Клиросы Клиросы . В начале русской церковной истории помощниками епископов по управлению епархиями были „клирошане“ – духовенство, состоящее при кафедральных церквах и при соборах в городах, где не было епископа. „Клирос“ кафедрального собора был постоянным советом при епископе. Во главе клироса стоял старейший из клирошан – старейшина или протопоп „наместник“. Эта форма епархиального управления и суда не была перенесена в русскую церковь из Греции вместе с христианством. Там в это время была в полном расцвете форма управления чрез духовных чиновников, из которых каждый имел строго определенный круг обязанностей. Клиросы являются естественно формой управления в начинающейся церкви. К кому было обратиться епископу, как не к ближайшему духовенству? Сведения о клиросе с наместниками во главе восходят к X веку. Под 988 годом летописец свидетельствует о св. Владимире: „Постави церковь и вси люди крести рускые и наместницы по всей земли“. В уставе св. Владимира есть слова: „Церковного суда не обидети ни судити без владычня наместника“. Препод. Нестор в житии Феодосия печерского упоминает о клиросе киевской св. Софии, в состав которого входили „попы корсунские“, приставленные служить при киевской десятинной церкви, в главе с Анастасом. Корсунянином, именуемым в летописях иереем, а в киевском синопсисе протопопом. Ему поручено было ведать доходами Десятинной церкви. Затем, препод. Нестор говорит, что митрополит Иоанн (1008 – 1035 г.) „постави (при Вышгородской церкви) попы и дьяконы и постави им старейшину“. В житии препод. Авраамия смоленского, написанном между 1224 – 1237 г., старейшина называется протопопом. Епископ смоленский Игнатий „призва единого от своего честного крылоса первого от старейших протопопа именем Георгия“. Видимо, наименование протопопом в то время соединялось с первенством власти, а не чести только. В XI и XII веках есть данные за существование тогда клиросов в Киеве, Новгороде, Берестове, Вышгороде, Боголюбове, Владимире на Клязьме, Ростове и Смоленске. Сведений о деятельности клиросов, их правах и обязанностях и отношении к епископам до XIII в. совсем не сохранилось. Возможно, что при тех простых патриархальных отношениях, какие были в первое время между епископами и духовенством, не было регламентации прав и обязанностей клиросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления. X-XIII вв. В древнерус. языке от греч. κλρος («клир», «духовенство», букв.- «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной лит-ре, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонг. период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на к-ром во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники - члены К.; позднее К. в этом значении - сев. и юж. концы солеи. Институт К. не был заимствован из Византии, но являлся нек-рым аналогом католич. капитулу (capitulum). Имеется косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич заложил соборную ц. во имя Пресв. Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греч. священников, вывезенных после взятия визант. Херсонеса в 989) во главе с Анастасом Корсунянином (ПВЛ. С. 54). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора , митр. Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого - после 1039 и не позднее 1051) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т. е., очевидно, духовенству собора Св. Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Ред.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17). После возведения в Вышгороде соборной ц. во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован К.: митр. Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину» (Там же. С. 19). В граффито киевского собора Св. Софии кон. XI - нач. XII в. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской, XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 61. 25).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом). Нет достоверных данных о том, когда и при каких обстоятельствах в рус. месяцесловах под 9 окт. появилось празднование К. и. (впервые отмечено в Месяцесловах гражданской печати кон. XVIII в., см.: Любопытный Месяцеслов. 1794. С. 128). Неизвестно также, прославление какой из К. и. послужило причиной включения этого праздника в правосл. календарь. Ни греческие, ни др. христ. месяцесловы такого празднования не приводят, не было также ни одной визант. иконы с таким названием. Уже первые минейные сведения содержат противоречия: «Любопытный Месяцеслов…» сообщает о праздновании «явления чудотворного образа Пресвятые Богородицы Карсунския в 6497 (989) г.» (Там же); в Полном Месяцеслове Востока др. дата - 6501 (993) г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 410; Т. 2. С. 313). Характер календарных сообщений близок к надписям на нек-рых рус. образах XVII-XIX вв. Вероятнее всего, и празднование К. и. 9 окт., и название иконографического типа возникли на Руси не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. При рассмотрении К. и. необходимо учитывать несколько не связанных между собой вопросов: происхождение термина «Корсунская»; время появления и особенности оплечной иконографии Божией Матери «Умиление», получившей название «Корсунская»; история многочисленных отличающихся существенным разнообразием чтимых и чудотворных списков К. и., прославление которых не всегда совпадает с днем празднования чудотворного образа 9 окт. (см., напр., иконы Божией Матери: Горбанёвская , Дегтярёвская Девпетуровская Касперовская и др.). Корсунские иконы в контексте «корсунских реликвий» Согласно широко распространенному на рубеже XIX и XX вв. преданию, культ «корсунских древностей» сложился в среде клириков киевской Десятинной ц. во главе с Анастасом Корсунянином (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАС КОРСУНЯНИН (2-я пол. Х в.- 1-я пол. XI в.) впервые упоминается в рассказе о взятии Херсонеса св. равноап. кн. Владимиром (989) («Корсунской легенде»), в составе НПЛ младшего извода и в ПВЛ, а также в нек-рых редакциях жития св. Владимира. Согласно «Корсунской легенде», житель Херсонеса (древнерус. Корсунь) А. К., видя безуспешность осады города Владимиром, «стрели... написав на стреле» о колодцах, из к-рых по подземным трубам в Херсонес поступала вода; Владимир «переняша воду» и тем заставил корсунян сдаться. Возвращаясь в Киев, князь взял А. К. с собой. Ввиду существования др. варианта «Корсунской легенды» (в к-ром вместо А. К. выступает варяг Жберн, или Ижберн: Шахматов. С. 1074-1075) и отсутствия упоминаний об А. К. в ряде разновидностей жития (напр., у Иакова Мниха ) не исключено, что этот эпизод был связан с именем А. К. позднее - в XI в. (А. А. Шахматов, Р. В. Жданов, Д. С. Лихачёв). Вероятно, А. К. вошел в число доверенных людей св. Владимира, коль скоро последний «поручи» ему новопостроенную Десятинную ц . в Киеве (996) или, как более ясно излагает летописец в др. месте,- «вдасть десятину Настасу»: похоже, А. К. был назначен экономом Десятинной ц. (Л. Мюллер, А. Поппе). То была высокая должность, напр., в кафедральных храмах эконом был в хозяйственных делах вторым лицом после епископа. В этом своем качестве А. К. являлся членом клира, но необязательно иереем, как утверждается в новгородской летописной традиции (в соответствующем текстуально родственном месте ПВЛ упоминания о священстве А. К. нет). В сходной роли А. К. выступил и после взятия Киева в авг. 1018 г. польск. кн. Болеславом I Храбрым , когда тот поставил А. К. хранителем казны, захваченной в столице Руси и вывозившейся в Польшу, куда отбыл и сам А. К. В свете этих данных выглядят безосновательными догадки, будто в А. К. следует видеть епископа (о «епископе Настасе» изредка говорится в поздних источниках - напр., в одной из редакций жития св. Владимира, представленной списком сер. XVI в.- ГИМ Чуд. 62/264), возможно возглавлявшего Русскую церковь при кн. Владимире (М. Д. Присёлков, Р. В. Жданов, Н. М. Зёрнов и др.; ср. убедительную критику Л. Мюллера).

