Петр и Иоанн были наказаны тридцатью девятью ударами бича; согласно закону, это означало, что дело исчерпано и человек прощен. Жестокое бичевание не сломило апостолов; они шли к братьям, «радуясь, — как пишет Лука, — что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5: 41). Синедриону же оставалось ждать дальнейшего развития событий. Угрозы властей не были главным испытанием для Церкви. Самое трудное было организовать и направить жизнь новообращенных, которых насчитывалось уже несколько тысяч. Большая часть галилеян и присоединившихся к ним не имели в Иерусалиме ни постоянного крова, ни заработка. Покидать город апостолы не хотели, потому; что Сам Господь велел им оставаться там двенадцать лет. В любом случае они не могли бросить крестившихся на произвол судьбы. Приходилось и наставлять их, и поддерживать, и заботиться об их пропитании. Ни опыта, ни особых талантов ученики не имели. Все делалось силой Духа, чудом. Одним из таких чудес оказалась любовь. Крепкие сердечные узы соединяли верующих, которые были не «единомышленниками», а братьями и сестрами. Каждый готов был поделиться последним. Кто побогаче, — продавалимущество или землю и нес вырученные деньги апостолам в общую казну. Другие предоставляли свои дома, кормили самых бедных. Разумеется, таких людей было меньшинство, но в материальном отношении община держалась на них. Особенно много сделали для общины Мария, мать Марка, которую Петр любовно называл «своей матерью», и ее родственник Иосиф Варнава, левит, приехавший с острова Кипра. Это был человек возвышенной, благородной души, позднее ставший другом Павла. Его называли «сыном утешения». От него Лука мог слышать рассказы о первых годах Церкви в Иерусалиме. Среди этих преданий Лука приводит одно печальное, показывая, что община не состояла из идеальных людей. Некие Анания и Сапфира, желая прослыть благодетелями Церкви, принесли Петру деньги, вырученные от продажи имения. По их словам, они отдали все, чем владели. В действительности же часть серебра супруги утаили. Придя к Петру, Анания ожидал, что ему воздадут почести, как Варнаве, но вместо этого апостол, проникнув в мысли обманщика, сурово обличил его. Предание гласит, что Анания, а за ним и его жена были настигнуты внезапной смертью (см. Деян 5, 1 — 11). Возмущение апостола Петра не было случайной вспышкой гнева. Передавая его грозные слова, Лука дает почувствовать, как болезненно переживала Церковь измену идеалу: ведь Анания и Сапфира «солгали Духу Святому», который жил в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Среди этих преданий евангелист приводит одно — печальное, как бы показывая, что община не состояла только из идеальных людей. Некие Анания и Сапфира, желая прослыть благодетелями Церкви, принесли Петру деньги, вырученные от продажи имения. По их словам, они отдали все, чем владели. В действительности же часть серебра супруги утаили. Придя к Петру, Анания ожидал, что ему воздадут почести, как Варнаве, но вместо этого апостол, проникнув в мысли обманщика, сурово обличил его. Предание гласит, что жертва честолюбия, Анания, а за ним и его жена, были настигнуты внезапной смертью. [ 2-24 ] Возмущение апостола Петра не было случайной вспышкой гнева. Передавая его грозные слова, Лука дает почувствовать, как болезненно переживала Церковь измену идеалу. Ведь Анания и Сапфира " солгали Духу Святому " , который жил в ней… Обращает на себя внимание и упрек Петра: " Вырученное продажей не в твоей ли власти было? " Другими словами, жертвы, приносимые апостолам, являлись добровольными. Никакого жесткого устава — вроде Кумранского — который бы требовал обязательного отказа от собственности, в Церкви не было. Иерусалимская коммуна ценила лишь свободное проявление братской любви.   На чем же держалось это удивительное духовное единство, которое так восхищало автора Деяний в Иерусалимской общине? Были и общие молитвы, и беседы, и чтение Слова Божия, и проповеди, и взаимопомощь, и совместный труд, но в центре всего стояла Трапеза Нового Завета . Она вошла в жизнь верных как нечто новое, хотя и облеченное в привычные формы. [ 2-25 ] Посещая Храм, назаряне имели при этом уже свое собственное священнодействие, заповеданное Господом. Вечерами все собирались по домам; торжественно, как на Пасху, преломлялся Хлеб, звучала благодарственная, евхаристическая молитва, напоминавшая о страстях Христовых; из рук в руки передавалась Чаша… И тогда Сам Мессия входил в круг учеников, словно в те дни, когда Он был среди Двенадцати в ночь перед Голгофой. Они жили Им и в Нем. Не " память о великом Человеке " , Которого больше нет, соединяла их, а Его реальное, таинственное присутствие. Обетование " Я с вами " не обмануло. Он воскрес, чтобы остаться с ними. На этой встрече с живым Сыном Человеческим, Который грядет, но и Который уже здесь , среди людей, стояла отныне и будет всегда стоять Его Церковь, Церковь Нового Завета. Глава третья. ПЕРВЫЙ МУЧЕНИК И ПРИЗВАНИЕ САВЛА. Иерусалим — Дамаск, 35-37 годы. Эллинисты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Эфесские иудеи решили, что это были христиане из язычников, пришедшие с Павлом в Иерусалим. 