Когда жил преподобный Аммун один в Нитрийской горе, рассказывают, принесли в нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеной собакой. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь: вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено. И по молитве Аммуна отрок стал здоров. 82 (Из Лавсаика, стр. 32). 12. Радость по поводу скорбей Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: «Бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средство к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим». («Отечн.» епископа Игнатия). 13. Примеры избавления людей от бедствий земной жизни Один пресвитер, по имени Коприй, имел монастырь в пустыне. Это был муж святой, почти девяноста лет, настоятель пятидесяти братий. Он делал весьма много чудес: врачевал болезни, изгонял демонов и творил много знамений. «Он без всякой гордости, по просьбе нашей, – пишет Палладий, епископ Еленопольский, в своем “Лавсаике”, – стал нам рассказывать о жизни своей и своих предшественников, великих мужей, из коих многие превосходили его, и которых жизни подражал он. – “Дети, – говорил он, – нет ничего удивительного в моих делах в сравнении с подвигами отцов наших”. Между тем, как пресвитер Коприй еще рассказывал об этом, пришел один поселянин с корзиной, наполненной песком, и, приблизившись, ожидал, пока брат кончит свой рассказ. Мы спросили пресвитера, чего хотел этот поселянин с песком. Авва сказал нам в ответ: «Дети, не надлежало бы нам хвалиться перед вами и рассказывать о славных делах отцов, дабы, возгордившись умом, мы не лишились награды; но так как вы пришли к нам из столь отдаленной страны, то за такую ревность и искание пользы я не лишу вас назидания, но в присутствии братий расскажу, что Бог устроил через нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда настал день его смерти, тогда собрались многие, и некоторые телесными очами видели входящих Ангелов; всех присутствовавших объял такой сильнейший страх, что при исходе этой святой души никто не мог там оставаться, и все разбежались. Итак помыслите, как страшен будет всемогущий Бог, когда явится праведным Судиею, если Он так устрашил присутствующих, когда пришел с благоволением и милостию; или как Он мог бы быть страшен, если бы мог быть видим, если и невидимое явление Его так поразило души присутствовавших! Вот на какую высоту воздаяния поставило его терпение!» (Из Бес. св. Григ. Двоеслова). 5 . Некто старец Пиргийской Лавры, по имени Мироген, вел такую строгую жизнь, что подвергся водяной болезни. И когда другие старцы приходили к нему с желанием лечить его, то он всегда говорил им: «Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее» («Луг дух.» стр. 11) (Прот. Г. Д-ко). 14. Как святые смотрели на болезни? Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «Оставил меня Господь и не восхотел в нынешний год посетить меня!» Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложенного ему братом в утешение яства, сказав: «Поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни». Думаем, что эти люди не переносили бы так благодушно страданий, если бы не надеялись за терпение их получить от Господа более воздаяний, чем за другие добрые дела (Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцов). 15. Несчастия нередко посылаются за наши грехи Когда жил преподобный Аммун один в Нитрийской горе, разсказывают, принесли к нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения собакою. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь: вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Болезнь Болезни нередко посылаются за наши грехи Когда жил преподобный Аммун один в нитрийской горе, рассказывают, принесли к нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеною собакою. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь: вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола – и отрок ваш будет здоров». Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено. И по молитве Аммуна отрок стал здоров (из «Лавсаика», стр. 32). Как относиться к болезни? Для христианина болезнь не есть случайное явление, но Божие посещение, явление любви божественной, имеющей целью наведением болезней образумить человека от греховного усыпления, опалить в душе его терния страстей огнем временных страданий, чтобы избавить его от вечного огня гееннского. О пр. Пимене многоболезненном, печорском чудотворце (память его 7 августа), повествуется, что он во все время своей жестокой, двадцатилетней болезни просил себе не здоровья, а прибавления болезней, чтобы лучше достигнуть спасения души. Так, пр. Исаак пресвитер говорил брату, сострадавшему его тяжкой, продолжительной болезни: «Поверь, брат, тридцать лет желал бы я провести в этой болезни» («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 95:10). Только упование христианское может дать такую твердость духа при телесных страданиях. Терпение в болезни Авва Петр сказывал, что он, посетив однажды преп. Исайю отшельника и нашедши его страждущим от сильной болезни, выразил сожаление. На это преподобный сказал: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти грозное время (смерти и суда Божия). Если б тело мое было здорово, то воспоминание об этом времени было бы совершенно чуждым для меня. Когда тело бывает здраво, тогда оно наклоннее к возбуждению враждебных действий против Бога; скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих» (Преп. Исайя отшельник. Слово 27-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточе и труднее первого, но таковой приемлет более чудные дарования, ибо принес плод совершенный, сторичный. Так нечистые и лукавые их вопрошания имеют собственные решения, Божественными Писаниями древле предуготовленные. И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо Апостольскими увещаниями, Евангельскими утешениями, псаломскими советами, говоря ко Господу: “оживи меня по слову Твоему” (Пс. 118:25). Слово же Его состоит в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная это, тот же Пророк, как бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто созижди во мне. Боже (Пс. 50:12), дабы скверные помышления не возмущали меня. И вновь; и Духом владычним утверди меня (Пс. 50:14) дабы, если когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая, укрепляла меня, словно некая твердыня, Таковые и подобные советы преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине: научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50:15), и уповая на Господа, когда убедишь их отступить от таковой злобы, воспевай: и нечестивые к тебе обратятся. Да престанут злонамеренно вопрошающие от такового суетного труда, а сомневающиеся по простоте да утвердятся Духом владычним; вы же, которые твердо знаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков, аминь. Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями — непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св. Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4 правиле Св. Дионисия Александрийского. Ср. Ап. 5 и 51; 6 Всел. 3 и 13; Тимофея Алекс. 12. Послание Свят. Афанасия Великого к Руфиниану Собор епископов “сошедшихся от внешних стран,” упомянутый в послании Св. Афанасия, состоялся под его председательством в Александрии в 362 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Это весьма унылая местность; в настоящее время она носит название Вади-Натрун, – долина натрия-селитры. Сюда во времена Никейского собора явился некто Аммун 737 , чтобы вести аскетический образ жизни. Он покинул в Египте свою жену, с которой прожил восемнадцать лет в девственном браке. Она собрала около себя кружок девственниц; к Аммуну же, в его нитрийское уединение, вскоре стали стекаться отшельники. Супруги посещали друг друга два раза в год. Когда Аммун умер, св. Антоний, который был еще в живых, видел, как ангелы спустились с неба, чтобы приять его душу. Его духовное наследие не замедлило значительно разрастись: спустя сорок лет после его смерти в ужасной Нитрийской долине было более пяти тысяч монахов. Подобно монахам Антония, они жили в отдельных кельях; в центре долины возвышалась церковь , куда они собирались по субботам и воскресениям. При ней состояло восемь пресвитеров, подчиненных епископу Малого Гермополя. Здесь был центр администрации и дисциплины. Три пальмы осеняли церковный двор; к каждой из них был привязан кнут, который употреблялся для наказания злоумышленников, пришедших со стороны, а в случае чего – и самих пустынников. Вне этих еженедельных собраний монахи устраивались, как хотели, в своих кельях, зарабатывая себе пропитание плетением корзин; иногда они жили вдвоем или втроем, часто в одиночку. Утром и вечером из края в край по долине раздавалось пение псалмов. По ту сторону Вади-Натрун простиралась еще более страшная пустыня, Келлии, где спасались наиболее мужественные. Еще