Да не оскорбится твоя память, досточтимый наставник, если я причислю тебя к людям этой второй категории! Со вне в твоей жизни не было ничего необыкновенного: на твою долю не выпало сделать новыя открытия в науке; ты не оставил после себе многотомных трудовъ – этих живых памятников для ученых; твои аудитории не были переполнены слушателями, боявшимися проронить каждое твое слово; но тем не менее, когда тебя не стало, мы сразу почувствовали невознаградимую утрату, незаполнимый пробел и пустоту. В чем же заключаются твои заслуги и твое значение для нас? В тех скрытых внутренних достоинствах, в тех незримых добродетелях, которыя составляют истинное украшение каждого ученого и которыя нашли свое полное воплощение в твоей личности. Эти добродетели – безукоризненная честность и скромность. Да, честность и скромность – вот что заставляло многих преклоняться пред тобою при жизни и что соединило нас всех в чувстве безутешной скорби после твоей смерти! В настоящую минуту, когда мы стоим пред твоим гробом, пред нами невольно возстает твой образ, полный какого-то торжественного величия и невольно вызывает в нашей памяти другие великие образы Голубинских, Горских, Кудрявцевых, которым ты был так близок по духу. Взявши на себя высокое звание профессора, ты всю жизнь служил ему свято. Ты более, чем кто-либо, сознавал всю ответственность твоего поста. Ты знал, что на тебя устремлены тысячи глаз, что каждый твой поступок, каждое твое слово отразится в сотнях молодых сердец и произведет влияние на их характер и миросозерцание. И вот, чтобы быть достойным наставником и руководителем юношества, ты постарался прежде всего выработать себе правильные и ясные взгляды на вещи. Выработав их, ты уже не отступал от них во всю жизнь. Так называемое приспособление к среде было чуждо тебе. Ты всегда и везде был один и тот же. Это все знали и ценили в тебе. Тот же высокий взгляд на свое звание заставлял тебя всегда с строгою серьезностью относиться к твоим непосредственным обязанностямъ – обязанностям учителя. Аудитория была для тебя святилищем, кафедра – истинным научным трибуналом. Посещая твои лекции на самых первых порах по поступлении в академию, когда мы так глубоко благоговели пред профессорами и каждую высказанную ими мысль считали чуть не за откровение свыше, мы никогда не слышали из твоих уст ни одного легкомысленного слова, разсчитанного на эффект; мы слышали лишь голос науки серьезный, правдивый и искренний. Всегда глубокомысленныя и тщательно отделанныя, полныя здравой критики и красивых образов, твои чтения производили неизгладимое впечатление и могли быть названы образцовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

За всю жизнь им было написано несколько сотен книг и статей; составлены новые богослужебные тексты и сделаны переводы церковных служб с других языков на церковнославянский язык. После его смерти осталось большое эпистолярное наследие и мемуары, связанные с дореволюционной Россией и жизнью русских в эмиграции.  Иван Алексеевич Гарднер мирно почил 26 февраля 1984 года и погребён на кладбище Waldfriedhof (Мюнхен). Воспоминания Опубликованные воспоминания являются ценным историческим источником, дают ёмкие психологические портреты современников Гарднера, рядом с которыми ему приходилось вести беженское существование в Константинополе. Среди них и знаменитые исторические персоны, и самые простые люди, не оставившие следа в истории, но оставившие неизгладимый след в легкоранимой душе молодого человека, оказавшегося в полном одиночестве на чужбине. Несмотря на фотографическую точность, с которой автор описывает события, он облёк свои мемуары в художественную форму и выстроил их в композицию, позволяющую читателю легко воспринимать текст. Глубокие рассуждения, монологи автора, посвящённые катастрофе русского мира и его личной драме, перемежаются с яркими описаниями местного колорита, с поэтично передаваемыми образами природы, архитектуры, христианской и мусульманской. Здесь есть описания людских типажей, греков и турков, описания кораблей, поездов, паровозов, знаменитой восточной железной дороги, французских концентрационных лагерей, где держали фактически в плену русских беженцев, и печально знаменитых госпиталей, в одном из которых он лежал, когда тяжело болел тифом. Но вместе с этим Гарднер великолепно передаёт запахи, вкусы, шумы восточного города — прежней столицы Византии. Ежедневная работа Гарднера в Канцелярии духовенства армии и флота в качестве чиновника и переводчика епископа Вениамина и в канцелярии Высшего церковного управления при митрополите Антонии (Храповицком, 1863—1936) и архиепископе Анастасии (Грибановском, 1873—1965) дают нам возможность познакомиться со множеством важных фактов, связанных с историей Русской Православной Церкви заграницей.

