Несколько цитат из Писания не являются для него аргументами в споре; аргументы он выдвигает чисто философские, опираясь на собственные рассуждения и на других философов, в первую очередь (как ни странно) на Арисготеля (с которым сам же будет спорить в трактате «Против Аристотеля, о вечности мира») и его толкователей. Именно в этом и состоит особенность и сила произведения Филопона – в том, что он, будучи христианином, играет на поле чисто философском и по правилам, принятым в философской школе, настолько строго следуя этим правилам, что можно, подобно Ланг, даже усомниться, что он вообще спорит как христианин (это обеспечило впоследствии то, что трактат Филопона против Прокла использовался в апологетических целях на латинском Западе и у арабов). Гипотеза Хелен Ланг, если очистить ее от налета сенсационности, в сухом остатке содержит именно это положительное зерно: Филопон ведет полемику в качестве философа, как, впрочем, и чисто на философском поле вел ее до этого и Прокл (другое дело, что мотивы и у того, и другого могли быть, и, скорее всего, были, не обязательно чисто философскими, но и мировоззренческими, хотя тот и другой эти мотивы на вид не выставляли) 103 . Не менее важным является то, что в Александрийской философской школе VI в. сложилась ситуация, когда со стороны язычниканеоплатоника Аммония был сделан шаг навстречу христианскому учению о творении. Так, по сообщению Симпликия, Аммоний стал учить, что Бог является не только целевой причиной для всего, но и творческой причиной мира 104 . Однако Филопон идет дальше этого, и в толковании на 8 книгу «Физики» Аристотеля говорит о творении как форм, так и материи «из ничего» (и приводит философские аргументы в пользу этого), а в толковании на 3-ю книгу «Физики», утверждает, что ни мир, ни время не существуют вечно 105 . Таким образом, редактируя толкования Аммония, Филопон вносит в них уже свои идеи, которые разовьет в будущем, – что творение мира Богом подразумевает и творение самой материи, из которой творится все остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Можно с достаточной долей вероятности предположить, что в Нитрии (понимая это монашеское поселение в широком смысле, то есть включающим в себя Келлии и Скит) св. Кирилл общался и с теми выдающимися подвижниками, которые позднее были причислены к так называемым оригенистам. Из них наиболее известным был, несомненно, Евагрий Понтийский (ум. 399) 582 . Один из самых образованных людей своего времени, глубокий мыслитель и строгий подвижник, он являлся не только автором аскетических и богословских сочинений, но и был весьма тонким экзегетом 583 . Феофил явно благоволил к нему и, как свидетельствует коптская редакция «Лавсаика», собрался даже сделать его епископом Тмуисским, но Евагрий, считая себя недостойным подобной высокой чести, на некоторое время удалился из Египта 584 . Своего племянника архиепископ, безусловно, мог поручить опеке столь выдающегося мужа, бывшего к тому же учеником обоих Макариев (Египетского и Александрийского). Единомышленниками и друзьями Евагрия являлись братья-подвижники, прозванные за высокий рост «длинными братьями», которые также славились святостью своей жизни. Одного из них, Аммония, Созомен характеризует так: «Говорят, что этот Аммоний достиг высоты любомудрия, мужественно побеждал удовольствие и самоугождение и был весьма учен, так что перечитал Оригена , Дидима и других духовных писателей, и от юности до кончины не вкушал ничего, бывшего на огне, кроме хлеба». Феофил и Аммония хотел рукоположить во епископа, но тот отсек себе ухо, чтобы избежать этой участи (за что и был прозван Безухим) 585 . Однако другого из «длинных братьев», Диоскора, Феофилу удалось приблизить к себе и сделать впоследствии епископом Гермополя. Подобная благосклонность Феофила к этим братьям-монахам позволяет думать, что и св. Кирилл не остался вне сферы влияния их. Пятилетнее пребывание будущего святителя в Нитрийской пустыне наложило, вне всякого сомнения, сильнейший отпечаток на всю личность и мировоззрение его. Можно вполне согласиться с суждением Т. Лященко: «Под сильным и благотворным влиянием скитской жизни не только окрепла воля св. Кирилла, но и завершилось его образование, а именно изучение Св. Писания» 586 . Прервано его пребывание здесь, вероятнее всего, разгоревшимися «оригенистскими спорами», начатыми еще в 70-х годах IV века непримиримым оппонентом Оригена св. Епифанием Кипрским 587 , к которому впоследствии присоединился и блж. Иероним, бывший дотоле почитателем александрийского богослова 588 . До Египта эти споры докатились позднее (в 399 г.) и обрели форму столкновения