И в Притчах Соломона написано: «Разумне разумевай души стада твоих, и да приставиши око твое ко твоим стадам» ( Притч.27:23 ). И еще: «Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых» ( Притч.21:12 ). Также в Деяниях Апостолов написано: «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» ( Деян.14:8–10 ). Ведь веру возможно видеть только в сердце, а не на лице и не телесным образом 73 . Также и [Апостол] Петр, видя зло Симона Волхва не на телесном лице, а в сердце его, сказал ему: «Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» ( Деян.8:23 ). Услышав это от Авсония, я взял книги и стал читать их 74 . 17. Спустя некоторое время я в полночь, побуждаемый необходимостью, вышел из дома, когда было [совсем] темно. [Внезапно] я услышал голос Феодора и так убоялся, что весь покрылся потом, хотя я был одет в одну льняную одежду 75 , а стояла зима; ибо произошло это в месяце, называемом египтянами Туви 76 . Тогда, поскольку я [уже немного] понимал фиваидское наречие 77 , Феодор позвал меня по имени и поставил рядом с собой. А некоему фиваидскому монаху, по имени Амаеис [бывшему тут же], Феодор сказал: «Почему не имеешь ты пред очами своими страха Божия 78 ? Разве ты не знаешь, что Бог испытует «сердца и внутренности» ( Откр.2:23 )? Почему ты в сердце своем иногда представляешь блудниц и [мысленно] обнимаешься с ними, а иногда видишь себя спящим с законной женой, оскверняя [тем самым] все тело свое 79 ? Иногда же в помыслах своих ты видишь себя воюющим и победителем в сражениях: военачальники довольны тобой и ты получаешь от них [в награду] золото 80 . И предаваясь всем этим помыслам, противным монашескому обету, ты решил и телесно совершить то, о чем помышляешь. Знай же, что если ты не покаешься, не очистишь себя страхом Божиим и слезами не умилостивишь Господа, но пребудешь в том же самом намерении, то Господь «не исправит путей твоих» ( Втор.28:29 ) и осудит тебя на огонь вечный».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

6 Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего. 7 Однако вы, как люди, умираете и, как всякий из начальников, падаете. 8 Возстань, Боже, суди землю, ибо Ты будешь иметь наследие во всех народах. Псалом 82 1 Псалом песни. Асафа. 2 Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! 3 Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову. 4 На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих. 5 Сказали: " придите и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля " . 6 Ибо совещались единодушно вместе, против Тебя заключили союз: 7 селения Идумейские и Измаильтяне, Моав и Агаряне, 8 Гевал, и Аммон, и Амалик, Иноплеменники вместе с жителями Тира, 9 и Ассур пристал к ним: они стали заступлением для сынов Лота. 10 Поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне, 11 которые были истреблены в Аендоре, сделались как навоз на земле. 12 Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана, всех князей их, 13 которые сказали: " Возьмем себе во владение святилище Божие " . 14 Боже мой! Положи их, как колесо, – как солому перед ветром. 15 Как огонь сжигает дубравы, как пламя опаляет горы, 16 так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи их в смятение. 17 Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твоё, Господи! 18 Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. 19 И да познают, что имя Тебе – Господь: Ты един Вышний над всею землею. Псалом 83 1 В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом. 2 Как возлюбленны жилища Твои, Господи сил! 3 Желает до смерти душа моя во дворы Господни, сердце моё и плоть моя возрадовались о Боге живом. 4 Ибо и воробей находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих: для меня – алтари Твои, Господь сил, Царь мой и Бог мой! 5 Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они восхвалят Тебя. 6 Блажен муж, для которого есть защита у Тебя, который в сердце своем положил восхождение 7 в долину плача, в назначенное место, ибо Законоположитель дарует благословение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(8) Встань, Б-же, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. 