Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Безмерна же и неизследованна милость обетования Твоего; ибо Ты – ЯХВЕ благоутробный, долготерпеливый, многомилостивый и раскаявающийся о злобе человеческой; ибо Ты, Боже, по благости Твоей обещал в покаянии оставление согрешившим, и множеством щедрот Твоих Ты определил покаяние грешникам во спасение. Итак, Ты, ЯХВЕ, Бог праведных, не положил покаяние праведным, Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние на мне грешном: потому что я согрешил больше числа песка морского. Умножились беззакония мои, ЯХВЕ, умножились беззакония мои, и уже недостоин воззреть и видеть высоту небесную из–за множества неправд моих; я согбен множеством уз железных, потому что я прогневал ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворил, я поставил мерзости, и умножил преткновения. И ныне преклоняю колени сердца моего, требуя от Тебя благости. Согрешил я, ЯХВЕ, согрешил, и беззакония мои я знаю; но прошу, молясь Тебе: ослабь мне, ЯХВЕ, ослабь мне, и не погуби меня с беззакониями моими, и не враждуй вечно, сохраняя зло моё, не осуждай меня в преисподнюю земли; потому что Ты, Боже, – Бог кающихся, и яви на мне благость Твою, как бывшем недостойным, спаси по многой милости Твоей, и восхвалю Тебя всегда во все дни жизни моей. Ибо Тебя поет вся сила небесная и Твоя есть слава во веки. Аминь. И услышал ЯХВЕ голос его и умилостивился над ним, и явилось около него пламя огненное и растопились все узы железные, в которых он был, и уврачевал ЯХВЕ Манассию от скорби его, и возвратил его в Иеросалим на царство его. И узнал Манассия, что ЯХВЕ – Он есть Бог единый, и послужил единому ЯХВЕ Богу от всего сердца своего и от всей души своей во все дни жизни своей, и сочтен праведным. И изъял богов чужеземных и идолов из дома ЯХВЕ, и все алтари, которые соорудил в доме ЯХВЕ, и все алтари в Иеросалиме, и изверг вон из города, и снова воздвиг алтарь ЯХВЕ и принес на нем жертву спасения и хваления. И заповедал Манассия Иуде, чтобы служили ЯХВЕ, Богу Израилеву. И умер в мире с отцами своими. И воцарился вместо него сын его Амон, и сотворил лукавое пред ЯХВЕ по всему, что сотворил Манассия, отец его в начале, и раздражил ЯХВЕ, Бога своего».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

В те дни заболел Езекия смертельно 458 . Пророк Исаия сказал ему, чтобы он готовился к смерти, и вышел от него. Езекия со слезами стал молиться Богу, чтобы Он продолжил его жизнь. Тогда Исаие было слово Господне, он воротился и сказал Езекии, что он исцелится, на третий день пойдет в дом Господень и проживет еще 15 лет. Езекия попросил знамения. Исаия сказал ему: «Вот тебе знамение: хочешь ли, чтобы солнечная тень прошла вперед или воротилась назад на 10 ступеней?» Езекия сказал: «Пусть тень воротится назад на 10 ступеней». Исаия помолился, и солнечная тень воротилась назад на 10 ступеней на солнечных часах Ахавовых 459 . Потом Исаия приказал приложить к нарыву, которым страдал Езекия, пласт смокв 460 , и царь выздоровел. Знамение, произведенное молитвой Исаии, было замечено в Вавилоне, и чудесное выздоровление Езекии стало там известно. Царь вавилонский Беродах-Баладан послал к Езекии послов с письмом и дарами поздравить его с выздоровлением и спросить о знамении 461 . Езекия, вместо того, чтобы перед послами прославить Бога, Бога как заступника и Спасителя своего, показал им все богатства свои. Тогда пришел к нему пророк Исаия и сказал, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон. Последние 15 лет царствования Езекии были самым благополучным временем для Иудейского царства (Езекия царствовал 29 лет; 4Цар. 18–20; 2 Парал. 