6. Однажды авва Аммон пошел, чтобы переправиться через реку. Он нашел готовое [к отплытию] судно и сел около него. В это время подплыл другой корабль, идущий в то же место, и бывшие на нем люди стали звать: «Поплыли с нами, авва!». Он же ответил: «Я взойду только на общественное судно». С собой [авва] имел связку пальмовых ветвей; он сел, плетя веревку, а затем вновь распуская ее, [и плел] до тех пор, пока [общественное] судно не отчалило и он не переправился [на другой берег]. Братия, поклонившись ему, спросили: «Для чего ты делал это?» Старец ответил: «Чтобы не ходить мне всегда озабоченным спешкой». Это является примером для нас, дабы шествовали мы путем Божиим в [спокойном] состоянии [духа]. 7. Однажды авва Аммон отправился, чтобы посетить авву Антония, и сбился с пути; присев, он соснул немного. А проснувшись, стал молиться Богу, говоря: «Молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего!» И он увидел словно руку человеческую, свисающую с неба, которая показывала ему дорогу до тех пор, пока он не дошел и стал у пещеры аввы Антония. 8. Тому же авве Аммону пророчествовал авва Антоний, говоря: «Ты преуспеешь в страхе Божием!». Он вывел его из келлии и, показав камень, сказал: «Брани этот камень и бей его». Аммон сделал это. Авва Антоний спросил у него: «Камень ничего не сказал?» Аммон ответил: «Нет». Тогда авва Антоний изрек: «Так и ты достигнешь этой меры». Это и случилось, ибо авва Аммон достиг такого преуспеяния, что в силу преизобилия доброты [своей] не ведал никакого зла. Когда он стал епископом, то привели к нему девицу, носившую во чреве, и сказали: «Такой-то сделал это; наложи на них епитимию». Аммон, перекрестив ее чрево, повелел дать ей шесть пар полотна и изрек: «Боюсь, что когда придет ей время родить, не умерла бы она или ее дитя; тогда не в чем будет их хоронить». А бывшие с ним настаивали: «Зачем ты это делаешь? Наложи на них епитимию». Он же ответил: «Посмотрите, братия, она уже близка к смерти; что другое могу я сделать?» И отпустил ее. Так старец никогда не осмеливался осудить кого-нибудь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

От множества любви к ближнему, он не видел в нем зла, забыл о существовании зла. Однажды привели к нему — так как он был епископом — девицу, зачавшую во чреве, и сказали: «Такой-то сделал это, наложи на них епитимию». Аммон, знаменав крестом чрево ее, велел ей дать шесть пар полотен, сказав: «Когда придет ей время родить, не умерла бы она сама или дитя ее и было бы в чем похоронить их». Обвинявшие девицу сказали ему: «Что ты делаешь? Наложи на них епитимию!» Он отвечал: «Братия! Она близка к смерти! Что ж еще делать с нею?» — и отпустил ее. Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братии того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Это сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат, и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. Авва Аммон понял это, и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. «Что это? сказал авва Аммон братиям: — Бог да простит вам согрешение ваше». После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: «Брат! Внимай себе!» Так святой Аммон удалялся от осуждения кого-либо и врачевал грешников, смягчая милостию сердца их, приводя милостию к покаянию. Сколько Господь отводит нас от пропасти соблазна и осуждения; сколько истинные рабы Господни удаляются от этой страшной, гибельной пропасти, — столько, напротив того, диавол влечет нас в нее, прикрывая ее различными оправданиями. Одно из сатанинских оправданий есть безрассудная ревность, принимаемая многими за ревность по благочестию, за святую ревность. «Человек, водимый безрассудною ревностию, — говорит святой Исаак Сирский, — никогда не возможет достигнуть мира мыслей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Рассыпь народы, желающие битв. Придут вельможи из Египта, Ефиоиии, прострут руки свои к Богу. Царства земные, пойте Богу, бряцайте Господу; се, гремит он гласом крепким. Воздайте славу Богу; величие Его над Израилем и могущество Его на облаках» 463 . Его сила над облаками, но приговоры Его еще продолжают действовать на земле. Аммон свидетельствует о том, и голос его, который теперь, наконец, только и сделался для нас внятно слышным и вразумительным, провозглашает могущество Иеговы. Эта враждебная столица говорит, что изреченные против неё самой приговоры совершились над ней с такой же строгой истиной, как и те, которые, по свидетельству Св. Писания, были произнесены против Давида и совершились над ним, когда он был свержен с престола за преступление, совершенное им в Аммоне, которое хотя и было совершено им во мраке, но нашло свое правосудное возмездие в приговорах, исполненных при солнечном свете. Чудесное исполнение пророчеств, замечает лорд Гамильтон, есть занимательный предмет для наблюдения в этой стране. «Не будет памяти сынов Аммоних во языцех. Раввад сынов аммоних в непреходная. Аммон будет разорен