Слава о жестокости идумеев была известна далеко за пределами окрестных земель. Селу называли «проклятым местом», «городом злых духов и кровавых алтарей», «гнездом разбойников» и «кровавыми камнями». Глядя на красные камни Петры, невольно кажется, что они стали такими от пролитой на них крови. Наверно и горы вокруг Петры не случайно напоминают груды человеческих черепов. Жители Петры многие века жили разбоем и убийствами. Царство Идумейское сделало еще один страшный подарок человечеству. Царь Ирод был идумеянином. Многие пророки предсказывали страшное наказание Господне за их ужасные злодеяния. Пророк Исайя говорил: «Никого не останется от знатных ее, кого можно было бы призвать на царство. И князья ее будут ничто». «И зарастут дворцы ее колючками, крапивой и репейниками. И будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов». А вот пророчество Иеремии: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра, так и там ни один человек не будет жить. И Сын Человеческий не войдет в него». Пророк Авдий говорил: «И овладеют ею те, кто к югу от Исава». Пророчества эти сбылись. С юга пришли арабы, племя Измаила, и поселились на землях  идумейских, а Петра многие столетия оставалась в полном запустении. Даже дорога в нее была забыта. И лишь в 1812 году Иоанн Буркгард сумел уговорить местного бедуина провести его к могиле Аарона. Эта могила находится над Петрой на вершине горы Ор. Когда проводник понял, что не могила Аарона была нужна европейцу, то чуть не убил его. Бедуины боялись этого города, считая, что он населен злыми духами, которые стерегут несметные сокровища. Сокровищ так до сих пор и не нашли, хотя раскопки ведутся много лет. А вот сама Петра приносит в бюджет Иордании немалые деньги. Входной билет стоит 70 евро, но желающих побродить среди древних памятников великое множество.  Как пошутил один наш знакомый «потомки Едома здорово потрудились на экономику Иордании». Завершили свое путешествие-паломничество мы в Аммане. Амман, как и положено великому городу, стоит на семи холмах. Его библейское название Раббат-Аммон. Раббат-Амон печально известен, как город, под стенами которого погиб Урия Хиттеянин – муж Вирсавии. Царь Давид, увидев Вирсавию, пленился ее красотой и, чтобы сделать ее своей женой, отправил ее мужа на верную смерть в Раббат-Амон. Осознав ужас содеянного, царь Давид написал покаянный псалом. Пожалуй, во всей мировой литературе нет более проникновенных слов, свидетельствующих о глубоком раскаянии. Этот псалом под номером пятидесятым входит в христианское богослужение, а  православные каждый день читают его во время утреннего правила.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

Воинственные и победоносные властители Египта на памятниках своих приказывали письменно засвидетельствовать пред современниками и потомством, что истинный виновников их побед и одолений есть бог Аммон (и все другие боги) 10 . Вследствие таких обстоятельств имя «Египет» или «народ Египта» в эпоху исхода Евреев и завоевания Ханаана производило панический страх на племена передней Азии, а поражение Египтян или ослабление их государственной мощи каким бы то ни было образом должно было бы выставлять их противников непобедимыми. Но самым достоверным и ярким свидетельством того, какое ужасающее впечатление произвели на обитателей Иорданской долины слухи о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море и недавнем поражении царей Аморрейских, служит поведение иерихонской блудницы Раавы ( Нав.2:1–6 ) и её невольное признание пред Еврейскими соглядатаями, что «Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь Бог иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Амморейскими за Иорданом, с Сиганом и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше и ни в ком (из нас) не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:9–11 ). После этого едва ли может казаться удивительным, а тем более невероятным библейское свидетельство о том, что такой же страх пред могуществом вышедшего из Египта народа напал? После гибели Аморреев, и прежде всего на Моавитян ( Чис.22:3 ) 11 и соседних с ними Мадианитян 12 . Оба эти народа в совокупности были гораздо малочисленнее Израильтян, не обладали достаточным мужеством и незадолго перед этим потерпели поражение от упомянутого выше Аморрейского царя Сигона (ср. Чис.21:26–30 ст. и Нав.21:21 ). В данную минуту стан Евреев очутился подле них: Моавитяне граничили с ними с южной стороны, Мадианитяне с восточной. Вследствие близости они недавно были невольными очевидцами погибели