—570— вают на введении матафизики. Ваша программа о Богослужении выставлена особняком сбоку. Поставлены в параллели и мнения совершенно противоположные. Урусов говорил, что он против больших преобразований. До сих пор на бумагах подписывался ещё Толстой. В Париже князь Долгоруков, кажется зять Марии, издал книгу verité san la Russie, где выдал наружу всю дрянь и множество лиц поимённо назвал: кого вором, кого шпионом, кого мошенником. В числе обруганных им были два старые генерала, находящиеся в Париже. Один из них вызвал на дуэль Долгорукова и сказал, что если он будет убит, то на сыновей своих возложит обязанность драться. Долгоруков как-то уклонился от дуэли, но боится показаться куда-либо, чтобы его не поколотили. В Лондоне начато стеоретипное издание русского перевода Библии, но не с Исаии, как сначала хотели, а с книги Бытия, которая и издана. К каждой книге будет приложено введение, чтобы составить курс библейской экзегетики. Вадим 629 , издатель перевода, обращается ко всем русским, прося доставить переводы, которые ходят в руках русских духовных. Из прилагаемого при сём объявления Вы отчасти можете уразуметь дух, в котором будет сделан перевод. Листок сей из Колокола. Жалко будет, если распространится по России этот перевод. Он имеет очевидной целью подорвать верование в слово Божие. Нужно бы торопиться изданием перевода у нас в России и пустить его по возможно дешёвой цене. Особенно светские наши полуучёные схватятся за этот перевод, и вооружась мнимой мудростью, будут рассеивать ложное учение 630 . 1860 г., мая 5. Важная новость та, что начата в Православном Обозрении русского перевода пророка Исаии. Душеполезное Чтение хлопочет издавать перевод учительных —571— книг того же о. Макария 631 . Таким образом добрый его труд не пропадает под спудом. Душеполезное Чтение имеет 2500 подписчиков, а Православное Обозрение 1200. Но перевод священного Писания поднимет, вероятно, оба журнала. Погодин распускает слухи о своём споре с Костомаровым 632 , что это не более как комедия, сыгранная ими по заранее условленному плану. Когда Погодина выносили на руках из залы, то некоторые подчиняли его кулаками в бока. Перед тем как он собрался читать свою лекцию об Алексее Петровиче, кто-то из генерал-адьютантов подошёл к нему и сказал: Государю было бы очень приятно, если бы вы не читали своей лекции. Погодин возразил, что собраны деньги и слушатели, тот повторил опять те же слова. Но Погодин читал. На днях он женился, неделю спустя после своего сына, на бывшей некогда в доме его гувернантке, которая вышла замуж и овдовела, и с молодой женой поехал на Кавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Думается мне, что ежели бы мы, с самого начала наших сношений со ст. католиками, представили им дело в этом виде, выразили бы наше мнение именно этими словами, не было бы написано и многих лишних страниц о Транссубстанциации. Ст. католики, тоже, и даже более нас испытавшие на себе вредное влияние материалистического понимания таинства евхаристии, так старательно и оговариваются в своих ответах, так настойчиво и отказываются от навязываемого им некоторыми из нас „Пресуществления“, ибо знают лучше нас, к чему оно ведёт. Они говорят, что, согласно с нашим катехизисом, они веруют, что хлеб и вино суть „истинно, действительно и существенно“ Тело и Кровь Спасителя vere, realiter et substantialiter – прибавляя sed non carnaliter (от caro – мясо). Выделите из Вашей формулы „мясо“ – и мы единомышленны, говорят нам ст. католики. К счастью, не все наши богословы на нём настаивают, понимая, что такой латинский материализм так же далёк от истины, как и пустой символизм протестантов. На таинство евхаристии люди смотрят различно, в зависимости и от их способностей понимания и от уровня их культуры и от взгляда на значение таинств вообще. В нём можно видеть явление чудодейственно-материалистическое „химическое чудо“, как говорит Хомяков (это взгляд латинского происхождения). Можно видеть в нём лишь символ, лишь действие напоминающее установление Евхаристии Спасителем на основании слов Христа: „сие творите в моё воспоминание“ ( 1Кор.11:24–25 ) – таков взгляд кальвинистов. Можно признавать и действительное присутствие Христа в евхаристии, но не объективно, а лишь в зависимости от веры причащающегося —528— (это взгляд лютеран). Наконец есть взгляд православный, выраженный в статьи преосв. Сергия: „преложение совершается духовно, тело и кровь, питающие нас духовно, остаются явлением духовным“, но „они есть в действительности (realiter) помимо