http://pravenc.ru/text/Анастасй.html

Поименный список Собора святых Крымской митрополии 12 березня 2024 р. 22:20 Агафадор, еп. Херсонесский, сщмч. (†311); Александр Ильенков, иерей, сщмч. (†1942); Александра Феодоровна, императрица Российская, страст. (†1918); Алексий Николаевич, царевич, страст. (†1918); Алексий Усенко, иерей, сщмч. (†1937); Анастасия Николаевна, великая княжна, страст. (†1918); Андрей Косовский, прот., сщмч. (†1920); Андрей Первозванный, ап. (†62); Антоний (Абашидзе), исповедник Печерский, схиархиеп., прп. (†1942); Антоний (Корж), иеродиак., прпмч. (†1938); Варфоломей (Ратных), иером., прпмч. (†1938); Василий, еп. Сурожский, свт. (†1289); Василий, еп. Херсонесский, сщмч. (†309); Виктор Киранов, прот., сщмч. (†1942); Владимир, во Святом Крещении Василий, равноап. вел. кн. Киевский (1015); Владимир (Пищулин), иером., прпмч. (†1938); Владимир Троепольский, сщмч. (†1905); Георгий Исповедник, митр. Митиленский, прп. († после 820); Гурий, архиеп. Таврический, свт. (†1882); Дамаскин (Цедрик), еп. Глуховский, сщмч. (†1937); Димитрий Игнатенко, прот., сщмч. (†1935); Димитрий Киранов, прот., сщмч. (†1938); Димитрий Спиридонов, мч. (†1938); Евгений, еп. Херсонесский, сщмч. (†311); Евпрепий, прп. († ок. 655); Евстратий Печерский, прпмч. (†1097); Елеазар Спиридонов, иерей, сщмч. (†1937), Елпидий, еп. Херсонесский, сщмч. (†311); Еферий, еп. Херсонесский, сщмч. (†313-324); Ефрем, еп. Херсонесский, сщмч. († нач. IV); Игнатий, митр. Мариупольский (Готфейский и Кефайский), свт. (†1786); Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (†1857); Иоаким Корсунянин, еп. Новгородский, свт. (1030); Иоанн, еп. Готфский, свт. (†790); Иоанн Блюмович, иерей, сщмч. (†1938); Иоанн Психаит, прписп. († ок. 825); Иосиф Песнописец, прп. (†883); Капитон, еп. Херсонесский, сщмч. († после 326); Кассиан Грек, Угличский Учемский чудотворец, прп. (†1504); Кирилл (Константин) Философ, равноап. (†869); Климент, папа Римский, сщмч. (†101); Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский, сщмч. (†1918); Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6110057...

