8 нояб. 1841 г., перенеся инсульт, ушел за штат архиеп. Имеретинский Софроний (Цулукидзе). В Экзархате осталось 2 правящих архиерея: в Вост. Грузии - экзарх архиеп. Карталинский и Кахетинский Евгений (Баженов) , в Западной - еп. Мингрельский Георгий (Кухалашвили). Еще один архиерей, митр. Давид (Церетели) (находился на Мингрельской кафедре до 9 июня 1834), занимал должность настоятеля мон-ря Джручи . Было решено искать кандидатуру на кафедру викарного Горийского епископа (предыдущий еп. Горийский Стефан (Джорджадзе) скончался 18 нояб. 1839). На заседании синодальной конторы 15 нояб. 1841 г. на обсуждение были представлены 3 кандидата: настоятель мон-ря Давидгареджи архим. Иоанн (Авалиани), настоятель мон-ря Шуамта Н. и настоятель Схвавского мон-ря архим. Пантелеимон (Джапаридзе). Конечный выбор пал на Н., 26 нояб. он был избран еп. Горийским, хиротония была назначена на 21 янв. 1842 г. С целью соблюсти кворум архиереев для совершения епископской хиротонии контора пригласила еп. Мингрельского Григория и митр. Давида приехать к этому времени в Тифлис. Однако еп. Григорий во время ревизии своей епархии заболел (1 янв. 1842 в синодальную контору на имя экзарха пришло от него письмо). 10 янв. 1842 г. контора послала в Синод запрос о присылке архиерея с описанием этих обстоятельств. В Синоде постановили, что «ввиду болезни епископа Григория, как исключение, рукоположение будут проводить два епископа». 4 апр. 1842 г. в тифлисском кафедральном соборе Сиони Н. был наречен во архиерея, 5 апр. хиротонисан экзархом Грузии архиеп. Евгением и митр. Давидом. Н. был освобожден от должности настоятеля мон-ря Шуамта (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 7452. Л. 1-9). Сохранилось письмо Н. в Синод от 30 апр. 1842 г., в к-ром он просил выплатить ему зарплату за неск. месяцев, задержанную в период между избранием его во архиерея и хиротонией, откуда становится известно, что его оклад составлял 150 р. в год (Там же. Л. 10). С мая 1842 по 30 авг. 1843 г. Н. временно управлял Имеретинской епархией. С дек. 1850 г. также занимал должность настоятеля мон-ря Шуамта ( Бердзенишвили. 1983. Т. 2. С. 119). В некрологе, помещенном в газ. «Кавказ», писали, что последним перед смертью делом Н. стало «исходатайствование чрез князя наместника у государя императора двух медных пушек для защиты Шуамтийского монастыря, стоящего почти у самой окраины вражьей страны, и доставление этому же монастырю 33-пудового колокола, самого большого во всей Кахетии» ( И. Сл. 1851. С. 1).

