая великомученица Анастасия Узорешительница: житие, молитвы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/komu-molitsya-o-zaklyu...

Св. великомученица Анастасия Узорешительница Св. Анастасия была дочерью знатного и богатого римлянина. Отец её был язычником, мать — христианкой. Отличаясь умом и красотой, она получила блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон, зажгли в её сердце любовь ко Христу и, ради Него, ко всем бедным и страждущим. В особенности же она сострадала заключенным в темницах. После кончины матери, она была против своей воли выдана замуж. Муж её был человек жестокий и, опасаясь, что она всё богатство расточит на заключённых, стал держать её взаперти. Лишенная свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю: " Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения " … Старец ей ответил на это: " Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утишить всякую бурю " . Вскоре муж её умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, но переходила из города в город, из страны в страну — доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила тюремных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым она служила ещё накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, её взяли и отдали на суд правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить её к отречению от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живою; но прежде, чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г. Память ее 22 декабря). Великомученица Екатерина и царица Августа Св. великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростью и красотой. Многие богатые князья искали её руки. Мать и родные уговаривали её вступить в супружество, чтобы богатство отца её не перешло в чужие руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Корзинск. Кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, как видно далеко незаконченное: Το(υ) Τ(απεινου)... В Афон. кондакаре сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасия была родом Римлянка, дочь знаменитых и славных родителей. Отец ея был язычник, но мать христианской веры. Сия последняя отдала дщерь свою в научение благочестивому мужу, именем Хрисогону, от которого она совершенно научилась христианскому благочестию, и кроме того приобрела сильную охоту к чтению божественных писаний, чем более – олее утверждалась в вере Христа. По смерти благочестивой матери своей, Фавсты, она отдана была в замужество отцем своим неверному Помплию, который был одним из вельможей царских. Св. Анастасия, от начала до конца, не соизволяла на сей брак, и молитвами своими испросила себе у Бога, чтобы девство ея оставалось неприкосновенным, в совершенной чистоте, по обету ея. Молитва была ее услышина: Помплий вскоре умер от потопления на море, быв отправлен с посольством к царю Пресидскому. После того она пребывала в Македонии, в городе Никен, у одной благочестивой вдовицы, именем Феодотии. Здесь свободно уже раскрыла она свои сокровища благочестивого сердца для благоугождения Богу и для пользы и спасения ближних. Особенным делом ея благочестия было посещение заключаемых в темницах и помощь им во всех нуждах: многим узы разреши своим попечением тайным, многим ослабу принес, многих от неисцеленных ран своими руками труждающися и врачующи исцели; многих, полумертвых бывших, своим служением оживи, – почему и получила наименование узорешительницы. Таковым благочестивым служением ближним, и вв особенности христианам, она сделалась известною гонителями христианства, от которых претерпела многоразличныя жестокие мучения, из которых последним было распростершие тела ея между четырмя столпами и жжение огнем. По блаженной кончине, тело ея, однакоже, осталось не поврежденным от огня. Жизнь и страдание ея относится ко времени царствования Диоклитиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 июня 1909 года состоялась выдача аттестатов окончившим Волынское женское училище духовного ведомства. Епископ Фаддей на свои средства подарил всем двадцати пяти выпускницам училища серебряные медальоны на серебряных цепочках с изображением святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – нагрудный знак Братства святой Анастасии. По окончании училища выпускницы совершили паломнические поездки к православным святыням Киева и Чернигова; двух самых бедных воспитанниц епископ снабдил средствами на поездку. С 29 июня по 31 июля во Владимире-Волынске проходили занятия педагогических женских курсов, на которые собрались учительницы церковно-приходских школ; в их работе епископ Фаддей принял непосредственное и активное участие. Прослушав по всем предметам образцовые лекции, каждая курсистка давала пробный урок, разбор которого проходил на вечерних занятиях. При рассмотрении урока сначала давала пояснения сама курсистка; она сообщала тему и цель своего урока, его план и затруднения, встретившиеся на уроке. Затем высказывали свои замечания курсистки, присутствовавшие на уроке, после них – протоколистки, записывавшие ход урока. В заключение выслушивались замечания руководителя предмета, по которому давался урок, инспектора курсов и епископа Фаддея. «Подобно тому как в хорошо организованной иноческой обители каждый член ее несет определенное послушание, так и на курсах учащиеся поочередно несли принятые на себя обязанности, помимо связанных с занятиями. Немало содействовало успешности занятий на курсах и то, что все члены курсов составляли дружную педагогическую семью, объединенную стремлением к высокому идеалу учителя церковно-приходской школы. Особенную радость и оживление вносило... чтение на курсах и частое посещение их Преосвященным Фаддеем. Отеческое попечение владыки о курсистках, ласковое обращение, назидание своими прочувствованными беседами, направленными к уяснению вопросов школьной жизни, возбуждали во всех... бодрость духа и охоту к труду, и дни лекций епископа были для курсов днями светлого праздника...», – писали «Волынские епархиальные ведомости».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