Аморреев от руки Израильтян ( Чис.22:2 ) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Черты египетских обычаев можно встретить также отчасти в некоторых Моисеевых обрядах и в одеянии первосвященника. Некоторые находят также сходство между жертвоприношениями голубей, как оно предписывается в книге Левит (1, 14–18), и жертвоприношениями птиц египетскими жрецами. Нагрудник, бывший одним из главных украшений израильского первосвященника, также встречается в Египте и свойствен этой стране. Он представляет также новое доказательство подлинности книги Исход, где мы читаем описание его. Наиболее известный нагрудник найден Мариеттом на мумии царицы Аа-Готеп, матери царя Амозиса, главы XVIII династии, низвергшей владычество гиксов. Он теперь находится в Булакском музее. Общая форма памятника представляет собою маленький храмик. В средине его Амозис изображен стоящим в барке. Два божества, Аммон и Фра, выливают ему на голову воду очищения. Над всею сценою витают два ястреба, как символы животворящего Солнца. Работа этого памятника совершенно вольная. Фон фигур состоит из ажурной (сквозной) резьбы. Самые фигуры очерчены золотыми линиями, в который вставлены пластинки твердого камня: сердолика, ртути, ляписа, пластинки, который похожи на зеленый полевой шпат. При таком разнообразии, этого рода мозаика, где каждый цвет отделяется от соприкосновенного с ним блестящею золотою чертою, представляет насколько богатое, настолько же и гармоническое целое 496 . С этим описанием можно сопоставить описание нагрудника первосвященника, как оно делается в книге Исход: «сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как эфод; из желтой, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его. Он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною, в пядень шириною. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда: рядом рубин, топаз, изумруд, – это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд; хрисолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать по числу (двенадцати имен сыновей израилевых на двух раменах его), по именам их (и по рождению их). На каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен» ( Исх. 28:15–21 ). Отсюда видно, что нагрудник Ааронов похож отчасти на нагрудник египетский. Богу угодно было, чтобы израильские художники приготовили для первосвященника такое же украшение, какое они видели в земле фараонов; Он предназначил для первосвященника одно из лучших украшений ювелирной работы того времени, чтобы возвысить этим величие своего богослужения и обрядов. 497

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

поддерживалась сознанием исполненного великого долга. Поистине, он мог утешаться сознанием того, что он именно освободил свой родной народ, научил его божественным и человеческим законам и сделал его способным, наконец, после сорокалетних приготовлений, вступить в землю обетованную, привести его в которую и поручено было ему, и наконец, после многочисленных трудов, сделал его пригодным и в будущем быть свидетелем о едином Боге, высоко держать знамя истины и пред всеми народами свидетельствовать о едином Боге, едином, чистом, совершенном, самосуществующем всесвятом Духе, – о том «Господе, Боге человеколюбивом и милосердном, долготерпеливом многомилостивом и истинном, – который сохраняет правду и являет милость в тысяче родов, прощает вину, и преступления, и грехи, но не оставляет без наказания» ( Исх. 34:6, 7 ). «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу по всем знамениям и чудесам, который послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его; и по руке сильной, и по великим чудесам, который Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор, 34:10–12). Но Моисей был лишь представителем религии закона – подготовительною ступенью к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательными: он прямо в своем пророческом вдохновении предсказывал о другом более высоком Пророке, который выступит на смену его с благовестием о новозаветной религии благодати. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой», говорил Моисей народу своему, – «его слушай». Указывая на это место, Спаситель мира говорил: «Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ). В своей жизни и деятельности Моисей, как пророк, законодатель и вождь ветхозаветной церкви, был прообразом великого Пророка, Законодателя и Главы церкви новозаветной – Господа нашего Иисуса Христа. 