http://bogoslov.ru/book/6172135

Не с нынешняго дня начались испытания Церкви. Еще св. Василий Великий писал о своем плачевном времени: «Нас постигло гонение самое тяжкое. Ибо гонят пастырей, чтобы разсеялось стадо. Одна ныне вина, за которую жестоко наказывали, – точное соблюдение отеческих преданий. За это благочестивых изгоняют из отечества и переселяют в пустыни. Неправедные судии не уважают ни седины, ни подвигов благочестия, ни жизни, ни юности, ни старости, проведенной по Евангелию. Но тогда как ни одного злодея не осуждают без обличения, епископов берут по одной клевете и предают наказанию без всякого доказательства возносимых на них обвинений; иные из них не знали обвинителей, не видели судилищ, даже не были сперва оклеветаны, но безвременно ночью похищены насильственно, сосланы в отдаленныя страны и злостраданиями, какия должны были терпеть в пустыне, доведены до смерти. Глас плачущих слышен в городе, слышен в селах, по дорогам, в пустынях. Одна у всех жалостная речь, потому что все говорят о достоплачевном. Похищены радость и духовное веселие. В плач обратились наши праздники, дома молитвенные затворены, на алтарях не совершается духовного служения» (Письмо к Италийским и Галльским епископам). Все эти бедствия, изображенныя великим Отцом Церкви, пришли на вас седьмерицею, ибо никогда столп злобы богопротивныя не поднимался так высоко, никогда еще человеческая жестокость не была столь изобретательной и безпощадной. Теперь самый плач о невинно-убиенных считается уже преступлением и потому не смеет раздаваться открыто. Весь ум, все завоевания науки нашего просвещенного времени, кажется, обращены, прежде всего, на то, чтобы причинить возможно больше страданий людям. С давних пор известны истязания огнем, голодом и холодом, железом, бичами и скорпионами, цепями, темницами. Современное искусство к ним присоединило целый ряд новых изощренных телесных мучений и, кроме того, утонченныя нравственныя пытки, которых не знал еще грубый век Нерона и Диоклитиана. Вы понесли на себе все эти болезни и раны, после которых самая смерть могла, иногда, казаться благодеянием. Вместе с всемирным проповедником Павлом, вы должны были терпеть беды не только от врагов, но и от сродник и от лжебратий, корчемствующих истиною, возлюбивших мзду Валаамову, предавших своих сослужителей слугам антихриста и облекшихся, вместе с Иудою, в клятву, как в ризу ( Псал. 108, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

– Да, юридически Израиль не признал Московскую Миссию в 1948-м г. в качестве преемников той самой дореволюционной Миссии. У них был юридический статус зарубежной церковной организации в Израиле. Но не признал он их в качестве правопреемников и позже. При этом израильтяне не признали и Зарубежную Миссию историческим правопреемником дореволюционной Русской Духовной Миссии. После Второй мировой войны и переезда в Америку Синод Русской Зарубежной Церкви получил юридический статус американской корпорации. И для израильтян Русская Миссия Зарубежной Церкви была – юридически – представительством американской корпорации. На этом основании Русская Зарубежная Миссия могла пользоваться официальным юридическим статусом. Но это было уже после объединения Иерусалима в результате Шестидневной войны 1967 г. После 1967 г. для израильтян, юридически, здесь было советское церковное представительство, и было представительство американской церковной структуры. – А англичане во время Британского мандата признавали Русскую Духовную Миссию и Православное Палестинское Общество именно правопреемниками дореволюционных организаций? – Для англичан вообще важно было показать, что они здесь временно и такие вопросы не решают. Как всякое временное правительство. При этом, когда они покидали Палестину, одним из последних британских указов был указ о Русской Духовной Миссии: они признавали Русскую Духовную Миссию и Православное Палестинское Общество в качестве юридических лиц. Это была работа вл. Анастасия (Грибановского). Он долго и активно работал с англичанами, чтобы они это сделали. Но указ этот не был признан в Израиле. – Поговорим об «Апельсиновой сделке» 1964 г. – о продаже Советским Союзом русского имущества Израилю. Насколько она юридически остается в силе? – Начнём с того, что она не просто так называется «апельсиновой сделкой». Это соглашение между СССР и Израилем 1964 г., по сути, и не было юридическим контрактом: это было межгосударственное соглашение. Причем оно нарушало все существовавшие даже тогда юридические принципы.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/sto_le...

