8 сентября 1736 г. скончался Феофан Прокопович. Между тем было обнаружено так много очагов тайной оппозиции немецкому засилью, что дело продолжилось, но уже как чисто политическое. В ходе расследования всплыло даже имя престолонаследницы Елизаветы, высоко почитавшейся среди духовенства. После трехлетнего предварительного заключения Феофилакт Лопатинский, последний противник Феофана в богословских спорах, был 13 декабря 1738 г. по повелению императрицы лишен епископского сана и заточен в Выборгскую крепость. Оговорившего его Решилова расстригли и сослали в один из монастырей. 31 декабря 1740 г. регентша Анна Леопольдовна освободила Феофилакта из крепости и восстановила его в прежнем сане. Вскоре после этого, 6 мая 1741 г., он скончался  . В царствование Анны Иоанновны высшее духовенство подвергалось преследованию по самым мелочным поводам и число смещенных епископов постоянно росло  . Редели и ряды приходского духовенства, монастыри пустели (вследствие так называемых разборов). 1 сентября 1737 г. вышел указ, призывавший на военную службу всех пригодных к ней церковных причетников от 15 до 40 лет, освобождались только священники и дьяконы. Монахи убегали из монастырей  . Поскольку состав Святейшего Синода не пополнялся, высшее церковное управление замерло; так, в 1738 г. в Синоде заседал один единственный епископ, а зачастую решения вообще принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протоиереем. В 1740 г. член Святейшего Синода Вологодский епископ Амвросий Юшкевич был назначен архиепископом Новгородским и одновременно — председательствующим в Святейшем Синоде  . 17 октября 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна. Незадолго до своей смерти она назначила своим преемником малолетнего Иоанна Антоновича, а регентом — своего фаворита Бирона. Но уже в ночь на 8 ноября фельдмаршал Миних по договоренности с матерью императора принцессой Анной Леопольдовной арестовал Бирона, который был приговорен к смерти, но позднее помилован и сослан в Сибирь, в Пелым. Анна Леопольдовна стала правительницей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

11 -го августа 1736-го года, по предложение архиепископа Феофана, Святейший Синод назначил архимандрита Стефана «главным свидетелем и настоятелем» в давно залежавшемся деле исправления и печатания Славянской Библии . В это дело он вложил много знания и труда и довел печатание до книги Товита. Но затем дело остановилось, вследствие необходимости нового перевода всей книги, так как старый был сделан не с Греческого текста Семидесяти, а с Латинского Вульгаты; в 1741-м году печатание Библии было перенесено в Москву, между прочим и по тому соображению, что заведовавшему делом, состоявшему с 1730-го года уже епископом Стефану, за синодальными и епархиальными делами, не было времени заниматься исправлением Библии» 1958 . Во всеподданнейшем докладе 10-го февраля 1737-го года Святейший Синод, представляя на Новгородскую кафедру трех кандидатов, третьим назвал архимандрита Стефана, с оговоркой, что если последует его назначение, то «содержания ради в Александро-Невском Монастыре Школ и для прочего наилучшего к созиданию того Монастыря устроения» должно «и Монастырь тот оставить в его ведении, так, как и ныне есть», с наименованием его «Новгородским архиепископом и Александро-Невским архимандритом». Доклад разрешился в 1740-м году, когда, высочайшим повелением 29-го мая, на Новгородскую кафедру назначен был епископ Вологодский Амвросий (Юшкевич) 1959 . Именным указом Императрицы Анны Иоанновны 10-го января 1739-го года повелено архимандриту Стефану быть епископом Псковским, с оставлением и Александро-Невским архимандритом, «содержания ради н Александро-Невском Монастыре Школы и для прочего лучшего, к созиданию того Монастыря, устроения» 1960 . Вместе с тем повелено было «Троицкой Александро-Невской Монастырь по степени считать вторым»; первенство оставлено было за Троицким Сергиевым» «по-прежнему» 1961 . 15-го января было наречение, а 17-го января 1739-го года архимандрит Стефан был хиротонисан во епископа Псковского» 1962 . 