Ныне в Коряжемском монастыре каменная соборная церковь Благовещения Богородицы, построенная в 1665, на месте древней деревянной, с приделом Николая Чудотворца, где и мощи основателя, Препод. Логгина, почивают под спудом. – В Ризнице хранится фелонь Преподобного; а близ церкви есть колодезь, им самим ископанный. В этой обители жил и принял иночество в XVI в. Преподобный Христофор. СОСНОВЕЦКИЙ-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ-ГЛУШИЦКИЙ, муж. 3 класса в 30 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Глушицы; находится под управлением игумена. Здесь в начале XV века Преподобный Дионисий Глушицкий, оставя прежде основанную им Покровскую Глушицкую обитель, водворился, в 4 верст. от оной, в необитаемом месте, и по прошествии некоторого времени учредил монастырь, как видно, для погребения братии. Эта обитель долгое время находилась в зависимости старого Покровского монастыря; а в 1764 году все братство того монастыря с настоятелем переведено сюда в Сосновецкий, который и сделан самостоятельным. Здесь ныне соб. церковь каменная Иоанна Крестителя, построенная св. Дионисием в 1420 году; при ней есть придел, впоследствии устроенный, во имя святых Дионисия и Амфилохия Глушицких. В этом храме, посреди церкви, почивают открыто мощи Препод. Дионисия и Амфилохия, в раке, сделанной иждивением Гостя Бахтеяра Булгакова; тут же находятся под спудом мощи: Макария, преемника св. Амфилохия, Тарасия, Феодосия и многих других Преподобных. – В этой обители есть несколько икон работы Препод. Дионисия, который занимался иконописью и резьбой; а между ими замечателен образ Серафима, находящийся за правым клиросом Соборной церкви. – Обитель Сосновецкая имеет наименование свое от того, что св. Дионисий нашел на этом месте необычайной величины сосну. – В смутное время самозванцев монастырь этот был разорен. При обители бывают ежегодно две ярмарки: 1 июля и 1 октября. ТРОИЦКИЙ-ОБНОРСКИЙ, пли КОМЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Грязовца, при реках Обноре и Нурме; находится под управлением игумена. Он основан в 1414 году Препод. Павлом Обнорским. В 1538 г. обитель эта разорена казанскими татарами, а в нач. XVII в. также подверглась сожжению от литовцев, и каждый раз была возобновляема.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

прожил 5 лет и преставился 10 сент., «на память святых мучениц Минодоры, и Митродоры, и Нимъфодоры». Т. о., согласно Житию, кончину И. следует отнести к 1457 г. (в церковной историографии датой преставления И. традиционно считается 1453). В Житии повествуется об И. как об исихасте, рассказывается о совершении им Иисусовой молитвы. В тексте имеется обширное заимствование из широко распространенного на Руси соч. «Молитва к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Иоанна Златоустаго моление» (нач.: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Аще кто сию молитву, требуя ея, глаг[о]леть, яко из ноздри дыханиа…»; цит. по списку: ГИМ. Син. 322. Л. 128 об.; об этом тексте см.: Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI в. СПб., 1914. С. 9). Один из списков «Молитвы...» находится в сборнике, который традиционно связывают с именем Паисия (Ярославова) - РГБ. Ф. 304/I. 747. Л. 451 об.- 452, однако в нем отсутствует указание на авторство свт. Иоанна Златоуста. Впосл. эта статья вошла в «Цветник священноинока Дорофея». В связи с этим свт. Игнатий (Брянчанинов) полагал, что именно по «Цветнику...» «обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. М., 2001. Т. 1. С. 411). Однако в Житие И. «Молитва...» не могла попасть из «Цветника...», к-рый был составлен не ранее XVII в. (в данном сборнике в «Молитве...» нет указания на свт. иоанна Златоуста). Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) При описании 3 первых чудес в Житии И. в качестве лит. образца были взяты чудеса блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского (см. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ): чудо «О некоем человеце Тимофее» восходит к чуду кн. Феодора «О болящем трясовицею», рассказ «О юноши князе Романе» - к чуду кн.