83 (1) Песнь. Псалом Асафа. (2) Б-же, да не будет у Тебя покоя, не молчи и не будь спокоен, (3) Б-же, Ибо вот враги Твои шумят и ненавидящие Тебя подняли голову. (4) Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются о сберегаемых Тобой. (5) Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы (перестали) быть народом; и да не будет больше упомянуто имя Йисраэйля! (6) Ибо единодушны они в совещаниях, против Тебя заключают союз. (7) Шатры Эдома и йишмеэйльтян, Моав и Агрим, (8) Гевал, и Аммон, и Амалэйк, Пелэшэт с жителями Цора, (9) И Ашшур присоединился к ним, стали они помощью сыновьям Лота. Сэла! (10) Сделай им то же, что Мидйану, что Сисре, что Йавину при потоке Кишоне, (11) Истребленным в Эйн-Доре, ставшим навозом для земли. (12) Поступи с ними, с начальниками их, как с Орэйвом, как с Зеэйвом, и как с Зэвахом, и как с Цалмунной – со всеми князьями их, (13) Которые говорили: возьмем во владение себе жилища Б-жьи. (14) Б-же мой! Сделай их, как перекати-поле, подобными соломе пред ветром. (15) Как огонь сжигает лес и как пламя опаляет горы, (16) Так преследуй их бурей Своей и вихрем Своим наведи страх на них. (17) Исполни позора лица их, доколе искать не будут имени Твоего, Г-споди. (18) Пусть пристыжены будут и устрашены навеки, и посрамлены будут и да сгинут! (19) И да узнают, что Ты – един, имя Твое – Г-сподь, (Ты) – Всевышний, над всей землей! 84 (1) Руководителю: на гиттит. Псалом сыновей Кораха. (2) Сколь возлюбленны жилища Твои, Г-сподь Ц-ваот! (3) Тоскует и изнывает душа моя по дворам Г-сподним, сердце мое и плоть моя поют Б-гу живому. (4) И птица находит дом и ласточка – гнездо себе, куда кладет птенцов своих. (А я) – у жертвенников Твоих, Г-сподь Ц-ваот, Царь мой и Б-г мой. (5) Счастливы пребывающие в доме Твоем, всегда хвалить будут Тебя. Сэла! (6) Счастлив человек, чья сила в Тебе, пути (к Тебе) – в сердце их. (7) Проходящие долиной Баха превращают ее в источник, и благословением окутывает (ее) весенний дождь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Итак, если бы, как я сказал, мы имели любовь, то сия любовь покрыла бы всякое согрешение, как и святые делают, видя недостатки человеческие. Ибо разве святые слепы и не видят согрешений? Да и кто столько ненавидит грех, как святые? Однако  они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его. Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьется, то не вдруг сильно влекут ее, ибо иначе прервется вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало-помалу притягивают ее; так и святые долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается от него, но и украшает его с любовью и все, что ни делает, делает для его утешения; так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить, и никто другой не получил от него вреда, и им самим более преуспеть в любви Христовой. Что сделал святой Аммон, как однажды братия пришли к нему в смущении и сказали ему: «Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата в келии женщина». Какое милосердие показала, какую любовь имела святая оная душа! Понявши, что брат скрыл женщину под кадкою, он пошел и сел на оную и велел им искать по всей келии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: «Бог да простит вас». И так он постыдил их, утвердил и оказал им великую пользу, научив их не легко верить обвинению на ближнего, и брата оного исправил, не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашел удобное к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал ему: «Подумай о душе своей, брат». Брат сей тотчас устыдился, пришел в умиление, и тотчас подействовало на душу его человеколюбие и сострадание старца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Я возвратился в хижину мою, и не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: «Что значит быть ниже идолов?» Старец сказал мне: «Писание говорит о идолах, что «уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат» (Пс. 134:16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость».    