1 Эйвазов Н. С., свящ. Человек в двух сердцах: Учение о человеке в Библии и Коране. Сергиев Посад: изд. Московской духовной академии, 2019. 224 с.: ил. Эйвазов Н. С., свящ. Христос в двух сердцах: Учение об Иисусе Христе в Библии и Коране. – М.: Изд. дом «Святая Гора», 2021. – 256 с.: цв. ил. 2 Христология (от др.-греч. Χρστος – Христос, λγος – учение) – учение об Иисусе Христе. Раздел православного догматического богословия, освещающий вопросы воплощения второго Лица Святой Троицы. Христология также изучает вопросы сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы, связанные с жизнью Богочеловека. 3 Антропология (от др.-греч. νθρωπος – человек, λγος – учение) – раздел богословия, посвящённый раскрытию учения Церкви о человеке. 4 Статистика приводится по исследованию американского аналитического центра (Pew Research Center). См.: [Электронный ресурс]. URL:http://www.globalreligiousfutures.org. (дата обращения: 09.03.2023). 5 Ханафиты (араб. – ханафия) – последователи одной из суннитских школ (мазхабов), сложившейся на рубеже VIII–IX веков в Ираке. Основателем является Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи (699–767), именем которого названа школа и её последователи. 6 Шафииты (араб. – аль-шафиий) – последователи одной из суннитских религиозно-правовых школ, названной по имени Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767–820). 7 Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России. М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2005. С. 149. 8 Коран (араб. ‎ – чтение вслух, наизусть) – священная книга мусульман, которая состоит из 114 сур (глав). В Коране собраны откровения Аллаха, которые передавались Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила) в течение 23 лет. 9 Акгюль М. Коран в вопросах и ответах/[Мухиттин Акгюль; пер. с тур. Айдер Исмаилов, Фарид Багиров]. – Москва: Новый свет, 2008. – С. 217–218. 10 Здесь также важно подчеркнуть, что во время мусульманского богослужения Коран читается исключительно на арабском языке, так как чтение Корана в оригинале и изучение его смыслов является одним из важных пунктов в исламском вероучении (См.: Коран 17:45). Однако бывает и другая сторона этого пункта, о которой пишет один из западных исследователей Библии и Корана: «В отличие от христиан, которые читают Библию преимущественно на своём родном языке, мусульмане ставят себе в заслугу умение читать Коран на языке оригинала, т. е. на арабском, даже в том случае, если они не совсем понимают, о чём идет речь» (Гилкрист Д. Коран – Священная Книга мусульман. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 13.03.2023).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

К 1908 году начальное образование могли получить все дети от 8 до 11 лет, а 9 лет спустя начальное образование стало обязательным и был разработан план об обязательном среднем образовании в стране к 1925 году. К 1917 году в России, стране со 170-миллионным населением, число грамотных возросло в 2 раза. Половина населения страны могла читать и писать; вполне можно было ожидать, что к 20м годам неграмотность исчезнет совсем. К началу I Мировой войны в России было 90 государственных университетов и колледжей. Получив поддержку Царского правительства, открывались “народные” или “свободные” университеты, которые, не будучи государственными, выдавали дипломы об окончании учебного заведения, оценивавшиеся весьма высоко. Одним из наиболее известных (хотя и не самым крупным) был Университет Шанявского. К 1913 году в нем было 6000 студентов, половина из них — женщины, что было выше показателей любого смешанного университета в Европе. По инициативе губерний, уездов и частных лиц открывалось много школ для детей старше 11 лет и для взрослых; все школы были либо бесплатными, либо плата была низкой. Эти школы пользовались успехом и уважением и полностью соответствовали своему назначению. В 1911 году в Российской Империи насчитывалось четыре Духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 61 епархиальное училище, 13 женских