Результаты полевых исследований Г. были опубликованы в 1934-1951 гг. в научных журналах, прежде всего в ежегоднике Американских школ исследований Востока в Аммане. Но главные выводы были сделаны в 2 его монографиях, рассчитанных на обычного читателя (The Other Side of the Jordan, 1940; The River Jordan, 1946). Методика Г. в восстановлении исторической действительности и соотнесении ее с текстом ВЗ состояла в выстраивании параллелей между наблюдаемыми на археологических памятниках явлениями и их возможным отражением в Библии. Г. предполагал, напр., что фиксируемый археологией кризис в кон. III тыс. до Р. Х. и постепенное запустение ранее густозаселенных районов, возможно, подтверждают библейский рассказ о гибели городов Содома и Гоморры (Быт 19). Следующие 700 лет, т. е. весь период развитого бронзового века, согласно Г., изученные районы территории совр. Иордании были заселены исключительно кочевниками и этим резко отличались от земель к западу от реки. Возврат к оседлой жизни и формирование нового слоя поселений приходится, по мнению Г., на XIII в. до Р. Х. и связан как с наступлением раннего железного века, так и с формированием новых общностей населения, известных в ВЗ как аммонитяне , эдомитяне, моавитяне и израилиты. Не ранее этого времени датировал Г. возникновение повествования об исходе и о завоевании Ханаана. Такие умозаключения Г. создали образ археолога-библеиста, уверенного в историчности текста ВЗ, видевшего в нем надежную основу для интерпретации любых древностей Сиро-Палестинского региона. Этот образ позднее навлек на него резкие упреки в отсутствии критического анализа источников. Его оппоненты (напр., амер. гебраист Л. Финкельстайн, дат. археолог Франкен и др.) неоднократно критиковали риторические высказывания Г. (такие, напр., как уверенное заявление о том, что «ни одно археологическое открытие никогда не вступало в противоречие с данными Библии. Было проведено множество исследований, которые в общих чертах и в деталях подтвердили библейский взгляд на историю» - Rivers in the Desert. 1959. P. 31).

http://pravenc.ru/text/165177.html

Одним из важнейших открытий Библейской археологии ХХ века является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину - кумранистику, или кумрановедение. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957 и 1979 годах, и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом переменило научные теории о путях сложения цивилизаций библейского мира, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией Матье в районе Алеппо (северо-западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тыс. до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран. К 1950-1980 годам относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Хацора (Асора), Лакиша (Лахиса), Арада, Мегиддо, Гезера, Гая, Сихема. К этому же времени относится начало планомерных раскопок в Иордании, сделавших известными памятники библейских народов Заиорданья - аммонитян, моавитян, идумеев и набатеев. Отдельные школы зарубежной библейской археологии. Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - европейской, американской и израильской. Для европейской школы библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы британских археологов, в том числе Кетлин Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон и Иерусалим. Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961 по 1967 годы на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого Города: ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида. Существенное участие приняли британские ученые и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий, некоторые из которых, сообразно печально известному " панвавилонизму " , оппоненты называли " панкумранизмом " . Важным было участие британских ученых в дебатах о судьбах библейской археологии, и о ее соотношении со светской археологией Ближнего Востока.