http://pravenc.ru/text/2565490.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Преподобный Алексий (Шушания) Преподобный Алексий особенно любил молиться Иисусовой молитвой по четкам, что являлось также отличительной чертой многих его учеников. В его келье находился крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на плечи, памятуя о крестном пути Христа на Голгофу. Уже при жизни отца Алексия считали святым. Как-то раз по Сенаки пронесся слух, что его убили. Люди, узнав об этом, ринулись толпой в сторону обители, желая удостовериться в том, что дорогой им старец цел и невредим. По рассказам очевидцев даже торгующие на базаре побросали свои товары и авоськи и пошли вместе со всеми в сторону обители. Так жители Сенаки почитали и любили Преподобного!   Преподобный скончался 18 января (по старому стилю) 1923 года и был погребен в Теклатском женском монастыре. А в 1960 году, по благословению митрополита Батумского и Шемокмедского Ефрема (Сидамонидзе), впоследствии Католикоса-Патриарха всея Грузии, мощи преподобного Алексия были перенесены в основанную обитель на «Острове Архангелов», где и покоятся по сей день. Небольшая частица мощей была оставлена в его прежней могиле в Теклатском монастыре. Канонизация Преподобного состоялась 18 сентября 1995 года. Ученики Преподобного Монашеская традиция, заложенная Преподобным в начале XX века, нашла свое продолжение в его учениках. Они мужественно выстояли в годы гонения, некоторые из них дожили до 1960–1970-x годов XX столетия и своим подвигом способствовали сохранению Церкви и монашества в Грузии. Среди учеников преподобного Алексия были выдающиеся подвижники Грузинской Церкви, такие как бетанские подвижники – настоятель монастыря архимандрит Илия (Панцулая) и схиархимандрит священноисповедник Иоанн (Мхеидзе); игумен Гелатского монастыря и знаток церковной музыки, спасший от уничтожения несколько тысяч древнегрузинских песнопений, священноисповедник Евфимий (Кереселидзе); епископ Цилканский Павел (Джапаридзе); отшельник-схимонах Онисифор (Пачулия); монахи Илорского монастыря – настоятель архимандрит Иоаким (Шенгелая), схимонах Георгий (Булискирия), которого еще при жизни называли ангелом, и монах Амвросий (Квацбая), схимонах Макарий (Чочуа); духовник Матходжской и Джихетской женских обителей игумен Давид (Джинчарадзе); иеромонах Тихон (Булия); иеромонах Иосиф-Иессей (Шелия); иеромонах Андрей (Гобечия); благочинный обители Преподобного иеромонах Дорофей (Качарава); иеромонах Григорий-Бата (Надареишвили) и многие другие. Были также представители белого духовенства и миряне, известные общественные деятели.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В одном сравнительно позднем документе «Судебное разбирательство дела между сванами и тавадами (князьями) Джапаридзе» (1503) упоминается «хороший славный епископский купольный храм Распятия» в Зедкалаки (букв.- Верхний город: Холм, расположенный у слияния рек Боко и Чанчахи, близ с. Глола; С. Какабадзе отождествляет его с с. Геби); там хранились архиерейские омофор и саккос, украшенные камнями и жемчугом, утварь и книги, «что епископа и такого храма достойно». По всей вероятности, речь идет о резиденции никозели. В том же документе перечислены неск. церквей и мон-рей Н. е. Среди них - 2 мон-ря в сел. Хидура, один из к-рых - «большой купольный мон-рь Архангелов с двумя большими золотыми иконами, с 50 другими большими иконами, с 12 золотыми и серебряными лампадами» и книгами, среди к-рых названы Большой Обиход, Четвероевангелие, Апостол, Паремийник, Триодь Постная, Метафрас, Псалтирь, Толкования на Псалтирь и Евангелия. Отдельно среди ценностей упоминается палица настоятеля. Во 2-м мон-ре, к-рый назван Саджанским Диди-Сиони (Большой Сиони) во имя вмч. Георгия, находились 32 иконы и «монастырские книги». В с. Брили стояла «полностью украшенная» церковь «с 15 честными иконами и книгами», в с. Шода - ц. во имя вмч. Георгия, в с. Буба - «хорошая церковь... с хорошими крестами и иконами» (Письменные памятники Сванети. 