Доселе считавшийся богатым, 14 благоустроенным и украшенным, он в XVIII в. постепенно стал доходить до полного упадка и даже нищеты, чему способствовал целый ряд последовавших от правительства распоряжений. Еще в 1694 г. велено было собрать по гривне с двора в монастырских имениях Костромского уезда. После того, как Петр I указом в декабре 1701 года повелел «монахам не владеть вотчинами не ради разорения, но лучшего ради исполнения монашеского обещания», все архиерейские и монастырские вотчины и угодья были переписаны с целью лишить духовное сословие, а особенно монашествующих возможности употреблять монастырское имущество по своему произволу и затем отданы на откуп. Тот же государь приказал «равное даяние учинити яко начальным, тако и подначальным по 10 р. денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их, а собирати с вотчин всякие доходы в монастырский приказ», состоявший из светских лиц. В 1705 г. повелено уменьшить монахам дачу вдвое по 5 р. денег и по 5 четвертей хлеба с готовыми дровами. В 1710 г. на содержание определенных в Богоявленском монастыре 50 братий велено выдавать 250 четвертей хлеба, да на 32 слуг и служителей 192 четверти, итого 442 четверти; кроме того на жалованье денежное из продажи остального хлеба выручать 136 руб. 96¾ к. В 1723 г. вышло распоряжение «никого вновь не постригать, а на убылыя места монахов определять отставных солдат, которых довольствовать денежным и хлебным окладом из тех доходов, какие определены на монахов. Если где тем оставшимся числом солдат довольствоваться нельзя, то у наличных монахов убавить их жалованье, чтобы как солдатам, так и монахам жалованье было ровное». По учреждении в 1724 г. Св. Синода вместо монастырского приказа была учреждена камер-контора синодального правительства, – но монахи остались при прежнем жалованье. Теперь монастырям даны были приходорасходные книги для записи всех их доходов и расходов, которые в конце года представлялись в Синод; все же остатки велено было сберегать впредь до востребования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