29–32; Ис. 36–39 ). Манассия. Амон Манассия, сын Езекии, вступивший на престол в 12 лет и, вероятно, развращенный своими воспитателями, восстановил поклонение Ваалу, Астарте, Молоху и всему воинству небесному (небесным светилам), поставил идола Астарты в храме Господнем, проводил сыновей своих через огонь в долине Енномовой, предался волхвованию и совратил своих подданных до того, что они поступали хуже хананеев. Пророков и почитателей истинного Бога он предавал смерти. За это Бог привел на него военачальников царя ассирийского, которые захватили его, заковали в кандалы, оковали цепями и отвели в Вавилон 462 . В плену Манассия покаялся 463 , и Бог возвратил его в Иерусалим на царство. После этого он очистил Иерусалим от идолов и восстановил служение истинному Богу. (Царствовал 55 лет.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132-м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, - сказал он сам себе, - надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского, приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, — сказал он сам себе, — надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского , приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

ВО-ВТОРЫХ: Пророк Илия обратился ко Господу со словами остался я один ( Рим. 11, 3 ). Послушайте, каков был Божественный ответ : Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом ( Рим. 11, 4 ). К тому же следует знать, что во время Илии и Иеремии Царство уже разделилось, и одно называлось Иудейским, другое Израильским ( 3Цар. 12 ). Царство Израильское во время царствования Иеровоама вскоре отпало от истинной веры и поклонилось идолам. И в том идолослужении оно пребывало вплоть до Вавилонского пленения, о котором мы и читаем в 4 Книге Царств, в главе 17, где написано: И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе не отверг Господь Израиля от лица Своего ( 4Цар. 17, 22–23 ). Иначе же было в царстве Иудейском, в которой некоторые цари были благоверными, такие как Аса. Иосафат, Иоафан, Езекия, Иосия и другие. Некоторые же были нечестивыми: Ахаз, Манассия, Амон. Однако в Соломоновом храме всегда приносилась жертва, по Закону Моисея, вплоть до Вавилонского плена, о чем можно прочесть из Второй Книги Маккавеев (в главе 1). Когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно ( 2Мак. 1, 19 ). Здесь Писание говорит об огне, посылаемом свыше, который священники употребляли в ежедневных жертвах. Этот огонь хранился в Соломоновом храме вплоть до Вавилонского плена. А если говорите, что синагога во времена Христова изменится, то это верно. Ибо прежде она была благоверной, веруя в будущего Мессию, то есть во Христа. Когда же Он пришел, то она не захотела в Него веровать и поэтому со своими жертвами и чиноправлением была отвергнута, вместо нее и пришла Церковь Христова. Прообразом первой была раба Агарь, второй же свободная Сара. Если синагога была отвергнута, то Невеста Христова пребывает доселе, Христом, Женихом своим, любима, по слову Павла: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ( Еф. 5, 25 ). И еще: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5, 31–32 ). Сюда же относится синагога, имеющая тень будущего: Церковь же содержит свет, который есть Христос ( Евр. 10 ; Ин. 1 ). Но тень уходит, когда приходит свет. Так и синагоге довелось уйти со своими Моисеевыми жертвами, уступив место пришедшей Церкви со Христом. Впоследствии синагога существовала ради рабов, Церковь же ради сынов. Но рабы принимают временное воздаяние от своих господ и отпускаются, сыновья же получат вечное наследие, о чем говорит Апостол: Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Восход солнца. Первый час или первая часть дня. Третий час или вторая часть дня. Полдень. Шестой час или третья часть дня. Девятый час или четвертая часть дня. Ночь Евреи разделяли также на четыре части, которые назывались «стражами»: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус» ( Мф.14:25 ). «И если придет во вторую стражу, и найдет их так; то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). Первая стража начиналась при закате солнца и продолжалась до 9 часов вечера; вторая