Не взирай на немощь твоего слова. Если ты будешь возгревать живущий в тебе дар благодати (2 Тим. 1, 6), твои уста будут всегда исполнены Духа: могучий и победоносный, ты будешь властвовать над сердцами людей, и нет в мире силы, которая могла бы противостоять твоему глаголу. Я вижу, как кроткий и любящий Христос, как солнце, расточает всем Свои благодеяния: насыщает алчущих, исцеляет больных, просвещает слепых, воскрешает мертвых, успокаивает труждающихся и обремененных, исцеляет сокрушенных сердцем. И ты, пастырь душ, подражай Его милосердию; питай алчущих, одевай нагих, молись о страждущих да исцелеют; ревнуй, впрочем, не столько о даре исцелений, сколько о даре любви, ибо любовь творит большия чудеса. Она откроет тебе доступ к чужому сердцу и раскроет пред тобою тайны чужой совести. Обнимай всех, как крыльями, своим любящим сердцем; погибшее взыщи, крепкое снабди: изнемогающого в вере возьми на свои рамена и вдохни в него часть твоего духа. Зажигая свет в других, ты будешь сгорать сам; но ты был бы недостоин названия первосвященника, если не приносил бы себя в жертву за люди твоя. При видимом довольстве ты будешь постоянно в труде, бдении, изнурении, ибо у тебя будет постоянная забота о вверенных тебе душах. Сюда присоединяются еще искушения, которых ты не избежишь, ибо их не избежал Сам Христос. Бог нарочито будет попускать их, дабы ты сам, искушен быв, мог и искушаемым помощи (Евр. 11, 9); они будут обступать тебя, как волны, опалять, как огонь. Если ты встретишь препятствия на пути своего пастырского делания, ты впадешь в уныние; если ты ощутишь в себе духовную силу и увидишь народ, теснящийся вокруг тебя и желающий коснуться, по крайней мере, края риз твоих, в тебе может возгореться дух тщеславия; он будет внушать тебе, чтобы ты обратил благодать Божию в орудие для созидания суетной славы и внешняго благополучия; и если ты пойдешь этим путем, то незаметно для себя перейдешь ту грань, которая отделяет пастырское служение от мирского владычества. Ты станешь стремиться господствовать над уделом Божиим, вместо того, чтобы быть образом стаду (1 Петр. 5, 3), и впадешь в безумие гордости, возмнив себя источником своей внутренней силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