училищ духовного ведомства, состоявших под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Александры Феодоровны. За время царствования Государя Николая II число студентов увеличилось на 400%. Поражает рост женского образования (с 1899 по 1914 годы количество женских гимназий с 54 102 увеличилось до 328 800 — на 507%). Анкета 1920 года, проведенная советами, установила грамотность 86% детей от 12 до 16 лет, начавших учиться при Царской власти. Придя к власти, Ленин закрыл широкую сеть школ и университетов, а ведь они были учреждены рабочими, которые там преподавали и учились, и которых он пришел “освободить”. В своем ярком исследовании о дореволюционной России Татьяна Браун пишет: “Тогда как в России того времени весьма критически относились к своей системе образования, и особенно к той роли, которую играло в этом Правительство, иностранцы высоко отзывались о нем. Морис Баринг, обозреватель, долго живший в России, пишет в 1914 году, лишь за несколько лет до революции: “Обычный русский человек образованного среднего класса очень образованный — настолько лучше образованный, чем обычный просвещенный англичанин, что сравнение показалось бы неуместным”. А в глазах американского специалиста, изучавшего пятьдесят лет спустя систему образования Царской России “остается очевидным, что какие бы недостатки ни существовали в других областях, в общем образовании Самодержавие сделало очень много полезного и разумного к тому моменту, когда военная катастрофа вычеркнула это образование из истории””. Глава V. Великая война

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Религиозность американцев достигла своего пика в 1940-1970 годы. К 1960 году на службы в церковь каждую неделю ходили примерно 50% американцев. При этом в своем исследовании Стоун четко разграничивает веру и принадлежность к церкви: по мнению ученого, регулярное присутствие на службах совсем не оптимальный показатель религиозности. На сегодняшний день службы каждую неделю посещает 35% населения – по сравнению со странами Европы этот показатель еще можно считать высоким. Хотя свыше 80% американцев назовут себя людьми верующими, если их об этом спросить, лишь треть их них регулярно ходит в церковь. Падение религиозности в стране начиная с 1960-х Стоун связывает с рядом политических решений, в том числе с запретом финансирования религиозных школ на средства налогоплательщиков, который и по сей день действует в 39 из 50 американских штатов. Среди других факторов, способствовавших оттоку людей из церкви – изменившиеся представления о семье. Когда приоритетом для американцев стало высшее образование, заключать браки стали позднее, а часть американцев предпочли и вовсе отказаться от семьи. Разумеется, такие люди с меньшей вероятностью будут регулярно бывать в храме. Еще один фактор, который также сыграл свою роль – увеличение числа межконфессиональных браков в Америке. В подобных семьях дети чаще всего не следуют религиозным традициям ни одного из родителей, ни каким-либо иным на собственный выбор, тогда как в семьях, где родители придерживаются одной религии, ее обычно перенимает и ребенок. Интересно, что ранее в масштабном исследовании этого феномена, которое проводилось среди 70% населения земного шара, предлагалось другое мнение на этот счет. Как писала «Российская газета» в своем выпуске от 7 августа 2012 года, по итогам опроса «Глобальный барометр надежды и отчаяния» Ассоциации Gallup International был сделан вывод о том, что уровень религиозности зависит в первую очередь от достатка и образования. По словам Андрея Милехина, директора-координатора Gallup International/WIN по России, СНГ и Восточной Европе, «в лагере наиболее религиозных оказались в основном самые бедные страны. Вера, видимо, помогает переносить тяготы и невзгоды повседневной жизни. Зато большинство стран с высоким уровнем экономического развития не смогли перешагнуть серединную отметку шкалы религиозности. Исключение здесь составили Италия и США, где вопросы веры возведены практически в государственную традицию».

