42 аморийских мученика. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Аморий был столицей крупнейшей визант. фемы Анатолик, и во время осады там сосредоточились крупные силы, возглавляемые высшими военными чинами, включая 7 стратигов - правителей фем. Город был взят благодаря предательству, большая часть жителей и гарнизона подверглась истреблению, а остальные уведены в плен в Сирию. По дороге арабы из-за недостатка продовольствия и воды перебили почти всех пленных. Оставшиеся в живых были доставлены в столицу халифата г. Самарру и брошены в темницу, где содержались в очень тяжелых условиях в течение почти 7 лет, стойко перенося все тяготы. Все предложения византийцев о выкупе или обмене пленных отвергались мусульманами. В ту же темницу позже был заточен и спафарий Каллист Мелиссин, правитель области Колония , к-рого захватили в плен и передали арабам павликиане . Преемник аль-Мутасима халиф аль-Васик (842-847) решил принудить пленников к переходу в ислам. Решив, что после столь длительного заключения визант. военачальники уже сломлены, он стал подсылать к ним «доброжелателей», к-рые приносили пищу и одежду и заводили беседы об отречении от христианства. Соблазнители, среди к-рых были предатели-греки (в частности, некий Воидица, сдавший Аморий аль-Мутасиму), придворные и «гимнософисты» (по-видимому, суфии), применяли двойную тактику: они говорили о том, что обратиться в ислам можно притворно, чтобы затем, находясь на службе у халифа, воспользоваться случаем и снова перебежать к своим. Особый упор посланцы халифа делали на то, что Бог благоволит именно мусульманам, поскольку доставляет им военные победы. Мученики с презрением отвергли все эти доводы, указав, что в своих поражениях христиане повинны прежде всего сами, потому что прогневали Господа своими грехами. Наконец халиф, убедившись в непреклонности узников и раздраженный их проклятиями в адрес Мухаммада, приказал предать их казни. Один из пленников проявил малодушие, но советники сказали халифу: «Если он своей веры не сохранил, то и нашей не сохранит», и его также осудили на смерть.

http://pravenc.ru/text/114568.html

Автором этой последней части является, быть может, Феодор Дафнопат. Главным источником первых пяти книг Theophanes continuatus является Генесий, который описал в своих пяти книгах «Царств» то же самое время (813–886). Кроме того, для первых четырех книг служили источниками сочинения Константина Порфирородного De administrando imperio и прибавление к первой книге сочинения De caerimoniis, далее историческое сочинение Феогноста и сочинение Евсевия о судьбе аморийских мучеников. Есть известия, которых нельзя возвести к какому-нибудь известному нам источнику. Представляется неясным, какие источники были использованы в пятой книге, кроме Генесия. Через первые пять книг проходит очевидное стремление обрисовать возможно более черными красками жизнь и деятельность предшественников македонского императорского дома и, напротив того, представит в привлекательном свете новую династию. Этот панегирический тон, который более всего заметен в пятой книге, делает во многих местах сомнительной достоверность рассказа. Особое положение занимает шестая книга, в которой описывается время 886–961 гг. Она разделяется на две главные части. Часть VI (Лев до 7-ой главы истории Константина Порфирородного включительно) 109 совершенно однородна и представляет вместе с тем замечательное расхождение с предшествующими книгами, прежде всего по источникам: вместо Генесия, заканчивающая Василием, здесь выступает новый источник, именно работа «Логофета», являющаяся продолжением Георгия Монаха. По форме эта часть грубее, чем первые пять книг; точно