Сообщения византийских источников о византийско-арабских отношениях значительно дополняются сведениями арабских историографов, среди которых на первом месте следует упомянуть Табари (839–923). Крупный ученый, Табари составил всеобщую историю, которая простирается от сотворения мира до его времени и особенно подробно останавливается на византийско-арабских войнах; более старые источники Табари главным образом приводит дословно 332 . Большую ценность представляют для нас также описания арабских географов, особенно Ибн Хордадбеха, Кудамы и Ибн ал-Факха, ибо они содержат очень важные сведения о положении Византийской империи, а именно о военной организации и фемном устройстве 333 . Современные исследователи, особенно многочисленные новаторские работы Грегуара, показывают, что византийский народный эпос о Дигенисе Акрите содержит богатый исторический материал по византийско-арабским войнам 334 . Так же, как и приведенные выше византийские хронисты и историки, если не в еще большей степени, агиографические сочинения этой эпохи отражают иконофильскую тенденцию, ибо они посвящены мученикам иконопочитания и естественно носят характер панегириков. Тем не менее некоторые из этих сочинений имеют большую ценность в качестве источников, дополняя скудные сведения собственно исторической литературы. Из числа весьма многочисленных житий святых иконоборческой эпохи упомянем здесь только наиболее важные с исторической точки зрения. Житие Стефана Нового († 767), которое было составлено Стефаном, диаконом Св. Софии, в 808 г. на основании более ранних известий, содержит наиболее древние и подробные сведения о иконоборческих гонениях при Константине V 335 . Недостатки, которые присущи всем произведениям этого литературного жанра, уравновешиваются обилием достоверных исторических деталей. Первостепенным источником является также житие Никиты, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии († 824), написанное его учеником Феостириктом вскоре после смерти святого 336 . Неоценимым по своей важности, хотя и не столько для истории иконоборчества, сколько для внутренней истории Византийской империи, является написанное в 821–822 гг. житие Филарета Милостивого († 792) 337 . Далее, достаточно большую историческую ценность написанные также современниками жития Иоанна, епископа Готского 338 , и акты 42 аморийских мучеников 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И действительно, сочинение Еводия пользовалось большим вниманием последующих авторов. Именно его версию в конце Х века включил в свой менологий преподобный Симеон Метафраст. В том же веке продолжатель хроники преподобного Феофана в описании взятия Амория и последующего мученичества показывает знакомство с текстом Еводия. Один из полемических доводов Еводия приводится у Василия Эмесского в «Житии Феодора Эдесского» . В XII веке на Еводия прямо ссылается в антиисламской главе своего «Догматического всеоружия» Евфимий Зигабен. Аргумент со ссылкой на пророка Исаию (9: 13–14) используется в «Споре о вере монаха Евфимия с сарацинским философом» . Краткое содержание «Сказания о 42 мучениках Аморийских» монаха Еводия Сказание начинается длинным вступлением, представляющим обзор событий вооруженной борьбы между христианами и мусульманами, причем говорится, что успех неверных и потери христиан шли параллельно с уклонением Византии от Православия к ереси. Еводий проводит параллели с уклонением в монофелиство и позднее в иконоборчество, с одной стороны, и величайшими поражениями от арабов – с другой. Продолжая обзор, автор переходит от аморейской династии, возобновившей гонения на иконы, к царю Феофилу. В качестве самого яркого примера бедствий, обрушившихся из-за этого на христиан, Еводий предлагает остановиться на печальной судьбе Амория, по попущению Божиему постигшей город, из которого происходили 42 мученика, взятые в плен агарянами. Халиф Абу Исхак пришел с большой силою к Аморию, осаждал город в продолжении 13 дней, действуя стенобитными орудиями, и наконец овладел им, предал разорению, жителей истребил, а пощадил только и увел с собой в плен вождей семи военных отрядов. Далее описывается тяготы темничного заключения, которому подвергнуты были пленники. Когда их физическая сила начала ослабевать, халиф стал подсылать к ним своих людей, которые под видом доброжелательного участия льстивыми словами склоняли пленников к отпадению от христианской веры: пусть они, де, пожалеют о своих родных, которые о них там, на родине, сокрушаются, и детей, которые неутешно плачут; ведь можно ограничиться притворным признанием Мухаммеда, это дало бы им возможность впоследствии при удобном случае во время войны опять перебежать к своим и вернуться к родной вере. Коварный совет был отвергнут.

http://pravoslavie.ru/put/080319171635.h...

