Именно там, по рассказам о св. князе Владимире, произошли основные события, непосредственно связанные с официальным крещением великого князя киевского. Именно корсунянина Анастаса предание называет первым «княжеским протопопом» в Десятинной церкви в Киеве. А новгородским епископом во времена князя Владимира назван тоже корсунянин Иоанн. Под 991 г. «Летопись новгородских владык» называет первым новгородским епископом, присланным патриархом Фотием, Иоакима (Якима) Корсунянина. Херсонес Таврический (Корсунь). «Базилика в базилике». VI–XIV вв. Общий вид Херсонеса О том, что Херсон является также важнейшим торговым центром в истории русско-греческих экономических связей, свидетельствует уже в середине X в. византийский император Константин Багрянородный. Роль византийских колоний Крыма в становлении и развитии связей греческой культуры с Русью хорошо понятна и объяснима: ведь именно здесь пересекались пути встречи цивилизаций со времен эллинскоскифских контактов. Здесь же состоялось и первое знакомство византийцев с Русью. С установлением русско-византийских контактов связано оживление центра русско-греческих связей в Нижнем Подунавье. Судя по «Повести временных лет», во второй половине X в. в Переяславце русско-греческое общение было явлением повседневной экономической жизни. Наконец, еще одним центром таких связей была Фессалоника, или Солунь в славянской традиции (совр. Салоники), куда на ярмарку Димитрия Солунского спешили, как рассказывается в византийской сатире XII вв. «Тимарион», купцы с северных берегов Эвксинского Понта. Поддерживали в XII – начале XIII в. отношения с Солунью и русские великие князья. 61 Херсонес Таврический (Корсунь). «Базилика у собора». VI–XIV вв. Херсонес Таврический (Корсунь) «Башня Зинона» V–X вв. Херсонес Таврический (Корсунь). «Базилика в базилике». X/XI–XIV вв. Фессалоника (Солунь). Собор св. Дмитрия Солунского В ходе взаимных контактов формировались и развивались взаимные представления друг о друге – византийцев о Руси и русских о греках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ступино. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Среднем. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь была построена в 1819 году тщанием помещика сельца Образцова поручика Василия Григорьевича Карпова и Московского купца Михея Фёдоровича Бобкова «при пособии прихожан и добрых дателей». Поначалу в церкви было два придела, центральный - в честь Тивинской иконы, и придел в честь великомученика Димитрия Солунского. В середине 19-го века возникла необходимость расширить церковь. По этому поводу священник Федор Марков обратился с прошением к святителю Филарету Московскому с просьбой о благословении на расширение церкви. В прошении, в частности он писал: «Каменная холодная церковь Тихвинской Божией Матери …имеет при себе холодную трапезу для посещения многолюдного прихода весьма тесную… желаем распространить оную трапезу на 6 аршин с каждой стороны с помещением в ней двух пределов».Деньги на строительство предлагалось потратить из церковных сумм (3301 рублей серебром). Благословение на начало работ было дано святителем Филаретом 26 июля 1862. После этого были проведены работы, и храм был перестроен. В новой теплой трапезной церкви были устроены два придела: в честь великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1901 году в храме был проведен ремонт. Был полностью перестроен иконостас. Старый иконостас возведенный в 1819 году был выпуклой формы, и крайне неудобный для совершения службы так как затеснял солею и клиросы. На этот раз новый иконостас был сделан прямой, из-за чего пришлось переносить святой престол ближе к горнему месту. В советский период церковь закрывалась на незначительное время, поэтому не подверглась разграблению и не пострадала. В 1929 году Казённова Анастасия Ивановна, член церковного совета, певчая левого хора ездила в Москву с прошением об открытии церкви и прошение было удовлетворено. Благодаря Казённовой Анастасии храм получил второе рождение и более не закрывался. По сути, он являлся центром церковной жизни Ступинского и Каширского районов в советское время. В настоящее время в церкви ежедневно совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=08222

