Так, Скунха – вождь саков -тиграхаудов , народа живущего к северу от Сыр-Дарьи попал в плен персидскому царю Дарию в 518 году до н.э. и признал его власть. Дарий одним ударом разрушил могучий союз племен тиграхаудов и массагетов. Тиграхауды стали верными союзниками Дария и поставляли Дарию воинов по первому его требованию. Другая же группа – парадарайя, основу которой составляли саки-массагеты, вновь превратилась в жалкое зрелище. Во второй книге: «Подвиг Ширака» Булат Курманбекович Джандарбеков приводит речь Томирис, уже старой женщины, сломленной многолетней борьбой: « Я укротила вождей. Ведь сколько борьбы! Казалось, смирила, а нет, они еще строптивее и неукротимее становятся. Из-за них не смогла я объединить саков… Волков не сделаешь верными сторожевыми псами. Они ждут не дождутся моей кончины, чтобы устроить кровавую бойню за мой опустевший трон». Массагетам, чтобы сохранить свой род пришлось мигрировать на Скандинавский полуостров. То, что готы ранее были племенем саков – массагетов, утверждал готский историк Иордан в VI в. н.э. В частности, в историческом трактате: «О происхождении и деяниях гетов» он писал: « Кир, царь персов во времена царицы гетов Томиры, пошел на нее гибельной войной. Возгордившись победами в Азии, он стремился подчинить себе гетов, у которых, как мы сказали, царицей была Томира… Затем Дарий, царь персов, сын Гистаспа, выставил против готов войско из 700 тысяч вооруженных воинов. Он опять построил мост на Данубии (Дунай)и, [проведя] два полных месяца в утомительной войне, потерял восемь тысяч воинов. Тогда, опасаясь, как бы мост через Данубий не оказался занятым его противником, он быстрым бегом отступил во Фракию… Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли». Произошло это событие в третьем веке н.э. Надо сказать, что Иордан явно выделяет в войне с Дарием роль массагетов, замалчивая значение в победе над персидским владыкой других кочевых племен. Судя по маршруту Дария, он, форсировав Дунай, прошел скифские земли и вторгнулся на территорию сарматских племен. Затем Дарий, покорив племя тиграхауда, рассеял по степи племена парадарайя - массагетов. Следовательно, гнались за Дарием и едва не уничтожили его войска на Дунае сарматы. Следовательно, Томирис в войне с Дарием не участвовала.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/26/...

1973). Этот список явно зависим от греч. списка в составе Апостольских канонов, добавлена лишь Книга Судей Израилевых, но пропущена Книга Есфири и 1-3-я Маккавейские (Книги Иудифи, Товита и премудрости Соломона вообще не упоминаются). Страница из Эчмиадзинского Евангелия с миниатюрой «Поклонение волхвов». 989 г. (Матен. 2374. Л.10) Страница из Эчмиадзинского Евангелия с миниатюрой «Поклонение волхвов». 989 г. (Матен. 2374. Л.10) В стихометрии Анании Ширакаци (VII в.), сохранившейся в позднесредневековых рукописях, представлен следующий состав: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Царств, 1-2-я Паралипоменон, затем 1-4-я Книги Маккавейские (при этом 4-я Маккавейская вообще не известна в арм. традиции), 12 малых пророков, Книги пророков Исаии, Иеремии, Варуха, Плач Иеремии, Послание Иеремии (эта книга крайне редко встречается в составе арм. Библий), Книги пророков Иезекииля, Даниила, Псалтирь, Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, премудрости Соломона, Иова, премудрости Иисуса, сына Сирахова, 1-я и 2-я Ездры (с редким для арм. традиции уточнением, что это Книга Неемии), Есфири, Товита, Иудифи ( Idem. 1975). Один из наиболее полных списков ВЗ принадлежит Мхитару Айриванеци (XIII в.): Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Царств, 1-2-я Паралипоменон, 1-4-я Маккавейские, далее следует название «Книга Иосифа, который первосвященник Каиафа» (возможно, это не отдельное сочинение, а указание на авторство 4-й Книги Маккавейской), «Видения Еноха», «Завещания патриархов», «Молитва Асенефы», Книги Товита, Иудифи, Есфири, «Ездра Салафиил» (это 3-я (4-я) Книга Ездры), Иова (далее неясная помета «8, 9 дней»), Псалтирь, Книги 12 пророков, Притчей Соломоновых, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, «3-я Книга Паралипоменон» (с уточнением «об Иеремии в Вавилоне»), «Смерть пророков» (т. е. Жития пророков), Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова ( Idem. 1976). Вероятно, это не офиц. список канонических книг арм.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

