Лишь тогда византийцы, судя по их письменным источникам, заметили хазар как политическую силу 1099 . «Они (болгары) оставили свою страну и бежали, а те (хазары) преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна», – сообщает позднейшая хазарско-еврейская переписка 1100 . В рассказах Феофана и Никифора это событие следует под 6171 годом (678/679 г. н.э.), но вслед за созывом Шестого Вселенского собора в ноябре 680 г. и поселением в том же году булгар во главе с Аспарухом «у Истра» 1101 . Под этим же годом латинский хронист Сигеберт сделал запись: «От сего времени следует вести начало Болгарского государства» 1102 . Следовательно, хазарская экспансия в южном направлении началась не ранее 660-х гг., причем с помощью дипломатических усилий Византийской империи удалось ограничить новообразовавшийся каганат пределами Восточного Приазовья, Керченского пролива и нижним течением Дона 1103 . Эти же западные рубежи Азиатской Сарматии, в которой жили хазары, указывают обе редакции («длинная» и «краткая») «Армянской географии» («Ашхарануйц») Анания Ширакаци, созданные соответственно в 661–665 гг. и около 670 г. 1104 Примечательно, что к 670 г. хазары были известны лишь в Закавказье 1105 . Одно из самых крупных опустошительных нашествий сюда относится к 684 г., когда хазары решили наказать самовольство хагана савир Алп-Илитвера, женившегося на дочери албанского владетеля и принявшего христианство 1106 . И раньше, и позже их больше интересовали закавказские страны, Армения, Грузия, Албания, где от имени халифа правили наместники, которых они истребили, а сами страны разорили, воспользовавшись междоусобицами, вспыхнувшими у арабов вследствие переноса столицы из Мекки в Дамаск 1107 . Несмотря на наличие центральной власти и правящей хазарской династии, каганат представлял собой, скорее всего, федерацию племен. Военной, силой первоначально было, кочевое, сначала родоплеменное, легковооруженное ополчение из рядовых хазар. Оно формировалось по этническому признаку: причем набиралось из зависимого населения принудительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«История страны Агванк» - компилятивный сборник по истории Албании Кавказской , составленный во 2-й пол. X в. Мовсесом Каланкатуаци (или Дасхуранци), родом из обл. Утик. Мало что известно об Ухтанесе (возможно, он был епископом Севастии), авторе «Истории отделения грузин от армян». До наст. времени не дошла 3-я часть его труда, посвященная армянам-халкидонитам . Историк XI в. Степанос Таронеци , прозванный Асолик (Асохик; арм. сказитель), оставил малооригинальную трехчастную историю от сотворения мира до своего времени. Его современник Аристакес Ластивертци , автор «Повествования», описал историю 2 поколений (с 1000 по 1071) А., его рассказ о бедствиях, постигших А., часто прерывается поэтизированными сетованиями и выражением скорби. Ученый эрудит вардапет Ованнес Саркаваг Имастасер написал помимо разных поэтических и научных трудов «Историю сельджуков», от к-рой дошли лишь фрагменты. Первым арм. летописцем считается автор XII в. иером. Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский) - автор «Хронографии», охватывающей период с 952 до 1136 г. Она является историческим источником, содержащим сведения о византийцах, турках и крестоносцах. До 1180 г. довел свою летопись Самвел Анеци (Самуил Анийский), труд к-рого продолжил до 1336 г. неизвестный хронист. Дошла до нас 1-я часть «Истории» Мхитара Анеци, протоиерея собора в г. Ани. В Захаридской А. историографией занимался ученик Мхитара Гоша вардапет Ванакан, создавший несохранившуюся «Современную историю», а также ученик Ванакана вардапет Киракос Гандзакеци , автор «Истории Армении» (в 2 ч.), доведенной до 1265 г. Др. учеником Ванакана был автор «Всемирной истории» Вардан Аревелци Великий (1200-1271), к-рый также написал различные ученые и поэтические произведения. Третьим знаменитым учеником Ванакана был инок Малакия (Махакия), автор «Истории народа стрелков», посвященной истории татар. Хронист Мхитар Айриванеци - автор летописи от Адама до 1289 г. Брат арм. царя Хетума I Смбат Спарапет в «Хрониках» описывает события 951-1331 гг., книга написана на разговорном диалекте Киликийской А. Еп. Сюникский Степанос Орбелян составил историю своей епархии, к-рая стала примером региональной арм. историографии. Товма Мецопеци, ученик знаменитого Григора Татеваци, был автором «Истории Тамерлана», а также «Памятной записи», повествующей о перенесении в 1441 г. арм. патриаршего престола из Сиса в Валаршапат (Эчмиадзин). «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae) - это образец полемической церковной историографии, созданный неизвестным автором-халкидонитом (см. Аноним армянский ) и сохранившийся только по-гречески. Философская лит-ра Крупнейшим арм. философом является неоплатоник Давид Анахт (Непобедимый), ученик Олимпиодора Александрийского, написавший в VI в. комментарии к «Введению» Порфирия и к соч. Аристотеля. Великий энциклопедический ум - Анания Ширакаци (VII в.) создал множество сочинений в разных областях науки и философии, в т. ч. «Стихометрию» и «Трактат о мерах и весах». Богословская лит-ра