338 От этих знаменитых городов в настоящее время остались только печальные развалины. Века опустошительных войн разрушительным вихрем пронеслись над ними, а новейшие цивилизованные варвары растащили последние остатки египетских монументов для украшения площадей и обогащения музеев европейских столиц. На месте Мемфиса стоит несколько убогих лачуг, по которым даже трудно определить действительное расположение знаменитой столицы Египта. 341 Ebers, Durch Gosen, стр. 528. По мнению Эберса имя Иегова имеет близкое отношение к этим египетским наименованиям истинного Бога. В некоторых египетских гимнах встречаются чисто-библейские выражения о Боге, как иаприм. в гимне богу Аммон: Един только Ты, Ты –творец существ, И Ты только создаешь все то, что сотворено. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Он один только, Единый, и нет Ему равного. Один, обитающий во святом святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Отрок не медленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца [ 1554 ]. 16. Авва Аммон сказал авве Сисою: «Когда читаю книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды». Старец отвечал ему: «Это не нужно! Нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога» [ 1555 ].   1. Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: «Что с тобою, отец?» Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: «Я был восхищен на Суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное. И плакал старец, не хотел выходить из келлии своей, хотя упрашивали его выйти. Когда же он выходил, то покрывал куколем лицо свое, говоря: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня?» [ 1556 ] 2. Когда авва Силуан жил в горе Синайской (первоначально он жил в египетском Ските), ученик его Захарий, однажды уходя на работу, сказал старцу: «Пусти воду в сад для напоения его». Старец вышел из келлии, покрыв куколем лицо свое так, чтоб видеть только стопы ног своих. В это время посетил его некоторый брат и, увидев его издали, наблюдал, что он делает, потом, подошедши к нему, сказал: «Отец! для чего ты, занимаясь напоением сада, покрыл лицо твое куколем?» Старец отвечал ему: «Чтоб не видеть деревьев, и чтоб это не отвлекло ум мой от его делания» [ 1557 ]. 3. Однажды вошел к авве Силуану ученик его Захария и нашел его в состоянии исступления; руки его были простерты к небу. Затворив дверь, Захария вышел. Потом он приходил в шестом и девятом часу и находил старца в том же положении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В скорби ты призвал Меня, и Я избавил тебя, услышал тебя в сокровенном бурном месте, испытал тебя при воде пререкания. “Слушай, народ Мой, и Я засвидетельствую тебе: Израиль, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя нового бога, и да не поклонишься богу чужому. Ибо Я – Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской: открой уста Твои и Я наполню их”. Но не послушал народ Мой голоса Моего и Израиль не внял Мне. И предоставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по замыслам своим! Если бы народ Мой послушал Меня, если бы Израиль по путям Моим ходил, То Я смирил бы врагов его легко и на притеснителей его наложил бы руку Мою. Враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век, А Он питал их тучною пшеницею, и насыщал их медом из камня. Слава: 81. Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд: Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам? Давайте (правый) суд сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте. Отнимите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его. Не познали. Не уразумели. Во тьме ходят. Да поколеблются все основания земли! Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего. Однако вы, как люди, умираете и, как всякий из начальников, падаете. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты будешь иметь наследие во всех народах. 82. Песнь-псалом. Асафа. Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих. Сказали: “придите и истребим их из (среды) народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля”. Ибо совещались единодушно вместе, против Тебя заключили союз: Селения Идумейские и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалик, Иноплеменники вместе с жителями Тира, И Ассур пристал к ним: они стали заступлением для сынов Лота. Поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне, Которые были истреблены в Аендоре, сделались как навоз на земле. Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана, всех князей их, Которые сказали: “возьмем себе во владение святилище Божие”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3798...