Священнослужитель Санкт-Петербургской митрополии принял участие в пресс-конференции, посвященной памяти жертв теракта над Синаем 9 июня 2016 г. 14:34 Пресс-конференция, посвященная проведению акции памяти жертв теракта над Синаем «224 дня — 224 судьбы», состоялась 7 июня 2016 года в пресс-центре ТАСС. В пресс-конференции приняли участие клирик Свято-Троицкого Измайловского собора иерей Сергий Кубышкин, председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова, председатель совета фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова и его исполнительный директор Александр Войтенко. Ирина Захарова через журналистов обратилась к общественности города с призывом принять участие в акции 11 июня в память о жертвах теракта 31 октября 2015 года. В этот день исполняется 224 дня с момента трагедии в небе над Синаем, в которой погибли 224 человека. «Поэтому акция и получила название " 224 дня — 224 судьбы " , — пояснила Ирина Евгеньевна. — Мне бы очень хотелось, чтобы память о наших близких жила в сердцах людей, чтобы наша акция прошла сердечно и тепло, чтобы ее посетило как можно больше людей». Иерей Сергий Кубышкин, который в будущем станет настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в Красносельском районе, построенного в память о жертвах трагедии, рассказал о планах строительства. Отец Сергий напомнил, что родственники погибших обратились к властям города с просьбой выделить участок для строительства мемориального комплекса и православного храма великомученика Димитрия Солунского — покровителя всех славянских народов. По последней информации, полученной из городского комитета по градостроительству и архитектуре, предварительно был одобрен земельный участок, расположенный в Красносельском районе на пересечении проспекта Героев и Ленинского проспекта, но окончательного решения по нему еще не принято. Также был проведен предварительный конкурс мемориалов в память о жертвах рейса 9268; несколько отобранных работ будут представлены в городской комитет по градостроительству и архитектуре для дальнейшего конкурса с привлечением профессионального сообщества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

      Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил его в 1744 году. Странник так описал увиденное:         Монастырский собор был восстановлен в 1761-1763 гг. и расписан в 1783 г. Кроме собора, на территории обители находятся еще 7 храмов. Монастырю принадлежат 4 келлии и представительство в Карее. Кроме того, большинство построек в порту Дафни также является собственностью Ксиропотама. В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей.- хранится в алтаре, но просите - и дастся вам -  www.isihazm.ru ... Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией. Сегодня Ксиропотам занимает 8-е место в иерархии афонских монастырей. Сейчас в нем живет около 60 насельников, включая келлиотов.     Крест из Животворящего Древа — дар восстановителя, императора Романа, по хрисовулу февраля 1034 года. крест — дар Пульхерии, с частицами мощей 40 мучеников, её же чаша из яшмы и богослужебная утварь. икона святого Димитрия Солунского, будто бы находившуюся до 1453 года в Софийском храме в Константинополе, резная из зеленого мрамора, с надписью, в которой упомянуты имена Романа и Андроника. мощи: кости рук святого Игнатия Богоносца, Григория Богослова и ног святого Василия Великого, Григория — просветителя Армении, Андрея Критского и святого апостола Варфоломея.     Подробнее:   В обители хранятся святыни: две части честного креста, значительная часть животворящего древа креста Господня с пробитою гвоздем скважиной и другая часть святого креста меньшего размера. Стопа левой ноги святого Прокопия; кость руки преподобного Авксентия; часть локтя священномученика Игнатия Богоносца; часть колена Святителя Василия Великого; правая нога мученика Трифона; часть ноги Святителя Григория; просветителя Армении; перст великомученика Меркурия; частица мощей Святителя Андрея Критского; челюсть преподобномученика Стефана Нового; челюсть преподобного Иоасафа, царевича Индийского; частица одного из десяти мучеников Критских; глава одного из чад святой мученицы Соломонии; частица мощей священномученика Харалампия; великомученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона; мученицы Фотинии Самаряныни; преподобной Анастасии Александрийской; Апостола Варфоломея; преподобного Нила Мироточивого; Святителя Григория Богослова; челюсть Святителя Парфения Лампсакийского; десница мученицы Христины; часть от руки Святителя Иоанна Милостивого; глава преподобномученика Николая Нового; глава преподобномученика Авксентия Нового; часть одежды, облитой кровью и миром великомученика Димитрия Солунского и части сорока мучеников Саватийских. Мантия, подаренная Константином Багрянородным; архиерейский янтарный жезл.