также различны тенденции: этот «Логофет» был не совсем благосклонно настроен по отношению к Василию; ее героем был гораздо более Роман, тот именно император, который так долго оттеснял на задний план Константина Порфирородного. Удивительно, что хронист обрабатывавший эту часть не изменил тенденции своего источника. Уже это указывает на то, что он не тожествен с редактором первых четырех (пяти) книг, который полон лояльности по отношение к Константину Порфирородному и совершенно сознательно является глашатаем слав этого императора. Правда, можно было бы предположить, что внезапное охлаждение его рвения имело свое основание в смерти императора покровителя. Хроника «Логофета» написана в царствование Никифора Фоки (963–969); в то же время появилась, вероятно, и первая часть шестой книги продолжения Феофана, так что в ней было использовано только что вышедшее сочинение. Вторая и последняя часть шестой книги, именно главная часть истории Константина Порфирородного и неполная история Романа II, по всем признакам не заимствована из другого сочинения, но представляет собой самостоятельное изложение современника, который не тождествен с автором первой части шестой книги. Так как он еще упоминает о завоевании Крита в 961 г., то он должен был писать, по всей вероятности, немного спустя после этого, вероятно, между 961–963 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения " АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ) АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_4.html

Другая тема – истинность христианства перед лицом ислама, свидетельствуемая устами мучеников. В дальнейшем это получит значительное развитие как в византийской агиографии, так и в полемической литературе, например в «Сказании о мучениках Аморийских» Еводия. Преподобный Феофан под 734 годом пишет о святом Петре Маюмском, что тот «сделался добровольным мучеником за Христа. Однажды, одержимый болезнью, призвал он к себе начальников арабских как друзей своих, потому что при взимании податей он исполнял должность писца, и говорил им: за посещение ваше получите вы мзду от Бога, хотя вы друзья неверные, но хочу вас иметь свидетелями следующего моего завещания: всякий, неверующий в Отца, Сына и Святого Духа, в Единосущную и Живоначальную во единстве Троицу, слеп душою и достоин вечного наказания. Таков и Мухаммед, лжепророк ваш и предтеча антихриста. Итак, отстаньте от его бредней и поверьте мне, свидетельствующемуся небом и землей. Желаю ныне, как друг ваш, чтобы вы не подверглись вместе с ним наказанию». Сначала арабы думали, что он повредился рассудком от болезни, но после, когда он продолжал восклицать: «Анафема Мухаммеду, и бредням его, и всем верующим в них», то был «изрублен мечом и оказался мучеником». Преподобный упоминает, что об этом писал Иоанн Дамаскин в специальном слове. Это сочинение, насколько нам известно, не сохранилось, его антимусульманская направленность не вызывает сомнений. Другая полемическая тема: духовное бессилие мусульман перед лицом подлинной духовной реальности христиан. Мусульманский полководец Хумеид хотел разломать раку святителя Николая, но по ошибке разломал чужую. За это его постигла кара: на обратном пути флот его погиб в буре, а сам он едва спасся, признав силу святого (800). Все упомянутые случаи – это полемика от исторического факта, а не от рациональных аргументов. В этом выражается специфичность полемики этого жанра византийской литературы. Еще одна любопытная особенность «Хронографии»: обвинение в мусульманском происхождении критикуемых идей как аргумент в богословской византийской полемике. Преподобный Феофан последовательно применяет его в отношении иконоборчества.