вовек. И дам град Аммон паствы верблюдов и сыны Аммони на паству овец». При вторичной встрече своей с писателем на Кармиле, он подтвердил ему то же самое, что было им рассказано в своем журнале, из которого эти слова заимствованы, что когда он рассматривал развалины города, ему было очень досадно видеть огромное и очень докучливое число коз и овец, которые, врываясь, бегали посреди их, хотя обстоятельство это и очень замечательно в отношении к исполнению пророчеств. Они мешали ему делать свои измерения, а к некоторым из них и вовсе не допустили его. «Мы встречали много разоренных мест, – говорит лорд Линдсей, – и вся страна эта была некогда очень населена, но в течение целого дня езды нашей верхом на лошадях, на протяжении, по крайней мере, тридцати пяти миль (от Гераза до Аммона) мы не видели ни одной деревни; вся страна есть лишь обширное пастбище, густо усеянное стадами бедуинов. Его настоящий печальный вид (Аммона), невозможно описать – он похож на жилище смерти. Воздух в долине был наполнен зловонием от мертвых верблюдов, из коих один скатился в реку, и хотя нам не случалось их видеть между развалинами, однако ж они были во всех направлениях совершенно покрыты их пометом. Наша поездка в это утро убедила бы скептика. Но как гласит пророчество? «И дам град Аммон паствы верблюдов» и проч. 464 Мы нашли, что главные развалины были гораздо обширнее и интереснее чем мы ожидали, хотя они, конечно, и не сохранились так хорошо, как развалины Гераза. Кости и черепа верблюдов были рассыпаны по сцене театра в покрытых сводами галереях этого безмерного здания. Аммон теперь всеми совершенно оставлен, за исключением бедуинов, которые поят свои стада в его маленькой речке и проч. Мы встречали коз и овец тысячами и верблюдов сотнями, которые спускались к воде и были все в прекрасном состоянии» 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

От множества любви к ближнему, он не видел в нем зла, забыл о существовании зла. Однажды привели к нему – так как он был епископом – девицу, зачавшую во чреве, и сказали: «такой-то сделал это, наложи на них эпитимию». Аммон, знаменав крестом чрево ее, велел ей дать шесть пар полотен, сказав: «Когда придет ей время родить, не умерла бы она сама, или дитя ее, и было бы в чем похоронить их». Обвинявшие девицу, сказали ему: Что ты делаешь? наложи на них эпитимию! Он отвечал: «Братия! она близка к смерти! что ж еще делать с нею?» – и отпустил ее. Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братии того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Это сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему, и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат, и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. Авва Аммон понял это, и ради Бога, покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. «Что это? – сказал авва Аммон братиям, – Бог да простит вам согрешение ваше». После этого он помолился, и велел всем выдти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата, и сказал ему с любовью: «Брат! внимай себе!» Так святой Аммон удалялся от осуждения кого-либо, и врачевал грешников, смягчая милостью сердца их, приводя милостью к покаянию. Сколько Господь отводит нас от пропасти соблазна и осуждения; сколько истинные рабы Господни удаляются от этой страшной, гибельной пропасти: столько, напротив того, диавол влечет нас в нее, прикрывая ее различными оправданиями. Одно из сатанинских оправданий есть безрассудная ревность, принимаемая многими за ревность по благочестию, за святую ревность. «Человек, водимый безрассудною ревностью, – говорит святой Исаак Сирский, – никогда не возможет достигнуть мира мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 339 (75). 7. Как относились святые Отцы к согрешающим? Авва Аммон рукоположен был во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ оградил ее крестным знамением и повелел ей дать шесть пар полотен, говоря: ей предстоит труд родов, как бы не умерла она, или не умерло дитя ее; на цену этих полотен по крайней мере могут быть совершены похороны. Обвинители девицы сказали ему: что ты делаешь? дай ей епитимию. Он отвечал им: братия! разве вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо? Стр. 64 (10). Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Эго сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. Что это? сказал авва Аммон братиям: Бог да простит согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: брат! внимай себе! Стр. 64 (11). Некоторый брат впал в тяжкий грех . Он пришел к авве Аммону и сказал ему: я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния; оставляю монашество и иду в мир. Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

