− Посмотрите на экспозиции в музее города, который расположен в игуменском корпусе! В выставочном зале, действительно, находилась больших размеров фотография. На ней запечатлелась картина июньского дня 1894 года. Весь состав училища вышел на ближайшую монастырскую лужайку. Расположились на фоне алтарной стены церкви во имя преп. Кирилла Белозерского. В центре усадили архиепископа Новгородского Феогноста (Лебедева). По обе стороны от него одетые в форменные мундиры преподаватели училища. Множество учеников встало вокруг. Петр Белоликов легко узнается в верхнем ряду чуть правее от центра. Пониже − братья Коля и Алёша. С этой редкой находкой глава о Кирилловском духовном училище, кажется, получила завершение. Семинария Год поступления в Новгородскую духовную семинарию был для Новгородской губернии тревожным. В 1894 году сюда пришла эпидемия холеры. По этой причине начало занятий отложили на две недели. В Новгороде холеру ждали осенью, но эпидемия ушла, не затронув города. С великим облегчением архиепископ Новгородский Феогност и новгородское духовенство совершили 20 ноября 1894 года в Софийском соборе благодарственный молебен. «Место изрядное, угодное и весёлое как ситуацией, так и близостью к Новгороду, над рекою Волхвом лежащее, весьма к устроению академии по обстоятельствам и угодиям приличное», − писал архиепископ Амвросий (Юшкевич), стараниями которого семинария была открыта 30 октября 1740 года на территории новгородского Антониева монастыря. К её юбилею, в 1890 году, рядом с монастырским собором был построен новый трёхэтажный корпус: высокий, со светлыми помещениями, вместительным актовым залом, имевшим превосходную акустику. Окна классов выходили на реку Волхов. У нового корпуса был один недостаток − отсутствие домовой семинарской церкви. В распоряжении семинарии по-прежнему оставался небольшой Сретенский храм с далеко не новгородским иконостасом, расписанным в 1803 году в итальянском стиле. На богослужениях было крайне тесно, церковь не вмещала и половины семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Царствование её было не без славы, даже не без пользы. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени, Фридриха Великого, брала Берлин, никогда на Руси не жилось так легко и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. Карта Европы лежала перед ней, но она редко на нее заглядывала и до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем – и она же основала первый настоящей университет в России – Московский. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня 18 в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и также по русскому обычаю все оплакали по смерти. Св. Синод при Императрице Елизавете Первенствующим членом Св. Синода был преемник Феофана на Новгородской кафедре Амвросий Юшкевич, другим влиятельным членом был Арсений Мацеевич , Митрополит Ростовский. С их стороны была сделана попытка произвести реорганизацию Св. Синода через удаление из него светских чиновников обер-прокурора и секретарей. Но доклад их не был принят во внимание. В административном положении Синода произошла перемена: Синод снова получил значение высшего правительственного учреждения по духовному ведомству. И в составе его членов по-прежнему преобладал элемент из малороссов, которых правительство более ценило, как людей по степени своего просвещения более способных к отправлению административных обязанностей и к пониманию правительственных распоряжений. Иоасаф Белгородский Одним из людей, сиянием своей чистой души освятившим эпоху Елизаветы и пользовавшимся личным почитанием Императрицы, был епископ Белгородский Иоасаф. Святитель Иоасаф происходил из известного малороссийского рода Горленко. Его прадед был выходцем из Заднепровья. Он бежал от гнета польской унии вместе с другими православными и прославился своею воинскою удалью. Мать Иоасафа происходила из фамилии Апостол, её отец был малороссийским гетманом. Иоасаф родился в праздник Рождества Богородицы, во время литургии – 8 сентября 1705 г., младенца назвали Иоакимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Голиков в его «Деяниях» (II, 73) передает, что будто бы группа членов Синода в присутствии самого Петра на одном из заседаний подала прошение о назначении патриарха. По словам графа Бестужева, Петр, ударя себя в грудь, сказал: «вот вам