Религиозное миросозерцание также ощутило на себе мощное влияние переживаемого времени и явило необычайную высоту богословского умозрения. Амон, первоначально местный фиванский бог, сделавшийся, благодаря отождествлению с илиопольским солнечным божеством, космическим, теперь, освободив свой народ от иноземного владычества и очистив страну от варваров, ведёт его от победы к победе и подчиняет ему огромные области, вселяя уважение и страх пред ними в те страны, которые остались вне непосредственного действия египетского оружия. Каким чувством национальной гордости должен был проникаться египтянин, видя на улицах своей столицы постоянные триумфы царей, процессии пленных, посольства с данью покорённых городов и народов и с почётными дарами от великих держав Азии и островов Эгейского моря, иноземные корабли на пристанях, иностранцев – пленных, обращённых в рабов, употребляемых при лихорадочной деятельности по постройкам храмов особенно тому богу, под знаменем которого Египет достиг славы, богатства и центрального положения в мире. Амон получает характер универсального божества, ему строят храмы и за пределами Египта в завоёванных областях, ему должны молиться лояльные вассалы фараона в Сирии и Нубии… Естественно, что египтянам дорог был культ этого божества, тем более, что оно было близко к их религиозным запросам – это был вместе с тем и личный бог, промыслитель мира, слушающий молитвы, согревающий весь мир любовью. Праздники и процессии Амона были настоящими национальными торжествами. «Отверсты врата великого храма; выносят ковчег, Фивы ликуют, клики радости на небе и земле, толпа громогласно ликует, воздавая хвалу Амону-Ра. При виде его статуи, град его ликует, царь сопровождает её, молодёжь веселится. Владыка мой, Амон-Ра, сердце твоё крепче скалы, ты расширил северную и южную страны, ты покорил землю для града твоего… Дай мне быть среди толпы, дай узреть сияние образа твоего». Так отразились в дошедших до нас текстах чувства народа, являвшегося на праздники своего любимого бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Северное княжество и дунаданы После Элендила и Исилдура в Арноре сменилось восемь Высоких Князей. Когда ушел Эарендур, между его сыновьями началась распря, и княжество распалось на три: Архедан, Рудаур и Кардолан. Архедан был расположен на северо-западе и включал земли между Брендидуином и Синими Горами, а так же земли к северу от Западной дороги и до Заветери. Рудаур находился на востоке между Троллиным Нагорьем, Заветерью и Мглистыми Горами; в него входили еще и земли между Седонной и Гремячей. Кардолан располагался на юге, границы его очерчивали Брендидуин, Седонна и Западная Дорога. В Архедане род Исилдура не прерывался, а в Кардолане и Рудауре вскоре угас. Способствовали этому частые междуусобицы из-за Заветери и земель к востоку от Брыля. И Рудаур и Кардолан стремились владеть Амон Сулом, расположенным на границе их земель. В башне Амон Сула хранился главный Палантир Севера, а два других находились в Архедане. В начале княжения Мальвегила Археданского в Арнор пришла новая беда. На севере, за Троллиным Нагорьем, набирало силу королевство Ангмар. Там скопилось множество орков и прочих тварей. Правил Ангмаром Король-Чародей, как потом выяснилось - Предводитель Кольценосцев, явившийся на север, что бы уничтожить дунаданов Арнора, воспользовавшись их распрями, а заодно переждать время могущества Гондора. Во дни Аргелеба, сына Мальвегила, князья Архедана вновь заявили о правах на весь Арнор, ведь наследников Исилдура в других княжествах уже не было. Однако их право оспорил Рудаур. Дунаданов в Рудауре почти не осталось, правил там Вождь Народа Холмов, находившийся в тайном сговоре с Ангмаром. Аргелеб начал укреплять Заветерь, но вскоре погиб в битве с войсками Рудаура и Ангмара. Сын Аргелеба, Арвелег, с помощью Линдона и Кардолана сумел вытеснить врага от Заветери, долгие годы границы удерживались по Западной Дороге и низовьям Седонны. Говорят, что именно в те времена был осажден Дольн. В 1409 году из Ангмара вышло огромное Войско. Перейдя реку, оно вторглось в Кардолан и осадило Заветерь. Дунаданы были разбиты, Арвелег пал. Башня Амон Сулл была сожжена и разрушена до основания, но Палантир удалось спасти и тайно переправить в Форност. Рудаур и Кардолан были опустошены. Арафор, не достигший еще совершеннолетия сын Арвелега, обратился за помощью к Кирдэну, и вместе они отбросили врага от Форноста и Северных Увалов. Остатки Верных из дунаданов Кардолана некоторое время держались в Тирн Гортаде (позже названом Упокоищами) и в Пуще.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

