Тогда Владимир спросил их: «где ж нам креститься?» – «Где тебе любо», – ответили они. После этого совещания прошло немало времени, около года; а Владимир еще медлил крещением. Владимиру предстояло решить: где креститься? В самом Киеве было близко и удобно князю с дружиной принять святое крещение; там были и церкви, были и священники. Но для самолюбивого чувства князя было тягостно подклонить во время крещения свою главу под руку своего подданного, скромного киевского священника. Он имел себе пример в лице своей бабки Ольги. Та тоже не восхотела креститься в Киеве. В Киеве к тому же не было ни благолепных храмов, ни особенно великолепного облачения, ни изящного хора, а главное, не было, кажется, лица из высшего духовного сана. Владимиру приходилось принимать крещение от греков. Но Владимиру было известно, что греки, по выражению нашего первого летописца, льстивы и лживы до сего дня, являются и чванливыми, и горделивыми, и упрямыми, когда к ним обращаются с просьбой, как это они выказали и на бабке Владимировой Ольге, стоявшей пред самым Константинополем. Но те же греки являются низкопоклонными, льстивыми, услужливыми, уступчивыми, если они находятся в беде, или в нужде. По этим соображениям Владимиру и не хотелось просить грека о вере. Он решился идти войной на греческий город, близкий к русским владениям, взять его и на правах победителя требовать себе и жены, и веры от греков, тогда особенно слабодушных и уступчивых пред победителем. Так он и поступил. § 4. Поход на Корсунь и крещение Владимира В 988 году Владимир пошёл с своим войском на греческий город Корсунь (в 2-х верстах от нынешнего Севастополя) и осадил его. Но корсуняне не сдавались. И самые смелые предприятия Владимировы против них расстраивали своею находчивостью. Так, землю, насыпавшуюся войском русским к стенам города, корсуняне чрез подземный подкоп ночью уносили в свой город и сыпали посреди него. Угрозы Владимира не действовали. Только изменник указал Владимиру возможность принудить корсунян к сдаче города. Князю было сообщено чрез пущенную из города стрелу с надписью, что на востоке от князя есть колодцы, откуда вода идет по трубам в город: «перекопай трубы и перейми воду, и Корсунь сдастся», – было сказано князю. Он так и сделал. И Корсунь сдался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Воспользовавшись прошением корсунян, новопоставленный епископ Мефодий подал в Синод в высшей степени интересный доклад, в котором не скрывал своей зависти к бездомному тамбовскому архиерею. Он писал, что новоназначенный тамбовский архиерей может быть назван вполне обеспеченным, а ему, богомольцу, после того как от Астраханской епархии отошли к Тамбовской города Пенза, Корсунь, Мокшанск и Петровск, нечем жить с соборянами, певчими, приказными и всякими домовыми людьми. Вотчин, земель, мельниц, сенных покосов и других оброчных статей у Астраханского архиерейского дома нет; рыбные ловли и соляные варницы у него отняты; доброхотных даяний на поддержку дома очень недостаточно. Денежного жалованья на содержание Астраханской кафедры из Астраханской губернской канцелярии выдавалось ежегодно всего по 506 руб. 25 коп. деньгами; хлеба было положено: – 547 четверти ржи и более 400 четвертей овса. Но хлеб натурой не выдавался. Вместо натуры выдавалось деньгами, при том ниже цен, определенных указами; за четверть муки выдавали рубль, а за овес – по 50 коп. Из всех поступлений на архиерейскую персону приходилось только 48 руб. в год. По смерти предшественника Мефодия, епископа Илариона, и того не стали выдавать. За три года с 1755 г. по 1757 г., в междуархиерейство, не додано 123 руб. деньгами, ржаной муки 251 четверть с четвериком и овса 189 четвертей 5 четвериков. Мало этого, в 1755 году, по смерти еписк. Илариона, «ко всеконечному оскудению архиерейскому дому учинено было крайнее