http://pravenc.ru/text/76104.html

Таким идеальным императором был для Марцелина Юлиан, мудрец и воин на троне. Единственное, что не устраивает автора в политике Юлиана – это отношение к среднему классу. Марцелин создает яркие психологические портреты императоров, следуя определенному плану: рождение героя, сведения о его родителях, его воспитание, политическая деятельность, ратные подвиги, характер, обстоятельства его кончины; причем в каждом из героев подчеркнута определяющая черта характера. Беспристрастность и добросовестность в изложении исторического материала, в основе которого лежали свидетельства очевидцев, сочетается с личной оценкой автора, рисующего не вполне объективную картину правления Цезаря Галла в Антиохии, умалчивающего об иудейском восстании и о подавлении заговора Магненция (350 г.), превозносящего военный талант Феодосия I и искажающего события, участником которых был отец императора Феодосий, полководец армии Валентиниана I. Исследователи называют наиболее надежными сведения, касающиеся деятельности Констанция II (император с 337 г.), Юлиана, Иовиана (император с 363 г.), Валентиниана I (император с 364 г.) и Валенты (с 364 г. правил Восточной Римской империей). Сочинение Аммиана Марцелина отличается обилием батальных и массовых (коронации императоров, их выход к народу, бедствия населения, покидающего малоазийский город Нисабис, и др.) сцен, сведений о социальных отношениях и внутриполитических событиях в Римской империи, в германских племенах, у балканских народов и народов Ближнего Востока. Историк вводит в повествование вставные новеллы, философские размышления и научные экскурсы, использует разнообразные художественные средства (контраст, гротеск в обличении пороков римского общества, яркая образность и драматизм в изложении событий, ссылки на античных авторов: Гомера, Аристотеля, Демосфена, Геродота, Эпикура и др.). Сочинение Аммиана Марцелина было написано на поздней латыни и являлось важным источником, к которому обращались многие византийские историки. Анания Ширакаци (первое 10-летие VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современник Стифата армянский вардапет Анания Санахнеци (XI в.) по поручению католикоса Петра Гетадарца составил «Слово возражения против диофизитов» 167 . Сам Анания жил во внутренней Армении, менее дружественной к Византии, откуда было легче делать полемические выпады против византийцев. Первая часть «Слова против диофизитов», как и у Стифата, – христологическая. Основная идея Анании вполне традиционна для армянских полемистов – отговорить своего православного оппонента от несторианской ереси: «Ибо если исповедуешь два естества, ты должен после сего служить человеку: ибо его воскресил, и посадил, и ему покорил вся» 168 . Перечислим по порядку некоторые из обсуждавшихся в приложении, к слову, 169 Санахнеци вопросов: «К евнухам», «О почитателях икон», «О Халкидонском соборе», «Об отделении грузин», «Из истории Албанской», «Причина отделения Грузии», «О четырех престолах», «О мире», «Об опресноках», «О празднике Рождества Христова», «О причинах Трисвятого» 170 . Последние пять вопросов достаточно точно соответствуют тематике обличительных слов Стифата, хотя и приведены в другой последовательности. Даже если Анания не был знаком со словами Стифата, между данными авторами, очевидно, возникает общее дискуссионное поле. Обосновывая армянскую практику праздновать Рождество и Крещение в один день, Анания почти слово в слово повторил своего предшественника Ананию Ширакаци 171 . Как и Ширакаци, Санахнеци сослался на 6-е Апостольское правило, на Макария и Кирилла Иерусалимских . В конце главы «О празднике Рождества Христа», закончив цитировать Ширакаци, Санахнеци уже своими собственными словами изложил самую суть своего понимания вопроса о праздниках. Хотя и здесь он столь же мало оригинален и по-прежнему зависит от только что цитировавшегося источника, в отличие от своего ученого