между «антропоморфитами» и «оригенистами». В основе данного столкновения лежала глубинная проблема понимания образа Божия в человеке 589 , но оно имело также евхаристический контекст и было связано с учением о молитве 590 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Фиолетовые кобальты бывают двух оттенков. Темно-фиолетовый кобальт – это безводный фосфат кобальта, а светло-фиолетовый – это одноводный фосфат кобальт-аммония. Темно-фиолетовый кобальт выпускают стертым на маслах. Для изготовления красок на водных растворах клеев (акварель, гуашь, темпера) он не пригоден, так как при поглощении воды переходит в синюю краску –светлый кобальт. Светло-фиолетовый кобальт прочен со всеми связующими, в том числе и с водорастворимыми. Все кобальты (кроме темно-фиолетового) можно применять для тонирования утрат живописи. Смальту – синюю краску – в России в XVIII веке называли «шмельтью». Она представляла собой измельченное кобальтовое стекло. Путем анализа красок произведений смальта обнаружена в западноевропейской живописи конца XV века. Использовалась ли она древнерусскими художниками – не известно. Возможно, смальта имела ограниченное применение в миниатюрах на пергаменте. С начала XIX века, когда стали применять новые синие пигменты, смальта исчезла из живописной практики. Железная лазурь более известна под названием берлинская лазурь. Была открыта в Берлине в 1704 году. Широко производится с середины XVIII века. Во второй половине XIX века ее цветовые качества были улучшены. Изменения способов производства дали возможность получать краски разных оттенков, которые имеют иные названия – милори, парижская синяя и другие. Все они представляют собой железосинеродистые соли щелочных металлов (калия, натрия) и аммония. Пигмент их имеет очень тонкую структуру. Краска прочная на свету. Ее не рекомендуется смешивать со свинцовыми белилами, кадмиевыми красками, краплаком и киноварью. Эти смеси со временем изменяют цвет, что следует учитывать при использовании их в тонировании утрат живописи. Фиолетовая и голубая марганцевые краски обладают высокой стойкостью к воздействию света и атмосферных влияний. Обе краски относятся к малоукрывистым, лессирующим. Поэтому особенно применимы в акварельной технике и при тонировании утрат в живописи. Зеленая марганцевая, наоборот, – краска прочная, для тонирования утрат ее применять нельзя.  

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Поскольку Ориген в своем богословии отражал философскую мысль, преобладавшую в его эпоху 106 , и был учеником Аммония Саккаса, так же как и Плотин, систематизатором которого был Порфирий, то возможно, что терминологическое различение понятий «ипостаси» и «сущности» проистекало из философской системы Аммония 107 , пытавшегося синтетически объединить философскую мысль Аристотеля и Платона. Так это или нет с исторической точки зрения, но нам представляется, что правы те, кто утверждают, что именно Ориген повлиял на Порфирия, когда последний ввел в практику неоплатонического размышления о первоначалах техническое употребление ипостаси, синонимичное «индивидуальной сущности» 108 . Так, исследователи отмечают сходство мысли Порфирия о трех ипостасях с христианской тринитарной формулой – одна «οσα», три «ποστσεις» «при совершенно не-плотиновском характере этой формулировки» 109 . Хотя Порфирий видел в христианах своих оппонентов, он, как впоследствии и Прокл, очевидно, испытал интеллектуальное влияние Оригена и всей христианской философии. Ипостась у Оригена может означать и просто сущность тварных вещей, например космоса, ангелов и души человеческой 110 . Однако смысловая нагрузка термина уже на этом уровне, несомненно, развивается Оригеном глубже, чем просто аналог производной, частной сущности. Так, он говорит, что человеческая ипостась изначала создана по образу Божию 111 , и связывает понятие ипостаси в человеке с укорененностью в бытии согласно замыслу (логосу) Бога о нем 112 , а также со свободой и ответственностью человеческой души: каждая душа имеет свою ипостась, поскольку утверждена именно в своем логосе, а не в другом, так что одна душа не отвечает за грехи другой 113 . Понятие ипостаси увязывается Оригеном со способностью человека быть утвержденным в высшем порядке бытия 114 . Как писал В. В. Болотов , «по Оригену , человек имеет ипостась, потому что ему присуще сознание ответственности за свои поступки, потому что в его природе есть и сторона, сохраняющая черты образа Божия» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 09.12.2015 18.04.2023 ( 45  голосов:  3.4 из  5) Оглавление В современном мире нам предлагают самые