15. Некоторый мирянин шел с сыном своим к авве Сисою в гору аввы Антония.    На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтоб почить благословение.    Потом отец встал, и оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: «Встань и поди отсюда». Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца.    16. Авва Аммон сказал авве Сисою: «Когда читают книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды». Старец отвечал ему: «Это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога».    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик. Авва Силуан    1. Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: «Что с тобою, отец?» Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: «Я был восхищен на суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в царство небесное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

«И был на Иеффае Дух Господень, и молился Иеффай Господу и сказал: „Если Ты предашь аммонитян в руки мои, то [по моём возвращении] что выйдет из ворот моего дома навстречу мне, [будет] во всесожжение Господу”. Иеффай ополчился на аммонитян, и Господь предал их в его руки. И вернулся Иеффай в Массифу в свой дом, и вот, дочь его вышла навстречу ему, она была у него одна. Увидев её, Иеффай разодрал свои одежды и сказал: „Зачем ты вышла навстречу мне, дитя?! Ты, чадо, будешь предана смерти на моих глазах”. И ответила ему его дочь: „Отец, если ты дал слово Господу обо мне, то сделай со мною, что произнесли уста твои; теперь же отпусти меня на два месяца, я взойду на горы и оплачу моё девство с подругами моими”. И её отец отпустил её. По прошествии двух месяцев она возвратилась к своему отцу, и он исполнил над нею обет, который дал Господу» 1137 ( Суд. 11:29–32, 34–39 ). Смотри же бо, ко побди тогда Ефтай сыны Аммон не общани того ради, имьже общас вдати отрокови(л.176г)цю на жертву. Не бо хотше Владыка обта зл бывающаго погубити Израил, но своєю благодатию предасть въ побду сыны Амон. Жертва же бо та не извольна б Богомъ, не пожре бо ко Аврамъ Исака, иже благочестьє притъ, сего же пожреноє дъщери ни Богъ проси, ни при. Рече бо Ефтай: «аще преданиємь предаси мн сыны Амон въ руку моєю, да иже изидеть изъ вратъ дому моєго противу мн, всесожьжениє Господу буди». Смотри же бо, ко не требова сего Господь, что бо сего нечестивй будеть, аще бо лучилос бы срсти преже или песъ, или конь, или оселъ, или вельблудъ, или вс, єлико бхуть єсть имни или народъ, да тми б єму жрети жерътву Господеви, срще бо и коби не требуєть Господь. Да тмь не достойно б Ефтай Аврамл благодарени, и отроковица же та подобна (л.177а) бысть Исакови: Исакъ же, идый на жертву, крплшеть отца Аврама не врещис повелни Владычн; си же нечестивно плакас, рыдающи по в мсца ту горкую жертву мнщи. Богъ же попусти той бесправедно мрети, наказа тогда суща июд, но и послднимъ благолпно и бе съблазна общатис наказа, ко божественый Давидъ рече въ н-мь псалм: «жертва Богу духъ скрушенъ, сердце скрушено и смирено Богъ не ничьжить».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

26 . И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 27 . И будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. Пророчествуя о скором падении Ассура, Исаия вспоминает о поражении Мадианитян Гедеоном 620 , потому что нигде так ясно не обозначился закон, что победу дарует Господь, а не человеческая сила. Унижение Ассура началось с гибели армии Сеннахерима. Ассирия оставалась однако и сильна и страшна почти до самой минуты своей гибели. Но опять первыми толчком, нанесенным Ассирии было нашествие (около 625 г. до Р. Хр.) не одного из соседних грозных царств, а нашествие нестройной толпы Скифов, вполне подобных нынешним кочевым племенам великой Азии. Ими была потрясена до основания Ассирийская монархие, и когда Скифы, пораженные прежде всего Мидийцами, были прогнаны, тогда настали последние дни Ассирии, которую после полного разрушения Ниневии делят между собою Сиаксар Мидийский и бывший вассал Ассирии Набополассар Вавилонский. С этой минуты единственной грозой Иудеи становится уже Вавилон. Заметим, что, хотя Манассия был заключен