Ведь к нему же стекаются самовластно, не каким-то насильем, но от всякого языка под небесами сущего, сего ради и неверные исповедуют с дерзновеньем, что воистину там обитает Бог, всех Жизнь и Воскресение. Однако, далеко не все гимнографические тексты, связанные с темой империи, столь эсхатологически оптимистичны. Зачастую идеи империи и имперского патриотизма в византийской гимнографии связаны с представлениями о страдании и мученичестве. Приведем в качестве примера стихиры из службы Аморийским мученикам, находящуюся в Синайской Триоди (Х в., F.11-F.18): Показал Ты поборников народа Твоего, Христе всесильне твердую веру в Тебя сохранившись, твердою волей смерть за Тебя воспринявших радостно, в узах же пребывавших за Тебя в многолетних, и не отрекшихся от Живого Господа, сопричти же их к ликам святых и душам всех праведных Явились отчизны и рода всякого основания, жизнь же дольнюю презрев как временную, очистили души крови потоками, и ударам мечей, и узам они приобщились, и к вышнему миру преставились, радуясь... См. также первый тропарь второй песни канона. Рима рождения, стада священного овцы твоего, Варварам свирепым, исповедуя Тебя, воспротивились, и ими убитые наследуют жизнь Согласно мысли автора этих текстов, 42 аморийских мученика, взятые в плен в 838 г. и замученные в 845 г, а равно и воины, павшие при защите Амория, пострадали не только за Христа, но и за Его народ, за христианское отечество, за православную Ромейскую империю. Их жертвенная смерть является утверждением христианской отчизны, онтологическим фундаментом империи. Итак, империя носит имя Христа и находится под знамением Креста. Из этого явствует, что она призвана к сораспятию Христу и к воскресению с Ним. Соответственно, несчастья, обрушивающиеся на империю, в некотором смысле носят характер крестных страданий, а победы - пасхального торжества. И, естественно, судьбы империи теснейшим образом связаны с судьбами народа Божия и Церкви. И соответственно, можно смело сказать, что Византийская империя и знала, и исполняла эту формулу: «Православие, Самодержавие, Народность».

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/17/...