разнообразные средства и способы по уходу за волосами. И хотя не многие девушки предпочитают носить длинную косу, шампунь является одним из основных гигиенических средств, применяемых ежедневно. Французские исследователи подсчитали, что за свою жизнь человек расходует примерно 57 литров шампуня. Средства для волос рекламируют по телевизору известные актеры и звезды, раскручивая тем самым бренд. У шампуня, как правило, бывает красивая упаковка и приятный запах. Однако, это тоже своеобразный заманчивый рекламный ход. Мы смотрим на упаковку, вспоминая те самые рекламные ролики с красивыми блестящими и густыми волосами, и совсем забываем обратить внимание на состав шампуня, который складывается из многих опасных химических компонентов. Существуют три основные причины, по которым можно отказаться от покупки шампуня и использовать  домашние натуральные шампуни. Прежде чем дать рецепты домашних шампуней разберем, что опасного содержит магазинный шампунь. Состав шампуней Какие вредные вещества могут содержаться в составе шампуней? На этикетках они обозначаются следующими образом: Название на англ. языке Условное обозначение Название на русск. языке Sodium Lauryl Sulfate Лаурил сульфат натрия Sodium Laureth Sulfate Лаурет сульфат натрия Ammonium Lauryl Sulfate Аммония лаурил сульфат Ammonium Laureth Sulfate Аммония лаурет сульфат   По данным журнала Американского колледжа токсикологии (1983, т. 2, 7): исследователи отметили, чем дольше эти ингредиенты контактируют с кожей, тем больше вероятность ее раздражения и возникновение аллергической реакции. Лаурил- и лаурет сульфаты вызывают изменения “эпидермиса”, забивают поры,  осаждаются на поверхности волосяных фолликул и повреждают их, могут вызывать раздражения глаз, выпадение волос, приводить к возникновению перхоти. Другие исследователи пришли к выводу, что данные компоненты удаляют не только загрязнения, но и полезные естественные компоненты с кожи, тем самым нарушая ее защитную функцию. Под воздействие лаурет сульфатов кожа быстрее стареет (Int J Toxicol. 2010 Jul;29, doi: 10.1177/1091581810373151).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrednye-shampu...

Примерно такой же вывод приходится сделать и в отношении времени и места заключения самого договора. Согласно VP. 3. 17–21, Плотин проучился у Аммония 11 лет, а затем уехал в Персию, записавшись в войско Гордиана III, что должно было произойти около 243г 49 . Можно допустить, что примерно в это время Аммоний умер, и это создало необходимость в договоре, 50 который и был заключен перед самым отъездом Плотина из Александрии. С точки зрения унитаризма, такая возможность не исключена, так как Ориген -христианин якобы возвращался в Александрию, но был вновь изгнан преемником Димитрия Ираклом. Действительно, о конфликте Оригена с Ираклом упоминает ряд источников 51 , но с ними связано два спорных вопроса: во-первых, нужно ли думать, что речь идет именно о личном столкновении Иракла с Оригеном непосредственно в Александрии или же о «заочной» конфронтации 52 ; во-вторых, имел ли место этот конфликт сразу после смерти Димитрия, т.е. около 233 г., или уже позже – в 40-е гг 53 . По мнению П. Беатриче, кратковременное возвращение Оригена в Александрию как раз в связи со смертью Аммония и конфликт с Ираклом имели место около 242–243 гг. Именно тогда Ориген и заключил договор с Плотином и Гереннием 54 . Альтернативный вариант заключается в том, что Аммоний умер во время пребывания Плотина в Персии (ср.: O’Brien//VP. II. P. 425) 55 , а договор был заключен, когда тот уже вернулся из путешествия, т.е. в 243–244 гг. или несколько позже – либо в Афинах, где Ориген -христианин провел какое-то время в период правления Гордиана III (HE. VI 32. 2), а Плотин мог оказаться проездом в Рим 56 , либо в Антиохии, где Плотин останавливался по пути из Персии (VP. 3. 22), либо уже в самом Риме 57 . . 3в) Мог ли Ориген -христианин посетить Плотина в Риме, начиная с 244 г.? Поскольку Плотин начал преподавать в Риме после того, как в 244 г. приехал туда из Персии 58 , то чтобы встретиться с ним, Ориген -христианин должен был посетить Рим где-то в середине или даже во 2-й пол. 40-х гг. III века. Евсевий (HE. VI 14. 10) упоминает только об одном путешествии Оригена в Рим, которое относится ко времени папы Зефирина (198–217 гг.), т.е., вероятно, оно имело место в 1-й пол. 10-х гг. III века. Тем не менее он не приводит никаких данных, которые противоречили бы возможности второй поездки Оригена в Рим в сер. 40-х гг. III века. Более того, то обстоятельство, что примерно в этот период Ориген, согласно Евсевию (Ibid. VI 36. 3–4), находился в переписке с римским епископом Фабианом, а также с императором Филиппом и его супругой, позволяет предположить, что личные дела, т.е. стремление оправдаться перед римской кафедрой, вставшей в свое время на сторону Димитрия, могли побудить его тогда же посетить Рим, а апологетически настроенный Евсевий мог не упомянуть об этом визите по той причине, что планы Оригена потерпели крах 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