3. Преп. Аммон предостерегает, что ищущих духовных даров часто посещают бесовские искушения. Средством противостояния сим искушениям является терпение в перенесении скорбей. Без скорбей невозможно получить дар рассуждения. Преп. Аммон констатирует факт, что «не так много монахов и девственниц вкусило... Божественную сладость (дары Духа Святого – и. В.Ф.)... Они не трудились достаточно, чтобы приобрести эту силу, – дар духовный, – и Господь потому не даровал им ее» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо второе). Следовательно, для успешного прохождения аскетического подвига необходима борьба, ибо «только тем, кто совершенствуется в духовном борении, Господь подает это небесное сокровище, и тогда они сподобляются наслаждения этими вечными благами» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо второе). 4. В учении о молитве преп. Аммон обращает внимание на то, что усердная личная молитва укрепляет и согревает отягощенное сердце. В случае душевного охлаждения необходимо до тех пор молить Господа, пока сердце вновь не возгорится любовью ко Господу. 5. Призывая к безмолвию не только внутреннему, но и внешнему, преп. Аммон высказывает мысль, достойную древних мудрецов: «Храни уста свои, дабы уважать ближнего своего» («Творения древних отцов-подвижников», Мартис, 1997 г.; «Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать», 3). Здесь призыв к безмолвию неразрывно связывается с уважением к человеческой личности, ибо говорящий что-либо человек, заставляет ближних тратить душевные силы на то, чтобы выслушать чужую речь, понять мысль, обдумать и ответить; все это не имеет смысла, если слова говорящего – пусты. 6. Из других подобных высказываний преп. Аммона мы убеждаемся, что христианский аскетизм, в том числе и монашеский, основан не на человеконенавистничестве, как говорят противники монашества, а на человеколюбии. Например, преп. Аммон наставляет: «Не держи зла ни на одного человека, чтобы не стали тщетными труды твои. Делай сердце свое чистым по отношению ко всем людям, чтобы узреть в себе мир Божий» («Творения древних отцов-подвижников», Мартис, 1997 г.; «Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать», 9, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

...Излишне не оправдывайтесь: ибо и Господь, Самая Истина и Самая Правда, стоя пред Иудейскими Архиереями и Пилатом, не скрывал от них истины, чтобы не подать им причины к заблуждению, но, сказав ее в кратких словах, далее не оправдывался, но с молчанием переносил клеветы и мучения, нам подавая образ, как себя отвергаться и как носить крест Господень, т.е. скорби, Господом посылаемые. 6. 211 (См. Самооправдание , Обвинения , Скорби , Воля своя ). Оставленность Мнение об оскудении помощи человеческой есть вид искушения, который попускается Богом другам Его, чтобы они умерли от упования на человеков и ожили упованием на Бога. Прочитай конец 78-го Слова святого Исаака Сирского – и утешься. Не убоимся искушений, «яко с нами Бог», попускающий нам их и ими нас обучающий. 6. 832 (См. Богооставленность ). Осуждение Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтобы ослабить и с Божией помощью совершенно искоренить из сердца своего соблазны на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда грех наш привлечет к себе наши взоры, некогда нам будет наблюдать за недостатками ближнего, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми; тогда каждый из нас признает себя величайшим грешником в мире, единственным грешником в мире; тогда широко отверзутся для нас врата, объятия истинного, действительного покаяния. Великий Пимен говорил: «Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным, то, сравнивая с собой брата, находит его худым». 1. 421 Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтобы разделить с братией трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Это сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтобы и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат, и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном кверху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянный сосуд и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. «Что это? – сказал авва Аммон братьям. – Бог да простит вам согрешение ваше». После этого он помолился и велел всем выйти. За братией пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовью: «Брат! Внимай себе!» Так святой Аммон удалялся от осуждения кого-либо и врачевал грешников, смягчая милостью сердце их, приводя милостью к покаянию. 1. 422–423

