Украинский церковный кризис может поставить вопрос о необходимости серьезных изменений в иерархичности Православных Церквей. Ведь если удастся отменить решение патриарха Варфоломея, это поставит под сомнение его право иметь статус «первого среди равных», которое сегодня вырождается в претензию на «папизм восточного обряда». Если патриарх Варфоломей на Украине вынужден будет пойти на попятную, тогда будет два выхода. Либо будет поставлен под сомнение сам принцип нынешней иерархичности Предстоятелей Православных Церквей, когда Константинопольский Патриарх почитается как первый среди равных, либо будет предложена новая иерархичность и будет сделан шаг в сторону утверждения Предстоятеля Церкви Третьего Рима в качестве первого по чести. Авторитетный сербский архиерей митрополит Черногорский Амфилохий (Радович) в недавнем интервью Первому каналу , говоря об этом, предлагает поставить под сомнение не только права Константинопольского патриарха, в качестве первого среди равных, но и права Московского Патриарха, который, по его мнению, утратил это право после убийства последнего Русского Царя. Фактически влиятельный в православном мире владыка Амфилохий предлагает отменить принцип иерархичности. Но не приведет ли это к анархии? Это серьезная проблема, вопрос этот нужно обсуждать. Сегодня мы видим некоторые признаки того, что наше Священноначалие извлекло уроки из тех ошибок, которые совершала наша церковная дипломатия. Впрочем, совершаются и новые ошибки, таковой, на мой взгляд, является визит митрополита Илариона в Рим, и прежде всего его информационное сопровождение. Будем, тем не менее, надеяться, что нашему Священноначалию удастся убедить в нашей правоте все Православные Церкви. Будем надеяться, что наши государственные структуры помогут Священноначалию преодолеть этот кризис. Но и для нас, мирян, есть пространство для действия. Хочется надеяться, что эта конференция внесет вклад в процесс формирования народной церковной дипломатии. Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/ch...

Помимо перечисленных методологических недоработок, определенные замечания вызывают и некоторые, на наш взгляд, концептуальные недочеты или спорные моменты. Как кажется, автор недостаточно четко разделяет типологию и аллегорию, считая вслед за западными учеными XX столетия типологию одной из форм аллегорического толкования. Между тем по своему происхождению христианская типология иноприродна и даже противоположна всем известным в древности видам аллегорезы (стоической, александрийской, филоновской, иудаистской и гностической). О. Е. Нестерова права, когда называет переворот, совершенный Оригеном в христианской герменевтике, «революцией» 621 . Автор не задается вопросом, удалось ли византийской экзегезе достичь органического сочетания типологии и аллегории. По нашему мнению, ответ не столь очевиден. Противоречия между экзегезой александрийской и антиохийской школ коренятся гораздо глубже. Не случайно, что аналогичное противостояние наблюдается и в богословских крайностях обеих школ (с тенденциями к несторианству и монофизитству). Для послефотиевой экзегетики характерен интерес к катенам, в которых довольно механически объединяются разные толкования, так что вряд ли можно говорить здесь о сколько-нибудь едином органическом методе. В последние же века византийской истории главный интерес вызывали паламитские споры: видимо, в первую очередь этим обстоятельством, наряду с общей тенденцией к компиляторству, можно объяснить малое количество собственно экзегетических произведений 622 , хотя автор обошел стороной даже те немногочисленные толкования на Ветхий Завет, которые имели место в поздней Византии (например, экзегезу притчей свт. Филофеем Коккиным 623 ). Следует упомянуть, что митр. Амфилохий, защитив в свое время диссертацию по богословию свт. Григория Паламы , в настоящей книге излагает непростые проблемы паламитских споров (включая вопросы экзегезы) неполно и несколько односторонне в русле, предложенном прот. Иоанном Мейендорфом , без учета той большой работы, которая была проделана в самой Византии и противниками, и сторонниками учения свт. Григория, а также без ответа на вопросы, поставленные в исследованиях католических ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Исследования, цитированные исключительно редактором и отсутствующие в книге митрополита Амфилохия (всего таких книг 88), помечены в списке одной звездочкой. Книги, оставшиеся несверенными или недоступными (в количестве 28), обозначены двумя астерисками. Все редакторские дополнения или уточнения заключены в квадратные скобки (за исключением исправления явных опечаток). Части цитат, опущенные митрополитом Амфилохием, но восстановленные нами, взяты в угловые скобки. Во многих местах, когда автор дословно цитирует указываемые книги, никак не обозначая подобные места, мы добавили кавычки. Названия книг на сербском языке или языках оригиналов оставлены