Однако в Житии Дионисия Глушицкого говорится о том, что М. «бысть послди преподобнаго болшая лавры игуменъ» ( Семячко. Житие прп. Дионисия Глушицкого. 2005. С. 115). Эту фразу не следует понимать как указание на то, что М. стал игуменом непосредственно после прп. Дионисия. Более того, в Житии приводятся слова Дионисия из его предсмертного наставления: «...вручаю старйшиньство своему присному ученику... смиренному Анфилохию» (Там же. С. 131). Год преставления М. неизвестен. Память святого под 13 мая зафиксирована в Месяцеслове Симона (Азарьина) : РГБ. Ф. 173.I. 201. Л. 317, сер. 50-х гг. XVII в., и в святцах: РНБ. O.I.504. Л. 88 об.- 89, XVII в. В сводный месяцеслов И. М. Мартынова память М. не включена ( Martinov. Annus ecclesiasticus). 6900 г., указанный в разного рода перечнях рус. святых (РНБ. O.I.382. Л. 33, XVIII в.; РНБ. Мих. Q. 532. Л. 210, XVIII в.; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 862. Л. 112 об., XVIII в.; РНБ. Собр. СПбДА. А. II/63. Л. 29, XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)) в качестве времени преставления святого, должен быть интерпретирован не как конкретный год кончины, 1392-й, а как указание на столетие, т. е. М. преставился в 6900-х гг. (1392-1492). В подобных перечнях указание на 6900 г. сохраняется даже в тех случаях, когда игумены Покровского монастыря приводятся в хронологической последовательности со своими датами преставления, порой далекими от реальных (см., напр.: РГБ. Ф. 173.III. 58. Л. 17 об., XVIII в.: Дионисий Глушицкий - 1 июня 6908 (1400), Амфилохий Глушицкий - 14 окт. 6933 (1425), М.- 13 мая 6900). В Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) запись о М. сделана трижды: без даты (РНБ. Собр. СПбДС. 25/12. Л. 110 об.), под 13 мая (Там же. 25/5. Л. 119 об.) и под 12 окт.- в день памяти Амфилохия Глушицкого (Там же. 25/10. Л. 52 об.). М. почитался в числе учеников прп. Дионисия Глушицкого. Существуют тропарь и кондак преподобным Амфилохию, М., Тарасию и Феодосию Глушицким (Минея (МП). Май. Ч. 2. М., 2002. С. 69-70). Наиболее ранние записи о М. в иконописных подлинниках относятся к 20-м гг. XIX в.: «Сед, брада менше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об.; Маркелов. Т. 2. С. 157).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

В последние годы жизни Дионисия М., видимо, стал его духовником. В духовной грамоте преподобного сказано, что ее писал «Макарей поп, отец мой духовный» (грамота была составлена незадолго до 11 янв. 1436, когда «чернець поп Макарей, отец духовный» и бояре явили ее Ростовскому еп. Ефрему, который привесил к ней свою печать; АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274). После преставления Дионисия Глушицкого († 1 июня 1437) игуменом Покровского мон-ря стал др. его ученик, прп. Амфилохий , остававшийся настоятелем обители до своей кончины, к-рую традиционно относят к 1452 г., однако документальных подтверждений этой даты нет. Как игумен Амфилохий упоминается в жалованной льготной и несудимой грамоте от 4 марта 1448 г. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного на 8 пустошей близ монастыря (опубл.: АСЭИ. Т. 3. 253. С. 274-275; Черкасова. 2012. С. 217-218. 4). Эта грамота была подтверждена вел. кн. Иоанном III Васильевичем (1462-1505) и адресована уже игумену М. (АСЭИ. Т. 3. С. 275). Т. о., М. стал настоятелем после 1448 г., но до 1462 г. Как игумен Покровского мон-ря М. упоминается также в 4 недатированных грамотах, 2 из них написаны от лица вел. кнг. Марии Ярославны († 1484). До 1473 г. княгиня пожаловала мон-рю право беспошлинного провоза в Москву 4 подвод жита и др. товара через Ростов, Романов городок и Ухру (Там же. 255. С. 276; датировка грамоты основана на том, что к 1473 княгиня даровала Романов городок своему сыну, угличскому кн. Андрею Васильевичу Большому ( Черепнин Л. В. Русские феод. архивы XIV-XV вв. Л., 1948. Ч. 1. С. 167-174). В др. грамоте Мария Ярославна запретила своим поборщикам и тиунам останавливаться в монастырских деревнях и брать там кормы и подводы; свое подтверждение грамоты адресовал «игумену Макарию» также вологодский кн. Андрей Васильевич Меньшой († 1481) (АСЭИ. Т. 3. 256. С. 276-277). Т. о., до 1481 г. М. был настоятелем Покровского монастыря. Вел. кн. Иоанн III подтвердил неприкосновенность монастырских земель и рыбной ловли по рекам Сухоне и Пучкасу и освободил «деревеньку на перевозе» от постоев, «дачи кормов, проводников и подвод» (Там же. 257. С. 277). Бохтюжский кн. Семен Юрьевич пожаловал М. данную грамоту на пустоши Шобыкино и Устьянцево на р. Кубене (Бохтюжское княжество существовало в XV в. и располагалось по притокам Сухоны, Бохтюге и Глушице ( Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 280-282)).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