Аноним (кон. IX – нач. Х вв.). Житие Евариста Студита (819–897) Аноним (кон. IX-X вв.). Жития Константина Философа (Кирилла) (ум. 869) и Михаила (Мефодия) (ум. 885) Аноним (IX-X вв.). Житие Арсения Великого (359–412) Аноним (IX-X вв.). Житие и мученичество Константина Грузина (IX в.) Х век Аноним (Х в.). Житие муч. Илии Нового (ум. 795) Никифор (нач. Х в.). Житие Антония Кавлеа, Патриарха Константинопольского (ум. 901) Аноним (ок. 924 г.). Житие Николая Студита (793–868) Аноним (Х в.). Синаксарное житие Феофилакта Никомидийского (кон. VIII – первая пол. IX вв.) Аноним (Х в.). Чудо Св. Георгия с болгарином (вторая пол. IX в.) Аноним (Х в.). Житие Власия Аморийского (Монаха) (ум. 912) (славян. рукопис. X-XII вв.) Аноним (ок. 920–925 гг.). Житие Евфимия (ум. 917)=Псамафийская хроника Павел, архиепископ Монемвасийский (середина Х в.). Житие Марфы, игуменьи Монемвасийской (вторая пол. IX в.). ГеоргийМерчули (951 г.). Житие Георгия Хандзтийского (759–861) Аноним (отред. в 976–1025 гг.). Житие Марии Новой (ум. 902/903 г.) Аноним (середина Х в.). Житие Димитриана, епископа Кипрского (кон. IX – нач. Х вв.) Константин (середина Х в.). Житие Петра, епископа Аргосского (852–922) Никифор Пресвитер (ок. 950–959 гг.). Житие Андрея Глупого (Юродивого) (ум. ок. 936) (есть мнение о создании Жития в конце VII в.) Григорий (960-е гг.). Житие Василия Нового (ок. 870–944/952) Аноним (ок. 962 г.). Житие Луки Нового Элладского (Steiriotes) (ок. 892–953) Аноним (кон. X в.). Житие Павла Латрского (ок. 880–955/956) Феофилакт Охридский (?) (вторая пол. Х в.). Жития Климента Охридского (ум. 916) Аноним (неранее 980 г.). Житие Ирины, игуменьи Хрисовалантона (ок. 850–930) Аноним (кон. Х в.). Житие Луки Стилита (879–979) Аноним (Х в.). Житие Агапита Синадского (первая пол. IV в.) Аноним (Х в.). Житие Анания, епископа Мелитинского (V в.) Аноним (Х в.). Житие Германа, игумена Козинита (IX в.) Аноним (Х в.). Житие Фотия Фессалийского (вторая пол. IX в.) Иоанн Агиолит (Х в.). Житие Василия Анкирского (Х в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученики, пострадавшие от мусульман, в глазах византийцев своим подвигом верности свидетельствовали о превосходстве Христовой истины над исламом. Среди примеров можно упомянуть 60 мучеников Иерусалимских, которые были византийскими паломниками, что отправились в 725 году на поклонение в Святую Землю. Они были захвачены мусульманами в Кесарии, так как тогда уже истек срок семилетнего перемирия. Их принуждали принять ислам. Из 70 паломников семеро не выдержали и стали мусульманами, трое умерли по дороге, а 60 предпочли сохранить верность Христу и приняли мученическую смерть в Иерусалиме . 42 мученика Аморийских – это захваченные в плен мусульманами при взятии Амория византийские офицеры. После семи лет плена и категорического отказа принять ислам они, по приказу халифа, были казнены на берегу Тигра в 845 году. В Константинопольском синаксаре упоминаются преподобномученики Зобского монастыря, находившегося недалеко от Севастополиса. Игумен Михаил вместе с 36 братиями приняли мученическую кончину от рук мусульман во время набега «эмира агарянского» Али бен Сулаймана в 785 году . А в 796 году арабы-разбойники напали на лавру святого Саввы Освященного в Палестине и убили большую часть братии. При этом преподобномученика Христофора, который в прошлом был мусульманином, но обратился в христианство, арабы-грабители взяли с собой и отвели в город, где передали судье, и Христофор после пыток был казнен как вероотступник . Еще одна важная тема житий – миссионерская деятельность святых, направленная на проповедь христианства мусульманам. Особенно выделяется в этой связи «Житие святого Илии Нового» . Святой был родом из Сицилии, и звали его Иоанн. Он был загодя извещен о том, что ему предстоит попасть в плен и оказаться в Африке, где он должен будет наставить на путь истинный слабых в вере. Жителям города Энна он за три дня предсказывает нападение арабов. Предсказание сбылось, Иоанн вместе со многими другими оказался в плену. Из плена его выкупил один христианин, после чего Иоанн отправился в Северную Африку. Здесь его уважали не только христиане, но и мусульмане. Затем он ушел в Палестину, где принял постриг с именем Илия. В пути он проповедовал мусульманам-попутчикам, и 12 из них приняли крещение. Однажды святой стал свидетеля спора о вере между мусульманином и христианином. В пылу спора христианин ударил собеседника по голове. Обоих доставили на суд к эмиру, который отпустил мусульманина, а христианина повелел обезглавить. Придя на место казни, святой по молитве воскресил казненного христианина. Это стало известно, и много больных мусульман приходило к Илии за исцелением, и многие из них крестились. В конце жизни святой возвращается на родину, и, как сказано в житии, по его молитве сицилийские города были избавлены от нападения африканского эмира Ибрагима в 902 году. Умер святой в Фессалониках в 903 году.

http://pravoslavie.ru/4484.html

Время от времени в житиях святых воспроизводятся споры между христианами и мусульманами, и в этих случаях в них используется полемическая литература, о которой говорилось выше: и рассказе Эводим о страдании сорока двух мучеников аморийских проблема предопределения упоминается как основное различие между двумя религиями. Среди подобных документов богатейшим по содержанию и наиболее оригинальным является рассказ об имевшей место ок. 850 г. дискуссии, в которую оказался вовлечен Константин — посланник императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ был сохранен в славянском житии Константина. Позиция Константина «Философа» — всецело апологетическая: он защищает христиан от обвинения, упомянутого выше, — что они являются «раскалывателями Бога», он цитирует Коран (сура XIX, 17) в поддержку христианской доктрины рождения от Девы и так же, как Абу–Курра, опровергает утверждение мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты — доказательство его непоследовательности. Он выдвигает встречное обвинение мусульман в недостаточной моральной строгости, что являлось обычным христианским возражением на претензию ислама быть Богоогкровенной религией. В заключение он выражает классическое византийское мнение, что «империя Ро–меев» — единственная, благословленная Богом. Он находит даже библейское основание для этого взгляда: дав Своим ученикам заповедь платить положенное императору и заплатив налог за Себя и остальных (Мф 17:24–27; 22:19—21), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики римлян. «Все искусства пришли от нас», заключает Константин. Однако то там, то здесь в агиографических сочинениях звучит более положительная нота. В другом месте жития св. Стефана рассказывается, что святой «принимал с сочувствием и уважал всех, мусульман так же, как и христиан». Про святость и гостеприимство некоторых христианских святых говорится, что они производили благоприятное впечатление на сарацин, которые при этом изображаются в житиях с большей снисходительностью.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