http://pravoslavie.ru/4107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_2.html

Первое издание увидело свет в 1819 г. в Венеции в типографии Паноса Феодосиу из Янины. В 1855-1857 гг. в Эрмуполисе (о-в Сирос) было предпринято издание одноименной книги в 3 томах, в к-рой, однако, полностью изменена композиция издания 1819 г. и имеется немало произвольных добавлений и сокращений, в связи с чем его обычно не рассматривают как 2-е издание «Нового Лимонаря». Вторым является афинское издание 1873 г., к-рое представляет собой перепечатку издания 1819 г., произведенную без существенных изменений. Иногда 3-м и 4-м изданиями «Нового Лимонаря» считают 1-е и 2-е издания «Нового Хиосского Лимонаря» (ΝΧΛ. 1930, 1992), что не представляется корректным. Во вводной части «Нового Лимонаря» содержится написанная рифмованным пятнадцатисложником эпиграмма «На божественного Макария, бывшего архиепископа Коринфского, именуемого Нотара» (творение прп. Никифора). Основная часть «Нового Лимонаря» включает переведенные М. Н. на «простой язык» Жития свт. Авксивия, еп. г. Солы на Кипре, мч. Кодрата и его дружины, преподобных Варнавы, Софрония и Христофора (с рассказом об иконе Божией Матери Сумела), свт. Тарасия, патриарха К-польского, 42 мучеников Аморийских, прп. Христодула Патмосского, прп. Иосифа Самакоса. Кроме того, М. Н. были «переписаны» Жития прп. Филофеи Афинской (пам. греч. 19 февр.) и свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского (пам. греч. 17 дек.). Согласно примечанию издателей (ΝΛ. 1819. Σ. 151), М. Н. составил Мученичество нмч. Митра ( 1794; пам. греч. 28 мая). «По просьбе и побуждению» святителя прп. Никифор Хиосский исправил службы прп. Герасиму Кефалинийскому (пам. греч. 16 авг.) и прп. Матроне Хиосской (пам. греч. 20 окт.) (Ibid. Σ. 32, σημ. 1), а прп. Афанасий Паросский перевел Синаксари Триоди и Пентикостария Никифора Каллиста Ксанфопула. «Новый Лимонарь» представляет собой сборник достаточно разнородного состава, к-рый был призван удовлетворить потребности самых разных групп греч. христ. сообщества. Часть текстов явно ориентирована на хиосскую общину, нуждавшуюся в книге, где были бы собраны службы по преимуществу местным, особо почитаемым святым. Многочисленные жития новомучеников и службы в их честь были востребованы в разных частях греч. мира, т. к. в этот период, с одной стороны, с особой силой возобновляется феномен «произвольного мученичества», а с другой - возрастает неприятие «нового мученичества» в кругах, связанных с К-польской Патриархией, а также у нек-рых иерархов (ср.: ΝΧΛ. Σ. 202). Поэтому «Новый Лимонарь» содержит апологетические тексты, призванные доказать важность «нового мученичества». Книга могла быть использована и на практике - при подготовке мученика к подвигу, а также при погребении совершившего подвиг мученика ( Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 126-130, 139-141). Гимнографические тексты в честь М. Н.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

648 . Сказание о святой Афонской горе игумена русского Пантелеймонова монастыря Иоакима и иных Святогорских старцев. – СПб., 1882. – 31 с. (Памятники древней письменности. – Т 30). 649 . Сказания о мучениках христианских, чтимых православною кафолическою Церковию (в русском переводе). – Казань, 1865 – Т 1.; 1867. – Т 2. 650 . Сказания о начале славянской письменности: Вступ. ст., пер., коммент. Б. Н. Флори. – М.: Наука. – 1981. – 198 с. 651 . Сказания о 42 аморийских мучениках и церковная служба им/Изд. В. Васильевский , П. Никитин//Записки имп. АН. VIII серия. Историко-филолог. отд. – СПб., 1905. – Т 7. – 2. – IX, 305 с. 652 . Сказания о Царьграде по древним рукописям: Изд. под ред. В. Яковлева. – СПб., 1868. – 116 с. 653 . Славянский перевод Хроники Симеона Логофета/Изд. В. И. Срезневский . With an introduction in Russian by G. Osrtigorsry amd preface in English ba I. Dujcev. – London, 1971. 654 . Слово на перенесение мощей Климента (по списку XVI в.)//Кирилло-Мефоди- евский сборник. – М., 1865. – С. 319–326. 655 . Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова//Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков. – М.: Худ. Лит., 1990. – С. 311–316. 