Блаж. Амфилохий 387 уже иноком пришел из Устюга к преп. Дионисию глушицкому, когда у него основались обители Глушицкая и Сосновец. «Отче! спаси меня», сказал Амфилохий Дионисию при первой встрече. «Зачем ты принял на себя труд такой», чтобы прийти сюда? отвечал Дионисий. «Я пришел, говорил Амфилохий, поклониться пречистой Богоматери и просить молитв твоих». Дионисий призвал ученика Макария и сказал: «пришел к нам в монастырь наставляемый Богом инок Амфилохий и хочет с нами приносить молитвы Богу». Макарий отвечал: «прости меня невежду, отче, не понимаю, что говорить»? Говори послушник, что Бог положит на сердце, сказал Дионисий и Макарий произнес: «благословен Бог , хотящий всем человеком спастися». «Да даст тебе Бог говорить полезное», прибавил игумен. Видя такую простоту наставника и ученика, Амфилохий пал к ногам Дионисия и сказал: «понимаю теперь пути твои, отче, и как не ища славы человеческой, ищешь ты только славы Божией». Дионисий, подняв его, сказал: «зачем ты, брат мой, отягчаешь грешного человека? Богу – слава. Он один может спасти и меня и тебя». Амфилохий с слезами объявил, что он решился быть послушником Дионисия. Игумен не скрыл, что жизнь в его обители – сурова и трудна. «Если хочешь пребывать здесь, прибавил Дионисий, сотворим завет не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий решился на все и со всею точностью исполнял устав общежития. Он был помощником Дионисию при построении нового, больше обширного, храма. Кротость и смирение его были примерные и забота его относилась только к душе. Пред кончиною своею преп. Дионисий, призвав Амфилохия, сказал ему: «вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело мое земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чем-нибудь Владыке Христу»? Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем: «ты еще не довольно подвизался, сказал он, для получения назначенной тебе награды», – и поручил ему управление обителию. 388 – По рук. описанию святых, преп. Амфилохий скончался спустя 15 лет после преп. Дионисия и след. в 1452 г. В обители замечен день кончины его 12 октября. Преподобный был роста среднего, с бородою невеликою и серебристою. 389 Мощи его почивают под спудом, рядом с мощами учителя его, в храме посвященном их имени. Рака над мощами устроена в 1645 г. усердием гостя Бахтияра Булгакова. 390

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаж. Амфилохий 168 уже иноком пришёл из Устюга к преп. Дионисию Глушицкому, когда у него основались обители Глушицкая и Сосновец. «Отче! спаси меня», сказал Амфилохий Дионисию при первой встрече. «Зачем ты принял на себя труд такой, чтобы прийти сюда?» отвечал Дионисий. «Я пришёл, говорил Амфилохий, поклониться Пречистой Богоматери и просить молитв твоих». Дионисий призвал ученика Макария и сказал: «пришёл к нам в монастырь наставляемый Богом инок Амфилохий и хочет с нами приносить молитвы Богу». Макарий отвечал: «прости меня невежду, отче, не понимаю, что говорить?» – «Говори, послушник, что Бог положит на сердце», сказал Дионисий, и Макарий произнёс: «благословен Бог, хотящий всем человеком спастися». «Да даст тебе Бог говорить полезное», прибавил игумен. Видя такую простоту наставника и ученика, Амфилохий пал к ногам Дионисия и сказал: «понимаю теперь пути твои, отче, и как, не ища славы человеческой, ищешь ты только славы Божией». Дионисий, подняв его, сказал: «зачем ты, брат мой, отягчаешь грешного человека? Богу – слава. Он один может спасти и меня и тебя». Амфилохий со слезами объявил, что он решился быть послушником Дионисия. Игумен не скрыл, что жизнь в его обители – сурова и трудна. «Если хочешь пребывать здесь, прибавил Дионисий, сотворим завет не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий решился на всё и со всей точностью исполнял устав общежития. Он был помощником Дионисию при построении нового, более обширного, храма. Кротость и смирение его были примерные и забота его относилась только к душе. Перед кончиной своей преп. Дионисий, призвав Амфидохия, сказал ему: «вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело моё земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чем-нибудь Владыке Христу?» Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем, – «ты ещё не довольно подвизался, сказал он, для получения назначенной тебе награды», – и поручил ему управление обителью 169 . По рук. описанию святых, преп. Амфилохий скончался спустя 15 лет после преп. Дионисия и след. в 1452 году. В обители замечен день кончины его 12 октября. Преподобный был роста среднего, с бородой невеликой и серебристой 170 . Мощи его почивают под спудом, рядом с мощами учителя его, в храме, посвящённом их имени. Рака над мощами устроена в 1645 г. усердием гостя Бахтеяра Булгакова 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного образа Спасителя. Праздник событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым Евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей. Преподобный Дионисий Глушицкий Преподобный Дионисий Глушицкий , в миру Димитрий, родился в 1362 году близ Вологды. Пострижение в монашество принял в Каменском Преображенском монастыре на Кубенском озере от игумена Дионисия, впоследствии архиепископа Ростовского. После девятилетних иноческих подвигов в этой обители преподобный Дионисий удалился вместе с иноком Пахомием на устье реки Кубены, где на месте прежнего монастыря основал храм во имя святителя Николая. Там преподобный Дионисий усилил подвиги поста и молитвы. Вскоре подвижник уединился в пустынное место на восточном берегу Кубенского озера, у реки Глушицы, и поставил келлию. В 1410 году он основал монастырь, в котором под его руководством процветало подвижничество. Сам преподобный был искусным иконописцем. (Некоторые иконы, написанные им, сохранились до настоящего времени). В то время к нему пришел преподобный Амфилохий, ставший впоследствии его духовным преемником. Еще за семь лет до своей блаженной кончины преподобный Дионисий выкопал для себя могилу в Сосновецкой пустыни, куда удалялся для строго молитвенного уединения и подвига. Блаженный старец преставился в воскресенье, 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет. На Московском Соборе 1547 года преподобный Дионисий прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Преподобный Амфилохий Глушицкий Преподобный Амфилохий Глушицкий долгое время подвизался в одном из Устюжских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Однако эти предостережения не смутили искавшего пустынных подвигов пришельца, который обещал не только со всей точностью соблюдать монастырский устав, но и быть верным пожеланию своего наставника: никогда не разлучаться друг с другом во время земной жизни. Вскоре преподобный Амфилохий стал для игумена верным и надежным помощником как в благоустройстве обители, так и в исполнении монастырского устава. Он отличался удивительной кротостью и смирением, настолько отвергал все земное, что ходил в тех одеждах, которые за негодностью выбрасывали другие. Святой игумен Дионисий поражался его подвигам и терпению и непрестанно возносил о нем благодарственные молитвы. По истечении двадцати лет пребывания в Глушицкой обители, во время которых преподобный Амфилохий сумел, подражая богобоязненной жизни своего наставника, стяжать достойные духовные плоды, на его долю выпало испытание: по завещанию преставившегося игумена продолжить его многотрудное дело. В течение пятнадцати лет преподобный Амфилохий был игуменом монастыря. Он оставался верным заветам своего святого предшественника и учителя и во всем являл братии пример самоотверженного служения Господу. 12 октября 1452 года, уже в преклонном возрасте, преподобный Амфилохий предал Богу свою праведную душу. По его завещанию он был погребен в основанной преподобным Дионисием в 1420 году недалеко от Покровского Глушицкого монастыря Сосновецкой пустыни, или в Сосновце, рядом с могилой своего возлюбленного учителя. Позднее святые мощи почивали под спудом в Глушицком Сосновецком монастыре среди храма во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и преподобных Дионисия и Амфилохия. В 1640 году над мощами обоих преподобных была устроена серебряная гробница. В «Иконописном подлиннике» о преподобном Амфилохий сказано: «подобием надсед, брада аки Василия Великого , покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток». Преподобный