Быт. 14:4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, Мы останавливаемся на этом стихе, чтобы напомнить о вступлении в эту главу. а в тринадцатом году возмутились. Быт. 14:5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, Поход Кедорлаомера с его союзниками чрез год после возмущения, т. е. пока известие дошло до Сузы и пока войска собрались для похода, указывает нам на многие народы, нам почти неизвестные. Можно предположить только, как замечает Отто Герлах, что еламский царь вступил в Палестину с севера и шёл на юг до Ель-Фарана (степь Ель-Ти)… «что при пустыне» и уже от южной границы Палестины, сперва покорив мелкие племена, обратился снова на северо-восток и дошёл до долины Сиддим, где произошла решительная битва. Что же касается народов, покорённых на пути войска еламитского, то вот сведение об них по Филарету, Англиканской Библии и Отто Герлаху: а) Рефаимы: обитатели Васана ( Нав. 12:4; 13:12 ), считались в древности исполинами, по свидетельству текста Семидесяти, Онкелоса и сирийского текста. Страна Васан, или Базан, лежащая на северо-восток от долины Иордана, носила впоследствии имя Переа. Вероятно, впрочем, племя это простёрло свои владения на юг в то время, когда израильтяне были в Египте, потому что существовала южнее Иерусалима вблизи долины Вифлеема долина Исполинов, или Рефаимов ( Нав. 15:8; 18:16 ). Англиканская Библия делает замечание, что слово Рефаим употреблялось также в смысле теней усопших, причём указывает на еврейский текст Иова ( Иов. 26:5 ), Псалом 88 ст. 11 (наш 87 Псалом) ( Пс. 87:11 ), Исайю ( Ис. 14:9 ) и др., а Аштеров-Карнаим, двурогая Астарот, или Астарта (сирийская Венера), вероятно, означает известное место поклонения этой богине, изображаемой с двумя рогами, как Атор, египетская Венера. б) " Зузимы, поражённые в Гаме«. Тух и Кнобель думают, что Гам – то же, что Равваф-Аммон. Впрочем, если, что весьма вероятно, принять что Зузимы – то же самое, что Замзумимы ( Втор. 2:20 ), то должно думать, что это было племя Рефаимов, уничтоженных впоследствии аммонитами, потомками Лота, которые перед движением израильтян из Египта в Палестину овладели землями зузимов и основали Равваф-Амон. В гвоздеобразных надписях найдено имя Гамгумми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако греческой версии (при учете того факта, что св. Аммон, скорее всего, писал на греческом языке) следует отдавать предпочтение в том аспекте, что она, несмотря на свою неполноту, сохранила смысловые нюансы языка и стиля писаний святого 547 . Учитывая уже отмеченный факт, что послания св. Аммона совпадают со значительной частью тринадцати неподлинных писем преп. Антония (пространная арабская версия), можно сказать, что греческая версия имеет большое значение для понимания самого духа первоначального египетского иночества. В этой связи важным фактором является решение вопроса, кто из перечисленных выше подвижников IV века, носящих имя Аммон, являлся автором сочинений, надписанных данным именем. Для решения этого вопроса необходимо вкратце остановиться на содержащихся в данных творениях биографических и автобиографических свидетельствах. Значительная часть их рассеяна в «Апофтегмах»; здесь, в частности, авва Аммон говорит о себе, что он четырнадцать лет провел в Скиту (греч. 3), и именно в Скит к нему и приходил за духовным советом некий старец из Келлий (греч. 4). Авва Аммон лично знал преп. Антония, который предсказал ему, что он «преуспеет в страхе Божием» (греч. 7–8). Более того, Аммон определенное время жил вместе с великим основателем монашества и, скорее всего, был его учеником и келейником (греч. 12). В свою очередь, у аввы Аммона окормлялся один из известнейших древних подвижников – преп. Пимен, принадлежавший к более младшему поколению египетских иноков и доживший почти до середины V века (греч. 13–15; сир. 16–17) 548 . Поддерживал близкие отношения Аммон и с еще одним славным подвижником – аввой Пафнутием, учеником преп. Макария Египетского (сир. 21) 549 . Другими словами, Аммон был связан узами духовной дружбы с рядом известных подвижников своего времени. И вообще, судя по всему, он был признанным старцем, духовного назидания которого жаждали многие иноки (сир. 22–24). На каком-то отрезке своего жизненного пути (определить точно этот отрезок не представляется возможным, но, вероятно, уже в зрелых годах) авва Аммон был хиротонисан во епископа и стал архипастырем как монахов, так и мирян (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