1747 См. в моей книге примечание 188. Корр.), ср. Скабалланович. «Отзыв о соч. прот. Лисицына». Журналы Совета Киевск. Акад. 1910–1911 г., журнал 9 июня. 1753 Христ. Восток, I (СПб. 1912), стр. 325–347. Известия Импер. Академии Наук, серия VI, 4 (1913), стр. 231–240. 1754 В списке метафрастовских произведений Ebrhard’a из всех агиологических тестов, отмеченных в Евергетидском Типиконе с началами, не значатся только эти три текста (т. е. на 8, 12 января и 15 октября), да отмеченное выше мучение Кирика и Иулитты. См. Васильевский и Никитин. Сказания о 42 аморийских мучениках и церковная служба им. Записки Имп. Академии Наук, т. VII, 2 (СПб. 1905), стр. 237, прим. 1. 1755 Сентябрьская Минея Четья до-макарьевского состава. Сборн. Отд. Русск. Яз. и Слов. СПб. 1896; Октябрьская Минея Четья до-макарьевского состава. Известия Отд. Русск. Яз. и Слов. Имп. Ак. Наук, т. VI (1901), кн. 1, стр. 57–87. 1760 «Получил от С.Ф. Шарапова на прочтение сочинения К.С. Аксакова и И.В. Киреевского сроком на три месяца. Обязуюсь честным словом их посылкой (а не как попало) возвратить в срок. К. Леонтьев . 12 мая 1888 г. Опт. П.» 1761 Студент-юрист Московского университета; по окончании курса поступил в священники. Ныне – известный Московский протоиерей. А. Ал-ов. 1762 «Анализ, стиль и веяния». Упоминается несколько раз и дальше. Напечатана впоследствии в Русск. Вестн. А. Ал-ов. 1764 От. Амвросий, знаменитый оптинский старец, благословив нас с будущей женой моей, когда мы были летом в Оптиной Пустыни, и сказав, что ничего не имеет против нашего брака, советовал, однако, по возвращении в Москву, отслужить молебен в часовне чудотворной иконы Иверской Божией Матери и поступить так, как мы решим после этого молебна. А. Ал-ов. 1765 Все бывшие студенты члены нашего кружка. Н.А. Уманов как уже сказано, ныне – член суда; Я. А. Денисов – ныне профессор Харьковского университета; Миронов – сейчас же после окончания курса умер; Н.Б. Алмазов (сын поэта) был впоследствии секретарем редакции «Русск. Обозр.», а затем принадлежал к составу редакции Московск. Ведом. А. Ал-ов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это сорок два Аморийских мученика, которые в службе, посвященной им, прославляются не только как мученики, но и как воины, их мученический подвиг приравнивается к воинскому. Почитание такого государя, как Константин Великоий, распространяется не только на его апостольский подвиг, но и на воинский, что видно по службе, посвященной ему. Отсылаю к своей книге « Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках ». Местное почитание на Афоне императора Никифора II, того самого, которого критикует Кураев, также связано и с его воинскими подвигами, и с его невинным убиением. Опять же отсылаю к своей вышеуказанной книге. Известны случаи, когда клирики командовали войсками в Византийской Империи, даже командовали флотом. В частности, известен случай, когда диакон Иоанн взял флот против арабов в 695 году. При этом клирики не только не подвергались наказаниям, по словам Вальсамона, но и получали награды. Что мы будем делать с несомненным святым Сербской Православной Церкви митрополитом Петром I, который командовал черногорским ополчением в боях против турок и албанцев, при Крусах и Мартиничах в 1796 году?! Другое дело, что митрополит Петр вначале пытался решить дело миром, но когда дело дошло до битвы, он встал во главе своих войск. Что касается Руси, то можно вспомнить почитание целого ряда благоверных князей, таких как благоверный великий князь Александр Невский, также стоит вспомнить Меркурия Смоленского, Пересвета и Ослябю. Наконец, почитание былинного богатыря Ильи Муромца, инока Киево-Печерского, и многих других, что вошли уже в анналы нашей Церкви. Относительно того, когда в святоотеческую экзегезу вошло толкование слов Евангелия от Иоанна, относящиеся к воинскому подвигу, Андрею Вячеславовичу Кураеву надо было бы не в интернете сидеть и сплетнями заниматься, а учить матчасть, и хотя бы прочесть житие Константина-Кирилла, то есть святого равноапостольного Кирилла. Арабы как раз спрашивали его: как же вы говорите, что надлежит подставлять щеку, а точите на нас мечи? А он говорит, что Христос сказал, что нет большей любви, кто душу свою положит за други своя.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/on...

