По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архи епископом Ростовским Дионисием (1418–1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря. До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохий (†1452; память 12 октября) он продолжал иноческие подвиги. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители. Преподобный Макарий преставился 13 мая не ранее 1462 года (на его имя была написана жалованная грамота Uoahha III ). Погребен был в Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. Вторично память преподобного Макария празднуется 12 октября, в числе других Глушицких святых. Преподобный Тарасий Глушицкий Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского († 1396; память 26 апреля), по его апостольским трудам в деле распространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном. В 1427 году, при втором преемнике святого Стефана ? святителе Герасиме (память 29 января), преподобный Тарасий сложил с себя игуменские обязанности, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть на послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», преподобный Дионисий с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Погибло двое, а кирпича добыть не сумели. Крепкий известковый раствор так связал кирпичи, что они при попытках извлечения просто ломались. Под руинами остались мощи учеников святого Дионисия – преподобных Тарасия и Макария. Пропали рукописи XV–XVIIIbekob. До Сосновецкого Глушицкого монастыря, где хранились мощи святого Дионисия, по тяжелой проселочной дороге (даже грузовая машина здесь пройти не может) семь километров. Нам повезло. В Сосновец, где находится психоневрологический интернат, едет единственный возможный в этих местах вид транспорта – мощный гусеничный трактор с прицепом. Прицеп болтается с одного бока на другой, попадает в ямы и резко из них выбирается, еле удерживаемся за борта двумя руками. Дорога удивительно живописная: поля, затем молодые сосновые леса с разнотравьем, временами болотные топи. Вот поворот, невольно ожидаю увидеть появление сказочной обители великого святого Древней Руси такой, какой она изображена на фотографиях начала ХХвека (в 1920 году было торжественно отмечено 500-летие монастыря). Но за поворотом, на месте монастыря, в бесформенно разросшейся зелени дикого леса, вновь наступившего на когда-то отвоеванное у него пространство, сохранились только небольшое здание настоятельских покоев и кельи в сильно перестроенном виде. В 1930–1960-х годах монастырь потерял почти все свои постройки – великолепный собор и церковь 1745 года, высокую колокольню, надвратную Входоиерусалимскую церковь, ряд келий, древнее кладбище, высокую каменную ограду с величественными башнями по углам. Часть икон и утвари была увезена из монастыря еще до войны и, как рассказывают, передана за границу, остальное было просто расхищено или погибло. Сейчас всюду какие-то ямы, груды кирпича, бурьян, крапива, деревья, растущие где попало, равнодушные лица психически больных людей. Нельзя сказать, что память о Дионисии Глушицком стерлась из памяти жителей окрестных деревень. Имя его известно всем старожилам. До 70-х годов нашего века в деревнях Рыкуля и Пустыня 14 июня и 15 октября, на День святых Дионисия Глушицкого и его ученика Амфилохия, жители варили пиво и приглашали к себе на праздник всю округу. Сохранились в памяти и отдельные предания. Один из старожилов рассказал трогательное предание о лошади Дионисия, которая не хотела сдвинуться с места с телом покойного хозяина, и пришлось впрягать другую, чтобы отвезти его к месту захоронения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Размыслив об этом я и пришел в монастырь к Пречистой, чувствуя нужду быть учеником твоей святыни, сказал в ответ Тарасий и убедительно просил игумена принять его под свое руководство. О смиреннейший отче, сказал ему Дионисий, ты послушал евангельского гласа, ни во что вменив богатство и славу мира сего. Этим смирением своим ты готовишь себе великую награду на небеси. С того времени игумен Тарасий начал трудиться в монастыре наравне с послушниками и проводить жизнь самую строгую и суровую, постом и бдением умерщвлял тело и, всецело отрекшись своей воли, предал себя руководству наставника. Благодатные слезы умиления постоянно орошали его ланиты, свидетельствуя о его глубоком смирении и сокрушении сердца, так что все дивились его терпению и смотрели на него, как на одного из древних великих подвижников. Десять лет провел он таким образом при жизни пр.