ради удобства и точности библиографического описания без изменений, с добавлением в необходимых случаях русского перевода. Во избежание обратного перевода все русские цитаты не переведены с сербского, но даны в оригинальном виде по первоисточникам (за редчайшими исключениями, когда оригиналы были недоступны: все такие места специально оговорены). Переводы библейских текстов даны по русскому синодальному тексту. При расхождениях цитируемого ветхозаветного текста с синодальным переводом, вызванных отличиями масоретского текста от Септуагинты, в синодальный перевод нами вносились соответствующие изменения в соответствии с Септуагинтой и славянским переводом. При цитировании святоотеческих произведений оставлен перевод, сделанный Н. В. Ивкиной с сербского и сверенный нами с греческими или латинскими оригиналами, но всюду даются отсылки к имеющимся русским переводам, которые приводятся лишь в отдельных случаях для сравнения с авторской интерпретацией. По возможности установлены или уточнены ссылки на первоисточники, когда в использованных митрополитом Амфилохием исследованиях таковые ссылки отсутствуют. Все даты проверены, при необходимости – уточнены или добавлены. Вследствие большого количества упомянутых лиц и произведений не представлялось возможным и целесообразным приводить каждый раз развернутые комментарии или библиографические сноски.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020) «Мы идём до Христовой победы» Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович)   Ольга Орлова   09:52 31.10.2022 345 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.ру Митрополит Амфилохий (Радович) Памяти митрополита Евлогия (Смирнова; † 22.07.2020) Сегодня, в день памяти митрополита Амфилохия (Радовича) – подвижника наших дней, поднявшего на защиту Православия народы, о своем предшественнике вспоминает его преемник по кафедре митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович). Это слово записано на вечере, посвященном владыке Амфилохию, на только что закрывшемся фестивале «Сербское утешение русскому сердцу». Приснопоминаемый митрополит Амфилохий был одарен множеством даров и талантов, и он не закапывал их в землю, а развивал на протяжении всей своей жизни. Это неустанный труженик и чрезвычайно интересная личность. Он получил прекрасное образование. Но при всех тех многих знаниях, которыми он обладал, его также украшала глубокая молитвенность, всецелое смирение и чуткость к Творцу. Он жил очень интенсивной духовной жизнью, постоянно что-то предпринимал, налаживал-настраивал свою душу в соответствии с Евангелием. В общении с людьми был открыт, доступен – делился всем своим внутренним богатством. Он утешал людей, причем самых разных – и семейных, и монахов, и докторов наук, и простых трудяг, и умудренных опытом жизни стариков, и молодежь.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/31/pamyat...

Сегодня, в день памяти митрополита Амфилохия (Радовича) – подвижника наших дней, поднявшего на защиту Православия народы, о своем предшественнике вспоминает его преемник по кафедре митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович). Это слово записано на вечере, посвященном владыке Амфилохию, на только что закрывшемся фестивале «Сербское утешение русскому сердцу». Митрополит Амфилохий (Радович) Приснопоминаемый митрополит Амфилохий был одарен множеством даров и талантов, и он не закапывал их в землю, а развивал на протяжении всей своей жизни. Это неустанный труженик и чрезвычайно интересная личность. Он получил прекрасное образование. Но при всех тех многих знаниях, которыми он обладал, его также украшала глубокая молитвенность, всецелое смирение и чуткость к Творцу. Он жил очень интенсивной духовной жизнью, постоянно что-то предпринимал, налаживал-настраивал свою душу в соответствии с Евангелием. В общении с людьми был открыт, доступен – делился всем своим внутренним богатством. Он утешал людей, причем самых разных – и семейных, и монахов, и докторов наук, и простых трудяг, и умудренных опытом жизни стариков, и молодежь. У него был потрясающий дар воспитателя. Он был не только преподавателем, но именно педагогом Вернувшись из Греции и став профессором богословского факультета Белграда, он дал весьма мощный толчок к изучению богословия новым поколениям студентов. Молодых воодушевляла не только его эрудиция, но и его способность передавать другим знания, а главное духовный опыт. У него был потрясающий дар воспитателя, он был не только преподавателем, но именно педагогом, умеющим воздвигать души на собственные подвиги и свершения. Он формировал у своих воспитанников целостное мировоззрение, исцелял души, так чтобы они могли уже сами избирать себе богоугодные цели и действовать, высвобождал волю из оков лени, безразличия. Он и сам был очень неравнодушный человек, и других в хорошем смысле этого слова заряжал на деятельное участие в жизни ближних, прихода, Церкви, страны.

