Что апостолы, когда защищали своё учение, не ссылались на своё вдохновение, хотя это могло быть самым главным основанием ( Гал. 2:6 ; 2Кор. 11:22 ), но, когда хотели предложить непогрешимое решение, ссылались на заповеди и изречения Христа ( Деян. 20:35 ; Рим. 14:14 ; Сол. 5:16; 1Кор. 9:14 ; 1Кор. 11:23 ) – это будто бы решительно доказывает, что никакого вдохновения они себе не приписывали. Ап. Павел даже отличал свои изречения от изречений Господа ( 1Кор. 7:10, 12, 25 ; 2Кор. 11:17 ) и противополагал их, как человеческие, божественным ( 1Кор. 9:8 ; 1Кор. 3:3 ; 1Кор. 15:32 ; 2Кор. 7:9, 11 ; 2Кор. 11:17 ). Он не хотел господствовать над верой своих учеников ( 2Кор. 1:24 ), но требовал, чтобы читатели рассуждали о том, что он говорит ( 1Кор. 10:15 ; 1Сол. 5:21 ), допускал даже сомнение в своих словах ( 2Кор. 11:1, 16 ). Апостол Иаков приравнивал даже себя читателям в отношении погрешимости в предметах учения ( Иак. 3:1, 2 ). При всём том Бретшнейдер не мог не признать, что в послании к Тимофею ( 2Тим. 3:16 ) ап. Павел совершенно ясно говорит, что св. Писание составлено под руководством Св. Духа, хотя находил, что образ и способ вдохновения здесь не определены точно 203 . Христоф Фридрих фон-Амон (1766–1850), сначала профессор университета в Ерлангене, потом придворный проповедник в Дрездене 204 , при всех переменах в своих взглядах, в общем, является всё-таки последовательным рационалистом. Колебание и неопределённость его взглядов навлекли на него, конечно, заслуженное и справедливое замечание Шлейермахера: „Так лавирует судёнышко, так скользит угорь” 205 . Действительно, если и были какие-либо положительные элементы в учении и сочинениях фон-Аммона, то они отнюдь не входили в круг его постоянных убеждений, а скорее находились в связи с ловкими салонными приёмами обращения придворного лица. В своём сочинении „De origine et natura revelationis divinae immediatae” Аммон проводит следующую теорию откровения и вдохновения. С того времени, как человек начал стремиться к нравственному совершенству, в его духе образовались и начали развиваться мысли и чувствования глубоко религиозные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

8–9 В этих стихах упоминаются Фивы (букв. «Но–Аммон») – город, былое величие которого кануло в лету. Амон – это имя бога, которого почитали в Фивах и который считался их покровителем. Разве ты лучше? означает: «На каком основании ты считаешь, что ты лучше?» Фивы были самым знаменитым городом Египта в 1580–1205 гг. до н. э. Его украшали величественные памятники, и даже теперь его руины поражают воображение. На восточном берегу Нила располагалась жилая часть города, а на западном – огромный некрополь, или город гробниц. Была там и большая искусственная гавань. По–видимому, Нил разделялся в этом месте на четыре рукава или канала, что объясняет смысл следующих стихов: «находящегося между реками, окруженного водою». Фивы были столицей великой империи, простиравшейся от Сирии до Нубии, но они погибли (10); то же самое ожидает Ниневию(11). 10–11 Младенцы его разбиты. Этот варварский обычай упоминается в 4Цар. 8:12 ; Ис. 13:16 и Ос. 14:1 . Детей хватали и разбивали их головы о стены или камни. Целью было истребление всего населения; по той же причине вспарывали животы беременным женщинам (ср.: Ам. 1:13 ). Так и ты – опьянеешь (11). Беспомощный и беззащитный, пьяный ходит шатаясь и ничего не понимая. Не способные сражаться, жители Ниневии будут пытаться спрятаться и найти какое–нибудь убежище. И скроешься – то есть исчезнешь с лица земли. 12–18 В этих стихах последовательно возникает ряд ярких картин. Укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами (12). Легкое встряхивание заставит плоды упасть прямо в рот желающего есть. Точно так же уязвимы и бессильны жители Ниневии. Ее воины подобны женщинам (13) – не женщинам в современных армиях, физически сильным и умеющим воевать, а женщинам того времени, которые никогда не участвовали в битвах и были слабыми и беззащитными. Настежь отворятся ворота – они больше не служат защитой от врага. Ниневия сравнивается с хорошо укрепленным городом, подвергающимся осаде (14–15а). У осажденных есть вода, их укрепления надежны, проломы заделаны. Но их пожрет огонь и посечет меч. О защитниках и князьях Ассирии сказано, что они – как саранча, а военачальники… как рои мошек (15б–17). Кажется, что они повсюду, но затем внезапно исчезают. Здесь уместно вспомнить обетование Аврааму ( Быт. 15:5; 22:17 ). Хотя ассирийцы выглядят не менее плодовитыми, чем потомки Авраама, однако неуклонный рост населения гарантируется только заветом с Богом. О пастырях сказано, что они спят (т. е. вожди мертвы) и потому не могут собрать рассеявшихся ассирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Аммон – 7. XVII, 93, 4. 