З. р. связано с визант. пением (см. ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»), пришедшим на Русь в X в. вместе с проникновением христ. культуры (скрепление договора 944 г. послами-христианами кн. Игоря с Византией в «сборней церкви» св. прор. Илии в Киеве - ПВЛ. 1999. С. 26; вероятно также присутствие визант. священнослужителей и певчих в окружении св. кнг. Ольги после ее крещения). С офиц. принятием христианства при блгв. кн. Владимире и учреждением Русской митрополии в составе К-польской Патриархии влияние визант. певч. традиции значительно расширилось. Прибывшие в Киев «попы царицины и корсуньские» (Там же. С. 53), митрополиты-греки и иерархи, возглавлявшие рус. епархии, и их окружение способствовали распространению и усвоению не только визант. богослужебных чинов, первоначально совершавшихся скорее всего по-гречески, но и визант. церковного пения. К возведенной по повелению св. кн. Владимира Десятинной церкви Пресв. Богородицы, порученной Анастасу Корсунянину , возможно как эконому, были приставлены для служения «попы корсуньские» (многочисленные греческие граффити существовали на стенах храма еще в XVII в.). В XI в. на горе рядом с Десятинной ц. располагался «двор деместиков», где жил руководитель певчих, выполнявший обычно и функцию учителя. Трудно сказать, был ли доместик (см. также: ПЭ. Т. 16. С. 751) славянином или имел греч. происхождение; последнее представляется вполне вероятным. Хор соборного митрополичьего храма Св. Софии непременно должен был включать певцов из греков, входивших в окружение митрополита. Следы присутствия визант. пения на Руси сохранились в слав. певч. рукописях XII в.: это греч. тексты отдельных песнопений в Благовещенском кондакаре (РНБ. Q.n.I 32 - напр., тропарь Кресту на л. 84-84 об.), характерные подтекстовки визант. интонационных формул типа «неагиа», «агиа» там же и в Типографском уставе с Кондакарем (ГТГ. К-5349 - напр.,   на л. 120 об.), вставные слоги «не-ве» в мелизматических распевах «Аллилуия» (все они даны в кириллической транслитерации, а значит, предназначались для слав. певчих, обученных визант. пению - см.: Der altrussische Kondakar " . 1976-1980; Типографский устав. 2006). О том же свидетельствуют греч. граффити на стенах каменного собора Св. Софии в Киеве, содержащие фрагменты текстов и отдельные начертания невм (см.: Евдокимова. 2008).

http://pravenc.ru/text/знаменного ...

Список статей по запросу «св Владимира» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «св Владимира» найдены статьи: АГРИППИНА кнг. ржевская, св. (пам. 15 июля, 23 июня) - см. Владимир и Агриппина, святые благоверные кн. и кнг. ржевские АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Шепелев Владимир Иванович; 1840–1917), иером., старец, прп., местночтимый св. АНАСТАС КОРСУНЯНИН (X-XI вв.), упом. в расск. о взятии Херсонеса св. кн. Владимиром (989) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР-ИОАНН - см. Иоанн-Владимир, св. кн. сербский ИЗЯСЛАВ АНДРЕЕВИЧ († 1165), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), старший сын владимиро-суздальского кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского ИОАНН ВЛАДИМИР († 22.05. 1016), князь сербский, св. (пам. 22 мая) ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/св Владимира.html