дальше пустыня Скитская, страна песка и голода, укрывала самых знаменитых виртуозов нитрийского аскетизма. В самом деле, была известная виртуозность, открытое соревнование между монахами не только в этом районе, но и во всем Египте. Памво, Ор, Нафанаил, Вениамин, оба Макария, египетский и александрийский, находились в числе нитрийских знаменитостей. Макарий александрийский не мог слышать о каком-нибудь аскетическом подвиге, чтобы не постараться тотчас превзойти его. Тавеннские монахи не вкушали ничего вареного в продолжение великого поста; он пожелал следовать такому же режиму круглый год в течение семи лет. В продолжение двадцати ночей подряд он неослабно боролся со сном, не давая себе заснуть. Он был уже стар, когда ему пришло желание пойти в самую Тавенну, чтобы дать урок тем знаменитым аскетам, которые простаивали на ногах все ночи и во время поста принимали пищу только однажды в пять суток. Он явился переодетый к монастырским воротам, и когда настал пост, провел его, все время стоя на ногах и даже не преклоняя колен ни днем, ни ночью, не принимая ни пищи, ни питья, и только по воскресениям вкушал несколько сырых листьев капусты. Постясь таким образом, он плел собственноручно корзины, а в свободное от работы время молился. Тавеннские монахи восстали против столь опасного соперника, но их настоятель поблагодарил его за то, что он смирил гордость у его учеников 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руфин Аквилейский , совершивший путешествие в Нитрию, признавался, что многих отцов – пустынников он знал только понаслышке, потому что сам не решился отправиться в те места, где они обитали: он и так «натерпелся страху», добираясь до Нитрии. В путевом дневнике он описывал, как они шли по пустыне пять дней и ночей без перерыва, страдая от жажды и усталости. Еще три дня путники пробирались через болото, оставшееся после разлива Нила, по пояс в стоячей воде и вонючей тине. Трудная переправа через Нил и озеро Мареотис едва не кончилась кораблекрушением: к счастью, их выбросило на берег. Окрестности были небезопасны из – за набегов варваров и бедуинов. «Однажды, – пишет Руфин, – идя по берегу моря, мы подверглись нападению разбойников. Они гнались за нами на расстоянии десяти тысяч шагов, догнать не могли, но измучили нас до полусмерти». Другое болото «кишело зверьми, особенно крокодилами. Выходя из воды греться на солнце, они, растянувшись, лежали по краям болота так, что их можно было счесть мертвыми, особенно новичку в тех странах. Мы было подошли к ним посмотреть на них и подивиться их громадности, как вдруг, заслышав шорох шагов наших, они бросились на нас и жестоко гнались за нами. Мы с громкими воплями призывали имя Господа Христа, и Его милосердие спасло нас: звери, бросившиеся на нас, вдруг как бы гонимые ангелом кинулись в болото, а мы скорым шагом поспешили к монастырям, вознося благодарность Богу, избавившему нас от столь великой опасности и явившему над нами такое знамение». Места эти, однако, не были совсем дикими. Первыми на Нитрийской горе появились некий Аммун и его жена, которые восемнадцать лет прожили в девственном браке, а потом ушли в пустыню. Они поселились отдельно и только два раза в году ходили друг к другу в гости. Позже к ним присоединились другие пустынники, пока в конце концов на горе не образовалось необычное общество, состоявшее из аскетов и подвижников. Здесь жили «кто как может и хочет»: некоторые со своими учениками, кто – то один, кто – то вдвоем, втроем или целой общиной. Раз в неделю отшельники встречались в церкви, а в остальное время плели корзины и циновки, ходили друг к другу в гости, рассуждали о вере и спасении. Постепенно вокруг Нитрийской горы вырос целый городок, где паломников встречали лавочники и торговцы, делавшие бизнес на монашеской славе. Для странников завели странноприимный дом, где посетители могли жить, сколько хотели, но бесплатно – только в первую неделю: потом их обязывали делать какую – нибудь работу. К середине IV века в Нитрийской пустыне жило уже больше 5000 монахов. У них была своя церковь , где по субботам и воскресеньям служили пресвитеры из соседнего городка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот содержание и порядок сказаний об египетских монахах по синодальной греческой рукописи 165. Рукопись 191 разнится от первой тем, что в ней пять сказаний об нитрийских монахах, об Аммоне Келлийском, о Дидиме