Но особенно разительное чудо совершилось при преемнике Вассиане II –Кассиане (1551–1561 гг.) Тогда прибыл в Каргополь воевода Иван Михайлович Юрьев, родственник супруги царя Иоанна Васильевича – Анастасии. Именитый боярин, управитель края, задумал воспользоваться владениями монастыря. Когда к нему явились игумен Кассиан и один инок Евсевий, воевода заявил, что он будет брать одну новую пошлину с монастырских владений. Когда же на это Евсевий отвечал решительным отказом, боярин разгневался. Но когда они уснули, ему грозно явился святитель Николай и преп. Александр и запретили делать зло обители. Святитель сказал ему: «Если не покаешься – горе тебе». И преподобный также грозил. В страхе боярин отвечал: «Не погуби меня, святитель, но другого не знаю, как называть». «Ты не знаешь его? – воскликнул святитель, – а хотел разорить Обитель его, вот он пришел защищать труды свои и меня взял с собой, там храм в мое имя». Между тем, испуганные иноки возвратились обратно, Евсевия все порицали и на утро послали его снова в город умилостивлять боярина. Когда Евсевий прибыл в город, ему встретился священник домовой церкви боярина и рассказал о случившемся. Не смея верить, Евсевий явился к боярину. Тот, действительно, принял его весьма ласково, просил извинить за грубость и дерзости, рассказал о видении святителя и преподобного, и жалел о том, что не заехал в Ошевенскую обитель, наконец, вручил старцу милостыню для обители. С радостью возвратился Евсевий в обитель и рассказал братии о дивном чуде милости Божией. В 1567 г. было составлено вновь житие преп. Александра, иеромонахом Феодосием. Феодосий был сын священника Подпорожского прихода (ныне Онежского уезда, Архангельской епархии). В детстве он часто слыхал рассказы о преп. Александре от старца Корнилия, первого жизнеописателя преподобного, и от других лиц, частью сродников святого – племянника его Амвросия, частью знавших его. Когда же пришел в обитель, услышал еще новые сказания о преподобном, а когда приступал к описанию жития, случились такие чудеса: Игумен постриг его в понедельник, на первой неделе Великого поста и дал в послушание опытному старцу Елисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Владимира (Котлярова) 28 июля 2000 г., в день небесного покровителя инока Владимира, равноап. кн. Владимира, могила на Богословском кладбище была вскрыта и останки перенесены в ц. св. Иоанна Рильского в Н. м., а после Преображения Господня их по предсказанию блаженного захоронили недалеко от входа в Преображенский храм. В 1958 г. составлена краткая летопись жизни блаженного. По свидетельству врача В. В. Орловского, рождение которого было предсказано иноком Владимиром, имеются записанные современниками его предсказания о революции, репрессиях и войне, а также о перенесении его останков в родную обитель. Инока Владимира, по свидетельству прот. Бориса Николаевского, особенно почитали жители сев. пригородов Ленинграда - Парголово и Михайловки, прихожане ц. во имя свт. Иоасафа Белгородского, построенной при его непосредственном участии в 1912 г. Могила постоянно посещается паломниками, над ней строится часовня; готовятся материалы для прославления инока в лике святых. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 999-1000; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная кн. Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 11; он же. Ист. очерк Важоезерской пуст.//Там же за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 69-80; он же. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Там же. С. 52, 55-61; Зверинский. Т. 1. С. 144-145. 193; Добротин Г. Наблюдатель подворья Задне-Никифоровской пуст. в С.-Петербурге иером. Геннадий: [Некр.]//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 36-38; Митрофан (Воезерский), игум. Подворье Задне-Никифоровской пуст. СПб., 1901; Ягодкин П. Задне-Никифоровская пуст. Олонецкой губ. и уезда: (Очерк)//Олонецкие ЕВ. 1901. 12. С. 376-379; 13. С. 417-420; 14. С. 447-452; 16. С. 496-501; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; он же. Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.).