3563 Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно – самое большое. 3565 Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. 3566 Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета («Жития святых», июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. 3569 Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла – тоже его работы и др. 3572 Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1 июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, – одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, – обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови – полукруглые, лицо-продолговатое, щеки – впалые, глаза – кроткие, бороду – до груди, густую, волосы – светлорусые и полуседые. 3573 Весь Христови, т.е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Г. погребен в Предтеченском храме Сосновецкого мон-ря рядом с прп. Дионисием. Время канонизации А. Г. неизвестно. В Уставе 1621 г. московского Успенского собора , составленном при Патриархе Филарете , в число общерус. святых, с оговоркой «аще волит патриарх», был включен и А. Г., но в последующих уставах (1666-1743) эта запись не встречается ( Голубинский. С. 412-413, 424-425). Видимо, А. Г. был канонизирован только к местному почитанию. В 1640 г. на месте погребения преподобных Дионисия и А. Г. купец Бахтеяр Булгаков со своими детьми Иваном и Василием устроили раку, в 1645 г. некий Иван Полиевктов пожертвовал резной подсвечник для раки. Все это свидетельствует о местном почитании святых в XVII в. Память «преподобного отца Амхилохия, Глушицкаго чюдотворца» отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 305) и в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. 237). В кон. XVII в. написана общая служба преподобным Дионисию и Амфилохию (ГИМ. Син. 610. Л. 80, нач. XVIII в.- Минея (МП). Октябрь. С. 325-336). Она составлена на основе общей преподобнической службы применительно к полиелею. В 1744-1745 гг. вместо древней Предтеченской ц. в Сосновецком мон-ре был построен каменный храм с 2 престолами: во имя св. Иоанна Предтечи и в честь святых Дионисия и Амфилохия Глушицких. В новом храме рака над погребением святых находилась в середине церкви. В наст. время от Предтеченского храма остался только фундамент; место, где под спудом находятся мощи преподобных, можно указать приблизительно. В Покровском мон-ре сохранился деревянный Покровский храм, в к-ром иногда совершаются богослужения, в т. ч. молебны преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким. Ист.: Описание о российских святых. С. 126. Лит.: Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 206 - 208; СИСПРЦ. С. 17; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 34-35; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 176-177.