Скачать epub pdf 75. Дмитрий Юрьевич (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий сын Юрия Дмитриевича, князя звенигородского и галицкого (см. 194), от брака с Анастасией Юрьевной, княжной смоленской. Родился в Звенигороде около 1403 г.; поссорившись с великим князем Василием III (см. 44), двоюродным братом своим, на свадебном пиру последнего, воевал против него и победоносно вступил с отцом в Москву, из которой после собственноручного, обще с братом Василием Косым, убийства отцовского боярина (Морозова) бежал от гнева родительского в Галич, а потом с тем же Василием Косым разбил великокняжеские полки на р. Куси в 1433 г.; по соединении с отцом на Белоозере участвовал в разбитии самого великого князя в пределах области Ростовской, и снова вступил с отцом в Москву, откуда по смерти отца выгнал своего же брата Василия Косого, за что получил от великого князя Углич и Ржев и 1434 г.; вероломно схвачен, закован и послан в Коломну великим князем, которого приехал звать к себе на свадьбу, но, по ослеплении Василием III старшего Юрьевича – Василия Косого, освобожден и отпущен в свой удел в 1436 г.; быв послан выгнать из Белева татарского царя Ахмета, там засевшего, сам со всею предводимою им ратью бежал оттуда, поражаемый вслед, в 1439 г.; возобновил дружественный договор с великим князем в 1440 г.; по слухам о приближении рати московской к Угличу, бежал в Новгород, собрал там дружину, с нею внезапно подступил к Москве, но опять примирился с великим князем в 1441 г.; ходил в полках московских к Нижнему и Мурому, на Улу-Махмета, царя казанского, а по взятии великого князя в плен татарами вел с ними же переговоры о вокняжении себя на место Василия III в 1445 г.; увидев Василия освобожденным из плена, схватил его в Троице-Сергиевом монастыре, ослепил 16 февраля в Москве, отправил в Углич, потом в Вологду, и объявил себя великим князем, но, вскоре же, должен был выступить против Василия, друзья которого искусно захватили Москву без боя ночью на 25 декабря 1446 г.; вынужденный бежать в Галич, Чухлому, Каргополь, молил о прощении и, получив его, клялся страшными клятвами в верности Василию в 1447 г.; внезапно осадил Кострому, но отражен верными Москве воеводами в 1449 г.; наголову разбит самим Василием в последней междоусобной битве князей русских под Галичем 27 января и бежал к новгородцам, с помощью которых взял Устюг 23 июня 1450 г.; угрожаемый Василием и на Устюге, бежал далее, в область Двинскую, откуда с трудом пробрался в Новгород в 1452 г., и тут, отравленный московскими подсыльными, умер 18 июля 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Мне вдруг стало значительно легче – при мне осталась только годовалая дочка, да и та рвалась в эту шумную компанию. Правда, раз они пришли к нам в полном составе. Торжественно принесли жирную мохнатую гусеницу на палочке и предложили погладить. Коричневая с желтыми подпалинами гусеница замерла неподвижно, а над ней, шумно сопя, склонились четыре светловолосых, пропахшим костром головы… О практичности Здоровее, чем в лесу, я своих детей не видела Всё это романтика, конечно. В хорошем смысле романтика – настоящая, лесная, туристическая. А если говорить о практической стороне вопроса – насколько трудно с маленькими детьми в лесу? Что важно? Что необходимо знать? «Мама, я так Божий мир люблю!» А вверху, в небе – острый журавлиный клинышек Мы уезжали в дождь. Над рекой и бором висела серая завеса, временами налетал ветер, и с веток срывались капли. Мне было грустно, дети же весело шлепали сапогами по лужам. Для них всё в радость – приезд и отъезд, лес и город, дождь и солнце – главное, чтобы рядом были родители. Мне кажется, это важно. Не строить жизнь вокруг детей, а включать их в свою, показывать им любимое, вести за руку по своему заповедному лесу, к своему любимому одинокому храму. Говорить с ними. Радоваться, молчать, смотреть на журавлей и читать стихи, не отгораживая их стеной специальных, для них придуманных трудов и развлечений. Ведь семья – это когда вот, по лесной тропинке, держа в руке теплую маленькую ладошку, можно даже молча. И вдруг – неожиданное: «Мама, я так Божий мир люблю!» А вверху, в небе – острый журавлиный клинышек. Рейтинг: 10 Голосов: 1111 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина (И.) 16 ноября 2018, 09:03 Анастасия15 ноября 2018.Я бы не сказала, что в глухих лесных местах костер- только символ.Безопасный костер! И если в моем детстве природа в горах и лесах представляла собой первозданную Божию красоту, то сейчас она повсеместно осквернена варварским отношением к ней людей.Даже в далеких глухих местах можно встретить ужасающие следы человеческой цивилизации, оставленные поистине безбожными туристами-охотниками, рыболовами и просто романтиками, заботящимися только о себе.Никого не хочу обидеть. Дай Бог всем радости пребывания на природе и общения с Богом. " Ибо невидимое Его,вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны " (Рим. 1,20).

http://pravoslavie.ru/117202.html

В конкурсной программе кинофестиваля приняли участие более 200 творческих работ из 48 городов 28 регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Фильмы-призеры II кинофестиваля были представлены участникам церковно-общественного форума, посвященного празднованию 625-летия победы на Куликовом поле, который 5 октября 2005 года проходил в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В рамках кинофестиваля прошли духовно-просветительские чтения и мастер-классы режиссерского искусства, фотоконкурс «Счастье в семье», конкурс рассказов-эссе «О семье», конкурс социальной рекламы, конкурс песни, презентация книги М.Г. Жуковой «Маршал Жуков мой отец», концерт архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы под управлением заслуженного деятеля искусств России, члена жюри кинофестиваля О.Н. Овчинникова. III Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» проходил с 27 по 30 сентября 2006 года. Для участия в кинофестивале подано около 500 заявок, представлено более 700 творческих работ из 73 городов России и стран СНГ (Армении, Беларуси, Казахстана, Латвии, Украины). В работе кинофорума приняли участие многие видные деятели культуры и искусства, известные кинематографисты, представители политических и общественных организаций России. Общее число участников кинофестиваля — 300 человек. Жюри III кинофестиваля возглавил проректор ПСТГУ протоиерей Димитрий Смирнов и народный артист СССР А.Я. Михайлов. В рамках кинофестиваля состоялись презентации нового популярного журнала «Семья России», книги Т.Д. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным», социального проекта «Демография и нравственность», прошли концерты Государственного Академического оркестра «БОЯН» (г. Москва), Национального балета «Кострома», народного артиста СССР А.Ф. Ведерникова. В дни работы форума в кинотеатрах Костромы и Костромской области был организован показ фильмов-призеров фестиваля. В общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведениях прошли встречи учащейся молодежи с членами жюри и участниками кинофорума.