«...Мне хочется отметить некоторые, особенно нас удивившие, суждения митрополита Антония. Он, например, сравнительно снисходительно относился к Л. Толстому и в то же время очень отрицательно к В. Соловьеву. Между тем, мы – харбинская церковная молодежь, были воспитаны в отталкивании от Л. Толстого, а к В. Соловьеву, хотя и знали, что он не вполне православен, но хранили теплое место в сердце, многое прощали ему за его интересность, яркость, за умение метко бить врагов христианства. Но митрополит Антоний уважал в Л. Толстом прямолинейность и то, что тот пытался жить по своим принципам. А В. Соловьева упрекал за позу, за “нечестные фокусы”. Однажды при митрополите Антонии зашёл разговор об о. Сергии Булгакове . Всё окружение митрополита Антония относилось к о. Сергию отрицательно. Но владыка Антоний сказал мне о нём: – Несчастный о. Сергий, несчастный о. Сергий. Ведь это очень умный человек, один из самых умных на свете. Он понимает многие вещи, которые понятны только очень немногим. А это страшно гордит. Трудно не возгордиться, если ты знаешь, что вот это тебе ясно и совершенно понятно, а никто кругом понять этого не может. Это сознание возносит и гордит. Только Божия благодать, привлекаемая смирением, которого у о. Сергия, повидимому, не хватало, только она может защитить душу от такой гордости» 182 . Говорили в тот раз и о митрополите Сергии (Страгородском) . Через 20 с лишним лет, уже в России, вспоминал владыка Нестор об этих разговорах. Он вынес впечатление «добрых чувств к Митрополиту Сергию» владыки Антония, «сохранившихся до конца жизни». По словам владыки Нестора, митрополит Антоний «никогда не расставался с панагией, подаренной ему когда-то старым его другом» 183 . Одно из немногочисленных воспоминаний о пребывании владыки Нестора в Югославии принадлежит секретарю Патриарха Варнавы 184 , русскому эмигранту В.А. Маевскому (1893–1975): «В это время с Дальнего Востока приехал архиепископ Нестор со своим секретарём иер. Нафанаилом. Владыка этот отличался добродушием, общительностью и щедростью, располагая к себе. Он сблизился с лицами окружения митр. Антония. Владыку Нестора надолго задержали: возили по приходам Югославии и Европы, чествовали, принимали в частных домах – и всячески склоняли на его сторону церковные круги. А в то же время ожесточенно критиковали митрополита Анастасия [(Грибановского)] и предостерегали от него, рассказывая факты о его тяжёлом характере» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Власовская армия, созданная в крайне тяжелых условиях, никогда не скрывала своего русского патриотизма и рассматривала немцев в качестве только временных союзников для уничтожения коммунизма на Русской Земле, нередко ясно давая это понять и им самим. Никто из русских патриотов не мечтал о конечной победе немцев, но все думали и молились об освобождении России от большевисткой тирании. 1184 Русский корпус в Югославии Самым крупным воинским соединением русской эмиграции в годы Второй мировой войны был Русский корпус, который действовал в 1941–1945 гг. на территории Югославии. Но в литературе мало освещена деятельность при корпусе священнослужителей. Между тем, в нем с самого начала имелось штатное военное духовенство, устроенное по образцу императорской российской или Белой армии. Оно находилось в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей и назначалось лично митрополитом Анастасием (Грибановским) . Многие бывшие офицеры и солдаты Белой армии мечтали вернуться на Родину. В Югославии их поселилось в начале 1920-х гг. около 40 тысяч, и многие, особенно профессиональные военные, желали с оружием в руках продолжить борьбу с коммунистами и воссоздать Российскую империю. С началом войны русская эмиграция оказалась в трагическом положении. Она лишилась всякой материальной поддержки со стороны югославского государства; более того – начались репрессии и расправы со всех сторон – угрозу представляли коммунистические отряды под командованием Иосипа Броз-Тито, оккупационные войска и даже боровшиеся с ними сербские части генерала Д. Михайловича (четники). 1185 «Общеизвестно, что А. Гитлер на протяжении всей войны противился созданию воинских строевых частей из славян и особенно из русских, – пишет исследователь. – Но при всем неприятии этой идеи высшим руководством III рейха командование вермахта порой брало на себя ответственность и разрешало создание таких частей. Подобная история произошла в Югославии». 1186 Стремясь подавить разраставшееся партизанское движение, германские войска привлекали даже безоружное гражданское население к охране линий телефонной связи, железнодорожных путей и т. п., поэтому формирование русской части не было полностью запрещено, со 2 октября по 18 ноября 1941 г. она по инерции даже называлась охранным корпусом, а затем – охранной группой. Ее командиром 2 октября был назначен генерал-лейтенант Борис Александрович Штейфон. Он подчинялся германскому хозяйственному управлению в Сербии, но ни один немецкий офицер дисциплинарной властью в группе не пользовался, и все ее чины носили старую форму русской армии. 1187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синодом как единственно правильною и законною канонически церковною организацией в пределах СССР. В ответ на это последовало обращение Св. Синода к Патриарху Дамиану от 10 мая 1926 года с изложением важнейших моментов жизни Православной Церкви в пределах СССР и характеристикой основных начал, целей, задач и методов своей деятельности» 388 . То есть Патриарх Дамиан осознал, что напрасно являл «староцерковникам» «некоторые знаки своего патриаршего внимания», и решил по примеру Фанара явить их обновленцам. Разумеется, не просто так. Находившийся в Иерусалиме архиепископ Анастасий (Грибановский) писал в ноябре 1926 г. архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру) : «Блаженнейш[ий] Дамиан вступил в каноническое общение с живоцерковниками (...) Патриарх не имел недостатка в предупреждениях относительно истинной сущности обновленческого движения в России и, однако, послал его представителям свои приветствия и благословения (...) Его послание носит характер документа, благоприятного только для обновленцев; о тихоновцах там совсем не упоминается. Не подлежит сомнению, что оно внушено чисто практическими мотивами – желанием приобрести чрез обновленческий Синод благоволение советской власти и возвратить конфискованное имущество Сионской Церкви в Москве и Таганроге» 389 . Дополнительные подробности завязывания контактов Иерусалимской Патриархии с московским раскольническим лжесинодом можно было узнать из заметки под названием «Еще антисинодальная провакация» (так, через «а») в печатном органе «автокефальных» украинских обновленцев. «В этом (1926-м. – свящ. А.М.) году, среди Великого поста, прибыл в Синод и новоназначенный в СССР представитель Иерусалимского Патриарха Архимандрит Анатолий и заявил, что Иерусалимский Патриарх желает непосредственно вступить в общение со Всероссийским Священным Синодом через своего отдельного представителя, коего и просил принять с доверием. В ответ на это бывший в конце великого поста Пленум Священного Синода, в составе которого в тот момент находился и Митрополит Харьковский и всея Украины Пимен, все это свидетельствующий как участник и очевидец, послал Иерусалимскому патриарху послание с исповеданием своей вселенско-православной веры, опровержением клевет, распространяемых о нем, и с радостным приветствием по случаю установления еще более тесной и теперь непосредственной связи с представителем престола Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: unsplash.com «Меня спросили, что я делал, чтобы дожить до 100 лет. И вот что я ответил» — секрет одного необычного человека 2 мин., 04.01.2022 Журналистская судьба недавно преподнесла мне, я считаю, подарок. Знакомый батюшка из Нью-Йорка в разговоре обмолвился о своем прихожанине, которому 102 года. Естественно, я ухватился за тему. Ну скажите, разве не чудо в наши дни пообщаться с человеком, который родился на Юге России еще до исхода русской эмиграции оттуда, маленьким мальчиком сидел на руках у генерала Врангеля, в организацию русских скаутов вступил 90 лет назад и в молодости устраивал в Сараеве встречу митрополиту Анастасию (Грибановскому) — одному из основателей Русской Зарубежной Церкви? С Ростиславом Владимировичем Полчаниновым мы общались полтора часа, и за это время он только однажды запнулся и не смог вспомнить лишь одну историю из жизни. И как выяснилось, в то, что чудеса Божии существуют, он не просто верит — он это знает. О чем и поведал мне один, по его выражению, «анекдот»: «Не так давно ко мне домой приходил один медик — делать со мной гимнастику. Он был неверующим и однажды спросил меня: “Неужели Вы верите в чудеса, которые написаны в Библии?” Я говорю: “Да, верю. Мне ведь почти 103 года, а мы с Вами разговариваем на равных. Это ли не чудо?” Он подумал и ответил: “Да, это чудо”. Когда мне исполнилось 100 лет, меня спросили, что я делал такого, чтобы дожить до этого возраста? И вот что я ответил: Богу молился. И это то, что я действительно думаю и чувствую. Сейчас я верю в евангельские чудеса даже больше, чем в молодости, когда преподавал Закон Божий. Посмотрев на пройденный путь, понимаю: без Божией воли не было бы ничего. И всю свою жизнь я считаю чудом Божиим, ведь чудо даже то, что в своем возрасте я могу писать статьи». После такого искреннего и незатейливого рассказа долгожителя я уверовал в обыкновенное чудо, которое, несмотря на всю свою обыденность, все равно происходит по воле Божией. Да видимо, уверовал не совсем, в чем и убедился при следующем ответе моего собеседника.

