По окончании в 1878 году четырехлетнего курса обучения в Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был оставлен при церковно-историческом отделении для подготовки к магистерской степени. 7 июня 1879 года его как человека, превосходно владевшего английским языком, назначили на место псаломщика при православной русской посольской церкви в Нью-Йорке на трехлетний срок . Свое пребывание в США А.П. Лопухин посвятил изучению светской и религиозной жизни североамериканского общества. Он регулярно публиковал материалы на эту тему в российских журналах " Церковный вестник " , " Православное обозрение " , " Странник " , " Берег " и др. Целый ряд статей был им опубликован и в периодическом издании Русской православной церкви в Нью-Йорке " TIF Oriental Church Magazine (Журнал восточной церкви) " . Свою магистерскую диссертацию А.П. Лопухин посвятил состоянию римско-католической церковной организации в США. В 1881 году эта работа была успешно защищена им в Санкт-Петербургской духовной академии. 5 октября того же года Санкт-Петербургский митрополит Исидор утвердил А.П. Лопухина в степени магистра богословия. В 1881 году текст магистерской диссертации Лопухина вышел в свет в виде отдельной книги . Тогда же были опубликованы и две другие его книги, написанные во время пребывания в США и посвященные религиозной жизни американского общества: " Религии в Америке " и " Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных штатах Америки " . Кроме того, в 1882 году А.П. Лопухин напечатал книгу " Библия и научные открытия на памятниках древнего Египта " . После того, как в июне 1882 года истек трехлетний срок службы А.П. Лопухина при Русской православной церкви в Нью-Йорке, руководство Санкт-Петербургской духовной академии постаралось закрепить его в штате данного учебного заведения. Свободной кафедры здесь в то время не оказалось, и Александру Павловичу было предложено занять должность секретаря Совета и Правления академии. 30 октября 1882 года он был утвержден митрополитом Сидором в указанной должности. Спустя год в связи с уходом в отставку профессора И.Т. Осинина в Санкт-Петербургской духовной академии освободилась кафедра сравнительного богословия. 31 октября 1883 года А.П. Лопухин был избран Советом академии на должность доцента по названной кафедре, 2 ноября митрополит Исидор утвердил его в этой должности.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

«Московские ведомости» считали, что в связи с ослаблением Австрии после поражения в войне 1866 года следует добиваться присоединения Галиции к России, и поэтому поддерживали в Галиции партию «москвофилов», ориентировавшихся на реакционные круги в России против поляков; трунит над гельсингфорскими шведами — имеются в виду финны, искавшие поддержки в Швеции против России; участвовал в подарке Комиссарову — О. И. Комиссаров, костромской мещанин, случайно оказавшийся вблизи места покушения Каракозова, стрелявшего в Александра II 4 апреля 1866 года. Реакционной и буржуазно-либеральной печатью Комиссаров был объявлен «спасителем отечества», 6 апреля по разрешению царя «была открыта подписка на составление капитала для приобретения ему дома в Петербурге и имения» (Кн. В. П. Мещерский. Мои воспоминания. СПб., 1898, ч. II, стр. 26–27); говорил две речи американцам — 25 июля 1868 года в Кронштадт прибыл американский военный корабль «Миантономо», чтобы поздравить Александра II со спасением от пули Каракозова. 122 Оден северной саги, потерявший свой другой глаз при покушении украсть меду поэзии у Гунледа. — В скандинавских мифах Один (Оден) изображается одноглазым. 123 Смайльс С. (1816–1900) — английский писатель-моралист; его книга «Self-Help» (1860) — в русском переводе Н. Кутейникова (1866)— «Самодеятельность» — высоко ценилась демократической журналистикой: «Для детей это книга незаменимая; она доказывает всю пользу для человека работы собственными силами и неустающей энергией, в видах постоянного улучшения его нравственного и физического благосостояния; она выясняет все почетное значение грубого физического труда, не уступающего в этом смысле самому умственно-утонченному». (Михайловский Н. К., Полн. собр. соч., т. X. СПб., 1913, стр. 693, первоначально — «Книжный вестник», 1866, апрель.) 124 Руфь — по библейскому преданию («Книга Руфь»), Руфь своей кротостью и трудолюбием расположила к себе Вооза и стала его женою. 