http://bogoslov.ru/article/293744

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИСС [англ. Bliss] Фредерик Джонс (22.01.1859, Сук-эль-Гарб, под Бейрутом - 3.06.1937, Уайт-Плейнс, шт. Нью-Йорк), амер. археолог, один из основателей научного изучения древностей в Палестине (см. Археология библейская ). Окончил Амхерстский колледж (магистр с 1893, д-р философии с 1894), учился в нью-йоркской Теологической семинарии (Union Theological Seminarium, 1884-1887). В 1888-1889 гг. изучал религию и обычаи сирийцев, позднее был приглашен Палестинским фондом исследований (ПФИ) продолжить раскопки, начатые У. М. Флиндерсом Питри на Телль-эль-Хеси (Юж. Палестина, библейское название Еглон) в 1890 г. В 1891-1893 гг. Б. возглавлял работы на телле. До Питри и Б. исследователи не осознавали, что один из основных археологических памятников Палестины представляет собой веками накопленные в одном месте остатки древних поселений и городов, к-рые можно датировать, изучив последовательность отложения фрагментов керамических сосудов. Б., соединив хронологический метод анализа материала, выработанный Питри в Египте, с собственными наблюдениями за стратиграфией теллей, показал возможность и необходимость их послойного исследования. Такой подход к изучению памятников положил начало научного этапа библейской археологии. Установленная Б. хронология слоев Телль-эль-Хеси явилась основой общей хронологии Палестины, к-рая принималась практически без поправок в течение столетия. В 1898-1900 гг. Б. применил свой «метод керамической стратиграфии» на раскопках в Иерусалиме, Телль-Захарии ( Азек ), Телль-эс-Сафи, Телль-Сандаханне ( Мареша ) и др. В 1900 г. ПФИ отказался от услуг Б., потому что безупречный в научном отношении метод предполагал длительный процесс раскопок, требовал значительных затрат и не сулил многочисленных сенсационных находок. Отказ от метода Б. надолго затормозил развитие археологии Сиро-Палестинского региона. В 1910 г. Б. преподавал в США (ун-т Рочестера, шт. Нью-Йорк) и в Протестантском колледже Бейрута; служил советником по древностям при брит. штабе (с 1918), а в 1920-1921 гг. был консультантом-археологом Американских школ исследований Востока в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/149391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У. Девер. Фотография. 90-е гг. XX в. Девер [англ. Dever] Уильям Джордж (род. 27.11.1933, Луисвилл, шт. Кентукки, США), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской , сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля. Бакалавр теологии (1955, Миллиган-колледж), магистр семитологии (1959, Ун-т Батлера (Индианаполис)), евр. и греч. языков (1959, Христ. богословская семинария (там же)); д-р философии Гарвардского ун-та (1966, дис. «Керамика конца раннего - начала среднего бронзового века в Сиро-Палестинском регионе (ок. 2150-1850 гг. до Р. Х.)»). Д-р honoris causa Евр. ин-та религии (1997). В 1975-2002 гг. профессор археологии и антропологии Ближ. Востока в Аризонском ун-те (Тусон). Преподавал в Еврейском ун-те (Иерусалим), Христ. богословской семинарии (Индианаполис), Мичиганском ун-те и Ун-те св. Андрея, Негевском ун-те Бен-Гуриона (Беэр-Шева). Д. прошел путь от сотрудника Школы библейской археологии им. Н. Глюка в Иерусалиме (1964-1968) до ее директора (1968-1971). В 1971-1975 гг. руководитель и профессор Института археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта в Иерусалиме (ранее Американские школы исследований Востока ). Главный редактор «Ежегодника Американских школ исследования Востока» (1989-1997), член редколлегий мн. археологических журналов и библейских энциклопедий. Один из последних представителей школы У. Ф. Олбрайта , Д. отказался от чрезмерного буквализма в оценке историчности ВЗ; от идеи прямого подтверждения этого текста с помощью археологических открытий. В то же время главная идея школы Олбрайта, рассматривающей текст Библии (по крайней мере с эпохи сложения Единого царства и позднее) в основных чертах как исторический, в работах Д. остается незыблемой. Д.- последовательный критик минимализма в библеистике , убежденный противник «датской школы», трактующей весь ВЗ как литературно-мифологическое и политическое сочинение. В его понимании совр. археология должна быть в состоянии корректировать исторические повествования Библии. Рассказы об Аврааме, Моисее, Иисусе Навине и Соломоне могут отражать исторические воспоминания о людях и местностях.

http://pravenc.ru/text/171535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЮК [англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской , ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская ). Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена , сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хесед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока . Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры. В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава ). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.