в оковы по приказанию царя Ассирии и отведен в Вавилон 621 , как о том повествуется во 2Пар. 33:11 , но Иудея не была занята Ассирийскими войсками, и в сущности с „рамен ее было снято ярмо“. За вассальным же Манассией царь Ассирии послал небольшой отряд взять его. Действия всемогущества Божия в отношении к Ассуру уподобляются и владычеству Его над морем и приравниваются к наказанию, постигшему Египет. На какое именно событие указывает пророк, мы не знаем; нам известно, что позже этого пророчества город Фивы (Но-Аммон) был разграблен Ассурбанипалом. Последнее выражение стиха 27, „распадается ярмо от тука“, напоминает похвальбу Ассура в стихе 14 этой главы, что он ограбил и ограбит все народы. Утучнел Ассур, и этот тук, грабежем и насилием нажитый, и будет причиною распадения ярма, которое он возложил на выю многих народов. Оно фактически и спадает с Иудеи со времен благочестивого Езекии; и замечательно, что, когда позже Сеннахерима Ассурбанипал идет на Египет, он вовсе не трогает Иудею 622 , которая живет спокойно, платя лишь дань Ассирии. Но Исаия говорит о ближайшем будущем, о походе Сеннахерима еще грозящего Сиону, но с гибелью армии которого кончается тот гнет, под которым находилась вся Палестина от войск Ассирии, наполнявших ее со времен Феглаффелассара, призванного Ахазом. Следующие стихи указывают на некоторые местности, которые были заняты и разграблены войсками Сеннахерима во времена Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9.  Авва Павел Комит и Тимофей брат его жили в Скиту и по разным случаям были между ними разногласия. Авва Павел говорит ему: долго ли нам жить так? Авва Тимофей отвечает: сделай любовь: когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а когда ты станешь оскорблять меня, то я буду терпеть. И делая так, они были покойны в остальные дни. 10.  Паисий, брат аввы Пимена, завел знакомство с некоторыми вне келии его. Авва же Пимен не хотел этого. Вставши, он прибежал к авве Аммону, и говорит ему: брат мой Паисий имеет с некоторыми знакомство, — и я беспокоюсь. Авва Аммон отвечает ему: Пимен! разве ты жив? Поди, сиди в своей келье и положи в сердце своем, что уже год, как ты в могиле. 11.  Авва Пимен сказал: всякому труду, который если придет к тебе, победа — молчание. 12.  Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою Фивейскому, и говорит ему: такой-то брат обидел меня: хочу и я отомстить за себя. Старец же увещевал его: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: помолимся брат! И вставши, старец сказал: Боже! Боже! мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом: прости меня! 13.  Некто, увидев трудолюбца, несущего мертвеца на одре, говорит ему: ты носишь мертвецов; поди, носи живых. 14.  Некто из отцев сказал: если кто обижает тебя, то ты благословляй его; если же примет тебя, то хорошо будет обоим; а если не примет, то он получит от Бога оскорбление, а ты — благословение (Слич. Мар. 6, 11). 15.  Рассказывали о некотором монашествующем: что поколику кто обидел его, или думал раздражить, тем с большею готовностью прибегал к нему монах, говоря: что таковые для тщательных людей бывают виновниками их исправлений, а ублажающие возмущают душу; ибо написано: блажащи вас льстят вы (Исаи 3, 12). 16.  Некий старец сказал: если кто будет помнить об оскорбившем, или порицающем, или причиняющим вред ему; тот должен помнить о нем, как о враче, посланном от Христа, и должен считать его за благодетеля; а оскорбляться сим есть признак болящей души. Ибо если бы ты не был болен, то не страдал бы. Ты должен радоваться о таком брате, потому что чрез него узнаешь болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: не хочу принимать врачеваний Твоих, а хочу гнить в ранах моих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Таковы судьбы Божии, которые надобно страшиться испытывать. Великое счастие для человека не знать будущего; и великое горе знать его. Тем тяжелее знать будущее, что человек и не может правильно понять его. Он не может дать себе отчета, как это грядущее бедствие будет чувствоваться современниками бедствия; он