Вся жизнь Фердинанда Католика, Карла V и Филиппа II была смешением добра и зла. Сколько они имели в делах своих успехов! Но сколько и противных приключений! Их раны покрыты лаврами, но их триумфы облачены трауром. Так самые высокие состояния имеют свои беспокойства, как роза свои иглы. Довольно воззреть только на беспокойства, сопряженные с сими высокими званиями, дабы сделать следующее заключение: что великие должности и достоинства сопровождаются тем большими печалями. Тяжесть их беспокойств настолько увеличивается, насколько трудно исполнить совершенно общественные должности. Не должно искать верховного блага в великости чинов и в знаменитости состояний. Сверх сего, в каком бы счастливом состоянии ни находился человек, сколь многим он подвержен телесным болезням! Одна болезнь может все счастие его сделать для него неприятным, радость огорчительною, и учинить его злополучным среди величайшего благополучия. Куда ни обратимся, не сыщем на земле совершенного благополучия, как только в надежде, или в состоянии другого, которому по легкомыслию завидуем. Твое состояние мне кажется весьма благополучным, и я завидую ему, а ты со своей стороны так же думаешь о моем; и мы оба обманываемся в наших рассуждениях. Мы оба имеем свои внутренние печали, свои стенания сердца, свои терзания. Тебе представляется плавающим среди утех тот, который ищет утешения в горести своей, и старается в наружности казаться спокойным, у которого сие видимое спокойствие есть одна только завеса, скрывающая внутреннюю его печаль. Таким образом, земное счастье оставляет в сердце пустоту и голод, или лучше, оно раздражает только желание его, подобно тем горючим жидкостям, которые, будучи пролиты на огонь, не погашают его, но больше умножают его пламя. Однако желание благополучия, хотя сыскать его не можем, всегда пребудет в сердце нашем глубоко укорененным. Сия склонность непреодолима и настолько естественна, насколько естественно дли человека дыхание Что же? Нет ли для надежды нашей лучшего блага кроме земного, которое не может удовольствовать наше сердце, в желаниях своих беспредельное? Или нам, в рассуждении высочайшего блага, должно оставаться вечными танталами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Приступим теперь к источнику того обманчивого неимоверных воображения, которым льстят себя, что они не имеют причины бояться никакого мучения по смерти. Все их умствования, которые употребляют для отвращения доказательств о будущих наказаниях, не что другое суть‚ как плод очарованного воображения, сопровождаемого обыкновенно неверием и нечестием. Известно, что все страсти себя оправдают и что самые даже те, которые по испорченному воображению почитают себя превратившимися в скотов‚ находят причины для доказательства, что им должно жить так, как живут скоты: должно ходить на четырех лапах, питаться зеленою травою и подражать всем действиям, свойственным скотам. Все страсти оправдают себя, и они-то первейшие наши ласкатели, они-то заставляют нас взирать на вещи, не каковы суть в самих себе‚ но каковыми быть им желаем. Беспечность есть страсть, которая смотрит на известное зло как на мечтательное, на близкую беду как на весьма отдаленную, на неизбежное несчастье, как на такое, от которого должно быть избавлену. Беспечность рассыпает основательный страх и усыпляет душу среди величайшей опасности. А сие случается наипаче тогда, когда настоящее удовольствие, все сердце занимая совершенно, оным обладает. Тогда чувства и воображение столь крепко привязывают к видимым приятностям человека, что он совершенно делается бесчувственным к ужаснейшим и над главою его висящим опасностям. Трудно бы было сему поверить, если бы таковые действия беспечности не были показаны бесчисленными примерами. Представим здесь некоторые. Валтасар после разбития войск своих Киром возвратился в Вавилон. Сей столичный государства его город был снабжен всем тем, что только нужно было для долговременной обороны. Вот причина, на которой беспечный Валтасар утверждаясь, ничего не опасался и употребил все время на одни увеселения. Таким образом, сей государь вместо того, чтобы стараться о защите Вавилона, думал только об одних прохладах; проводил в пировании и дни и ночи, и будучи погребен в приятностях роскоши‚ издевался над Киром‚ почитая предприятия его невозможными и смешными, потому что беспечность Валтасарова таковыми их себе представляла. Победитель мужественно продолжает осаду Вавилона‚ и изобретает средство, как ввести в сей город свое войско. Входят, застают всех врасплох, и убивают сего бесчестного и распутного государя среди утех его.