По современным статистическим данным самих старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в 1920-е годы число епископов доходило до 25, а «старообрядцев было несколько миллионов». Если в 1986 году Старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия имела 3 епископа, 126 приходов, 54 священника и 8 диаконов, то в 1996 году – 5 епископов, более 250 общин (на 1992 г. приходилось 154), 60 священнослужителей (в их числе 4 диакона) и 3 монастыря (два из них женские Куничский (Молдавия) и Белокриницкий (Украина); один мужской – Николо-Улейминский (близ г. Углича Ярославской обл.). За последние годы учреждена новая епархия (Новосибирская и всея Сибири), восстановлена епархия Ярославская и Костромская. Общее количество старообрядцев Белокриницкого согласия, по их статистике на 1996 г. в России и так называемых странах ближнего Зарубежья – 4,6 млн. человек. 1039 Автокефальная Румынская старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия, объединяющая около 80 общин (5 епархий), возглавляется ныне митрополитом Браило-Тульчинским Тихоном. В юрисдикции Румынской Старообрядческой Церкви находятся также 3 старообрядческих общины в США, 4 – в Австралии, 1 – в Канаде и 1 – на Аляске. Первосвятительскую кафедру Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия с 1915 г. возглавляли следующие иерархи. Архиепископ Мелетий (1915–1934), местоблюститель первосвятительского престола епископ Кавказский Викентий (1934–1938), архиепископ Иринарх (Парфёнов) (1941–1952), архиепископ Флавиан (Слесарев) (1952–1960), архиепископ Иосиф (Моржаков) (1961–1970), архиепископ Никодим (Латышев) (1971–1986), местоблюститель епископ Анастасий (Кононов) (1986), архиепископ Алимпий (Гусев) (с 1986 г.). На освященном Соборе 1988 года в Москве была учреждена старообрядческая митрополия. Митрополитом Московским и всея Руси был избран архиепископ Алимпий, который и ныне возглавляет Русскую Православную Старообрядческую Церковь , приемлющих Белокриницкую иерархию. Шесть епархий расположены на территории России и стран ближнего зарубежья: Московская, Киевско-Винницкая, Донская и Кавказская, Клинцовская и Новозыбковская, Кишиневская, Новосибирская и всея Сибири. Основная масса верующих проживает в юго-западной части СНГ: в Молдавии, в Черновицкой, Винницкой и Одесской областях Украины. Значительная часть старообрядцев белокриницкого согласия проживает в Москве и Московской области в Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Брянской, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. А. Бобков (слева). Фотография. Кон. 60-х гг. ХХ в. Евгений Алексеевич (6.07.1939, пос. Кучино Московской обл.- 25.11.1985, Москва), прот. Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкой иерархии ). Из семьи потомственных старообрядцев, сын А. Д. Бобкова, в 60-х гг. XX в. являвшегося председателем Рогожской общины. В 1948 г. девятилетний мальчик был поставлен во чтецы старообрядческим еп. Геронтием (Лакомкиным) в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 1956 г. Б. поступил на юридический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. На 3-м курсе выяснилось, что Б. является чтецом Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религ. убеждений, на фак-те был устроен публичный диспут на тему «Есть ль Бог?». Б. твердо отстаивал свою позицию и был отчислен из МГУ. На страницах газет появились публикации, посвященные этому событию: Карпель Р. , Некрасов Ю. «Хамелеон», «Еще раз о хамелеоне» (Моск. комсомолец. 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. После отчисления из ун-та Б. работал в Издательском отделе Московского Патриархата, ОР НБ МГУ им. А. М. Горького, Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР. В 1960 г. окончил Всесоюзный заочный юридический ин-т, в 1960-1961 гг. служил в Вооруженных Силах. В дек. 1963 г. поступил в аспирантуру юридического ин-та, из к-рой был отчислен в февр. следующего года по доносу одного из бывш. однокурсников. С сент. 1964 г. заведовал книгохранилищем Покровского собора на Рогожском кладбище. 7 июля 1966 г. старообрядческий архиеп. Московский Иосиф (Моржаков) рукоположил Б. во диакона к Покровскому собору. Энергичный, общительный, эрудированный диакон, поддерживаемый архиеп. Иосифом, многое сделал для активизации жизни в старообрядческой церкви и увеличения числа молодых верующих, в т. ч. из интеллигенции, что вызывало беспокойство со стороны Совета по делам религий . Представители Совета потребовали от архиеп. Никодима (Латышева) перевести Б. в сане диакона в дальний деревенский приход. Однако еп. Анастасий (Кононов) без согласования с Советом 11 июня 1975 г. совершил хиротонию Б. во священника. Новопоставленный священник был назначен в старообрядческий храм во имя прор. Илии в Гомеле (Белоруссия). В нач. 80-х гг. Б. также окормлял приходы в дер. Добрянке Черниговской обл., в с. Тураеве Раменского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/149409.html