патриарх», а по словам барона Черкасова, «обнажив свой кортик и ударя плашмя по столу, сказал с великим гневом: вот вам патриарх!» Реальность такой сцены (только не в Синоде) весьма вероятна. Голиков продолжает: «К сему прибавлю и я слышанное мною от одного почтеннейшего старца, что отмена патриарха была весьма многим и из светских крайне чувствительна, ибо они не инако, как с воздыханием о сем вспоминали, а в первые годы даже бунты и заговоры на сие начинали». В последующие царствования мы услышим еще ряд оппозиционных иерархических голосов. Открытое официальное заявление о благовременности уничтожения Синода вместе с отменой унизительной присяги для его членов сделали в 1742 г., при восшествии на престол Елизаветы, два члена Синода: известный митрополит Ростовский Арсений Мациевич и Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич. Трагическая судьба Арсения при Екатерине II надолго заставила иерархию прикусить языки по этому вопросу. И до XIX века открытой критики синодального строя в печатном виде нельзя было и ожидать.    Открытая, почти свободная критика синодального строя начинается в XIX веке. Карамзин в 1811 г. в его записке на Высочайшее Имя «О древней и новой России» формулирует вопрос так: «Церковь Российская искони имела главу сперва в митрополите, наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного… Со времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши были уже только угодниками царей, и на кафедре языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных. Главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если Государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви; если он судит их, или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный, усердие к ней слабеет, а с ним вера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Между тем в самый разгар его исповеднических страданий в 1736 г. умер его главный мучитель архиепископ Феофан. В предсмертные минуты он, вероятно, сознавая глубину своего нравственного падения, вздыхал: «О главо, главо! Разуму упившись, куда ся преклонишь?». В 1740 г., после смерти Анны, российский престол перешел к ее внучатому племяннику младенцу Иоанну Антоновичу. Правителем-регентом стал Бирон. В правящей клике начались раздоры. Генерал-фельдмаршал Миних арестовал Бирона. Регентшей стала мать императора Анна Леопольдовна. Мрачная эпоха оскорбительной для православного русского народа тирании иноземцев подходила к концу. Начались амнистии осужденных. Вскоре, в 1741 г., произошел новый переворот. Царственный младенец был объявлен утратившим престол и отправлен вместе со своими родителями в ссылку в Холмогоры. В 1756 г. Иоанн Антонович был взят под стражу и заключен в казематы Шлиссельбурга. Зачинщики заговора гвардейские офицеры возвели на престол дочь Петра Елизавету. 2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741–1762 гг. Воцарение Елизаветы в русском народе было встречено с надеждами на перемены к лучшему. Православное духовенство переживало это событие как освобождение от кошмара бироновщины. Проповедники с церковных кафедр прославляли новую царицу как спасительницу России от иноземного ига, как новую Эсфирь и Иудифь. Ректор Московской академии архимандрит Кирилл (Флоринский), вспоминая о только что пережитом Россией ужасе, восклицал: «Доселе дремахом, а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию яко эмиссары дьявольские». А новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) с кафедры провозглашал: «Преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу православную наступали. Но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов расстригли и перемучили! Спросите, за что? Больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер… под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства, о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных… в Тайную похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучили, кровь невинную проливали».