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Почему, дабы быть и наилучшим политиком, должно соделаться ближайшим последователем Евангелия? Есть ли токмо политика состоит в том, чтобы имея просвещенное познание всех тех отношений, коими одного с другим связывают законы природы, религии, общества, Государства, исполнять оныя с умной простотой и с осторожной искренностью. Нет слов в Евангелии, коими бы предаваться обману повелевалось, а обманывать других воспрещается и гласно, и грозно. Муж двоедушен поражается от предвечной истины горем Фарисейским, да и люди какими благословениями осыплют такого? Достойно ходите звания, в неже призваны есте, повелевает Слово Божие. Пусть сие относится к званию Христианства: но чего и Царь небесный от Царей земных, и Государи от вельмож своих, и вельможи от подчиненных себе, и подчиненные от превознесенных над ними, чего требуют, как чтобы достойно ходили звания своего, воздая всякому свое и умно и добросердечно. Ему же веру? Веру. Ему же честь? Честь. Ему же долг? Долг. Ему же страх? Страх. Помышляя и творя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, аще кая есть добродетель и аще кая похвала? Будите мудры яко змия, и целы яко голубь: что сим нравоучением внушает Иисус? То ли, чтобы хитростям злонамеренного лукавства предаваться с голубиною простотою, или неосторожную простоту уловлять змеиным коварством? Нет, в твоих поступках имей искренность и чистосердечие, противу же хитростей, коварств и льсти употребляй все благоразумие и осторожность. Под клятвой измена, в обещаниях тщеславие, в уверениях отказ, в услугах корысть, в советах льщение, в дружестве предательство. О! Таковые обороты не совместны и с внушениями здравого рассудка. Человек! Не узнавай человека: сему не учит ни разум, ни вера, а счастье свое сооружать на несчастии другого не станет, кто друг друга большею себя честию творит, и не своея токмо ищет пользы, но яже есть ближнего. Таковые поступки, коль суть святопривлекательны – любезны! Они просты, и вместе величественны, они искренни, и вместе преблаготворны, они скрытны без притворства, они явны без тщеславия. Или нет таковой политики, или она есть следствием мудрой простоты Евангельской. Торжествуй Христианство ! Слава сея нравственные красоты сердец человеческих принадлежит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Brat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (Братановский-Романенко Андрей Семенович; 16.10. 1761, с. Барышевка Переяславского полка - 7.12.1806, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Сын протоиерея Переяславской епархии, племянник еп. Иринея (Братановича) . В 1782 г. А. Братановский-Романенко окончил Переяславскую ДС, в к-рой помимо предметов семинарского курса основательно изучил евр. и франц. языки (впосл. составил грамматику евр. языка). В 1782-1783 гг. преподавал в Переяславской, Севской, Новгородской семинариях. При содействии еп. Вологодского Иринея (Братановича) в 1784 г. переведен в Вологодскую ДС учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник. 1 янв. 1790 г. митр. С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) А. был назначен учителем риторики в Александро-Невской ДС. 26 июня 1790 г. пострижен в монашество. 28 янв. 1792 г. переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус. 8 сент. 1792 г. возведен в сан архимандрита Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии. Проповеди А. имели огромный успех в С.-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II , высоко ценившая талант А., назначила его придворным проповедником. В 1794 г. А. был избран членом Российской академии. 16 марта 1795 г. переведен настоятелем в с.-петербургскую Троице-Сергиеву пуст. , а 19 мая 1796 г.- в Новоспасский московский мон-рь . С 1796 г.- член Святейшего Синода. Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) 24 окт. (по др. данным, 20 дек.) 1797 г. А. был хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского, при хиротонии имп. Павел собственноручно возложил на А. знаки св. Анны ордена 1-й степени. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской ДС, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил неск. домов для духовенства. В свободное время занимался лит. трудами, переводами. В 1805 г. был вызван в С.-Петербург и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. Составил план преобразования духовных уч-щ в России, за к-рый был награжден бриллиантовой панагией. Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе на Астраханскую кафедру, 20 дек. 1805 г. прошение было удовлетворено. 7 февр. 1806 г. прибыл на кафедру. При А. в Астрахани в 1806 г. была открыта гимназия.

