Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ

http://pravenc.ru/rubrics/121796.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 9 , С. 507 опубликовано: 23 июля 2010г. ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ - см. Высшее церковное управление за границей . Рубрики: История Русской Православной Церкви по периодам Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -) Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат Ключевые слова: Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Временное высшее церковное управление за границей - см. Высшее церковное управление за границей См.также: АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 1904-1983), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/155426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович; род. 19.12.1926, с. Маячка Херсонской обл.), архиеп. Чикагский и Средне-Американский Русской Православной Церкви за границей . С 1941 г. жил в Германии, в 1948 г., переехав в США, принял монашество с именем А. в честь прп. Алипия , иконописца Киево-Печерского. В 1950 г. рукоположен во диакона, в 1954 г.- во священника. Закончил Свято-Троицкую ДС РПЦЗ в Джорданвилле, где затем преподавал церковнослав. язык. С 1966 г. игумен. 20 окт. 1974 г. хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии, с 1989 г. епископ Чикагский и Детройтский, с 1990 г. архиепископ. А. написал один из лучших учебников церковнослав. языка - «Грамматику церковнославянского языка», продолжающую традиции науки 2-й пол. XIX в. (фонетический раздел, части речи, учение о т. н. сокращенных предложениях). «Грамматика» полезна как дополнительное пособие для взрослых учащихся, автор не объясняет значения категорий церковнослав. грамматики, отсутствующих в совр. рус. языке (аорист, имперфект, перфект и др.). Соч.: Конспект по церковно-славянскому языку. Джорд., 1955; Грамматика церковно-славянского языка. Джорд., 1964. М., 1991р. Лит.: Русская Истинно-Православная Церковь. Од., 1999; Orthodoxia. Regensburg, 1999. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/114382.html

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй (с 1936 года.), после митрополита, председатель Архиерейского Синода РПЦЗ, до 1944 г. проживал в Югославии, затем в Мюнхене, с 1951 г. – в США. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863–1936), митрополит Русской Православной Церкви, богослов, философ, с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, покинул Россию из Новороссийска в марте 1920 года, прибыв в Афины, затем на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 года был вызван П.Н. Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 года эвакуировался в Константинополь. В феврале 1921 года переехал в Сербию, где в ноябре-декабре того же года провёл 1-й Заграничный (Карловацкий) Собор, до своей кончины возглавлял РПЦЗ. Аристоклий Афонский (Амвросиев Алексей Алексеевич, 1846–1918), преподобный (местночтимый святой Московской епархии, день памяти 6 сентября) в Пантелеимоновском монастыре на Афоне подвизался с 1876 года, в 1880 году пострижен в мантию, в 1884 году рукоположен в иеродиакона и вскоре в иеромонаха, в 1886 году принял схиму, в 1891–1894 и 1909–1919 годах – настоятель московского подворья, был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал нуждающимся. Венизелос Элефтериос Кириаку (1864–1936), греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год. Гермоген (Максимов Григорий Иванович,1861 – 1945), митрополит, окончил Киевскую духовную академию (1886), епископ Аксайский, викарий Донской епархии (1910), затем Екатеринославский и Новомосковский. С 1919 года в эмиграции, был управляющим русскими православными приходами в Греции, на о. Кипр и в Египте. Позднее в сане архиепископа проживал в Югославии на покое в монастыре Хопово. Один из основателей Братства русской правды, в 1942 г. согласился возглавить так называемую Хорватскую Православную Церковь , находившуюся в расколе с Сербской Православной Церковью , был возведен в сан митрополита патриархом румынским Никодимом, был осужден архиерейским судом РПЗЦ как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ, в июле 1945 г. погиб от рук югославских партизан (или, по другим сведениям, был арестован после освобождения Загреба и приговорен к расстрелу).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выросла в родовом подмосковном имении Киреево. В 1882 вышла замуж за предпринимателя и мецената Владимира Васильевича Якунчикова (1855–1916). У них бывали А. П. Чехов, К. С. Станиславский, И. Э. Грабарь, В. А. Серов (последний написал их портреты). В 1910 построила дом в стиле модерн («Особняк Якунчиковой») в Москве, в Пречистенском пер., 10. Была увлечена кустарными художественными промыслами, занималась возрождением ручной набойки в Московской губернии. В 1890 вместе с Е. Г. Мамонтовой (женой С. И. Мамонтова) открыла в Москве на Петровке «Магазин русских изделий», в котором принимались заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. Вела благотворительную деятельность. Состояла членом Иверской общины сестер милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета, Попечительского совета Городского женского училища. После революции ее московский дом и усадьба были национализированы (усадьба была превращена в коммунальный дом; в 1995 сгорела). После национализации мастерских Абрамцево организовала при поддержке Н. В. Поленовой новую артель вышивальщиц в Тарусе. В 1928 эмигрировала. Жила в Париже, где основала кустарную художественную мастерскую. В 1932 была избрана членом Комитета Московского землячества. Пожертвовала свои работы для благотворительной лотереи на балу Союза русских судебных деятелей. С 1937 – член Союза ревнителей памяти императора Николая. Последние годы жила в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронена на местном кладбище. (3) Митрополит Анастасий  ( Грибановский) (1873-1965). Митрополит  Восточноамериканский и Нью-Йоркский , второй, после митрополита  Антония (Храповицкого) , председатель  Архиерейского Синода РПЦЗ . В ноябре 1935 года стал во главе автономного Балканского округа. В 1935 году  Сербским Патриархом   Варнавой был возведён в сан митрополита. 31 октября — 18 ноября 1935 года, как представитель РПЦЗ, принимал участие в совещании, проходившем под председательством Патриарха Варнавы, с представителями других церковно-эмигрантских структур: митрополитами  Евлогием (Георгиевским) и  Феофилом (Пашковским) , и епископом  Димитрием (Вознесенским) (представитель Дальневосточного округа); совещание выработало Временное Положение об управлении Русской Церковью Заграницей.

