«Вашему Преосвященству вполне известно положение Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по неоднократному обозрению оного. Он был обстроен в разное время, по мере нужды и скудных средств монастыря, без определенного плана и без соблюдения порядка. Многие кельи так обветшали, что требуют немедленного уничтожения. Кроме двух каменных корпусов, – в одном из коих помещена общая трапеза, кухня, хлебопекарня и подвалы, – все здания деревянные, из этих только настоятельские кельи и больницы не слишком ветхи. Относительно помещения своего сестры обители с находящимися на испытании в числе 250 терпят крайнюю нужду во всех отношениях. На ряду с кельями для монахинь помещаются также и разные монастырские службы, устроенные очень неудовлетворительно и неудобно. Деревянные амбары, кладовые и сеновалы, устроенные по необходимости среди жилых зданий и наполненные хозяйственными запасами, не могут быть защищены от конечного истребления в случае пожара. Кроме сего, для соблюдении экономии желательно было бы в удобное время года закупать единовременно выгодною ценою годовые хозяйственные запасы, как-то: дрова, муку, разные крупы, сено и т. д., а по неимению помещения поставляемся мы в необходимость покупать все эти запасы частями с немалым и постоянным ущербом для монастырской экономии, весьма чувствительным в общем итоге. Дрова, за неимением особого места, расставлены между деревянными кельями и службами тесно между собою соединенными. В случае пожара трудно или даже невозможно подать помощь. Ко всему этому должно присовокупить еще то, что сплошь по всему протяжению монастырской каменной невысокой ограды с западной и северной стороны устроены разные обывательские службы, как-то: конюшни, сараи, бани и проч., приставленные даже к монастырской ограде. Такая смежность сколько неприятна для обители, столько же и опасна. Находясь в таком положении, обитель требует безотлагательного восстановления. По всем вышеизложенным обстоятельствам настоит крайняя нужда для большей удобности к учреждению общежительного порядка и безопасности монастыря 1) устроить каменные корпуса для жительства сестер или, по крайней мере, разобрать и перестроить по новому плану все существующие ныне жилые деревянные монастырские здания с возведением двух или трех новых корпусов для жительства сестер, которые теперь помещаются с крайнею стеснительностью для себя и вместе с неудобством в отношении общежительного порядка; 2) все имеющиеся монастырские службы или перестроить или вновь возвести и расположить их в одном месте по возможности дальше от церкви; 3) с западной и северной сторон между оградою, примыкающею к обывательским зданиям и монастырским строениям, оставить надлежащее пустое пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Радуйся, о мире всего мира неусыпный молитвенниче. Радуйся, умоливый слезами разбойника Ондруса не изгоняти тя со ученики из пустыни сея горкия. Радуйся, того, от соперника плененна и ко убиению связанна молитвою разрешивый от уз и явлением. Радуйся, тем и онаго к познанию силы Божия приведый абие. Радуйся, яко оба во обители твоей слезами покаяния омыша душевный свой позор. Радуйся, учениче Христов, приведый лютая разбойника ко подражанию благоразумнаго разбойника. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 8 Странниче в земной юдоли, преподобне Адриане, покров странником создал еси, егда обитель Ондрусовскую соградил еси ко утешению и спасению к тебе собравшихся, и храмом в честь Успения Пречистыя Владычицы Богородицы украсил еси, Ейже со умилением выну взывал еси: «К кому прибегну в горести моей или к кому припаду в в печали моей, разве не к Тебе, Владычице», и славил еси Троицу Живоначальную песнию: Аллилуиа. Икос 8 Вся во обители твоей устроив благообразно и по чину, в царствующий град отшел еси, преподобне, да благодарение воздаси царю благочестивому за милости, яже обители твоей яви; сия поминающе, тако тя хвалим достойно: Радуйся, братии ради понесый труды многия. Радуйся, показателю приятия даяний со благодарением. Радуйся, убогим иноком достигий града, в немже в богатстве и славе пожил еси в юности. Радуйся, любезне царем Иоанном приятый и царицею Анастасиею кроткою. Радуйся, со Геннадием Костромским от купели крещения дщерь цареву прияти сподобивыйся. Радуйся, паки странником в пустыню убогую путь приемый. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 9 Вседушне прилепившеся к тленному стяжанию и неправедным прибытком, неции от окрест обители твоея живущих нападоша на тя, из царствующаго града возвращающагося, мняще дары царския похитити. Посрамишася же во злом своем уповании, точию суму странническу обретоша при тебе пролившии кровь твою; ты же в конец жития страдальческою кончиною украсился еси и возшел еси на Небеса с победною песнию: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В связи с непостоянством стояла в характере о. Макария нетерпеливость. Впрочем, она проявлялась только тогда, когда приходилось ожидать окончательного решения ο месте деятельности. Так было в Костроме пред отставкой, в Тобольске, на Алтае – после подачи отзыва в 1836 г., по возвращении на Алтай, когда опять возник вопрос об его переводе в иркутскую миссию. Вот что, напр., писал о. Макарий кн. Трубецкой 30 янв. 1837 г.: «Нетерпение и желание – скорее получить решительное указание на один путь не редко повергает меня искушениям, от которых страдает самая должность» (103; ср. 59, 282, 468). Но когда дело касалось обид от людей, неблагоприятных обстоятельств, тягостей службы, недомоганий, то тут о. Макарий и сам терпел и другим велел. «Терпите, писал он иером. Анастасию. – В терпении спасетесь и сами, и многие души ко Христу приведете» (321, 408, 409), ибо «страдания суть благословения Нового Завета» (42, 431, 436). «Терновый венец, говорил он Непряхиной, драгоценнее всех венцов царских»... Уже сказано было о той буре плотских страстей, которая одолевала о. Макария во дни его юности. Для победы над ними он, после колебаний между женитьбой и пострижением, принял монашество. Но и после того испытывал борения плоти 196 ... За то искушенный сам, он мог помогать и искушаемым. Из переписки его с Непряхиной видно, что в нем и сама она и другие нашли опытного руководителя в борьбе с плотской похотью. В своих Записках архим. Макарий обращается к родителям с таким наставлением: «Берегите детей! Не презирайте детей! Удаляйте от сближения полы и в детстве! Ставить детей на исповеди по паре вдруг и более значило бы оставлять без осмотра столь многие сокровенные и открытые входы для греха и диавола в жизнь человеческую» (май 1831 г.). Сулоцкий передавал, что ему о. Макарий советовал или в монахи идти или – жениться (ср. Миссионер, 1879, 185). Брак он высоко ценил. Несколько страниц его писем посвящено выяснению его значения и семейных отношений супругов и родителей и детей (83, 84, 86–88, 268, 271, 494).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее (U ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (U ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

http://pravicon.com/info-1748

Достоевский оставил, пожалуй, самое проникновенные слова о «Дон Кихоте»: «Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек…» «Эту самую грустную из книг не забудет взять с собою человек на последний суд Божий. Он укажет на сообщенную в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества». Сервантес, с одной стороны видевший мучения сотен пленных христиан и воевавший под знаменем Христа, а с другой – знавший в подробностях об ужасах костров инквизиции, не мог не задуматься о сущности человека. Безусловно, донкихоты – все те, кто во имя Христа отправлялся с миссией в самые неизвестные уголки земного шара, дабы нести свет веры. Но разве не донкихоты – инквизиторы, которые довели свои идеалы до противоположности Евангелию. А французские, русские революционеры, Че Гевара, Кастро – не провозглашали они идеи добра и справедливости?! М.Петрашевский, например, читал на собраниях своего кружка лично им написанное «Введение к «Дон Кихоту», да и в методах его деятельности было немало сходного с безумным идальго: чтение дворникам лекций о фурьеризме, о «равноправии их с господами». Но в рамках своих земных координат мы видим каждого человека буквально со своей точки зрения. И на другую «точку обзора» встать не можем. А Дон Кихот показан словно вне точки зрения – в совокупности помыслов и дел – таким, какой он есть. Жалким и величественным, мудрым и безумным, сильным и лишенным сил. А таким человека может увидеть только Бог. Поэтому Достоевский и говорил о «тайне человека и человечества». Тайна эта – роковое несоответствие намерений и дел. Вечная борьба с мельницами и выдуманными волшебниками. Иллюстрация Анастасии Архиповой Если честно читать «Дон Кихота», невозможно в образе безумного идальго не увидеть себя. Да, я также ставлю перед собой благие цели, пытаюсь идти к ним добрыми поступками, но из десяти дел, положенных в свою «копилочку», едва ли найдется одно, достойное выстоять на Страшном суде.

http://pravmir.ru/bezumstvo-dobryih-pamy...

