27 июня 1948 г. архиеп. Виталий (Максименко), Сан-Францисский и Западноамериканский архиеп. Тихон (Троицкий) и викарий Восточноамериканской епархии еп. Троицкий Серафим (Иванов) (впосл. архиепископ) совершили хиротонию Н. во епископа Флоридского, викария Североамериканской и Канадской епархии. После открытия Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии РПЦЗ Н. преподавал там нравственное и пастырское богословие. В 1949 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Вашингтонской и Флоридской епархии РПЦЗ. Совершил много поездок, в т. ч. часто посещал Св. землю, Женеву, Юж. Америку и Грецию. В 1958-1969 гг. было издано «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» в 16 томах, которое Н. посвятил подробному изучению трудов своего духовного наставника. С 1959 г. в связи с болезнью архиеп. Виталия (Максименко) временно управлял Восточноамериканской епархией. После кончины архиеп. Виталия 21 марта 1960 г. назначен правящим архиереем Восточноамериканской епархии. В том же году возглавил Свято-Владимирское об-во и Строительный комитет по сооружению Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джэксоне (шт. Нью-Джерси). На Архиерейском Соборе в мае 1964 г., созванном по инициативе митр. Анастасия (Грибановского) для выбора первоиерарха РПЦЗ, Н. был одним из главных кандидатов на эту должность. На 2-м этапе голосования разница голосов, поданных за Н. и др. кандидата - Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), составила 1 голос. Во избежание возможного раскола в Церкви Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к Н. и к архиеп. Иоанну с предложением отозвать свои кандидатуры. В результате новым первоиерархом был избран Брисбенский еп. Филарет (Вознесенский), а Н. и архиеп. Иоанн стали заместителями председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 17 июля 1968 г. в храме-памятнике во имя св. Иова Многострадального в Брюсселе Н. совершил по распоряжению Архиерейского Синода РПЦЗ заочное отпевание страстотерпцев имп. Николая II и его семьи, а также всех убиенных и замученных безбожной властью.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

Н. П. Рклицкий тесно сотрудничал с первоиерархом РПЦЗ митр. Антонием (Храповицким), к-рый оказал на него глубокое влияние, определил дальнейший путь церковного служения. Н. П. Рклицкий записывал и публиковал мн. работы митр. Антония. В 1935 г. издал «Краткое жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Был автором мн. статей в периодических изданиях рус. эмиграции по темам церковного управления, по богословским вопросам. Выступал в защиту каноничности Зарубежной Церкви в связи с конфликтом Архиерейского Синода РПЦЗ с управляющим рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским), а также в связи с прещениями, наложенными на руководство РПЦЗ заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским). С 1937 г. Н. П. Рклицкий входил в Предсоборную комиссию по созыву II Всезарубежного Собора РПЦЗ (Деяния II Всезарубежного Собора РПЦЗ. 1939. С. 5), а затем 14-24 авг. 1938 г. участвовал в Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци как представитель мирян (Там же. С. 14). Поднял вопрос о канонизации блгв. царя-страстотерпца и мч. Николая II Александровича , однако решение не было принято ( Шкаровский. 2012. С. 188). 7 окт. 1941 г. пострижен в монашество первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) с именем в честь прп. Никона Радонежского. 14 окт. того же года рукоположен во диакона, 21 нояб.- во иерея к Троицкой ц. в Белграде. Поступил на службу в сформированный из рус. эмигрантов нем. властями в оккупированной Югославии Русский охранный корпус. 5 февр. 1942 г. назначен священником резервного батальона. Был возведен в сан игумена. В окт. 1944 г. во время боев за г. Чачак с югославскими партизанами получил ранение, а находившийся с ним диак. Вассиан был убит. В том же году эвакуирован из Белграда в Германию. 1 янв. 1945 г. был назначен старшим священником Русского охранного корпуса, отступившего под натиском советских войск в Словению. В апр. того же года вместе с братией Иова Почаевского преподобного мужского монастыря переправлен в Швейцарию. В 1945-1946 гг. был личным секретарем митр. Анастасия. В 1946 г. возведен в сан архимандрита. В дек. того же года с группой из 12 монахов Почаевского мон-ря прибыл в США, где возглавил Фонд священной памяти имп. Николая II (Незабытые могилы. 2004. С. 133). Исполнял обязанности секретаря Восточноамериканского и Нью-Джерсийского (Джерсистского) архиеп. Виталия (Максименко). Работал в синодальной канцелярии, регулярно публиковал статьи в выходившем с нач. 1947 г. ж. «Православная Русь».