125 Бранка — пленница. 126 В 1715 году приехали… какие-то комиссары… — Чиновники по сбору налогов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Почему-то, когда дело доходило до выхода в мир, эти мастодонты стали постепенно исчезать, или, может быть, просто выдохлись (бывает такая усталость). А на смену им должны были прийти новые люди. И уже наши батюшки, такие как Дмитрий Смирнов, Владимир Воробьёв и другие, ездили и выступали по фабрикам, заводам и обществам. А когда в 1989 году мы с Александром Макаровым, ныне уже батюшкой, создали первую гласную православную газету «Церковный вестник», она стала своеобразным духовным центром. И к нам в редакцию потянулась масса разных людей, которые активно хотели послужить делу духовного возрождения России. А первый, кого мы увидели, был Евгений Константинович Никифоров, председатель тогда ещё не братства, а общества «Радонеж». Это было весной 1989 года, сразу после пасхи. Вот уже и 20 лет нашей встрече. Он пришёл к нам с Вячеславом Родионовым как за консультацией, так и с предложением о сотрудничестве. И мы стали сотрудничать. Я помню, как в известном клубе «Меридиан» на метро «Калужская» общество «Радонеж» стало проводить различные встречи и, в том числе, с известными заграничными священниками. Например, в 1989 году туда приезжал отец Виктор Потапов из Вашингтона, который выступал ещё тогда по «Голосу Америки» с религиозными передачами. Вёл этот вечер Александр Макаров. Зал был полон, это было в диковинку тогда. Сейчас кого удивишь встречей со священником? А тогда это было в диковинку. Настоящий священник, да ещё американский, да ещё ведёт передачи по «Голосу Америки»! Клуб «Меридиан» был наполнен так, что нельзя было даже пройти. Я шёл, как один из активистов, со служебного входа, потому что пройти через центральный вход было просто невозможно. Народу было больше, чем на неделе Французского кино при советской власти. Это было только начало реальной работы общества «Радонеж». С тех пор эти люди трудятся на ниве духовного возрождения России. В 1990 году они организовали первый магазин православной книги. Тогда, ещё при советской власти, мы его называли «православная обувь».

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Основные доктринальные отличия мормонов от традиционных протестантских деноминаций: вера в то, что Божественное откровение продолжается и земное царство Христа будет осуществлено на американском континенте. Согласно мормонской эсхатологии, земные семейные связи сохранятся и на небесах. С этой целью в храмах практикуется специальный обряд “крещения” умерших родственников новообращенных мормонов. Однако мормонские ритуалы по-прежнему носят эзотерический характер, и в храм допускаются только члены церкви. По сведениям, полученным от бывших мормонов, некоторые обряды напоминают масонские (Смит какое-то время входил в одну из масонских лож). Основной тенденцией развития современного мормонства является его неуклонное сближение с духом и буквой американского протестантизма. Свидетели Иеговы Основатель иеговизма – Ч.Т. Рассел (1852–1916) вышел из среды американских адвентистов, которые ожидали пришествия Христа в 1843 и 1844 гг. Сам он полагал, что пришествие состоится в 1874 г., а когда этого не произошло, объявил, что с этого года началось невидимое “присутствие” Христа на земле (Рассел истолковал греческий термин “парусия” как присутствие). В 1879 г. он начал издавать журнал “Сторожевая башня и вестник присутствия Христа”, а в 1884 г. основал Библейское общество сторожевой башни. С этого времени его учение стало распространяться в США, Канаде, Австралии и Европе. Свидетели Иеговы организованы по теократическому принципу и признают только власть Иеговы через посредство Христа, даже если она вступает в противоречие с мирской властью (отсюда – многочисленные конфликты иеговистов с государством). На земле власть Иеговы осуществляется Президентом общества и комитетом управления из 17 членов. Основной формой миссионерской деятельности является распространение иеговистской литературы. В начале 90х гг. Свидетели Иеговы насчитывали 3,5 млн активных членов в 212 странах. В странах восточной Европы они тайно действовали после окончания Второй мировой войны и сейчас вышли из подполья. Центр движения находится в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-drugie-r...