9. Рассказывали о нём: какие-то люди пришли к нему, чтобы он рассудил их. Но старец прикинулся глупым, и тогда женщина, стоявшая близ него, сказала: «Старец этот — юродивый». Старец, услышав ее слова, подозвал женщину и сказал: «Сколько трудов совершил я в пустынях, чтобы стяжать это юродство, и неужели сегодня через тебя я должен потерять его?» 10. Однажды авва Аммон пошел в одно место на трапезу. Там был один [брат], о котором ходила дурная молва; и случилось так, что в келлию этого брата зашла одна женщина. Жители того селения, прослышав про это, возмутились и собрались вместе, чтобы изгнать его из келлии. Узнав, что епископ Аммон находится тут, пришли и просили его пойти с ними. Проведав про это, брат спрятал женщину в большой пифос. Придя вместе с толпой, авва Аммон узнал о случившемся, но ради Бога скрыл дело. Войдя, он сел на пифос и повелел обыскать келлию. Когда ее обыскали и не нашли женщину, авва Аммон сказал: «Что это значит? Бог простит вас». Помолившись, он приказал всем удалиться и, взяв за руку брата, сказал ему: «Брат, внимай себе». Сказав это, ушел. 11. Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь (Мф. 7:14)?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19:27)». 12. Братия пришли к авве Антонию и сказали ему одно речение из Книги Левит. Старец удалился в пустыню, и авва Аммон, зная его привычку, скрытно последовал за ним. Уйдя далеко, старец встал на молитву и сильным голосом вскричал: «Боже! Пошли мне Моисея и пусть он наставит меня относительно этого речения!» И сошел к нему глас, глаголющий с ним. Авва Аммон говорил об этом: «Глас я слышал, но смысл сказанного не разобрал». 13. Паисий, брат аввы Пимена, поддерживал отношения с неким [человеком, жившим] вне его келлии. Авва Пимен не хотел этого и [однажды], встав, пришел к авве Аммону и говорит ему: «Паисий, брат мой, поддерживает отношения с неким [человеком], и я не могу обрести покой». Авва Аммон отвечает ему: «Пимен, ты находишься в расцвете сил. Пойди, сядь в келлии своей и положи на сердце свое, что ты уже год лежишь в могиле».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

До Макария жил в Нитрии Аммон, чью душу, возносимую на небо, видел Антоний. Аммон первым из монахов избрал Нитрию. Он был благородного происхождения и имел богатых родителей, которые принуждали его жениться против воли. Когда они возложили на него эту обязанность, он в брачном покое убедил невесту тайно вести девственную жизнь. Через несколько дней он ушел в Нитрию, а она, призвав всех домашних к монашескому подвигу, сделала свой дом монастырем. Когда Аммон жил в Нитрии один, принесли к нему скованного цепью мальчика больного бешенством: его укусила бешеная собака и через укус передала ему болезнь. Он разрывал свое тело, испытывая невыносимые страдания. Когда Аммон увидел его родителей, пришедших с мольбой, то сказал: «О люди, зачем вы беспокоите меня, требуя того, что превосходит мое достоинство? В ваших руках лекарство – верните вдове быка, которого вы тайно убили, и ваш сын здоровым вернется к вам». Они после обличения с радостью совершили требуемое, и мальчик выздоровел тотчас после молитвы старца. В другой раз пришли к Аммону некоторые люди, чтобы посмотреть на него. Он, испытывая их, попросил: «Принесите мне один пифон 132 , чтобы я имел достаточно воды напоить всех приходящих». Они согласились, но, вернувшись в деревню, один из них пренебрег этой просьбой и сказал другому: «Не погублю свою верблюдицу, не нагружу пифон на нее, чтобы не умерла». Услышав такие слова, человек этот запряг своих ослов и с большим трудом привез пифон. Прежде чем он заговорил, Аммон сказал: «Что же, верблюдица твоего друга умерла, пока ты сюда добирался?» И он, возвратившись, узнал, что ее съели волки. Многие другие чудеса явил старец. Как-то к нему пришли монахи, присланные Антонием, и звали его, потому что Антоний был во внутренней пустыне 133 . Когда же они пошли к нему, на пути им встретился приток Нила, и братья неожиданно увидели, что Аммон был перенесен на другой берег, а им пришлось переплывать реку. Они пришли к Антонию, и он первым обратился к Аммону: «Бог мне многое открыл о тебе и возвестил о твоей смерти. По необходимости я тебя к себе призвал, чтобы мы получили взаимную пользу, помолившись друг о друге». Поселив его в отдаленном месте, Антоний убедил его не уходить оттуда до его кончины. В одиночестве Аммон окончил там свои дни, и Антоний видел его душу, возносимую на небо ангелами. XXIII. О Макарии городском 134

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010