44. II, 1 – египетский (фиванский) бог солнца Амон, отождествленный с гелиопольским богом солнца Ра, ставший главным богом. Греки называли его Аммоном и отождествили со своим главным богом Зевсом. В Египте считали, что фараон рождается от Амона и царицы, к которой бог является в образе ее мужа. В оазисе Аммона (нынешний оазис Сива, в Ливийской пустыне) с VII в. до н. э. был знаменитый оракул Аммона. Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.), сын царя Филиппа и Олимпиады, завоевал Египет (в 332 г. до н. э.) и был объявлен фараоном. Для того чтобы подтвердить свое божественное происхождение, Александр отправился к оракулу Аммона и там жрецами был объявлен сыном Аммона. амом (и амомис) – 11. XII, 48–49; XVI, 135 (amomum и amomis; греч. – μωμον) – амом и кардамом (cardamomum) сейчас обычно идентифицируют как виды кардамона (семена, содержащие эфирное и жидкое кардамоновое масло) различных видов растений родов Elettaria и Amomum (из семейства имбирных), растущих в южной Азии и в тропической Западной Африке. В Индии обычны виды: Amomum Aromaticum Roxb., Amomum cardamomum L. (из Индонезии), Elettaria cardamomum Maton (санскр. elâ) (кардамон настоящий, «малабарский кардамон», «цейлонский кардамон»), Cardamomum amomum subulatum («непальский, или бенгальский, кардамон» – так идентифицируют «гроздь амома» у Плиния) и др. Считают, что на рынках (и в Риме) продавали под названием амома различные другие продукты. Амом и кардамом применялись в медицине, парфюмерии и кулинарии. Амомет – 11. VI, 55 – греческий автор произведения (по всей видимости, утопического характера) об аттакорах. Еще один раз Амомет упоминается в античной литературе как автор сочинения «Плавание из Мемфиса». Больше о нем ничего не известно. Предполагают, что он жил в первой половине III в. до н. э. Аморей – 2а. – царь дербиков (VI в. до н. э.). амфидан – 11. 147 – камень, иначе называемый хрисоколлой, в Индии, где муравьи выкапывают золото. Это слово (греческое) встречается только здесь. Хрисоколла идентифицируется как малахит (зеленый минерал). Как объясняют, золото иногда бывает включенным в пирит, который легко путают с халкопиритом (оба – ярко-желтые местами), а пирит, как и золото, кристаллизуется в кубической системе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100 Марк, Аврелий (121—180), римский император с 161 г ., философ-стоик, автор книги «К самому себе». 101 Град Кекропа — Афины, центр культуры вплоть до последних веков античности. 102 «Нашим мучениям Бог положит предел» (лат.; Энеида, I.200. — пер. С. Шервинского). 103 Ягве (Иегова) — главное имя Бога Ветхого Завета. 104 Аллах — имя Бога у мусульман, соответствует библейскому Эли (Господь). 105 Пантеон — совокупность языческих богов. 106 Дионис греческий бог вина, в его честь устраивались исступленные оргии в горных лесах. 107 Согласно Библии, в Ковчеге Завета, построенном израильтянами, присутствовал Господь (Исх., XXXIV—X). 108 Дагон — западносемитское божество, сын Ваала. 109 Танит (Тиннит) — в западносемитской мифологии супруга Ваала, отождествлялась с Анат — богиней охоты и битвы. Известен миф о том, как, истребив в битве множество людей, Анат устроила пир в честь своей победы. Посреди пира она вновь возжаждала крови и набросилась на гостей. 110 Бог Израиля — просто грубый Бог Воинств. — Саваоф (букв. — «Господь воинств») — одно из имен Бога в иудаистской традиции. 111 Сома — пища индийских богов; нектар — божественный напиток бессмертия в греческой мифологии, Валгалла — царство богов и погибших героев в скандинавской мифологии. 112 Аммон (Амон) — верховный бог египтян, в последние века античности отождествлялся с римским Юпитером. 113 Тир — столица Финикии. Финикийцы, принадлежавшие к западносемитской ветви, много столетий враждовали с израильтянами. 114 Город Карфаген в Северной Африке был основан финикийцами в 825 г . до н. э. 115 Вот пророчество о Том, Кто говорит как власть имеющий — парафраза новозаветного текста: «Он учил их, как власть имеющий, и не как книжники и фарисеи» (Мф. VII, 29). 