http://bogoslov.ru/event/6028490

Влияние центра на приходы весьма ничтожное. По последнему списку до 10 священников заняли приходы самовольно, без резолюции Епископского совета. У центра был эмигрантский дом – продали, была типография в собственном доме – проданы и типография и дом. Было 13.000 долл. эмеритурного капитала взят известно кем. Несколько пожертвованных ферм – проданы (о незаконной продаже одной такой фермы Таугон Масс, поднят был вопрос на соборе в Кливленде). Здания семинарий в Миннеаполисе, Тенфлаи, Нью-Йорке – проданы. Таковы материальные и культурные накопления за 140 лет. Даже букваря для русских школ не издали. Сборники, начатки, св. истории, катехизисы – все издания Владимировой. Есть только два американских издания: епархиальный издательский комитет издал тощую брошюрку «Литургию св. Иоанна Златоустог о», да газета «Свет» частно издала американско-славянский молитвослов. По смете, утвержденной Кливлендским собором, поступлений с приходов обозначено 11200 долл., а по епархиальному отчету за первое полугодие (пока еще некое воодушевление было) поступило всего на всего – 1026 дол. Взносы сделали 48 священников, 18 приходов и 4 псаломщика. Теперь «министр иностранных сношений» П. Зубов ищет у американцев денег на уплату процентов по долговым обязательствам 4-м адвокатским фирмам за ведение судов и для того составляет доклад о прекрасном финансовом состоянии митрополичьего округа (у епископалов есть специальный комитет помощи Парижскому Богословскому Институту. Теперь прибавилась у этого комитета новая функция – изыскание средств по уплате долгов Платоновской юрисдикции). Это столь расслабленный, переобремененный обязательствами и маложизненный организм, что его следовало бы распределить особому рачительному надзору, попечению и подбадриванию отдельных епископов: может быть, личным руководством, исследованием и воздействием они улучшили бы, оздоровили организацию, влили энергию, дали более жизненный темп. Между тем как теперь постановка дела совсем другая. Теперь аппарат, управляющей этими приходами, разбросанными на необъятных пространствах, действует так:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Со вступительным словом к собравшимся обратился митрополит Волоколамский Иларион, обозначив повестку дня. В своем выступлении владыка, в частности, затронул тему взаимодействия с религиозными общинами Соединенных Штатов Америки, отметив, что несмотря на сложность в отношениях между Россией и США, у Русской Православной Церкви сохраняются добрые контакты с американскими религиозными деятелями. « Православная Церковь в Америке насчитывает наибольшее среди православных юрисдикций в США число общин, — сказал председатель ОВЦС. — У Русской Церкви-Матери сохраняются теплые отношения с Православной Церковью в Америке, развивается взаимодействие во многих сферах, в частности, в области сотрудничества духовных школ. Я только что вернулся из поездки в США, где участвовал в богословской конференции в Свято-Владимирской семинарии, сослужил с Предстоятелем Православной Церкви в Америке Блаженнейшим Митрополитом Американским и Канадским Тихоном , посетил приходы и монастыри. С удовлетворением отмечу, что к празднованию 75-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви в Свято-Владимирской духовной семинарии Православной Церкви в Америке создан Фонд имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для поощрения исследований в области библеистики». Владыка Иларион упомянул, что в США представлена и Русская Зарубежная Церковь , появление которой стало следствием гражданской войны в России. В 2007 году восстановлено каноническое общение двух частей единой Русской Церкви, и в настоящее время Русская Зарубежная Церковь обладает самоуправляемым статусом в составе Московского Патриархата. Иерарх также отметил, что в настоящее время у Русской Православной Церкви весьма активно развивается сотрудничество и с целым рядом американских религиозных и благотворительных организаций, в частности, с Евангелистской ассоциацией Билли Грэма.  В 2019 году в Москве состоялась встреча действующего президента Ассоциации Франклина Грэма со Святейшим Патриархом Кириллом. Стороны подчеркнули значимость соработничества на ниве оказания помощи гонимым христианам и отстаивания традиционных христианских ценностей. В частности, обсуждался Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, проведенный 10-13 мая 2017 года в Вашингтоне по инициативе Московского Патриархата совместно с Ассоциацией Билли Грэма.  Цель Саммита заключалась в привлечении внимания мирового сообщества к трагедии гонимых христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в других регионах мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5865672...