http://foma.ru/menja-sprosili-chto-ja-de...

Пушкин с горячностью воскликнул: «Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике». «По-славянски?» – спросил Хомяков. «По-славянски, – подтвердил Пушкин, – я сам их обучу ему». Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви Русская сельская школа уже теперь обязана сообщать своим питомцам знание церковнославянского языка … это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского. С.А. Рачинский. Сельская школа      Церковнославянский язык – основа русского языка. Можно с уверенностью сказать, что не знающий церковнославянского не может по-настоящему знать и русский. Церковнославянский язык – ключ к традиционной русской культуре, без которого мы будем всего лишь любоваться на закрытую, пусть и красивую дверь, «знакомясь с культурой», но не приобщаясь к ней. Церковнославянский язык – язык православного богослужения, основного перевода Священного Писания на наш язык и язык русской богословской традиции. Церковнославянский язык – простейшее и при этом эффективное средство для русскоязычного ребенка познакомиться с основами языкознания. Как ввести детей в мир церковнославянского языка, сделать его родным? Можно купить учебные пособия по изучению этого древнего языка, отдать в соответствующую школу или самому по мере сил и возможностей проводить ежедневные уроки, заставляя ребенка склонять любы по падежам. Но так можно подготовиться к сдаче экзамена, а вот чтобы породнить малыша с языком, этого недостаточно. Не знать правил грамматики, не иметь представления о том, что такое аорист, и при этом… думать по-церковнославянски. Возможно ли это? Мне кажется, да. Можно сначала породнить ребенка с языком, и потом, по мере возможности и необходимости, он освоит и грамматику уже близкого ему церковнославянского языка. Жить по-церковнославянски      Ч тобы включить ребенка в круг церковнославянской культуры, необходимо одно единственное очень важное условие: семья должна жить этой культурой, то есть жить жизнью Православной Церкви. Если это есть, серьезных усилий для освоения церковнославянского языка не потребуется; если этого нет – наверное, любые усилия окажутся малоэффективными и не имеют большого смысла. Но ребенок, отрезанный от церковнославянского языка, безусловно, не сможет по-настоящему освоить и русский, а без жизни в православной культуре он будет лишен богатства всей русской культуры.

http://pravoslavie.ru/65988.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010