http://pravenc.ru/text/114838.html

Одновременно с московским митрополитом Платоном пользовался славою знаменитого проповедника и Анастасий Братановский, член российской академии, впоследствии архиепископ астраханский. Круг слушателей и почитателей его был очень обширен, особенно из высшего класса русского общества. Родившись в полтавской губернии 1761 г., Андрей Романенко-Братановский получил образование в переяславской семинарии и по окончании курса наук был приглашен в 1782 г. учителем в севскую семинарию. Чрез два года он был вызван дядею своим, епископом вологодским Иринеем, в вологодскую семинарию, где почувствовал склонность к иноческой жизни. Как трудолюбивый и даровитый преподаватель, Братановский неоднократно был по приглашениям и в семинарии при кирилло-белозерском монастыре, и наконец, александро-невской семинарии. Вызванный в Петербург м. Гавриилом, Андрей принял здесь монашество и имя Анастасия 1790 г. Состоя преподавателем в александро-невской семинарии, Анастасий в тоже время, по воскресным дням, изъяснял катихизис народу и преподавал закон Божий в шляхетном кадетском корпусе воспитанникам гвардии измаиловского полка. Везде и у всех он пользовался вниманием и любовью: воспитанники любили Анастасия как умного и доброго преподавателя, а начальство ценило его, как трудолюбивого и добродетельного мужа, и отличало его своим вниманием, поручая ему более важные дела, требующие сильного ума и неутомимой деятельности. Но исполняя с честию возлагаемые на него обязанности, Анастасий заслужил громкую известность как даровитейший проповедник, особенно в те годы, когда состоял на чреде священнослужения в Петербурге (1793–1795 гг.) и проповедовал в присутствии Екатерины II, при дворе, в сане архимандрита. Государыня любила слушать проповеди Анастасия, а если когда не могла слушать их в церкви, то приказывала перечитывать их у себя в кабинете. Вообще, она отзывалась очень легко о искусстве Братановского. В 1794 г. Анастасий был избран в члены императорской академии, в 1796 г. пожалован в члены св. Синода, а чрез год посвящен в епископа Белорусского, на место Георгия Конисского, где необходим был пастырь мудрый и деятельный, чтобы избегать столкновений с иноверцами и вести свою паству по пути веры православной и жизни добродетельной. Просвещение духовного юношества и приготовление из среды его достойных пастырей церкви были предметом самого заботливого внимания просвещенного архипастыря. Вызванный в Петербург для присутствия в св. Синоде в 1805 г., Анастасий написал план для преобразования духовных училищ; но чувствуя себя слабым от постоянных трудов и простуды, испросил себе перемещение в астраханскую епархию, для поправления здоровья в теплом климате, и в том же 1806 г. скончался.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Анастасий, архиепископ Астраханский и Моздокский (Братановский-Романенко Андрей Семенович) Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря. В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию. 26 июня 1790 года принял монашество. В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса. 8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1793 году назначен придворным проповедником. В 1794 году избран членом Российской Академии. В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. С 1796 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса. 20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 4 декабря 1803 года – архиепископ Могилевский и Витебский. 20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань. Скончался 9 декабря 1806 года. Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества. Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул «русского массильйона». По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия. Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

с 30.12.1735 по 1.09.1742 архиеп. Московский и Владимирский Иероним (Волчанский) епископ, рукоположен со 2.10.1744 † 14.10.1754 Георгий (Конисский) епископ, свт., рукоположен с 20.08.1755 по 14.12.1772 переименован еп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский В 1772 году после раздела Польши Могилев отошел к России и епархия присоединена к Русской Православной Церкви. Могилевская, Мстиславская и Оршанская С 14 декабря 1772 года Георгий (Конисский) епископ, свт., бывший еп. Могилевский и Мстиславский с 14.12.1772 архиепископ с 22.09.1783 † 13.02.1795 Могилевская и Полоцкая С 1795 года Афанасий II (Вольховский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 5.03.1795 по 1797 переименован еп. Могилевский и Белорусский Могилевская и Белорусская (Белорусская и Могилевская) С 1797 года до 1803 года Афанасий II (Вольховский) епископ, бывший еп Могилевский и Полоцкий с 1797 по 27.08.1797 на покое; † 1.01.1801 Иларион (Кондратовский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский и Глуховский с 1.09.1797 по 24.10.1797 на покое; † 12.01.1799 Анастасий (Братановский- Романенко), епископ, рукоположен, с 20.12.1797 