Дионисия и, достигши глубокой старости, преставился в 1440 году, уже при игумене Амфилохии и погребен был в лавре, где впоследствии, рядом с ним, положен был и пр. Макарий. Мощи его находятся под спудом, в церкви Рождества Христова в Покровском монастыре, под одною ракою с Макарием, и служба им общая. Пр. Пахомий начало иноческих трудов своих положил у Спаса на Каменном, где подвизался вместе с Дионисием Глушицким под руководствоы игумена Дионисия Святогорца. Здесь он близко познакомился с пр.Дионисием Глушицким, с которым, как с единоправным, свел духовное дружество. Друзья прожили много лет в различных монастырских послушаниях, смирением и трудолюбием снискали общую любовь и уважение братии, но тяготясь почетом и ревнуя о высшем духовном совершенстве, опп испросили себе у игумена Дионисия благословение удалиться в пустыню на безмолвие и поселились на святой луке в запустевшем монастыре. Сперва построили они себе хижину для жилья, потом церковь во имя святителя Николая, и получили от Ростовского архиепископа Григория благословение на освящение церкви и возобновление монастыря, а Дионисий кроме того и сан священства. Пахомий с душевною радостью стал служить Дионисию при совершении богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Романа Киржачскаго (†1392) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, младшаго († 1395) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, старшаго (†ок. 1401) Андроника (†1395), Саввы (†ок. 1410 †1420) и Александра (†после 1427), игуменов Спасских, Московских Андрея и Даниила иконописцев, Московских (†до 1426) Григория Голутвинскаго (XIV †XV) Димитрия Цилибинскаго (XIV) Никиты, Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия и двух братий их, Сокольницких, Новгородских (XIV †XV) Евфимия Суждальскаго (†1404) Стефана Махрищскаго (†1406) Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1407) Феодора (†1409) и Павла (†после 1409) Ростовских Сергия Нуромскаго, Вологодскаго (†1412) Феофила и Иакова Омучских (†ок. 1412) Никифора (†до 1414) и Никиты (†после 1421) Боровских Ферапонта Боровенскаго (XIV †XV) Корнилия (†ок. 1420) и Авраамия (XV) Палеостровских, Олонецких Павла, пустынника Глушицкаго (†после 1422) Ферапонта Можайскаго, Белоезерскаго (†1416) Кирилла Белоезерскаго (†1427) Игнатия молчальника и Досифея старца, Белоезерских (XV) Павла Комельскаго, Обнорскаго (†1429) Макария Писемскаго, Костромскаго (XIV †XV) Леонтия Кариховскаго, Новгородскаго (†1429) Савватия Тверскаго (†не позднее 1434) Евфимия (†1435), Антония и Феликса (†1418) Карельских Дионисия (†1437), Тарасия (†1440) и Феодосия (XIV †XV) Глушицких Александра (†1439) и Антония Куштских, Вологодских Варфоломея строителя, Иоанна Златаго, келаря, и Игнатия иконника, Симоновских, Московских (†1442) Иакова Железноборовскаго (†1442) Иакова Брылеевскаго (XV) Иакова Галичскаго (кон. XV †нач. XVI) Григория Пельшемскаго (†1442) Макария Унженскаго (†1444) Варнавы Ветлужскаго (†1445) Арсения Коневскаго (†1446) Амфилохия Глушицкаго (†1452) Иоасафа Каменскаго (†1453) Михаила Клопскаго (†ок. 1453 †1456) Филиппа Рабангскаго (†1457) Варсонофия Тверскаго (†ок. 1459) Евфросина Тверскаго (†ок. 1460) Паисия Галичскаго (†1460) Варлаама Улейминскаго, Углечскаго (†после 1460) Саввы (†1461) и Андрея (XV) Вишерских Варлаама (†1462) и Паисия Важских, Пинежских Кассиана Каменскаго (†1463)

http://pravoslavie.ru/2368.html

С подобающею честью, при всеобщем плаче, труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии, повезли его из лавры в Сосновец, но конь, везший тело святого, отойдя недалеко от лавры, остановился и не пошел далее, не смотря ни на какие понуждения 87 . Тогда Амфилохий велел привести любимого коня Диониссева и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении божественной службы, тело святого было погребено в изготовленной им могиле по правую сторону церкви и с тех пор до ныне от гроба его истекают исцеления всем, которые призывают имя его с верою. Почитая дивные подвиги пр. Дионисия и последуя указаниям свыше, открывшимся в чудесах, явленных чрез него миру, Московский собор 1547 года причислил его к лику святых и установил праздновать память его во всех церквах русских 1 июня в день его преставления. Служба ему написана в 1548 году. Мощи его почивают под спудом в Сосновском Глушицком монастыре ныне ставшем уже главным в каменной соборной церкви в его имя, за левым клиросом, в четырех шагах от северной стены, рядом с учеником его Амфилохием. Общая над ними рака, украшенная золоченою резьбою по голубому фону, устроена в 1640 году иждивением гостя Бахтеяра и детей его Ивана и Василия. На ней положены иконы преподобных в серебряных ризах с позолочеными венцами, весом один пуд и два фунта. Над ракою возвышается на золоченых колоннах балдахин, украшенный золоченою же резьбою. За правым клиросом в этой церкви помещается икона Знамения Божией Матери, с двумя огненными серафимами по сторонам, письма пр. Дионисия. Кроме ее доныне уцелели еще иконы письма святых рук его: в Прилуцком монастыре пр. Димитрия, в Семигородной пустыне Успения Божией Матери, принесенная туда из Глушицкой обители и с 1593 года прославившаяся чудесами, в Кирилловом монастыре икона Успения же Божией Матери 88 . Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил 4 иноческих обители и 2 приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования как в движимом, так и в недвижимом имении, которое подробно перечислено им в его духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сам архиепископ при вести об этом чуде впал в расслабление и, раскаиваясь в своем неверии, поспешил в Ярославль к мощам новоявленных угодников Божиих, пел пред ними молебны и получил исцеление. Житие написано уже после 1468 г., т. е. по смерти архиепископа Трифона, о которой упоминает, но прежде 1473 г., когда скончался митрополит Филипп. Сочинитель воспользовался, между прочим, двумя краткими записками о князе Феодоре, прежде составленными: запискою о жизни и преставлении его и запискою об открытии мощей его, а в предисловии к житию переписал с небольшими переменами предисловие Пахомия Логофета к житию митрополита Алексия . К концу XV столетия, и именно в 1495 г., составлено житие преподобного Дионисия Глушицкого — иноком Глушицкой обители Иринархом . Он свидетельствует, что принялся за этот труд по поручению соборных старцев и написал о преподобном «то, что слышал от блаженных Амфилохия, Макария и Михаила, живших при святом Дионисии» (1437), из которых два первые, один за другим, были и преемниками Дионисия на игуменстве. Но, кроме устных рассказов современников, автор несомненно пользовался и существовавшими в монастыре записями или заметками о разных событиях, к нему относящихся, а на записки Макария, ученика Дионисиева, даже двукратно ссылается. Все это придает достоинство труду Иринарха в историческом отношении. А чтобы составить некоторое понятие о литературных качествах этого жития, приведем из него для примера рассказ об удалении преподобного Дионисия из Покровского Глушицкого монастыря в пустыню и основании там нового монастыря — Сосновского. «Так как многие,— пишет Иринарх,— приходили к нему (Дионисию) и нарушали его безмолвие, то он скорбел и помышлял, как бы безмолствовать одному, что и сотворил. Он вышел из обители так, что никто не знал, кроме Ведающего тайные помышления сердца, и удалился в пустыню на полуденную страну от большой лавры. Пустыня та имела болота и дебри непроходимые... Он походил по многим местам в той пустыне и нашел место на реке Глушице, весьма красивое и возвышавшееся над другими.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Юноша Матфей, Ростовский урожденец, с ранней юности поступил в обитель преп. Дионисия. Постриженный там в иночество с именем Макария и посвященный в иерейский сан Ростовским епископом Дионисием (прежде бывшим игуменом Спасокаменным), Макарий жил в келье блаженного аввы до самой его кончины, отличаясь чистотою и простотою души. Он был игуменом Глушицким после Амфилохия. Ум. 13 маия не ранее 1462 года (Верюжский, стр. 208). Мощи почивают под спудом в деревянном храме Глушицкого монастыря рядом с преп. Тарасием; при гробнице находятся принадлежавшие им схимы. Общая служба чудотворцам Глушицким отправляется там по старинной рукописной книге. 260. Преподобные отцы: Григорий игумен и Кассиян келарь Авнежскаго монастыря убиени быша от татар в лето 6000 Авнежский Троицкий мужской монастырь находился в Вологодской епархии, в Тотемском уезде, близ реки Сухоны в нынешних Авнежских волостях, что прежде составляли «Авнежское княжество», от Вологды в 60 верстах. Он первоначально основан был преподобным Стефаном Махрищским и учеником его Григорием около 1370 года. Им щедро давал пособия богатый землевладелец Константин Дмитриевич, который потом и сам принял монашество с именем Кассиана. В 1392 году обитель была разорена Казанскими татарами и Вятчанами; а преподобные Григорий и Кассиан убиты. В 1524 году обретены мощи их и поставлена над ними часовня. (Подробности об открытии мощей см. у Верюжского стр. 92–93). В 1560 году, над гробами Авнежских чудотворцев построен был вновь, на царское иждивение, монастырь, который упразднен в 1764 году («Ист. Рос. Иер.», III, 59–63). Память их празднуется 15 июня. Сказание о них написано игуменом Иоасафом. Главным источником сказания служили рассказы Махрищского игумена Варлаама, который, по поручению митр. Макария, в 1560 году на месте собирал сведения о чудесах и по донесению которого Собор, установив празднование Григорию и Кассиану, распорядился составить сказание о них. Но и в повести о чудесах, предшествовавших открытию мощей и возобновлению Авнежского монастыря, автор сообщает подробности, делающие ее памятником