нашего личного отношения к элементам таинства“. Это именно и есть центральный пункт православного учения об евхаристии; не в мускулах, не в костях, не в мясе 588 дело, а в духовно-реальной объективности таинства. По прочтении много содержательной статьи преосв. Сергия, я обратился в редакцию Revue internationale de Théologie и запросил проф. Мишо: соглашается ли он с таким православным взглядом? В дополнение всего прежде сказанного он мне ответил: Мы (ст. католики) придерживаемся учения о сакраментальном присутствии Христа, которое находится у Отцов Церкви, т. е. (учим) духовно-объективному присутствию (Христа в евхаристии) – la présence objective spirituelle. Это равно (одинаково) удалено (eloigné) и от материалистического реализма некоторых латинствующих, и от пустой фигуральности (figurisme vide) некоторых кальвинистов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определил и: Ведомости записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. VI. Отзывы о сочинении профессора богословия в Императорском Харьковском Университете, протоиерея Тимофея Буткевича под заглавием: „Религия, её сущность и происхождение“ (Обзор философских гипотез). В двух книгах. Книга I, Харьков, 1902 г., представленном на соискание степени доктора богословия: а) Ординарного профессора Академии Сергея Глаголева: „О. Тим. Ив. Буткевич давно известен, как неутомимый работник в области богословия. Так в самые последние годы помимо различных статей, трактатов и некоторых капитальных переводов он дал капитальные —7— книги: „Зло, его сущность и происхождение“, „Исторический очерк развития апологетического или основного богословия“, „Философия монизма» и наконец исследование, представленное им ныне на соискание степени доктора богословия „Религия, её сущность и происхождение“. Автор представил первую часть, но и из второй части им напечатано уже более 10 листов. Должно удивляться изумительной литературной плодовитости автора, обусловленной его изумительным трудолюбием. Все работы автора написаны ясным и литературным языком, его рассуждения обыкновенно основательны, его выводы строго православны. Эти обычные качества его работы в общем присущи и настоящей его диссертации. Она читается легко и её доводы подчиняют себе мысль читателя. Содержание книги богато и по этому содержанию она является ценным вкладом в нашу богословскую литературу. Книга представляет собой обзор философских гипотез о сущности и происхождении религии. Установив во введении путём критического разбора существенные признаки религии, автор в последующих XI главах дал изложение и разбор взглядов на религию древних мыслителей, натуралистической и фетишистической гипотезы, взгляда Каспари, анимистической и традиционалистической гипотезы, учений Спинозы, Лессинга, Канта, Фихте, Якоби и Гёте. История религиозной философии находит себе мало исследователей в России. Тем дороже каждый научный вклад в этой области, тем более дорогим и ценным должен быть признан вклад освещённый православной идеей. Поэтому православный богослов и философ должен приветствовать работу о. Буткевича. Присуждение ему за эту книгу степени доктора богословия будет естественной и законной наградой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—584— держанный, как мне говорила княгиня Горчакова, приездом Государя. Преосвященный Алексий Тульский 655 сухо принял Исидора и теперь толкует, что он ушлёт его куда-нибудь далеко. Без звона встречали его по епархии, не позвонили и в Туле при въезде, сделали плохой обед и только когда выезжал он, сделали звон. Это бросилось в глаза, особенно в сравнении с Орловской епархией, где повсюду встречали и провожали его звоном. Во время своего пути из Ярославля с одним казанским помещиком слышал отзывы об Афанасии 656 очень неблагоприятные. Получено у нас в цензурном комитете письмо Урусова к митрополиту о том, что указ синодский о пожертвованиях в пользу христиан турецких не был перепечатываем в периодических изданиях. Самого формулярного указа не приложено. Пришёл указ Синода, извещающий об освобождении редакции Православного Собеседника от нашей цензуры. 1860 г., сентября 1. Передвижка архиереев едва ли коснётся Вас. В Крым назначают Алексия 657 , в Волынь – Нижегородского 658 , в Могилёв – Самарского 659 . Митрополит наш не доволен всеми назначениями, начиная с Иоанникия 660 . 