http://pravenc.ru/text/114640.html

Дионисия, ибо он был искусный иконописец и все умел делать своими руками — ковать медь и шить одежду. Так было положено начало созданию великой Глушицкой лавры. Было это в 1407 г. Местный князь Георгий Бохтюжский хотел дать на создание ее средства, но преподобный не принял их и лишь, видя теплую веру и усердие князя, согласился, чтобы он присылал братии пропитание. Когда лавра стала многолюдной, то прп. Дионисий нашел на берегу той же Глушицы полюбившееся ему уединенное место, называлось оно Сосновец — от огромной вековой сосны, стоявшей там посреди болота. Прп. Дионисий соорудил там церковь во имя Предтечи Господня Иоанна и несколько келий для единомысленных с ним братьев, ревновавших, как и он, о пустынном жительстве, и поселился с ними. Тогда он усугубил свои подвиги, питаясь лишь хлебом и водою, и все ночи проводил стоя на молитве. Там же он ископал себе собственноручно могилу, над которой часто молился. На молитве он простаивал иногда целыми ночами, невзирая на сильные морозы. Братьям он говорил так «Если не будет положено здесь тело мое, не останется здесь живущих, ибо пустынно и трудно место сие. Если же положено будет, то Бога ради не презрят места сего и меня; и с верою здесь живущие восприимут награду от Бога, а в страшный день Суда обретут себе Помощницею Владычицу, ибо потрудились в сей обители». Так и случилось: со временем лавра была запущена, а Сосновецкий монастырь продолжал существовать до последнего времени. Всего прп. Дионисий создал пять мужских монастырей и один девичий — во имя святителя Леонтия Ростовского — для своих учениц и руководил ими всеми. Сам же он дважды посещал своего авву, архиепископа Ростовского Дионисия, бывшего игумена Спасо-Каменного монастыря, в епархию которого входила и страна Вологодская. Святитель благословил его иконой Божией Матери и снабдил его монастыри церковной утварью. Среди учеников прп. Дионисия прославились святостью жизни своей: прпп. Макарий, Амфилохий и Тарасий (память их 12 окт.), Григорий Пельшемский (память его 30 сент.) и Филипп Рабангский (память его 14 нояб.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437276/

Источник: сайт Культура в Вологодской области Храм расположен на левом берегу реки Вологды, недалеко от церкви святого Николая во Владычной слободе. Изначально церковь была деревянной. Точно известно что в 1618 году она уже существовала. Перестроена в каменную была около 1670 года (по другим источникам 1687 год или просто конец XVII в.), и освящена во имя Преображения Господня. Самым замечательным в этой церкви было внутреннее ее благолепие. К 1855 году в храме было 7 престолов. В верхнем этаже помещались 3 престола: главный - во имя Преображения Господня и два придельных, находящихся в южном и северном отделениях алтаря: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких чудотворцев. В нижнем этаже храма были распложены 4 престола: в восточной части храма южный - во имя св. апостола Андрея Первозванного, северный - во имя св. Григория Богослова. Третий и четвертый придельные престолы - у двух западных столбов, поддерживающих своды. У правого столба престол во имя святых. мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива, а у другого - во имя Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " . В мае 1922 года в ходе экспроприации по разным политическим мотивам из Спасо-Преображенской церкви было изъято 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше двух пудов, жемчуга и драгоценных камней свыше одного фунта. В январе 1930 года с колокольни было сброшено 13 колоколов. Вес конфискованной колокольной меди составил более 218 пудов. 30 января 1930 года договор со Спасо-Преображенской приходской общиной был расторгнут, а храм, переданный военному ведомству, приспособлен под пересыльный пункт для перемещенных лиц. Около храма осуществлялись захоронения умерших ссыльных с юга и Украины. На столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма сохранились подписи жертв репрессий, датированные 1930-1932 годами. Художественное убранство церкви было уничтожено, за исключением части икон, переданных в губмузей. С февраля 1930 года богослужения в церкви больше не проводились.