7-го февраля указ об этом Святейшего Синода был торжественно объявлен в Монастыре: братии – в трапезе, а служителям в Канцелярии 1963 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1740 году граф Платон Мусин-Пушкин подал доношение в Кабинет, что когда имения духовенства были в ведении Монастырского приказа, то архиерейские дома и монастыри были во всяком довольстве, сверх того, доходами с этих имений содержался в Москве большой госпиталь и за всем тем с 701 по 711 год в казне осталось более 1000000 рублей и доимок не было, вследствие чего потребовал, чтоб те вотчины, доходы с которых шли в коллегию Экономии, были и в полном ведомстве этой коллегии, а домы архиерейские и монастыри управляли бы только вотчинами, назначенными на их содержание, что и было исполнено. Теперь Синод представил, что бывший граф Мусин-Пушкин в своем доношении показал ложно, и просил, чтоб вотчины, доходы с которых шли в коллегию Экономии, по-прежнему находились в ведомстве монастырей, которые бы получали из них съестные припасы и пользовались работами крестьян, без чего монастыри содержаться и поддерживать свои строения не могут. И эта просьба была исполнена. Выгораживая память императрицы Анны и обременяя ответственностью за все при ней сделанное фаворита ее, послали указы о возвращении ссыльных аннинского царствования: освободили из крепости Феофилакта Лопатинского, которого уже считали мертвым. Полумертвого Феофилакта привезли на новгородское подворье, очистили от грязи, в которой держали его в крепости, и Амвросий Юшкевич со слезами на глазах одел его в монашеское и архиерейское платье. Приехала цесаревна Елисавета и спросила Феофилакта, знает ли он ее. «Ты искра Петра Великого», – отвечал тот. Цесаревна отвернулась и заплакала; она оставила ему на лекарство 300 рублей; но лекарство уже не могло помочь: в мае 1741 года Феофилакт умер. Синод потребовал от Тайной канцелярии известия, где другие сосланные при Анне архиереи: Георгий Дашков, Сильвестр, Игнатий, Лев. Получен был ответ, что двое – Сильвестр и Георгий – уже умерли, Игнатий и Лев живы, их освободили из заточения и поместили в монастыре простыми монахами. Маркел Родышевский освобожден был из Тайной канцелярии и отослан в Синод для определения в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Московская типографская школа соединяется с Академией. Греческое учение оттесняется на второй план латынью. Преставление Феофилакта (Лопатинского). Синодальный указ о новой массовой амнистии духовных лиц, пострадавших во время правления Анны Иоанновны. Открытие калмыцко-русского училища в Ставрополе. Начала перевода на калмыцкий язык Нового завета и молитв. Митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) начинает длительную борьбу со светской властью в защиту неприкосновенности церковных имуществ. Неудачные попытки митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) изменить форму присяги для членов Синода — в частности, не прилагать термин “крайний судия” по отношению к монарху. Сенат вновь передает Синоду управление бывшими церковными имуществами. Создание Канцелярии Синодального Экономического Правления. Возвращение Синоду титула “Правительствующий”. Члены Синода митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) и Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) делают официальное открытое заявление о благовременности уничтожения Синода, отмене присяги и восстановлении Патриаршества. Вторая миссия на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа (Хутунцевич). За 5 лет обращено около 5000 камчадалов. Христианство прочно укореняется на Камчатке. Учреждение Санкт-Петербургской и Московской епархий. Новый “разбор” духовного сословия в рамках генеральной ревизии населения. В Москве издается Библия на грузинском языке. Под давлением императрицы Елизаветы в Польше создана Комиссия для разбора приносимых православными жалоб. Работа ее не привела ни к каким положительным результатам. Указы об обязательном представлении на апробацию Синода всех русских и ввозимых из-за рубежа русскоязычных изданий по вопросам веры. Придание статуса лавры Троице-Сергиеву монастырю. Издание Устава духовных консисторий. 