http://pravenc.ru/text/2577557.html

В февр. 1945 г. после беседы с митр. Анастасием (Грибановским) в Карлсбаде (Карлови-Вари) перешел в юрисдикцию РПЦЗ, был кандидатом в военные священники организованного нем. командованием 15-го кавалерийского казачьего корпуса в Югославии. С 1946 г. настоятель храмов в Любеке и Шлезвиге, благочинный церквей Шлезвиг-Гольштейна. В 1946-1949 гг. синодальный миссионер и наблюдатель за преподаванием Закона Божия в школах рус. беженцев Германии. В авг. 1949 г. эмигрировал в США. В 1949-1959 гг. 2-й священник Вознесенского кафедрального собора в Бронксе (Нью-Йорк). С 1959 по 1 янв. 1987 г. настоятель собора арх. Михаила в Патерсоне (шт. Нью-Джерси), член епархиального совета (1949-1987), благочинный Восточноамериканской и Нью-Йоркской епархии (1961-1987), до 1987 г. постоянный сотрудник газ. «Епархиальный листок Восточно-Американской епархии». Был прекрасным проповедником, требовал от священников точного исполнения богослужебного устава. В 1972 г. возведен в протопресвитера. В 1987 г. ушел на покой. После кончины 14 янв. 1989 г. супруги принял монашеский постриг с именем Иоанн. 28 авг. 1990 г. хиротонисан во епископа Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского. Служил в Аргентине, Парагвае, Чили, Бразилии. 2 окт. 1994 г. назначен епископом Роклендским, викарием Восточноамериканской и Нью-Йоркской епархии; служил в храме Покрова Пресв. Богородицы в Найаке (шт. Нью-Йорк). Похоронен на кладбище правосл. Новодивеевского жен. мон-ря (Спринг-Валли, шт. Нью-Йорк). Арх.: ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 7; Архив УФСБ РФ по Псковской обл. Д. А-10676, А-21132; Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке. Д. 60/45 [личное дело еп. Иоанна (Лёгкого)]. Лит.: Балевиц З. В. Правосл. церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967. С. 45; Алексеев В. И., Ставру Ф. Г. РПЦ на оккупированной немцами территории//Рус. Возрождение. 1981. 14. С. 148-149 и др.; Хиротония еп. Иоанна Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского//Правосл. Русь. Джорд., 1990. 19. С. 6-8; Бенигсен Г., прот. Христос-Победитель//Вестн.