http://isihazm.ru/?id=507&c_pid=2

Не так давно Православное ИА «Русская линия» писало, что на самой вершине Св. Горы идут строительные работы по воссозданию Преображению храма, так вот именно там я и побывал с небольшой экспедицией в середине октября с. г. После небольшого вступления расскажу читателям об этом восхождении на 2050 метровую вершину. Не так давно ко мне обратился мой старый товарищ Олег (я с ним уже 2 раза ходил в Великорецким Крестным ходом) с просьбой помочь в организации восхождения на вершину г. Афон, причем он хотел это сделать 10 октября в память о недавно ушедшем из жизни своем отце. Я позвонил о. Серафиму, который сейчас обустраивает скит в честь св. Симеона Нового Богослова на территории принадлежащей греческому монастырю Афонский монастырь КутлумушКутлумуш, и он милостиво откликнулся на мою просьбу и сказал, что поднимется с нами на Гору и отслужит там Литургию. Все складывалось как нельзя лучше, и я с радостью рассказал об этом Олегу. У нас сформировалась небольшая группа: я, Олег и его родной младший брат Антон. Организационные вопросы я взял на себя, через интернет нашел фирму, ее возглавляет грек Димитрис, и он за относительно небольшие деньги 500 евро с человека нам все организовал в лучшем виде.             В оплаченную «путевку на Афон» входил билет туда и обратно, индивидуальный трансфер на машине представительского класса из аэропорта в Салониках в г. Уранополис, организация визы, обратный трансфер в Салоники с посещением по нашей просьбе могилы Паисия Святогорца и женского монастыря, где покоились до недавнего времени мощи св. вмч. Анастасии Узорешительницы. В стоимость также вошли хорошая гостиница на обратном пути в Салониках, которая находится прямо напротив храма св. вмч. Димитрия Солунского. Итак, все оргвопросы были решены — вылетели мы рано утром в среду, чтобы к 12 дня быть в визовом центре Уранополиса, и чтобы успеть на 12-часовой кораблик на Афон. По плану четверг-пятница уходили на «штурм» св. Горы, суббота — возвращение в Салоники, воскресенье — Литургия в храме св. Димитрия Солунского и в 2 часа дня самолет обратно в Москву. Все было очень сжато, насыщенно и лаконично, но у меня в душе, как у организатора, была какая-то тревога и она, как оказалось, была не безосновательной…

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2000

Он же сказал, что заутро в путь будем отправляться. Однако, 22 числа не отправились. 102. Последний выезд из Святой Горы Афонской 23 числа отправились в путь, в самый тот день, в который освящали соборный русский храм святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. И поехали мы верхами на мулах до града Солуня, сухим путем, на семи мулах с провожатыми. И ехали четыре дни высокими горами и великими лесами, и много миновали сел христианских; и везде нас греки ласково принимали и угощали. 103. Монастырь святой Анастасии Последний день ехали по ровному и чистому полю; в правой руке, недалече, оставался великий греческий монастырь святой Анастасии. 104. Мощи святого Димитрия Солунского На четвертый день к вечеру приехали в славный и великий град Солунь, прямо на Есфигменское монастырское подворье; и проживали в Солуни двои сутки, и много по нему ходили, и много видел я древних зданий; но узнать всего не мог: потому что мало время проживали. Были подле церкви, где почивают мощи святого великомученика Димитрия Солунскаго; ныне она обращена в турецкую мечеть. Вовнутрь зайти не удостоились, и поклониться гробу святого Димитрия не сподобились, потому что не вовремя пришли; а в другое время турки христиан пускают покланяться гробу святого Димитрия. 105. О древнем идольском храме в Солуни Подле общего Афонского подворья есть одна мечеть весьма древняя, круглая, наподобие столба, и весьма великая, со многими комнатами. Сказывали мне монахи, что этот храм выстроен за много лет до Христа. До лет царя Константина великого был идольским храмом, и в нем многие мученики сокрушали идолов. Константин Великий обратил его в христианскую церковь , и освятил во имя святого великомученика Георгия. Потом греческими царями отдан был Афонской Горе, и при нем было Афонское подворье, и всегда проживали при нем афонские отцы, и ежедневно приносили бескровную жертву единому Всевышнему Господу Богу, и существовал даже до взятия турецкого. Турки обратили храм в свою мечеть, которая и доднесь существует; в нее со всех стран поделаны врата, а ныне некоторые закладены.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

