Лит.: Friend A. M. The Portrets of Evangelists in the Greek and Latin Manuscripts//Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Klein D. St. Lukas als Maler der Madonna: Diss. B., 1933; Weitzmann K. Die byzant. Buchmalerei des IX. und X. Jh. B., 1935; Djuric V. J. ber den «Cin» von Chilandar//BZ. 1960. Bd. 53. S. 333-351; Buchthal H. A Byzantine Miniature of the Fourth Evangelist and Its Relatives//DOP. 1961. Vol. 15. P. 127-139; idem. Toward the History of Paleologan Illumination// i dem. Art of the Mediterranean World: 100 to 1400. Wash., 1983; Nilgen U. Evangelisten//LCI. Bd. 1. S. 696-713; The Treasures of Mont Athos: Illuminated Manuscripts. Athens, 1974-1975. Vol. 1-2/S. M. Pelekanidis, P. C. Christou, Ch. Mavropoulou-Tsioumis, S. N. Kadas; 1979. Vol. 3/S. M. Pelekanidis, P. C. Christou, Ch. Mavropoulou-Tsioumis, S. N. Kadas, E. Kalamartsi-Katsarou; 1991. Vol. 4/P. C. Christou, Ch. Mavropoulou-Tsioumis, S. N. Kadas, E. Kalamartsi-Katsarou (т. 4 на греч. яз.); Hunger H., Wessel K. Evangelisten//RBK. 1977. Bd. 2. S. 452-507; Лихачева В. Д. Визант. миниатюра. М., 1977. Ил. между табл. 26 и 27; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 69. Табл. 258-259, 523; Spatharakis I. The Left-handelt Evangelist: A Contribution to Palaeologian Iconography. L., 1988. fig. 2, 4; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 215-227; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 485; Попова О. С. Проблемы визант. искусства. М., 2006. Ил. 99, 110-111. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) АНАНИЯ один из членов первохрист. Церкви в Иерусалиме, утаивший вместе со своей женой Сапфирой часть выручки от проданного имения АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)

http://pravenc.ru/text/180937.html

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Апостолы, однако, оставались в Иерусалиме. Рассеяние верующих из Иерусалима послужило на пользу Церкви, так как они сделались распространителями Христова учения во всех тех местах, через которые проходили из Иерусалима или в которых поселялись на жительство. Одни из них проповедовали в Иудее и Самарии, другие же прошли с проповедью Евангелия даже до Финикии, Кипра и Антиохии; впрочем, все они распространяли учение Христово только между иудеями, самарянами и пришельцами правды 10 . Так, один из семи диаконов, Филипп, пришел в Самарию и проповедовал жителям ее о Христе. Свои слова он подтверждал чудесами, изгоняя нечистых духов из одержимых ими и исцеляя расслабленных и хромых. «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса». Следствием проповеди Филиппа было то, что многие из са­марян крестились; между прочими крестился некий Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне уверовали во Христа, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы низвести на них Святого Духа. Петр и Иоанн, пришедши в Самарию, возложили на новокрещенных руки, и они получили благодатные дары Святого Духа. Симон волхв, видя, что чрез возложение апостолами рук подается Дух Святой, предложил им деньги с просьбою дать и ему такую же власть низводить Святого Духа. Симон крестился не по убеждению, а с тайною целью получить возможность творить чудеса, чтобы еще более изумлять народ, почему и обратился к апостолам с такой просьбой; как маг он считал апостолов своими собратьями, только более его искусными. Апостол Петр ответил ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия». На возвратном пути в Иерусалим апостолы Петр и Иоанн прошли с проповедью Евангелия по многим Самарийским селениям, а диакон Филипп, по указанию ангела, отправился на дорогу из Иерусалима в Газу и, встретивши здесь одного вельможу эфиопской царицы, приезжавшего в Иерусалим на поклонение и возвращавшегося домой (очевидно, последний был пришельцем правды), обратил его ко Христу и крестил 11 . В это же время один из 70-ти учеников Спасителя, Анания, пришел в Сирию и положил начало Церкви в Дамаске. Вообще, при посредстве рассеявшихся из Иерусалима верующих христианские общины появились на пространстве всей Палестины и отчасти в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Однажды Савл шел в Дамаск, чтобы уничтожить местную христианскую общину. Недалеко от Дамаска ему явился Сам Иисус Христос. Вот как описывает святой Лука обращение Савла в Деяниях святых апостодов: Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил ( Деян. 9, 3–9 ). Тропарь праздника: Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Русский перевод: Первенствующие среди Апостолов и учителя вселенной, молите Владыку всего существующего, чтобы Он даровал мир вселенной и душам нашим великую мидость. Кондак праздника: Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная. Русский перевод: Ревностных и исполненных даром боговещания проповедников, верховных Твоих апостолов, принял Ты, Господи, в небесные обители блаженств Твоих для вечного покоя и наслаждения; ибо все земные страдания и смерть их Ты вменил им выше всяких заслуг как Единый, знающий все сердечные помышления. От слепоты Савла излечил ученик Христа по имени Анания (апостол от 70-ти). После этой встречи правоверный иудей переродился в нового человека. Бывший Савл стал первоверховным апостолом Павлом. Христос сказал о нем: Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми ( Деян. 9, 15 ). Именно Павел стал первым проповедовать христианство среди язычников. Другие апостолы считали, что последователями Христа могут быть только иудеи. Благодаря усилиям святого Павла апостолы приняли решение крестить всех верующих во Христа, невзирая ни на национальность, ни на принадлежность к другим вероисповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Стефан, с проседью, скончался после того, как его влачили, били, поразили деревом и раздвоили голову. 