также не может уразуметь, как бедствие послужит ко благу и счастью наказуемым. Ибо бедствие, Господом посланное, есть бедствие благое, бедствие милосердное, бедствие всеочищающее, бедствие воссоздающее из зла добро и правду. И разве плен Вавилонский не уничтожил совершенно идолопоклонство среди Израиля, разве он не поднял к Творцу души тех, которые на реках Вавилонских сидели и плакали? Что несет будущий год или наступающий день сокрыто от слабого, облеченного в плоть человека, сокрыто ради покоя души его. Господь наш Иисус Христос , приносящий покой душе человеческой не глаголал ли, что довольно для каждого дня своей заботы, и что покой души приобретается кротостью и смирением, с которыми надо нести иго Господне, т. е. то иго, которое угодно было Господу возложить на нас в этой жизни, и которое в малом виде подобно тому страшному и великому Кресту, который Он нес с кротостью и смирением ради спасения нашего 173 . Смиренно нести крест Господень, возложить свое упование на Господа, не пытаясь проникнуть в будущее,-вот Завет Господа нашего Иисуса Христа христианину, чтобы он нашел покой душе своей. Езекии же, пытавшемуся обеспечить будущее своего царства, открыто в наказание это будущее. Кончина Езекии была тихая и мирная и имела место в 699 году до Р. Хр. 174 . „И почил Езекия со отцами своими и воцарился Манассия, сын его, вместо его“. ( 4Цар. 20–21 ). „И похоронили его над гробницами сыновей Давидовых; и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима“. ( 2Пар. 32:33 ). По поводу выражения „над гробницами“.... мы укажем, что по 4Цар. 21:18,26 и 2Пар. 33преемники Езекии и Манассия и Аммон были погребены в садах, находившихся при домах их, и что поэтому полагают, что гробница дома Давидова была переполнена 175 . Езекии очевидно желали воздать все возможные почести, а потому его похоронили,-по невозможности поместить его в самой царской гробнице, – над пещерой на горе, возвышавшейся над нею. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Вавилоне Иехония тридцать семь лет провел в заключении, после чего царь Евилмеродах вывел его из темницы, и Иехония стал жить при царском дворце и получать содержание от царя ( 4Цар. 25:27–30 ). Заметим, что Иехония – единственный из трех последних царей, кто хоть в чем-то исполнил волю Божию, а именно покорился Навуходоносору. Возможно, именно это и повлияло на его судьбу в плену. 19. Седекия , сын Иосии (598–587). На место Иехонии Навуходоносор поставил его дядю Матфанию, переименовав его в Седекию ( 4Цар. 24:17 ). Во время его правления Едом, Моав, Аммон и Финикия отложились от Вавилона, вступив в союз с Египтом. Советники Седекии требовали от него того же. Лишь пророк Иеремия убеждал всех не делать этого, обещая за покорность царю вавилонскому помилование от Бога. Но Седекия, отвергая волю Божию, в 588 году отложился от Вавилона и через это подверг Иудею новому нашествию. Войска Навуходоносора внезапно появляются в Иудее. К этому же времени относится и служение пророка Иезекииля. Господь показывает ему в видении Храм, он видит, как старцы, повернувшись спиной к святилищу, к Святому Святых, поклоняются восходящему солнцу, как женщины у ворот Храма плачут по богу Фаммузу, как в комнатах Храма священники поклоняются изображениям разных животных ( Иез. 8:10–17 ). И, наконец, видит, как Слава Божия оставляет Иерусалим и Храм, на который надеялись иудеи. Никто не слушал пророка, так как в нечестии ожесточились сердца. Царь Седекия, который во время осады спрашивал Иеремию о том, что делать, получил ответ: «покорись, тогда сохранишь жизнь свою и жизнь оставшихся людей». Царь говорит: «Смотри, не говори никому, так как никто всё равно слушать не будет». Иерусалим обречен. Пророк Иеремия в своей книге описывает момент, когда во время осады и хозяева, вспомнив постановление о субботнем годе, отпускают своих рабов-иудеев. А как только осада снимается, они этих рабов снова возвращают к себе. Секрет благочестия прост: во время осады их нечем было кормить. Кончается всё это очень плохо.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010