1745–1752 Святейший Синод принимает ряд жестких мер по борьбе с сектой хлыстов. Ересь, однако, распространяется как по центральным губерниям, так и на Волге, Дону, Кавказе и в Сибири.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Были освобождены из тюремных казематов и возвращены из сибирской ссылки невинно пострадавшие иерархи, настоятели монастырей и церковных приходов. Им были возвращены их звания и должности. Как писал известный историк Русской Церкви А.В. Карташев : «Освобождение от кошмара бироновщины может быть ни одним сословием, ни одним сектором государственной машины не переживалось с таким торжеством и энтузиазмом, как православным духовенством» 222 . С церковных кафедр Елизавету Петровну прославляли как «спасительницу от ига иноплеменного», как «восстановительницу православия». Елизавета Петровна заявила о себе как «защитница православия». Еще будучи царевной, она демонстративно выказывала свое благочестие и любовь к духовенству, к духовным проповедям, к благолепию церковной обрядности. Таковой она осталась и на престоле – ездила по богомольям, особенно в любимый ею Троице-Сергиев монастырь, который в 1744 г. по ее повелению был переименован в лавру, соблюдала все посты, делала богатые пожертвования монастырям и церквам 223 . В 1742 г. был издан указ, по которому суд над духовными лицами был предоставлен Синоду и по политическим делам. Сам Синод, ранее подчиненный Верховному совету, а затем Кабинету министров, был восстановлен в прежнем своем достоинстве с титулом «Правительствующего». Возродились надежды на восстановление былого влияния церкви. Среди деятелей церкви зазвучали речи об активной роли церкви в государственных делах. Члены Синода – епископ Новгородский Амвросий Юшкевич и епископ Ростовский Арсений Мацеевич подали императрице доклад («Всеподданнейшее предложение»), в котором предлагалось восстановить патриаршество или, в крайнем случае, «сообразно с каноническими требованиями» восстановить должность президента и не допускать светских лиц к управлению церковными делами. Однако Елизавета Петровна, объявившая, что будет соблюдать все законы Петра, не согласилась на такие изменения. Но она выразила согласие на передачу управления церковными вотчинами из ведения Коллегии экономии в ведение Синода 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые проповедники подражали еще поучениям знаменитаго тогда греческаго богослова и проповедника Илии Миниата, или Минятия (1669–1714). Его поучения во святую и великую четыредесятницу были переведены переводчиком коллегии иностранных дел, Стефаном Писаревымъ. Самыми замечательными проповедниками в Елисаветинскую эпоху были: Амвросий Юшкевич, Кирилл Флоринский, Димитрий Сеченов и Гедеон Криновский . Проповеди Амвросия Юшкевича и Кирилла Флоринского. Амвросий Юшкевич, воспитанник и учитель Киевской академии, с 1736 г. епископ Вологодский, в 1740 г. занял новгородскую епископскую кафедру, которая после смерти Феофана Прокоповича оставалась свободною. Подобно Проконовичу, прославлявшему дела Петра В., Юшкевич сделался первым хвалителем его дочери, Елизаветы. В день воспоминания её рождения, 18 декабря 1741 г., спустя три недели по восшествии её на престол, он говорил проповедь, в которой, рассказав историю воцарения Елизаветы, яркими красками изобразил положение России под немецким владычеством в предыдущие царствования. «Преславная победительница, говорил он, избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Сие и самый последний ведать может, что как болезнь внутренняя есть тягчайшая и опаснейшая, так и враг внутренний и сокровенный есть страшнейший. Но такие-то все были враги наши, которые, под видом будто бы верности, отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость. Во первых, на благочестие и веру нашу православную наступили; но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов порасстригли и перемучили! Спросишь за что? Больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему не годный. Сие же все делали такою хитростью и умыслом, чтоб вовсе в России истребить священство православное, и завесть свою новомышленную беспоповщину....