http://patriarchia.ru/db/text/148525.htm...

Прежде всего Исаак Голощекин отделил у них головы. Выше уже упоминалось о тех слухах, которые распространились в Москве в среде советских деятелей с приездом туда после убийства Исаака Голощекина и в связи с привозом им Янкелю Свердлову каких-то тяжелых, не по объему, трех ящиков. Что в этом отношении говорят исследования на месте? Прежде всего найденные кусочки шейных шнурков и цепочек носят следы порезов их, что могло произойти при отделении голов от тел режущим или рубящим оружием. Далее, при операции отделения голов с тел катились порядочные по величине и весу фарфоровые иконки; их швырнули далеко в траву котлована, влево от шахты 7, и в костре они не были. Наконец, зубы горят хуже всего; между тем при всей тщательности розысков нигде, ни в кострах, ни в почве, ни в засыпке шахты ни одного зуба не найдено. По мнению комиссии, головы Членов Царской Семьи и убитых вместе с Ними приближенных были заспиртованы в трех доставленных в лес железных бочках, упакованы в деревянные ящики и отвезены Исааком Голощекиным в Москву Янкелю Свердлову в качестве безусловного подтверждения, что указание изуверов центра в точности выполнены изуверами на месте. По отделении голов для большего удобства сжигания тела разрубались топорами на куски. Тела рубились одетыми. Только таким изуверством над телами можно объяснить находку обожженных костей и драгоценностей со следами порубки, а драгоценные камни — раздробленными. После этого тела обливались керосином, а возможно и кислотой, и сжигались вместе с одеждой на двух кострах. Костер у шахты, по окончании операции, был раскидан; костер же у Старой березы не трогали. При детальном изучении вещей, найденных в районах того и другого костров, устанавливается следующая подробность: в районе костра Старой березы все найденные предметы относятся лишь к предметам одежды и при этом одежды более простого, дешевого качества. Все же остатки драгоценностей, вещей, принадлежавших собственно Членам Царской Семьи и доктору Боткину, равно и остатки предметов одежды и белья лучшего и заграничного производства были найдены в районе разбросанного Исааком Голощекиным костра, у шахты 7 и на глиняной площадке. Отсюда можно сделать предположительный вывод, что тела Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии Николаевен и доктора Боткина были сожжены на костре у шахты, а на костре у Старой березы сожгли тела Анны Демидовой, камердинера Труппа и повара Харитонова.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Около обители инокини Маланьи группировались и другие друзья Аввакума из среды морозовского круга. В числе их следует упомянуть племянниц Морозовой, княжон Анастасию и Евдокию Урусовых; некоего Бориса, одного из редких представителей боярства, оставшихся верными старому обряду; Ксению Ивановну, бывшую казначею Морозовой и ее брата Игнатия; Марию и Андрея, сестру и брата Исайи (погибшего на костре дворецкого Салтыковых) и вышеназванную Маремьяну Феодоровну. Было среди них и много других из числа той»всей тысящи«, о которой пишет Аввакум 782 , но имена их и положение теперь уже очень трудно установить. Одним из важных районов для постоянного или временного исхода из Москвы, видимо, было Пошехонье, область к северу от Волги, в пределах бывшей Костромской губернии. Известный старообрядческий деятель того времени Евфросин, основатель Курженской пустыни, которого некоторые исследователи смешивают с умершим в 1660-х годах другим иноком Евфросином, другом старца Епифания, соузника