http://bogoslov.ru/article/4722411

1033 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, публицист. Учился на физико-математическом факультете ИМУ (1869–1873), сдал кандидатский экзамен за полный курс историко-философского факультета ИМУ (1873). Доцент по кафедре философии ИМУ; посещал МДА в качестве вольнослушателя (1874). Изучал историко-философские памятники в Британском музее (1875–1876). Перевелся в ИСПбУ (1877), Ученый совет которого удостоил Соловьева степени магистра философии (1877). Доктор философии (1880). В 1881 г. оставил преподавание. Основные труды: «Великий спор и христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (1886), «Россия и Вселенская Церковь » (1889) (см.: Соловьев В.С. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд., СПб., 1911–1914). О В. С. Соловьеве см.: Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. 1034 См.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы./БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430. 1035 Доклад студента IV курса МДА В.Н. Голубева «К вопросу о свободе воли» см.: Голубев В.Н. К вопросу о свободе совести/Вера и разум, 1902. 2. С. 57–80. 1037 Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич , 1873–1965), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом (1938–1964). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897). В 1898 г. принял монашеский постриг, рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха; помощник инспектора МДА (1898–1900); инспектор Вифанской ДС(1900); ректор МДС в сане архимандрита (1901–1906). 29.06.1906 г. рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Епископ Холмский и Люблинский (1914); епископ Кишиневский и Хотинский (1915), с 1916 г. – архиепископ. В апреле 1918 г. отстранен от этой должности Румынским Синодом после присоединения Кишиневской епархии к Румынии. Член Священного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918), член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В 1919 г. выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами. Председатель Русского комитета в Турции (1922). Наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине (1924–1934). Возведен в сан митрополита (1935) Сербским патриархом Варнавой (Росич). В 1951 г. переехал в США. О митрополите Анастасии (Грибановском) см.: ЦИАМ.Ф. 229. Оп. 4. Д. 3052. Личное дело студента МДА; Жизнь и деятельность Высокопреосвяшеннейшего митрополита Анастасия/Православная Русь, Джорданвилль, 1965, 10. С. 9–10; Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-е–40-е гг. XX в.). М.т 2000. С. 56–60, 109–113, 137–142, 257–259.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Поскольку сообщение Шанхая с Пекином прервалось и ответ на письмо архиеп. Виктора не был получен, 6 сент. И. самостоятельно принял решение о начале поминовения в русских храмах Шанхая имени Патриарха Алексия «независимо от разрешения вопроса о подчинении высшей церковной власти». Однако 2 окт. И. получил краткую радиограмму из Женевы от митр. Анастасия о продолжении деятельности Архиерейского Синода РПЦЗ. Поминовение Патриарха Алексия в Шанхае с этого момента было прекращено. Т. о., И. остался единственным из рус. правосл. архиереев в Китае, не перешедшим в подчинение Московского Патриархата. В нояб. И. получил телеграмму от Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого) , который сообщал, что вместе с архиеп. Восточноамериканским Виталием (Максименко), епископами Монреальским Иоасафом (Скородумовым ; впосл. архиепископ) и Детройтским Иеронимом (Черновым; впосл. архиепископ) продолжает оставаться в подчинении митр. Анастасия и не признает юрисдикции Московского Патриархата. В нач. дек. 1945 г. архиеп. Виктор (Святин) сообщил в письме И. о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата. В ответ И. отправил архиеп. Виктору заявление, что «ввиду возобновления сношений с Заграничной церковной властью мы можем перейти в ведение другой церковной власти, лишь если нам будет сделано о том распоряжение той церковной властью, которой подчиняемся ныне, так как иначе явились бы нарушителями церковных канонов». 15 янв. 1946 г. архиеп. Виктор прибыл в Шанхай и потребовал от И. подчиниться епархиальному начальству и присоединиться к Московскому Патриархату. В ответ И. заявил: «Я подчиняюсь Зарубежному Синоду, и как он мне укажет, так я и должен поступить». Архиеп. Виктор предложил признать главенство Патриарха Алексия собранию шанхайского духовенства. В свою очередь председательствовавший на собрании И. настоял на том, что надо ждать указаний от митр. Анастасия. На протяжении 2 месяцев ситуация в рус. колонии Шанхая оставалась неопределенной. Консульство СССР вело среди эмигрантов агитацию за принятие советского гражданства и возвращение в СССР, утверждая, в частности, что Советское гос-во благорасположено к Церкви. И. активно противостоял этой агитации, посещал приходы и общественные собрания. Архиеп. Виктор запретил И. в священнослужении. И. не согласился с его решением, заявив: «Я подчинюсь этому указу лишь в том случае, если мне докажут Священным Писанием и законом любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех».