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Юрьевский Петропавловский , 3 кл., общ., близ г. Юрьева. Существовал еще в XVI в. и был мужским; разграбленный в XVII в. литовцами, он затем не возобновлялся. Настоящий жен. мон. был учрежден здесь в 1874 г. При нем школа и богадельня. Владимирская община, при Димитриевском погосте, Ковровского у. Учреждена в 1897 г. Знаменская община в г. Коврове. Учреждена в 1899 г. При ней школа с классами рукоделия. Свято-Николаевская община при Николаевской церкви, близ с. Назарьева, Ковровского y., учрежденная в 1898 г. Вологодская епархия Мужские: Введенский , 3 кл., в г. Сольвычегодске. Основан в 1565 г. Церковь Введения, построенная в кон. XVII в., замечательна своей архитектурой. Близ неё находится гробница Фомы юродивого, чтимого местными жителями. Глушицкий Покровский , в 4 в. от Дионисиева мон. Основан в 1413 г. пр. Дионисием; с 1680 г. приписан к Дионисиево-Глушицкому мон. Здесь находятся гробницы иноков Макария, Тарасия 65 и Феодосия (ученика пр. Дионисия). Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий , 3 кл., общ., в 22 в. от г. Кадникова, на бер. р. Глушицы. Основан в 1420 г. пр. Дионисием Глушицким (см. 1 июня). Здесь почивают мощи препп. Дионисия и Амфилохия (см. 12 октяб.) и находятся: чудотворный деревянный резной крест, сделанный пр. Дионисием и писанные им иконы Божией Матери – Покрова в Знамения и резная – Одигитрии. В часовне, устроенной над колодцем, выкопанным пр. Дионисием, доныне хранится большой крест из сосновых брусьев, сделанный в 1602 г. из остатков громадной сосны, от которой и получил свое название мон. Заоникиевская Владимирская пуст., общ., в 15 в. от г. Вологды. Основана пр. Иосифом в 1588 г. (см. 21 сент.). Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме, в приделе его имени; над гробницей преподобного – высеребренная рака чеканной работы и образ его во весь рост; здесь же гробницы двух сподвижников его – Антония и Иоанникия. В мон. находится явленная пр. Иосифу Владимирская икона Божией Матери, известная под именем Заоникиевской. Ежегодно 23 июня в мон. совершается крестный ход из церкви св. Василия Великого , находящейся в 7 в. от мон.; 21 сент. бывает крестный ход из мон. в часовню, находящуюся в дер. Обухове, где родился пр. Иосиф. При мон. школа (с 1889 г.) и богадельня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) над святыми вратами во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; 5) одна связь деревянных покоев для житья монашествующих. В Сосновецком монастыре, как выше показано, первоначальная деревянная церковь была построена Преподобным Дионисием во имя Иоанна Предтечи, но после перестроена во имя самого Преподобного Дионисия и преемника его Амфилохия, и по сгорании паки в то же наименование построена была в 1637 году и освящена Июля 9. А, наконец, на месте сия построена нынешняя каменная в 1744 и 1745 годах с двумя престолами: 1) во имя Иоанна Предтечи и 2) Дионисия и Амфилохия Глушицких. В ней находится среди церкви и рака сих Преподобных, воздвигнутая, как из надписи явствует, в 1640 году усердием и иждивением гостя, Бахтеяра Булгакова с детьми его Иваном и Василием; а резной подсвечник при ней поставлен в 1645 году Иваном Полиевктовым. При раке также находятся несколько резных икон, резанных самим Преподобным Дионисием и трость его. Сверх того есть ещё в той же церкви за правым клиросом живописная одна икона, писанная Преподобным Дионисием на деке, изображающая Серафима. Монастырские строения в Сосновце все доныне деревянные. До состояния Духовных Штатов 1764 года у монастыря сего во владении было 681 душа крестьян и много разных угодий, а также и большие рыболовни на Кубенском озере. Хотя этот монастырь с прочими Вологодскими разоряем был при нашествии Поляков и Литвы, а также горел дважды – в 1614 и 1625 годах, однако более других сохранил архивы старых своих дел. Здесь предлагаются замечательнейшие из грамот, найденных между ними. Грамоты, ж алованные Глушицкому монастырю Грамота I Пречистой его Богоматери святого для Покрова, се Аз, Князь Юрий Иванович 87 пожаловал есмь монастырь Глушицкий Дионисьевой пустыни Игумена с братией или кто по нём иной будет Игумен, что их земли монастырские, и кто у них на тех землях на монастырских станет жить их людей монастырских или людей Князя Великого свободных, и тем людям всем не надобна им моя никакая Княжья пошлина, ни Волостеля моего, ни даватчики у них не ездят поборов брать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010