Бывают дни, когда перебывают летом до шести тысяч людей всех возрастов и состояний в этих покоях. Здесь же останавливаются и архипастыри разных епархий, когда пребывают на поклонение Угоднику. Здесь же бывают и разные торжественные духовные собрания и собрания духовенства. А над покоями светло сияет крест святой. Это ли не чудо, это ли не дивное сбытие слов Господних: «Прославляющих Меня, прославлю»?! Да, покои Святителя – великая народная Святыня, и никто из богомольцев, помолившись у раки, в пещерке и осмотрев благоговейно его облачения, не преминет посетить покои Святителя и здесь молитвой и обзором утешиться своим усталым сердцем. Покои Святителя несокрушимо стоят. А сколько за это время смело время величественных строений людской силы и гордыни? Сколько памятников пышных на могилах обратилось в развалины? Скольких славных и именитых людей забылась и память?! А память праведного с похвалами!.. И к его раке, в его покои текут и текут люди со всех концов земли Русской!.. Слава Святителя Иоасафа все растет и растет, и по всему виду великой Родины славится имя его и призывается он на помощь страждущим человечеством, которое сотнями тысяч течет и течет на богомолье в Белгород. Это народное благоговение и стремление поклонится Угоднику Христову Своим примером завенчали и наши Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Феодоровна, с Государем Наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем и Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной. В первый раз в Белгороде Государь Император был один, 1904 г., когда благословлял отправлявшиеся на Дальний Восток войска. Второй раз Его Величество с Государыней Александрой Феодоровной и детьми были уже после торжеств прославления Святителя, 17 декабря 1911 г. Третье Высочайшее посещение было недавно – 5 декабря 1914 г., когда обитель посетили Ее Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна и Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Платон Пантовский. Иван, в мон. Иоанникий, Образцев. 30. Николай Елисеев. Гавриил Кустов. Василий Серебренников. Василий Добронравов. Иван Максимов. Степан Наумов. III-ro курса Со степенью магистра: 1. Иван Певницкий. 15. Иван Наумов. Гавриил Меглицкий. Аверкий Пушнов. Александр, в мон. Смарагд, Крыжановский. Алексей Колоколов. Яков Бекаревич. Иеромонах Виссарион Яшин. С правом на степень магистра без повторения, экзамена Иван Соколов. 5. Степан Колеров. 20. Иосиф, в мон. Иаков, Вечерков. Василий Оржевский. Иван Либский. Иван Николаевский. Михаил, в мон. Макарий, Добряков. Иоаким Орлов. Яков Саульский. 10. Илья, в мон. Иннокентий, Александров . Михаил Понизовский. Павел Соколов. Дмитрий Попов. Александр, в мон. Анастасий, Юпашевский. – кандидата: Семен Вознесенский. Алексей Кунинский. 25. Феодор, в мон. Христофор, Эмаусский. 30 Петр Соловьев. Павел Знаменский. Виктор Протопопов. Иосиф Нечаев. Андрей Понятовский. Галактион Косухин. Алексей Рождественский. Иван Григорович. Оставлены в звании студента: Василий Кедров. 35. Петр Веселовский. 38. Семен Максимович. Петр Трескин. Сергей Протопопов. IV-ro курса Со степенью магистра: 1. Петр, в мон. Павел, Марков. 5. Василий Попов 1-й. Андрей Райковский. Спиридон Гуляев. Степан Сабинин. Козьма Успенский. Яков Крышинский. Иван Эльманович. Петр Литвицкий. 10. Иван Колоколов. Иван Силевич. Алексей Воинов. Федор, в мон. Феодосий, Птицын. Павел Бродянский. – кандидата: 15. Иван Молчановский. с правом на степень магистра по окончании одного учебного года, без повторения испытания, ежели будут одобрены местным училищным начальством 20. Иван Веледницкий. Яков Кораблинов. Александр Кустов. Матфей Воскресенский. Виктор Пуришкевич. Василий Попов 2-й. Арсений Драницын. Фома Зубовский. Василий Омлянский. 25. Петр Зосимович. Николай Преображенский. Дмитрий Кононов. Иеродиакон Матфей. 30. Василий Логиневский. Игнатий Пахаревский. Василий Рубановский. Августин Комарницкий. 34. Гавриил Лукашевич. V-ro курса Со степенью магистра: 1. Андрей Красносельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вдова Анастасия, Новгородской губернии, Голубинской волости, из Заобонежья, получила исцеление вдруг от нескольких болезней. К вечерне (13 Августа) пришла она в Успенскую церковь без глаз, без языка, с согнутой в запястье рукой и – скорченным мизинцем; а на другой день, накануне праздника Успения Божией Матери, во время литургий стала видеть и говорить; рука и палец её исправились. Такую чудесную милость получила эта вдова «освящения ради святаго храма и по молитвам св. угодников» 64 . 34–38 Некто Тарасий Кононов, из Дорогобужа был болен руками и ногами; больна была у него и вся левая сторона, к тому же ещё он был и слеп. Однажды, во сне явилась ему Пречистая Богородица, а с нею ещё двое со свечою, – и сказала: «иди в Печерский монастырь Пречистыя Богородицы и молись прилежно, п поклонись Игумену и братии, чтобы дозволили тебе побыть там: тогда я тебе и зрение дам». Больной был ещё на пути к Печерскому монастырю, как получил уже исцеление рук и ног. Когда он пришёл в обитель Пречистыя Богородицы и, утомившись на пути, на дворе уснул, тогда снова явилась ему таже Дева и сказала: «иди и молись! Пречистая даст тебе исцеление». Слепец, пришедши в церковь Пречистыя Богородицы и помолившись пред чудотворным Её образом, получил зрение, и тогда же всем объявил о бывших ему чудесных видениях и исцелениях. 