1986. Т. 1. С. 114-115; Какабадзе. 1967. С. 53-54). Однако памятники в этом регионе практически не сохранились: по описаниям путешественников и исследователей древностей XIX - 1-й пол. XX в. Ф. Дюбуа де Монпере, М. Броссе, Д. Бакрадзе , П. С. Уваровой , прав. Евфимия Такаишвили, Г. Бочоридзе, большая их часть уже в то время была разрушена. В Двалети в 1-й четв. XI в. были выстроены Зругский храм , церковь Тли (ист. Жгелесхеви, ныне Мамисонское ущелье), по своим плановым и художественно-декоративным характеристикам аналогичная Зругскому храму, церковь Нар-Дзуар (к востоку от с. Нар) во имя вмч. Георгия (ныне все - в Алагирском р-не, Сев. Осетия). В XII в. Зругский храм и церковь Тли были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

м. 69, 76, 126, 149, 258, 280, 284) и в агапе царскому послу Пипе 63) ( Метревели. 1962. С. 75, 81-82, 91, 93, 102, 104, 105). Ни один груз. царь не поминался в К. м. столько раз. Известны имена ряда настоятелей К. м.: 1-й пол. XIV в.- Соломон, Иоанн (Бандасаде), Симеон (Элимелекисдзе) и Симеон (Цидашвили) ( Цагарели. 1888. С. 155, 167) и кон. XIV - нач. XV в.- Герман, Херувим, Иосиф, Иоанн, Христофор (Зедгинидзе), еп. Никозский Даниил и др. (Sinait. iber. 16, 17). В приписке к «Голгофскому Синаксарю» упоминается настоятель К. м. еп. Ацкурский Пимен ( Метревели. 1962. С. 75-76; Цагарели. 1888. С. 164). Сведения о К. м. сохранились в заметках европейских путешественников и паломников: Франческо Пипино (1320) (упом., что грузины в это время владели К. м.), Симона Симеониса (Саймона Фицсимонса; 1322-1324), Джона Мандевилля (1322-1356), Николая из Поджибонси (1346-1350), Фрескобальди (1384). В 1347 г. мусульманин Фадлаллах аль-Умари, посетивший К. м., с восторгом описал обитель ( Ibn Faddalah I " umri. 1924. S. 339; Джапаридзе. 1985. С. 178-186). Падение К-поля ухудшило положение христиан на Св. земле. Папы Римские Николай V , Каллист III , Павел II и главы христ. стран стремились создать антиосманскую коалицию, однако эти усилия не привели к успеху. В сер. XV в. Грузия распалась на неск. царств и княжеств, что сказалось на положении груз. монашеских колоний за рубежом. Тем не менее грузины пытались поддерживать свои святыни. В 1450 г. Иерусалим посетил еп. Тбилисский Елисей (Сагинашвили), в 1469 г. сюда из Самцхе прибыл мон. Филипп (Шакарашвили) и передал в иерусалимские мон-ри 500 серебряных и золотых драхм (возможно, речь идет о динарах). В нач. XVI в. Палестину посетил груз. еп. Амвросий из Самцхе, каллиграф и художник (переписал Четвероевангелие НЦРГ. Q 84), он передал пожертвования обителям Иерусалима, Афона и Синая от сына Кайхосро атабага Самцхе Мзечабука ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. Ч. 2. С. 50, 112; Мамиствалишвили. 2002. С. 70). По сведениям Ханса Тухера из Нюрнберга, в 1479-1480 гг.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

общины; живя в Иерусалиме, в согласии с «его обычаями и правилами», «он будет иметь покровительство, уважение, и сердце его успокоится» ( Джапаридзе. 2008. С. 240). Документ дает основание полагать, что в нач. XIV в. в Иерусалиме существовала многолюдная груз. община, владевшая землей, на которой были не только церковные строения, но и жилые дома. Груз. посол доставил султану такие обильные дары, что араб. историки посчитали необходимым отметить это. Непопулярное с т. зр. мусульман возвращение грузинам К. м. в документе оправдывается тем, что груз. царь является другом Чобана (Джубана), везира иран. правителя гос-ва Хулагуидов Абу Саида, ходатайствовавшего за царя Георгия V перед султаном. Однако исторические факты свидетельствуют об обратном: груз. царь подстрекал Чобана выступить против Египта; очевидно, возвращение К. м. и других прав произошло после того, как груз. сторона пообещала перестать влиять на везира. В «Памятнике эриставов» также указывается, что мамаджвари (настоятель К. м., от грузинского - отец и - крест) Иоанн был назначен настоятелем духовенства Гроба Господня; проведение церемонии вступления Иоанна в должность именно здесь, возможно, было обусловлено тем, что в это время в К. м. все еще действовала мечеть. Августинец Иаков Веронский в 1335 г. упоминал К. м. и отмечал, что им владеют грузины ( Иаков Веронский. 