В Александрии издавна существовала влиятельная иудейская диаспора, насчитывавшая сотни тысяч. Диаспора имела множество синагог по всему городу. Синагоги были главным перекладным пунктом бродячих христианских проповедников. Вероятно, что Послание к евреям и Послание Варнавы были адресованы христианам, находящимся на грани разрыва с их более ортодоксальными иудейскими собратьями в Александрии. Городское население, включая еврейскую диаспору, говорило по-гречески, тогда как коптский (диалект египетского) оставался языком деревни. Такое разноязычие приводило к большому культурному разрыву между городом и провинцией. Библиотека, основанная Птолемеями, была в античности одним из богатейших собраний книжной мудрости. Согласно традиции, именно в Александрии, при Птолемее Филадельфе (285–246 до н.э.), был сделан перевод на греческий язык значительной части Ветхого Завета, так называемая Септуагинта 225) . Большая часть населения Александрии во II в. н.э. была языческой. Климат Александрии, казалось, располагал к процветанию религиозных сообществ, философских школ, синкретических культов, мистерий, а также сомнительных сект. Среди философских направлений в начале III в. особым уважением пользовалась школа Аммония Саккаса (ок. 175–242), платоника, разочаровавшегося в гностическом христианстве 226) . Учеником Аммония был Плотин (205–270?) – аскет, стыдившийся своего тела, логик, наделенный колоссальной способностью к умозрению, поэт мистического экстаза, ясновидец и целитель душ, страстный проповедник платонической утопии идеального государства и, наконец, убежденный противник христианства. Ученик Плотина Порфирий (ок. 232 – ок. 303) оставил нам биографию учителя, из которой можно получить представление о том, как проходили занятия в неоплатонической школе, которую Плотин открыл в Риме. Предпочтительной формой занятий были семинары, а не лекции. На таких семинарах отдельные вопросы предлагались для обсуждения в тесном кругу учеников. Участники семинаров также зачитывали письменные работы, прослушивание которых могло занимать несколько часов и даже дней.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Большие дозы молибдена весьма токсичны для растений. Избыток молибдена вызывает у томатов пятнистость, а у цветной капусты — нитчатость листьев. Молибденовые удобрения Положительное действие молибдена на урожай и качество овощных культур обусловливается улучшением азотного питания удобрений и почвы. Улучшение азотного питания, в свою очередь, способствует лучшему использованию культурами других элементов питания. Поскольку молибден ограничивает накопление нитратов в растениях, целесообразно вместе с азотными удобрениями вносить и молибден под небобовые культуры. При недостатке калия и фосфора также полезно вместе с калийными и фосфорными удобрениями вносить молибденовые. Высокая эффективность молибденовых удобрений при достаточной обеспеченности другими элементами питания достигается при содержании молибдена в почвах Нечерноземной зоны менее 0,15 мг на 1 кг почвы, в Черноземной — менее 0,15–0,30 мг на 1 кг. Недостаток молибдена может проявляться на дерново-подзолистых, серых лесных, черноземных почвах, осушенных кислых торфяниках. На усваиваемость молибдена влияет кислотность почвы. На почвах с рН < 5,5 молибден образует плохо растворимые соединения с алюминием, железом, марганцем, в щелочных — хорошо растворимый молибдат натрия. Известкование способствует переходу молибдена из почвенных запасов в подвижное состояние. Поэтому на богатых молибденом почвах после известкования нет нужды использовать молибденовые удобрения в качестве подкормки. В качестве молибденовых удобрений в основном применяется молибденовокислый аммоний (молибдат аммония, ((NH 4 ) 2 MoO 4 ). Это хорошо растворимый в воде светло-серый или белый кристаллический продукт. Используется для предпосевной обработки семян, некорневой подкормки посевов. Суперфосфат простой и двойной гранулированный с молибденом используют при предпосевной обработке почвы и вносят в рядки при посеве. Механическая смесь тонко измельченного сухого молибдата аммония и технического талька применяется для предпосевной обработки (опудривания) семян.