неудовольствие». По Высочайшему повелению от 19 октября 1755 г., присланному в Консисторию из Кабинета через Губернскую Канцелярию, взят в казну сад покойного епископа Илариона на Черном бугре, который он купил у барона Черкасова. Сад понадобился казне для посадки в нем заморских древесных растений, привозимых из Персии. По условию с епископом Иларионом казна обещала заплатить за сад 1600 руб., хотя самому архиерейскому дому он вместе с постройками обошелся в 1750 руб. 638 Конечно дело не в небольшом убытке, а в том, что казна за сад ничего не заплатила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вследствие таких невыгодных сделок с казной при вступлении на Астраханскую кафедру епископа Мефодия домовая архиерейская казна оказалась вся истощенной. Между тем нужда в деньгах сильно ощущалась. Церковные строения и кельи обветшали и даже погнили, колокольня (соборная?) чуть не развалилась и грозила народу немалой опасностью. Губернская Канцелярия знала обо всем этом и писала Консистории об исправлении колокольни, а денег не давала; сада не возвращали и денег за него не платили. Донося обо всем этом, Мефодий просил до 5000 руб. на поправки в архиерейском доме и церковных строений, а также выдать ему недоплаченное денежное жалованье и за хлеб по 1 руб. за четверть ржи и по 50 коп. за овес, возвратить сад или уплатить за него деньги. Докладчик заодно упомянул о челобитье корсунян и со своей стороны просил приписать Корсунь к его епархии. Все это писалось 28 июля 1758 года. Просьба о саде была повторением прежней просьбы, поданной еще в междуархиерейство 14 января 1756 г. Св. Синод на первую просьбу 11 мая 1758 года, постановил – отдать астраханскому архиерейскому дому за сад следуемые 1750 руб. Но доклад Св. Синода об этом не был утвержден. Из дела не видно, чтобы он был после утвержден. Астраханский владыка, вероятно, убедился, что его сложная просьба останется гласом, вопиющим в пустыни. Поэтому он довел свою просьбу до самых малых размеров. 28 сентября 1758 г. он просил Св. Синод «ради бедности» епархии отдать ему г. Петровск не только по духовным делам, но и со всеми денежными сборами, так как, объяснял проситель, все равно по синодальному определению сборы с петровских церквей должны следовать тамбовскому архиерею. Скромная просьба епископа Мефодия не встретила препятствий, тем более, что по духовным делам Петровск давно был отдан в Астраханскую епархию. Впрочем, лазаретные деньги, по-прежнему, остались за Канцелярией Синодального Экономического Правления. 639 Надо полагать, что прибавка денежного жалованья Астраханскому архиерейскому дому 693 р. 75 коп. к прежним 506 руб. 25 коп. (всего 1200 руб.) по царскому указу от 22 июня 1758 г. стоит в связи с просьбами о саде и оскудении Астраханского дома. 640 О Корсуни Св. Синод молчал. В начале 60-х годов XVIII в. Корсунская десятина, как увидим, с своими 81 церквами состояла в Тамбовской, а не в Астраханской епархии. Следовательно в конце 50-х гг. XVIII в. Астраханская епархия почти вошла в свои границы, какие имела до 1749 г. 641

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной.) После возвращения Владимира в Киев (989) начинается крещение народа. > > > Читайте также: Крещение Руси: факты истории Крещение Руси и государство Русь Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения». Князь повелел сплавить идол вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы он не приставал к берегу, пока не пройдет днепровских порогов. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра (так по версии Жития князя Владимира; летопись сообщает о крещении в Днепре). Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни). На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры (храм был освящен 12 мая 996 года). С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины.