21 ты знаешь по-гречески? Тысяченачальник был удивлен, слыша, что Павел свободно изъясняется по-гречески; он принял его за мятежного иудея из Египта, который появился три года назад, выдавая себя за пророка (Иосиф Флавий «Иудейская война», 2.261–263). 21 разбойников. Это были фанатичные иудейские националисты. 21 на еврейском языке. Имеется в виду разговорный арамейский язык иудеев Палестины, хотя священники и левиты знали наравне с ним и древнееврейский. Однако греческий язык в эту эпоху оставался общим языком и для римлян, и для других народов Средиземноморья. Глава 22 22 в Тарсе Киликийском. Крупный торговый и культурный центр, расположенный в Киликии, в юго-восточной части Малой Азии. 22 Анания. Такому человеку и подобало встретить Павла, ревностного фарисея, «еврея от евреев» ( Флп. 3,5.6 ). Анания стал связным между Павлом и другими иудеями города, которые могли отнестись к Павлу с подозрительностью (9,10–19). 22 крестись. В НЗ крещение является внешним знаком внутреннего очищения; таково было значение обрезания в ВЗ ( Втор. 10,16; 30,6 ; Иез. 44,7 ). 22 бичевать. Бичевание производилось римской плетью кожаным ремнем с металлическими или костяными привесками на конце; ею можно было искалечить человека и даже забить до смерти. Такой плетью били Иисуса ( Ин. 19,1 ). 22 растянули его. Воины либо привязали руки Павла к столбу, чтобы удобнее было бить по спине, либо, связав ремнями, подвесили за руки. 22 Римский гражданин. Видя, что он будет подвергнут наказанию без суда, Павел снова воспользовался своими правами римского гражданина (16,37). Римское гражданство ценилось высоко и обычно предоставлялось тем, кто занимал высокое общественное или имущественное положение, либо тем, кто оказал ценные услуги государству. Оно передавалось по наследству. Глава 23 23 Первосвященник же Анания. Сын Неведея был первосвященником в 48–59 гг. по Р.Х. Анания был убит перед началом войны с Римом (66–70 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Анание, почто сатана искуси сердце... и в твоей области дати, или ни?» – Патриарх Никон напоминает царю сюжет из книги Деяний апостолов о том, как некий человек по имени Анания, после того, как обратился в христианство ,продал свои земли, подобно другим последователям Христа. Но с согласия своей жены Сапфиры Анания утаил часть денег, поэтому не всю вырученную от продажи имения сумму принес к апостолам. Обличенный апостолом Петром во лжи, Анания пал бездыханным. Тело его было предано земле. Жена Анании, участвовавшая в обмане своего мужа и не знавшая о его кончине, на вопрос апостола о том, по какой цене супруги продали землю, подтвердила ложь Анании и тот час скончалась ( Деян. 5:1 – 10 ). Главная идея сюжета заключена в словах апостола Петра, которые и приводит патриарх Никон : Анания солгал не человеку, а Богу – Деян 5:3 – 4 . Поревнуй оной убогой вдовице... дающим святым Божиим церквам. – О вдове, пожертвовавшей на строительство храма две последние лепты, рассказывается в двух Евангелиях; согласно новозаветным текстам, Господь похвалил ее поступок, сказав своим ученикам, что женщина положила в сокровищницу деньги не от избытка своего, а от скудости – Мк. 12:42 – 44 ; Лк. 21:1 – 4 . О женщине-грешнице, которая в доме Симона фарисея целовала ноги Христа и омыла Его тело своими слезами и миром, отерла Спасителя своими волосами, за что была прощена Иисусом Христом, рассказывается во всех Евангелиях ( Мф. 26:6 – 12 ; Мк. 14:3 – 8 ; Лк. 7:36 – 50 ; Ин. 12:3 – 8 ), но только в Евангелиях от Луки и Иоанна говорится, что женщина миром омыла Христу ноги (в Евангелиях от Матфея и Марка женщина возливала миро на голову Христа); однако в Евангелии от Иоанна имя женщины – Мария, и она сестра Лазаря, воскрешенного Христом. Поэтому источником рассказа о женщине-грешнице, омывшей Христу ноги миром, могло послужить патриарху Никону только Евангелие от Луки. Л. 29 «Твоя от Твоих и Тебе приносяще». – Возглашение из литургии Иоанна Златоуста ; ср.: «Твоя от Твоих и Тебе приносяще о всех и за вся» – Служебник 1655, л. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел проявил полную уверенность в своей правоте, ему нечего было скрывать, — перед Богом и перед людьми апостол был чист. Он имел право обратиться к членам синедриона как к равным, без обычных традиционных прибавлений «отцов» или «начальников народа», ведь некогда и сам Павел был членом его. Поэтому и обращение — мужи братия! — не звучит фамильярно. Наоборот, оно полно доверительности, ведь апостол Павел желает просветить вождей иудейских истинным учением. Только тщетно. С первых же слов почувствовал он к себе крайне неприязненное отношение членов синедриона. Более того, первосвященник Анания, возмутившись равным обращением Павла, приказал бить его по устам. Как свидетельствует историк Флавий, первосвященник Анания слыл человеком недалеким, грубым и вспыльчивым. Он принадлежал к партии саддукеев и являлся самым развращенным из иудейских иерархов. Известны, например, факты его мщения самарянам, личного участия в убийствах, грабительстве, когда своей алчностью он доводил до крайней нищеты священников, обсчитывая их в десятинах, вымогая деньги и несправедливую мзду. И вот такой человек теперь приказал бить Павла. Автор Деяний святых апостолов пишет: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону и, вопреки закону, велишь бить меня. Своим приказанием Анания оскорбил не только невиновность и чистоту апостола, но и личную честь его, ведь Павел являлся римским гражданином, к которому иудеи не имели права прикасаться, тем более бить его. Павел был резок в своих словах, назвав первосвященника стеной подбеленной. Слова эти обозначали пустоту, никчемность и низость. У иудеев считалось, что если человек прикасается к мертвому телу, он становится нечистым. Поэтому было принято подбеливать могилы, чтобы никто случайно не притронулся к ним. Таким образом, Павел называет первосвященника, по сути дела, подбеленной могилой. Перед другими людьми Анания стремился выглядеть праведным, Богоугодным человеком, на самом же деле вся жизнь его была преисполнена сплошной греховностью.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Илии против городища, заграждая торговую сторону, где жили главным образом меньшие люди. В испуге мятежники воображали уже, что разгневанный старый князь немедленно ударит на город и предаст их жилища пламени. У св. Николы собралось вече. В сердцах всех царил страх. – Братья, – говорили на вече, – а что если князь скажет: выдайте моих врагов!? Что тогда делать? – Что делать? Умирать, так умирать всем! На людях и смерть красна. Не выдавать никого! – Правда! Всем целовать Пресвятую Богородицу на том, что всем стоять заодно, друг за друга, «либо живот, либо смерть» за свою отчину, за всю правду новгородскую! 328 Общее смятение усилилось еще более, когда сын прежнего посадника Михаил Степанович, посоветовавшись с «лучшими» людьми, собрав полки своих приверженцев, вышел из города и стал у Юрьева монастыря, ожидая своей очереди ударить на мятежников 329 . Между тем как прямодушный ревнитель старины Анания решился разделить с народом грозившую ему участь, сообразительный Михаил своим поступком очевидно хотел угодить сильнейшей стороне и при помощи князя сделаться посадником, свергнув Ананию. Но его поступок вызвал страшную ярость народа. Забыв о своем критическом положении, народ готов был броситься на Михаила и жестоко отмстить за измену общему делу. Только того еще недоставало, чтобы в виду грозного войска Александра новгородцы принялись избивать друг друга... Анания поспешил предупредить Михаила о грозившей ему опасности и бросился к бушевавшей толпе с словами: «Братья! если хотите убить Михаила, убейте прежде меня!» Не подозревал, видно, Анания замыслов Михаила 330 . В то время как обезумевшие от мятежа новгородцы готовы были броситься друг на друга, Александр, спокойно расположив свое войско вокруг городища, своей старой резиденции, вовсе не думал нападать на город и сам сделал первый шаг к примирению. Он отправил к ним в качестве посредника своего племянника Бориса Васильковича. Собрав вече, он предъявил требования великого князя: – Выдайте посадника Ананию! Если же не выдадите, я вам не князь: иду на город войной! 