http://sobory.ru/article/?object=01101

Пусть будет отцом твоим тот, кто потрудится вместе с тобою свергнуть бремя духовное, а матерью – кто омоет тебя от скверн страстей в новом рождении; братьями твоими да будут беседующие с тобою о горнем отечестве; приобрети в супруги себе непрестанную память о смерти и будешь иметь чадами от нее воздыхания сердечные; рабом сделай себе плоть свою, а друзьями – Святые силы, которые во время исхода твоего будут тебе помощниками к восходу на небеса». Глубоко запали слова старца в душу впечатлительного отрока, и со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником: «Отче, как ты сказал, так я и желаю этого, лишь бы мне иметь тебя учителем». «Я согласен иметь тебя учеником», – отвечал он обрадованному отроку, и Матфей, оставив дом и родителей, решился последовать за Дионисием. Преподобный взял его с собою в монастырь и, сподобив иноческого образа, назвал его Макарием и оставил жить у себя в келлии, чтобы удобнее наблюдать за ним. Юный инок чистотою своего сердца, послушанием и терпением настолько приобрел себе любовь старца, что тот непрестанно молился о нем Богу, чтобы беспрепятственно совершить ему свое течение. По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архиепископом Ростовским Дионисием (1418–1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря. До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохии († 1452; память 12/25 октября) он продолжал иноческие подвиги. Возросший под руководством великого старца, святой отличался редкой чистотой души. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители. Неизвестно, сколько времени Макарий управлял обителью; неизвестен и год его кончины, но так как на его имя была написана жалованная грамота великого князя Uoahha III , то думают, что скончался не ранее 1462 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет . Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий. 14 июня 2013 г. Его «Житие» было написано Иринархом, автором «Жития св.Григория Пельшемского». Св. Дионисий был по рождению грек. Перед тем как приехать в Россию, он жил на горе Афон. Затем он провел некоторое время в Богоявленском монастыре в Москве и снискал уважение и восхищение великого князя Дмитрия Донского. Святой стал игуменом Спасского монастыря на озере Кубенское, где ввел афонские обычаи. Именно этим примером руководствовался прп. Дионисий Глушицкий в своих начинаниях. В 1418 г. Дионисий Грек был поставлен архиепископом Ростовским и явился вдохновителем монашеских начинаний святых того времени. Он почил в мире 18 октября 1425 г. Этот святой не канонизирован, но его имя фигурирует в разных агиографических сборниках. Он воспоминается 23 мая, в день празднования Собора РостовоЯрославских святых. Несколько из написанных им икон сохранилось до наших дней. Его почитание было признано Московским Собором 1547 г. До революции мощи святого и его преемника св.Амфилохия почитались в Сосновецком монастыре. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 3 февраля 2022, 21:36 Преподобный Дионисий, моли Бога о нас. Монастырь, в который монахи принесли икону, называется не Семихолмский, а Семигородний

http://pravoslavie.ru/62129.html

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

«Хочет он, братие, быть искусным иноком» Кирилло-Белозерский монастырь Главной добродетелью молодого Мартиниана стало его послушание Кириллу. «Всем умом повиновался ему», – пишет агиограф Преемниками преподобных игуменов Древней Руси гораздо чаще становились совсем молодые иноки; монахи одного поколения редко находили общий язык (сверстники Ферапонт и Кирилл Белозерские, Сергий и Стефан Радонежские вынуждены были в скором времени расстаться); ведь именно отроки могли стать учениками преподобных в полном смысле этого слова. Так было с Никоном Радонежским, Амфилохием Глушицким, так было и с Мартинианом. Они росли и мужали на глазах у своих духовников, поверяли им свои помыслы, внимали слову Божиему, исходящему из их уст, глядели на мир их глазами и ставили закон преемственности в развитии братства выше других законов монашеского жития. Вот почему главной добродетелью молодого Мартиниана становится его послушание Кириллу. «Всм умомъ повиновашеся ему… – пишет агиограф, – и тако бяше старцу повинуася, якоже аггелъ Христу». Закон послушания в духовном развитии Мартиниана вытесняет проявление аскетической инициативы, и, когда инок просит позволения игумена усилить пост «юности ради», Кирилл отказывает ему, повелевая причащаться пищи с прочей братией в общей трапезной монастыря. Житие рисует проникновенные картины совместной молитвы юного инока и убеленного благолепными сединами старца. В то время как согбенный трудами и бременем прожитых лет Кирилл мерным голосом читает слова молитв, составивших его келейное правило много лет назад, его молодой ученик по велению старца кладет земные поклоны перед образом Спасителя в потемневшей от времени серебряной ризе. При тусклом сиянии лампады едва различимо движение воскрылий монашеской мантии Мартиниана. Лучина потухла, однако Кирилл продолжает чтение, как и прежде: слова молитв и псалмов известны ему наизусть, и каждый новый день открывает перед игуменом новые сокровища святоотеческой премудрости. Массивные рукописи, которыми заставлены широкие подоконники игуменской кельи, стали неотъемлемой частью ее интерьера. Любовь к книгам и духовной литературе Кирилл передаст и своему воспитаннику, который со временем, подражая наставнику, станет собирать вокруг себя богатую библиотеку писаний святых отцов… Келейное правило в покоях настоятеля продолжается до тех пор, пока пробужденный на рассвете пономарь мерными ударами в било не начинает возвещать братии начало нового молитвенного дня.

http://pravoslavie.ru/110151.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010