В 1894 г. исправлены и покрыты железом верхняя часть северной ограды и восточная от северо-восточного угла до казначейского корпуса. Сверх того, при иг. Евпраксии в 1889–91 гг. ремонтирована большая часть жилых келий для сестер. В 1891 г. в больничном корпусе устроена вместо прежней новая механическая печь, и ремонтирована кровля на монастырской часовне Спасителя – близь городского сада. В 1892 г. на монастырском конном дворе вне ограды построен деревянный двухэтажный крытый железом дом для помещения рабочих и заведующих двором сестер. В том же году с монастырского каменного дома (также вне ограды) снят мезонин, и вместо тесовой крыши устроена железная, равно и на каменном флигеле; пристроена двухэтажная деревянная кухня. В 1893 г. монастырский дом капитально ремонтирован и на дворе закончены постройкою (начатый в 1892 г.) деревянный конюшенный сарай, крытый железом, и баня (стоимостью до 5,000 р.). Тогда же ремонтирован (стоимостью до 1,200 р.) трапезный корпус: полы, потолки, переборки, рамы, двери, лестницы вновь исправлены, оштукатурены и окрашены. В Крестовоздвиженском монастыре в 1889 г. ремонтировано в каменном богадельном корпусе помещение для престарелых монахинь и послушниц; в дортуарах училищного корпуса обшиты тесом стены и потолки и по обширности палат в средине для поддержки потолка поставлено несколько колонн. В 1890 г. заново ремонтировано здание лечебницы внутри и снаружи; железная крыша богадельни и кладовых окрашена масляною краскою. В 1891 г. в старых каменных стенах бывшей прачешной и бани устроен скотный двор и в связи с ним деревянный двухэтажный флигель для помещения сестер трудящихся в этом послушании. В 1892 г. фундаментально ремонтирован деревянный училищный корпус снаружи и внутри, на что израсходовано 2,239 р. с. В 1893 г. корпус заново окрашен внутри и снаружи; стены оклеены обоями; еще устроена новая деревянная кухня и капитально ремонтированы каменная баня и прачешная. Сверх этого, благопопечительное внимание иг. Евпраксии обращено было и на загородные монастырские пустыни, в которых ею произведены следующее наиболее выдающееся постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и т. под. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви: разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»... На этом докладе Государь Император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и Я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно». Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии иг. Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя её деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром иг. Мария с трудом перенесла постигшую её в том же году тяжкую болезнь. Во второй половике 1888 г. она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась притом в столь сильной степени, что положение игуменьи признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась как истинная христианка к отшествию в другой мир; почила о Господе во 2-м часу утра 29 января 1889 г. Тело её положено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха и здесь над прахом её воздвигнут мраморный памятник. Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна её деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из этой краткой истории монастырского училища нельзя не видеть, что расширение и видоизменение круга учебных занятий в училище было первоначально вызвано семейным бесприютным положением учениц, впоследствии же обусловливалось особенным назначением этого училища – дать воспитанницам полезное для общества фельдшерское образование, обеспечивающее их положение в жизни. Но с расширением учебного курса естественно увеличились и расходы на монастырское училище, которое не могло не терпеть нужды в денежных средствах, пока не было поставлено на более твердую почву в отношении материального обеспечения. Так в виду отсутствия епархиального женского училища в г. Костроме с разрешения еп. Платона ежегодно из сумм епархиального попечительства отпускалось по 45 руб. на содержание воспитанницы, а с 1879 г. постановлено отпускать по 2,000 руб. на содержание 20 девочек из беднейших семейств местного духовенства. Количество всех воспитанниц в училище было в разные годы неодинаково, между прочим в 1892 г. состояло 59: из них живущих в училище 36, приходящих 23; из общего числа их 24 стипендиатки попечительства, 24 своекоштных и 11 содержались и обучались бесплатно. Что касается состоящего при Крестовоздвиженском монастыре санитарного учреждения, то на содержание его, по соизволению Августейшей его основательницы, отпускается (с 1879 г.) из управления Российского общества Красного Креста ежегодно пособие монастырю по 2,700 руб.; из них 1,200 руб. определены на жалование состоящему при лечебнице старшему врачу и 1,500 р. на медикаменты и иные расходы по лечебнице. Первоначально лечебницы иногда получали сторонние воспособления к средствам содержания от монастыря; так в течение первых двух лет со времени открытия