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Или папа егда благочестив был и в то время которых крестил, могут ли те нынешнего папу слушати или ни? и хотя нынешней папа чем над ними и возноситись будет и их укоряти станет, что оне крестили[сь от Риму, а] его ныне не слушают, –[то 29 не могут тии ему отвещать: врачю, исцелися сам – сиречь очисти сам свое зрение и возри право на веру и приими туже, которую первыи благочестивыи папы держали, и от них же мы веру прияли и тогда похвалися над нами; а что мы от вас крещение прияли и мы тебе за глаз приимати будем, – такожь и мы вашим вопросом – за помощию Божию – ответ дадим, вскую вы собою хвалитеся, что мы от вас крещение прияли, мы крещение прияли от апостола Андрея, как он, по вознесении Господни, приде Андрей в Византию, и оттуда пойде черным морем до Днепра и Днепром в верх до Киева и от Киева даже до великого Новаграда и ходя тем путем учение свое о вере Христове распространил, а иных крестил, а в Киеве будучи – крест воздвигнул, – якоже пишет в книге о правой вере, и потом 30 святый Андрей сослан в заточение от Нерона царя римского; Климент же ученик святого апостола Андрея, и от него поставлен бысть в Рим, той нечестивым царем сослан бысть в заточение] в Корсунь, еже ныне зовется Крым и он будучи в Корсуни своим учением корсунян в веру привел и крестил и ту и проставился; а Климент папа ученик Петра апостула и поставлен бысть им самим сыл……па в Рим, а Петр [апостоль – брат Андрею апосто]лу, которой будучи [у вас и к нам пришел, – княз]ь Вла[димер крестился в Корсуне же от тех християнъ], которые [от Климента крещены, и мощи св. Климента] ис Корсуня [взялъ] Владимер к себе в Киев и митрополита и весь освященный чин. – И мы как прияли веру и крещение от апостола Андрея, так и держим – крестимся даж и до ныне по их 50-му правилу в купели в три погружении 31 и их правило блюдем твердо 32 , а вы, греки, апостольского правила не храните – в купели в три погружении ныне не креститеся, но по новому римъскому уставу обливаетеся и покропляетеся и по сему знатно, что мы крещение от апостол прияли, а не от вас греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

великому Василию, ибо он идет посетить нас грешных. Ужасаясь сего предсказания, жена исполнила повеления мужа, встретила великого святителя с подобающею честью, приняла благословение от него и ввела его в дом свой, куда в сие время возвратился с работы и пресвитер. После всего св. Василий служил литургию вместе с сим пресвитером, и достойные, присутствовавшие при сем богослужении, видели Духа Святого, осенявшего алтарь. Пресвитер Анастас был по истине человек высокой жизни, постился ежедневно, кроме субботы и праздников, пребывал вместе с женою своею в постоянных молитвах, был кроток и милостив к бедным и страждущим. В доме пресвитера, после службы церковной, св. Василий просил его рассказать подробно, что имеет отец Анастас, и как вообще идет жизнь его. Тогда пресвитер ответствовал: я человек грешный, и плачу по обязанности дань кому следует по закону, есть у меня две запряжки волов, из коих одною работаю сам, а другою мой наемник. Половина заработанного идет на пользу нищим, а другая на службу необходимую мне. Тогда св. Василий подойдя к затворенным дверям одной комнаты, приказал отворить их, но пресвитер отвечал: не входи в комнату ту, там лежит имущество наше, но двери, по слову св. Василия отворились сами собою, и увидели тогда бывшие тут, что в комнате находился на попечении пресвитера больной человек. И сказал святой Василий: зачем ты хотел скрыть богатство твое? св. Анастас отвечал: сердит этот больной и я боялся показать его тебе, дабы он словом не оскорбил тебя. Св. Василий просил тогда пресвитера, дабы он допустил послужить больному сему целую ночь, дабы обоим быть участниками в подвиге христианского милосердия и остался святитель с болящим всю ночь. Молился святой Василий, да исцелеет больной сей, и молитва его услышана была Господом. И извел святитель по утру на другой день бывшего больного целым и невредимым и славил он Господа, и св. Василия и св. Анастаса пресвитера. О Преподобном отце нашем Елисее 0. Елисей рассказывал следующее: В молодых летах я заболел смертельно, и не смотря на все старания врачей, призванных отцом моим, болезнь не проходила, наконец врачи прямо объявили, что более трех дней я жить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мужское имя с