В апреле 1948 года Муна снова арестовали и отправили в истребительно-трудовой лагерь Хун Нам (Хуньям). Приговор сводился к пяти с половиной годам заключения, но из этого лагеря мало кто выходил на свободу. Работа узников заключалась в заполнении сульфатом аммония 45-килограммовых мешков и погрузке их в железнодорожные вагоны. Сульфат аммония, применявшийся в качестве удобрения, разъедал кожу и мышцы до костей, вызывая постоянные кровотечения. Из лагеря смерти мало кто выходил на свободу. Многие заключенные выдерживали лишь несколько месяцев этого медленного умирания. Один из биографов Муна, Жан Пьер Габриэль, так описывал ад Хун Нама. «Целью этого коммунистического лагеря было не воспитание, а уничтожение заключенных... Мун Сан Мен с первого же момента понял, что его сослали сюда на смерть и что ни одно человеческое существо не в силах долго вынести такие условия жизни. Но он настроил себя на выживание в любых обстоятельствах, поскольку знал, что не может покинуть земную юдоль, пока не донесет до других послание, полученное от Бога. Метод, которым он пользовался для выживания, выглядит удивительным. В условиях недоедания, когда случалось, что некоторые заключенные умирали во время еды, а другие бросались, чтобы вырвать горстку риса у них изо рта, Мун Сан Мен делил свою порцию на две части – одну для себя, вторую для товарищей по несчастью. Он верил, что живет не той пищей, что поглощает, а той, которой делится... Из подаренной пищи он черпал духовную энергию, которая позволила ему выжить в лагере Хун Нам. Так он научился дисциплинировать свою плоть, чтобы превращать духовную энергию в физическую... В течение всего периода заключения никто ни разу не видел Мун Сан Мена спящим... Когда охранники на заре будили заключенных, он все так же сидел в молитвенной позе, в которой его видели накануне» 18 . Официальный рассказ о том, что пережил там Мун, выглядит несколько преувеличенным. Он изображается не более и не менее как святым Божиим человеком, исполненным беспримерной любовью, самопожертвованием, силой, честью, мужеством и мудростью – всем, что только можно ожидать от мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Такое владычество александрийских епископов было ненавистно гражданской администрации с префектом Египта во главе, частью потому, говорит Сократ 3160 , что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников, а особенно потому, что Кирилл хотел иметь надзор и над его распоряжениями. Свой властный характер Кирилл обнаружил немедленно по вступлении в должность, заперев безо всякого повода новацианские церкви и лишив их церковной утвари 3161 . После этого он обрушился со всем пылом своего фанатизма на проживавших в Александрии иудеев. Без всякого легального приговора, без всякого императорского повеления Кирилл повел на рассвете мятежную толпу александрийской черни в атаку против синагог. Безоружные и захваченные врасплох евреи не могли оказать никакого сопротивления; их молитвенные дома были срыты до основания, сокровища отданы на разграбление народа, а сами они изгнаны из города 3162 . Огорченный самоуправством Кирилла, александрийский префект Орест донес об этом царю. Нечего и говорить, что жалоба его осталась без последствий. Этого мало. Оскорбленный отказом префекта с ним примириться, Кирилл направил против него фанатизм египетских монахов. «Одушевившись религиозной ревностью и решившись усердно сражаться за Кирилла, некоторые из монахов в нитрийских горах, читаем у Сократа 3163 , оставив монастыри, в числе почти пятисот человек пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, – и один из них по имени Аммоний ударил Ореста камнем в голову, так что весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители кроме немногих все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что их побьют камнями. Между тем стали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, и всех их обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который на основании законов всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре он донес самодержцам, а Кирилл представил их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы, то есть, считали его мучеником и прославляли в церкви его великодушие, как подвиг за благочестие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Apud vos quoquo, говорит Тертуллиан , est instar, fidem de temporibus adserere 390 ). Арнобий по поводу упрека в новости соглашается, что «ново наше имя и религия, которой мы следуем, появилась за немного дней» 391 ). С неоплатонической точки зрения было преступным делом и нападением на установленный божеством мировой порядок переменять древнюю религию, в которой человек рожден и воспитан по воле богов. Философская теория становилась таким образом на сторону рутины и оправдывала простую неразумную приверженность к старине. В этом смысле Порфирий Тирский считает величайшим плодом благочестия почитать божество по отечественному обычаю 392 ). В одном месте, приводимом у Евсевия, Порфирий сравнивает между собою Аммония Сакка и Оригена и произносит о том и другом свое суждение. Порфирий рассказывает, что некоторые, не желая бросить плохие писания иудеев, но думая отыскать в них смысл, обратились к объяснениям самым несвязным и несогласным с их содержанием. (Порфирий разумеет аллегорическое толкование ветхого завета.) Пример такой нелепости, продолжает Порфирий, подал человек, с которым и я встречался в своем детстве, и который как тогда славился, так и теперь уважается за оставленные им сочинения, – разумею Оригена , весьма превозносимого учителями этой веры. Он был