331 Требование князя было знаменательно: Анания был самый видный представитель стремлений, клонившихся к независимости Новгорода, его старой обособленности от остальной Руси в политическом отношении, ревнитель вечевых порядков. В лице Анании Александр явно для всех осуждал бесповоротно эти стремления. Граждане должны были понять, что мир может быть дарован им только под условием полной покорности Новгорода. После долгих рассуждений новгородцы послали Александру следующий уклончивый ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В синоде по этому вопросу лично присутствовал патриарх антиохийский Афанасий и иерусалимский Досифей, подписавшиеся под этою грамотою. Но и на этом дело не кончилось. Чрез два года Анания снова выступил с своими притязаниями, и еще с большим упорством. Передадим рассказ об этой последней попытке его словами грамоты патриархов Каллиника и Досифея, как видно уже значительно выведенных из терпения проделками бывшего игумена Синая. «Анания и после того не обратился по человечески, не восчуствовал своего заблуждения, не хотел сделаться добрым, но оставаясь нераскаянным как диавол, не переставал восставать против неба, и поэтому, распаляясь более и более в замыслах сопротивления, собрал нескольких единомысленных ему людей одного с ним сорта и одной, как говорят, выделки, выдающих себя за братий монастыря (синайского), монахов дерзких и надменных, уличных крикунов и погонщиков, развратнейших и невежественнейших, и составив из них, как атаман, шайку разбойников, прибежал вместе с ними сюда. Сначала они потребовали церковного суда, порицая блаженнейшего патриарха иерусалимского владыку Досифея, будто он несправедливо поступает с ними; но не могли доказать никакой несправедливости его, как это показывала и грамота архиепископа их Иоанникия, принесенная ими. А тот изобретатель скандалов (Анания) коснулся и некоторых оправданий, высказывая многое, что представляло в себе невежественную и смешную смесь неразумия и наивности. Когда созван был синод и они были позваны к ответу, имеют ли они какие нибудь доказательства того, что проповедывал Анания и что они признают истинным, – того, что он есть автокефальный епископ и должен именоваться μακαριτατος, что он не должен поминать рукоположившего его патриарха, и всего вышеизложенного, они ничего не могли доказать, не могли сказать даже слова, подходящего к предложенным вопросам. Они ссылались только на новеллу императора Юстиниана и на определение патриарха Иеремии. Синод покакал им всю несостоятельность их объяснения упомянутых документов в пользу автокефальности Синайского архиепископа; но они остались неудовлетворенными судом патриархов и искали другого, не церковного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Манглисские: еп. Христофор (Цицкишвили) (титулярный, 19 марта - 13 июня 1922); еп. Сухумо-Абхазский Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 4 июля 1927); митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (4 июля 1927 - 21-22 июня 1932); он же, как католикос-патриарх (21-22 июня 1932 - 3 февр. 1952); вдовствовала (3 февр. 1952-1959); митр. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани) (1959-1972); он же, как католикос-патриарх Давид V(VI) (Девдариани) (1972-1974); еп. (с 1978 - митрополит) Георгий (Гонгадзе) (13 янв. 1974 - 1 окт. 1980); архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (1 окт. 1980 - 25 авг. 1986); митр. Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе) (25 авг. 1986 - 15 мая 1992); еп. Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 25 дек. 1992); архиеп. Анания (Джапаридзе) (25 дек. 1992 - 17 июня 1995); Манглисско-Цалкский: архиеп. (с 15 нояб. 2001 - митрополит) Анания (Джапаридзе) (17 июня 1995 - 11 окт. 2013); Манглисско-Тетрицкаройский: митр. Анания (Джапаридзе) (с 11 окт. 2013). Арх.: ГЦИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 8; Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 31; Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2; Арх. Груз. Патриархии. Д. 621. Л. 28; Д. 1819; Д. 1973. Л. 5; Д. 1839. Л. 28; Д. 1859; Арх. Службы госбезопасности Грузии. Протокол 49; Протокол 51; Протокол 68. Лит.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские наречия. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Описание рукописей/Кутаисский ист. музей. Тб., 1953. Т. 1. С. 205 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории рос.-груз. отношений 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960. С. 232 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тб., 1978. С. 119 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), митр. Церковь св. Георгия Квашвети в Тбилиси. Тб., 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковные Соборы Грузии. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. С. 341, 368; Т. 2: Соборы IV-XVIII вв. С. 233 (на груз. яз.); Матешвили Л., диак. Манглисско-Цалкская епархия//Карибче (Врата). Тб., 2005. Вып. 19 (на груз. яз.); Талаквадзе Н. Из дневника гражданина-священника. Тб., 2013. С. 210 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Священномученик Анания Дубницкий: Я страдаю за веру и должен пострадать за нее до конца В 1929 судили «за неуплату налогов», в 1932 — за «нелегальное врачевание», в 1938 году — расстреляли. За «участие в повстанческой организации». 7 августа, 2014 В 1929 судили «за неуплату налогов», в 1932 — за «нелегальное врачевание», в 1938 году — расстреляли. За «участие в повстанческой организации». В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Родился 14 октября 1884 года в селе Козловка Полтавской губернии в семье священника Гервасия Дорофеевича и Евфросинии Дубницких. В семье было семеро детей, двое из которых — старший Василий и Анания — стали священниками. Окончил Лубенское духовное училище и Киевскую семинарию. Хиротония состоялась в 1910 году. Отец Анания получил назначение в Свято-Покровскую церковь села Старое Золотоношского уезда Полтавской губернии (сейчас — село Васютинцы). Жена отца Анании, матушка Мария Акимовна (в девичестве Кузьменко), родилась в 1890 году и воспитывалась набожной бабушкой Иустинией (родители умерли, когда она была еще маленькой). Благочестивая бабушка привила девочке искреннюю любовь к Богу, стремление к молитве и храму. Мария была взята в дом к отцу Гервасию, где она с выполняла многочисленные обязанности домашней хозяйки. Девушка ревностно служила не только в доме своих благодетелей, но и в церкви, где батюшка учил ее петь и помогать ему в богослужении. Скромностью и целомудрием она привлекла к себе сердца всей семьи Дубницких. Поселившись в приходском доме при Свято-Покровской церкви села Старое, куда переехали молодожены, отец Анания с матушкой до октябрьских событий 1917-го года вели жизнь образцовой семьи сельского священника. За время своей супружеской жизни они родили и вырастили пятерых детей: сыновей Николая (1917 года рождения) и Александра (1918), дочерей Ольгу (1924), Анну (1928) и Серафиму (1929). Две младшие дочери святого — Анна и Серафима — живут в селе своих предков по сей день. Активные члены бывшего прихода отца, они ревностно посещают все церковные богослужения, поют на клиросе и ведут жизнь, достойную памяти святого.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-an...

Выступление Иеремии, направленное против лжепророков, достигает своего апогея, когда приводит к личному противоборству с одним из них. В то время Иеремия все еще носил ярмо, предупреждая о надвигающемся рабстве (27:2), и Анания отчаянно пытался противостоять Иеремии (1б) и использовать его знак (2). Затем Анания произнес пророчество в духе тех, против которых как раз боролся Иеремия (2–4; ср.: 27:16), пообещав, что вскоре давление Вавилона прекратится. Это было равносильно отрицанию того, что Бог наказывает Свой народ, и, следовательно, того, что народ заслужил Его гнев. В гл. 26 исследовалось, как отличить истинного пророка от лжепророка. Анания назывался пророком (1) и использовал пророческие выражения, утверждая, что говорит от имени Господа (2а; если бы он говорил от имени любого другого бога, то был бы немедленно осужден; Втор. 13:1–5; 18:20 ). Вначале Иеремия был бессилен доказать, что прав, а Анания лжет. Он смог сказать только, что хотел бы, чтобы Анания оказался прав (6). Тем не менее он продолжал отстаивать послание, переданное через него Богом, и сам бросил вызов Анании (9). Вызов напоминает об одном из способов отличить истинного пророка, а именно свершение его предсказания ( Втор. 18:21–22 ). Анания не смог сдержаться и сорвал ярмо с шеи Иеремии, таким образом с помощью символического действия (см.: 13:1) заявив, будто ему одному известна воля Божья. Этим Анания добился видимости победы, а Иеремия ушел (11). Теперь Господь дает Иеремии возможность самым трагичным образом подтвердить свою правоту. Он покажет правдивость Иеремии, приговорив Ананию к ужасной судьбе. Иеремия вновь должен объявить о том, что вскоре Иудея окажется под ярмом Вавилона, на этот раз ярмо будет железным (12–14; ср.: 27:6). Особую силу пророчеству придаст предсказание о смерти Анании в том же году. Если окончательное подтверждение истинности слов Иеремии произойдет через какое–то время, то предсказание об Анании станет немедленным и сильнейшим доказательством его правоты. Анания умер как лжепророк ( Втор. 18:20 ), который способствовал тому, чтобы народ не видел грозящей опасности. Его смерть также послужила оправданию Иеремии. Если раньше могло существовать какое–то оправдание невниманию людей к его словам, то теперь этого оправдания не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010