http://pravoslavie.ru/148997.html

Когда мама узнала об этом, схватила прут, вытащила меня из-под кровати и так меня отхлестала, что не забуду, пока жив. Это было очень справедливо с ее стороны – забота о другом ребенке, другой матери, едва ли не большая, чем о своем, без всякого материнского эгоизма, который, к сожалению, сейчас преобладает, особенно в семьях, где один или двое детей. В нашей семье тогда этого не было, каждый получал по заслугам! – Вы в пятнадцать лет покинули родительский дом, поступили в семинарию в Белграде в те времена, когда учиться в духовной школе было непопулярно. Как Вы и Ваши родители переживали разлуку? – Должен признаться, что в отношении родителей мне не было трудно, но возникали другие сложности, связанные с давлением, которое оказывалось на тех, кто решался поступать в семинарию. Это ведь событие – сын Чиро Радовича пошел в семинарию. Едва ли не вся Черногория, не только Морача, знала об этом. Я пришел в первый класс с двух-трехмесячным опозданием, потому что мне не разрешали поступать учиться. Я собирался ехать в Призрен, там военная зона, а военкомат в Колашине не давал разрешения. Целью было не допустить, чтобы я поехал учиться. И тогда мой отец, горемыка, осенью 1953 года прошел пешком от Морачи до Цетинье 1 , чтобы попасть к тогдашнему митрополиту Арсению (Брадваревичу) 2 и просить его перенаправить меня из Призрена в Белградскую семинарию, где не было нужно разрешение военкомата. Так и получилось. Знаете, у тех, кто вырос в селе, особенно в такой здоровой духовно семье, не существовало чрезмерной эмоциональной привязанности. Это было естественно – уехать и вернуться, и тебя встречали с любовью, как будто ты был где-то здесь за ближним ручьем. Но проблема притеснений и издевок, которые практиковались в то время, отягощали мою жизнь, подростку это нелегко вынести, но, как я понял потом, они стали хорошей проверкой для меня, для моей веры. – А как родители, как мама встретила Ваше решение принять монашество? – Ну, как мама? Знаю только одну, может быть, двух матерей, обе гречанки, которые с радостью благословили своих сыновей уйти на Святую Гору. У нас не знаю ни одной, и моя мать не исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

– Я давно заметил, что истинно духовные люди меньше всего говорят о духовности. Люди, у которых есть жажда духовности, – и это положительная сторона, – они о ней говорят, пишут, то есть, можно сказать, как бы восполняют недостаток духовности в себе разговорами о духовности. Бывает религиозность магического типа. Это когда человек недостаточно духовно созрел, и Бог ему нужен только в какой-то беде, одновременно он найдет и какого-то экстрасенса или астролога, которые скажут ему, где и сколько свеч надо поставить. То есть такие люди верят магическим образом, как пословица говорит: «Схватить Бога за бороду». Такой магический подход сейчас очень распространен, к сожалению, и он всегда возникает, когда происходят серьезные духовные изломы, искажения. А в душе нашего народа произошел большой излом, все мы так или иначе инфицированы тем, что происходило с нами в течение последних пятидесяти лет: насилием над нами, насилием над цветком веры в наших душах. А этот цветок, как и