1896. С. 104). Игумен К. м. считался главой всех груз. мон-рей Палестины, а также клира, служившего на груз. участках в храме Гроба Господня, базилике Рождества Христова в Вифлееме и гробнице Пресв. Богородицы в Гефсимании. Настоятель груз. общины Гроба Господня имел высокое положение на родине. Так, во время приема (дарбазоба) при дворе царя Георгия V (1314-1346) он был не только членом царского совета (дарбази), но и сидел рядом с наиболее значимыми архиереями Юж. Грузии того времени - Ацкурским, Анчийским и Тбетским (Очерки истории Грузии. 1979. Т. 3. С. 655-656). Поддержка царем Георгием V груз. колонии Палестины нашла отражение в 7 посвященных ему синодиках (агапах) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Манглисско-Цалкская, митр. Анания (Джапаридзе). Мон-ри: Бедиани, Успения Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (с. Бедиани, Тетрицкаройский р-н, жен., основан в XIV-XV вв., возобновлен в 1997); Олиангский, Рождества Пресв. Богородицы (с. Олианги, Цалкский р-н, муж., основан в 2005); Цалкский, Иверской иконы Божией Матери (г. Цалка, жен., основан в 2005); Цалкский, Успения Пресв. Богородицы (г. Цалка, муж., основан в 2005). Маргветско-Убисская, архиеп. Вахтанг (Ахвледиани). Мон-ри: Табакини, св. Георгия (с. Табакини, Зестафонский р-н, муж., основан в VI-VII вв., возобновлен в 1992); Убиси, св. Георгия (близ с. Убиси, Зестафонский р-н, муж., основан прп. Григорием Хандзтийским ок. 826, возобновлен в 2001); Нуниси, Рождества Пресв. Богородицы (с. Нуниси, Харагаульский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2006). Местийско-Земо-Сванетская (В. Сванети), еп. Иларион (Китиашвили). Мон-ри: Местийский, св. Георгия (ставропигиальный) (пос. Местиа, жен., основан в 90-х гг. XX в.); Тангили, св. арх. Михаила (с. Лахушти, Местийский р-н, муж., основан предположительно в IX в., возобновлен в 2005). Мцхетско-Тбилисская, архиепископ - Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Мон-ри: Гелати, Рождества Пресв. Богородицы (ставропигиальный) (в 11 км от г. Кутаиси, Цхалтубский р-н, муж., основан в XII в. св. блгв. царем Давидом IV Строителем, закрыт в 1923, возобновлен 28 авг. 1988; находятся могилы блгв. царя Давида IV Строителя, прп. Иоанна Шавтели, блгв. царя Дамиана-Димитрия, свт. Гавриила (Кикодзе), мощи и частицы мощей св. ап. Фомы, святых Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, Венедикта, Самсона, Емилиана, святителей Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста); Самеба, Св. Троицы (ставропигиальный) (Тбилиси, гора Элиа, муж., основан в 2002 при кафедральном соборе Св. Троицы); Цхваричамиа, Вознесения Господня (ставропигиальный) (с. Цхваричамиа, Мцхетский р-н, муж., основан в 2003); Марткопи, Иверской иконы Божией Матери (с. Марткопи, Гардабанский р-н, жен., основан 25 февр.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

(Кубанейшвили С.И. Хрестоматия по древнегрузинской литературе.Т.1, Тбилиси, 1946. С. 170). Самуил - один из ветхозаветных пророков, " победоносный полководец племенного союза " (Гече Г. Библейские истории. М.,1990. - С.109); сын третьего Левита Елкана и одной из его жен Анны, долго остававшейся бездетной и родившей Самуила испросив его от Бога (I Цpcm.I ,15-20). Очевидно, по недосмотру переписчика в краткой редакции жития Илариона имя Анны опущено. Вероятно, этот мотив лег в основу сказания о Рождестве Богородицы (дочери Иоакима и Анны), запечатленного в апокрифическом " Евангелии от Иакова " , пользовавшемся большой популярностью у христиан. Самуил - один из наиболее популярных образов в литературе и фольклоре христианских народов. Ассоциации с его образом четко прослеживаются от коранических сюжетов до абхазского эпического сказания об Абрскиле. Приобщение Илариона к образу Самуила - " пророка и судьи " - не только свидетельство образованности древнегрузинского автора, но главным образом, осознания им особой миссии своего героя в истории Грузии " и вообще христианского мира " . Епископ Руиставский - Архипастырь одного из центров Восточной Грузии. Шам - Сирия, а также г.