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

3 Симонов Р. А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М., 1980; Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец//Словарь книжников и книжности Древней Руси (далее – СККДР). Л., 1987. Вып. 1. С. 215–217; доп.: СККДР. СПб., 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 817. 4 Е[вгений]. Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому//Труды и летописи Имп. общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122–129. 5 Хавский П. Примечания на русские хронологические вычисления. Дополнительная выписка из вычислений Кирика XII в.//ЧОИДР. М., 1847. С. 35–39. 6 Буняковский В. Я. Арифметика//Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862. Т. 5. Отд. 1. С. 350–351. 8 Бобынин В. В. Состояние математических знаний в России до XVI века//ЖМНП. 1884. Ч. 232. Апрель. С. 194. 9 Юшкевич А. П. Математика и ее преподавание в России XVII–XIX вв.//Математика в школе. 1947. С. 29; История отечественной математики: В 4 т./Отв. ред. И. З. Штокало. Киев, 1966. Т. 1. С. 63. 10 Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет//Историко-математические исследования (далее – ИМИ). М., 1953. Вып. 6. С. 174–191; Зубов В. П. Примечания к «Наставлению, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца//ИМИ. Вып. 6. С. 192–195. 13 Симонов Р. А. Об одном разногласии в оценке «Учения» Кирика Новгородца//Вопросы истории естествознания и техники. 1974. Вып. 1 (46). С. 41–43; Симонов Р. А. Кирик Новгородец – ученый XII века. С. 8–14. 14 При этом следует учитывать, что в первые советские годы должность профессора на мехмате Московского университета могла девальвироваться. Известный математик член-корреспондент АН СССР Л. А. Люстерник, окончивший университет в 1922 г., делясь воспоминаниями об этом периоде, сообщал на научном семинаре по истории математики при МГУ, что в коридоре факуль-тета висел ящик (с прорезью) с надписью «Кто хочет стать профессором» для заявлений желающих. 15 Ундольский В. М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии//Временник Имп. Московского общества истории и древностей российских. 1849. Кн. 4. С. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

24 Стослав сын Ольгов – Святослав Ольгович – князь черниговский. В 1136 г. новгородцы пригласили его в князья, но ему не удалось утвердиться в Новгороде. Ср. цитату из летописи в 25 В числах здесь не все ясно. Число месяцев число же недель указано неверно 1354, причем за этим еще идет непонятное слово: дни («а недель 1354 дни»). Деление далее указываемого числа дней 9497 на 7 дает 1356 недель и в остатке 5 дней. Так как полные пятые сутки еще не прошли, то, видимо, Кирик считал лишь полные 4 дня. Тогда вместо непонятного «недель 1354 дни» следовало бы читать «недель и] 4 дни». Умножение 9496 дней на 12 дает 113 952 часа. Кирик указывает 113 960. Можно понимать это так, что к моменту написания текста прошло лишь 8 часов следующего, 9497-го дня. Но тогда непонятно дальнейшее указание, что ночных часов прошло «толикоже», т. е. столько же. Если же число часов 113960 исправить на 113964, тогда отпадет паша конъектура о числе недель, ибо окажется, .что Кирик считает только полные сутки. Ошибки в цифрах 4 и 5 при славянском начертании ( Д и Е ) малоправдоподобны. Не являются ли слова «а нощных толикоже» добавлением переписчика? 26 В трудах о Кирике, как правило, дата написания его сочинения относится к 1134 г., а годом его рождения считается 1108 г. Как видно из всего текста «Учения» Кирика, эти даты следует заменить на 1136 и 1110 гг. На это обратил наше внимание А. П. Юшкевич. 28 Бобынин, цит. соч., стр. 190–191. Бобынин неправ, утверждая, что в пп. 25 и 27 приведены ошибочные цифры: 7500 вместо 37 500 и 907 500 вместо 937 500. Цифры в Погодинском списке указаны правильно. Ошибочно лишь указание 7000 (вместо 7500) в п 24. 29 Напечатан в «Хрестоматии по истории древнерусского языка», составленной С. П. Обнорским и С. Г. Бархударовым, М.-Л., 1952. Читать далее Источник: Кирик Новгородец: ученый и мыслитель/В. В. Мильков, Р.А. Симонов ; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Кругъ, 2011. - 537, с. : ил., табл. (Памятники древнерусской мысли. ПДМ : Исследования и публикации; Вып. 7)./Наставление, как человеку познать счисление лет. 342-350 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Васильевский остров, 16 линия, д. 13, кв. 12 Ксения Половцова по просьбе В.С. Чернявского и К.