И я построил город Кириафаим, И мужи колена Гадова жили в течение веков вокруг Атарофа, И царь израильский укрепил этот город, И я сражался против этого города, и взял его, И предал смерти всех мужей города, Чтобы угодить Кемошу, богу Моава, И я взял оттуда священные сосуды Ягве И поставил их перед лицом Кемоша в Кириафе, И я поселил в нем людей из Ширака и Шарората для жительства в нем. И Кемош сказал мне: «Пойди, возьми город Нево у Израиля». И пошел в течение ночи, И сражался против него от утренней зари до полудня, И взял его, и предал смерти всех его жителей… И взял я оттуда священные сосуды Ягве И принес их Кемошу. И царь израильский укрепил Иахаз, И занял его, и сражался со мною, Но Кемош прогнал его пред лицом моим. И я взял из Моава двести мужей всего, И я осадил Иахаз, взял его и присоединил к Дивону. Данная надпись содержит только один, и небольшой, эпизод иудейско-моавитской войны. В целом эта история выглядит так: идумеи, подданные иудейского царя Иосафата, захватили моавитский город Хоронаим. Прорицатель объявил, что Кемош хочет показать милость к своему народу и храму и намерен сокрушить Израиль, их угнетателя. По смерти Ахава, царя израильского, весь округ к северу от Арнона перешел в руки Меши, и он, видя слабость Охозии, преемника Ахава, отложился от него, перестав платить дань. Израиль и Эдом пытались все вернуть, начав войну. Идумеи были прогнаны с юга, и Меша, в благодарность Кемошу, построил ему высоту в Кархе. Охозия умер, и Меша надеялся укрепить свое царство. Для этого он перешел в наступление и овладел Иахазом, чем и закончил освобождение Моава. Кроме того, он соорудил ряд укреплений. После этого Меша, заключив союз с идумеями и аммонитянами, совершил нашествие на Иудею, но неудачно: возникло междоусобие в войске, когда моавитяне вместе с аммонитянами перебили идумеев и отступили. Израильским царем после Охозии, не имевшего сына, стал его брат Иорам. Соединившись с Иосафатом, царем иудейским, и идумеями, он пошел войной на Моав: будучи разбитым и спасаясь от врагов, Меша с остатками войска заперся в высокогорной крепости Кир-Харешет. После осады Меша, во главе 700 воинов, совершил вылазку, неудачную; тогда на городской стене он принес в жертву Кемошу сына – это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю ( 4Цар. 3, 27 ). По предположению Ш. Клермон-Ганно, до нас дошла половина надписи; дальнейшее дополняется Библией, подробно повествующей о войне против Меши, которую вели Иорам, царь израильский, Иосафат, царь иудейский, и царь эдомский (см.: 4Цар. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На прошлой неделе состоялся съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который почтил своим присутствием президент России Владимир Путин. Председатель РСПП Аркадий Вольский, в течение всего съезда именовавший своих коллег-капиталистов задушевным пролетарским словом " товарищи " , в заключительном слове обратился к Владимиру Путину, чтобы поблагодарить президента за сам факт его существования. " Спасибо за то, что вы есть " , – искренне сказал он. Конечно, некоторые злопыхатели не преминут нарисовать действительно анекдотическую ситуацию, в которой кто-то из западных коллег товарища Вольского, скажем, председатель французского патроната, благодарит