Житие св. князя Владимира   Иаков Мних. Житие св. князя Владимира Житие (испытание) блаженаго Володимера Сице убо бысть малым (малом) преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову; ходиша же слугы его в болъгары и в немци, и видеша скверная дела их; и оттоле идоша в Царьград и видеша украшениа церковная и чин Божественныя службы, изрядная архийерейская лепота, пенья же и ликы, и предстояния дьякон; и ту пребыша 8 И (— нет) царь же Василей и Костянтин отъпустиша я с дары и с честию; они же приидоша в Русь. Володимер же созва (съзва) бояры своя и старцы, и рече им: «Се приидоша посланнии нами, да слышим от них бывшая». И рекоша слугы яко смотрихом, како поклоняются болгаре в ропате стояще без пояса, и покланився сядеть и глядить семо и овамо, акы бешен; и несть веселья в них, но печаль и смрад велик; и несть добр закон их. В немцех же многы видехом в храмех службы творяща, а красоты никоея (никоея же) не видехом в них. Приидохом же в грекы, в Царьград, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не вемы на небесе (небеси) ли есми (есмя) быле, или на земли: несть нигдеже такова видения, ни красоты такия (таковая) недоумеем сказати; токмо то вемы, яко тамо Бог со человекы пребывает и есть служба их лучши всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя: всяк бо человек аще вкусить сладка (сладко), последи не приметь горести; тако и мы, княже, не можем зде быти, но идем тамо. Бояре же рекоша: «Аще не бы был добр закон греческый, то не бы прияла Олга, баба твоя». Володимер же рече: «Воля Господня да будеть!» И умысли в собе: «Сице сътворю (сотворю)». Минувшю же лету, иде с вои на Корсунь. Корсуняне же боряху крепко с града. Володимер же рече: «Аще ми ся не предасте, стояти имам (имамы) за три лета». Они же не послушаша, и стоя шесть Бе же в Корсуни мужь именем Анастас; сей написав на стрелу и пусти ю к Володимеру ко кладязю (к князю): «От въсточныя страны града в граде по трубам воды сведены; копав преиме (перейми) я». Князь же, се слышав, рече: «Господи Боже! Аще ми се сбудется, абие крещюся».

http://sedmitza.ru/text/410990.html

Императоры Феодосий Юнейший и Валентиииан III узаконили имения Духовных умерших 6ез наследников и без завещаний, или оставивших свое звание, присвоять церквам (Феодос. Улож. книг. V. глав. 3. и Кормч. Кн. гл. XLII. стат. 9, 10 и 11). Император Иустиний в VI веке узаконил никому не строить церкви без назначения постоянных доходов на содержание ея и причта. (Кормч. Книг. глав. XLII cm. 27). Но в Греческой Церкви не было закона о Десятинах, хотя некоторые Отцы, как, например, Ориген , Тертуллиан, Киприан, Златоуст и Августин упоминали о праве на оныя по Ветхому Завету. Они возобновлены уже по Европе в средних веках, когда нашествие варваров испровергло права прежних поместных владельцев, и когда в VIII веке при Карле Мартеле церковныя имения по большой части перешли в руки Рыцарей и Князей, которые ввели у подданных своих Десятинную себе подать со всех земляных произведений. По примеру их и Духовенство начало требовать себе Десятин, и Карл Великий в VIII веке законом дал оному сие право в своих владениях и у покоренных им Саксонцев. Но Дворянство, не желая уделить в своих поместьях сие право церквам и Духовенству, часто возмущалось, а Саксонцы за то отверглись и Христианства. Карл Великий однакож строгостию наказаний утвердил в Европе сие право, оставшееся и до ныне в некоторых Государствах. В соседней России Польше, упредившей оную 2З годами в приятии Христианства, Король Мечислав со введением оного ввел также и Духовные Десятины: но и он принужден был преодолевать такия же со стороны помещиков и подданных препятствия, как и Карл Великий, и также строгостию только преодолел оныя. А в Литовском Статуте (раздел. 3. артик. З2. стат. 6.) вообще Духовным в число их доходов назначена и Десятина. Какие именно имения подлежали Десятинной подати по Владимировой Грамоте Нестор не означил. Завет Владимиров у него очень краток и заключается в следующих только словах (стран. 87):Се даю церкви сей святей Богородице от имения моего и от градов моих десятую часть, и положи, говорит Нестор, написав клятву в церкви сей, рек: аще кто сего посудит, да будет проклят, и вдаст Десятину Анастасу Корсунянину.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010