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Могилевский и Витебский Могилевская и Витебская С 4 декабря 1803 года Анастасий (Братановский- Романенко), архиепископ, бывший архиеп. Могилевский и Белорусский с 4.12.1803 по 20.12.1805 архиеп. Астраханский и Моздокский Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Волынский и Житомирский, с 20.12.1805 архиепископ с 23.03.1808 по 1.05.1813 лишен сана † 23.07.1820 Ириней (Фальковский) епископ Смоленский и Дорогобужский с 1.05.1813 по 6.07.1813 временно управлял еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, бывший еп. Волынский и Житомирский с 6.07.1813 архиепископ с 9.03.1816 † 31.05.1821 Иоасаф (Сретенский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.07.1821 † 1.03.1827 Павел (Морев-Павлов) епископ, бывший еп. Вятский и Слободский с 19.03.1827 по 7.08.1831

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преосвященный Анастасий был знатоком и любителем церковного пения. Ему принадлежит известный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1801 году по поручению императора Павла I он размножил и исправил труд Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Труды: Классическая книжка. – М., 1806. (Трактат о расположении проповедей). Переводы с французского: Предохранение от безверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытами доказанное. – СПб., 1794. Арнод Ф. Плач Иеремии пророка. Поэма. – СПб., 1797. Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и Его Божества. – М., 1801 и 1851 г. Формей Ж.А. Опыт о совершенстве. – СПб., 1805. Не издано: Толкование на Евангелие от Иоанна (рукопись). Слова и речи: при вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. – СПб., 1792; в день рождения Екатерины II. – СПб., 1792; в день Преображения Господня. – СПб., 1792; в день тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны. – СПб., 1793; на погребении графини Остермановой. – СПб., 1793; при выпуске кадетов. – СПб., 1793; на новый 1794 год. – СПб., 1794; в день рождения Великой княгини Марии Федоровны. – СПб., 1794; на погребение действительного тайного советника И. И. Бецкого. – СПб., 1795; на погребение сенатора А. А. Нарышкина. – СПб., 1795; на погребение графа Шувалова; в день тезоименин Великой княгини Анны Павловны. – СПб., 1795; при выборе судей. – М., 1802; при восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. – СПб., 1802; Поучительные слова: в 4 т. – СПб., 1796, т. 1, 2; 1806, т. 3; 1807, т. 4. Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 245–257. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. – Казань. 1870–1891, т. 2. – С. 400, 405. Горючко П. С. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский. – Астрахань, 1902. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1857. – С. 5. П. М. Из прошлого//Русский вестник. – 1868, 4. Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но через год он вышел. Лекторами при них были студенты: Николай Знаменский (впоследствии ректор Академии), Николай Анненский и Иван Данков. Анастасий (Андрей) Романенко-Братановский, малороссиянин, протоиерейский сын, обучался в Переяславской семинарии, и, по окончании курса, сам обучал латинскому языку, арифметике, истории и географии; в 1783 г. переведен в Севскую, отсюда, через год, в Вологодскую семинарию, а в 1789г. в Кирилловское училище Новгородской епархии. В 1790 г. 1 января м. Гавриил вызвал его в С.-Петербург и определил в Александроневскую семинарию учителем поэзии. В скором времени он отличился на публичном испытании перед другими наставниками: это доставило ему риторический класс. Природная склонность к благочестивому любомудрию, усиленная евангельскими учением и примерами, побудила его напоследок избрать состояние, расположениям его соответственное. Быв руководим м. Гавриилом, он принял в 1790 г. в Александроневском монастыре монашеское звание. «Жребий будущий закрыт» – писал он в то время к друзьям своим –«а я 26 июня пострижен монахом, которым и ныне пребываю в надежде иеродиаконства; видно вся наша жизнь есть одна только надежда» 91 . Посвятив себя совершенно своему званию, он, кроме учительской должности в семинарии, преподавал учение закона Божия воспитанникам Корпуса гвардии Измайловского полка; в 1792 г. определен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус и произведен в сан архимандрита. К этому времени относятся лучшие, сказанные им, речи и слова на разные случаи, говоренные в придворной и корпусной церквах, и надгробные, произнесенные в Александроневской лавре при погребении д. т. с. И. П. Бецкого, А. А. Нарышкина, графини Остерман и многие другие 92 . Анастасий был членом св. Синода и Императорской Российской Академии. Скончался Астраханским архиепископом в 1806 году 9 декабря. Федор Гавр. Русанов, в монашестве Феофилакт, сын дьячка, Архангельской губернии, Онежского округа, Набережской волости, родился в 1765 г. и обучался сперва в Олонецкой, потом с 1788 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010