http://pravenc.ru/text/165177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРРОУЗ Бáрроуз [англ. Burrows] Миллард (1889-1990), амер. библеист и археолог. Профессор библеистики в Брауновском ун-те в Провиденсе (1934-1938) и Йельском ун-те (1934-1958); директор Американских школ исследований Востока в Иерусалиме (1931-1932, 1947-1948) и их президент (Иерусалим и Багдад, 1934-1938). Диссертация Б. (Йельский ун-т, 1925) была посвящена лит. контексту возникновения Книги пророка Иезекииля; он участвовал в издании Пересмотренной стандартной версии Библии (RSV) (см. Библия, переводы ); автор работ, посвященных проблемам перевода и истолкования трудных мест текста (The Revised Standard Version of the Old Testament//Congress Volume: Oxf., 1959. Leiden, 1960. P. 206-221. (VT. Suppl.; 7); Diligently Compared: The Rev. Standard Version and the King James Version of the Old Testament. L., 1964). Его книги о рукописях Мёртвого м. (The Dead Sea Scrolls. N. Y., 1955) переведены на мн. языки и очень популярны. До сих пор вызывает интерес у читателей его классическая книга по библейской археологии (What Mean These Stones? The Significance of Archaeology for Biblical Studies. N. Y., 1941), в к-рой Б. поставил вопрос о степени и методах соотнесения научных открытий в археологии с данными Свящ. истории. Соч.: The Byzantine Tombs in the Garden of the Jerusalem School// BASOR. 1932. Vol. 47. P. 28-35; An Outline of Biblical Theology. Phil., 1946; More Light on the Dead Sea Scrolls. N. Y., 1958; Jesus in the First Three Gospels. Nashville, 1977. Лит.: Hyatt J. P., Raymond P. M. A Bibliography of M. Burrows " Works//Essays in Honour of M. Burrows. Leiden, 1959. P. 87-96; Pope M. H. Millar Burrows (1889-1990), in Memoriam//Bibl. Arch. 1991. Vol. 44. N 2. P. 116-121. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока

http://pravenc.ru/text/77584.html

Киприана Карфагенского. Он начал исследования выдающегося памятника христ. археологии базилики Дамус-эль-Карита с ее кладбищем, собрал тысячи экземпляров архитектурных фрагментов и эпиграфического материала, в т. ч. христ. периода. В 1883 г. им были открыты базилика Майорум к северо-западу, за городской стеной (в 1906 здесь прошли раскопки), и базилика св. Моники. Работая на холме Бирса, он обнаружил прекрасно оформленную погребальную камеру (ипогей) V в. по Р. Х. Свящ. А. Делаттр хотя и стремился к научной фиксации, но не имел специальной подготовки, а его сотрудники работали без фиксации, сам он пренебрегал памятниками финик. и римского периода, его публикация надписей небрежна, описания и обмеры неточны. Мн. памятники были оставлены неисследованными, и их изучали уже во 2-й пол. ХХ в. Для истории религии большое значение имело открытие в 1921 г. археологами-любителями (местными работниками почты) каменных стел некрополя финикийского периода в древнем портовом районе (тофет). В 1925 г. британская миссия провела здесь масштабные раскопки, прерванные в 1927 г. из-за болезни руководившего ими Ф. У. Келси (труды миссии опубл. лишь в 90-х гг. XX в.). В 1934-1936 гг. работы продолжил на более низком методическом уровне свящ. Г. Г. Лапейр, собравший в основном эпиграфический материал. В 1947 г. П. Синтас открыл на тофете маленькое подземное помещение, вызвавшее много споров и трактованное как хранилище приношений (т. н. капелла Синтаса). По фрагментам керамики оно было датировано VIII в. до Р. Х. В 1976 и 1979 гг. работы проводили сотрудники Американских школ исследований Востока (ASOR) и Л. Стейджер. После обретения независимости Тунисом (1956) в сев. части К. были построены дворец президента и офиц. здания; древняя империя К. воспринималась теперь как важное звено национальной идентификации. Возникшая опасность застройки городища в связи с быстрым ростом столицы вызвала необходимость в специальном проекте спасения древностей, который инициировал директор музея К. А. Эннабли.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