учеником Аммония, сделавшего в наше время великие успехи в философии, и по части наук извлек много пользы из наставлений своего учителя, но в правилах жизни избрал противоположный ему путь. Аммоний получил жизнь и воспитание от христианских родителей, но как скоро начал мыслить и заниматься философией, тотчас обратился к законному образу жизни; напротив Ориген, по роду и воспитанию эллин 393 ), уклонился к варварскому упорству и этим повредил как себе, так и своей учености. В жизни он вел себя по христиански – противозаконно ( παρανμως) 394 ). По поводу замечаний язычников о необходимости следовать только освященным веками отечественным религиям, христианские апологеты давали двоякий ответ. Они или признавали, что христианство есть действительно новое учение, но считали ложною ту мысль, что все древнее не должно оставлять, и доказывали, что не все древнее хорошо, что новая религия имеет много преимуществ перед древними религиозными учениями; или же апологеты указывали на то, что христианство не есть совершенно новое явление н имеет много сходного с лучшими явлениями в жизни древнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

О проблеме универсалий у александрийских неоплатоников, в школе Аммония (сына Гермия), см.: Linos Benakis, «The Problem of General Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought», Neoplatonism and Christian Thought. Ed. Dominic J. ÓMeara (Norfolk, Virginiä International Society for Neoplatonic Studies, 1982), 75–86. Бенакис фиксирует ряд существенных отличий в понимании соотношения общего и частного, выработанных в этой школе. Так, он доказывает (р. 82), что (1) реагируя на критику Аристотелем учения Платона об идеях, александрийцы постулируют отдельное существование универсалий в модусе отличном от такового у чувственных и частных вещей; (2) комментаторы более не говорят об области идей, существующих вне природного миропорядка; (3) идеи существуют внутри частных конкретных объектов или, скорее, частные объекты выражают саму идею, которая проявляется в них. Тем не менее, проявление идеи не означает, что явленное (феномен) тождественно этой идее; явление остается репрезентацией идеи, её копией, способом, которым идея проявляется; явленное всегда ниже своей идеи. Общее не перестает существовать как общее, когда начинает присутствовать в частных. Бенакис заключает (р. 84), что в школе Аммония общее онтологически первично относительно чувственного и частного; при уничтожении чувственного (первой сущности) перестает существовать не само общее (вторая сущность), но только его постижение умом. Общее существует тремя способами: как то, что прежде многого; то, что внутри многого; то, что относится ко многим и мыслится в связи с ними. Ср.: Аммоний, In Aristotelis Categoria 26, 10–14: «Частные суть подлежащее для общих не для того, чтобы общие существовали (ибо общие предсуществуют им), но чтобы общие относительно их сказывались», 40, 19–21: «Общее нуждается в первых, то есть частных сущностях, не для того, чтобы составляться ( συστ), но чтобы сказываться ( ηθ) сообразно им». Для александрийских неоплатоников универсальные идеальные сущности не только имеют реальность независимую от познающего субъекта, но также и существование более истинное, чем существование чувственных объектов. Универсальное есть воистину «первая» сущность (пусть и именуемая «второй»), которая выше частных сущностей в онтологическом плане; частное обладает даже более истинным существованием внутри универсального, чем само по себе (р. §1).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА Направление в среднем платонизме I-II вв. по Р. Х. и неоплатонизме кон. IV - сер. VI в. С сер. I в. до Р. Х. платоническая догматика развивалась вне стен Академии Платоновской и даже вне Афин - прежде всего в Александрии, впосл. на Востоке, в связи с чем возникает противопоставление академиков, т. е. представителей скептической Академии, и платоников, признавших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения. Первый известный преподаватель платоновской философии в Афинах - выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80). У него в 66-67 гг. учился Плутарх Херонейский ( Plutarchus. De E apud Delphos. 385B. 2-3), по сочинениям к-рого («Платоновские вопросы», комментарии на «Тимея», толкования мифов и др.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформировавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), имел пифагорейскую окраску, в связи с чем следует предполагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, написавшего, по Симпликию , вслед за неким Лукием книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, используя для критики Аристотеля стоические положения. Стремление отделить учение Платона от аристотелевского характерно также для Кальвена Тавра. О школе (διατριβ) можно составить представление по Авлу Геллию: на занятиях читались и комментировались тексты Платона, реже - Аристотеля; после лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, к-рые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Тавра; избранных учеников Тавр приглашал домой на обеды, где обсуждались возникавшие «вопросы» (жанр философских бесед), о них можно судить по «Пиршественным вопросам» Плутарха и по Авлу Геллию (H. Dörrie). Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Аттик (вероятно, первый глава восстановленной имп. Марком Аврелием в 176 платоновской школы в Афинах). Для него, однако, характерны стоические элементы, объясняемые влиянием того же Евдора. Ученики Аттика - Гарпократион из Аргоса, Авл Геллий, Апулей, Герод Аттик.