предшественника он настроен значительно воинственнее: отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, согласно армянскому полемисту, – характерное проявление «злой ереси». Автор отстаивает традицию, в соблюдении которой – спасение, а в отступлении – погибель. Он говорит о себе как о хранителе истины, носителе точного знания о времени рождества Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Таким образом, согласно Анании Ширакаци, Богоявление было установлено в I в. апостолами, а Рождество – во II в. еретиками. На Никейском соборе Рождество было отвергнуто, а Богоявление принято. Праздник Рождества был заново установлен при арианствующем Констанции, его могли свободно праздновать или не праздновать, однако в митрополичьих городах 4-х патриархов, соответствовавших 4-м евангелистам, он должен был праздноваться обязательно 161 . До императора Юстиниана некоторые Церкви еще не ввели празднование Рождества: «Я знаю малое число греков, которые соблюдали данный праздник до императора Юстиниана; но все были вынуждены им и получили его – Иерусалим, Рим, Александрия и всякая страна» 162 . Особое внимание, естественно, автор уделил Иерусалиму, наиболее долго сопротивлявшемуся введению отдельного дня празднования Рождества. В его полемическом слове как бы подразумевается вопрос: если знамение Креста, явившееся в Иерусалиме в царствование Констанция, в патриаршество свт. Кирилла Иерусалимского , обратило ко Христу даже иудеев, то кто может не согласиться с позицией Иерусалимской Церкви? В своих последующих рассуждениях Анания Ширакаци цитирует авторитетное для армян послание Макария Иерусалимского Армянской церкви, в котором говорится только о трех праздниках – Богоявлении, Пасхе и Пятидесятнице, подвергает сомнению роль свт. Григория Богослова в установлении отдельного праздника Рождества 163 и пользуется всевозможными расчетами для доказательства своей правоты. После Анании Ширакаци критика византийской литургической традиции раздельного празднования Рождества и Крещения стала характерной для армянской полемической литературы, представленной именами армянского католикоса Захарии Дзагеци 164 († 877), Анании Санахнеци (XI в.), вардапета Ованеса Ерзнкаци (из Плуза) (род. 1220/1230–1293) 165 и, наконец, вардапета Есаии Нчеци († 1338), который наиболее мягко изо всех высказался о возможности сосуществования двух различных традиций 166 . 9. Анания Санахнеци и прп. Никита Стифат

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Возможно, именно через А. Ш. представления александрийских греков об акустике распространились и в Иране, где араб. переводы трудов античных авторов, касающихся этих проблем, появились не ранее VIII-IX вв. А. Ш. по традиции считается автором значительной части шараканов (духовных гимнов) на праздники Св. Пасхи, Преображения Господня и Пятидесятницы. А. Ш. написал и ряд богословских произведений, в к-рых наибольшим авторитетом для него является Библия, затем творения отцов Церкви и лишь потом труды «добрых философов». «Слово математика Анании Ширакаци, сказанное на Богоявление Господа и Спасителя нашего» доказывает, что Рождество следует справлять не 25 дек., а 6 янв., одновременно с праздником Крещения. В «Слове Анании Ширакаци, сказанном на Пасху Господню» излагается история празднования Пасхи. А. Ш. приписывается также хроника от Адама до 685 г. «Сохраняя божественную веру, преисполненные плодов учения философов и твердо придерживаясь веры, мы будем всегда плодотворны в науке» - таков был незыблемый принцип ученого. Соч.: Фрагменты произведений/Изд. К. Патканян. СПб., 1877 (на арм.); Вопросы и решения вардапета Анания Ширакца, армянского математика VII века/Изд. и пер. И. А. Орбели. Пг., 1918 (переизд.: Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 512-531); Космография и календарь/Изд. А. Абрамян. Ереван, 1940; Сочинения/Изд. А. Абрамян. Ереван, 1944 (на арм.). Лит.: - · · , 1896 (переизд.: Тер-Мкртчян Г. Арменоведческие исследования/Изд. П. Акопян. Ереван, 1979. Кн. 1. С. 235-297, 501-504 (на арм. яз.)); Berb é rian H. Autobiographie d " Anania Širakac‘i//REArm. 1964. T. 1. P. 189-194; Hewsen R. Science in Seventh-Century Armenia: Anania of Širak//Isis. 1968. Vol. 59. P. 32-45; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 109-110, 121-122; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 97-99. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114762.html