Макарий Глушицкий Преподобный Макарий Глушицкий (в миру Матфей) родился в Ростове Великом в благочестивой православной семье. Когда ему исполнилось 12 лет, в доме его родственника Агафоника остановился находившийся проездом в Ростове Великом преподобный Дионисий Глушицкий († 1437; память 1 июня). Отрок Матфей внимал беседе преподобного со старшими членами семьи о спасении души с таким сердечным прилежанием, что невольно обратил на себя внимание. Слова Спасителя, призывающего ради спасения души оставить близких ( Мф. 10:29–30 ), глубоко запечатлелись в сердце отрока. Со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником. Так, оставив дом и родителей, 12-летний отрок Матфей оказался в монастыре. Святой настоятель Глушицкой обители, провидя в мальчике доброго пустынножитэля, постриг его в монашество с именем Макарий. С неизменной благодарностью Богу святой игумен наблюдал за успешным духовным ростом кроткого и смиренного новопостриженного инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амфилохий Глушицкий (+ 1452 ), игумен , преподобный Память 12 октября и в Соборе Вологодских святых Уже иноком в священническом сане пришел из Устюга к преподобному Дионисию Глушицкому в 1417 году. Святой Дионисий, узнав о желании Амфилохия быть подвижником, рассказал о суровости и трудности жизни в его обители, но это не смутило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: " Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет - не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле " . Амфилохий с радостью согласился и пообещал исполнять устав обители. Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и помогая в трудах по устройству обители. После кончины святого Дионисия преподобный Амфилохий 15 лет был настоятелем Глушицкой обители . Преподобный мирно скончался 12 октября 1452 году и был погребен рядом со своим учителем. Тропарь Амфилохию, Макарию, Тарасию и Феодосию Глушицким Светильники светлыя явльшеся,/доброту земную мудренно оставльше,/и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/смирение и всякую добродетель извыкше,/и обретоша безсмертие,/постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/умирити мир и спастися душам поющих вас,/и согрешений оставление даровати/чтущим всечестную память вашу. Тропарь Дионисию и Амфилохию Глушицким Светильницы светлии явльшеся/доброту земную мудренно оставльше/и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие,/смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие,/постом, и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу,/и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя,/молитеся, отцы Богомудрии, Дионисие и Амфилохие,/умирити мир и спастися душам поющих вас,/согрешением оставление даровати,/чтущим всечестную память вашу. Использованные материалы Редакция текста от: 27.10.2015 11:31:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63, Вологда - 1.06.1437, Глушицкий Покровский мон-рь), прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, основатель и 1-й игум. Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря и Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря , основатель Глушицкого жен. мон-ря во имя свт. Леонтия Ростовского. Источники Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Основными источниками сведений о Д. являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное Паисием (Ярославовым) в посл. четв. XV в., в «Сказании...» Д. посвящены главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене». Повествование Жития начинается с поселения Д. на Кубенском оз.; автор Жития не был знаком с произведением Паисия (Ярославова), в к-ром сообщаются сведения о происхождении преподобного и его жизни до основания им покровского мон-ря. Отдельные текстуальные совпадения между Житием и «Сказанием...» В. О. Ключевский объяснял тем, что игум. Паисий располагал источниками, к-рые легли в основу Жития Д. ( Ключевский. С. 194). Кроме того, о Д. говорится в Житиях преподобных Амфилохия Глушицкого (XVI в., извлечение из Жития Д.) и Григория Пельшемского (XVI в.; фрагмент, относящийся к Д., извлечен из Жития Д.). Богатое фактическим материалом Житие Д. было написано в 1495 г. диак. Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов учеников святого (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила), автор был свидетелем мн. чудотворений от гробницы преподобного. Житие известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 - XVI в. Ни один из списков не передает в точности текст диак. Иринарха. В них читаются 4 полные древнерус. редакции Жития (Основная, представленная наибольшим числом списков, Минейная и Краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращенная, известная в 1 списке), 2 редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Когда прп. Павел Обнорский в 1421/22 г. поселился в 2 верстах от Сосновецкой пуст., желая основать мон-рь, Д. послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил. Прп. Григорий Пельшемский пришел к Д. с просьбой дать ему келью, к-рая и была предоставлена ему в Сосновецкой обители. В Житии отмечается, что прп. Григорий «пребываше в послушании» Д., при этом оба святых «едину волю иместа духовною любовию» (Житие. 2005. С. 117). В 1426 г. прп. Григорий с благословения Ростовского архиерея и Д. основал в 28 верстах от Сосновца общежительную пустынь на р. Пельшме (см. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресв. Богородицы муж. мон-рь ), в которой «съдружебника своего» посетил Д., принеся в дар новой обители иконы (вероятно, им же написанные) и книги. В 1426/27 (6935) г. из Вел. Перми к Д. пришел с просьбой принять его в братию обители игум. прп. Тарасий Глушицкий, принесший с собой «имениа некаа». Д., высоко оценив его смирение, предоставил ему келью в Покровском мон-ре. Ближайшими учениками Д. были Глушицкие преподобные Амфилохий (преемник Д. на посту игумена), Макарий (по-видимому, духовный отец Д. в последние годы жизни, с 1452 игумен Покровского мон-ря) и Феодосий . Возможно, в 1427 г. (менее вероятно, в 1437) Покровский мон-рь по пути в Устюг посетил Ростовский еп. Ефрем (вступил на кафедру 13 апр. 1427, о визите владыки сообщается до рассказа о приходе в мон-рь прп. Амфилохия, относимом в списке РНБ. Соф. 1491 к 1426/27 (6935)). Архиерей дал «милостыню доволну в монастырь и учреди велми святаго и братию» (Житие. 2005. С. 122). Епископ обратился к инокам с поучением о послушании духовным наставникам, что, возможно, косвенно свидетельствует о внутренних нестроениях в обители. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Двусторонняя икона.Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Двусторонняя икона.Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Сохранилась в подлиннике на бумаге духовная грамота Д. (АСЭИ. Т. 3. 252). В ней указываются принадлежащие монастырю книги: помимо богослужебных названы сборник творений прп.

http://pravenc.ru/text/178323.html

В 1680 г. в связи с тем, что рядом с Г. м. возникло с. Покровское, указом архиеп. Вологодского Симона настоятель игум. Иосиф и часть братии «для лучшего безмолвия» переселились в «малый» Сосновецкий мон-рь. В 1764 г. при игум. Иоакиме (Инихове) Г. м. стал приписным Сосновецкой обители, из к-рой присылались чередные иеромонахи для совершения богослужений. Прп. Пимен (Мясников) , посетивший Глушицы в сер. XIX в., называл храмы Г. м. приходскими. В 1840 г. обветшавшие деревянные кельи и церкви XVII в. (свт. Николая, преподобных Дионисия и Амфилохия, Зосимы и Савватия Соловецких) были разобраны, и в 1841 г. построен деревянный холодный храм в честь Рождества Христова (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия). К северу от него в 1841-1842 гг. был возведен каменный собор в честь Покрова Богородицы с теплыми приделами во имя свт. Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К собору примыкала колокольня. В Никольском приделе хранилась икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей мн. святых. В деревянном Рождественском храме находилась гробница над мощами преподобных Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких. На гробнице хранились их схимы. К кон. XIX в. Г. м. был обнесен деревянной оградой с 3 башнями. На зап. стороне располагались св. врата с 8 колоннами и 2 калитками, на сев. стороне находились деревянные баня, овин, сарай. Церковь во имя преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. 