http://pravenc.ru/text/77098.html

4. Кто предложил термин «логика»: стоики скептики эпикурейцы Правильный ответ: Стоики, а если точнее, то Зенон, основоположник стоической школы, предложил термин «логика». Логика — это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. Стоики говорили так: «Важно строжайше мыслить, чтобы не ошибиться в поисках ответов на вопросы о природе и о месте человека в этой природе, а также с помощью логики изучать природу, а на основе знаний о природе делать выводы, как человек может жить в гармонии с природой». Правильный ответ: Стоики, а если точнее, то Зенон, основоположник стоической школы, предложил термин «логика». Логика — это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. Стоики говорили так: «Важно строжайше мыслить, чтобы не ошибиться в поисках ответов на вопросы о природе и о месте человека в этой природе, а также с помощью логики изучать природу, а на основе знаний о природе делать выводы, как человек может жить в гармонии с природой». Правильный ответ: Стоики, а если точнее, то Зенон, основоположник стоической школы, предложил термин «логика». Логика — это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. Стоики говорили так: «Важно строжайше мыслить, чтобы не ошибиться в поисках ответов на вопросы о природе и о месте человека в этой природе, а также с помощью логики изучать природу, а на основе знаний о природе делать выводы, как человек может жить в гармонии с природой». 5. Блаженный Августин переходит из язычества в христианство. Это случилось благодаря одному из философов. Кому: Плотину Анаксимандру Гераклиту Правильный ответ: Переход блаженного Августина из язычества в христианство случился благодаря Плотину. Философ Плотин был учеником Аммония, именно Плотин предлагает доказательства бессмертия души. Он ни разу не высказывается против христиан, а многие христианские учителя в своих учениях опирались на наследие Плотина. Сам же блаженный Августин допускает, что Плотин так же, как и Платон, знал истинного Бога. Правильный ответ: Переход блаженного Августина из язычества в христианство случился благодаря Плотину. Философ Плотин был учеником Аммония, именно Плотин предлагает доказательства бессмертия души. Он ни разу не высказывается против христиан, а многие христианские учителя в своих учениях опирались на наследие Плотина. Сам же блаженный Августин допускает, что Плотин так же, как и Платон, знал истинного Бога.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/v-chyom-su...