У. Ф. Олбрайт У. Ф. Олбрайт Для развития археологии Св. земли благоприятное время началось с установления брит. мандата (1917). Были созданы органы охраны памятников, аналогичные брит. (Палестинский департамент древностей). Особое значение имело начало работ Американских школ исследования Востока под рук. У. Олбрайта . Прибыв в Иерусалим в 1919 г., он организовал работы на Телль-эль-Фуль и Кириаф-Сефере (1922). Его ученики работали также на Бет-Цуре (см. Беф-Цур ), Телль-Бейт- Мирсиме , Бет-Шемеше и др. Территория раскопок быстро расширялась, работы проводились в Рас-Шамре ( Угарит ) и Аскалоне, в разных частях Иерусалима (Макалистер, К. Данкан и Дж. У. Кроуфут с 1923 исследовали холм Офел; Э. Л. Сукеник - городские стены) и в пещерах над Галилейским м., где были найдены следы доисторического человека. В это же время открыли и исследовали одну из первых земледельческих культур - натуфийскую (Д. Гаррод, 1928-1934). Начинались раскопки в Мегиддо (Фишер и др.), Герасе в Иордании (Хорсфилд и Кроуфут), в Мицпе (Телль-эн-Насбех) и Телль-Бейт-Мирсиме к юго-западу от Хеврона . Организация работ и фиксация раскопанных объектов были поставлены на должную высоту. Олбрайт смог составить четкую типологию и хронологию керамики железного века (уточнена Фидиан-Адамсом на Аскалоне, самим Олбрайтом на Гивеафе и в Телль-Бейт-Мирсиме, работами в Бет-Эле (см. Вефиль ) и Мегиддо), Кроуфутом в Самарии и Э. Грантом (раскопки на Бет-Шемеше, открывшие период его захвата древними евреями в XII-IX вв. до Р. Х.). Печать с надписью: " Шемы, слуги Иеровоама " . VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия Печать с надписью: " Шемы, слуги Иеровоама " . VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия 30-е гг. XX в. ознаменовались работами Дж. Гарстанга (Палестинский департамент древностей) в Иерихоне, где была открыта первая городская культура неолита (в 1952-1958 К. Кеньон ). Были начаты раскопки крепости эпохи Маккавеев в Беф-Цуре. Дж. Л. Старки копал в Лахише и собрал важные сведения об эпохе проповеди прор. Иеремии (626/27-586 до Р. Х.). Работы в библейском Гае позволили в дальнейшем идентифицировать этот город. Особое значение имели 13-летние обследования Трансиордании, от Акабского зал. до сир. границы. Н. Глюк идентифицировал и датировал кладбище набатейской эпохи в Джебель-эт-Таннур (1937), северо-восточнее Мёртвого м., а в послевоенный период - Эцион-Гевер. B. Мазар приступил к изучению самого большого евр. кладбища Бет-Шеарим. Важны результаты раскопок Мари (Телль-Харири) на Евфрате, продолжавшиеся до 1960 г. (А. Парро), а также работы К. Шеффера на Рас-Шамре (Угарите), к-рые дали образцы древнейшей в мире алфавитной письменности.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