45–49 В 1606 году, Июля 6 дня, некто Прокопий Мордашев, из Пшаги, получил зрение во время всенощного Богослужения. А после молебна, приложившись к кресту, этот прозревший рассказал и причину своего ослепления: «раз у меня заболели глаза, так рассказывал он об этом событии, тогда некоторые говорили мне: «умойся росою на праздник св. Иоанна Предтечи, и у тебя заживут глаза». Я послушался, умылся, – и в тот же день ослеп и не видел до сего дня, вот уже три года и одиннадцать дней». 46–50 В 1693 году, Декабря 20 дня, прибыл в Печерскую обитель помещик из великого Новгорода, Новгородской и Бежецкой пятины, Борис Иванов Безстужев, и объявил Архимандриту обители Паисию с братиею следующее: с самого начала весны, во всё лето, у меня была сильная болезнь; весь я лежал в расслаблении и не владел языком, около полугода.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

При первом Строителе Иеромонахе Тихоне, 8 Августа 1819 г., возрождающаяся Андрусова пустынь осчастливлена была посещением Государя Императора Александра Павловича, Его Величество, проезжая из Олонца в Финляндию, пожелал поклониться Преподобномученику Адриану и, оставив свиту свою на правом берегу реки Олонки, в рыбачьей лодке переправился через нее на левый, откуда пролегала тропинка к пустыни. Местные чиновники докладывали, что дорога идет лесом и удобна лишь для езды верхом и то с большой трудностью, но, не смотря на это, Государь приказал подать лошадь и, в сопровождении крестьянина деревни Большаковой (Олонецкого уезда на низовье р. Олонки) Ермолая Маниева, поехал к обители. За две версты до пустыни лошадь, испуганная коровой, запнулась. Его Величество отдал ее проводнику и продолжал путь пешком. Завидев обитель, Благословенный обнажил главу и долго молился на храмы Божии, пока настоятель с братией не вышли из св. ворот на встречу. Приняв благословение старцев, Государь приказал проводить себя к мощам Угодника Божия. В Церкви Святителя Николая Его Величество останавливался помолиться перед чудотворной иконой Святителя, приложился к ней и к местным образам. В церкви, где почивают мощи Преподобного Адриана, Император положил три поклона земные и преклонил колена перед могилой Богом посланного кума прапрабабы своей царицы Анастасии Романовны. Несколько минут Он оставался в этом благоговейном положении и когда встал, иноки заметили, что очи его были увлажены слезами умиления. При выходе из церкви Его Величество изъявил желание принять гостеприимство пустынников в настоятельских кельях и чтоб собралась туда вся братия. Около часа Государь вел со старцами беседу о благоугождении Господу. С тем же проводником Его Величество оставил обитель и через несколько времени, в память Своего посещения, прислал Царские дары: серебряные позлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. В 30 верстах от пустыни, близ селения Обжи, на том месте, где преподобный Адриан, в 1550 году 15 Мая принял мученическую кончину и где с давних пор стоял только деревянный ветхий крест, ничем не огражденный, заботливостью и усердием о. Геннадия 1882–83 гг. выстроена деревянная, благолепная и поместительная часовня, по размеру и внешнему виду подобная небольшой церкви, с колокольней при ней. Ближайшим побуждением к устройству этой часовни послужило чудесное избавление местных и окрестных жителей, молитвами Преподобномученика Адриана, от свирепствовавшей в 1873 году сибирской язвы, в воспоминание чего ежегодно 14 Июня, т. е. в день принесения из Андрусовой обители иконы Преподобномученика Адриана, совершается из местного приходского храма сел. Обжей крестный ход на это святое место и кругом окрестных полей 4 . 19 мая – память преподобного Корнилия, Палеостровского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Указывая, что случившееся согласно предсказанию преп. Александра, он верил и других убеждал в том же, что и остальная часть предсказания о большом после испытания собрании братии – сбудется. Этим он поднял упавший дух братии и, когда раз окрестные поселяне, собравшись в праздник Успения, предложили инокам разойтись и тем дать возможность устроить из монастыря приходскую церковь , старцы уже решительно заявили: «лучше мы умрем от голода и жажды, чем оставим святое место и заветы отца нашего, игумена Александра, ибо не оставит Бог в забвении трудов его». Вера старцев спасла их. Действительно, вскоре же сбылось и остальное из пророчества преп. Александра: для его обители, после временного запустения, настали лучшие времена. Согласно общему решению старцев и мирян, с иноками поселился свящ. Варлаам, живший ранее недалеко от обители вверх по р. Чюрьюге, у часовни, и таким образом, водворилось более порядка. У этого священника был сын Матфей, человек молодой, но благочестивый и умный. Матфея выбрали игуменом. Дело было так. Видя дарование сына, Варлаам