президента Жака Ширака просто за то, что тот существует. Но эти злопыхатели будут глубоко неправы. Ну подумайте сами, что стало бы с Россией, если бы Владимира Владимировича не было? На прошлой неделе стал достоянием гласности конфликт, возникший между партией " Родина " и партией " Единая Россия " . Лидер " Родины " Дмитрий Рогозин возмутился тем, что в своих внутренних документах " единороссы " именуют его партию сборищем " политических спекулянтов " , " марионетками нуворишей " и " циниками " . На что генеральный секретарь " Единой России " Валерий Богомолов находчиво ответил, что Дмитрий Рогозин сам публично обзывал " единороссов " " молью " , " телепузиками " и " серым большинством " . Этот спор мог бы затянуться до бесконечности, если бы не меры, принятые Кремлем, который дал указание обеим своим креатурам не срамиться перед державами и прекратить лаяться попусту. Тем более что и те, и другие правы. На прошлой неделе Конституционный суд РФ признал соответствующим Основному закону федеральный закон " О языках народов РФ " , согласно которому алфавитом языка любого народа, населяющего Россию, может быть только кириллица. Перевод языка на другой алфавит может быть осуществлен только с согласия Госдумы. Таким образом, намерение руководства Татарстана перевести татарский язык с кириллицы на латинский алфавит было сочтено противозаконным, несмотря на то, что латиница, по мнению татарских лингвистов, лучше передает нюансы татарской речи.

http://religare.ru/2_12341.html

Маврикий использовал армян для военной колонизации Фракии. Позднее, в сер. VIII в., в европ. провинциях Византии расселял армян-павликиан имп. Константин V . Господство мусульман. Арм. гос-ва в эпоху Багратидов (сер. VII-XI в.) В 640 г. в А. вошли новые завоеватели - арабы. В эпоху их господства хозяйство страны пришло в упадок, население сгоняли с земель, угоняли в рабство. Было запрещено церковное строительство, известны случаи насильственного обращения в ислам, поругания христ. святынь. Наиболее тяжким последствием араб. завоевания явилось изменение в этническом составе населения страны. На протяжении веков Армянское нагорье было занято почти исключительно армянами (этнически пестрым было лишь население крупных городов). Теперь же араб. племена занимали города и целые области, приспосабливаясь к местным условиям. Переход армян в визант. земли, считавшийся изменой и строго каравшийся, тем не менее происходил постоянно. Мн. нахарарские фамилии находили благосклонный прием в христ. Византии, где высоко ценились их выучка и боевой дух. 12 тыс. армян во главе с Шапухом Аматуни обосновались в Понте. Одна из вост. визант. фем получила название Армениак. Весьма значительным был арм. элемент и в малоазиат. фемах Колония, Халдия, Севастия. Крупные вооруженные столкновения армян с арабами происходили в 703, 747-750 и 774-775 гг. Наиболее широкий размах антиараб. движение приобрело в сер. IX в. Воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, Византия возобновила раздачу титулов знатным армянам, как это практиковалось в кон. VI-VII в., и рассчитывала вернуть армян в лоно имперской правосл. Церкви. В 885/86 г. князь князей Ашот I из династии Багратидов (Багратуни) был признан халифом царем А. Столица царства Багратидов, просуществовавшего до 1045 г., находилась в Еразгаворсе (Ширакаван), затем в Карсе и Ани . Багратиды не смогли управлять всей территорией А. с многочисленными местными знатными родами, и вскоре из их гос-ва выделились Васпураканское царство (908-1021) со столицей в Ване, где правила династия Арцруни; Карсское (Ванандское) царство (963-1064) со столицей в Карсе, где правили представители боковой линии Багратуни; Лорийское (Ташир-Дзорагетское) царство (979 - после 1256), где также правили Багратуни, со столицами в Самшвилде и Лори; Сюникское царство (970-1091) со столицей в Сисиане и затем Капане; Парисосское царство (Х в.) со столицей в Парисосе, на территории совр.