Владыка Сильвестр также отметил, что именно благодаря исследованиям обстоятельств жизни новомучеников стало возможным прославление почти 1800 святых, живших и пострадавших в XX веке. В то же время, объем неосвещенных материалов остается значительными. Научный форум начался торжественным заседанием, которое возглавили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , председатель Учебного комитета при Синоде Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр, проректор Киевской духовной академии и семинарии по научно-богословской работе В.В. Бурега, координатор Центра изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века С.В. Шумило. Митрополит Антоний обратился к слушателям с вступительным словом. В частности, иерарх рассказал, что в конференции участвуют представители 17 стран мира: это Украина, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Израиль, Италия, Латвия, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, США, Франция и Эстония. В программу форума было включено 98 докладов (60 очных и 38 заочных) представителей как церковных научных кругов, так и светской науки.  После выступления митрополита Антония было зачитано приветствие  организаторам, участникам и гостям научной конференции Блаженнейшего митрополита Онуфрия, а также приветствие   митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона . На пленарном заседании было представлено несколько докладов, после чего работа конференции проходила в трех секциях: «Репрессивная политика советской власти в отношении религии и Церкви», «Новомученики и исповедники ХХ века: подвиг и наследие», «Православные иерархи и духовенство в годы коммунистических гонений на веру». 7 февраля участники конференции приняли участие в праздничном богослужении по случаю дня памяти сщмч. Владимира (Богоявленского).  После Божественной литургии и праздничной трапезы ученые продолжили работу в секциях «Мученичество и исповедничество в истории Церкви: память и осмысление» и «Православная Церковь в СССР в период атеистических гонений ХХ века», а также провели дискуссию о результатах мероприятия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5590442...

—348— 3 . От попечителя Кавказского Учебного Округа, Тайн. Сов. Яновского – сборник материалов по описанию народов и пле­мен Кавказа, т. 10. 4 . От о. Наместника Лавры Архим. Леонида его сочинение: О родине и происхождении глаголицы. 5 . От о. Инспектора Академии архим. Петра: а) Никольского: Ассирийские клинообразные надписи, вып. 1; б) Иванова: Грече­ские рукописные Евангелия, находящиеся в библиотеке Тавриче­ской духовной семинарии, в) Его же: Греческий рукописный Апо­стол в г. Керчи и г) Его же: Молоканство. 6 . От Инспектора Тифлисской духовной семинарии архимандрита Никанора – его брошюра: «Блаженный Фотий, патриарх Констан­тинопольский». 7 . От директора Казанской учительской семинарии г. Ильминского его сочинения и издания: а) Св. Евангелие, древне – славянский текст; б) церковно – славянская азбука для церковно – приходских школ кн. 1 и 2; в) Обучение церковно – славянской грамоте в начальных училищах, кн. 1 и 2; г) Переписка о чувашских изданиях переводческой комиссии. 8 . От о. Протоиерея Правдина – его брошюра: Описание че­ствования Протоиерея М. В. Миловского по случаю сорокалетия службы его в священном сане. 9 . От иером. Алексия (Виноградова) его сочинения: а) История английско-американской Библии ч. 1–3 в 2 кн. 2 экз; б) Ки­тайская библиотека, и ученые труды членов русской миссии в Пекине; в) Миссионерские диалоги с китайскими учеными. 10 . От Н. М. Миловского – его брошюра: Древняя часовня в г. Шуе. 11 . От священника Григория Дьяченко его сочинения: а) Ме­тодика обучения правописанию; б) Луч, первая после азбуки книга для чтения; в) Об издании народных книг религиозно – нравственного содержания; г) к истории первых людей; д) Библейская история, как предмет преподавания в низших учебных за­ведениях. 