—230— земли Ефиопов, к западу и югу, – те Гараманты, которые живут позади Афров. Союзниками по оружию были ему и некоторые из Ефиопов, живущие к востоку и югу, построившие себе внутри страны город Мерое и обитающие в дикой и мрачной стране. Вот что говорит нам история. Перейдём теперь к изъяснению смысла прочитанных слов. Уготови, говорит, часть; этим он как бы так говорит: о несчастная Ниневия! избери участь себе, подобную участи какой либо из стран, которые опустошены вокруг тебя (между тем как ты высоко думала о себе и воображала, что будешь совершенно неприступной, потому что ты окружена большими стенами и имеешь неисчислимое множество союзников); хотя ты, говорит, имеешь весьма большое количество жизненных припасов, так что можешь считаться неодолимой и неприступной. Устрой струну, то есть, и ты сама будь для городов и стран предметом пения и музыки, потому что ты потерпела от Персов и Мидян тоже самое, что ты сама сделала с другими. Уготови часть Амону, да постигнет тебя, говорит, участь и жребий Амона; что ты сделала с ним, тому же самому должна подвергнутся и ты. А что такое был Амон или живущая в реках! Это значит, – очень хорошо защищённая морем и реками, помощью Египтян, гордившаяся стрелами Ефиопов, и имеющая в своём распоряжении множество весьма храбрых Ливийцев. Но хотя она обладала таким положением и могуществом и внешней помощью, но не смотря на то она отведена была на чужбину и сделалась пленницей и младенцы её убиты; о знаменитых её людях бросали жребий, самые славные сделались частью победителей и связаны были —231— ручными оковами. Итак, как ты взяла Амон, бывший неодолимым вследствие помощи союзников и местоположения (ибо Бог предал его), так и сама ты будешь непременно предана в руки врагов, хотя ты много думаешь о себе вследствие множества воинов и стен своих. Ст. 11. И ты упиешися, и будеши презрена, и ты сама себе взыщеши помощи от враг. Как, говорит, Амон бедствовал, подвергшись ударам твоей жестокости и бедствиям твоего нашествия; так и сама ты омрачишься и будешь как бы в опьянении, не имея устойчивости, то есть, потрясаемая и падающая от врагов и лишённая вышнего попечения. Да, на кого Бог призирает, того Он всячески милует и исполняет молитвы его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апис жил в пристройке, примыкающей к главному храму Пта и получал божеские почести. С именами Ра и Пта связывается только вопрос о религиозном почитании, но с именем фивского Амона соединяются и политические движения. Не совсем ясное значение слова Амон. Производя его от египетского корня, полагают, что оно значит: скрытый, непроницаемый, тайна, но другие думают, что оно – семитического происхождения ( Иер. 46:25 ) и значит: верный, постоянный, вечный (у финикийцев это имя находится, как прозвище Ваала). Во всяком случае, уже в глубокой древности в представление этого божества был внесен пантеистический характер. Амон представлялся, как нечто нераскрытое, неопределенное, и что, однако, создает определенность мира. Часто, на монументах, Амон представляется под формой итифаллической 4 . Тогда он носит специальное имя „супруг своей матери“. Его супруга Муть (имя значит – Мать). Прежде, когда начинали говорить о религии Египта, говорившим и слушавшим, прежде всего, преподносились образы Озириса и Изиды. Полагают, что Озирис представлял собою, первоначально, Нил, а Изида – оплодотворяемую Нилом почву. Но можно сильно сомневаться в справедливости такого взгляда. Озирис был сначала местным богом в Абидосе, по-видимому, культ его существовал с глубокой древности и в других местах, но в Абидосе он был особенно почитаем. Изида была, первоначально, покровительницей местечка