Ю. Ландау Заявление в Совет Чертков Владимир Григорьевич I. Ясенки, Тульской губ. II. Петроград, Васильевский остров, Большой прт., д. 79 Март 1915 Ксения П Записка Шохор-Троцкий Константин Семенович Ясенки, Тульской губ. Март 1915 Ксения П Записка Каряпкин Федор Гаврилович Старопетергофский пр., д. 54, кв. 6 Май 1915 Ксения Ксения П Был 84 . Абрантович Фабиан Иванович Первая рота, 11 И. Книжник, А.С. Пругави- на. Еще рекомендован по др записке Мусатова Записка Книжника. ПВ Католический патер Юшкевич София Васильевский остров, 15 линия, д. 72, кв. 73 П.С. Юшкевич, Б.Г. Столпнер Письмо на имя Ксении П Попов Григорий Николаевич Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Чернова Любовь Николаевна Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Записка А.В. Татаринов Владимир Валерианович Крестовский остров, Надеждинская ул., д. 45, кв. 2 Записка А.В. Масловский Сергей Дмитриевич Суворовский пр., 35 б Удельная, ул. Алексеевская, д. 72 15 .XII.1914 А.В. Карташев Записка А.В. Славинский Максим Антонович Эртелев пер., д. 16 15 .XII.1914 А.В. Карташев Записка А.В. Потоцкая Анастасия Ивановна Новгородская ул., д. 14, квартира Макарьева 15 .XII.1914 Д.С. Мережковский Записка А.В. Верховский Глеб Евгеньевич Надеждинская ул., д. 22, кв. 25 2 .V.1915 И. Книжник Открытка Книжника к Ксении П Муравьев Николай Васильеви Апраксин пер., д. 20, кв. 2 2 .V.1915 И. Книжник Открытка Книжника к Ксении П Сциборский Дмитрий Борисович Средняя Подъяческая ул., д. 13, кв. 3 Ксения П (через В.Л. Стояновскую), рекомендовал Мейер Записка Стояновской Сциборская Ольга Петровна Средняя Подъяческая ул., д. 13, кв. 3 Ксения П , Мейер Вячеславова Валентина Николаевна Ярославская ул., д. 1/9 Ксения П (через Стояновскую) Записка Стояновской Устинов Борис Эмильевич Невский прт., д. 134, кв. 15 Ксения П Элиава Шалва Зурабович Невский прт., д. 134, кв. 15 Ксения П Федосеева Вера Емельянова Офицерская ул., д. 20, кв. 39

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Хавский П. В. Дополнительная выписка из вычислений Кирика века/П. В. Хавский.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1847. С. 38–40. Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет»/С. В. Цыб. Барнаул, 1995. С. 76, 120, 123; Прим. 98, 108, 121, 135. Щапов Я. Н. Археографическая методика исследования и издания памятников древнерусского права/Я. Н. Щапов//Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978. С. 18. Щапов Я. Н. Варсанофьевская Кормчая/Я. Н. Щапов//Археографический ежегодник за 1968 год. М., 1970. С. 95. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в X–XIII вв./Я. Н. Щапов. М., 1978. С.102–111, 179–180, 224, 260–261. Щапов Я. Н. Кирик Новгородец о берестяных грамотах/Я. Н. Щапов//Советская археология. 1963. 2. С. 251–253. Библиогр.: 13 назв. Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 года/А. П. Юшкевич. М.: Наука, 1968. С. 1720. Юшкевич А. П. Математика и ее преподавание в России XVII–XIX вв./А. П. Юшкевич.//Математика в школе. 1947. 1. С. 29–30. Goetz L. K. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmaler Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts/. L. K. Goetz. Stuttgart, 1905. S. 171. Redl G. La chronologie appliquee de Michel Psellos/G Redl//Byzantion. 1927/1928 T. 4. P. 197–236; 1929 T. 5. P. 229–286. Ryan W .F. Astronomy in Church Slavonic: Linguistic Aspects of Cultural Transmission/W.F. Ryan//The Formation of the Slavonic Literary Languages. Columbus, 1985. P. 53–60. Schminck A. Zum Todesjahr des Michael Psellos/A Schminck//Byzantinische Zeitschrift. 2001. Bd. 94. S. 190–196. Thomson F. J. The Problem of the Reception of the Works of John IV Ieiunator of Constantinople Among the Slavs: Nicon of the Black Моипт And Cirycus of Novgorod/F. J. nomson//Старобългаристика. 1987. 1. С. 23–25. Кирик новгородец. «Учение о числах» Предисловие 447 Кирик известен как выдающийся богослов, ученый математик и пытливый исследователь мироздания. Его перу принадлежит математический и одновременно натурфилософский трактат «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (или «Учение о числах»), написанный в 1136 г. На момент завершения труда, Кирик являлся монахом Антониева монастыря в Новгороде, где совмещал обязанности дьякона и доместика (т. е. руководителя церковного хора). В автобиографической приписке он указывает свой возраст – 26 лет, на основании чего исчисляется точная дата его рождения – 1110 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010