заключала время до полуночи; третья продолжалась до 3 часов утра; четвертая оканчивалась при восходе солнца. Эти четыре части ночи носят в Св. Писании названия вечера, полуночи, пения петуха и утра: «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» ( Мк.13:35 ). (п) Евреи женили своих сыновей и выдавали в замужество дочерей очень рано, как только они выходили из отроческого возраста. Иорам, царь Иудейский, умер 40 лет, а младшему сыну его Охозии было в то время ужо 22 года (Пар.21:20; 22:1). Амон, умерший 24 лет, оставил восьмилетнего сына Иосию, который сделался отцом уже 14 лет ( 4Цар.21:19; 22:11 ), Невесту сыну обыкновенно выбирали родители и часто такую, которой он никогда прежде не видел ( Быт.24 ). Такие случаи, как выбор невесты Самсоном, были исключениями ( Суд.14:1–4 ). Как совершалось сватовство, это можно видеть из истории Сихема и Дины: «Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы найти мне благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жену» ( Быт.34:11–12 ). Из этого видно, что жених покупал невесту. Иаков служил Лавану за его дочерей по 7 лет: «Неужели ты даром будешь служить мне?... Скажи мне, что заплатить тебе?... – Я буду служить тебе семь лет за Рахиль» ( Быт.19:15–18 ). Пророк Осия говорит: «И приобрел я ее (жену) себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя» ( Ос.3:2 ). Сделав условие с родителями жениха, родители невесты спрашивали у ней, согласна ли она выходить за указанного жениха: «Призовем девицу и спросим, что она скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всему этому ревностно подражали иудеи во дни иудейских царей Ахаза, Манассии, Амона и Иоахаза. Св. история говорит, что при царе Манассии были жертвенники Ваалу, рощи, посвященные идолам, «как сделал Ахав, царь Израильский», поклонялись всему воинству небесному (светилам небесным), жертвенники которым поставлены были в обоих дворах храма Божия. Даже в самом храме стояли языческие алтари, напр. Астарте, при сем же царе иудеи проводили сыновей своих чрез огонь, т. е. служили Молоху, гадали, ворожили, вызывали мертвецов, имели волшебников; короче, до того развратились, что поступали, говорит священный писатель 4-й книги Царств, хуже всех народов, которых истребил Господь; делали хуже всего того, что делали даже аммореи – злейшие идолослужители ( 4Цар. 21:3–11 ). Амон, сын Манассии, «ходил тою же дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и покланялся им» ( 4Цар. 21:21 ). О преемниках царя Иоссии, Иоахазе и Елиакиме (Иоаким), говорится, что они делали неугодное в очах Господних во всем так, как и отцы их ( 4Цар. 23:32, 37 ), и это тогда, когда, с одной стороны, египтяне (при фараоне Нехао) уже порабощали иудеев, с другой, вавилоняне опустошали землю Иудейскую ( 4Цар. 24:7 ). Даже в это время, когда был виден карающий перст Божий, иудейский царь Иехония во всем подражал нечестию отца своего ( 4Цар. 24:9 ). А потому весьма справедливо говорит св. Михей, что иудеи хранили языческие уставы Амврия и подражали всем делам Ахава, поступали по их распоряжениям, думали и делали то же, что и они, раздражали Бога на свою погибель, о которой им давно было возвещено. Пророк присовокупляет, что живущие в городе Иерусалиме 134 или в Иудее будут «во звиздание» 135 , т. е. предметом освистания, посмеяния и укоризн окрестных народов, как-то: филистимлян, хананеев, идумеев, финикиян и других, которые, видя плен и бедствия иудеев, радовались их несчастью и свистом выражали свою злую радость, укоряли несчастных, ругались над ними (подоб. Пс. 43:14, 15 ). 118 Халд.