Аввакума 785 , пишет, что в пошехонских пределах около города Романова сожглись две инокини из морозовской обители, что там проживала преданная Аввакуму Маремьяна Феодоровна и что там бывала и сама Морозова со своей сестрой княгиней Урусовой. Так как Евфросин говорит, что Морозова пришла в ужас от картины обгоревших трупов участников гарей, можно думать, что он упоминает о самосжиганиях конца 1665 года, о которых писали в своих донесениях воевода С. А. Зубов и другие участники экспедиции 1665 года против " лесных старцев», или даже о более ранних гарях, оставшихся неизвестными историкам. Уже сам факт этой карательной экспедиции 1665 года в Пошехонье 786 показывает, что апокалиптические проповеди " лесных старцев» вносили большое смущение в умы тамошнего населения и, вероятно, вели к широкому распространению самоубийственных смертей. Там же, в Пошехонье, в 1670-х годах организовывал своих последователей и распространял письма Аввакума, в которых последний хвалил самосожжения, и самый любимый из находившихся еще на воле учеников Аввакума, вышеупомянутый Симеон Крашенинников, ставший в 1670-х годах игуменом Сергием 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Ещё раз огромное спасибо читателям! Марине Куфиной(которая все мои статьи читает и неизменно поддерживает!), Ирине, Ольге, С.С., Дарье, Виктору Пименову, Наталие, Льву Гавриленко, Марии, Тамаре, Григорию, Сергию из Костромы, Татьяне, Константину Добровольскому, Людмиле, Несчастной, Алексу, Екатерине, Наталье, Елене, Татиане, Сергею, Юле, Инне, Ольге, Ларисе, Анастасии, Иоанне, Софии, Павлу З., Елене, Галине И. (за очень важную тему), Диме, И Р (иоанну) и всем тем, кто прочитал статью. Очень жаль, что здесь нет возможности ответить каждому лично. Екатерина 18 апреля 2016, 14:20 В дополнение к моему предыдущему комментарию, хотелось бы ответить и на Вашу статью «Непарадный автопортрет». Как я поняла, я примерно одного возраста с Вашим старшим сыном (мне 30 лет). Дети возвращаются к родителям после бурного подросткового периода, когда у них самих появляются дети. Тогда всё становится на места, и приходит понимание, как нам дороги родители, и что они нам дали, как «всю свою яркую молодость себе в чем-то отказывали, никогда не принадлежали себе, ни минуточки не испытывали целительного одиночества. Вы всё время были настороже, наготове, чтобы вовремя подставить плечо, поддержать, вылечить, научить и пожалеть». Спасибо, Вам за эти слова! Пишите, пожалуйста, больше! Будем ждать Ваших новых статей. Екатерина 18 апреля 2016, 13:59 Спаси Вас Господи, Юлия, и Вашу семью! Хочется отвечать Вам на статьи, т.к. Вы сами равнодушной к читателям не остаётесь и отвечаете на комментарии. Вы правы, обвинять во всём своих родителей, не покрывать их наготу по примеру Хама, сейчас очень модно. Я сама обвиняла своих горячо любимых теперь родителей в трудностях своего характера и во всех своих грехах. Сейчас с воцерковлением, осталась только боль за них, что они не живут с Богом, не общаются с Ним, не имеют живой и целительной веры… Осталось понимание, что и Сам Господь не может привести их к Себе, если они сами того не захотят, ведь Он дал нам свободу «разумети доброе и лукавое» (Быт.3:22). Раньше я настойчиво пыталась приобщить их к Церкви, к Таинствам, но теперь только молюсь за них, чтобы Господь покрыл их немощи и они сами открыли Ему дверь своего сердца. Ведь как мы знаем ручка от этой двери только с нашей стороны, а Он стоит у двери и стучит и ждёт нас: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