Буто, в Дельте, но затем религиозная мысль египтян соединила образы этих бога и богини, и сплела с их именами сложную и трагическую историю. От земли (Кеб или Себ) и неба (Нут) – божественной четы, насильственное разделение которой, произведенное Шу, образовало мир, родились Озирис, Сет, Изида, Нефтис. Озирис женился на Изиде, Сет на Нефтисе. Озирис пошел по пути добра, Сет – по пути зла. Озирис, совместно с Изидой, управлял Египтом. Однажды он отправился в путешествие. Сет замыслил погубить его, составил с этой целью заговор и приготовил особый ящик. Когда Озирис возвратился из путешествия, Сет пригласил его к себе на пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Приводим документ, найденный в гробе верховного жреца Пайноджема II: . «Бог священный, владыка всех богов Амон-Ра, владыка престолов обеих земель, глава Карнака, священный сын Хепры, предвечный бог великий, живущий правдой, изначальный, первородный, после которого произошли все боги, непостижимый рождениями, многообразный, неведомый явлением, священный образ, возлюбленный, страшный, могучий при появлениях, великий обилием и властью, Хепра, ради бытия которого существует всякое бытие, первый по бытию, лик которого не открыт. Сияние его освещает обе земли – он диск лучезарный; он дает лучи, и живут все люди. Он плывет по небу неутомимо. Его предначертания неотменимы. Старец, он утром – юноша и отменяет пределы вечности, проходит небо, обтекает преисподнюю, чтобы озарить земли, созданные им. Бог божественный, создавший себя сам, сотворивший по воле своей небо и землю, царь царей, вельможа вельмож, царь величайший из богов, телец возрастающий с острыми рогами, при имени которого трепещут все земли... Его правая и левая плоть – солнце и месяц; небо и земля соединены с его красотой... Вышли люди из очей его, боги из уст его... Он основал железную стену неба, что на воде его; никто не бежит по его пути. Он приходит к взывающему к нему, он милостив к молящемуся, близок к призывающему имя его, дает долголетие своему возлюбленному; он – превосходный защитник того, кто полагает его в своем сердце. Царь Верхнего и Нижнего Египта Амон-Ра, царь богов, владыка неба, земли, воды, двух горных цепей, великий, превознесенный над всеми первобытными богами. – Говорит Амон-Ра, царь богов, предвечный: «Я издаю мой священнейший указ относительно обожествления Пайноджема, сына Исет-ем-хеб, моего служителя в преисподней (на западе). Я обожествляю его в Дуате, я обожествляю его в Хернетре, я обожествляю его на всяком месте, где обожествляются духи. Я даю ему принимать воду запада, жертвенные дары Хернетра. Я обожествляю его душу и тело на западе... подобно всем богам и богиням, что в Хернетре, подобно всем духам и всему, что обожествлено в Хернетре.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. III. Период Вождей  (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей  История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. V. Период Царей  (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В другом тексте этого времени мы читаем обращение к самому царю, где говорится о том, что не пышные гробницы, а добрые дела будут оценены высшим судом. «Украшай свой дворец Запада, улучшай свою гробницу в некрополе справедливостью, деянием правды. Сердца людей укрепляются этим. Приемлется богом деяние праведника более, чем телец грешника» [ 185 ]. Это уже явное предвосхищение библейских пророков!   Параллельно с этим одухотворением веры в посмертную участь усиливалась монотеистическая струя в египетской религии. С того времени, как столицей вновь объединенного Египта стали Фивы, фиванский бог Амон приобрел общенациональное значение. Фиванские жрецы пошли по стопам жрецов гелиопольских и отождествили Амона с богом Солнца. Появляется имя Амон-Ра, обозначающее Верховное Божество, создателя мира. Это отождествление было необходимо в силу того, что в Египте Верховным Богом мог быть только бог столицы, царский бог, а с другой стороны, общим для всех мог быть только бог, принявший черты Единого Солнечного Божества. Но самое главное, что Бог, наименованный Амоном-Ра, стал той «иконой», в чертах которой можно