2005 г. Церковь во имя преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. 2005 г. Указом Вологодского еп. сщмч. Александра (Трапицына) от 3 мая 1919 г. Г. м. был упразднен, Покровский собор и ц. преподобных Дионисия и Амфилохия обращены в приходские храмы. Вероятно, вскоре братия Г. м. перешла в Сосновецкий мон-рь. В приходском Покровском храме служили свящ. Сергий Суворов (арестован в 1935; † 1947), затем прот. Евгений Лощилов. 8 янв. 1927 г. храм посетил Вологодский архиеп. Сильвестр (Братановский) . В 1926 г. в общину храма входило 898 жителей окрестных деревень. Согласно клировой ведомости 1936 г., в «двадцатке» состояло 24 чел. В 1936 г. после закрытия соседней ц. во имя свт. Леонтия Ростовского приход Покровского храма увеличился вдвое, но, как отмечалось в ведомости, «средств к существованию как храмов, так и служителя культа не прибавилось», священник храма «на свое содержание получает только добровольную денежную за требы плату и немного картофеля». В 1937 г. Покровский храм и ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия были закрыты, имущество распродано и расхищено. После 1944 г. был разобран на кирпич Покровский храм, в 50-х гг. уничтожена большая часть построек Г. м.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Глушицкий Сосновецкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Глушицкий Сосновецкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В Смутное время Г. м. был разорен. В писцовой книге Вологодского у. 1627-1630 гг. Г. м. в отличие от Покровского был назван «малым»; в нем находились деревянные Предтеченский храм, церкви во имя прп. Дионисия Глушицкого и в честь Благовещения Богородицы с трапезой, а также настоятельская и братские кельи. К 70-м гг. XVII в. в Г. м. существовали 5-главый собор во имя св. Иоанна Предтечи, ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких, Благовещенский храм, поповская, келарская и 5 братских келий, хлебная, 2 погреба. За оградой мон-ря находились поварня, сенник, 2 монастырские избы и конюшенный двор. В 1680 г. указом архиеп. Вологодского Симона в Г. м. была переведена братия Глушицкого Покровского мон-ря. В 1700 г. к Г. м. было приписано 164 крестьянских двора, в 60-х гг. XVIII в.- 681 крестьянин. В 1764 г. Г. м. был отнесен к штатным 3-классным, с количеством насельников 18 чел. В том же году к Г. м. была окончательно приписана Покровская обитель. К сер. XIX в. в Г. м. проживали, по штатам, настоятель, 3 иеромонаха, священник, 23 монаха, иеродиакон, 2 диакона, рясофорный монах и 15 послушников. С 20 февр. 1831 по 6 янв. 1833 г. в Г. м. был послушником св. Игнатий (Брянчанинов) . В 1744-1745 гг. на месте деревянной Предтеченской ц. был возведен каменный 2-главый 2-этажный собор во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких и св. Иоанна Предтечи с сев. Благовещенским приделом и «входною трапезою». В нижней Предтеченской ц. за левым клиросом под спудом почивали мощи преподобных Дионисия и Амфилохия. Трудами архим. Ионы ( 1855), к-рого прп. Пимен (Мясников) называл одаренным игуменом и «монахом в полном смысле слова», был отремонтирован собор, построена кирпичная ограда с 4 башнями и надвратной ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1847-1849). В башнях размещались кладовые, житницы и кузница. Рядом с сев.-вост. башней находились хозяйственные службы. В 1850-1852 гг. вместо деревянных построек в юж. стороне мон-ря был сооружен 2-этажный каменный келейный корпус с домовой ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова (в 1912 сгорела), в 1883 г. на месте надкладезной часовни построена колокольня, внутри к-рой сохранился колодец, выкопанный, по преданию, прп. Дионисием. За оградой Г. м. находились скотный и хозяйственный дворы с постройками, конюшни, ульи, мельница, баня, а также каменный 2-этажный корпус (1851) с просвирной и гостиничными комнатами, 2-этажный дом для богомольцев (1898). Г. м. принадлежали 2 каменные и 5 деревянных часовен.

http://pravenc.ru/text/165175.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010