http://pravenc.ru/text/468963.html

Новограчаницкая ассамблея 2019 г. вызвала резкую реакцию как среди многих американских сербов (которые даже создали петицию с требованием отмены незаконных, на взгляд активистов, решений), так и со стороны Священного Синода СПЦ, который на заседании осенью постановил отменить описанные решения и провести новое церковно-народное собрание. Собственно, оно и прошло в присутствии патриарха Иринея 29 февраля. Призывы патриарха во Флориде (« Не забывайте свои духовные корни», « Будьте верны своей Церкви») были далеко не формальностью и связаны, по всей видимости, именно с произошедшими настроениями (тем более что в XX веке сербское Православие в США уже имело негативный опыт раскола). Интересны персоны сербских епископов в США, организовавших прошлогоднее собрание в Новой Грачанице: это Западно-Американский Максим (Василевич; окончил Афинский университет и даже служил клириком Элладской Церкви), Новограчаницкий и Среднезападно-Американский Лонгин (Крчо; окончил Московскую духовную академию) и Восточноамериканский Ириней (Добриевич; уроженец США, окончил Свято-Владимирскую семинарию ПЦА). Епископ Максим (Василевич) имеет наиболее неоднозначную репутацию. В начале 2019 г. он высказался в поддержку «автокефалии» так наз. «Православной церкви Украины», заявив, что она якобы получена таким же образом, как и сербская автокефалия в XIII веке. Еп. Максим открыто критиковал инициативы о недопустимости сослужения с представителями Константинопольского патриархата по причине признания ПЦУ. Преосвященнейший Максим также подвергался критике за то, что излагал неправославные взгляды по ряду вопросов, в связи с чем был отстранён Св. Синодом от преподавания на богословском факультете Белградского университета Характерно, что в той ситуации за епископа Максима горой встал актив базирующейся в США «Международной православной теологической ассоциации» ( IOTA ; своего рода «теологическое НАТО», дружественное Константинополю), направивший петицию в Синод СПЦ (среди подписантов: Кирилл Говорун и Сергей Чапнин).

http://ruskline.ru/opp/2020/03/07/po_tu_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010