– 685) – уроженец Армении, астроном и математик, получивший образование в Феодосиополе и в Трапезунде, где он учился у грека Тихика философии, астрономии и математике. Он – автор трудов по астрономии и математике (трактат «Об астрономии», «Космография», «Арифметика», «Теория календаря Анания Ширакаци разделял точку зрения античных авторов о шарообразности Вселенной и Земли, расположенной в центре и окруженной воздухом, и о климатических поясах, из которых первый находился к югу от экватора, остальные – к северу. Он доказывал, что Солнце, закрепленное на небесной сфере, вращается вокруг Земли и совершает вместе с ней один оборот за 24 часа. Своеобразным было представление Анания о небе, которое он подразделял на небесную твердь, состоявшую из воды и воздуха, и «твердое», ровное, всеохватывающее тело. К христианской космографии ученый относился противоречиво: он возражал против библейского тезиса о том, что Земля «держится на водах», но разделял веру в то, что центром Земли является Иерусалим. Сомнения Анания вызывала идея о всемирном океане, и он приводил в качестве доказательства закрытое Каспийское море. Ученому приписывают также составление «Географии», в основу которой были положены труды Птолемея в переложении александрийского», где ученый впервые составил арифметические сводные таблицы с четырьмя действиями, и др.). математика III в. н.э. Паппа. Основное содержание «Географии» составляет характеристика отдельных регионов ойкумены, расположенных по частям света (Европа, Ливия, Азия); их расположение, города, провинции, хозяйство (добыча ароматических смол в Ливии, производство шелка «превосходного достоинства» в Китае и др.); достопримечательности (гора из золота и серебра на Корсике, чудовищный бык, изрыгающий огонь, в Далмации и др.); фантастические существа (сатиры, полутигры-полулошади, гигантские муравьи в Индии и т.д.). В разделе «Закавказье» подробно описана родина Ширакаци – Армения, границы ее областей и княжеств. В своих трудах выдающийся армянский ученый продолжал традиции Василия Кесарийского и Иоанна Филопона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Армении после реставрации открылся монастырь IX века Агарцин Ереван, 23 октября 2013 г. В Армении завершилась реставрация монастырского комплекса Агарцин. На восстановление комплекса и дорог к монастырю IX века более 5 млн. долларов США предоставил член главного Совета Объединенных Арабских Эмиратов, принц эмирата Шарджа шейх Султан Бин Мохаммед Аль Касими, сообщает Благовест-инфо . Реставрация была начата в 2008 году. Кроме монастыря, арабский шейх выразил готовность профинансировать и ремонт горной дороги, через леса курортного Дилижана к святыни. Впоследствии было принято решение также построить и отдельное здание для местных монахов. 19 октября состоялось официальное открытие SaveFrom.net обновленного комплекса, на котором принимали участие глава Армянской Апостольской Церкви Католикос всех армян Гарегин II, спикер армянского парламента Овик Абраамян, министр культуры Армении Асмик Погосян. Сам шейх не смог принять участия в церемонии. Вместо него в Армении был его представитель Хамид Джафар, а также представители армянской общины Шарджа. Согласно канонам Армянской Церкви, по завершению реставрации была проведена церемония переосвящения монастырского комплекса, которую возглавил Гарегин II. По завершению его Католикос обратился к прибывшим на радостное событие гостям и многочисленным паломникам. Поблагодарив за помощь шейха, Католикос отметил, что реставрация христианского комплекса человеком другого вероисповедания - мусульманина - лучший пример и свидетельство межрелигиозного диалога. Католикос рассказал о первой встрече с шейхом, о желании принца чем-нибудь помочь Армянской Церкви. Будучи сам деятелем науки, писателем, ценителем искусства, эмир в ходе своего визита в Армении в 2008 году был очарован архитектурой армянских храмов, и особо ему понравился затерянный в лесу монастырский комплекс Агарцин. Арабский мир, несмотря на то, что в преобладающем большинстве там проживают мусульмане, всегда рассматривал армян как братьев, предоставляя им возможность безопасного проживания. При этом армянам было позволено сохранять свою религиозную принадлежность. В ответ армяне также вносили свой значительный вклад в развитие Арабского мира. Причем, сегодня они задействованы в различных сферах экономической деятельности стран, сказал при этом представитель шейха. Он также отметил, что одной из благодарностью арабов стало и предоставление армянам участка в Объединенных Арабских эмиратах под строительство единственной армянской церкви, освященной в 1998 году. Хамиду Джафару за значительный вклад в развитие экономических отношений между Арменией и ОАЭ была вручена высшая государственная награда Армении - медаль «Анания Ширакаци» (Анания Ширакаци - армянский философ, математик, космограф и географ середины VII в.). 23 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65118.html