архиепископ Анастасий (Яннулатос) Часть I. Византийская эпоха 1. Кирилл и Мефодий – путеводные маяки (1966) В период, когда снова возрождается миссионерское сознание нашей Церкви, изучение дела корифеев византийской миссии Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885) имеет особое значение для нашей правильной ориентации. Хотя времена ныне другие, некоторые основные характеристики их жизни остаются актуальными и достойны особого внимания. 1.1. Осознание великого церковного и исторического долга Эпоха, в которую жили и трудились солунские братья (середина IX в.), была полна волнений. В царствование фанатичного иконоборца императора Феофила (829–842) и особенно после восшествия на патриарший престол в 837 г. его наставника Иоанна Грамматика, весьма деятельной личности, иконоборческая буря снова охватила Византию. Только в 843 г. волнение закончилось: Патриарх Иоанн Грамматик был удален со своей должности, и новый Патриарх Мефодий (843–847) совместно с императрицей Феодорой и логофетом Феоктистом начали трудиться над успокоением страстей. Славянское житие Кирилла описывает спор будущего апостола славян с патриархом-иконоборцем, в котором проявляют себя кругозор и одаренность молодого «философа» 2 (обычно Кирилла называют его мирским именем – Константин). По окончании иконоборчества последовал относительно краткий мирный период. Однако противостояние на патриаршем престоле Игнатия и Фотия создало новую церковную смуту с далеко идущими последствиями. Эта аномалия, как известно, стала поводом для вмешательства Папы Римского Николая, следствием чего стал первый весьма острый конфликт между Восточной и Западной Церковью . В то же время империю периодически беспокоили крупные внешние проблемы, вызванные притеснениями и завоеваниями южных провинций со стороны арабов-мусульман. Константин (Кирилл) имел возможность близко познакомиться с сильным противником, когда император послал его вместе с Грамматиком Георгием в город Самару, севернее Багдада, где пребывал халиф Мутаваккиль (847–861), с ответственным поручением 3 . Позже, вместе с братом Мефодием, он также провел какое-то время рядом с крымскими хазарами 4 , стал свидетелем усиления исламской и иудейской пропаганды и был в состоянии осознать всю полноту проблем, которые сжимались плотным кольцом вокруг Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

область в Малой Азии. это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий, который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях. Муссова находилась во Валахии. святого мученика последовала в 372 г. Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г. проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции). Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы. Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Аристарх, Пуд и Трофим — апостолы из числа 70-ти. находилась на юго-западе Сирии и была расположена на берегу реки Оронта. в Риме — высшее правительственное учреждение, ведавшее все государственные дела. святых апостолов последовала около 65 г. император римский, царствовал с 54 по 68 г. и оставил по себе память как один из самых жестоких преследователей христианства. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии римский Нерон, жестокий гонитель христианства, царствовал с 54 по 68 г. святых мучениц последовала во второй половине I b. Мощи их покоятся в Риме, в храме, построенном в честь Божией Матери Умиротворительницы. Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины император римский, царствовал с 284 по 305 г. в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р. Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого «аквилейского»). Анастасии присвоено наименование «Узорешителницы» потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся «в узах») и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме соборного храма в Григориате есть несколько небольших храмов-параклисов: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святой Анастасии Римляныни, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», великомученика Димитрия Солунского, Всех Святых, преподобного Григория, Всех преподобных отцов Афонских, святителя Спиридона. А также ряд храмов вне обители. В подчинении монастыря – три кафисмы и шесть келий. Среди святынь Григориатской обители – частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Пантанасса» (Всецарица-Путеводительница), пожертвованная обители молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. На этой иконе есть подпись на греческом языке: «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской». Образ Богоматери «Пантанасса» остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. Также почитается образ Богоматери «Галактотрофуса» (Млекопи-тательница). В монастыре имеется еще одна известная икона Божией Матери – «Одигитрия», которая изначально находилась в Ватопеде, но чудесным образом перешла в монастырь Ксенофонт. Решено было оставить ее здесь, из уважения к воле Самой Пресвятой Богородицы. Чтимой иконой Григориатской обители является и образ святителя Николая. В Григориатском монастыре пребывают частицы мощей многих святых: апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеимона, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святителя Николая; священномучеников Харалампия, Игнатия Богоносца; Григория, просветителя Армении, и епископа Иакова, в Персии пострадавшего; мученика Кирика, святителя Нектария Эгинского, преподобных Григория Ктитора и Силуана Афонского, великомученицы Варвары, мучениц Иулитты, Анастасии Римляныни, Фотинии Самарянки и Макрины; святого Дионисия Ареопагита, святителя Григория Назианзина, бессребреников Космы и Дамиана. В монастырской библиотеке хранятся около 297 древних рукописей, из которых 11 писаны на пергаменте. В том числе и одна из древнейших рукописей «Пастыря» Ерма. Кроме того, обитель имеет более 10000 печатных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010