http://pravenc.ru/text/469504.html

Лит.: Распоряжение Моск. Патриархии//Голос Литовской правосл. епархии. Каунас, 1937. 9/10. С. 2-3; Справка о принятии в общение еп. Серафима (Ляде)//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1937. 12. С. 187-192; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 127, 204, 207, 213, 216-217; Правосл. жизнь в Чили//Владимирский вестн. Сан-Пауло, 1954. 31. С. 23; Освящение храма в Лиме//Правосл. Русь. 1955. 20. С. 13; Наша церк. жизнь//Рус. жизнь. 1958. 25 дек.; Даров А. Юбилей служения и подвига//Новое рус. слово. Н.-Й., 1966. 2 дек.; Рус. Правосл. Церковь Заграницей, 1918-1968/Сост.: А. А. Соллогуб. Н.-Й., 1968. Т. 2. С. 1211-1213, 1237-1245; К 40-му дню кончины в Бозе почившего архиеп. Чилийско-Аргентинского высокопреосв. Леонтия//Правосл. Русь. 1971. 16. С. 10; Катакомбы//Рус. возрождение. Н.-Й.; П., 1983. 21. С. 186; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 190-191; Польский. Ч. 2. С. 89; Костенко Н. и др. Трудное житие архиеп. Ермогена//Рус. мысль: Газ. П., 1995. 4101. C. 16; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 184; Псарев А. В. Архиеп. Леонтий Чилийский (1904-1971): Мат-лы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Правосл. жизнь. Джорд., 1996. 3. С. 1-25; 4. C. 1-24; 5. C. 1-26; Цыпин. История РЦ. С. 273, 277, 282, 309, 597, 747; The Struggle Against Ecumenism: The History of the True Orthodox Church of Greece from 1924 to 1994. Boston, 1998. C. 80; Соколовський О. К. Церква Христова, 1920-1940: Nepecлiдybahhя християн в СРСР. К., 1999. С. 213; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство: 1918-1932 гг. СПб., 2003. С. 117; Марущак В., протодиак. Архиеп. Димитрий в схиме Антоний (Абашидзе). Серг. П., 2006. С. 174, 177, 181; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. 2007. С. 291; Биогр. сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за правосл. веру в 20 ст./Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 70-75. Диак. Андрей Псарёв Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/2463529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 6.08.1873, Тамбовская губ.- 22.05.1965, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей . Род. в семье приходского священника. По окончании Тамбовской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1897 г. со степенью канд. богословия. В 1898 г. принял постриг, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1900 г. инспектор Вифанской ДС, с 1901 г. ректор Московской ДС, архимандрит. Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский Анастасий (Грибановский), митр. Восточноамериканский 29 июня 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 дек. 1915 г.- на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру, с 6 мая 1916 г. архиепископ. В годы первой мировой войны А. свой дом отдал под лазарет для раненых, многократно выезжал на фронт, совершал молебны и панихиды на позициях, патриотические проповеди А. отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , возглавлял на Соборе отдел церковного имущества и хозяйства. Поддержал предложение о восстановлении Патриаршества в России. В 1-м туре голосования за кандидатов на Патриарший Престол А. получил 13 голосов, став 6-м по числу набранных голосов. После избрания Патриарха А. как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Первосвятителя. Избран членом Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Свящ. Синод Румынской Православной Церкви без согласия Московской Патриархии распространил свою власть на Кишинёвскую епархию. Отказавшись от предложения румын. церковной власти войти в румын. Синод, А. в 1919 г. удалился в К-поль, пребывал там в Галате , в подворье рус.

http://pravenc.ru/text/114840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/133526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -) АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