Ряд фрагментов снабжен леммой (другой), (того же), а также пока не расшифрованными сиглами (?) и (Анания Ширакаци (?), Анания Нарекаци (?)). Тексты, приводимые Ванаканом, являются не дословными цитатами, а лишь их адаптацией, пересказом, более или менее следующим за оригиналом, сокращающим фразы, пропускающим слова, иногда делающим добавки, но сохраняя тем не менее общую последовательность мысли авторов. Фрагмент катены Ванакана был использован мхитаристом К. Чракяном для восполнения лакун рукописи при издании полного текста комментария прп. Исихия Иерусалимского на Книгу Иова ( Чракян. 1913; текст фрагмента напечатан мелким шрифтом внизу страницы). Это же издание приводит в приложении отрывки толкования Степаноса Сюнеци, содержащиеся в катене (Ibid. С. 304-310). Фрагменты прп. Исихия на Иов 23 из катены Ванакана изданы ( Renoux. 1986. P. 672-682). Предисловие к комментарию прп. Ефрема Сирина с толкованиями на Иов 1. 1-12, взятыми из катены Ванакана, издано ( Vardanian. 1912); франц. перевод части катены (Иов 23. 1-17; 30. 30 - 31. 10), выполненный по рукописи CPol. Galat. arm. 132, кон. XVI в., см.: Renoux. 1996. V. Катена Геворга Скевраци на кн. Деяния св. апостолов ( ; «Собранное толкование на Деяния Апостолов, извлеченное из древних [Отцов], Златоуста и Ефрема») представляет собой коллекцию леммированных фрагментов ок. 8 авторов, разделенную на 55 глав в соответствии с числом гомилий свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов, которые являются главными источниками катены. Кроме того, в ней используются толкования прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, Нерсеса Ламбронаци, Киракоса Гандзакеци († 1271) и Давида Анахта (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.). Составитель обращается с источниками вольно, сокращает и перефразирует их. Издание мхитаристов (Комментарий на Деяния апостолов. 1839) основано на 2 рукописях: Jerus. S. Jacob. 338, XVII в., и, возможно, Jerus. S. Jacob. 351 (сами издатели не называют рукописи, к-рыми пользовались).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Например, в армянском флорилегии «Свидетельства о празднике Рождества и Богоявления» во фрагменте, приписываемом св. Ипполиту Римскому , читаем: «Они говорили, что Он в другой день (чем в шестой) был рожден, и в другой (шестой) день крещен, поскольку они исповедали две природы и двух сынов, и этот праздник разделили на два те, кто непослушны. Но Церковь верных в один и тот же день отмечает праздник Рождества и Крещения» 154 . А фрагмент под именем св. Василия Великого начинается следующими словами: «Праздник Богоявления и праздник Крещения являются одним днем, потому что едина природа Бога и человека, и из истинного смешения Бога, ставшего человеком» 155 . Более подробный перечень армянских текстов, утверждавших единый день для Рождества и Крещения, указан М. ван Эсбруком, который в основном анализировал богословские контроверсии VI в. 156 Наиболее известным самостоятельным полемистом против принятой в Византии традиции двух праздников выступил армянский богослов и энциклопедист следующего VII в. Анания Ширакаци, или Ширакуни (ок. 600–670) 157 , известный также как Анания Счислитель 158 . Теме праздников Рождества и Крещения он посвятил специальное сочинение, в начале которого было сказано: «Праздник святого Рождества Христова не был установлен святыми апостолами и продолжателями апостолов на 12 дней раньше праздника Крещения, (...) ведь в 6-м [апостольском] правиле написано: «Сие апостолы установили и твердо определили, да будет совершаться праздник Рождества и Явления Господа и Спасителя нашего, являющийся главой и предводителем всех праздников Церкви», в 21 день месяца тиби, то есть 6 января согласно римлянам» 159 . И далее: «Но после многих лет с того времени, как они учредили каноны, нашелся праздник сей, как говорят некоторые из учеников еретика Керинфа и греков, принятый будто истинный от любителей праздников и от ревнителей благочестия, и от них распространился по всему миру. Но во дни святого Константина на святом соборе Никейском не был принят праздник сей святыми отцами, но было определено праздновать по тому же правилу святых апостолов» 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010