Страдание согрешившей души есть вид красоты, потому что она находится в таком состоянии, в каком ей должно быть. Несчастная и бедствующая душа лучше и прекраснее удовлетворенного червяка, а сколько красоты даже в теле этого червяка, в соотношении его членов и в повиновении, которое оно оказывает своей душе 103 . Прекрасны и вечные наказания отверженных Богом духов, ибо что может быть величественнее вздымающегося и блистающего светом геенского огня? 104 Мы неразумно скорбим при виде смертности, которая господствует в области низших благ, пожирает животных, лишает нас тех, кого мы любим. А между тем именно из этой непрекращающейся смены живых существ и вещей слагается ритм вселенной и красота в течении веков. Исчезающие и вновь возникающие смертные тела подобны отдельным буквам и слогам в приятной песенке: для того, чтобы она могла произвести эстетическое впечатление в целом, необходимо, чтобы части ее постоянно рождались и тотчас же умирали 105 . Таким образом бл. Августин ищет оправдания для всего тяжелого и терзающего наше сердце в красоте, в эстетическом понимании природы и жизни. Замечательно, что все аналогии, которыми он так охотно в этом случае пользуется, взяты из области искусства и особенно из области изящной литературы. В этом сказывается не только ее любитель, но и преподаватель теории красноречия. Эстетический характер теодицеи бл. Августина можно было бы отнести не столько на долю его личности я, сколько на счет влияния неоплатонизма, если бы против этого не говорил пример того же Оригена . Теодицея бл. Августина, действительно, очень близка к неоплатонической, и нет сомнения, что она сложилась под влиянием философии Плотина. Учение его неоплатоника о добре и зле также проникнуто эстетическим духом. Но не нужно забывать, что и Ориген стоял в зависимости от неоплатонизма. Правда, он не был знаком с Эннеадами, но он был учеником Аммония Сакка, вдохновившего также и автора Эннеад. Учение Аммония не могло в значительной степени отличаться от той философской системы, которую изложил письменно его знаменитый ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/li...

Однако необходимо отметить, что поскольку освещение мировоззренческих взглядов какого бы то ни было мыслителя не может проходить вне связи с его жизнью и деятельностью, то несерьёзное отношение к исследованию последних не должно иметь место в работах, касающихся подобной тематики. Светские историки и философы. В послереволюционный период, в силу господствовавшей парадигмы интерес к богословам не мог быть большим, а если их всё же касались, то в первую очередь в истории философии. Жизнь и богословие Отцов Церкви рассматривались очень неполно. Один из лучших (и очень немногих) трудов по раннехристианской философии вообще и Оригена в частности в её связи со средневековой философией Формирование средневековой философии, ставший по праву классическим, написан Г.Г Майоровым. Однако автор иногда жертвует объективностью ради большей систематичности и, так сказать, поступательности изложения, т.к. показать, что в своих лучших достижениях христианские мыслители не самостоятельны, было очень важным. В значительной мере дублирует этот труд Майорова Соколов, ещё сильнее привязывающий систему Оригена к неоплатонизму в своей Средневековой философии, где он посвящает Оригену главу под названием Ориген и первая попытка синтеза христианского вероучения с неоплатонизмом. В этом труде автор, упомянув, что Ориген сделал первую в истории христианства попытку дать систематическое изложение всех его “истин”, далее указывает, что на это изложение очень большое влияние оказали принципы неоплатонизма, т.к. Ориген прошел философскую школу у Аммония Саккоса, оказавшего решающее влияние и на другого своего ученика, Плотина 3 На самом же деле сам факт учёбы Оригена у Аммония нужно ещё доказать. Кроме этого В. В. Соколов без должной серьёзности говорит и о других пунктах учения Оригена , полагая его лишь фантазией на темы, заданные Платоном. Например, он приписывает ему учение о бесконечности Бога, хотя Ориген говорит о его определённой ограниченности, правда, подчёркивая этим утверждением его конкретность и личностность. Культурологического исследования мысли Оригена он не предпринимает. Вообще, нужно сказать, что ради сближения, а то и выведения, учения Оригена из неоплатонизма, исследователи Оригена часто забывают о существовании Платона. Ведь на самом деле, значительно проще предположить связь Оригена с Платоном, чем с зарождающимся только неоплатонизмом. Не вполне верно, что философия расценивалась Оригеном как лучшее введение в христианское вероучение и совсем неверно, что, развивая воззрения Климента, он рассматривал христианство как завершение эллинской философии. О влиянии Оригена на последующих богословов Соколов говорит только то, что такое имело место, а, говоря об Арии, он неправильно рассматривает его продолжателем традиций Оригена. Ведь между пониманием Сына как внутренней необходимости для Отца и извечного Его сияния и учением о Сыне как о твари, которая даже не с начала мира существовала, очень большая разница.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