и Крониде, а Аммун нитрийский поставлен не между Макариями, а пред Макариями. Котелерий видел эту Историю Египетских монахов на греческом языке в четырех рукописях. Содержание их, по заглавиям и отрывкам, им обнародованное, одно и тоже, только некоторые статьи иначе расположены, а иные опущены 3 . Есть эта История монахов и на латинском языке и издревле весьма распространена была на Западе; она издается в творениях Руфина, который считался многими и за автора ее; ибо Иероним, современник Руфина, приписывает ему в письме к Ктезифону сочинение книги о монахах, в которой па первом месте поставлен Иоанн Ликопольский и в которой помещены Аммоний, Евсевий и сам Евагрий, Ор, Исидор и многие другие, по мнению его оригенисты. Справедливо новейшие ученые полагают, что Руфин – не писатель Истории Египетских монахов, а переводчик ее и Иероним несправедливо называет его автором ее. Руфин не путешествовал по Египту в 394 году, в это время он был в Иерусалиме, а в Египте был ранее; он прибыл в Египет с Меланиею, знатною римлянкой, в 372 году, и пробыл там шесть лет, а Мелания, обозрев обители египетские, поселилась на Елеонсской горе в Иерусалиме, куда и Руфин прибыл после из Египта и основал мужской монастырь на Елеоне. Сравненная нами История Египетских монахов на латинском языке 4 несколько разнится от греческой в рукописях. В рукописях греческих нет сказаний об Евагрии Нитрийском и об старце Оригене , ученике Антония; их не показано в оглавлениях четырех рукописей и у Котелерия, но в выписках Котелерия из этих рукописей есть сказание об Евагрии, гораздо более краткое, чем в латинском тексте. По греческим спискам 165 и 191) Макарий Скитский попросил у Антония Великого финиковых ветвей и когда тот сказал: не пожелай, елика суть ближнего твоего, то ветви засохли; затем представление Макарию диаволом верблюда со съестными припасами, путешествие его в рай, насажденный волхвами Ианнием и Амврием, рассказ о винограде, обошедшем всю братию и к нему возвратившемся и о коже овцы, принесенной гиеною, все это отнесено к Макарию Скитскому, а не Александрийскому; в заключение рассказывается о девице, казавшейся лошадью, о чем говорит и Палладий, приписывая исцеление ее также Скитскому Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Похожее воздействие на язычников- " карманников» оказал и монах Аммун. «Введя их в свою келью, он пригласил их к столу и начал убеждать их поменять свой образ жизни» 61 . Известно много случаев, когда разбойники, намеревавшиеся ограбить монахов, оканчивали тем, что были «пленены» Христом и становились Его апостолами. Яркий пример – Патермуфий, который, «будучи сперва главарем разбойников и гробовщиком языческого кладбища и ставший знаменитым своими злодействами» 62 , задумал ограбить один монастырь, но, в конце концов, после нескольких происшествий, «припав к ногам пресвитеров, стал просить их сделаться христианином и обрести место для покаяния» 63 . После этого Патермуфий стал подвижником и оказывал сильное влияние на всю округу. Добродетель подвижников, как мы видим, была важным фактором распространения христианства. Однако не стоит обобщать и приукрашивать картину. Нет недостатка в примерах неуклюжести и резкости, которые совершенно не соответствуют монашескому идеалу. Разнообразие способов, с которыми монахи подходили к работе с язычниками, хорошо отражено в одном случае с прп. Макарием Египетским . Он путешествовал по Нитрийской пустыне с одним своим учеником. В каком-то месте пути он велел своему послушнику идти вперед. Молодой монах пошел и вскоре встретился с языческим жрецом, который тащил тяжелого истукана. «Куда бежишь, демон?» – окликнул он его. Жрец вышел из себя, устремился на монаха, жестоко избил его и оставил еле живым. Продолжив свой путь, жрец вскоре встретился с Макарием. «Здоровья и счастья тебе, труженик!» – поприветствовал его преподобный с добротой и начал учтиво беседовать с ним. Общение и нелицемерная любовь подвижника произвели такое впечатление на языческого жреца, что он пал к ногам Макария и воскликнул: «Если ты не сделаешь меня монахом, я не отпущу тебя». Он пошел вслед за преподобным, они дошли до места, где лежал истекающий кровью монах, взяли его и отнесли в Нитрию. С изумлением тамошние монахи встретили авву Макария с языческим жрецом, но, в конце концов, они приняли последнего в свою общину. По его примеру многие люди обратились в христианство. Тот же Макарий говорил: «Гордое и злое слово способно даже добрых людей совратить ко злу, а кроткое и доброе слово делает даже злых людей более добрыми» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