http://azbyka.ru/garden/molibden-izbavly...

Ориген Александрийский 71 может по праву считаться первым систематизатором мировоззренческих и теологических учений христианства. В отличие от Климента он старался максимально прояснить и рационализировать» христианские догматы и поэтому смело пользовался методом экзегезы, свободно интерпретируя библейские теологемы в терминах современной ему языческой философии. Этой философии он научился в школе Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма, учителя знаменитого диалектика Плотина и филолога Лонгина. От Аммония Оригеа мог воспринять и сам метод приложения греческих философских концепций к мифологиям и религиям Востока. Ориген заимствует у античных философов много больше, чем его предшественники, и в сфере положительной доктрины, при этом, однако, принципиально отличаясь от них: он высоко ставит человеческий разум и философию, но еще выше ставит веру и религию; для него (в отличие от философа «античного») интеллектуальная деятельность – это не самоцель, а лишь средство, при помощи которого проясняются положения религии. Ориген вместе с тем полагал, что религиозные догматы христианства не содержат в себе ничего противоразумного или противоестестпенного и даже, наоборот, при правильном понимании или (в большинстве случаев) укладываются в рамки рационального и естественного, или (как в случае «божественной сущности») трансцендируют разум и природу, но не противоречат им Кош. VIII 7) 72 . Отсюда сразу же выводится оригеновская точка зрения на взаимоотношение христианства и философии: правильно понятая Библия н мешает здравой философии, правильно примененная философия не вредит Библии VI). Ориген считал Писание сводом всей мировой мудрости. В нем можно найти ответы на все философские вопросы, которые когдалибо ставились или будут ставиться человечеством. Однако, чтобы получить ответы, нужно, согласно Оригену , уметь правильно истолковывать словесное содержание Библии, так как эа буквой библейских выражений часто скрывается многоплановый символический смысл. В экзегетических сочинениях Оригена слова, выражения и повествования Библии толкуются в нравственном, психологическом, онтологическом и мистическом смыслах.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

В других регионах страны уже есть пострадавшие. Наборы изымают из продажи 27 января. ПРАВМИР. На полках тюменских магазинов встречаются опасные для здоровья детские химические наборы. Об этом рассказали представители регионального Роспотребнадзора, сообщает издание «Тюмень Онлайн». Речь идет о химических наборах «Фараоновы змеи». Один из таких стал причиной сильного отравления маленькой девочки в Москве: она попала в реанимацию. «В состав этих химических наборов входит дихромат аммония. Это вещество относится к первому классу опасности, является взрывоопасным веществом. Реализация химических игрушек, содержащих в своем составе дихромат аммония, является нарушением технического регламента Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек», — сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора В ведомстве также посоветовали приобретать наборы юного химика только в лицензированных магазинах, внимательно читать информацию на упаковке. Там должны быть указаны данные о составе набора, изготовителе и его товарном знаке, возрасте детей, для которых он предназначен, а также сроки годности и условия хранения. Важно не забывать, что использовать подобные игрушки можно только в присутствии взрослых, соблюдая все правила безопасности, указанные в инструкции. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 февраля, 2024 24 февраля, 2024 28 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 15 марта, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 25 февраля, 2024 24 февраля, 2024 28 марта, 2024 21 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tyumenczev-predupredil...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010