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Среди пострадавших оказалась и российская гражданка, актриса Наталия Захарова. После развода с мужем-французом ее трехлетнюю дочь насильно отдали в приют, дабы по формулировке ювенального судьи оградить ребенка от «патологической, угнетающей, любви матери». Вот уже девять лет Наталья не может вернуть дочь. Вопрос о возвращении Маши обсуждался на встрече бывших президентов Путина и Ширака. С просьбой помочь воссоединению семьи обращался к кардиналу Франции и нынешнему президенту Николя Саркози покойный патриарх Алексий II. Но ничего не помогло. Усиление контроля над семьями «достигло цели» и в Германии. По сообщениям СМИ, ежегодно у родителей отбирают свыше 20 тысяч детей, ссылаясь на «недостаток ухода». Система построена так, что чаще всего под удар попадают законопослушные, платежеспособные семьи европейцев. Детей из таких семей проще пристроить в патронатную или приемную семью. В отличие от проблемных детей из асоциальных семей и беспризорников, они не имеют серьезных проблем с физическим и психическим здоровьем, воспитаны. К тому же с родителей лишенных детей взимают подобие алиментов для компенсации расходов на их содержание. Семьи эмигрантов из стран третьего мира не трогают - боятся. Сейчас за право усыновления и осуществления опеки на Западе активно борются гомосексуальные «семьи». Для воплощения прогрессивной мечты о защите прав детей в России предлагается учредить специальное ведомство, «которое возьмёт на себя всю работу с детьми и подростками группы риска». Но подобное «ведомство» уже есть - это органы опеки и попечительства! На самом деле замысел здесь такой: под предлогом чрезвычайной озабоченности положением детей в неблагополучных семьях все семьи превратить в потенциально неблагополучные с перспективой изъятия детей под любым предлогом. А поскольку ребёнок не может сам сформулировать судебный иск, дело это оказывается в руках спецчиновника, которому переходят родительские прерогативы. Всё это, в конце концов, означает экспроприацию детей в лучших революционных традициях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

И только тогда воспрянем. Когда в октябре 1967 года я написал статью о пятидесяти годах бедствий и геноцида, начало которым было положено Октябрьской революцией 1917 года, меня заклеймили как реакционера. Однако если мы и знаем теперь, что скрывается за фасадом, то это благодаря очевидцам, приезжавшим оттуда, голоса которых стали слышны, несмотря на столь прекрасно отлаженную советскую пропаганду и вопреки потерявшим человеческий облик политиканам вроде Ширака или этого ничтожества—Форда, что не осмелился принять Солженицына. Но Советская Россия рассчитала плохо. Она прикинула так: «Нате вам, всех ваших Плющей, ваших Солженицыных, ваших Синявских и Максимовых. Делайте с ними что хотите, вы, западники, презренные буржуа, мы этого не боимся. То, что вы думаете, нам безразлично, да вы к тому же и думать уже не умеете». Случилось чудо. Зазвучали сильные голоса, правда пробудила нас от сонного оцепенения. Мы всего лишь приоткрыли один глаз, приподнялись на одном локте. Рассвет только занимается. Сиюминутные политические страсти уже не вгонят нас в дрему. Трусость — дело неблаговидное. Господин Ширак должен бы это знать. И ради чего тогда, если он запрещает Плющу говорить, ради чего ополчился он на коммунистическую партию? «Франс-суар» 19 февраля 1976 г. «Манес Спербер , один из наиболее прозорливых мыслителей нашего времени, уже давно, еще в ту пору, когда об этом едва лишь можно было говорить и с трудом верить, указал на очевидность неизбежного противоречия, которое наблюдается в Советской России между практикой власти и теорией, на которую она претендует. Идеология, таким образом, стала, с одной стороны, абстрактной мифологией, а с другой—системой святой лжи» («Ахиллесова пята»). Нам на Западе не нужно защищать какую-то определенную идеологию, но у нас есть идеалы, во имя которых мы защищаемся (правда, плохо) и которые являются смыслом нашей жизни: свобода, расцвет личности, культура. Но и этим идеалам у нас грозит в свой черед стать святой ложью. Для чего станут нужны тогда техника и материальный прогресс, то есть цивилизация в немецком понимании, если целью их не будет являться культура — искусство и знание.