было уже различить подлинный лик Небесного Отца. В фиванских храмах его прославляли в таких словах: Хвала тебе, хвала тебе, Амон-Ра. Мы превозносим твой дух, Мы почитаем твой образ. Ты лучезарный, многоликий… Предвечный, Сотворивший небо И создавший землю. Создавший моря и горы, Творец вселенной — Ты озарил землю во тьме, Засияв в Хаосе, Люди и боги появились после тебя. Всесильный, многоименный, неведомый… Кроткий, милосердный, любвеобильный, Внимающим мольбам… [ 186 ]. Хотя некоторые мифологические отзвуки, такие, как упоминание о Хаосе, и слышатся в этом гимне, тем не менее в целом он показывает нам, как высоко поднялась религиозная мысль фиванского жречества. В его богопознании древний страх заменяется благоговением и любовью: «Сердца не насытятся любовью к тебе». Именно с этого времени (ок. 2000 г.) старые верования надломились, и человечество пошло по новым путям религиозных поисков. Египет стоял во главе этого движения, но не был в состоянии довести его до конца. Две фатальные силы тяготели над ним: традиция и вера в божественного царя. Он не сумел освободиться от магических представлений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Уже в древности он часто отождествлялся с богом Солнца Ра, в эпоху Нового царства культ Амона-Ра достиг расцвета. Мифологические представления древних египтян были реконструированы по фрагментам и по большей части известны по источникам позднего времени: гелиопольская версия сотворения мира изложена в папирусе Бремнера-Риндса, IV в. до Р. Х., хотя она упоминается в отдельных заклинаниях текстов пирамид, мемфисская - в тексте, высеченном на стеле царя Шабаки (713-698 гг. до Р. Х., «Памятник мемфисской теологии», 25-я династия), гермопольская известна по упоминаниям в царских гробницах с правления 19-й династии, магическом папирусе Харриса и в текстах, сохранившихся в храмах птолемеевского времени, фиванская - в гимне Амону из Лейденского папируса I 350 (19-я династия), в гимнах папируса Булак 17 (18-я династия) и др. Великая Эннеада не всегда была тождественна 9 перечисленным богам: об этом свидетельствует, напр., текст тяжбы Гора и Сета, в к-ром соперников судит Эннеада, в состав к-рой явно не входят Сет, Осирис и, вероятно, Исида. В текстах саркофагов встречается утверждение, что Огдоада была порождена богом Шу, а в Лейденском папирусе I 350 есть текст, в котором отождествляются Амон, Ра и Птах. Подобные вариации как в системах генеалогий богов, так и в их отождествлениях распространены очень широко и заставляют усомниться в том, что вышеописанные теологические системы, восстановленные по разным источникам и ставшие хрестоматийными по причине своей стройности, адекватно отражают егип. религ. представления. Исследователи имеют дело с искусственными теологическими построениями, в к-рых объединены боги разных культовых центров. В гелиопольской космогонии объединены боги неск. городов (Атум, Осирис, Сет) и боги, не связанные с конкретными городами (Шу, Тефнут, Геб, Нут); в космогониях Гермополя и Фив присутствует Амон, но в гермопольской космогонии он не тождествен Амону Фиванскому, и есть основания полагать, что Амон в гермопольской Огдоаде появился под влиянием Фив, заместив собой исконную сущность.

http://pravenc.ru/text/189507.html

Приставали уже в глубоких сумерках. На исходе десятого дня пути Бурые Земли остались позади. Предстояло, наконец, сделать выбор между западом и востоком и выполнить последнюю часть Задачи. Глава 10 Отряда больше нет Арагорн привел их к началу правого рукава Реки. Здесь, у подножия Амон Хена, к воде спускалась зеленая приветливая лужайка с узким песчаным пляжем. Поодаль начинался лес, покрывавший склоны холма. Маленький родничок, весело кувыркаясь, петлял в траве. – Вот здесь и заночуем, - сказал Арагорн. - Это Порт Гален, в старину - замечательное чистое место. Может быть, Зло еще не добралось сюда. Лодки вытащили на берег и разбили лагерь. Дозорного, конечно, назначили, но никаких признаков врагов не ощущалось. Если Горлум и продолжал следить за отрядом, то научился делать это очень осторожно. Арагорн спал беспокойно, метался во сне, часто просыпался. Перед рассветом он