с целью возможно более приблизить его к тексту «Пешитты», так что из арабского текста можно получить только некоторую помощь для реконструкции «Диатессарон», – он представляет лишь незначительные остатки первоначального текста «Диатессарон», но в общем может быть признан надежным руководителем при восстановлении последовательности и композиции произведения. Во всяком случае, надежды, какие возлагались на арабский текст, не оправдались. Такое же значение имеет и латинская гармония Евангелий 484 , сохранившаяся в Cod. Fuldensis, написанном около 545 г. в Капуе по распоряжению епископа Виктора. Это список Нового Завета. Но вместо четырех Евангелий Виктор поместил в нем латинскую гармонию Евангелий, которую он нашел уже готовой. Экземпляр ее, попавший в руки Виктору, не имел ни заглавия, ни имени автора; но Виктор хотел точнее исследовать вопрос о происхождении гармонии и при этом, как он сам говорит в предисловии, он вспомнил сообщение Евсевия о произведении Татиана и о подобном же опыте александрийца Аммония (Euseb., Epist. ad Carpianum) и решил, что он нашел произведение Татиана. Действительное происхождение латинской гармонии темное. Во всяком случае можно признать, что она составлена ок. 500 г. по образцу «Диатессарон», при пользовании латинским текстом Евангелий, ревизованным Иеронимом в 383 г.; композиция «Диатессарон» удержана, но текст взят из Вульгаты. Вскоре после этого, но еще до того времени, как Виктор поместил эту гармонию в своем списке, она подверглась новой переработке. Впоследствии текст ее на основании Cod. Fuldensis переписывался и печатался под именем то Татиана, то Аммония. Но для восстановления текста «Диатессарон» латинская гармония имеет мало значения. Нельзя считать окончательно решенным и вопрос о первоначальном языке «Диатессарон». До последнего времени обычно думали, что он написан был Татианом на греческом языке и затем переведен был на сирийский язык. Th. Zahn первый стал утверждать, что сирийский текст – оригинальный и что греческого «Диатессарон» никогда не было. Ему возражал Ad. Нагпаск 485 . Но в действительности, где только «Диатессарон» встречается исследователю как осязаемая величина, он является в сирийской форме, и вне областей, население которых говорило на сирийском языке, о нем имели скудные и неопределенные сведения. Татиан по происхождению был сириец, к концу жизни опять возвратился на свою родину, и, следовательно, естественно ожидать, что и произведение свое он написал на сирийском языке. В качестве доказательства в пользу того взгляда, что гармония первоначально составлена была на греческом языке, указывают на греческое название произведения: со времени первого упоминания о нем оно носит название «Диатессарон», и Евсевий возводит это название к самому автору. Но этому факту нельзя придавать серьезного значения, так как греческие заглавия, особенно греческие технические термины, широко употреблялись сирийскими писателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Не знаю, из каких тайников, где они лежали давным-давно, извлек он их на свет Божий» (Церк. ист. VI, 16, 1). Логика богословского поиска не только вела Оригена в сторону расширения филологических изысканий, но и поставила его перед необходимостью тщательного изучения греческой философии. Евсевий приводит выдержку из одного послания самого Оригена, в котором он вспоминает: «Когда я стал прилежно изучать Слово и пошла молва о моих занятиях, ко мне стали приходить то еретики, то эллинские ученые, преимущественно философы, и я решил тогда основательно рассмотреть учения об истине и еретические, и философские. Это я сделал, подражая Пантену, чьи уроки еще до меня многим принесли пользу, так как он был очень осведомлен в этих вопросах, как и Иракл, который ныне заседает в Александрии в совете священников и которого я нашел у учителя философских дисциплин; он упорно трудился у него еще за пять лет до того, как я стал заниматься у того же учителя» (Церк. ист. VI, 19, 12–13). Ориген не называет имени этого «учителя философских наук», но обычно предполагается, что им был Аммоний Сакк – известный наставник Плотина, к которому христианский дидаскал пришел в возрасте примерно около 25 лет, сам уже будучи весьма известным мыслителем 619 . Именно школа, пройденная у Аммония, вкупе с поразительным трудолюбием Оригена стала причиной того, что он, по словам Г. Чедвика, свободно ориентировался (was completely at home) в аргументах и учении греческих философских школ и мог «с осведомленностью мастера» легко разбираться в различных тезисах стоиков, эпикурейцев, платоников и перипатетиков, не отождествляя себя ни с одной из этих школ 620 . Будучи слушателем Аммония, Ориген не оставлял своего служения в «огласительном училище». Слава его все возрастала: по словам Евсевия, много образованных людей приходило к Оригену , «чтобы ознакомиться с тем, как умело толковал он Священное Писание. Тьма еретиков и немало самых знаменитых философов стекались к нему и ревностно изучали не только богословие, но и мирскую философию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010