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

270 Сасун – историческая область Армении в горах Армянского Тавра, юго-западнее озера Ван (ныне в пределах Турции). 271 Ван – древнеармянский город на восточном берегу озера Ван. Возник в 1 тысячелетии до н. э. До VI в. до н. э. – г. Тушпа, столица государства Урарту (ныне в пределах Турции). 273 Амюк – известная в средние века крепость, находилась на восточном берегу Ванского озера, южнее острова Лим. Ныне селение Амюк, или Амик. 274 Артаз – одна нз областей Васпуракана, соответствует нынешней области Маку (Иран). В Артазе на берегу реки Тхмут в 451 г. произошло Аварайрское сражение. 276 Рштуник – область в Васпуракане, на южном берегу Ванского озера. Был наследственным владением князей Рштуни. 277 Салмаст, или Сагамас, – город в области Зарехаван провинции Персоармения Великой Армении. В IV в. упоминается в составе бдешхства Нор-Ширакан. После раздела Великой Армении (387 г.) Салмаст был захвачен Персией, в начале VIII в. – арабским халифатом. В начале X в. вошел в состав Васпураканского царства (Армянская энциклопедия, т. X. Ереван, 1984). 278 Джуламерик – поселение в Западной Армении, на правом берегу реки Мец Зав (ныне в пределах Турции). 280 Себастия – город в Западной Армении, на берегу реки Галис. Как поселение известно с II-I в. до н. э. Ныне город Сваз в пределах Турции. 281 «Туманы» (турец.) – области, входившие в большую провинцию (см. С. Малхасян. Толковый словарь армянского языка, т. II. Ереван, 1944, с. 125). 282 Варагский крест – широко распространенное, особенно в Ванской области, предание о Варагском кресте связано с именем св. Рипсимэ. По преданию, во время бегства в Армению Гаянэ надела на шею своей воспитанницы крест, часть от древа господнего креста – «окропленный кровью Господа» (Мовсес Хоренаци. Сочинения, с. 302). Достигнув Вана, Рипсимэ, опасаясь преследований, оставила крест на Варагской горе, а сама вместе с Гаянэ продолжила свой путь в Вагаршапат. Крест охраняли два священника, после смерти которых место затерялось. Постоянными молитвами двух других священников – Тодика и Иовеля видением открылось место креста. Это событие торжественно отметил и установил день поминовения Явления Варагского креста католикос Нерсес, согласно М. Орманяну в 660 г. (Азгапатум, § 498). Названный день поныне празднуется армянской церковью между 25-м сентябрем и 1-м октябрем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Верхи» депутатов договорились. Несколько человек, связанных круговой порукой, все согласовали. Но «низы» не захотели жить по-старому. И началась заварушка. Общеизвестно, что «Свобода» изначально была проектом власти. Еще более года тому назад я писал о плане политтехнологов «Партии Регионов» по выведению Тягныбока на роль «боксерской груши» для Януковича : «Как сообщил автору этой статьи один высокопоставленный человек, пожелавший остаться неназванным, в окружении стремительно теряющего популярность Януковича созрел план о том, как спасти его политическую карьеру. Эти люди решили дать карт-бланш украинскому неофашисту Тягныбоку, который публично обещал бороться против «жидов и москалей». Собственно, они начали его «раскрутку» еще до президентства Януковича, когда партия Тягныбока «Свобода» при поддержке ряда видных