двух первых лечебниц поступило пожертвований от разных лиц 5,859 руб. 76 коп. Между тем на монастырские средства в 1874 г. совершены перестройки корпусов для более удобных в них помещений для больных и служащих им, обзаведение лечебниц потребным бельем, мебелью, посудой и т. д., постройка аптеки и др. Оставляя в стороне обозрение различных источников содержания монастырских благотворительных учреждений за все годы их существования, мы упомянем здесь лишь о том, что в 1892 г. на приходе сумм состояло 11,741 руб. 60 коп., а именно: 2,700 руб. из главного управления Российского общества Красного Креста, 2,045 р. из епархиального попечительства: 950 р. от взноса своекоштных воспитанниц; 186 руб. 25 коп. процентов с капитала в 3,800 руб., положенного в пользу сельских лечебниц и училищ, и перечислено монастырских неокладных сумм 5,890 руб. 35 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Для приходящих в дни приема больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается чтение пред Животворящим Крестом из св. Евангелия; также прочитываются акафисты и каноны. Необразованный, но верующий простой народ с благоговением, нередко со слезами умиления, внимает этим душеполезным чтениям и называет монастырские лечебницы духовными врачебницами. «Придешь полечиться от недуга, говорят врачуемые, а полечишь и душу». Тут же в высокоторжественные дни возносятся молитвы о здравии Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Государя Наследника, а также молитвы о упокоении Государей Императоров Александра Николаевича и Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Александровны. Такое ведение дела влияет особенным образом на преданное своему Государю население и внушает чувство полного доверия к подаваемой помощи. Нельзя здесь не сказать и о том, что монастырские сельские учреждения не только дают возможность крестьянам получать просвещение чрез школы и сближаться с лицами образованными и доступными, которые со всею преданностью учебно-благотворительному делу подвизаются на этом благородном поприще из чувства любви к Богу и ближним, но и весьма благотворно действуют на нравственность и даже на внешний быт местного населения, которое, напр., в Назаретской пустыни, перенимая различные способы и приемы в образцовом монастырском хозяйстве, улучшает свое хозяйство и заметно выделяется от других крестьян благоустройством своих жилищ и нравственностью. И доселе многополезная благотворительная деятельность Богоявленской обители в служении простому народу выражается во врачебном пособии, оказываемом в четырех врачебных пунктах Костром. губернии, также в образовании сестер милосердия Красного Креста и в распространении просвещения в народе при помощи учрежденных монастырем трех народных школ в глухих местностях, а со стороны уже подготовленных сестер милосердия – в уходе за больными в госпиталях и больницах заразных губерний, 59 а также в обучении детей в качестве домашних учительниц и учительниц народных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Ист.: ИИМК РАН. Фототека; РГИА. Ф. 1488. Оп. 2. Д. 265; ПСРЛ. Т. 5. Стб. 199; Т. 15. Стб. 486; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Костромская земля: Краевед. альманах. Кострома, 1999. Вып. 4. С. 68-78; Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 271, 284. Лит.: Островский П. Ф., прот. Ист. описание Костромского Успенского кафедр. собора. М., 1855; Максимов С. В. Авраамиев монастырь и г. Чухлома//Живописный сб. СПб., 1858. 1-2. С. 22-25; Разумовский М. А. Чухломский Преображенский собор//Костромские ГВ. 1858. 16. С. 159-160; Чухломский Авраамиев Городецкий мон-рь. Кострома, 1859; Беляев И., свящ. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895; Сырцов И. Я., прот. Древние памятники самозащиты и благочестия г. Солигалича. Кострома, 1899; Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 12; А. С. Из архива ИАК: 3: Костромская губ. (с 196 рис.)//ИИАК. 1909. Вып. 31. С. 67-296; Титов А. А. Летопись Костромского Богоявленского мон-ря. М., 1909; он же. Летописец Воскресенского мон-ря, что у Соли Галичской//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 39-48; Краткие стат. сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911; Лукомский Г. К. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы//Старые годы. СПб., 1913. Янв. С. 21-41; он же. Старинные церкви Костромской губ. Пг., 1916; Лукомский В. К., Лукомский Г. К. Кострома: Ист. очерк и описание памятников худож. старины. Кострома, 1913; Иванов В. Н., Фехнер М. В. Кострома. М., 1955; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971; Кудряшов Е. В. К вопросу о первоначальных формах Успенского собора в Костроме//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 146-150; он же. Костромское каменное зодчество XVII в.: Его особенности и пути развития: Дис. М., 1975; он же. Солигалич. Кострома, 1987; он же. Худож. культура Костромского края XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010