656 . Слово на перенесение мощей преславного Климента по рукописи первой пол. XVI в. Московской Духовной Академии 91 по старому реестру)//Франко I. Сьвятий Климент у Корсуш//Записки наукового товариства им. Шевченка. – Львив, 1904. – Т 60. – Кн. 5. – С. 246–256. 657 . Слово о законе и благодати (Синодальный 591 список ГИМ)//Молдован А. М. Слово о законе и благодати Иларитона. – К.: Наукова думка, 1984. – С. 78–100. 658 . Слово о том, как крестися Владимер, возмя Корсунь// Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности «1–23//Сборник Отделения русского языка и словестности. – 1907. – Т 82. – 4. – С. 1–24. 659 . Смбат Спарапет. Судебник/Сост. текста, пер. с древнеармянского, предисл. и прим. А. Г. Галстяна. – Ереван, 1958. 660 . Смбат Спарапет. Летопись/Пер. с древнеармянского, предисл. и примеч. А. Г. Галстяна. – Ереван: Айастан, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гонитель христиан с именем Савин известен по ряду агиографических источников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (2-я пол. V в.), действие к-рого происходит в I в., упоминается, что некий воинствующий язычник Савин пытался выломать дверь христ. храма. Игемон Савин фигурирует в византийских синаксарных Житиях сщмч. Феодота Киринийского, пострадавшего при имп. Лицинии (308-324), и Саламинских мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия, казненных при имп. Максимиане ок. 306 г., а также в поствизант. службе преподобным или преподобномученикам Илиофотам в рукописи 1836 г. Видимо, прототипом этих Савинов стало реальное историческое лицо - проконсул Кипра Антистий Сабин, к-рый управлял островом в 283-305 гг. Однако 300 святых покинули Палестину на неск. столетий позднее - в VII в. К. Сафас отождествил Савина с Шабибом ибн Язидом, предводителем восстания хариджитов в 695-697 гг. в Центр. Ираке (его мать была гречанкой). Н. В. Томадакис предположил, что К. О. жил в XII в. ( Τωμαδκης. 1983/1986. Σ. 203), т. е. в эпоху крестовых походов. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 Кипрских (Аламанских) святых. К. П. Киррис считает, что К. О. и друнгарий Константин Вавуцик из числа Аморийских мучеников - одно и то же лицо. О почитании К. О. в визант. период свидетельствуют фрески с его изображением в ц. прп. Антония Великого в Келье (XII в.) и в ц. Преображения Господня в Сотире (2-я пол. XIII в.), где он представлен в воинских доспехах. Художник, работавший в ц. Преображения Господня, подчеркнул знатное происхождение К. О., изобразив его в драгоценном венце и багряном плаще. Ист.: Ακολουθαι τν σων Αναστασου, Χαρτωνος, Αξεντου κα Κενδα, το Αποστλου κα Εαγγελιστο Λουκ, το Αγου Δημητριανο Κυθρης κα Κωνσταντνου Μρτυρος. Βενετα, 1779. Σ. 41-63; Sathas C. Vies des Saints Allemandes de l " Église de Chypre//Archives de l " Orient Latin. P., 1883. T. 2. N 2. P. 423-425; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 30. Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 250-252, 271; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 203, 229; Kyrris C. P. The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus//The Sweet Land of Cyprus/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 209, 211, 214-215; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 37; Καππας Δ. Χ. Ο μρτυρες τς Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 92-96.

http://pravenc.ru/text/2057098.html

Что сказано было иконоборцами, по-видимому, против чествования мощей святых, сводится (логически) к требованию строгого применения церковной «vindicatio martyrum», к стремлению уничтожить вкравшиеся злоупотребления при почитании мощей. Известно, напр., что одна богатая вдова Лукилла (в Карфагене) была осуждаема Кекилианом карфагенским, когда тот был еще диаконом, за то, что она имела обыкновение перед св. причастием целовать кость какого-то мученика, который церковью не был канонизован. Сульпикий Север рассказывает о Мартине турском, что он воспротивился чествованию могилы какого-то предполагаемого мученика, оказавшейся в действительности могилой разбойника. Интересное указание содержится еще в послании Григория Двоеслова (IV, 30). Автор рассказывает, что однажды на кладбище было поймано несколько греков, по-видимому, гробокопателей, которые разрывали старые могилы, вынимали кости погребенных и отсылали в Константинополь, выдавая за останки святых. Церковь всегда принимала меры против таких злоупотреблений. Протест против них и выразился в деятельности иконоборческого собора 754 года. 137 Так иконоборцы усматривали (привели в ρος’е) свидетельство против икон в следующем стихотворении Григория Богослова: " ϒβρις πστιν εχειν ν χρμασι, μ κραδησ· " Ρει κεν κπλυτ’ εοι βνθος εμοιγε φλον. (Кощунство содержать веру не в сердцах, а в красках; краски легко было бы смыть; а для меня желательно глубокое настроение). 