членов «Партии Регионов» отнимала голоса у конкурентов из Блока Юлии Тимошенко. Теперь же некоторые видные «регионалы» задумали сначала втащить неофашистскую «Свободу» в Верховную Раду с той же целью, а потом сделать ее идеальной «боксерской грушей» для Януковича во втором туре президентских выборов. Действительно, на фоне «отморозка» Тягныбока даже потерявший популярность Виктор Федорович будет смотреться гарантом мира и правопорядка. Кому-то, очевидно, не дают покоя лавры Жака Ширака, который с триумфом победил собственноручно выпестованного «бумажного тигра» националиста Ле Пена во втором туре выборов. Политический «цирк» там вполне удался: французские простофили с горящими праведным негодованием глазами тогда толпами ходили по площадям с плакатиками, требующими спасти прекрасную Францию от ле-пеновского «фашизма». Однако Украина - это совсем не Франция, с ее железной властью в «бархатной перчатке» притворно «независимых» СМИ и карманным «фашизмом», созданных под контролем спецслужб. На Украине фашизм вполне взаправдишный». К несчастью, оправдались оба посыла данной статьи. Действительно, некоторые представители власти продвигают неофашистов, действительно, неофашизм быстро выходит из-под контроля. То, что произошло 19 марта в Верховной Раде, напомнило мне старый итальянский фильм «Дни любви». Две семьи в силу ряда причин пожелали разыграть перед соседями спектакль: картинно поссориться, а на деле продолжать дружить, преследуя свои цели. Но горячий итальянский темперамент взял свое: показная ссора сначала переросла в ругань, затем - в драку. Затем - чуть ли не в кровную месть.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/21/dr...

675 Себеос, пер., с. 125. По его данным, Азербайджан платил ежегодно 365 пайвасик (по 50 литр [Себеос, пер., с. 125, примеч. 203]), т. е. около 1,5 млн. дирхемов, а по сведениям арабских источников – 800000 [Балаз, Ф., с. 326; Халифа, с. 125]. Цифра 365 могла появиться по излюбленному фольклором исчислению, по числу дней в году (365 комнат во дворце, 365 жен и т. д.), поэтому нельзя считать ее точной. 680 На эту мысль наводит следующее обстоятельство: по сведениям ал-Балазури, полученным от «шейхов из Дабила», Хабиб шел на Грузию через местность, прозванную арабами Зат ал-Луджум; пройдя ее, он встретился с послом грузинского царя (битрик ал-Джурзан) [Балаз., Ф., с. 201]. Зат ал-Луджум упоминается в другом сообщении среди местностей, завоеванных после Двина: Гарни, Ашуш (Ашоцк), Сирадж (Ширак). Известно также, что Хабиб казнил владетеля Аруча (Талина). Все они, за исключением Гарни, расположены к западу и северо-западу от Двина, там же вероятнее всего искать и эту неведомую местность. Более того, нельзя исключить возможность завоевания Ширака и Ашоцка не сразу после Двйна, а после возвращения из Нахичевана. Движение арабской армии через эти районы естественно должно было вызвать тревогу грузинского царя и желание предотвратить вторжение путем переговоров. Видимо, исходя из того, что конечной целью Хабиба оказалась Грузия, некоторые азербайджанские историки утверждают, что Нашава/Нахичеван, с которой заключил договор Хабиб, не Нахичеван на Араксе, а одноименный город около Кагызмана в Карсском вилайете [Буниятов,1978, с.196; Велиханова, 1987, с. 56; ее же комментарий: И. Хурд., пер., с. 300, примеч. 20]. Но сведения ал-Балазури о маршруте Хабиба от Феодосиополя: Харк (ал-Харак) – Хлат – Арташат – Двин – Нашава – Сисаджан – Вайс (Вайоцдзор) – не оставляют сомнений, что Нашава находилась между Диином и Сисаджаном (Сисаканом), т. е. тождественна Нахичевану на Араксе. 681 Кирмиз – кошениль. Что значит «Грузия кошенильная», или «Грузия карминная», – неясно. В договоре с Тифлисом, подписанном позже ал-Джаррахом б. Абдаллахом, говорится просто «мин кура Джурзан».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010