тем же древнегреческим корнем не часто встретишь в России. Большинство людей вспомнят лишь Анастаса Микояна - советского руководителя с краткой формой имени «Анастасий». О Микояне сейчас чаще всего говорят в связи с одноименным мясокомбинатом. В 30-е годы Анастас Иванович был народным комиссаром пищевой промышленности и создавал советский фастфуд. В частности не без его участия была придумана знаменитая «Докторская» колбаса и печально известные «рыбные дни» в советских столовых. Мало кто знает, что Анастас Микоян учился в 1916 году в духовной академии, расположенной в Эчмиадзинском монастыре. В других странах мужское имя Анастасий было распространено больше, доказательством этого могут служить четыре римских Папы и два византийских императора. Папа Анастасий IV, живший в XII веке, вошел в историю Церкви как римский епископ с одним из самых коротких сроков пребывания на кафедре вечного города. Он был папой чуть больше одного года - с 12 июля 1153 года по 3 декабря 1154, но за это время он перенес мощи святой равноапостольной Елены – матери Константина Великого в скромную раку, а роскошный античный саркофаг, где ранее хранились останки святой, он приготовил для себя. В этом саркофаге он и был погребен в крипте святого Петра. А вот среди женщин знаменитостей было гораздо больше – теннисистка Мыскина, героиня Достоевского Настасья Филипповна, женщина – богатырь Настасья Микулишна, дочь последнего русского императора Николая – вот лишь краткий список исторических лиц и литературных персонажей с именем Анастасия. Еще Анастасией была дочь князя киевского Ярослава Мудрого – королева Венгрии. Ее изображение можно найти на фреске Софийского собора в Киеве. Судьба самой царицы была очень непростой - из Венгрии ей с детьми пришлось бежать в Баварию. Один из ее сыновей поспорил с Анастасией Ярославной и даже поднимал на нее руку. Имя Настя В новом тысячелетии редко найдешь школу, институт или работу, где не было бы девочки или девушки Насти. В 1978-1981 году Анастасиями называли 31 младенца из тысячи, и это имя было всего лишь на 11 месте. Но затем начался стремительный рост популярности.

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

«Повесть» неоднократно упоминает о том влиянии, которое Вла­димир имел, и в Венгрии, и в Польше, и в Чехии... (многие поля­не приняли свою веру с Запада). По мысли Владимира, его Цер­ковь должна была быть объединяющим началом для всего его многонародного государства и он не только хотел иметь Церковь независимую, как от Византии, так и от Рима, но в его планы также входило включение в ее жизнь и западных и восточных элементов. Так, например, собор св. Богородицы, в Киеве был украшен греческими мастерами, но план церкви был западный, да и само имя «десятинной» указывало на западный обычай, не практиковавшийся в Византии. Отсюда следует, что греческий епископ или православный бескомпромиссного византийского на­правления не подходил Владимиру. Ему нужен был созвучный ему иерарх, готовый выполнять его предначертания, а таким ли­цом, очевидно, и был Анастас. Карташев был большим поклонни­ком Владимира, но он не решался признать возможным, что Вла­димир построил Церковь в своей империи независимой и равно­правной с другими автокефальными Церквами. А. В. считал, что Владимир подчинил ее епископу Охридскому. «Повесть» не дает никаких оснований для подобного предположения, да и психоло­гично оно мало правдоподобно. Владимир называл себя само­держцем; как и другие славянские владетели, он подражал им­ператорам и хотел поэтому иметь свою независимую Церковь. Охридское царство, отдаленное и маломощное, не могло импо­нировать могущественному Киевскому Князю, не признававшем над собою иного высшего политического авторитета. Смерть Владимира, междоусобицы его сыновей разрушили его грандиозные планы. Политика объединения западных и восточных христиан в лоне единой Русской Церкви кончилась неудачей. «Повесть» была составлена сторонниками строгой ви­зантийской традиции, и потому они с нескрываемой враждой от­неслись к тому епископу, который согласился проводить в жизни задания Великого Князя. В последний раз Анастас упоминается в 1018 году. Описывая временное занятие Киева Болеславом Поль­ским, союзником Святополка Окаянного, «Повесть» говорит: «Бо­леслав же бежал из Киева, захватив с собою ценности, бояр Яро­слава, его сестер и Анастаса, вкравшегося к нему в доверие, ко­торого он приставил к этим сокровищам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Надпись Евстафия обнаружена в предположительно церковном строении, в апсиде которого была найдена греческая мозаичная надпись, что свидетельствует о совместном подвизании греков и армян в одних и тех же монастырях в данный период, в том числе и в самом Иерусалиме, а не только в Пустыне Святого Града. Греческие же имена армян (неважно, данные при крещении или при пострижении в монахи) свидетельствет о принадлежности этих армян к Иерусалимской православной церкви, в которой главным и первым языком и поныне остается греческий.    