уполномоченному заведующего по общественным работам в Казанской губернии маркизу Паулуччи. Отношением от 18 марта 1892 года за 218 уполномоченный маркиз Паулуччи, уведомляя покойного Архиепископа Казанского Павла о получении списка председателей строительных комитетов, просил его составить краткую смету с указанием цен на все материалы и работы, не превышающую 2000 рублей на церковь-школу и 1000 рублей на школу, и образовать такой комитет, который имел бы общее наблюдение за всеми постройками и озаботился бы устройством по одному образцу иконостасов и икон для церквей-школ, в составе сего комитета должен быть архитектор, если можно без вознаграждения, а если не возможно, т ο с малым вознаграждением, напр. 40 рублей: с церкви-школы и 20 рублей со школы. Во исполнение сего отношения покойным Архиепископом Павлом 20 марта 1892 года, для руководства в деле постройки школ и церквей-школ деятельностью местных строительных комитетов, учрежден был Центральный Строительный Комитет, под председательством Преосвященного Епископа Никанора, Викария Казанского, из г.г. директора Реального Училища Д. С. С. Илиодора Александровича Износкова и директора народных училищ Д. С. С. Алексея Степановича Никольского с назначением в делопроизводители священника Д. А. Чудовского. В состав сего комитета вошел гражданский инженер М. Д. Михайлов. 23 марта 1892 года Казанский Центральный Строительный Комитет по постройке церквей-школ и школ открыл впервые свою деятельность тем, что поручил члену своему инженеру М. Д. Михайлову составить примерные сметы на постройку церквей-школ и школ по образцу, отпечатанному при 12 Церковных Ведомостей 1889 года, не выходя из 2000 рублей для церквей-школ и 1000 рублей для школ, а также чертежи иконостаса для церквей школ и чертежи школ и церквей-школ. 17-го апреля 1892 года г. гражданским инженером Михайловым представлены были Центральному Строительному Комитету 10 чертежей церквей-школ и 9 чертежей школ и 19 примерных смет без указания цен материалов и работ. Чертежи сии и примерные сметы немедленно были разосланы в местные строительные комитеты, от коих затребовано составление своих смет по местным ценам, а также поручено было сим комитетам озаботиться отводом земли под церкви-школы и школы, и наконец заказаны были по рисунку иконостасы для десяти церквей-школ и иконы для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из вышесказаннаго видно, что постройка церквей-школ и школ в Казанской Епархии значительно замедлялась в своем ходе. И это нежелательное явление происходило с одной стороны от долгого несогласия сельских обществ, часто язычников, или татар, или раскольников, отвести необходимые земли под постройку церквей-школ или школ, с другой же стороны от встретившейся местами затруднительности в доставке строительных материалов вследствие недостатка рабочих лошадей, распроданных по случаю голода в 1891 и 1892 годах, а в третьих вследствие холерной эпидемии, появившейся в Казанской губернии в конце июня месяца 1892 года, так что во многих селениях невозможно было во время эпидемии даже за самую высокую цену находить рабочих людей и поэтому приходилось работы по постройкам в сих местах приостанавливать до осени или до зимы 1892 года. Это обстоятельство сильно повлияло в некоторых местах на стоимость материалов и рабочих рук при производстве построек церквей-школ и школ. Оказалось, в последствии, что немыслимо построить за 2000 рублей церковь -школу и за 1000 рублей школу по чертежам, данным местным строительным комитетам. В среднем выводе каждая построенная шкода обошлась в 1207 руб. 55 коп., а церковь -школа с иконостасом и иконами в 2292 руб. 45 коп., включая сюда между прочим и плату г. инженеру, канцелярские и почтовые расходы. Но не смотря на все неблагоприятствующие сим постройкам обстоятельства, постройка десяти церквей-школ и десяти школ в Казанской Епархии с Божией помощью окончена в феврале месяце сего 1893 года. Все 10 церквей-школ и 10 школ построены по прилагаемым при сем чертежам применительно к планам, напечатанным в 12 Церковных Ведомостей за 1889 год и в 6 Церковных Ведомостей за 1892 год; многие из них покрыты железом и все устроены на каменных фундаментах. На постройку 10 церквей-школ употреблено было 20916 руб. 10 коп., а на постройку 10 школ 11579 руб. 33 3 / 4 всего же 32495 руб. 43 коп. Кроме того, выдано вознаграждение архитектору за написание чертежей и наблюдение за сими постройками 600 рублей; употреблено на устройство 10 иконостасов 1000 рублей, на написание икон для десяти церквей-школ 585 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010