116 Брахма — индуистский бог-творец. 117 Гайавата — индейский вождь, герой написанной американским поэтом Г. Лонгфелло (1807—1882) «Песни о Гайавате» (1855). В третьей песне этой поэмы няня рассказывает маленькому Гайавате о сердитом воине и его бабке. 118 Диана — римская богиня, покровительница животных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Для этого «необходима душевная преданность светлому будущему, со всецелым убеждением, что оно несомненно последует и станет моим в полном объеме. Такова и есть вера христианская, которая дает исповедникам спокойное самообладание при всех внешних поражениях и радостную надежду на совершенную реализацию их блаженных упований... Это есть отличительное достоинство святых и безусловный завет для всех других собратий» 538 . Подобная пасхальная радость и незыблемое упование, вместе со спокойным самообладанием, пронизывает всю жизнь и все мироощущение преп. Антония, полагающего в основу христианского бытия «благочестивую веру во Христа». Ибо он твердо знал, что Христос оправдал весь род человеческий и освободил людей от власти диавола. Такую благочестивую веру в Господа, оправдавшего и освободившего род людской, разделяемую всеми отцами Церкви 539 , преподобный завещал и своим непосредственным ученикам, и всем последующим поколениям христиан. Одним из таких непосредственных учеников «отца монашества», принявших и сохранивших его завет, был св. Аммон. 2. Св. Аммон: личность и творения Имя Аммон, в различных своих вариациях (Амон, Амун, Аммонас, Аммоний, Пиаммон и др.) было широко распространенным среди египетских иноков IV века. Известный знаток истории восточного христианства аббат Ф. Но называет по крайней мере девять известных подвижников, носящих это имя в IV веке: 1) преп. Аммон Нитрийский – основатель монашеского поселения в Нитрии, вознесение души которого по его кончине видел преп. Антоний; 2) Аммон (или Аммонас) – ученик преп. Антония; Амун – «укротитель змей (драконов)», о котором повествует Руфин в своей «Жизни пустынных отцов» (гл. 8); Амун – настоятель («отец») трех тысяч тавеннских иноков (там же, гл. 3); 5) Аммоний Нитрийский Младший; 6) Аммоний – ученик аввы Памво, прозванный Одноухим, ибо отсек себе ухо, чтобы не быть епископом; 7) Аммон, подвизавшийся сначала в Фиваиде, затем в Нитрии, а впоследствии ставший епископом Антинойским (автор известного послания о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

4 Rufinos Aquileiensis/Historia Monachorum; Aegypt.mon. hist. in ecclesiae graec. monum. 3, 175. «Venimus ad civitatem quondam Thebaidis», – говорит Руфин, говоря об Оксиринхе. 5 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845 (далее – Достопамятные сказания. – Ред.). 6 Аммиан Марцеллин. Деяния в тридцати одной книге. Lib. 22. «В Фиваиде много городов; славнее других Гермополь, Коптос и Антиноя, которую имп. Адриан постро­ил в честь любимца своего Антиноя». По основателю своему Антиноя называется Адрианополем. Так и св. Амон под определениями собора 394 г. подписался: «Амон Адрианопольский», тогда как Феофил, архиеп. Александрийский, писал послание к Амону, еп. Фиваиды. О епископах Фиваиды см.: Le Quien . Oriens christianus in quatuor patriarchates digestus, in quo exhibentur Ecclesiae patriarchae caeterique praesules totius Orientis. 3 vols. Paris, 1740. V. II (далее – Le Quien. Oriens christianus. – Ред .). Норов называет еп. Амона, которого гробница стоит в мечети, мучеником (Норов А.С. Пу­тешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.: В 2 ч. СПб., 1840). Но это не согласно с действительностью. Аммон епископ, скончавшийся мученически при Диоклитиане, был епископом Лятополя или Асны ( Le Quien . Oriens christianus). 7 В русском переводе Лавсаика ( Палладий Еленопольский . «Лавсаик» , или Пове­ствование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850 (далее – Палладий Елено­польский. «Лавсаик» . – Ред.)), как и в латинском, Амматалида. Это ошибка: два слова, нарицательное и личное, соединены в одно. Амма – мать, обыкновенное коптское название уважаемым подвижницам. У Палладия Питирим о св. Исидоре: «Она и вам и мне Амма» и Палладий прибавил: «Так называются там духовные матери» (см.: Пал­ладий Еленопольский. «Лавсаик» ). У Гераклида (гл. 48) Талида названа Аматою. У Лю- дольфа Амат – раба Амата, Вагед – раба единственного, т. е. Сына Божия ( Ludolfi . Ad soam historiam aethiopicam commentaries). 9 По старинному славянскому переводу: «ризу нову или мантию или ослоги никогдаже взяти восхоте».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

31. " Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно Храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело [...] так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами " . - Творения древних отцов-подвижников. Св. Амон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997. С.107. 32. Очищение от тайных предполагает внутренние, сокровенные грехи и страсти, а под чуждими подразумеваются, вероятно, бесовские " приражения " извне. " Мы, верующие в Бога, молим его сохранить нас от чуждых, то есть злых и лживых духов, как образно говорит пророческое слово одного из верующих в Него " . Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М., 1995. С.178-179. 33. Фраза εο ου ο εε υ может иметь и тот смысл, что Феодор еще был жив, когда Аммон писал свое послание (в старом переводе: " Феодор Александриец еще доселе не разлучился с плотию, и угождает Господу " ), но это менее вероятно. Феодор Александриец, обратившись в христианство в 17 лет, был крещен святителем Афанасием и 12 лет проходил служение чтеца. После этого Феодор стал тавеннисиотом и исполнял послушание переводчика при преподобном Пахомии, высоко ценившим его подвижническую жизнь и ясный ум. Когда преподобный Пахомий " сам несколько усвоил греческий язык " , то " для ближайшего руководства монахами иностранцами избрал Феодора Александрийца, как более всех преуспевшего в подвигах монашеских и усвоившего в достаточной степени и коптский язык. Феодор [...] ревностно заботился о спасении вверенных его попечению монахов. Еще при жизни Пахомия он три года (по новейшим сведениям 13 лет - А.С.) был начальником монахов иностранного происхождения. Он оставался в этой должности и по смерти святителя Пахомия, при его преемниках авве Орсисии и Феодоре Освященном " . - Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.94. Если же предположить, что Феодор Александриец еще здравствовал, когда Аммон писал свое послание, то ему должно было быть более 90 лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием Великим , послужило наставлением для его многочисленных последователей как в Восточной, так и в Западной Церкви. Это сочинение оказало значительное влияние на всю позднейшую агиографическую литературу, став своего рода образцом жития преподобного. А почитание прп. Антония, начавшееся еще при его жизни, задало образец для почитания монашествующих подвижников как отдельного лика святых. Ученики прп. Антония, рассеиваясь по разным областям Египта и соседних стран, всюду разносили высокие монашеские идеалы и создавали новые центры иноческого жития. Но и в тех случаях, когда монашеские поселения возникали независимо, великий старец был огромным авторитетом для них: между ними и прп. Антонием устанавливалась глубокая духовная связь. Это видно на примере монашества Нижнего Египта (к западу от дельты Нила), в пустынях Нитрийской, Келии и Скиту. Из этих трех общин наиболее жизнеспособной и процветающей оказался Скит, иноческая жизнь которого не затухает и поныне. Основателем монашеского жития в этой местности был прп. Амон (Аммон, Амун). Он прожил с женой в девственной чистоте около 18 лет, затем ушел на Нитрийскую гору (около 310–320 гг.). Авву Амона считают первым из Нитрийских монахов. Спустя немного времени там подвизалось уже около 5000 человек. Это многочисленное братство, возникшее независимо от прп. Антония, «в своих духовных подвигах особенно воодушевлялось примером и наставлениями Великого Антония. Как Аммон, основатель иноческого жития здесь, пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были Пиор, Памво, Ориген , ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели прп. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской» 498 . Нитрийское монашество было полуобшежительным, имело черты и общежития, и отшельничества. На расстоянии нескольких километров от Нитрийской горы в глубь пустыни находились Келии. Иноки пустыни Келий в своем управлении были соединены с Нитрийскими иноками. В Келии обычно уединялись Нитрийские подвижники, преуспевшие в иноческом житии и стремившиеся к безмолвию. Чтобы его не нарушать, было установлено правило не ходить по келиям друг друга. Только по субботам и воскресеньям братия собирались в храм на богослужение. Из «келиотов» наиболее известен прп. Макарий Александрийский , называемый также Городским 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопрос. Святой Аммон учит, что каждый наш вздох, каждое движение мысли должны быть совершаемы как бы в присутствии Божием. Он говорит, что нам надо быть всегда зрящими Бога. Когда я нахожусь на богослужении или правиле, то есть возможность понуждать себя держать себя словно в присутствии Божием, как советует авва Амон. Однако в течение дня ум постоянно занят работой по послушанию. Как на деле можно, по словам святого Аммона, быть присно зрящим Бога? Ответ. Потребуется много времени и усилий для того, чтобы привести себя в такое состояние. Как уже было сказано, послушание мы должны исполнять добросовестно. Если нет возможности молиться, значит, будем стараться все делать как бы в присутствии Божием и помнить о том, что Господь всегда нас видит. Кроме того, понуждая себя к внимательной Иисусовой молитве, в особенности на правиле, мы можем стяжать и дар благодатной непрестанной молитвы, о которой святые отцы говорят как о высшей степени молитвы. Тогда, чем бы мы ни занимались, она всегда будет с нами. Это возможно, и надо себя к этому понуждать. Однако не нужно думать, что если нет быстрого результата, то ничего и не получится. На приобретение благодатной молитвы могут уйти многие годы. Вопрос. Как утвердиться в мысли, что, оказывая послушание сестре, я оказываю послушание Богу? Вспоминаю прочтенный вами отрывок из Евангелия от Матфея, но как-то не верит сердце, что, повинуясь сестре, я исполняю волю Божию. Ответ. Напоминание, конечно, поможет, но такую любовь и живое ощущение того, что все именно так, мы приобретаем лишь тогда, когда в нас действует Божия благодать. Если же благодати Божией нет, то какие бы изречения мы ни вспоминали, подбадривая себя, они не дойдут до сердца и будут холодно пребывать в нашем уме, как некие сведения ни к чему нас не обязывающие. Вопрос. Можно ли давать себе бльший отдых в том случае, если, выполняя трудное послушание, сильно устаешь и начинаешь болеть? Старица разрешает мне выспаться, но возникает смущение, что я поступаю неправильно, поддаюсь саможалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

С. 109). Местоположение Нитрийской горы указано в paбome: Whime 1932. К этой горе можно было попасть пройдя путь приблизительно в один день пути по воде от Александрии. О географии, топографии и устройстве Нитрии см.: Читти 2007. С. 60–66. 7 .1 ...озеро, называемое Мариа (греч.  Μαρα) – Мареотское озеро. 7 .4 Употребляют и вино; и продается вино – Как отмечает Читги, «вещь немыслимая для тавеннисиотов» (Читти 2007. С. 64). Вообще об употреблении вина в монашеских общинах того времени см.: Там же. С. 84, прим. 129. 8 .0 Амун (’ Αμον ), также Аммун, Амон. Прп. Амун (†  ок. 350 г.) – один из пионеров древнего монашества в Нитрийской пустыне, где он провел 22 года; умер прежде прп. Антония, в возрасте 62 лет, т. е. не позднее 356 г. Бартелинк считает более правильной форму «Амун»; в русских святцах – Аммон. Амун упоминается в «Житии прп. Антония» (60), в «Истории монахов» (22), в «Церковной истории» Сократа (4.23.3–11; PG 67,509С-512 С) и Созомена (14.1–8; PG 67,900D-901C). 10 .0 Памво  ( Πμβω) – В русских святцах – Памва. Прп. авва Памво, как гласит коптское житие, был в пустыне вторым после Антония Великого . Как и св. Антоний, он был неграмотным простолюдином. Но будучи наставником Длинных братьев (см. ниже), через это связан с оригенистским движением. Его называли αληθινς – «истинный», и вся братия свидетельствовала о его добродетели (то, что эпитет αληθινς опущен в «Лавсаике», как считает Де Вогюэ, – плод антиоригенистской реакции). Коптская версия жития аввы Памво содержится вместе с «Житием Евагрия» во фрагментах коптского синаксария, опубликованного в изд.: АтёИпеаи 1887. Р. 73–124 (франц. nep.: De Vogü 01994. P. 95–102). 10 .1 ...братьев: Диоскора епископа, и Аммония, Евсевия, Евфимия – Речь идет о так называемых Длинных братьях, сыгравших большую роль на первом этапе оригенистской смуты. Гийомон считает не подлежащим сомнению то, что это их имел в виду св. Епифаний Кипрский в «Слове якорном» («Анкорате»), сокрушаясь, что заблуждение Оригена распространилось среди самых выдающихся монахов Erunma (Guillaumonm 1962. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010