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Говорится о Езекии и ассириянах, о которых говорится и у Исаии; о Манассии и его нечестии, и об убийствах. По смерти его воцарился сын его Амон. По смерти Амона воцарился Иосия, сын его, о котором было предсказано Иеровоаму, рабу Соломонову, когда иссохла рука царя. Он очистил Иерусалим и другие места, раскопал гробницы жрецов идольских и разрушил идолов. О нем сказано, что прежде не было царя подобного ему, который бы обращался к Господу всем сердцем своим и всею душою своею. При нем начал пророчествовать Иеремия; при нем была пророчица Олдана. Когда умертвил его фараон Нехао, воцарился Иоахаз, сын его. Но фараон, свергнув его, отвел в Египет, где он и умер, а царем поставил сына Иосии Елиакима, называвшегося и Иоакимом, и обложил землю данью. Иоаким был первым данником Навуходоносора. Он был выброшен за стены. О нем говорит Иеремия: труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной и ослиным погребением будет он погребен (Иер.36:30; 22:19), потому что он был погребен тогда, когда уже истлел. По смерти Елиакима, или Иоакима, сына Иосии, воцарился Иоаким, сын его, внук Иосии. Этот Иоаким назывался и Иехониею. Царь египетский еще не вышел из страны своей, как Навуходоносор, пришедши, осадил город; Иоаким или Иехония вышел к нему с своею матерью. Навуходоносор переселил его в Вавилон и поставил царем в Иерусалиме брата отца его, сына Иосии; это был Матфания, иначе Седекия. Когда же он отложился от царя вавилонского, то Навуходоносор, пришедши, осадил Иерусалим, взял его и сжег, а Седекию, ослепив, заключил в оковы и отвел в Вавилон. Над оставшимися в Иерусалиме он поставил Годолию. Когда же его убил Измаил, то оставшиеся удалились в Египет. Но после того Евилад Мародах, царь вавилонский, удостоил Иоакима великой чести в Вавилоне. Таким образом царство самарийское, как уже сказано, прекратилось при Осии, сыне Илы, который убил Факея, сына Ромелиева. А царство иерусалимское прекратилось при Седекии. Последний, будучи отведен в Вавилон и лишен зрения, брошен был в ров на 27 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если так, то под именем Навуходоносора разумеется Ассурбанипал, который, будучи в это время властелином Вавилона, мог носить в качестве титула и имя Навуходоносора, в честь вавилонского бога Набу 253 . Наследовавший ему сын его Амон 254 , во всем подражавший примеру своего нечестивого отца, царствовал только два года и пал жертвою заговора своих приближенных, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. Иосия взошел на престол в восьмилетнем возрасте и царствовал 31 год 255 . С его именем связана одна из самых славных страниц в Библейской истории. В его лице как бы вспыхнул последний отблеск угасавшего «светильника Израилева». Время его малолетства ознаменовалось самым мрачным господством развращения и безбожия; но уже в восьмой год своего царствования, в 16-летнем возрасте, Иосия «начал прибегать к Богу Давида, отца своего», а в двенадцатый год своего царствования прямо приступил к истреблению идолопоклонства, и не только в пределах своего царства, но и других колен. По его повелению и в его личном присутствии повсюду были разрушены «жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил; и резные и литые кумиры изломал, и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы. И кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил» не только Иудею и Иерусалим, но и землю Израильскую 256 . Затем, по возвращении в Иерусалим, он приступил к восстановлению и очищению храма. Это благочестивое дело увенчалось необычайно важным событием. Первосвященник Хелкия, под руководством которого производилось восстановление и очищение храма, нашел там «книгу закона Господня, данную рукою Моисея». Когда благочестивый царь приступил к чтению этого давно забытого закона, он ужаснулся при виде того, как далеко жизнь избранного народа уклонилась от заповедей Божиих и какой страшный гнев Божий ожидает за это. В отчаянии он разодрал одежды свои и обратился к пророчице Олдане (второй пророчице после Деворы) с просьбою изъяснить ему смысл многих непонятных, но поразивших его мест закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010