К сожалению, этот этап истории Православия в Америке, как правило, изображается в нашей литературе односторонне. Утверждается, что вся Северная Америка была канонической территорией Русской Православной Церкви, и появление на этих землях других православных юрисдикций в 1920-х гг. было результатом неких раскольнических поползновений. На самом же деле ещё до первой мировой войны был поставлен вопрос о переходе сербских приходов в Америке в Белградскую юрисдикцию. Автор, надо думать, в согласии с официальным мнением своей Церкви, признаёт это «вполне каноничным» (с. 14). Можно добавить, что святитель Тихон, будущий Патриарх, в отчете Св. Синоду за 1905 г. докладывал о возможности «самостоятельности Сербской Церкви в Америке», констатируя, впрочем, что «пока она ещё преждевременна». Греки в конце XIX – начале XX вв. создали в Америке несколько десятков приходов, которые находились в Константинопольской или Афинской юрисдикции до 1908 года, когда состоялось Деяние патриарха Константинопольского и его Синода, коим Афинскому Синоду передавалась каноническая власть «над всеми православными греческими церквами диаспоры: в Европе, Америке и в прочих землях». Только после первой мировой войны Афины отказались от этой власти в пользу Константинополя. Здесь мы должны коснуться одного существенного недостатка рецензируемой работы: автор берет тему крайне узко, и почти совсем ничего не говорит, например, о реакциях Православных Поместных Церквей на Американский раскол Сербской Православной Церкви, в то время как по существу всякий раскол есть рана на теле Православной Полноты, а в Америке эти раны особенно ощутимы, поскольку минимум два с половиной десятка юрисдикций сосуществуют на тесном пространстве американских мегаполисов. Упоминая о хиротонии раскольнического —391— сербского архиерея двумя украинскими епископами (с. 64), автор не интересуется, к какой именно неканонической группировке они принадлежали. Он ничего также не говорит об отношении к сербскому американскому расколу Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От лица первенствующего Епископа Американской епископальной церкви приветствовал Конгресс О. Невин, постоянно живущий в Риме (где имеется значительная американская колония). В качестве представителя самой этой церкви приветствовал Конгресс Епископ Манилльи (Филиппины) Брент. На Филиппинских островах издавна происходили большие смуты. Восстание местных жителей, вызванное дурным управлением испанских (гражданских) и в особенности католических (церковных) властей, привело к занятию Филиппинских островов Американцами. Римско-католические епископы были изгнаны (они получили соответствующие места в Испании), и Американцы завладели островами. Однако, Филиппинцы не желают подчиниться американской церкви, они хотят остаться католиками, решившись вместе с тем навсегда освободиться от Рима. Вот они и задумали искать помощи у старокатоликов Европы; но старокатолические епископы не особенно склонны войти с ними в церковные сношения. Они рукоположат для них епископов не иначе, как убедившись в полном согласии вероучения лиц, ищущих епископства, с вероучением старокатолическим и вообще в устойчивости ново-образуемой старокатолической церкви Филиппинских островов. Не менее, если не более, интересен следующий факт: на Конгресс явились два англичанина, объявившие, что они римско-католические священники и желают присоединиться к старокатоличеству 2198 . По их уверениям, среди англичан-мирян, римско-католиков, и даже среди римско-католических священников есть много лиц, склонных перейти в старокатолицизм. Ежели это окажется спра- —574— ведливым и дело примет надлежащее направление, оно может иметь весьма важные последствия. Этим путём Англия может вернуться к учению древней неразделённой церкви. С большим вниманием выслушали присутствующие обращение православного священника отца Дм. Ник. Якшича, приветствовавшего конгресс от имени В. Пр. Митрополита Антония и Пр. Епископа Ямбургского Сергия. Старокатолики (в своих разговорах со мной) выражали мне, по этому случаю, своё радостное удивление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