встал и подошел к дежурившему Фродо. – Ты чего не спишь? - спросил хоббит. - Все ведь спокойно. Ложись, я дежурю. – Не спится мне, - ответил Арагорн. - Видно, чувствую что-то. Достань-ка меч, давай поглядим. Фродо с удивлением достал из ножен Шершень. Края клинка тускло светились в ночи. – Орки! - в ужасе проговорил Фродо. - Не очень близко, но и недалеко ведь. – Вот этого я и боюсь, - отозвался Арагорн. - Конечно, может, они на том берегу, клинок-то едва светится. А может, и не орки, а просто какие-нибудь вражьи шпионы на Амон Лав. Я никогда не слыхал об орках на Амон Хене. Правда, то было раньше. Минас Тирит больше не сдерживает врага у Реки. Завтра надо быть поосторожнее. Утро раскрасило небо в красные и чёрные тона. Низко на востоке нависли мрачные тучи, словно дым огромного пожара. Восходящее солнце подсвечивало их снизу, но скоро выбралось в чистое небо, позолотив вершину Тол Брандира. Фродо разглядывал высокий остров. Крутые стены обрывались в воду. Неприступные скалы штурмовали упорные одинокие деревья, цеплявшиеся за каждую щель или трещину. Над вершиной острова, неправдоподобно высокой, кружились птицы. Действительно, никаких признаков других живых существ глаз не замечал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Все это были, вероятно, кочевые племена хамитов, родственные нынешним беджа. Весьма интересно, что сам царь уже называет свое государство царством «короны земли Негров» – это уже дальнейший шаг по пути удаления от египетских фараоновских традиций; пред нами государство чернокожих, основанное на египетской культуре и признающее себя таковым. Еще интереснее надпись преемника его Настесена. Он был узурпатором и основал свои права на своей матери Пераху, вероятно, сестре Гарсииотефа. Он изобразил ее в заголовке своей стелы с надписью: «Пераху, которой дана диадема в Напате, ибо ее отец (т. е. Пианхи-рер) утвердил храм короны». Приводим надпись в переводе: «Год 8-й, 9 тиби, при Горе, могучем тельце, любимом Эннеадой, являющемся в Напате, владыке корон, сыне Ра, Настесене, Горе, тельце, попирающем врагов своих под сандалиями своими, льве великом , пожирающем, утвердителе всех стран, сыне Амона, которого рука велика, расширяющем все страны, сыне богов, сильном... знающем все речи, как Тот, быстроходящем, строящем обе земли, как Пта, питающем всех людей, как Амон, сыне Исиды сильном (которого рождение определили боги), защитнике обеих земель, сыне Ра, Настесене, сыне Амона, благословенном на небе. Я даю вам знать: царь В. и Н. Египта Ка-анх Ра, сын Ра, владыка обеих земель, Настесен, живущий вечно, говорит: «Когда я был добрым сыном в Мероэ (т. е. наследником, подобно Гору), воззвал меня Амон Напатский, мой благой отец, говоря: «приходя». Я позвал всех царских родных, бывших в Мероэ, и сказал им: «ступайте, идите со мной, ищите вождя (?) нашего»... Они отвечали мне: «мы не пойдем с тобой – ты его добрый сын, тебя любит Амон Напатский, твой благой отец». Я поднялся, и на другой день достиг Астабора. Я переночевал там... Я слышал, как идущие (?) из Напаты говорили: «он будет столицей (?) всех стран». Я рано встал на другой день и достиг Тахехта. Этот город – великий лев, сад, в котором произрос царь Пианхи-рер. ...Когда я достиг храма, пришли ко мне навстречу все люди из храма Амона Напатского, городов и все знатные люди. Они говорили со мной и сказали мне: «даровал тебе владычество над Нубией (Хонт) Амон Напатский, твой благой отец». Все люди говорили: «когда он причалит?» Я оказал им: «ступайте, плывите по реке, утешьте Амона Напатскрго,тлрег6 благого отца. Ступайте, повергнитесь пред Амоном Напатским». Я пошел к набережной реки, к храму Ра. Я сел на свежих лошадей и достиг великого храма. Предо мной поверглись все знатные люди и жрецы Амона; благословляли меня все уста. Я поднялся вверх и открыл великие врата. Мне сделали то, что следовало сделать (?)... к Золотому Опет. Сказал я Амону Напатскому, моему благому отцу, все, что было у меня на сердце; он, услышал мои уста. Дал мне Амон Напатский царство над землей Нубийской, корону царя Гарсииотефа, силу царя Пианхи-рера.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010