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Святейший Синод 5/12 октября 1894 года за 2729 постановил акафист св. равноапостольной Нине, «ввиду данного Преосвященным митрополитом Палладием одобрительного отзыва разрешить напечатать». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 12 октября 1894 года за 4558 287 . 115 Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская» 15 ноября 1892 года служащий в Министерстве путей сообщения коллежский асессор Александр Степанович Шмаков представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составленные им по просьбе настоятеля Красногорского Богородицкого монастыря Архангельской епархии иеромонаха Ювеналия «Службу и акафист Божией Матери, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская " ». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукопись одобрил к напечатанию и представил в Святейший Синод. Святейшим Синодом поручено было дать отзыв преосвященному Анастасию, епископу Воронежскому, который нашел, что акафист нуждается в исправлении. 1 июня 1897 года А. Шмаков снова представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Грузинская». Комитетом акафист был одобрен. Святейший Синод поручил прочесть акафист снова преосвященному Анастасию. На этот раз преосвященный Анастасий, исправив шероховатости в языке акафиста, в своем отзыве от 4 августа 1897 года высказался об акафисте одобрительно. Святейший Синод разрешил напечатание акафиста. Указ Св. Синода Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 1 мая 1898 года 288 . 116 Акафист прп. Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу 31 декабря 1894 года за 1091 преосвященный Никанор, епископ Архангельский и Холмогорский, представил в Святейший Синод службу и акафист прп. Никодиму Кожеезерскому, препровожденные к нему настоятелем Кожеезерского монастыря игуменом Питиримом, и ходатайствовал перед Синодом об их напечатании в количестве 500 экземпляров за счет монастыря. По поручению Святейшего Синода Синодальная канцелярия препроводила рукопись в Московский духовно-цензурный комитет для отзыва. В отзыве Московского духовно-цензурного комитета были указаны недостатки, требовавшие исправления представленного акафиста. 7 ноября 1895 года за 675 преосвященный Никанор в представлении сообщал Святейшему Синоду: «Студент Санкт-Петербургской духовной академии Александр Кононов представил мне исправленный им акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, для отпечатания его. Находя этот акафист по составу его весьма полным и по изложению приличным, а употребление его в Кожеезерской обители в печатном виде неотложно необходимым, почтительнейше и усерднейше прошу разрешить печатание его в Синодальной типографии за счет Кожеезерского монастыря». Синод 3/15 ноября 1895 года за 3482 определил: «Представленную Преосвященным Архангельским рукопись под заглавием «Акафист преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу» разрешить к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В Министерстве культуры РФ состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Заседание возглавили сопредседатели комиссии – председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Свято-Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров), настоятель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Херсонес Таврический» Е. А. Морозова, юрист-консульт ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей заповедник» Л. В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Свято-Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Свято-Владимирского собора-усыпальницы адмиралов, с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://pravoslavie.ru/121856.html

Соч.: Слово... сказанное на вручение жезла 24 окт. 1971 г.//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 78-79; К 300-летию блаженной кончины мучениц и исповедниц Феодосии Морозовой и ея сестры Евдокии Урусовой//Там же, на 1975 г. М., 1974. С. 73-74; Напоминание благоговейным священнослужителям св. древлеправосл. старообр. Церкви: О таинствах крещения, бракосочетания, покаяния, причащения//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 57-58; Горящий огнем: К 360-летию со дня рождения протопопа Аввакума//Там же, на 1981 г. М., 1980. С. 62-64; Свт. Амвросий, митр. старообрядческий Белокриницкий//Там же, на 1983 г. М., 1982. С. 52-53; Объяснение к стихерам Иоанна Дамаскина//Там же, на 1985 г. М., 1984. С. 62. Ист.: Высокопреосв. Никодим, старообр. архиеп. Московский и всея Руси//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 79; Карцев П., прот. К 15-летию служения высокопреосв. архиеп. Никодима Московского и всея Руси в святительском сане//Там же, на 1976 г. М., 1975. С. 5-6; Анастасий (Кононов), еп. 40-летие священнослужения высокопреосв. архиеп. Никодима//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 5-6; Памяти высокопреосв. Никодима, архиеп. Московского и всея Руси//Там же, на 1987 г. М. 1986. С. 52-53. Лит.: Болученкова А. А. Архиеп. Московский и всея Руси Никодим в жизни старообрядчества Молдавского края//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. Од., 2009. Вып. 6. С. 133-142; Высокопреосв. Никодим, архиеп. Московский и всея Руси: К 25-летию преставления//Покровский вестн.: Церк.-обществ. газ. Ржевской Покровской старообрядческой общины. 2011. Вып. 27. С. 7. В. В. Боченков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия)