Дамаск. Утеван(и) - в раннесредневековой Грузии - единица измерения расстояния, равная 198 м. (см.Джапаридзе Г.И. Очерк по истории грузинской метрологии, Тбилиси, 1973. С.148 и сл.На груз.яз.); соответствует " стадию " Нового Завета (Mmф.XVII, 1; Mk.IX, 2; Лk.IX,28). Преподобный Савва Освященный - один из выдающихся деятелей позднего этапа раннего христианства. В 484г. в пустыне близ Иордана основал монастырь - Лавру, сыгравшую крупную роль в истории Православной Церкви. В ней, еще со времени принятия христианства в Грузии активную роль играли и грузинские (иверские) монахи, получившие даже право отправлять службу на родном языке. Имеется в виду Кахети, входившая, как сказано в житии, в пределы Картли. Исторические пределы самой Кахети (Кахетского княжества) не совпадают с одноименной современной этнографической областью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Лит: Путуридзе В. Арабский историк о Тбилиси XII в.//Энимкис моамбе (Лингвист. вестн.). Тбилиси, 1943. Т. 13 (на груз. яз.); Джавахишвили. История народа. 19652. Т. 2. С. 193-220 (на груз. яз.); Давлианидзе Л. Об известиях Мате Урхаели о Давиде Агмашенебели//Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси, 1966. С. 242-252 (на груз. яз.); Копалиани В. Взаимоотношения Грузии с крестоносцами и Византией. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Метревели Р. В. Внутриклассовая борьба в феод. Грузии XII в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); он же. Давид IV Агмашенебели. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.); Месхиа Ш. А. Дидгорская битва. Тбилиси, 1974; Лордкипанидзе М. Д. Внутренняя политика и внешнеполит. положение Грузии в 80-х гг. X - 80-х гг. XI в.//ОИГ. 1979. Т. 3. С. 210-224 (на груз. яз.); она же. Кон. XI и 1-я четв. XII в.//Там же. С. 225-256 (на груз. яз.); она же. Давид IV Агмашенебели//Там же. С. 257-262 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 271-272 (на груз. яз.); Авалишвили З. Д. Из эпохи крестоносцев. Тбилиси, 1989. С. 5-26 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Царь Давид IV и его прозвище Агмашенебели//Мацне (Вестник): Сер. ист. Тбилиси, 1989. 3. С. 43-44 (на груз. яз.); Гоголадзе А. Давид IV Агмашенебели//Грузинские цари. Тбилиси, 2000. С. 122-131 (на груз. яз.); он же. Завещание Давида Агмашенебели мон-рю Шиомгвиме. Тбилиси, 2001. С. 163-167 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. И. Грузия и ближневост. мир XII-XIII - 1-й трети XIII в. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дундуа Г. , Дундуа Т. Груз. нумизматика. Тбилиси, 2006. С. 196-198 (на груз. яз.). А. Э. Габидзашвили Иконография Д. С. изображен на фреске XVI в. в соборе Рождества Богородицы мон-ря Гелати. Образ царя открывает галерею исторических лиц в ктиторском ряду на сев. стене сев. рукава храма. Фронтальную фигуру Д. С., превосходящую по размерам остальные, выделяет величественная осанка, в правой руке он держит акакию (мешочек с землей), в левой - модель храма. Портретные черты Д. С.: пропорциональное лицо, миндалевидные глаза, короткий прямой нос, густые брови, короткая округлая седоватая борода - передают благородный образ правителя. Царский венец с подвесками-пендулиями, обрамляющими лицо, усыпан драгоценными камнями. Лоратное облачение Д. С. представляет собой упрощенный вариант царских одежд, характерный для поздневизант. периода (XIV-XV вв.). Изображение сопровождает надпись на асомтаврули : «Великий, выдающийся среди царей, Строитель вовеки, да пребудет память о нем. Аминь».

http://pravenc.ru/text/168512.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010