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поэтому мы видим на посту обер–прокурора того времени военных сравнительно низкого звания. Это были полковники и капитаны гвардии, которые лишь в крайне редких случаях осмеливались иметь собственное суждение и использовать те привилегии, которые предоставляла им инструкция. Первое десятилетие после смерти Петра Великого было временем внутренних беспорядков и дворцовых переворотов. Учрежденные Петром ведомства и разработанные для них законы и уставы редко действовали на практике. Стоит лишь вспомнить историю Правительствующего Сената, который Петром Великим был наделен чрезвычайно обширной властью, чтобы понять, насколько иллюзорными стали предоставленные некогда Петром полномочия. Сенат утрачивал все большую часть своей компетенции в пользу органов, возникавших при каждой смене правительства и исчезавших при следующей; например, при Екатерине I и Петре II — в пользу Верховного Тайного совета, который в своем составе частично пересекался с Сенатом, а при Анне Иоанновне — в пользу Кабинета министров, который был открыто поставлен над Сенатом. После первого обер–прокурора И. В. Болтина эту должность короткое время занимал гвардейский капитан А. И. Баскаков. Затем, до восшествия на престол императрицы Елизаветы, т. е. в течение 11 лет, обер–прокурора при Святейшем Синоде вообще не было  . В регентство Анны Леопольдовны на должность обер–прокурора 31 октября 1741 г. был назначен Н. С. Кречетников, который, впрочем, так и не приступил к исполнению своих обязанностей  . Императрица Елизавета, желавшая править по заветам своего отца, назначила на пост обер–прокурора князя Я. П. Шаховского (31 декабря 1741 г. — 29 марта 1753 г.), от которого потребовалась немалая твердость, поскольку он обнаружил в делах Святейшего Синода страшный беспорядок. Однако из–за несогласий с «синодальными персонами» он был смещен; императрица Елизавета оказалась на стороне его обвинителей — правда, более по причинам личного характера, нежели по принципиальным. Один из членов Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич (1734–1745), до самой своей смерти 17 мая 1745 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ей поручили самым беспощадным образом взыскивать налоговые недоимки со всех имений, как светских, так и церковных; она имела в своем распоряжении военные исполнительные команды, которые бесчинствовали в деревнях, не гнушаясь и пыток. Во время турецкой войны государственные финансы находились в весьма плачевном состоянии; соответственными были и меры фискально-административного давления. «Многие провинции точно войною или моровым поветрием разорены»,— заявлял фельдмаршал 17 ноября 1742 г. Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич и Ростовский митрополит Арсений Мацеевич подали императрице Елизавете записку, в которой горько жаловались на «нашу святейшую экономию», которая, «презря закон христианский, до утварей церковных добралась... ниже у турка столько Церковь наша страждет, сколько у нас в России». В дополнительном доношении от 27 декабря того же года оба иерарха указывали: Более же того Церковь, матерь нашу, столь долговременно страждущую, отягощать опасно, дабы нам душеспасительныя ея сосца не оскудели», и просили императрицу о «помиловании Церкви Христовой» (см. § 15 июля 1744 г. императрица Елизавета повелела Коллегию экономии упразднить, а церковные имения передать под управление Святейшего Синода, при котором учреждалась особая Канцелярия синодального экономического Святейший Синод поспешил делегировать в канцелярию своих представителей из числа духовенства, вступив тем самым в долгий конфликт с обер-прокурором князем Я. П. Шаховским, требовавшим назначить туда светских Обер-прокурор рассматривал церковные вопросы с петровских позиций, и это совпадало с устремлениями императрицы Елизаветы. «Самою существенною чертою последнего периода попыток упорядочения церковно-имущественного права было открытое стремление законодательства и распоряжений со стороны высшей церковной власти возвратиться к тем заветам, какие оставлены были Петром утверждает исследователь периода секуляризации. Это утверждение не вполне соответствует положению вещей. Конечно, указ от 15 июля 1744 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Нельзя сказать, что в XVIII в. со стороны русских иерархов не предпринималось попыток как-то исправить неблагоприятное положение, в котором оказалась Русская Православная Церковь. Другое дело, что оканчивались они безрезультатно. Так, видя благосклонное отношение императрицы Елизаветы Петровны к духовенству, два члена Святейшего Синода, митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич), обратились