549 Срв. превосходную статью «Conscience» у Hastingsa, IV, 30 слл. и ст. Ethics, там же V, 414–522. 550 Статьи о последних двух философах почему-то не вошли в состав «Православной Богословской Энциклопедии». 555 Buxus sempervirens 1., букс. самшит или шамит, пальма, пальмовое дерево и т. д. Ветви того растения употребляются в качестве ваий и на Кавказе. 556 Сокращенное от синематограф; русские склоняют это слово. Здесь любят сокращать: profi вместо профессор, sous-off вместо унтер-офицер. Argot в большом ходу у студентов, стало попадать и в литературу. 557 Теория выделения первоисточников, родоначальником которой признаётся парижский профессор медицины и лейб-медик Людовика XV Жан Астрюк (его сочинение, положившее начало новому направлению в области библиологии, под заглавием: «Conjectures sur les memoires originaux dont il paroit que Moyses’ est servi pour composer le livre de la Genèse. Avec les remarques qui appuient on qui éclaircissent ces conjectures», было издано, без имени автора, в Брюсселе в 1753 г.), в работах последователей так называемой высшей библейской критики не представляет чего-либо строго определённого и устойчивого; открыты новые первоисточники; по усмотрению каждого исследователя группируются отделы Пятикнижия (Астрюк исследовал, с точки зрения своей теории, только книгу Бытия) и других библейских книг В.З.; происхождение отделов относится то к одному, то к другому веку и т. д. Из литературы, касающейся названной теории, за последнее время можно указать следующие сочинения: 1) W.H. Green (übers. О. Becher). Die Höhere Kritik des Pentateuchs. Gütersloh. 1897, 2) H. Höpft, Die höhere Bibelkritik Paderborn. 1902, 3) A.S. Zerbe, The Antiquity of Hebrew Writing and Literature or Problems in Pentateuchal Criticism, Cleveland, 1911, 4) W. Möller. Wider den Bann der Quellenscheidung. Gütersloh, 1912, 5) C. Gasser, Zum gegenwärtigen Kampf um das erste Buch Mose. Gütersloh. 1912? 6) R.A. Torrey. The Higher Criticism and The New Theology. Montrose, 1912 и др. В «Частном историко-критическом Введении в священные ветхозаветные книги» проф. П. Юнгерова (Казань, 1907) о гипотезе Астрюка и её видоизменениях в критических работах последующих учёных говорится на стр. 37–53. Европейскими и американскими учёными предпринято издание Библии, в основу которого положена теория выделения первоисточников; во главе этого издания, называемого кратко «Радужной Библией», стоит балтиморский профессор П. Гаупт. Книга Бытия в этом издании носит следующее заглавие: «The Book of Genesis. Critical edition of the Hebrew text printed in colors exhibiting the composite structure of the Book with notes by the Rev. O.J. Ball. Leipzig, Baltimore, London. 1896. Книга Числ (об источниках её упоминает составитель чтений) издана в 1900 г., с примечаниями Патерсона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы же видим эти прогрессивные явления у нас – наёмный таджикский рабочий получает гражданство РФ. Зачем нужна ему эта Россия и гражданство? Ради чистой и искренней любви к нашему Святому Отечеству, его вере, великой русской культуре и языку? Скорее, мы видим такое явление – иностранный мигрант, получая гражданство, как бы зачисляется в штат макрокорпорации, которая условно называется страной – США, Канадой, Австралией, Россией… Цель «гражданства» нового «гражданина» – получение доходов путём выполнения каких-то работ в макрокорпорации – стране. В этом вся «государственная идеология» «нового гражданина». Он – наёмный работник, трудится, получает заплату, пользуется соцпакетом, предоставляемым компанией – страной. По желанию, может уволиться. Хотя есть более жёсткие схемы, например, военный коммунизм. Пишут , что Евгений Пригожин, покойный глава «Вагнер» симпатизировал идеям военного коммунизма. Частные военные компании, а не национальные вооруженные силы, – это обязательный элемент Финансового мира, большой корпорации. Эти компании выполняют функции обеспечения безопасности, но не в интересах народа, а в интересах бизнеса, которым занимается корпорация, в интересах Всемирной торговой федерации. В ноябре 2022 года в газете «Русский Вестник» мы писали: « ЧВК – это контракт. Мировым силам для установления нового антихристианского миропорядка сегодня как раз нужны вненациональные, хорошо монетизированные военные подразделения. Подразделения, для которых главное– контракт, приносящий деньги. По плану строителей нового мирового порядка, для управления всем человечеством в рамках глобального государства национальные армии не нужны, они мешают глобальному надмировому управлению. Но для поддержания жёсткого тоталитарного порядка требуются мобильные военные подразделения, готовые с дьявольской жестокостью подавлять любые волнения, несущие угрозу новой мировой системе. О том, что такое ЧВК и как они используются в мире, рассказывала еще 15 лет, недавно скончавшаяся русская православная патриотка, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ Татьяна Грачёва. На примере американской «Блэквотер» она раскрыла общие черты и задачи частных военных компаний, выполняющих контракт.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/fi...