http://pravoslavie.ru/92264.html

Ольга 20 января 2022, 21:35 Батюшка, спасибо Вам, что подняли эту страшную тему! Согласна с каждым Вашим словом! Как страшно оказаться на месте свидетеля, упаси Господи! Где взять мужества поступить правильно, не смалодушничать?.. Помоги нам всем Господь... Мария 20 января 2022, 19:00 Конечно, общество надо призывать быть не равнодушным. Но подобные преступления надо останавливать законами, иначе просто " поговорили и разошлись " . Я писала ранее о необходимости законов о запрете оставления маленьких детей одних не с целью обвинить маму девочки сейчас, но, если бы, был принят закон запрещающий оставить ребенка одного даже на минуту, до общества бы этот закон довели наглядно, то да, мама бы пошла под суд, потом другие родители бы побоялись оставить ребенка одного и маньякам станет непросто. Плюс, конечно, нужно заниматься профилактикой педофилии и хорошо контролировать тех, кто уже ее проявил. Это серьезная работа для власти и деньги на это выделять нужно. Анастасия 20 января 2022, 13:53 На тему последнего комментария, Андрей 20 января 2022,считаю,что Вы абсолютно правильно поступили! Лучше убедиться, что всё в порядке, чем пройти мимо и случится трагедия! Сейчас такое время. Алла 20 января 2022, 13:48 Андрей, я думаю, что этот мужчина вам только благодарен за бдительность. Он ведь тоже новости читает, и догадывается, почему вы так сделали. Андрей 20 января 2022, 10:30 Вот сегодня со мной был случай. По дороге на работу я услышал страшный детский крик. Мужик запихивал отчаянно отбивающегося и голосящего ребенка в машину. Ребенок во все горло кричал " отпусти меня " , " папа " , " мама " и др. Вмешиваться не хотелось, но я все-таки заставил себя подойти и поинтересоваться, все ли в порядке. Оказалось, это отец везет сына в детский сад. Сейчас мне стыдно за то, что я предположил в человеке плохое. Это к тому, что не все так просто и однозначно, как написал автор в статьях. Не всегда нежелание вмешиваться - признак равнодушия. И по поведению ребенка тоже нельзя сказать: вот это его похищают, или он просто не хочет в детский сад. Знаю это сам, как отец.

http://pravoslavie.ru/143970.html

Поэтому по воцарении Императрицы Елизаветы поданы были ей многие жалобы на коллегию экономии и вот по закрытии её в 1744 году для заведования имениями монастырей учреждена при Св. Синоде канцелярия экономии. Об имущественном состоянии Богоявленского монастыря в эти переходные времена можно отчасти сделать представление на основании донесения архим. Феодосия, от 6 мая 1749 года. Отсюда видно, что в имениях этого монастыря высеяно было хлеба 351 четверть 1 мера; из сих ржи 148 четвертей 4 четверика, пшеницы 5 четвертей, ячменя 9 четвертей, овса 188 четвертей 5 четвериков. Получено сверх семян 311 четвертей, в том числе ржи 150 четвертей 6 мер; пшеницы 2 четверти 6 мер; овса 155 четвертей 4 меры. А в 1747 г. посеяно было овса 252 четверти, пшеницы 11 четвертей, ячменя 21 четверть, ржи 155 четвертей итого 437 четвертей. Собрано кроме семян ржи 214 четвертей, овса 231 четверть 4 меры, пшеницы 12 четвертей 7 мер, ячменя 21 четверть 6 мер, итого 401 четверть и 1 мера. Что же касается денежных доходов монастыря и эти времена, то о количестве их можно судить по следующей ведомости казначея Пафнутия. В 1755 г. с января по июль за прошедший год собрано доимочных 455 р. и еще следовало добрать 574 р.; за 1755 год собрано 178 р., израсходовано 196 руб. В 1757 г. управление монастырскими вотчинами поручено отставным штаб и обер-офицерам; деревни переложены на помещичьи оклады; на монастырских крестьян наложен был рублевый оклад на человека. Затем по краткосрочном предоставлении по указу Екатерины II, от 12 августа 1762 г., духовным властям заведовать церковными имениями, учрежденная ею же особая комиссия для рассуждения о церковных имуществах выработала проект об отобрании их в ведение коллегии экономии и назначении монастырям денежного оклада. В 1764 г. последовало Высочайшее утверждение этого проекта, причем велено было представить опись монастырских имений. По этой описи с 4581 крестьян, числившихся за Богоявленским монастырем, собиралось оброку за исключением подушных, плаченных в прежде бывшую канцелярию экономического правления, деньгами 1,439 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010