Подводя итог, следует признать, что армянская эпиграфика в церкви св. Полиевкта говорит лишь о значительном присутствии «этнических» армян в данном районе города. Вероятность же того, что церковь эта была неправославной, примерно равна вероятности того, что она была построена не армянами, то есть крайне мала, если не сказать – ничтожна.    Посвящение церкви    Посвящение церкви следует считать условным. История его появления такова. Анастас Вардапет – армянский историк VII века, автор труда «Об армянских монастырях Иерусалима», упоминает «монастырь св. Полиевкта к северу [от городской стены], построенный тетрахом Армении» (приводится по Стоуну). Когда в этом районе была обнаружена армянская мозаика соответствующего периода, то церковь/часовню, нимало не сумняшеся, немедленно назвали церковью св. Полиевкта, при этом полностью игнорируя тот факт, что Анастас пишет о монастыре, а в действительности была найдена небольшая церковь. Однако с течением времени и появлением новых археологических находок стало ясно, что в этом районе, немного к западу от мартирия св. Стефана, построенного императрицей Евдокией, в V-VII веках существовал обширный монастырский комплекс, в котором, в основном, подвизались армяне. По своему местоположению комплекс этот соответствует упомянутому Анастасом монастырю св. Полиевкта Мелитинского. Так что церковь св. Полиевкта с большой вероятностью была частью этого комплекса, хотя, скорее всего, сама и не была посвящена св. Полиевкту.

http://sobory.ru/article/?object=16372

— Это подло, — проговорил Никита дрожащим голосом, и нежный, претендующий быть бородой пушок на его подбородке задрожал тоже. — И делать этого я не буду. — А нас не подло? — разъярился Анастас. — И учти, не только из института тебя погонят, но и мы с Вилей с тобой знаться перестанем. А это похуже будет. Так, сержант? — Так, — желчно сказал Вилен: ему было стыдно в этом сознаться, но Вальдес нравилась ему самому. Училась у них на курсе девочка. Не сказать, чтобы красивая. Да и трудно было удивить на их факультете красотой. Как выражался по поводу женской красоты областного пединститута искушенный Анастас, в МГУ идут самые умные, в Ленинский — самые старательные, а в областной — самые красивые. По внешности Сашка скорее подходила к МГУ. Худая, с острым, вытянутым лицом, гладкими прямыми волосами, которые она носила убрав в хвост, равнодушная к одежде, вовсе не красившаяся, она обожала на свете одно — лошадей. — Женщина всегда должна ходить в юбке, чтобы в любую минуту иметь возможность зайти в церковь, — изрек однажды Никита. — А эта ходит в штанах американских пастухов, чтобы в любую минуту вскочить на коня. Никогда она ни с кем не тусовалась, не имела ни одного романа. Говорили, будто бы отец ее был кубинским революционером, который когда-то воевал вместе с Кастро, а потом с ним разругался и закончил дни в концлагере на острове Молодежи, успев перед тем загубить партийную карьеру советской партийки связью с иностранцем. И даже то, что сама Варвара Петровна в годы войны выявляла женщин, ложившихся под немцев на оккупированных территориях, не помогло. Скорее наоборот: припомнили ей собственную принципиальность и отослали в институт, откуда дороги наверх не было. Девчонки Вальдес не любили, считали задавакой, а она иногда так зыркала на них черными карибскими глазищами, что всем не по себе становилось. Залетная была птица Александра Вальдес, не по-женски решительная и резкая, слишком самостоятельная и прямая, и когда перед ней появился с нерешенным моральным вопросом в глазах долговязый, покрытый краской юношеского стыда Никита, раскусила его с ходу, неловкие ухаживания отклонила и велела передать друзьям всего несколько слов.

http://azbyka.ru/fiction/valdes-aleksej-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010