http://pravenc.ru/text/2565590.html

Алексий (Кононов), обн. архиепископ 308, 420, 649–650 Алексий (Копытов), обн. архиепископ 420, 504, 650–651 Алексий (Майеранов), обн. епископ 651 Алексий (Марков), обн. архиепископ 419, 651–652 Алексий (Мечев), прав., Московский 320, 363, 373 Алексий (Мигулин), обн. архиепископ 531, 599, 652–653, 1016 Алексий (Микулин), обн. архиепископ 586, 588, 652–653, 1016 Алексий (Михайлов), обн. епископ 420, 654 Алексий (Орлов), архиепископ, свмч. 654–655 Алексий (Палицын), архиепископ 577, 596, 1017 Алексий (Покровский), обн. архиепископ 655–656 Алексий (Рождественский), обн. епископ 419, 656 Алексий (Сергиев), архиепископ 692, 1017 Алексий (Симанский). архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епрахией см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий (Щербаков), обн. архиепископ 657 Алексий I (Симанский). патриарх Московский и всея Руси 42, 46, 59–63, 130, 132, 133, 230–236, 238, 477, 478, 577, 599, 600, 611, 645, 712, 874, 934, 965, 983, 1016 Алексий I, патриарх см. Алексий (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ 336 Алексий, епископ Елисаветградский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алексий, епископ Тираспольский 256 Алексий, епископ Ямбургский см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ, арестованный в Киеве см. Алексий (Готовцев), епископ Алексий, митрополит Казанский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алсуфьев (Олсуфьев Дмитрий Андреевич), граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Альбинский Александр, священник 668 Альбинский Иоанн см. Иоанн (Альбинский), обн. архиепископ Амвросий (Либин), епископ 577 Амвросий (Нагорский или Нечерский), обн. епископ 658 Амвросий (Райне), обн. епископ 565, 658, 854 Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии 479, 490 Амвросий. Католикос-Патриарх всея Грузии см. Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии Амвросий. Лужский см. Амвросий (Либин), епископ Амвросий, обн. епископ 659 Анания 124 Ананьев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Анастасий (Грибановский) , митрополит, председатель Карловацкого Синода 92

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

У культури РФ пройшло Церкви з музейним 14 червня 2019 р. 21:20 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание  Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом . Заседание возглавили сопредседатели комиссии — председатель  Патриаршего совета по культуре   митрополит Псковский и Порховский Тихон  и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии  игумения Ксения (Чернега) , настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик  кафедрального соборного Храма Христа Спасителя  г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель  Ярославской епархии  игумен Никодим (Федоров), наместник Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозова, юрист-консульт Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Л.В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Владимирского собора-усыпальницы адмиралов с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5455332...

62. Иван веси сурские огнем ожегл руку свою больно, и помолися Господу Богу и угоднику Его святому Артемию и аби от тоя болезни здрав бысть. 63. Андрей Федосеев бе одержим огневою болезнию многое время и помолися с верою святому чудотворцу Артемию, от болезни (избавися). 64. Евдокия с пинежского волока веси валдакурские бысть больна вельми утробною болезнию лета 3. в врачен призывание, и никоеяже пользы обретши, но паче в горсте пришедши, и уже ей близ смерти сущие, и воспомянуща ей чюдеса святого Артемия верколяского чюдотворца онаже начат молитися с верою святому Артемию и обет положи молебная совершити и повеле своим ея довести себе тамо. егда же приводоша ее в верколу, и молебная совершивши и приложиша ко гробу блаженного Артемия, и в той час та жена здрава бысть. 65. Ларион Иванов Кевролин бысть одержим в великой болезни не владея собою многое время и жена некая Анастасия не кевролы, у нея же болеша дша. А ина жена Парасковия не шардонемы бе в не дузе не владея ничем в расслаблении лежа многое время, и сии моляшеся с верою святому Артемию, и быша здравы от болезней своих. 66. Того же лета Генваря в 22 день приезжал в верколу некоего воеводы именем Стефана Чирикова человек Никита Чадуев а с ним девица Парасковиа. азова города полонянка новокрощенная. Бысть же она больна вельми черною болезнию некое время, и поводе молебная совершити, и моляшеся та девица святому Артемию с верою, и приложися ко гробу его, и ту абие здрава бысть от тоя болезни. 67. В то же время Мамелфа Кондратьева, немогии утробною болезнию многое время и помолитися с верою Господу Богу и святому Артемию и бысть жена здрава. 68. Марта во 2 день поведа нам Архип Хрипунов кевролец, дщи его именем Ксения, младенец 5 лет, не виде очима ничтоже неколико время, прииде же в верколу той человек, и помолися с верою святому Артемию, о своем младенце, и молебная совершив и приложити ко гробу святого, и бысть дщи его здрава очима. 69. Карп сурские веси, приклюжеся ему, яко внутренним его терзатися люте, и бе тело его отягче. бывшу же ему в недузе том многое время и ожидающу смерти, мати же его молящеся с верою святому Артемию веркольскому чюдотворцу· и обет положи ко святому молебная сотворити, и в той час проглагола сын ее аки от сна воспрянув и облегчися болезнь его и он бысть здрав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 190 опубликовано: 8 ноября 2007г. АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ Австрийская иерархия - см. Белокриницкая иерархия . Рубрики: Старообрядчество Ключевые слова: Старообрядчество Австрийская иерархия - см. Белокриницкая иерархия См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/82191.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010