12 . От преподавателя Псковской духовной семинарии Е. Ле­бедева – его брошюра: Инородческий вопрос в Псковской губ. 13 . От преподавателя Тульской духовной семинарии С. По­кровского – его сочинения: а) Духовный пастырь по Слову Божию, вып. 1 и 2; б) Основные законоположения православной христиан­ской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако сразу же после присоединения в разные уголки Аляски стали проникать разнообразные протестантские и римо-католические миссии. Первым католическим миссионером был mgr. Gloud из ордена Oblats de Marie Immaculee. Из протестантов большую деятельность развил Sheldom Jackson (1834–1909). Для стойкости в новых условиях по предложению митрополита Иннокентия Аляска и Алеутские острова были сделаны самостоятельной епархией во главе с епископом Иоанном 438 В 1872 г. русский епископ, чтобы лучше окормлять русские общины, которые стали образовываться переселенцами в Калифорнии, перенес свою кафедру в Сан-Франциско. В целом, после продажи Аляски интерес Русской Церкви к ней уменьшился. В конце XIX в. очень мало священников проживало в этой стране и все они были в преклонном возрасте 439 . В первые годы XX в., в которые Американскую Православную Архиепископию возглавлял архиепископ Тихон (1898–1907), впоследствии митрополит и Патриарх Московский, в стране снова произошли изменения. В 1900 г. епископию Алеутских островов и Аляски переименовали в епископию Алеутских островов и Северной Америки. В 1903 г. кафедра была перенесена в Нью-Йорк 440 . В том же году для 10 250 православных, разбросанных по бескрайней северной земле, был снова рукоположен викарий Аляски с кафедрой в Ситке. В ведении Ситкинского викариатства было 45 школ с 800 учениками. В 1917 г. в ней числилось 18 храмов, 72 часовни и 1 сиротский приют 441 . Все алеутское население было православным. 2) Постепенная изоляция Большевистская революция 1917 г. прервала сияние Православия в «Стране полунощного солнца». В 1934 г. миссия была образована снова. Были учреждены два викариатства – в Ситке и на Уналашке – и одна миссионерская станция в удаленном северном районе под руководством архимандрита Григория (Прозорова), с центром в Икогмуте близ реки Юкон. В 1938 г. Православная Церковь Аляски насчитывала 8 тысяч христиан, распределенных по 16 общинам, которыми руководили несколько русских миссионеров, 3 эскимоса и 3 метиса во главе с епископом Алексием (Пантелеевым) 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

б) Список пожертвований, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1908–1909 учебном году. 1) От Арсения, Архиепископа Харьковского, книги: а) К 40-летию служения в священном сане Арсения, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1908; б) Собрание слов и речей, т. I–IV. Харьков, 1908–1909. 2) От Николая, Архиепископа Варшавского – его Беседы и речи. Спб., 1909, в двух экземплярах. 3) От Гавриила, Еп. Омского – брошюры: а) Обращение к духовенству Омской епархии. Омск, 1907; б) Обращение к патриотам земли Русской в нынешнее лихолетье, части 2–4. Омск, 1908; в) Открытие отдела Союза Русского Народа в г. Омске. Омск, 1908; г) Краткий очерк жизни и деятельности Гавриила, Еп. Омского. Омск, 1908. 4) От Иосифа, Еп. Углицкого – брошюра: Новгородский Юрьев монастырь по описанию А.Н. Муравьева. Новгород, 1908. 5) От Митрофана, Еп. Елецкого – его Слова и речи. Орел, 1908. 6) От Анатолия, Еп. Елисаветградского – его брошюры: а) Американские очерки. Одесса, 1906; б) В стране шаманов. Одесса, 1906; в) Св. Алексий митрополит. Одесса, 1905. —400— 7) От Саввы, Еп. Жичке – его Пастирска посланица. Чолак, 1909. 8) Из Архива Государственного Совета – Опись дел Архива, тома 2 и 3. Спб., 1908. 9) Из Государственной Думы – Стенографический отчет Государственной Думы. 3-й созыв. Сессия II. Заседания 1–126. Спб., 1908–1909. 10) Из Архива Правительствующего Сената – Сенатский Архив, XII. Спб., 1907. 11) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Полное Собрание Законов Российской Империи, тома XXV, в 2-х отделениях, и XXVI, в 2-х отделениях. Спб., 1908–1909; б) Свод Законов, т. 1, ч. 2. Изд. 1908; т. 8, ч. 1. Изд. 1908; т. 12, ч. 1. Изд. 1908; т. 16, ч. 1. Изд. 1908 – все в двух экземплярах; в) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 126–127. Юрьев, 1907–1908; г) Продолжение Свода Законов 1908 г., в двух экземплярах. 