28 и 29 пробыл в Москве и видел Иоанникия, который не радостно едет в свой путь. Затрудняются выбором архиерея в Саратов. Я воротился вчера с А. Васильичем. Было у них четыре заседания, на которых ничего не решили. Сущность нового проекта в том, что —585— образование духовное хотят разделить на три четырёхлетия, – первое класс грамматический, второе словесно-философский, третье богословский. Кончившие курс в словесно-философском должны иметь право гимназистов. Вступившие на богословский курс должны воспитываться уже строго по-монашески. Все эти преобразования требуют денег и потому полагают 1) отнести содержание семинарий на счёт епархий, 2) уничтожить духовно-учебное и хозяйственное управления, как бесполезные и только поедающие деньги. Здесь-то и есть пункт столкновения с светскими. Предоставление прав гимназистов кончившим курс в словесно-философском отделении будет иметь следствием то, что для священнических мест не найдётся священников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—22— О. Буткевич – бывший воспитанник Московской Духовной Академии. Академия, присуждая теперь высшую учёную степень своему талантливому воспитаннику, тем самым даёт ему законную и заслуженную награду за его научно-апологетическую деятельность в прошедшем и можно думать, что для професс. Буткевича это будет одним из побуждений к ещё более плодотворному продолжению этой деятельности в будущем“. б) Экстраординарного профессора Академии Алексея Введенского: „Имя протоиерея-профессора Т.И. Буткевича принадлежит, в нашем богословском мире, к числу тех имён, которые мы встречаем наиболее часто, – особенно на страницах Веры и Разума. Неистощимость и разнообразие удивительные! И если не всегда в статьях, подписанных этим именем, чувствуется усидчивая „учёность“, то во всяком случае, в них всегда заметна достаточная осведомлённость в области вопросов – обсуждаемого, в том или другом данном случае, и соприкосновенных. Сферы же, в каких вращается мысль автора, так обширны, её поиски расходятся по таким разнообразным направлениям, что порой серьёзно начинает казаться, будто его ум обозревает весь globus intellectualis, – по крайней мере с той стороны, какой он соприкасается с знанием собственно богословским. Этими же свойствами, то есть повсюду дающей себя чувствовать широтой кругозора, обилием и разнообразием мыслей, хорошим подбором справок из различных областей человеческого знания, – этими свойствами отличается и новый труд нашего почтенного богослова-писателя, представленный им теперь на соискание учёной степени доктора богословия. Пред нами проходит в книге длинный ряд человеческих мнений о деле Божием в человечестве, то есть о данной Им, хотя и раздробленной человеком на части, единой религии, связующей человеческое я, на всех ступенях его развития, постановкой пред ним верховного Ты, и – всегда в ярко критическом освещении, с точки зрения православно-богословской, хорошо обоснованной на широком базисе справок специально-научных и философских. Правда, частности того положительного миросо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76 Улунян А. Роль идейного наследия французской и американской революции XVIII b. в становлении общественно-политических взглядов А. Кораиса.//Европейское просвещение и французская революция XVIII b. М., 1988 г. 80 Герд Л. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном востоке (1878–1898). СПб., 2006. 83 Жукова Е. Греческий просветитель Никифор Феотоки об освобождении Греции.//Новая и новейшая история, 2001. С. 211–216; Жукова Е. Личные связи Феотокиса с колливадами и отзывы современников и колливадов о нём.//Греция. Национальная идея, общество, государство 17–20 вв. Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет. Совет по истории эллинизма. М., 2002. С. 30–36; Жукова Е. Никифор Феотокис : учёный, святитель монах.//Вестник Московского Университета. Серия 8: История, 1999. С. 30–67. 86 Хоружий С. Аскетика православия и идея синергии//Вестник Российского гуманитарного фонда. 1996; Хоружий С. Владимир Соловьёв и мистико-аскетическая традиция православия.//Богословские труды. М., 1997; Хоружий С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы.//Страницы. 1997. Хоружий С. Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема.// http://www.mtunet. ru/orthodoxy-psych/Home/002.htm.; Хоружий С. Православноаскетическая антропология и кризис современного человека. Доклад на богословской конференции “Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.)// 87 Интерес к его деятельности был отмечен после публикации «Добротолюбия» на ряде европейских языков. 88 Weigand Gus “Die Sprache der Olympo – Waachen nebst einer Einleitung über Land and Leute» Leipzig. 1888; Pignatorre Marino Nicolo “Memorie storiche e critiche dell’ isola di Cefalonia dai tempi eroici alia Caduta della republica Veneta. Libridue tomo Corfu, 1889; Bousguet R. “Cosmas l‘ Etolien»//“Echos d’ orient» Paris, 1906.//Αναλιτικ βιβλιογραφα Κοσμ του Αιτωλο 1765–1973. Αθνα, 1974; Economidis D. Nicodim Aghioritul.//Biserica Orthodoxa Romana. 1–2 (1941). P. 61–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