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Видя столь богоугодную жизнь прп. Дионисия, бесы злобствовали против него, и раз, когда он еще жил на Глушице, они бросили его под пол и придавили половицей, так что ученик его Макарий нашел его еле дышащим. Предвидя свою близкую кончину, прп. Дионисий избрал себе в преемники своего ближайшего помощника — Амфилохия. Сам же много молился о братии Пресвятой Богородице и однажды после такой молитвы в тонком сне услышал глас «Услышана твоя молитва о братиях, и Я неотступно буду пребывать в сей обители, охраняя ее от всякого зла и оскудения». Преподобный очнулся: радостно трепетало сердце его. О бывшем с ним во сне он поведал Амфилохию. 29 мая он заболел окончательно, причем ему было тайное откровение, что через три дня он скончается. В последний день рано утром он благословил близкому ученику своему Макарию отслужить Божественную литургию, чтобы причаститься в последний раз, а сам призвал братию для последнего слова назидания, причем повторил предсказания свои об обители Сосновецкой. «Если я обрету милость у Бога,— так закончил он,— то не оставлю места сего, но буду молить о нем Господа и Его Пречистую Матерь». Лик его сиял божественным светом. Он благословил в последний раз братию и тихо предал душу Богу. Келья исполнилась чудного благоухания, и в эту минуту Амфилохий увидел над головой его дивный венец. Это было 1 июня 1437 г. в 6 часов дня. Прп. Дионисию было тогда 74 года с половиной. Погребли его, согласно его завещанию, в Сосновце. Тело его везли на муле. В одном месте мул этот остановился и не хотел идти дальше. Там поставили потом часовню. Тогда прп. Амфилохий распорядился привести другого мула, особенно любимого покойным, и он довез тело своего господина до места его последнего упокоения. Рядом с ним погребен его ученик и преемник прп. Амфилохий. Сохранилось описание наружности прп. Дионисия: он был невысокого роста, сухощав, с большой бородой до груди и кроткими глазами, лицо его было продолговатое, волосы русые, полуседые. В Сосновце в Христорождественской церкви между прочими древностями хранились написанные им иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия», «Знамение» Пресвятой Богородицы с огненными серафимами и часть его посоха.

http://sedmitza.ru/lib/text/437276/

109. Псалтырь с восследованием, в четвертку, без начала, 289 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Состав: 1) псалтырь (1–112), начинается 58-м псалмом, последования: 2) вечерни и повечерницы с любопытными подробностями в Великую субботу (112–115 об.); 3) в неделю Пасхи (115 об.–125); 4) тропари и кондаки воскресные от недели Антипасхи по неделю Всех Святых (125 об.–127 об.); 5) часословец имеяй нощную и дневную службу по уставу преподобного отца нашего Саввы (127 об.–289 об.); последования: полунощниц: а) вседневной (127 об.–133 об.); б) субботней (133 об.–134); в) утреницы (134–141): г) часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями (141–156 об.); д) обедницы (156 об.–159); е) чина о панагии (159–162 об.); ж) последования вечерни и великой повечерницы (162 об.–177); з) служба к Господу Иисусу Христу – творение кир-Феоктиста инока студийского (177–183); каноны: и) Пресвятей Богородице Одигитрии (183–191); к) благодарен Пресвятей Богородице на утрене в субботу 5-й еедмицы поста (191–203); л) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (203–207 об.); 6) месяцеслов с тропарями и кондаками и с указанием особенностей богослужения в некоторые дни (207 об.–289 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 11 – Амфилохий Глушицкий; октября 19 – Иоанн Рыльский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл, просветитель славян; апреля 17 – Зосима Соловецкий; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский. Из русских праздников Богородичных отмечен один–Покров. 110. Псалтырь с некоторыми последованиями, в четвертку, без начала и конца, 229 лл., полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–8, 17, 28, 54–59, 62, 63, 65, 66, 91, 92, 107, 108, 115, 122–126, 127–130, 141. Нет листа между 122 и 123 листами. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь от Рожественской церкви что на Устюге и на Стану (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Эта Обитель, упраздненная в 1764 году, была с тех пор приходской церковью, но отец игумен Иона возобновил ее, воздвиг новую церковь , обнес оградой и собрал братию. В этой обители почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского: она находится в 8 верстах от Спасо-Каменного монастыря, при впадении реки Кушты в Кубенское озеро. В трех верстах от обители, напротив села Ила, существует древняя часовня, построенная, как думают, на том месте, где некогда была усадьба и терема князей Заозерских. Переведенный в Сямский монастырь, находящийся также близ Кубенского озера и в 60 верстах от Вологды, отец Иона восстановил и обновил его. Дотоле он находился в заведывании экономов архиерейского дома, которые довели его до совершенного упадка. Отец Иона обеспечил монастырь и на будущее время, приведши в известность его средства и лишив таким образом возможности во зло употреблять оные. Отсюда отца Иону перевели в Сосновецкий Глушицкий монастырь, которому он оказал еще большую услугу, чем предыдущим обителям: она была доведена до крайности; но Иона в короткое время обновил его, и также восстановил когда-то приписной к оной Глушицкий Покровский Старый, превращенный в приходскую церковь . Этот монастырь был основан преподобным Дионисием Глушицким на берегу реки, именуемой Глушицей. В прежнее время он был обширен и так многолюден, что именовался даже Лаврой, но впоследствии, при нашествии Литвы, он дважды горел и пришел в совершенное запустение, так что от прежнего его величия оставалась только одна древняя двухэтажная церковь , под которой почивают под спудом мощи преподобных игуменов: Макария, Тарасия и Феодосия. В этой обители после преподобного Дионисия игуменствовал преподобный Амфилохий; здесь жительствовал преподобный Григорий Пельшемский и принял иночество преподобный Стефан Комельский. Тщанием и старанием отца Ионы воздвигнут новый прекрасный каменный храм, построены кельи, уже не существовавшие, монастырь обнесен оградой и собрано братство. За все таковые услуги и был сделан отец Иона архимандритом, благочинным и награжден орденскими знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1990-е годы Архангельская церковь встретила в аварийном состоянии. Кровельные работы начались только в 1998-м. Второй этап серьёзных восстановительных работ пришёлся на 2003-2009 годы, церковь тогда спасали вологодские и новгородские мастера. Сейчас идут скорее консервационные работы по спасению памятника архитектуры. 9 июля 1999 года, после долгого перерыва, в храме Михаила Архангела было совершено богослужение. Литургию возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Заслуживает внимание задумка архитектора опоясать восьмигранные барабаны изящными колоннами. Выглядит оригинально! Прямо таки изюминка этого здания. Ещё одна интересная деталь - современные резные воронки водосточных труб, выполненные из нержавейки. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Богтюжская Михаило-Архангельская церковь. Современное местоположение: с. Архангельское, Архангельское с/п, Сокольский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Михаила Архангела на Бохтюге, входившая в Сухонское поречье, упоминалась в окладной книге 1638 г. Каменная двухэтажная церковь, 1770 (1790?) г. Престолов три: в холодном верхнем храме - один (освящён в 1790 г.) и в теплом нижнем - два (1798 и 1799 г.г.). Престолы освящены в честь: Архангела Михаила - главный, свт. Николая Мирликийского, прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких. Богтюжская Свято-Духовская кладбищенская церковь, 1850 года, каменная. Престол в честь Святого Духа. В приходе было 10 часовен. Приходское попечительство было открыто 3 октября 1871 г., председателем избран крестьянин Семён Леонтиев. При Михайло-Архангельской церкви в 1896 г. была открыта приходская народная библиотека на средства бывшего прихожанина этой церкви, отставного рядового Пимена Меркулова, проживавшего в Санкт-Петербурге. От жертвователя поступило 73 экземпляра книг и брошюр на сумму 104 руб., за что ему была выражена архиерейская благодарность. 14 июня 1908 г. на колокольне произошёл пожар. За " самоотверженный подвиг " при его тушении крестьянин д. Кузминской Иван Пепелов получил архипастырское благословение.