12) Из Училищного Совета при Св. Синоде – Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие (1884–1909 г.). Спб., 1909. 13) Из Императорской Академии Наук – а) Записки по историко-филологическому отделению, 8-я серия, тома VII, 8, и VIII, 1, 2 и 4. Спб., 1906–1907; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6 серия, 1908 г., т. II, 12–18; 1909 г., т. III, 1–11; в) Известия Отделения русского языка и словесности, т. XIII, кн. 1–3. Спб., 1908; г) Сборник Академии Наук, тома 61:2 и 84. Спб., 1908–1909; д) Энциклопедия славянской филологии, в. 12. Спб., 1908; е) Исследования по русскому языку, тома 2:5 и 2:6. Спб., 1909; ж) Симеона Метафраста Списание мира от бытия. Спб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русская духовная культура не прекратила свое существование на Аляске во многом благодаря тому, что Русская Церковь продолжила свою деятельность на ее территории и после 1867 года. Однако изучением церковной истории на Аляске в ее американский период еще никто не занимался несмотря на то, что еще полвека после продажи Аляска оставалась канонической территорией Русской Православной Церкви. При этом численность нашего духовенства на Аляске к kohцy XIX века почти в 2 раза превосходила количество служивших там православных священников в период расцвета миссии в Русской Америке. В то время там была намного более развитой была и внутриприходская жизнь по сравнению с русским периодом. В книге представлено исследование распространения и утверждения православной веры и церковной традиции среди коренных жителей Аляски, соприкоснувшихся в той или иной мере с русской культурой, и особое внимание уделено малоизученному американскому периоду. В этом отношении книга является первым опытом изучения указанной церковной эпохи в данном регионе. Русская история Североамериканского континента началась в первой noлobuhe XVIII века с открытия его северо-западных окраин. Русские землепроходцы и промышленники, первыми вступившие в контакт с местным населением, знакомили американских туземцев — алеутов, эскимосов, индейцев — с православными традициями и обычаями и русской культурой. Члены первой духовной миссии крестили тысячи туземцев, призывая их отказаться от языческих заблуждений и соблюдать христианские нравственные нормы. Они не имели возможности передать глубокий смысл евангельского учения, поскольку в языке американских аборигенов отсутствовали соответствующие понятия. Но подвижническая жизнь миссионеров, наполненная состраданием и деятельной заботой о притесняемых, лучше всего привлекала туземных жителей к православной вере и подготовила почву для осознанного восприятия ими истин Православия в период расцвета православной миссии на Аляске при святителе Иннокентии (Вениаминове). Сначала в качестве священника-миссионера, а затем епископа Камчатского, Алеутского и Курильского, он много сделал для просвещения народов Аляски Евангельским учением и для распространения среди них Православия. Он создал алеутскую письменность, а затем вместе со своими сподвижниками сделал переводы текстов Священного Писания, молитв и катехизических поучений на языки народностей всех основных языковых групп Аляски и издал многие из этих переводов. Им был заложен там фундамент православной миссии, которая имела потенциальную возможность развития и в континентальной части Америке. Он уделял особое внимание созданию крепких церковных общин и формированию при них школ для детей. Понимая, важность правильной организации подготовки кадров, а так же осознавая, что наиболее эффективно там смогут трудиться священнослужители, знающие особенности Аляски, он организовал духовную семинарию, выпускники которой принимали активное участие в просвещении местных жителей.

http://patriarchia.ru/db/text/526547.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010