Человеку, который вышел из тени. Рига 24.02.02 http://www.yro.narod.ru/dvigenie/Entin_ol.htm 1206 Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева//Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, с. 369 1211 Письмо Н. К. Рерих Г. Д. Гребенщикову от 24.6.33.//Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. 2–3, 1994–1997. М., 1997, с. 318 1212 Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 584. Но это – чисто личное, внутреннее. Партнерские же отношение сохраняются. И на этой же странице американский послушник Рерихов получает указание не терять старых контактов – «советую снова заглянуть к масонам и навестить раввина, а также квакеров». 1213 «Явим лик доброжелательства, так мы побеждаем – да, да, да! Творчество наше устрашает всех врагов» (Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, с. 355). 1215 Доцент С.Ф. Секта. Историко-филологическая справка//Церковный вестник издаваемый при Святейшем Синоде 1916, январь, 1. стб. 56–58 1220 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1, с. 398. 1226 Да и в лексиконе Шапошниковой слово секта употребляется именно в таком значении: «Индийские коммунисты стремились преодолеть ряд прежних сектантских ошибок и выступили с поддержкой антиимпериалистической борьбы Конгресса» (Шапошникова Л. В. Национально-освободительное движение в Индии в 1934–1939 гг. (Курс лекций). М., 1960, с. 31). 1227 Другое определение: «Правильно твое определение сектантства. Главное – самомнение» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 504). Но вот именно этого у Е.Рерих было в достатке. Ей ведь было сказано: «Так полезно утверждение твоего мощного значения. Пусть привыкают к нескромности» (Там же, с. 494). 1231 При случае же она вполне могла и присягнуть в любви к церковному обряду: «Мы можем любить обрядность нашей православной Церкви» (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Сегодняшний индуизм не похож на пассивно-фаталистичный индуизм прошлых столетий. Индуизм конца двадцатого века — это потрясающе активное, миссионерское и при этом фанатичное религиозное движение, которое расценивает христианство и ислам как частные (и несовершенные) случаи проявления своих собственных божеств и потому готово поглотить другие религии… Нельзя не заметить асимметричность в русско-индийских религиозных отношениях. Если в Индии будет построен православный храм, то он будет храмом для русских женщин, которые вышли замуж за индусов в эпоху индо-советской дружбы. Но он не станет центром проповеди православия среди индусов. Однако, если индуистское святилище появится в сегодняшней Москве, то его жрецы отнюдь не ограничатся работой с индуистской общиной. Во время визита в Москву в середине октября г-н Форд сказал: «Для меня наиболее важным является распространение индуистского знания о душе. Это более важно, чем всякое иное знание, и моя главная ценность». Строится пропагандистский центр, рассчитанный на русских, а не на индусов. Он станет центром раздробленных, но довольно многочисленных языческих групп; центром, который будет разрушать остатки христианской традиционной культуры в сознании многих и многих москвичей. Наконец, позитивную оценку планам строительства индуистского религиозного центра мешать дать участие в этих планах движения «Харе Кришна» — движения, о котором идет довольно скандальная, а порою и криминальная слава. Кришнаиты — не столько индийский продукт, сколько американский религиозный «Фаст-Фуд» на индуистский мотив, этакая «карма-кола». И опять же не стоит забывать, что в XX веке именно группы, возрождающие язычество, проявили себя наиболее тоталитарным образом — достаточно вспомнить немецкий нацизм, весь настоянный на оккультизме и индо-арийских богах (основатель династии Фордов, кстати, внес свою лепту в нарастание антиеврейских настроений в западном обществе в годы, предшествующие приходу Гитлера к власти). Вот новенький языческий журнальчик — «Русский молодежный сказатель «Перун». Языческий вестник Славянской культуры и Истории с разделом о русском музыкальном андеграунде». На обложке журнала надпись крупными буквами — «Перун» — и многоговорящая картинка: группа людей в светлых рубахах возле идола с суровым лицом. Справа — высокий жрец с посохом в руках. Внизу двое молодых людей трубят в рога. Могучий воин замахнулся мечом над опущенной головой пленника в монашеских одеждах…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010