к ней в 1743 г. с просьбой о восстановлении патриаршества или хотя бы о введении в Синод должности Президента с правами Предстоятеля Церкви. Но, провозгласившая все законы Петра I своими законами, императрица ответила на эти просьбы решительным отказом. Когда же два десятилетия спустя Екатерина II провела секуляризацию церковных вотчин, что значительно подрывало материальное положение Русской Церкви, то вызванный этим протест митрополита Арсения закончился для него трагически. Важным фактором церковного воздействия на общественное сознание в то время был личный авторитет архипастырей и пастырей. Примером тому может служить деятельность на Воронежской кафедре святителя Тихона Задонского (1724—1782), немало способствовавшего исправлению народных нравов в своей епархии и имевшего сильное духовное влияние на различные слои местного общества. Большое значение поднятию общественного авторитета духовенства уделял в своей архипастырской деятельности митрополит Московский Платон (Левшин; 1737—1812). Важное место в этом деле, по его мысли, имело поднятие воспитательного и образовательного уровня духовенства, что делало бы священников подлинными духовными руководителями как простого народа, так и образованной части общества. Достижению этой цели он поставил на службу свое любимое детище — преобразованную им Троицкую Семинарию (в Троице-Сергиевой Лавре). Но с особой силой значение православной веры как важнейшего фактора национального самосознания русского народа и роль Православной Церкви в жизни русского общества проявились во время Отечественной войны 1812 г. Вместе со всем народом русское духовенство несло все тяготы борьбы с неприятелем. Оно всячески возгревало народное воодушевление, охватившее все слои русского общества, ведшего войну за веру и Отечество.

http://sedmitza.ru/lib/text/436417/

Кроме того, 14 июля Святейший Синод был лишен званий «Правительствующего» и «Святейшего» и стал именоваться Духовным Синодом  . 26 сентября того же года последовал указ, который предписывал второй апартамент называть «Коллегией экономии синодального правления»  . Членами первого апартамента назначались: Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский, Георгий Дашков, архиепископ Ростовский, Феофилакт Лопатинский, архиепископ Рязанский, Иосиф, архиепископ Воронежский, Афанасий Кондоиди, архиепископ Вологодский, и Игнатий Смола, бывший епископ Суздальский, который с 1721 г. жил на покое. Членами второго апартамента стали 5 лиц, среди них — прежний обер–прокурор А. Баскаков, на место которого 14 июля 1726 г. был назначен капитан Раевский  . Члены первого апартамента были равны в правах и обязанностях. После смерти Стефана Яворского в Синоде не стало президента, теперь же была упразднена и должность вице–президента. Камер–контора Синода, существовавшая с 1724 г., была закрыта, а ее полномочия перешли к Коллегии экономии. В результате реформы 1726 г. от синодальной структуры петровского времени мало что осталось. При вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны Святейший Синод насчитывал только четырех членов: Иосиф скончался в конце 1726 г., Афанасий же был отпущен в 1727 г. в свою епархию. 10 мая 1730 г. Синод получил указ императрицы, в котором повелевалось пополнить его состав шестью духовными лицами. Святейший Синод выдвинул 8 кандидатур, после чего 21 июля получили отставку все его члены и было учреждено новое Присутствие, состоявшее из трех епископов, трех архимандритов и двух протоиереев. Главным лицом в этом собрании был Феофан Прокопович  . В последующие годы число членов Святейшего Синода постоянно колебалось: в 1738 г. их было четверо, в 1740 г. — трое. При императрице Елизавете в Синоде состояли 5 епископов и 3 архимандрита. С 1740 г. место Феофана занял Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич (1740–1745). Старания Амвросия и Ростовского митрополита Арсения Мацеевича восстановить должность президента Синода не увенчались успехом  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Кроме того, 14 июля Святейший Синод был лишен званий «Правительствующего» и «Святейшего» и стал именоваться Духовным Синодом 329 . 