29. Святой Парамон, юный, скончался, быв пронзен копьями и заостренными камышинами. 30. Святой апостол Андрей был распят на кресте вниз головою. Декабрь 1. Святой Анания, молодой, скончался в муках. 2. Святая Миропия после многих мучений скончалась в темнице. 3. Святой Феодор Александрийский, старец с раздвоенною бородою, был усечен мечом. 4. Святая Варвара была обезглавлена отцом ее. 5. Святой Анастасий, с бородою, едва показавшеюся. 7. Святой Афинодор, старец с длинною бородою, предал Богу дух свой, когда по молитве его у палача отвалилась рука вместе с мечом. 8. Святые апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор скончались в разных муках. 9. Святые Сосифей и Нарсес, старцы, а Исаак – молодой, были обезглавлены мечом. 10. Святые Мина, Ермоген и Евграф были обезглавлены мечом. Первый молод, с остроконечною бородою, а второй – с бородою, едва показавшеюся. 11. Святой Акепсий, старец и Аифалай. юный диакон, были обезглавлены мечом. 12. Святой Синет (т. е. Разумник), юный, чтец, имел длинные волосы. 13. Святые пять мучеников (см. выше). 14. Святые Фирс, старец, был распилен, а Левкий и Каллиник – молодые, с бородами, едва показавшимися, обезглавлены мечом. 15. Святой Елевферий, молодой, с бородою, едва показавшеюся, был обезглавлен мечом. 16. Святые Пров и Иларион, молодые, с бородами, едва показавшимися, были сожжены огнем. 17. Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом. 18. Святой Севастиан, юный, с едва показавшеюся бородою, скончался, пронзенный стрелами. 18. Святой Вонифатий, юный, был обезглавлен мечом. 21. Святая Иулиания, юная, была усечена мечом. 22. Святая Анастасия была сожжена огнем. 23. Святые десять мучеников, в Крите пострадавшие (см. выше). 24. Святая Евгения была обезглавлена мечом. 26. Святой Евфимий, старец, посеченный воловьими жилами, скончался спустя восемь дней. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Тако и нашти священники, аще и от еретик приходят к нам, и всех прежних после, сиречь Василия Великого , Иоанна Златоустог о, и Московских Патриархов Филарета и Иосифа, и бывших при них Священников, после суть, но обаче больше и превыше суть предних святых и верховнейши Священники наши, якоже и Павел Апостол. И се суть последнии, иже будут первии, и суть первии, иже будут последнии» 605 . Этот пример также отнюдь не дает вам присвояемого вами себе права. Анания только крестил Апостола Павла, а в Апостола Павел избран Самим Господом. Ибо так пересказывает сам Ап. Павел слова явившегося ему Господа: на се явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, ихже видел еси, и ихже явлю тебе. Изъимая тя от людий Июдейских и от язык, к нимъже Аз тя послю, отверсти очи их и проч. 606 Поставлен же он был на сие служение пророками и учителями не по их желанию или выбору, по по ясному повелению Всесвятого Духа; ибо так говорит св. писатель Апостольских Деяний: служащым им (пророком и учителем) Господеви и постящымся, рече Дух Святый, отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их 607 . – И так, други, ничтожно все, чем ваши наставники оправдывают действительность или законность находящегося у вас священства. Ваши священники не суть в самом деле священники. Своим бегством они потеряли право священнодействия, с тем вместе потеряли и благодать, соединенную с правом. В. Вы не имеете св. таинств, дарованных к нашему спасению У вас нет Епископа, посему, как само собою ясно, вы не имеете ни одного из святых таинств, дарованных нам от Господа к нашему спасению. Ибо первый совершатель всех св. таинств как мы выше доказали, есть Епископ. Без Епископа нет совершателей св. таинств. Священники, конечно, могут совершать известные св. таинства, но могут только по благословению Епископа. Без епископского благословения они не могут совершать никаких священных действий, так что все священные действия, совершаемые для вас вашими священниками без епископского благословения, незаконны и не спасительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Увидев в Иерусалиме Христа, Анания никак не мог подойти к Нему из-за большой толпы, окружавшей Его. Но Христос Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, дал ответное письмо Авгарю и, взяв полотенце (убрус), омыл водою лицо и отер полотенцем, на котором и запечатлелся Его Божественный Лик, а затем отдал его Анании. Когда Авгарь получил святыню, он начал исцеляться от проказы. Когда же апостол Фаддей по повелению Спасителя пришел в дом Авгаря, то он полностью очистился от проказы. «Я получил образ Божий и не сохранил его» (свт. Григорий Богослов), но каждый день стараюсь обновить, высветить его, очистить от грязи. Раньше я не мог и представить, что, выздоравливая от алкоголизма, я буду вновь обучаться христианской, православной науке. Теперь же ясно вижу, что невозможно мне остаться трезвым физически, если не буду здоровым духовно. Моя молитва на сегодня о том, чтобы ясно видеть повреждения образа Божия в моей душе и очищать сердце от грязи. 