часто убеждал его принять монашество, и, сделавшись игуменом, потрудиться над благоустроением обители преп. Александра. Но скромный Матфей долго отрекался, ссылаясь на свою молодость и неопытность. Когда же стал упрашивать и боярин Иоаким (житель села Устьволги – ключник боярыни Анастасии), Матфей уже не отказывался, но просил времени для молитвы и размышления. Между тем, случилось такое чудо. Живший в обители (Устьволжанин) Марк Спица удостоился видения. Он видел себя в Александровой обители, которую обновляло множество плотников, строивших церкви и др. здания, и толпы народа, среди коего ходило 3 светоносных мужа: один в. святительской одежде с белыми власами и круглой бородой старец благословлял крестом строителей. Другой, старец – преподобный с седой до персей бородой кропил строения и плотников. А третий, с седовато–русыми волосами и небольшой бородой преподобный, кротко располагающего вида, кадил обитель. Затем все подошли к четвертому иноку, молодому возрастом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В Министерстве культуры РФ прошло заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом 14 июня 2019 г. 21:20 13 июня 2019 года в Министерстве культуры Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом . Заседание возглавили сопредседатели комиссии — председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон и директор Государственного Исторического музея А.К. Левыкин. Со стороны Русской Православной Церкви в работе комиссии приняли участие руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы архимандрит Дионисий (Колесник), клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы протоиерей Георгий Мартынов, заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев), настоятель Владимирского собора г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта, древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров), наместник Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря игумен Анастасий (Додарчук), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). Со стороны Министерства культуры Российской Федерации в работе комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ В.А. Кононов, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Е.А. Морозова, юрист-консульт Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Л.В. Хацкевич, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.Б. Миндлин, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, представители музеев и другие приглашенные лица. Члены комиссии обсуждали вопросы взаимодействия общины Владимирского собора, расположенного на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический», с музеем, а также севастопольского Владимирского собора-усыпальницы адмиралов с Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником.

http://patriarchia.ru/db/text/5455039.ht...

Состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом Москва, 11 октября 2018 г.      9 октября 2018 года в Министерстве культуры РФ состоялось заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре. Заседание возглавили статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации А.Ю. Манилова, а также сопредседатели Комиссии – председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) и директор Государственного Исторического музея А.Л. Левыкин. Повестка дня включала вопросы об имущественных взаимоотношениях Владимиро-Суздальского музея-заповедника с Владимирской епархией, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» с Ярославской епархией и Кирилло-Белозерского музея-заповедника с Вологодской епархией. В заседании приняли участие секретарь Владимирского епархиального управления протоиерей Евгений Липатов, древлехранитель Ярославской епархии игумен Никодим (Федоров), наместник Кирилло-Белозерского мужского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), руководитель юридического отдела Вологодской епархии протоиерей Георгий Зарецкий и члены Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом – клирик храма Христа Спасителя в г. Москве протоиерей Георгий Мартынов и заместитель председателя Патриаршего совета по культуре иеромонах Павел (Щербачев). Со стороны Минкультуры России в работе Комиссии участвовали президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, директор Департамента музеев Минкультуры России В.А. Кононов, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, президент ИКОМ России А.М. Шолохов, генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника И.В. Конышев, директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Н.С. Каровская, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, а также другие приглашенные лица. По результатам заседания решено создать согласительные комиссии с участием представителей епархий и музеев для подготовки предложений по решению острых вопросов взаимодействия епархий и музеев, сообщает Патриарший совет по культуре . 11 октября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/116401.html

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010