Каноны А. м. составлены их современниками - св. Иосифом Песнописцем († 886) (акростих греч. «Τν πτριθμον ποιμνων χορν σβω. Ιωσφ» - Седмочисленный пастырей лик почитаю. Иосиф) и Игнатием Диаконом († после 845). Среди стихир есть самогласны (славники - на Господи воззвах К-польского Патриарха Мефодия I , на стиховне вечерни - Сикеота). В совр. богослужебной практике РПЦ поется канон Игнатия, в греч. Церквах используют канон Иосифа, при к-ром помещен кондак «Τος νεοφανες πλτας τς πστεως» (Новоявленных воинов веры) в отличие от содержащегося в совр. слав. печатных Минеях «          ». В совр. печатной афинской Минее указан по 6-й песни канона на утрене Стишной Пролог А. м. Д. Е. Афиногенов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. м. изображались обычно группой, в хитонах и плащах, с крестами в руках. Представлены преимущественно в минейных циклах, напр. в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно; греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - в рост, а также на рус. минейных иконах кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), сер. XVII в. (Музей икон г. Рекклингхаузен), посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), кон. XIX в. (ЦАК МДА), святцах годовых 1864 г. (ГМЗРК), исполненных в технике финифти; на иконе «Покров Богородицы с избранными святыми», 1795 г. (ГИМ), происходящей из Новодевичьего московского мон-ря ,- вместе с группой священномучеников Херсонесских . «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сообщает о том, что «святые сорок два мученика в Аморее были усечены мечами» (Ч. 3. § 22. 6 марта); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано подробнее: «Имена первому Феодор, стоит, рус аки Козма, риза празелень, испод киноварь, подле его, аки Константин, именем Георгий зрит на него, вохра средняя и киноварь, испод лазорь. Посреде их рус именем Феофил, аки Флор, риза празелень, в плечах вохра, а иный Калист, видет что Иоанн Богослов, а иный Василий что Никола, а иныя аки Андрей апостол, а иныя стары и млади».

http://pravenc.ru/text/114568.html

Время от времени в житиях святых воспроизводятся споры между христианами и мусульманами, и в этих случаях в них используется полемическая литература, о которой говорилось выше: и рассказе Эводим о страдании сорока двух мучеников аморийских проблема предопределения упоминается как основное различие между двумя религиями. Среди подобных документов богатейшим по содержанию и наиболее оригинальным является рассказ об имевшей место ок. 850 г. дискуссии, в которую оказался вовлечен Константин - посланник императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ был сохранен в славянском житии Константина. Позиция Константина " Философа " - всецело апологетическая: он защищает христиан от обвинения, упомянутого выше, - что они являются " раскалывателями Бога " , он цитирует Коран (сура XIX, 17) в поддержку христианской доктрины рождения от Девы и так же, как Абу-Курра, опровергает утверждение мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты - доказательство его непоследовательности. Он выдвигает встречное обвинение мусульман в недостаточной моральной строгости, что являлось обычным христианским возражением на претензию ислама быть Богоогкровенной религией. В заключение он выражает классическое византийское мнение, что " империя Ромеев " - единственная, благословленная Богом. Он находит даже библейское основание для этого взгляда: дав Своим ученикам заповедь платить положенное императору и заплатив налог за Себя и остальных (Мф.17:24-27; 22:19-21), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики римлян. " Все искусства пришли от нас " , заключает Константин. Однако то там, то здесь в агиографических сочинениях звучит более положительная нота. В другом месте жития св. Стефана рассказывается, что святой " принимал с сочувствием и уважал всех, мусульман так же, как и христиан " . Про святость и гостеприимство некоторых христианских святых говорится, что они производили благоприятное впечатление на сарацин, которые при этом изображаются в житиях с большей снисходительностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010