42 Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. – СПб., 1901 г. – Т. 3. С. 139–140. 46 Soldatow G. S. The Right Reverend Bishop Nestor. Correspondence, reports, diary. – Minneapolis, Minnesota (USA): AARDM Press, 1993. – Т. 2. С. 108. 48 Soldatow G.S. The Right Reverend Bishop Nestor. Correspondence, reports, diary. Т. 2. С. 13. Так по-английски написаны мирские титул, имя и фамилия епископа Нестора на его надгробном памятнике на Алеутском острове Уналашке, поставленном находившейся там Американской Коммерческой Компанией. Также на памятнике указано, что он родился 20 декабря 1825 года в г. Архангельске в России и умер 18 июня 1882 г. (Это неправильно, он утонул 12 июля 1882 г. – Д. Г.) 49 Soldatow G. S. The Right Reverend Bishop Nestor. Correspondence, reports, diary. Т. 2. С. 108. 52 Епископ Леонтий. Политические группы русских эмигрантов в Америке/Русско-Американский Православный Вестник. – Нью-Йорк: [б.н.], 1944 г. – 8. С. 122–123. 54 Коханик Пётр, протоиерей. Юбилейный сборник союза православных священников Америки 1926–1936. – Нью-Йорк, 1936. С. 91–93, 95. 56 (Afonsky) Bishop Gregory. A History of the Orthodox Church in Alaska. – Kodiak, Alaska, 1977. С. 85. 60 (Afonsky) Bishop Gregory. A History of the Orthodox Church in Alaska. – Kodiak, Alaska, 1977. С. 86. Епископ Григорий цитирует из Отчёта Православного Миссионерского Общества за 1902 г. Москва, 1903, С. 63–70. 65 Русско-Американский Православный календарь на 1950 год. – Вилкс-Барре, Пенсильвания, 1950. С. 369. 66 Алексеев В. Кого считать русскими?/Русское Возрождение. – Нью-Йорк, 1984. – 27, 28. С. 175. 67 Митрополит Платон. Благовестнические труды в Америке митрополита Платона. – Нью-Йорк, США, 1927. Выпуск 1. С. 64. 68 Ukrainian Studies Fund. From Kievan Rus to Modern Ukraine. – Cambridge, Massachusetts: Harvard University. 69 Митрополит Платон. Благовестнические труды в Америке митрополита Платона. – Нью-Йорк, США, 1927. Выпуск 1. С. 64. 70 Митрополит Платон. Благовестнические труды в Америке митрополита Платона. – Нью-Йорк, США, 1927. Выпуск 2. С. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—71— в Благовещенск после кораблекрушения, в результате которого многие из пассажиров погибли, а он остался жив и невредим. В 1865 году Архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода, а 5 января 1868 года император назначил Вениаминова на Московскую кафедру, которая считалась первенствующей в Русской Православной Церкви и задавала тон в делах церковного управления. Митрополит Иннокентий скончался 31 марта 1879 года и похоронен в Троице-Сергиевой Лавре рядом с его другом и предшественником митрополитом Филаретом. В 1849 году петербургский геолог Константин Гревингк назвал в честь Вениаминова вулкан на Аляскинском полуострове, а в 1979 году, в столетие со дня смерти, Св. Иннокентий, митрополит Московский, был канонизирован как святой Русской Православной Церкви 87 . Труды Святителя давно признаны и широко используются в качестве ценного источника по этнической истории туземного населения Русской Америки 88 , однако его работы до сих пор явно недостаточно изучены историками географии, в связи с чем остановимся на этой стороне его творчества несколько подробнее. Наиболее детальные естественнонаучные данные по российским американским владениям приведены в основном труде И. Вениаминова Записки об островах Уналашского отдела. Приводя и анализируя эти данные, ученый-миссионер широко использовал как разработки естествоиспытателей, проводивших исследования в Русской Америке (геолога Постельса, ботаников Мортенса, Кастальского и Шамиссо, мореплавателей Литке, Воронковского и др.), так собственные наблюдения и накопленные туземцами сведения о среде их обитания. Сам он весьма скромно оценивал свой труд, говоря, что его записки, хотя по возможности полны и сколько возможно везде верны, но суть ничто иное или не более как материал или материалы, расположенные по сортам почти без всякой обделки, из коих некоторые, как, например, топографическое описание каждого острова порознь – совсем не нужны для обыкновенного чита- —72— теля 89 . Следует, однако, заметить, что именно эти топографические описания, по существу, впервые дали комплексную характеристику природы российских американских владений в границах существовавшего тогда официального административного подразделения колоний на пять главных частей или отделов: Ситхинский, Кадьякский, Уналашкинский, Атхинский и Северный 90 . Наиболее детально исследованный Вениаминовым Уналашкинский отдел занимал все острова и часть Американского материка, находившиеся между 53 и 59 градусами северной широты и 158–170 градусами западной долготы от Гринвичского меридиана, т.