1. Свв. мученицы Агапия, Хиония и Ирина . Родные сестры из окрестностей Аквилеи. Когда император Диоклетиан находился в Аквилее, то приказал казнить знаменитого духовника [и учителя] Хрисогона. В это время некоему маститому пресвитеру Зоилу было видение, в котором ему было открыто, где находится непогребенное тело Хрисогона. Старец поспешил в то место, нашел тело мученика, положил его в гроб и держал в своем доме. На тридцатый день после этого явился ему святой Хрисогон и известил, что в течение девяти дней три названные девушки мученически пострадают, да и сам он в ближайшее время отойдет ко Господу. То же самое известие приняла в видении и святая Анастасия Узорешительница, [во всем] последовавшая своему покойному учителю Хрисогону. И действительно, через 9 дней и старец Зоил преставился, и три упомянутые [родные] сестры были выведены на суд пред царя. Царь увещевал святых дев поклониться идолам, но все они отказались [сделать это], исповедав свою твердую веру во Христа. Ирина сказала царю, что глупо поклоняться каменным и деревянным предметам, заказанным по договорной цене и сделанным руками какого-либо смертного человека. Разгневанный царь бросил их в темницу. Когда царь отправился в Македонию, вслед за ним повели всех рабов и узников, в том числе и этих трех святых сестер. Царь отдал их на истязание некоему воеводе Дулкицию. Тот, распаляемый нечистой страстью, захотел осквернить девиц. И когда уже вознамерился войти к ним в темницу – а они в это время молились Богу – у него отнялся рассудок, так что ворвался он в соседнюю поварню, бросился к стоящим там черным котлам и горшкам, начал обнимать их и целовать и вышел оттуда весь измазанный и закопченный. Услышав об этом, царь приказал другому воеводе и судье, Сисинию, произвести суд над этими сестрами. После тяжких мучений судья приговорил первых двух сестер к сожжению, а Ирину оставил в живых еще на некоторое время, надеясь, что сможет ее обесчестить. Но когда отправил он ее с воинами в блудилище, Божии Ангелы спасли эту чистую девицу, вернули воинов, а ее вывели за город и поставили на высоком холме. На следующий день пришел воевода с воинами к этому холму и, не сумев взойти на него, приказал расстрелять Ирину стрелами. Святая Анастасия, собрав все три тела в одно место, с честью их погребла. Все они [благо]честно пострадали за Христа, Царя и Господа, около 304 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вслед за тьмой наступил просвет в её жизни, вслед за невольной неподвижностью – желанная деятельность; – для плохой же ладьи – потопление... Муж Анастасии, отправленный с императорским поручением в дальнюю страну, путешествуя морем, утонул. Со смерти его она получила полную свободу посвятить всю себя на служение Богу и ближним; обладание же большим богатством предоставило ей широкое поприще для проявления любви христианской, которая одушевляла её. И в особенности с усердием служила она узникам, которых было повсюду несметное число в это время гонений, воздвигаемых повсеместно на христиан. Все силы и средства свои употребляла Анастасия для облегчения участи страдальцев за Христа, заботясь также и о том, чтобы избавлять от поругания тела уже замученных до смерти христиан и предавать их честному погребению. – Не ограничиваясь одной местностью, переходила она из города в город, из страны в страну, и везде приобретала доступ в темницы, приносила узникам пищу и одежду, подкупала темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, протиравших им тело до язв; за это, вероятно, и получила наименование «Узорешительницы». Заботилась Анастасия не об одном телесном облегчении заключённых в темницы, но и о душевном успокоении и ободрении их; беседами своими, полными любви и сочувствия, возбуждала в ослабевающих силу терпения до конца, – так что, может-быть, не мало было таких, которые только её ободрениям и утешительным, сочувственным увещанием были обязаны тем, что устояли в мученическом подвиге до конца. Увлекаемая своим усердием до самопожертвования, Анастасия совершенно пренебрегала опасностью и самой подвергнуться преследованию за своё служение христианам, как например был замучен за это в г. Аквилее воспитатель её, старец Хрисогон. Быв обезглавлен в пустынном месте на берегу морском, св. Хрисогон только через несколько дней по своей кончине был предан погребению живущими невдалеке от того места христианами: пресвитером, по имени Зоилом и тремя благочестивыми сёстрами: Агапией, Хионией и Ириной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010