26 сентября того же года последовал указ, который предписывал второй апартамент называть «Коллегией экономии синодального правления» 330 . Членами первого апартамента назначались: Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, Георгий Дашков, архиепископ Ростовский, Феофилакт Лопатинский, архиепископ Рязанский, Иосиф, архиепископ Воронежский, Афанасий Кондоиди, архиепископ Вологодский, и Игнатий Смола, бывший епископ Суздальский, который с 1721 г. жил на покое. Членами второго апартамента стали 5 лиц, среди них – прежний обер-прокурор А. Баскаков, на место которого 14 июля 1726 г. был назначен капитан Раевский 331 . Члены первого апартамента были равны в правах и обязанностях. После смерти Стефана Яворского в Синоде не стало президента, теперь же была упразднена и должность вице-президента. Камер-контора Синода, существовавшая с 1724 г., была закрыта, а ее полномочия перешли к Коллегии экономии. В результате реформы 1726 г. от синодальной структуры петровского времени мало что осталось. При вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны Святейший Синод насчитывал только четырех членов: Иосиф скончался в конце 1726 г., Афанасий же был отпущен в 1727 г. в свою епархию. 10 мая 1730 г. Синод получил указ императрицы, в котором повелевалось пополнить его состав шестью духовными лицами. Святейший Синод выдвинул 8 кандидатур, после чего 21 июля получили отставку все его члены и было учреждено новое Присутствие, состоявшее из трех епископов, трех архимандритов и двух протоиереев. Главным лицом в этом собрании был Феофан Прокопович 332 . В последующие годы число членов Святейшего Синода постоянно колебалось: в 1738 г. их было четверо, в 1740 г. – трое. При императрице Елизавете в Синоде состояли 5 епископов и 3 архимандрита. С 1740 г. место Феофана занял Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич (1740–1745). Старания Амвросия и Ростовского митрополита Арсения Мацеевича восстановить должность президента Синода не увенчались успехом 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

По характеру своему она была, как пишут современники, очень русской и, несмотря на господствовавшие при ее дворе французские моды, во многом похожей на боярынь допетровской эпохи. После 10-летнего засилия немцев при дворе стали видны почти одни только русские люди. Став императрицей, Елизавета много жертвовала на монастыри, особенно на Троице-Сергиеву лавру. Для ее благочестия характерна такая черта: на доклад Сената о допущении евреев на ярмарки в Россию для подъема русской торговли она наложила резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». С воцарения Елизаветы сразу же началось возвращение из тюремных уз и ссылок неправедно осужденных страдальцев. На волю вышел митрополит Игнатий (Смола), скончавшийся вскоре после освобождения. Святителю Льву (Юрлову) после освобождения было возвращено архиерейское достоинство, скончался он в 1755 г. на покое в Московском Знаменском монастыре. Из сибирской ссылки вернулся исповедник архимандрит Платон (Малиновский), который был рукоположен в епископский сан. Преставился он в 1754 г. в сане архиепископа Московского. Для предотвращения беззаконных расправ над священнослужителями в 1742 г. вышел указ, по которому первоначальный суд над духовными лицами, даже по политическим обвинениям, передавался Святейшему Синоду. С упразднением Кабинета министров возвышено было значение Святейшего Синода. Он переходил в непосредственное подчинение верховной власти и наряду с Сенатом вновь становился высшей административной инстанцией в государстве. С началом перемен к лучшему в положении Церкви члены Синода архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) и митрополит Ростовский святой Арсений (Мацеевич) подали доклад, в котором писали, что если государыне не угодно будет восстановить патриаршество, то, по крайней мере, необходимо восстановить должность президента Синода; предлагалось также упразднить должность обер-прокурора и Коллегию экономии. Но Елизавета не согласилась пойти на эту реформу, ибо, несмотря на свою любовь к Церкви, она твердо придерживалась тех основ государственного строя, которые были заложены ее отцом: все законы Петра она объявила своими законами, а в предложенных мерах она узрела противоречие этим законам. Императрица согласилась лишь на подчинение Коллегии экономии Синоду– при Анне Иоанновне апартамент, переименованный в Коллегию экономии, был передан в ведение Сената.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010