е. от острова Амухты до половины полуострова Аляска и острова Прибылова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начатое в пятой главе подробное изложение американского учения о каждом таинстве в отдельности заканчивается в главе шестой. Здесь излагается учение о таинствах: покаяния, священства, брака и елеосвящения, при чем речь ведется в том же порядке и по тем же рубрикам, как и в главе предшествующей. При критическом рассмотрении изложенного учения автор с особенным вниманием останавливается на таинстве священства и на вопросе о действительности англиканской иерархии. (Стр. 281–347). Седьмая глава носит заглавие: «практическая сторона в американско-епископальной церкви». Здесь автор сообщает сведения: а) об устройстве и управлении американской —557— епископальной церкви, а именно: о генеральной конвенции, её составе и функциях, об управлении епархиальном, об епархиальной конвенции, об епископе, о его поставлении, его правах и обязанностях, о приходской общине и церковном совете, о священнике, диаконе и низших клириках; б) о церковной дисциплине, о преступлениях и проступках, подлежащих ведению церковного суда и о наказаниях за них, о различных видах церковного суда и о формах судопроизводства на нём; в) о богослужении американской церкви, при чем, после сведений о праздниках, постах и годичном круге чтений Ветхого и Нового Завета, автор с достаточною подробностью излагает содержание всех богослужебных чинопоследований, заключающихся в американской «книге общих молитв», кроме, конечно, тех, о которых уже была речь при изложении учения о таинствах. – Очерк практической стороны американской церкви автор также сопровождает своими критическими замечаниями, с наибольшим вниманием останавливаясь на обследовании вопросов о единоличном рукоположении в сан епископа и о посвящениях per saltum. (Стр. 348–404). Заключение книги проф. Керенского представляет собою исторический очерк сношений англиканской и американской церкви с православною по вопросу об их сближении и возможном соединении. Очерк этот обнимает всю историю сношений, начиная с первой четверти XVIII-ro столетия и оканчивая началом ХХ-го, т. е. приездом в Россию епископа Графтона. На последних страницах заключения автор, как мы видели, выясняет задачу своего труда и дает по вопросу о соединении церквей тот вывод, к которому привело его изучение американской епископальной церкви по сравнению с православною (стр. 405–437).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Американская Медицинская Ассоциация резко упрекнула ТМ в обмане: «Расследование применяемых движением методов раскрывает большое многообразие форм дезинформации, обмана и манипуляций ложью и научными фактами» и назвала ее «последним изобретением Махариши в деле обмана огромного числа людей, занимающихся ТМ» 942 . Журнал американской медицинской ассоциации после позитивного отзыва на медитативные техники Махариши в майском номере за 1991 г. писал, что «был введен в заблуждение последователями индуистского гуру Махариши Махеш Йоги», что в ранее опубликованной статье содержались необоснованные утверждения и недостоверная информация 943 . Некоторые эксперты прямо утверждают о вреде для человеческого здоровья медитативных практик ТМ: «Энтузиасты ТМ, считающие медитацию универсальной панацеей, не замечают того, что медитация представляет значительную опасность для еще незрелых людей» 944 . 932 О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник/Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996. 933 Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г.//Миссионерское обозрение.– 1996.– С.8. 934 Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.)/Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.– С.5–12. 935 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.– 83 с. Читать далее Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник 1). ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010