http://sobory.ru/article/?object=00254

Амфилохия глушицкого (вместо 12 окт.), 12 Неониллы (вместо 28 окт.), 15 успение Иустина царя и Феодоры (вместо 14 ноября), 16 св. Епифания, ученика Андрея, 23 муч. Максима (неизвестен), ноября 9 успение Евфимия, епископа новгородского, 10 пр. Феогноста, 17 св. Николая, еп. солунского (М. Гр. 29 ноября), 19 св. Агафоника, 26 Иулиана еп., 28 св. Феоктисты (вместо 9 ноября), декабря 3 пр. Неофита, 8 муч. Фоки, января 5 св. Евфимия новгородского, 9 пренесение мощей Ионы, архиеп. новгородского, 12 св. Силуана, 15 преставление Петра царевича ростовского. 21 Ивана и Феодосия, февраля 6 св. праведного Илии, Христа ради юродивого нового чудотворца, 7 Евстафия, Зинона, Киприана, 15 затмение 6984 года, 21 Иакова железноборовского (11 апр.), 22 Иулиании, 27 Семиона, 28 Симона, марта 2 Авраамия, игумена Всемилостивого Спаса, 3 Севастиана, 10 Марка мниха (вместо 5 апр.), 17 Дионисия мученика, 18 Даниила, оболганного блудом, 19 Викентия вологодского, 23 пр. Евсевия, 29 Анакия в летвице (вместо 7 июля и 29 ноября), 30 Саввы еп., 31 св. Анны, апреля 15 Зосимы и Савватия (вместо 17), 19 обретение мощей Иоакима опочского, 20 Стахия, 27 св. Моисея, мая 13 св. Стефана, еп. сурожского (15дек.), 15 пр. Онуфрия псковского (12 июня), 17 ап. Кодрата, 19 Панкратията вроменийского (9 июля), 22 св. Афанасия, 25 Короната, июня 6 муч. Тимофея, 7 Ионы, еп. пермского, 10 обретение телеси царя Ивана, Никиты, еп. новгород. 11 ап. Тита (25 авг.), муч. Василия, 13 муч. Евстратия, 19 муч. Пелагии, 22 обретение мощей пр. Михаила клопского, июля 3 Лупиана, Никифора, 14 Евстафия, 16 Саввы стромынского, 17 Ефрема перевомск. (16 мая), 29 Рождество Николы мирликийского. Многие из означенных памятей не известны или в неканонизованных. Святцы московской синодальной библиотеки 878, XVII в. (ибо есть в них память Димитрия царевича) с историческими сведениями, много сходствуют с 54. Имеют следующие особенности: 10 окт. св. жен Анны и Елисаветы (вместо 9), 7 ноября муч. Антония (вместо 9), 9 ноября муч. Иоанна (неизвестен), янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Погребен был в Покровской Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. На гробнице возложена древняя схима, принадлежавшая по преданию этим преподобным; по ней вышиты разными шелками изображения херувимов, церковь о 4-х главах и смерть с косою. Память преподобного Макария празднуется 13/26 мая в день его преставления и 12/25 октября в числе других Глушицких святых. Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского († 1396; память 26 апреля/9 мая), по его апостольским трудам в деле распространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном. В 1427 году, при втором преемнике святителя Стефана – святителе Герасиме (память 29 января/11 февраля), преподобный Тарасий добровольно оставил управление монастырем, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть в послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель. Преподобный Тарасий начал трудиться в монастыре наравне с остальными иноками, проводил самую суровую и строгую жизнь, умерщвляя тело постом и молитвой и во всем исполняя волю преподобного Дионисия. Постоянные слезы умиления, глубокое смирение, сердечное сокрушение и необыкновенное терпение – все эти качества роднили преподобного Тарасия с древними подвижниками. После десяти лет многотрудных иноческих подвигов при жизни преподобного Дионисия и трех лет при игуменстве святого Амфилохия в преклонном возрасте преподобный Тарасий преставился в 1440 году. Святые мощи преподобного Тарасия почивали под спудом в храме в честь Рождества Христова в Покровском Дионисиевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010