О птице сирене рассказывают: кто услышит ее пение, тот от сладости ее голоса будет настолько очарован и придет в такое исступление, что ничего не будет замечать вокруг и даже собственную жизнь, бросится в море и погибнет. То же самое претерпевает душа под воздействием любви. Когда попадет в нее небесная сладость, открывающая ей тайны Божии, то эта сладость так ей овладеет, что она все оставит позади, не будет замечать даже жизни своего тела и вся устремится к Богу. Тогда умрут в теле все свойственные ему желания, не только не предусмотренные природой, но и те, которыми природа наделила его. Д. Из Отечника Об одном старце говорили, что когда он умирал в Скиту, братья обступили его ложе и, приготовив его к смерти, стали плакать. А он открыл глаза и засмеялся. Затем, немного обождав, опять рассмеялся; разразился потом смехом и в третий раз. Братья спросили: – Авва, скажи, почему мы плачем, а ты смеешься? – Первый раз, – ответил он, – я рассмеялся, что вы все боитесь смерти, второй раз – что вы к смерти не готовы, а в третий, что труды мои кончились, и я отправляюсь на покой. С этими словами он закрыл глаза и умер. Сказал авва Антоний: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и спросил: – Я больше тебя тружусь, и почему имя твое возвеличилось среди людей более моего? – Потому что я люблю Бога больше, чем ты, – ответил авва Антоний. Рассказывали, что однажды кто-то из старцев упросил Бога показать умерших отцов и увидел всех, кроме аввы Антония. Старец спросил у ангела, где же авва, тот ответил: – Там же, где и Бог. 5 Пс. 27:7 греческий перевод отличается от русского: На Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; дальше, вместо: и я прославлю Его песней моею, по греч. дано: и расцвела плоть моя, и я от всей души исповедовался Ему. Последнее предложение оставляем, как в греч. оригинале. Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 4. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

«Сей Аммун сделал славной гору Нитрийскую» (Умер между 340–345.) Там же жил св. Памво, о нем св. Антоний сказал, что Дух Божий почил в его сердце. По слову Памво, послушание старцу выше нестяжания и великой любви, ибо эти добродетели стяжаны по доброй воле, а послушник отвергает свою волю и исполняет волю другого.. Отречение от своей воли это есть высшая для человека жертва, превосходящая все остальные. В пустыне Келлий известны Макарий Александрийский (295–395) и Макарий Египетский (род. в 300 г.), именуемый Великим. На писаниях его и его школы воспитывались поколения аскетов во все века. Преподобного Макария спросили: «Скажи нам: на какой ты степени?» Ответ: «Ныне после крестного знамения благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобливому младенцу, и человек не осуждает уже ни эллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить эллинов и иудеев. В иной час он – сын царев, так твердо уповает на Сына Божия, как на отца. Отверзаются пред ним двери, и входит, снова отверзаются пред ним двери в соразмерном числе, например из ста обителей – в другие сто обителей. И в какой мере обогащается, в такой мере показываются ему новые чудеса. Ему, как сыну и наследнику, вверяется то, что не может быть изречено естеством человеческим, или выговорено устами и языком. Богу слава. Аминь». «Необходимо отметить, – говорит проф. архимандрит Киприан, – что в своем мистическом опыте св. Макарий знает то, чему будет следовать вся восточная мистика. Макарий один из первых исихастов. Его наставления в борьбе со страстями, в очищении сердца, в освобождении ума, т.е. в его трезвении, преследуют главную цель: просветление человека. Мистика света, достигаемая в успокоении ума ото всего, что может его волновать и возмущать, уже была прекрасно известна этому пустыннику IV века, т.е. на тысячу лет раньше, чем о том же учили Палама и исихасты. Самое выражение «исихия» – безмолвие, употребляется им часто и наряду с понятиями «мир», «успокоенность», «молитва», «молчание», и под. Исихазм никоим образом не является «нововведением или «изобретением». Григорий Синаит только яснее и определеннее высказал то, что было известно опыту подвижников в IV веке».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010