всякий цветок, хочет нежности, тепла, небесного тепла. От таких времен, которые мы пережили, когда молотом били по душам, остаются следы. Но душа не может без Бога, это ясно. Человек по природе религиозное существо. Помню, что отец Иустин (Попович) говорил: «Я живу настолько, сколько капель крови доливаю в лампаду своей веры», – это поэтически сказано, но и экзистенциально сказано – вера требует подвига. Настоящая вера не для каждого, поэтому так много тех, кто прибегает к суррогатам веры. И что значит эта «индивидуальная» вера: «я могу жить без Церкви»? Это эгоизм. Это значит, что человек превозносит себя над многовековым опытом Церкви. Например, ученый, из любой области, если он не способен смириться перед опытом веков, научным опытом, он никогда не станет настоящим ученым, он не будет способен к этому богатому опыту добавить свой вклад. И если такая позиция необходима в изучении природы, то тем более важен для изучения человека глубокий соборный опыт святых Божиих людей, пророков и апостолов. – Владыка, почему люди теряют веру и уходят из Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

У нас началась какая-то совершенно особая, вовсе не просто курортная (набраться сил), а полноценная вторая жизнь. Мы туда выбирались на весь наш преподавательский отпуск, и вообще старались как можно чаще там бывать. Возвращаясь к периоду уже болезни Димы, несмотря на то, что рецидив у него случился практически сразу, после посещения преподобного Гавриила (Ургебадзе) Дима чувствовал себя прекрасно, у него было много сил. Он ощущал себя даже здоровее, чем до болезни. И вот, как-то раз, летом 2018 года, беседуя с отцом Момчило, он задал вопрос: – Как мне сугубо Господа благодарить, что я болею, но живу? И вообще, уже не должен был жить, но живу и чувствую себя хорошо. Отец Димитрий Таланкин в Черногории В такие моменты обычно говорят о принятии монашества. И мы об этом, разумеется, тоже размышляли, но, посоветовавшись с духовниками, получили ответ: не расставайтесь, – и эту тему закрыли. Просто прошли эту развилку вопрошания. И вдруг отец Момчило неожиданно для нас говорит: – Ну, потихонечку, шаг за шагом… Первый шаг – диаконство. … И возможно, в Сербской Церкви. Отец Момчило – человек молитвенный. Он ничего просто так не говорит. Вот, он высказал нам эту мысль. Сами мы ни о чем таком даже не помышляли. Он продолжает: – Надо, конечно, поговорить с владыкой… Служение литургии. Слева отец Момчило Глоговац, справа отец Димитрий Таланкин справа А далее вот именно в своей манере – молитвенной, – сам не ударил палец о палец. Хотя владыка Амфилохий (Радович), как очень точно сказано о нем в одном из фильмов, – это не только отец, но и мать своей пастве, духовенству. Можно даже так сказать: владыка Амфилохий – настоящий христианин, он очень доступен. Милостивый, братолюбивый с нежностью (ср. Рим. 12, 10). Отцу Момчило, протопопу, ничего не стоило с ним переговорить. Но протопоп Момчило намеренно, как мы думаем, этого не сделал, чтобы не было никакой отсебятины. То есть он просто эту мысль высказал, но хотел, чтобы Господь дальнейшими обстоятельствами или через других людей это подтвердил. Так, чтобы всё случилось помимо самого отца Момчило, а он бы просто молился.