30 августа. Литургическое чтение: Мф.19:3-12 «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:12 ). Вместить простые, очевидные идеи программы АА, как оказалось, способны не все. Многим из нас пришлось основательно смирить алкогольную гордыню, отказаться от своеволия, прежде чем мы осознали, что больны смертельным, хроническим и прогрессирующим заболеванием, что выздоровление требует выполнения определенных рекомендаций и, как оказалось, оставаться физически трезвым далеко не достаточно для выздоровления. «Некоторые из нас продолжали придерживаться своих старых взглядов на жизнь и не добились никаких результатов, пока полностью не отказались от своих прежних заблуждений («Анонимные Алкоголики», с. 56). Кто-то срывался в алкоголь, но потом снова возвращался к пониманию того, что идеи, заложенные в 12-ти Шагах, являются для него необходимым условием сохранения трезвости. Как правило, срываются или застревают те из нас, кто откладывает работу по Шагам. Оказывается, посещения собраний недостаточно для того, чтобы жить полноценно и счастливо. Но те, кто мужественно, кропотливо и неустанно двигаются и растут в АА, изменили свою жизнь в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Феофил.). Этот важный еврейский праздник, праздник новых плодов и синайского законодательства, был днем величайшим для первохристианского общества, днем сошествия Св. Духа, днем принесения Господу первых духовных плодов в лице трех тысяч крестившихся в этот день (ст. 41), – днем нового законодательства, заменившего законодательство древнее. «В какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое заклали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Св. Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой… Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо (в Иерусалиме), то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу» (Феофил., ср. отчасти Злат.). – Были все одни единодушно вместе« кто и где? Слово все (они прибавлено в русском переводе, в славянском прибавлено – апостолы) кажется нельзя ограничивать одними только 12-ю апостолами, а надобно разуметь под ним всех верующих в Христа, бывших тогда в Иерусалиме, которых в одном из предшествующих собраний было около 120 человек ( Деян.1:16 ), а теперь было, может быть и более. Как бы нарочито, с намерением употребленное усиленное слово – все (παντες) не идет к одному только немногочисленному лику 12-ти апостолов, особенно когда в предшествующем повествовании речь была о гораздо большем числе учеников Христовых. Потом, далее 12 апостолов довольно ясно различаются от других, бывших в этом собрании (ст. 14). На большое также число лиц собравшихся указывает приложение ап. Петром в дальнейшей речи пророчества Иоилева к событию (ст. 16 и д.). И совершенно естественно предполагать, что в такой великий праздник около часа молитвы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Всего лучше – «ν μο» переводить: «во мне» (как в русск.), т. е. «в моем духе, в моем сознании, в моем сердце». Под. 2 Kop.4:6: ν τας καρδαις μν. »Εθως, ο προσανεθμην». Апостол хочет свазать о том, что он сделал и чего не сделал «тотчас» (εθως) по обращении, чтобы доказать свою независимость от авторитета других апостолов. Словами: «ο προσανεθμην σαρκ κα αματι» ап. Павел указывает не на борьбу с собственными страстями, как думают некоторые, потомучто не такова цель апостола, ради которой он, что здесь ни пишет, все в защиту своей независимости от других апостолов. Св. Златоуст , Феофилакт и Иероним полагают, что под плотью и кровью ап. Павел разумеет других апостолов, преимущественно из 12-ти. Но на других апостолов следует указание далее в 17 стихе. Слишком искуственно толкование Werner’a, будто здесь разумеются, так называемые «πνευματικο πστολοι». По аналогии с подобным выражением в Еванг. Матфея 16:17 , и у самого ап. Павла в послании к Ефес. 6:12 , а также и по связи с предыдущими и последующими мыслями послания, выражение – «не приложился плоти и крови» нужно понимать в самом общем смысле, что он, ап. Павел, не прибег к слабым человеческим советам и наставлениям, но всецело отдался всемогущему водительству и внушению Божию, повинуясь которому, он не пошел в Иерусалим, но, придя в Дамаск, получив крещение и прозрев от слепоты, удалился в Аравию. При объяснении слов: " εθως ο προσανεθμην σαρκ κα αματι« (русск. перев.: не стал тогда же советоваться с плотью и кровью) возможно одно недоумение. Ап. Павел получил крещение в Дамаске от Анании. Почему же нельзя предположить, что Анания пред крещением ( Деян.9:18 ) наставил его в христианской вере? На это нужно заметить у что крещению не всегда обязательно предшествовало наставление. Ап Павел также мог обойтись без наставления от Анании в виду того, что крещение его и самое обращение ко Христу произошли при самых исключительных условиях. Стих 17. Вместо «νλθον ες εροσλυμα " в некоторых кодексах: В, D, Е, F, G стоит «νλθον».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010