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– Блаженны вы, отрекшиеся от мира и ничего не имеющие в нем, – кроме самого бедного одеяния и ничтожного количества пищи! – Правду ты сказал: кто последует Богу, те не привязываются к миру, – ответил один из Макариев. – Но нам жаль, что вы, напротив, преданы миру. Тронутый этими словами, трибун, возвратившись домой, немедленно оставил все, что имел и, раздав нищим, стал служить Богу, посвятив себя иноческим подвигам. Много и другого досточудного передавали нам, как мы выше сказали, о деяниях святого Макария Александрийского . Кто пожелает, может найти описание их в 11 книге церковной истории. Об Аммоне Передавали нам, что начало пустынножительства в Нитрии положил Аммон, – тот самый, душу которого, по разлучении ее с телом, видел возносящеюся на небо святый Антоний, как видно из жизнеописания блаженного Антония. Аммон был сын богатых и благородных родителей. Они принуждали его вступить в брак. Аммон исполнил волю родителей. Брак состоялся. Молодые были отведены в брачный покой и остались совершенно одни. И начал тогда Аммон говорить своей молодой супруге о целомудрии и хранении девства. – Растление без сомнения и поведет к тлению. Напротив – целомудрие породит нетление. Лучше нам обоим сохранить девство, чем потерпеть друг от друга растление. Девица согласилась с ним, и взаимным молчанием охранялась тайна целомудрия. Прошло много времени. Только один Бог был свидетелем их воздержания. Соединенные более духом, чем плотью и кровью – после смерти родителей они разлучились: муж поселился в ближайшей пустыне, а жена осталась дома. В скором времени она собрала к себе много дев, посвятивших себя Богу, а муж ее – великое множество отшельников. Когда он еще в глубоком уединении пребывал в пустыне, привели к нему юношу, подвергшегося бешенству от укушения бешеной собаки. Родители просили помолиться за него. – Зачем вы утруждаете меня? – сказал Аммон. – То, о чем вы просите, выше моих заслуг. Впрочем не скрою от вас, что его исцеление зависит от вас самих. Возвратите вдовице украденного вами вола, и ваш сын получит здравие.

http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора «Послание» Аммона  «представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести «нового по Христу человека» — писал Сидоров в своей Патрологии. Читти, в свою очередь писал, что «в «Послании Аммона» представлена живая картина жизни общины, в которой он [Аммон] провел три года (впрочем, не следует забывать, что здесь представлены воспоминания впечатлительного юноши, записанные им через сорок лет)» — Аммон попадает в общину Пахомия, семнадцатилетним юношей. Хотя название произведение — «Послание», по жанру это нечто среднее между похвальным словом, житием и монашеской историей. «Послание Аммона» обладает несомненными литературными достоинствами и исторической точностью (ведь писал очевидец). Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора Предисловие А. Сидоров «Послание епископа Аммона» представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р. Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания   , судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя . В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врача святителя . Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки   . Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу «Послания Аммона»   , однако данное мнение не встретило отклика у других ученых   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   12. Однажды, по обычаю того времени, некоторые из христиан пришли судиться пред епископом своим. Болезнуя о несогласии между христианами по причине, не заслуживающей внимания христиан, епископ представился юродивым пред пришедшим к нему собранием. Одна из бывших тут женщин сказала подруге своей: «Старец помешался в уме». Святой Аммон, услышав это, подозвал ее к себе и сказал ей: «Столько лет подвизался я в пустынях, чтоб стяжать это помешательство, и для тебя ли потерять мне его».    13. Некоторый брат впал в тяжкий грех. Он пришел к авве Аммону и сказал ему: «Я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния: оставляю монашество и иду в мир». Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.    Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: «Если я приду в келлию брата моего, или он придет ко мне по какой-либо нужде, позволительно ли беседовать с ним свободно о всех предметах?» Авва Пимен отвечал: «Не одобряю такого поведения, потому что юность нуждается в самоохранении».    Авва Аммон сказал на это: «Как поступали старцы в таких случаях?» Авва Пимен отвечал: «Старцы, находясь в преуспеянии, не нуждаются в таком самоохранении: они, не имея ничего чуждого в сердце, не имеют его и в устах своих». Опять авва Аммон спросил: «Если случится беседовать с братом, — из чего лучше заимствовать беседу, из Писания или из Отеческих изречений?» Старец отвечал: «Если не можешь молчать, то говори лучше из Отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностию для души».     Многие иноки тех времен, по причине неправильного объяснения, которое они давали разным местам священного Писания, впали в ереси. Объяснение Писания даруется Божественною благодатию. Монах, не имеющий этой благодати и стремящийся к объяснению Писания из своего самомнения и невежества, непременно делается виновным пред Св. Духом, изрекшим Писание: за дерзость свою, он отвергается Богом, делается добычею падших духов. Из такового толкования Писаний пророческих и апостольских возникли все ереси и расколы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010