http://pravoslavie.ru/133864.html

Особую ценность придает книге обзор истории ветхозаветной экзегетики в славянских странах – Болгарии, Сербии, Румынии. Указанные несомненные достоинства книги определяют актуальность и востребованность исследования несмотря на истекшее время и на некоторые авторские недоработки. Постараемся пунктирно обозначить ниже ряд концептуальных, методологических и содержательных проблем, которые либо вовсе не затронуты в книге, либо не получили должного освещения, а также указать вкратце новейшую научно-справочную литературу. Книга посвящена почти исключительно православной герменевтике и экзегетике, что следовало бы отметить в названии книги. Автор очень кратко коснулся латинской патристики (особенно досадно отсутствие серьезного раздела по бл. Иерониму) и схоластики и намеренно опустил историю католической и протестантской науки. Между тем именно западная наука определила в последние века пути развития библеистики, оказывавшей и оказывающей серьезное влияние на православную экзегетику. Без хотя бы даже приблизительной ориентации в проделанном инославными учеными пути весьма трудно определить место и задачи православной герменевтики в современной ситуации. Указанные выше краткие очерки на русском языке содержат соответствующие разделы, и к ним мы отсылаем читателей за дальнейшей информацией. Хотя ветхозаветная экзегетика имеет существенные особенности по сравнению с новозаветной (библейская история и археология, пророчества и т. п.), все же столь резкое их разделение и разграничение (видимо, вызванное разделением лекционных курсов между отдельными темами и преподавателями), как это сделано в книге митр. Амфилохия, кажется несколько искусственным, поскольку многие принципы являются общими для библейской герменевтики, да и в целом православной традиции несвойственны издания Ветхого Завета без Нового. Исследование, ограниченное лишь ветхозаветной экзегезой без хотя бы минимального привлечения новозаветного материала, когда это необходимо (например, при изложении разных уровней толкования Священного Писания или ветхозаветных прообразов и пророчеств), представляется излишне суженным. Экзегетика в России (XVII-XIX вв.) и в Румынии изложена автором слишком бегло, с опорой главным образом на книгу прот. Г. Флоровского «Пути русского богословия» и на общий очерк De la thiologie Orthodoxe Roumaine. Помимо того, что в книге прот. Г. Флоровского не делаются точные ссылки на цитируемые тексты, некоторые вопросы в ней трактуются тенденциозно. Порой митр. Амфилохий ограничивается простым перечнем работ указываемых авторов без какого бы то ни было анализа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Скачать epub pdf ГРЕХОПАДЕНИЕ КАК ПОТЕРЯ ОБРАЗА Одна из основных истин христианской антропологии – библейское учение о грехопадении прародителей. Согласно этому учению, лучше сказать, благодатному опыту, состояние, в котором находится человек и его природа в исторической данности – состояние противоестественное. Исторически мы сталкиваемся с падшим человеком; знание о неиспорченном человеческом образе, о том, каким он вышел из рук Божиих, мы черпаем в Откровении. Исторически ощутимо и очевидно – тот первозданный человеческий образ, снова нам открывается и сияет только в тайне Богочеловека Христа. Но и явление Самого Христа, связано с грехопадением и последующим освобождением человека от падшего состояния, ради возрождения в человеке первозданной боготканной красоты его существа. После грехопадения человека, Сам Бог, помимо Творца и Промыслителя, становится педагогом . Цель Божественной педагогики – спасение человека от греха и его последствий. Спасение – это возврат человеку его первозданного (первобытного) здоровья, и возможно это только с помощью божественной педагогики и собственного подвига в ее усвоении. Богоподобие даровано человеку в самом сотворении «по образу и подобию Божию», эта потенциальная богочеловечность и церковность его существа, были помрачены и повреждены грехопадением. Так стало необходимым, чтобы в Божественный Промысл о человеке и мире, вошел еще один, исключительно важный аспект, как предпосылка достижения первоначальной цели творения. Это аспект сотериологический. Спасение, означает выздоровление от болезни, и избавление от ее последствий. Если воспитание пренебрегает тем трагическим состоянием, в котором оказался человек, и не имеет сотериологического характера, оно никогда не сможет открыть и вернуть истинную полноту человеческого лика (образа), оно неизбежно потерпит поражение, сталкиваясь со все новыми, неожиданными глубинами человеческой природы, в действительности противными ей, но все же ей присущими и имеющими видимость истинности. Каковы же они, эти «темные глубины» человеческой природы и откуда ? Они берут свое начало в злоупотреблении свободной волей, в ее противоестественной, противоприродной направленности. В свободной воле заложено и человеческое достоинство, и в ней же заключен человеческий трагизм. Противоестественная направленность свободы порождает зло и тьму. Это говорит о том, что зло не является природой существа, оно только состояние , в котором оказалась или может оказаться природа разумного творения. Такое библейское понимание свободы как главного источника и корня всего, что происходит с человеком и окружающим его миром, имеет исключительное значение; истина, что зло и тьма не принадлежат природе разумных существ, равно как и природе всего тварного мира, будит в человеке неистребимую надежду и оптимизм, что зло, как бы оно не разрослось, не абсолютно и не неискренимо. Природа может одержать триумф над тиранией зла и не-природы, конечно, только свободным возвращением к первозданному состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010