http://pravenc.ru/rubrics/121916.html

1920 г. ее из Сербии вернули в Крым в Белую армию, а 29 окт. 1920 г. с отступающими войсками К. и. покинула Россию (Там же. С. 61-63; Пантелеимон (Нижник). 1974. С. 290). С 1925 г. икона находилась в русской Свято-Троицкой ц. в Белграде; в 1944 г., во время наступления войск Красной армии, икону вывезли через Вену в Мюнхен, затем в Женеву. В 1951 г. К. и. перевезли в Нью-Йорк ( Серафим (Иванов). 1963. С. 65-71). В Женеве, куда К. и. из Мюнхена прибыла с митр. Восточноамериканским и Нью-Йоркским Анастасием (Грибановским), иером. Киприан (Пыжов) после раскрытия иконы от поверхностных загрязнений (красочная поверхность была скрыта под копотью и грязью, доска сильно повреждена жуком-древоточцем) сделал ее точную копию с воспроизведением всех повреждений оригинала. По благословению митр. Анастасия от нижней части чудотворной иконы отделили небольшую «щепочку», к-рую в серебряной оправе закрепили на копии. После произведенных работ на К. и. снова одели оклад, для копии иноки Пимен и Алипий сделали аналогичный, но менее массивный оклад. Копию чудотворного образа привезли в Свято-Троицкий мон-рь в Джорданвилле, а К. и. вернули в Мюнхен, где она находилась в синодальном Владимирском соборе. В это время икону постоянно перемещали; она посетила мн. города и страны Европы, где находились рус. эмигранты (Там же. С. 75-79). В 1951 г. икону из Мюнхена перевезли в основанную в 1950 г. Новокоренную пуст., в 40 милях от Нью-Йорка, в окрестностях Мейопака, на землях загородного имения кн. С. С. Белосельского-Белозерского. Но она пребывала там недолго, по настоянию митр. Анастасия ее отправили в Нью-Йорк, где она сначала находилась в храме Знаменского синодального подворья, а с 1958 г.- в специально построенном Знаменском синодальном соборе. В Новокоренной пуст. икона пребывает в летнее время (Там же. С. 87, 91, 95-97). В 2009 г. К. и. посетила Россию, с 12 по 23 сент. святыня находилась в Москве в храме Христа Спасителя, затем в Курске, 2 окт. она была возвращена в Нью-Йорк. В 2012 г. К.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Давняя идея о хронологически нерасчлененном нарративе, предшествовавшем собственно летописанию, редко подвергается сомнению. Вслед за А. А. Шахматовым и Д. С. Лихачевым его чаще всего относили к 30–40-м годам XI в., но сейчас все большее количество сторонников приобретает датировка временем Владимира (Назаренко 2001. С. 435–450; Гиппиус 2012. С. 49–60) или первыми же годами после его кончины (Цукерман 2009. С. 189–229; Михеев 2011). А. А. Шахматов (1908. С. 142–143, 566) считал упоминание о мощах в статье 6496 (988) г. добавлением, сделанным при включении в летопись «Корсунской легенды», которое (включение) исследователь относил к концу XI в., и потому опустил это упоминание в своей реконструкции печерского свода, предшествовавшего «Начальному своду» 1090 – х гг. Аргумент при этом был один: слова «...и Настаса, и попы Корсунски», непосредственно за которыми следует интересующее нас «с мощми святаго Климента и Фива, ученика его», должны восходить к «Корсунской легенде», потому что Анастас Корсунянин упоминается в рассказе о Десятинной церкви, а корсунские священники – в рассказе о крещении киевлян, между тем этот последний, так же как и «подробности о построении церкви св. Богородицы принадлежат несомненно Корсунской легенде». Не можем последовать за этим рассуждением. То, что Анастас – лицо реальное и действительно был приставлен Владимиром к церковной казне в Десятинной церкви – факт, ибо никак невозможно отнести к «Корсунской легенде» сообщение о предательстве Анастаса и передаче им казны польскому князю Болеславу Храброму в 1018 г. (ПСРЛ 1. Стб. 144; 2. Стб. 131). Собственно, это следует и из логики самого А. А. Шахматова, согласно которой реальный Анастас заменил некоего «варяга Жьдьберна» «Корсунской легенды». Когда? Естественно, при обработке «Корсунской легенды» летописцем. Поэтому не думаем, чтобы упоминание об Анастасе можно было бы считать признаком использования «Корсунской легенды» со стороны летописца. В той же мере бесспорной реальностью является и перенесение в Киев мощей свв. Климента и Фива. Как уже было отмечено выше, в летописи о мощах говорится только в ряду богослужебных предметов, вывезенных князем Владимиром из Корсуня, тогда как в известии о закладке Десятинной церкви и передаче ей всего добытого в Корсуне в статье 6499 (991) г. о них умалчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви. Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

http://pravoslavie.ru/80933.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010