138 Hard. IV, 300 [Mansi, XII, 173D]. На вопрос: «читаны ли были на этом лжесоборе подлинные книги?» Григорий неокесарийский и Феодосий аморийский отвечали: «нет, вот Бог! там и не видывали книги, а нас обманывали карточками» (μ Θες κε ββλος οκ φνη, αλλ δι ψευδοπιττακων ξηπτων μας. — А как мало дипломатической точности было в этих «πιττκια», видно из того, что на соборе сделали с посланием св. Нила πρς λυμπιδωρον παρχον, Hard. IV, 185, 188 [Mansi, XIII, 36]. Олимпиодор хотел в созидаемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены» (εικνας τε ναθεναι ν τω ερατεω και θρας ζων παντοας τους τοχους πλσαι).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Сюда относятся, прежде всего, мученичества из эпохи гонения императора Юлиана, являющиеся подобно всем другими рассказам о мучениях, риторической обработкой сухих протоколов допроса и казни, и почти нет содержания культурно-исторических данных. Таковы мученичества Евсигния, Артемия, Дометия, Варвара, Василия Анкирского; Емилиана, Кириака, еп. Иерусалимского, Мануила, Савела и Измаила, Патермуния и Коприя, Феодорита и муч. Тивериапольских. Далее, к отделу агиографических произведений, классифицируемых по их содержанию, следует отнести жития всех тех знаменитых церковных деятелей, биографии которых изобилуют не столько общебытовыми, сколько специально церковно-историческими подробностями. Это будут жития святителей IV и V вв. преп. Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского Мирона Критского, Маркелла Апамейского, Акакия Мелитинского . Затем биографии константинопольских патриархов: преп. Павла, Иоанна Златоуста , Анатолия, Евтихия, Мины, Иоанна Постника , Каллиника, Германа, Павла, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия. Далее, жития исповедников VII, VIII и IX вв. (из эпохи монофелитства и иконоборства): преп. Максима, Феофана Сигрианского, Платона, Феодора и Николая Студитов, Феофана и Федора Начертанных, Никиты Мидикийского, Феофилакта Никомидийского, Синкелла и Макария Пеликитского. Наконец мученичества пострадавших при иконоборстве: мучч. Константинопольских, Феодосии, Стефана Нового и Андрея ν Кρσει. В третью группу следует отнести жития святых из круга высшего византийского общества, дающие ценный материал для характеристики его быта и нравов. Любопытнейшие подробности из жизни знатных девушек IX века сообщают жития императриц: Феодоры, восстановительницы иконопочитания, и Феофано, одной из супруг императора Льва VI. Для понимания экзальтированного благочестия знатных византиек V столетия, имеют большое значение жития преп. Мелании Младшей, Евсевии или Ксении Миласской, Евпраксии Фиваидской и Олимпиады диакониссы. Деятельную религиозность, церковное строительство и широкую филантропию византийских аристократов V и VI вв. рисуют жития преп. Маркиона эконома и Самсона Ксенодоха, редакция Г. сказания об Аморийских мучч. важна своим подробным описанием учебной, придворной и военной карьеры знатного юноши – Каллиста. Наконец, эпитафии-панегирики IV в., принадлежавшие перу великих церковных ораторов эпохи, дают возможность нарисовать обще-византийский идеал семейных, общественных, религиозно-нравственных добродетелей выдающихся по социальному положению лиц. Сюда относятся надгробные слова Григория Богослова своему отцу Григорию Низианзину, брату Кесарию, сестре Горгонии и святителю Григорию Нисскому , панегирики Григория Нисского Макрине, сестре Василия Великого и Мелетию Антиохийскому , похвалы Иоанна Златоуста свв. Евстафию и Филогонию Антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010